Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выпуск региональных газет в 1989 и 2000 гг.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В последнем десятилетии появилось значительное количество редакций специализированных газет общероссийских и региональных. Ранее по этим изданиям Книжная палата не публиковала статистических данных. Сейчас обрела заметное влияние газетная периодика: юридическая, деловая, экономическая, экологическая, религиозная, медицинская, для женщин, а также издания для садоводов и огородников. (См. таблицу13). Таблица 13 ВЫПУСК СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ГАЗЕТ, О КОТОРЫХ РАНЕЕ НЕ ПУБЛИКОВАЛАСЬ СТАТИСТИКА
*См.: Печать Российской Федерации в 1997 году. - М., 1998. - С. 124.
В традиционных специализированных газетах, которые издавались и в советский период, также произошли изменения. (См. таблицу 14). Таблица 14 ВЫПУСК СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ГАЗЕТ В 1989 и в 2000 году
Процессы разделения труда и необходимость осуществления массовых коммуникаций при формировании различных групп, образуемых при этом, требуют совершенствования структуры СМИ, формирования большего количества специализированных редакций. Дальнейшее развитие по пути информационного общества приведет к существенным изменениям в редакционной сфере, что также повлияет на преобразования в типологической структуре СМИ. Как известно, те или иные типы СМИ формируются вокруг соответствующих редакционных структур, «включеных» в деловые, политические, научные, художественные и иные коммуникации. Разветвленность, развитость, "ухоженность" коммуникационного поля в различных сферах деятельности разная, и она далеко не всегда отвечает реальным потребностям каждой из них. Проблема обеспечения реального общения субъектов практической, духовной и духовно-практической деятельности в масштабе всего общества может быть решена только тогда, когда редакционные структуры образуют широкие системы организационных отношений между ними и создателями социально значимых духовных продуктов в сферах политики, науки, искусства, образования, экономической, технической и иной деятельности. Журналистский состав и авторский актив многих органов печати не отвечают целому ряду требований профессионального ведения информационной работы.
Информационная подсистема
Средства массовой информации, налаживая сотрудничество с представителями различных видов деятельности, создают на базе их духовных продуктов различные продукты информационные – номера газет, журналов, выпуски программ телевидения, радиовещания, издания книг и др. Конечно, рукопись отдельного автора может и до ее публикации стать информационным продуктом для отдельных людей, которые ее прочитают. Но она от этого не станет массовым информационным продуктом. В информационной подсистеме СМИ происходят процессы превращения созданных в различных сферах деятельности духовных продуктов, причем массовых по своему содержанию, в массовые информационные продукты, различные по их форме, по характеру распределения, распространения и потребления, поскольку они распределяются, распространяются среди массовой аудитории и потребляются ею. Процессы создания, передачи и потребления массовых информационных продуктов (в них превращаются созданные ранее духовные продукты) занимают главенствующее положение в информационной подсистеме. Именно в этой сфере автор публицистического, научного, художественного произведения, создатель других духовных продуктов «становится» коммуникатором, вступая в общение с массовой аудиторией. Автор того или иного произведения (политик, писатель, художник, ученый, педагог, публицист и др.), может стать участником массовой коммуникации только тогда, когда предлагаемый им продукт действительно обогащает духовный потенциал общества. Когда «потребление» этого продукта полезно личности, представляет собой акт ее взаимодействия в совместной деятельности с другими людьми. Когда адекватно потребленный многими личностями массовый информационный продукт приближает сознание общества, сознание группы и т.п. к необходимой степени зрелости, к адекватному пониманию личностью (группой, общностью) реальных условий жизни социума. В результате этой коммуникации корректируются результаты познания, позиции, модели поведения членов общества, различных его групп, их организаций. Индивид как личность, вступая в массовую коммуникацию в качестве читателя, телезрителя, радиослушателя и т.п., приобщается к духовному потенциалу общества и различных общественных групп, поскольку через СМИ поступает информация в основном общественного или группового значения. В результате индивид обеспечивает себе, а значит и группам, к которым относится, более адекватное понимание условий жизни общества. Обогащается, корректируется сознание тех или иных общественных групп, модели их поведения, способствуя тому, чтобы они смогли коллективно участвовать в реализации целей той или иной совместной деятельности. Причем массовый информационный процесс имеет ту особенность, что благодаря коммуникативным технологиям информационное взаимодействие осуществляется не только между коммуникатором и коммуникантом, но оно происходит также и между самими коммуникантами. Ведь они совместно корректируют свое познание актуальных явлений действительности, свое отношение к этим явлениям, свои цели, свою модель поведения, а в целом – к условиям жизни общества, поскольку источником информации, по сути, является духовный потенциал общества. Однако и в этом случае роль редакционной сферы весьма значительна. Ею обеспечивается не только постоянное взаимодействие авторского и аудиторного составов, но и реализуется стремление редакций полнее учитывать информационные потребности конкретной читательской аудитории. Только с усвоением получаемой аудиторией информации происходят изменения в ее сознании, адекватно учитывающие перемены в условиях жизни общества, возникают необходимые перемены в