ТОП 10:

СМИ в условиях экономической трансформации



Общества

Экономика СМИв 90-е г.г. претерпела серьезные перемены.[63] Изменились отношения собственности. Наряду с государственными и общественными организациями, СМИ владеют частные лица, появились структуры с разным организационно-правовым статусом: закрытые акционерные общества (ЗАО), открытые акционерные общества (ОАО), общества с ограниченной ответственностью (ООО), совместные предприятия и др. В связи с существенным сокращением количества государственных СМИ уменьшилась доля бюджетного финансирования средств массовой информации. На место государственной монополии приходит конкурентный рынок СМИ. Развивается процесс их коммерциализации. Вместе с тем значительное число СМИ существует не как средство извлечения прибыли, а как средство влияния в реализации корпоративных интересов коммерческих и иных структур. В этих условиях не прекращают свой выпуск многие убыточные СМИ, финансируемые заинтересованными в них организациями и лицами.

Экономика российских СМИ, начинающая действовать в условиях рынка, существенным образом преобразует их структурно-типологический пейзаж. Остаются "на плаву" издания и программы, имеющие значительную аудиторию, тогда как низкорейтинговые программы, малотиражные издания закрываются. К сожалению, в эту группу попадает часть СМИ, рассчитанная на такие слои населения, как молодежь, дети, пенсионеры, национальные меньшинства, многие группы учащихся, а также профессиональные, в частности работников из сферы образования, науки. И здесь нужна продуманная государственная информационная политика.

Безусловно, экономический фактор рыночной экономики, модифицируя структуру российских СМИ, приближает их к потребностям широких аудиторных групп, хотя и средства, получаемые по подписке и в результате розничной продажи, часто покрывают лишь небольшую часть редакционных расходов, хотя существуют бесплатный эфир и бесплатные периодические издания. Причина здесь в том, что в дело вмешивается реклама, и через нее, пусть опосредовано, влияние аудиторных потребностей пробивает себе дорогу. Поэтому мы можем разделить мнение о том, что пресса, заботящаяся о своих доходах, возобладает в процессе развития над "прессой влияния", которая часто превалирует в современной журналистике.

Экономический фактор становится хорошим "санитаром" российского информационного пространства, поскольку благодаря нему из структуры СМИ уходят слабые издания и программы, не интересующие широкую аудиторию, но нередко он не щадит и социально необходимые типы СМИ.

Рыночные механизмы порой не действуют на коммуникационную структуру. Так, несмотря на конкуренцию, издания и программы, часто отвергаемые широкой аудиторией, продолжают засорять информационное пространство, так как они спонсируются поддерживающими их властными, коммерческими и иными структурами. Экономический кризис загнал многие СМИ под крыло монополистов и властных структур.

Однако наряду со СМИ, которые представляет собой "прессу влияния", неуклонно развиваются поддерживаемые капиталом издания, ставящие перед собой цели коммерческого характера - извлечения прибыли. Это перспективное направление в развитии типологической структуры СМИ.

Свою печать на типологический облик СМИ оказывает конкуренция, которая в современных условиях все более обостряется. Это вызвано и ростом числа однотипных изданий, действующих в одной информационной нише, и низким платежеспособным спросом населения, не имеющего возможности по экономическим причинам приобретать набор различных изданий. Однако тип конкурентноспособного издания в настоящее время не всегда характеризуется качеством содержащейся в нем информации. Часто конкурентноспособость достигается другими, более легкими путями, в том числе погоней за сенсациями, скандальными публикациями и др. Но будущее все-таки за изданиями, имеющими высокое качество своего информационного продукта.

Главные причины многих негативных явлений в том, что у нас очень медленно движется процесс включения в систему СМИ механизмов рыночной экономики. Не случайно, журналистов сейчас обвиняют в том, что они, с одной стороны, воюют за внедрение рыночных принципов в экономику России, а с другой, - за создание для СМИ экономических льгот, что идет нередко вразрез с законами рынка. Некоторые исследователи считают, что эти льготы создают для журналистов инкубаторные условия. А главное - не способствуют их активному участию в рыночных преобразованиях.