различных формах и уровнях общественного сознания. Личность, различные группы получают доступ к духовному потенциалу общества, возможность потреблять созданные на его основе продукты. Благодаря массовой информации индивидуальные духовные продукты переходят в общественное достояние. Духовный потенциал общества – это такие духовные продукты деятельности личности, различных общественных групп и организаций (знания, мнения, организационно-управленческие решения, практический опыт, эстетические, нравственные и иные ценности), которые способствуют: · более глубокому осознанию широким кругом лиц актуальных явлений действительности; · выработке ими своего отношения к этим явлениям, тех или иных ценностных ориентаций; · формированию целей, методов их совместной и индивидуальной деятельности с учетом развития условий жизни социума. Важно не только отразить в содержании СМИ всю совокупность духовных продуктов, значимых для всего социума и его основных групп. Необходимо также обеспечить личность, каждую конкретную группу всей необходимой информацией, почерпнутой из духовного потенциала общества, которая способствовала бы успешному выполнению ими своих социальных ролей. А это значит, что представителям различных видов социальной деятельности следует обеспечить возможность непременно участвовать во всех нужных им массовых коммуникациях: политических, научных, художественных, образовательных, производственных, деловых и др. Если редакционная подсистема укрепляет связи редакций с теми, кто создает духовные продукты, обогащающие духовный потенциал общества, и использует их в удовлетворении информационных потребностей массовой аудитории, то информационная подсистема укрепляет связи редакций с теми, кто потребляет эти продукты, кто использует их в различных видах своей духовной, духовно-практической и практической деятельности. Для информационной подсистемы важно, чтобы на основе тиражей газет, журналов, книг, выпусков программ телевидения и радиовещания создавалось общение, информационное взаимодействие между людьми как в масштабе общества в целом, так и в рамках различных его групп, организаций. Информационная подсистема СМИ формирует оптимальное информационное пространство, где обеспечивается ими такой характер информационного взаимодействия между людьми, который позволяет личности, обществу в целом, различным его общностям осуществлять совместную организованную социальную деятельность, Эта деятельность характеризуется непрерывным информационным взаимодействием, общением между личностями в ходе преобразований, которые происходят в условиях их социальной активности. Важно непрерывное, объективное, адекватное развитию условий жизни общества и его различных частей отражение в содержании СМИ духовного потенциала общества и оптимальный доступ к нему личности, различных общественных групп, организаций. Информационная подсистема СМИ включает: · потенциальную информацию, которая в виде различных духовных продуктов циркулирует в обществе и может стать предметом отражения в СМИ; · потенциальную информацию, которая включает духовные продукты, прошедшие стадию редакционной подготовки, и размещается в СМИ для ее предложения массовой аудитории. · реальную информацию, которая содержит духовные продукты, потребленные массовой аудиторией благодаря информационному взаимодействию членов общества через СМИ. Информационная подсистема является механизмом, благодаря которому формируется интегральный результат функционирования системы средств массовой информации. Этим результатом является массовое общение, массовые коммуникации между личностью, группой и обществом, которым необходимо такое информационное взаимодействие. Если для СМИ как коммуникативной системы массовое общение, массовое информационное взаимодействие является непосредственной целью деятельности, непосредственной их функцией, то для различных видов социальной деятельности, прежде всего духовной и духовно-практической, - оно становится необходимым средством постоянной адаптации общественного сознания к изменяющимся условиям жизни общества. Эта адаптация происходит на основе выработки различных духовных продуктов, обогащения посредством данных продуктов духовного потенциала общества и приобщения к ним, к духовному потенциалу в целом личности, всех действующих социальных субъектов. Конечно, функция это часть целого, осуществление которой является одной из форм существования этого целого. Поэтому осуществление коммуникативной функции СМИ - это деятельность, которая представляет собой одну из форм проявления социальной активности, точнее говоря, одной из форм взаимодействия в духовной сфере общества. Однако у СМИ существуют функции и по отношению к отдельным видам социальной деятельности – духовной, духовно-практической и практической. Это, конечно, не значит, например, что СМИ выполняет функцию науки по созданию научной картины мира. Или функцию искусство по художественному освоению действительности. То же самое следует сказать и о функциях политической, экономической, образовательной, воспитательной и других видов деятельности. Однако СМИ как коммуникативная система не ограничивается созданием чисто технической связи между членами общества в масштабе всего социума. В результате сбора, отбора, обработки различных духовных продуктов они организуют массовый информационный процесс, а не механически публикуют или передают в эфир все то, что поступает в их адрес от тех или иных авторов. И организуют они его, ориентируясь, прежде всего, на соответствующие функции общественного сознания в целом, а также различных его форм, уровней и состояний. То же самое происходит и при создании массовых коммуникаций в сфере собственно научной деятельности или в массовых информационных взаимодействиях науки и практики, науки и производства, науки и системы управления и др. Функция СМИ как коммуникативной системы – создание процесса массовой коммуникации между участниками одного или нескольких видов социальной деятельности, всей социальной деятельности в целом. Особенности этого информационного взаимодействия таковы. § Оно носит массовый характер, так как в него вовлекаются значительный группы участников социальной деятельности, создаваемые в результате общественного, территориального и иных форм разделения труда в социуме. § Оно обладает свойством непрерывности, чтобы своевременно отражать в сознании членов общества перемены, происходящие в условиях их жизнедеятельности. § Оно осуществляется как взаимодействие между личностями, т.