С 1 января 2002 года в прессе введен 10% налог на добавленную стоимость. В результате возросла стоимость газетной, журнальной и книжной продукции, что, несомненно, влияет и на тиражи изданий, а значит, и на количество аудитории, и на ее состав.

Что касается форм собственности, то типологическое разнообразие СМИ, дифференцируемых по этому признаку, неуклонно расширяется. Заметно возрастает доля коммерческих средств массовой информации. Хотя государственная монополия на СМИ ликвидирована, властные структуры сохраняют еще прочные позиции, особенно в региональном секторе. Продолжает существовать государственная монополия на крупные полиграфические предприятия. В связи со стремительным вторжением в сферу СМИ крупного промышленного и финансового капитала его доля на информационном рынке за короткий срок заметно возросла.

Оставаясь одним из самых крупных собственников в сфере СМИ, государство не спешит расставаться с этой собственностью. Этот анахронизм прежних режимов противоречит международным тенденциям и ведет к уродливым экономическим образованиям, которые высокими барьерами закрыли дороги, ведущие к реформированию СМИ. К примеру, государство до сих пор не желает приватизировать крупные полиграфические предприятия, хотя в законе об экономической поддержке печати это было провозглашено. В результате, техническая отсталость в полиграфии процветает, а обновление, модернизация производства идет черепашьими темпами. Нужны крупные инвестиции, а их нет. Приватизация в полиграфии могла бы привлечь крупный капитал на обновление устаревшей техники, но этого пока не происходит.

К инвестированию СМИ подключены многие крупные государственные банки, которые опутали СМИ сетями долгов со всеми вытекающими отсюда последствиями. С одной стороны, такие издания живут не шатко, не валко и не страшатся остройконкуренции, которая развернулась сейчас между многими СМИ: они спрятаны за мощным инвестиционным щитом. А с другой, если они плохо, с точки зрения властей, поведут себя, их быстро задушат экономически, потребуют вернуть долги, напустят на них налоговые службы. Эти механизмы сейчас неплохо отработаны и не раз реализованы на практике.

Существенное влияние на информационную сферу оказывают процессы концентрации СМИ в руках узкого круга промышленно-финансовых групп. Тематика публикаций, набор освещаемых событий и явлений, их оценка нередко делаются в угоду интересам этих групп. Кроме того, крупная полиграфия и телерадиотехника, а также широкий круг издающих и телерадиоорганизаций сконцентрированы сейчас в руках государства, что явно противоречит прогрессивным мировым тенденциям и ограничивает возможности СМИ как демократического института.

Ведущие средства массовой информации объединены сейчас в следующие группы.

* На государственном бюджетном финансировании находятся ВГТРК (телеканалы "Россия", "Культура", Радио России, "Маяк" и др.) с ее 99 региональными телерадиоорганизациями, ИТАР-ТАСС, РИА "Вести", "Российская газета", многие местные издания. Государству принадлежит 51% акций ОРТ. Через Газпром (более 50% акций принадлежит государству) осуществляется контроль за НТВ, другими СМИ. Большую группу СМИ финансирует правительство Москвы: ТВ-Центр, городской кабельный канал ТВ-Центр-Столица, газеты "Тверская, 13", "Вечерняя Москва", "Деловая Москва сегодня", "Москвичка" и др.

* Проф-медиа контролирует газеты "Известия", "Комсомольская правда", еженедельник “Неделя», журналы "Закон", "Эксперт", радио "Европа плюс", информационное агентство "Прайм" и др.

* Издательский дом "Экономическая газета" включает следующие издания: "Экономика и жизнь", "Экономическая газета", "Финансовая газета", "Промышленно-экономическая газета", журнал "Журналист" и др.

* "Аргументы и факты" (еженедельник и ряд специализированных изданий);

* "Московский комсомолец" (газета, ее региональные приложения, «МК-бульвар» и др.).

* “Индепендент Медиа” (газеты “Москоу таймс”, "Санкт-Петербург таймс", "Капитал", журналы "Плейбой", "Космополитен", "Харперс базар", радиостанция "Русское радио", агентство финансовой информации "Скейт-пресс" и др.

Противоречивый характер носят тенденции, связанные с характером формирования редакционного бюджета. Народившаяся коммерческая пресса пополняет свой бюджет в основном благодаря подписке и розничной продаже тиража. Газеты и журналы с бюджетом такого характера дают сейчас около 25%разового тиража периодики. Развивается сеть изданий, в бюджете которых преобладают рекламные инвестиции (около 15% разового тиража). Все это проявления коммерческих начал, предпринимательских тенденций. Но остальные 60% тиража принадлежат, к сожалению, газетам и журналам, живущим в основном за счет инвесторов. Их сердцевину составляет крупный отряд инструментальной журналистики. Это газеты и журналы влияния.

Безусловно, экономический фактор рыночной экономики, модифицируя структуру российских СМИ, приближает их к потребностям широких аудиторных групп, хотя и средства, получаемые по подписке и в результате розничной продажи, часто покрывают лишь небольшую часть редакционных расходов, хотя существуют бесплатный эфир и бесплатные периодические издания.

Среди журналистов существуют различные мнения о путях экономического развития средств массовой информации. Однако большинство из них выступает сосуществование государственной и частной собственности. Об этом говорят и данные социологического опроса, проведенного Фондом Эберта (см. таблицу 5).

Таблица 5

Представления о желательном состоянии собственности в электронных и печатных СМИ России[64]

 

  Печатные СМИ % Электронные СМИ %
СМИ должны быть исключительно в государственной собственности
Должны быть обе: государственная и частная форма собственности на СМИ
СМИ должны быть исключительно в частной собственности
СМИ должны быть приватизированы под государственным контролем

Выводы

q Экономическая модель российских СМИ - это модель кризисная. По этой причине ведущее место в системе средств массовой информации занимают издания, СМИ убыточные, покрывающие более половины своих расходов за счет различного рода инвестиций (банки, властные структуры, крупные компании, различного рода организации).

 

q Это модель изданий, других СМИ, которые функционируют не столько в целях удовлетворить информационные потребности аудитории, обеспечить общение между членами общества, сколько в целях оказать влияние на аудиторию на базе корпоративных интересов своих инвесторов, которые нередко противоречат общественным интересам.

 

q Отсюда следует, что экономическая модель современных российских СМИ нередко способствует функционированию манипулятивных средств массовой информации.

 

q Рыночные механизмы в современных российских СМИ начинают действовать, но действуют они с большим трудом, при низкой платежеспособности широких слоев населения. Отсюда теневая экономика в сфере СМИ, невысокий процент изданий, извлекающих прибыль из своей коммерческой деятельности.

 

q Рекламные бюджеты в сфере СМИ занимает ведущее место в общем бюджете изданий. С одной стороны, это помогает удержаться "на плаву", но с другой стороны, меняет типологическое лицо изданий и телерадиопрограмм. Стремительно растет доля информационно-рекламных изданий, уменьшается доля изданий и программ, рассчитанных на аудиторные группы, не обеспечивающие эффективность рекламы из-за своей невысокой платежеспособности: дети, молодежь, небольшие этнические группы, работники науки, образования, пенсионеры и др. Одновременно увеличивается доля элитарных изданий, где эффективность рекламных вливаний значительно выше.

 

q Вместе с тем благодаря рекламе усиливается внимание к рейтингу средств массовой информации (Степень популярности). Выше рейтинг - выше расценки за рекламную продукцию. Это способствует усилению внимания редакций к информационным запросам аудитории, к качеству информации, ее полноте, так как поступления от рекламы значительно выше поступлений от подписки и розничной продажи тиражей.

 

q Но есть и другой путь повышения рейтинга: погоня за желтизной, сенсациями, компроматом - путь бульварного издания. И к нему не зарастает тропа в нашей журналистике.

 

q В условиях рыночных отношений, развивающейся конкуренции экономическая сфера СМИ исполняет роль "санитара" информационного пространства, удаляя из него слабые, не интересующие широкую аудиторию СМИ. Однако вне конкуренции оказывается значительная доля средств массовой информации, которые усиленно поддерживаются инвесторами.

 

q Неуклонно развиваются поддерживаемые капиталом СМИ, ставящие перед собой цели коммерческого характера - извлечения прибыли.

 

q Устранена государственная монополия на СМИ. Развивается плюрализм различных форм собственности в системе СМИ. Тем не менее, значительная часть СМИ принадлежит государству: многие общероссийские телеканалы и местные ГТРК, а также немало местных периодических изданий. Остальные СМИ принадлежат частному капиталу, различным негосударственным организациям, а также капиталу иностранному. Вместе с тем в развитых странах мира подавляющее большинство СМИ не являются собственностью государства. Считается, что это наиболее демократичный способ организации информационного пространства.

 

q В результате вторжения в сферу СМИ крупного промышленного и финансового капитала происходят процессы концентрации и монополизации СМИ. Вместе с тем в российском законодательстве пока нет четких ограничений уровня концентрации и монополизации СМИ.

 

q Экономика СМИ, как и экономика страны в целом имеет немало тенденций теневого бизнеса. В редакционных и других связанных с ними организациях в ходу выплаты неучтенными наличными средствами, необлагаемыми налогами. Это касается и инвестиционной, и рекламной и иной деятельности. Широко практикуются доходы от скрытой рекламы.

 

q Активно развиваются различные сектора рекламного рынка, в особенности телевидения и периодической печати.

 

q Низкий уровень платежеспособности населения:

· сокращает тиражи изданий, а также ведет к закрытию самих изданий и программ, адресуемых малообеспеченным слоям населения;

· увеличивает количество изданий и программ, зависимых от различных инвесторов;

· значительно увеличивает зависимость СМИ от рекламодателей;

· уменьшает количество специализированных и увеличивает количество универсальных по тематике изданий.

 

6. Редакционная подсистема СМИ

 

Взаимодействие средств массовой информации с духовной сферой общества осуществляется, прежде всего, через их редакционную подсистему. Эта подсистема образуется в результате сотрудничества редакций с участниками духовной, духовно-практической и практической деятельности и связана с формированием массовых коммуникаций в обществе. В ходе этого сотрудничества вокруг каждого издания, программы создаются постоянно действующие объединения тех, кто в ходе общения с редакцией приобретает возможность вступить в общение, в информационные отношения с массовой аудиторией, предложить ей различные духовные продукты. Редакционная сфера объединяет многих участников познавательного, ценностно-ориентационного и организационного процессов. Тех, кто обогащает духовный потенциал общества, воспроизводит его в содержании СМИ, а также тех, кто потребляет входящие в него духовные продукты: знания, мнения, нормы, опыт и др., используемые для осуществления той или иной деятельности.

Предметом редакционной деятельности являются такие духовные продукты, как знания, мнения, практический опыт, эстетические, этические и иные ценности, документы политических, экономических и других организаций и пр. На основе взаимодействия с участниками духовного производства, а также других видов социальной деятельности осуществляется редакционный процесс. Он, как правило, включает в себя сбор, а также отбор, обработку поступающих духовных продуктов и формирование соответствующих массовых информационных продуктов – газет, журналов, выпусков телевидения и радиовещания, книжной продукции и др. Редактирование существует научное, литературное, художественное, техническое. Оно включает также руководство подготовкой и выпуском периодических и иных изданий, программ телевидения, радио, других СМИ.[65]

Следует различать производство знаний, рождение мнений, накопление практического опыта, создание эстетических, этических и иных ценностей, формирование планов, выбор способов и средств индивидуальных и совместных действий, с одной стороны, и производство массовой информации, распространяющей эти продукты духовной деятельности людей, с другой. Духовные продукты, созданные учеными, писателями, публицистами, работниками искусства, других видов деятельности могут быть произведениями СМИ, а могут ими и не быть. Тексты рукописей, видеоматериалы, аудиозаписи становятся произведениями СМИ тогда, когда они содержатся в тиражах газет, журналов, книг, выпусках телевизионных или радиопрограмм и обретают массовую аудиторию читателей, слушателей и зрителей.

Только тогда духовные продукты становятся массовой информацией, когда они усваиваются массовой аудиторией. В научную информацию превращаются знания, содержащиеся в рукописях научных статей, монографий, сборников др. Художественной информацией становятся эстетические ценности, которые представляют собой литературные, художественные, музыкальные и др. произведения. В сфере журналистики как типа литературно-художественной деятельности, создающей живые картины текущей действительности, массовой информацией становятся реальные отображения этой действительности в жанрах репортажа, комментария, обозрения и др.

В результате между редакциями и различными представителями научной, художественной, образовательной, воспитательной, управленческой и иной деятельности формируются организационные и иные отношения по поводу осуществления массового информационного процесса. По сути своей это отношения сотрудничества, координации, инициативы и другие, которые направлены на то, чтобы полнее, объективнее, качественнее, динамичнее отразить в содержании СМИ духовные продукты, которые должны стать достоянием широкого общественного сознания и обеспечить удовлетворение информационных потребностей в этих продуктах членов общества, различных общественных групп и организаций. При этом имеют место и отношения экономические, отношения купли-продажи, оплата за предлагаемый информационный продукт, информационные услуги и т.п. Формируются, конечно, и другие отношения.

Редакционная сфера как компонент коммуникативной системы СМИ не подменяет собой участие в массовом информационном производстве представителей политики, экономики, науки, культуры и других видов деятельности. Как организатор, координатор этого процесса она обеспечивает осуществление коммуникативной функции массовой информационной деятельности.

Эта функция есть роль, которую исполняет массовый информационный процесс по отношению ко всему процессу взаимодействия в сфере социальной деятельности. Она не может осуществляться без взаимодействия между личностями, группами, организациями, внутри различных организаций и групп. Средства массовой информации способствуют взаимодействию внутри различных видов духовной, духовно-практической и практической деятельности, а также между ними, содействуя также осуществлению функций данных видов деятельности, их гармонизации с общественными интересами. Это относится к группам умственного и физического, организаторского и исполнительского труда, производственным, профессиональным, этническим, региональным, административно-территориальным, возрастным, конфессиональным и другим.

Каждому виду деятельности присущи свои собственные коммуникативные функции, основанные на потребностях взаимодействия между участниками этой деятельности, а также между ними и представителями других видов социальной активности. Эти потребности вызывают к жизни политические, экономические, научные, художественные и иные коммуникации. Вместе с тем коммуникативные функции каждого вида деятельности зависят как от потребностей самой этой деятельности, так и от потребностей общества по отношению к ней.

Коммуникативная функция средств массовой информации во многом определяются функциями того или иного вида деятельности. СМИ выступают средством, механизмом реализации этих функций. Но это не означает, что любой представитель определенной деятельности может стать участником массовой коммуникации. Редакционная сфера призвана придавать массовым коммуникациям организованный характер, ориентироваться не только на потребности и интересы авторов, но и на потребности всего социума, конкретной аудитории СМИ. Поэтому в массовый информационный процесс редакции, прежде всего, включают те продукты личностного или группового сознания, которые значимы для общественного сознания в целом, обогащают духовный потенциал общества, являются важным элементом общественного диалога, обеспечения плюрализма мнений или значимым негативным фактором.

Для редакционной сферы важно:

· адекватно отражать в содержании СМИ духовный потенциал общества, различные состояния и проявления общественного, группового и индивидуального сознания, реальные условия жизни общества, привлекая к сотрудничеству с редакциями творчески активных личностей, наиболее полно представляющих своими произведениями различные виды духовной, духовно-практической и практической деятельности;

· обеспечивать обмен информацией между авторами тех или иных значимых для общества духовных продуктов (знаний, эстетических ценностей, практического опыта, моделей конструирования действительности и др.), и теми, кто испытывает потребность в этой информации;

· организовывать представительство в массовых коммуникациях всех социально активных сил, чтобы в процессе общественного диалога динамично формировался субъективный фактор исторического процесса, не отстающий от развития условий жизни общества. Проблемы плюрализма СМИ, толерантности, терпимости к различным точкам зрения, научным позициям, политическим течениям, к различным произведениям литературы и искусства и т.п. являются весьма острыми для редакционных организаций, для общества в целом и существенным образом влияют на облик изданий, других средств массовой информации;

· создавать необходимый уровень организованности массового информационного процесса, обеспечивая реализацию в нем не только функций журналистики как типа творчества, но и других видов деятельности - духовной, духовно-практической и практической через формируемое массовое информационное взаимодействие.

Как отмечалось выше, наряду с социальной деятельностью существует социальное взаимодействие, которое может быть рассмотрено как социальная коммуникативная система. Роль коммуникативной сферы общества (части такого целого, как общество) выступает как функция по отношению ко всему обществу. В свою очередь, средства массовой информации осуществляют свою функцию обеспечения массового взаимодействия в социуме. По отношению к этой функции, в целях ее осуществления, в системе СМИ существует разделение труда. У разделяемых частей имеются свои функции. Взаимодействие людей в процессе осуществления этих частных функций обеспечивает осуществление интегративной коммуникативной функции средств массовой информации.

Важно иметь в виду, что в ее осуществлении, взаимно переплетаясь, участвуют несколько основных групп функций. Одна из них принадлежит новостной, аналитической и художественно-публицистической журналистике. Вторая группа функций реализуется в рамках деятельности редакционной, в процессах сбора, отбора, обработки, группировки, монтажа информации (научное, литературное, художественное, техническое и др. редактирование). Эти функции реализуются в рамках широкого сотрудничества редакций с представителями различных сфер духовной, практической и духовно-практической деятельности, которые могут выступать как источники информации, как ее создатели, авторы, как ее потребители (читатели, телезрители, радиослушатели и др. пользователи массовой информации). СМИ как коммуникативная система призвана осуществлять сотрудничество со всеми творчески активными силами общества. От характера совокупности этих людей, вступающих в общение с редакцией, в организационные отношения по поводу участия в коллективной информационной работе, существенно зависит осуществление функций СМИ. Группа функций обеспечивает собственно организацию работы редакции, ее менеджмент и маркетинг?[66] поскольку любая система, в том числе и СМИ, нуждается в организации и управлении.

Редакционные функции СМИ, функции редакционной организации так же важны, как и функции литературно-художественного документального журналистского творчества. Редакционные функции упорядочивают массовый информационный процесс, способствуя более полному удовлетворению информационных потребностей общества, различных общественных групп и организаций. Обеспечивается необходимое участие в массово-информационной деятельности творчески активных сил общества, представителей из сферы публицистики, науки, искусства, образования, политики и др. Благодаря редакционным функциям СМИ в значительной мере реализуются массовые коммуникативные функции социальной деятельности в целом, а также политики, науки, искусства, образования и других сфер деятельности в частности.

С учетом характера окружающей редакционную сферу духовной среды, отвечающей на потребности в информационном взаимодействии в различных видах деятельности, формируются различные типы редакционных систем:

q газетная;

q журнальная;

q книжная и др.

Газетная редакционная система. Ее предмет – духовные продукты, отражающие динамичное содержание явлений текущей действительности, изменчивость в этих явлениях, событийность. Это произведения творчества профессиональных журналистов в жанрах репортажа, отчета, корреспонденции, статьи, зарисовки, очерка, комментария и др. Это также произведения, тексты всех тех, кто сотрудничает с редакцией. Предметом газетной редакционной сферы являются различные единичные проявления текущей действительности: конкретные события (событийная информация), конкретные люди, в них участвующие, место и время происходящего. Важным предметом выступают также характерные процессы текущей действительности. Их отражает аналитическая, расследовательская журналистика, публицистическое творчество в жанрах комментария, статьи, обозрения, очерка, фельетона, эссе и др. Меньшая часть газетной площади отводится научным, художественным произведениям, которые являются иными по предмету своего отображения.

Отдельная газетная редакционная организация может специализировать свой предмет на определенном виде деятельности: например, политике, экономике, образовании, культуре. Или на событиях, связанных с информационными интересами представителей определенного вида деятельности. Так, во многих отраслевых газетах часто отражается не только производственная тема, но и широкий круг тем из непроизводственной сферы.

Функция газетной редакционной системы. Она в значительной степени определяется функциями журналистского, публицистического творчества. Редакционная газетная система формирует такие массовые коммуникации, в результате которых в сознании людей отражается постоянно обновляемая, с учетом происходящих перемен, живая, динамичная картина текущей действительности. Происходит своевременная корректировка знаний, оценок, мнений, целей и методов деятельности в соответствии с динамикой и характером развития, изменения условий жизни общества.

Структура газетной редакционной системы. Содержит широкий круг корреспондентов, работающих в штате редакции. Может быть значительной сеть собственных корреспондентов в стране и за рубежом. Разнообразный авторский актив из сферы политики, экономики, культуры, образования и др. Журналисты часто совмещают функции корреспондентов и редакторов.

Информационные, информационно-аналитические программы телевидения и радио имеют немало схожих черт с газетной редакционной системой, но здесь много и специфики, определяемой характером коммуникаций посредством электронных технологий.

Журнальная редакционная система. Ее предмет – синтетический, многослойный. Это и отражение текущей действительности в аналитическом, художественно-публицистическом вариантах. Здесь акцент делается на тенденциях, процессах в подвижном содержании явлений текущей действительности. Наряду с этим значительное место занимают продукты художественного и научного творчества. Первые отражают типическое в явлениях, создают художественные образы действительности. Вторые исследуют закономерности (всеобщее), присущие этим явлениям.

Функция журнальной редакционной системы – формировать и поддерживать такие массовые коммуникации, которые способствуют отражению в сознании членов общества не только картины устойчивых процессов развития текущей действительности, но также художественной и научной картины мира. Речь идет о том, что действия механизмов массового информационного взаимодействия способствуют осуществлению функций науки, образования, направленных на теоретическое освоение действительности участниками социальной деятельности, на использование приобретаемых объективных знаний о действительности в духовной, практической и духовно-практической деятельности. В периодике журнального типа много не только научных, но и литературно-художественных изданий, которые содействуют художественному освоению действительности массовой аудиторией.

Структура журнальной редакционной системы. Во многих специализированных журналах, особенно научных, литературно-художественных, доля профессиональных журналистов уменьшается, а авторов из этих сфер духовной деятельности увеличивается. Видоизменяется и характер журналистского труда. Журналист становится в большей степени редактором, чем автором журнальных публикаций. Да и в массовых журналах, например, женских, на смену журналисту как автору часто приходят, например, врачи, косметологи, психологи, модельеры и другие специалисты.

Аналитические программы телевидения по своим типологическим признакам имеют много общего с журнальным типом редакционной организации.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.241.176 (0.02 с.)