е. публикуемая информация адресуется не конкретному индивиду, а анонимной аудитории, состоящей из представителей различных социальных, этнических, профессиональных и других групп. § Оно представляет собой процесс перехода индивидуальных духовных продуктов в достояние общественного сознания, а принадлежащих общественному сознанию, духовной культуре общества продуктов – в сознание индивидов, различных общественных групп. Потребности в получении информации, а также в информировании других членов общества присущи личности, различным группам, организациям как участникам социальной деятельности. Осознание ими этих потребностей рождает соответствующие цели, на основе которых осуществляется массовая коммуникация, а также создаются различные коммуникационные структуры, способствующие осуществлению данных целей. Результатом функционирования информационной сферы как части коммуникативной системы СМИ является формирование совокупности массовых коммуникаций, обеспечивающих посредством современных массовых информационных продуктов, которые содействуют массовому информационному взаимодействию, общению между участниками социальной деятельности, чему «служат»: § коммуникации между наукой и производством, наукой и управлением, наукой и образованием и др., а также в сфере самой науки; § художественные коммуникации, обеспечивающие доступ через СМИ к произведениям литературы и искусства; § политические коммуникации, способствующие информационному взаимодействию между государством и его гражданами, между всеми субъектами политической деятельности; § образовательные коммуникации, обеспечивающие доступ к знаниям членам общества; § коммуникации в сфере воспитания, распространения ценностей и норм общества; § коммуникации в сфере производственной и иной практической деятельности (торговля, быт, отдых, развлечения и др.), в том числе деловые, рекламные и иные коммуникации. Следует отметить, что массовые коммуникации – это не только информационное взаимодействие, общение между личностями - представителями различных групп, общностей, профессий, это не только передача ими друг другу различной информации. Это также воздействие ими друг на друга в соответствии с определенными целями. Это могут быть цели, связанные с тем, чтобы внедрить новейшие достижения науки в производство. Или содействовать распространению эстетических идеалов, реализации тех или иных политических программ и т.п. Иными словами, здесь функции СМИ как коммуникативной системы состоят в том, чтобы та или иная социальная деятельность (наука, литература, искусство, публицистика, образование, политика, производство и др.) могла иметь возможность на базе массового информационного процесса реализовывать свои функции в общественной системе в процессе жизнедеятельности всего социума. Видимо, в этом также должна проявляться ответственность СМИ как коммуникативной системы. «Разрывы» в информационном пространстве, которые присущи современным российским СМИ, – это существенно ограниченное взаимодействие между личностью и обществом, различными социальными, профессиональными, этническими, территориальными и иными общностями, к которым эта личность принадлежит. Это также ограниченное взаимодействие между государством и гражданами, центром и регионами, а также в сферах практической, духовной и духовно-практической деятельности и между ними. Диалоговые отношения в обществе, создаваемые с помощью СМИ, могут осуществляться: § в условиях плюрализма; § в условиях толерантности (терпимость и терпеливость, уважение к партнерам и признание их права на отстаивание своей линии). Хотя в создании массового информационного продукта участвует широкий круг авторов, основой взаимодействия в СМИ является общение между личностями, создающими и потребляющими социально-значимые духовные продукты, которые принадлежат духовному потенциалу общества. Другое дело, что это может быть общение между личностями: § которые действуют как субъекты социума в целом; § теми, кто представляет различные социальные, профессиональные, возрастные, этнические, административно-территориальные и иные группы. В настоящее время массовые коммуникации наиболее активно развиваются: o в сфере деловой деятельности (деловые коммуникации, рекламные коммуникации); o в сфере искусства (художественные телефильмы, музыкальные программы ТВ и РВ); o в сфере политики: значительно выросло число общероссийских и региональных газет и журналов общестественно-политического характера, появилось немало аналогичных сайтов в Интернете. Массовые коммуникации используются пока недостаточно в следующих сферах деятельности: o в образовательной сфере: ограничен выпуск учебных изданий, они малодоступны широкой аудитории из-за высокой цены. Мало выходит учебных программ на телевидении и радио; o в сфере научной деятельности: за последние годы резко снизились тиражи научных изданий, медленно развиваются научные коммуникации в Интернете. o в сфере национальных и межнациональных отношений РФ. Отражаемая системой СМИ ее предметно-тематическая сфера существенно модифицирует структуру средств массовой информации. Отражение предметной среды в содержании СМИ воспринимается многими исследователями как неадекватное реальным условиям жизни общества. Усилилась тенденция универсализации содержания многих СМИ в ущерб глубины анализа происходящего. Не достает широкого дифференцированного набора специализированных по тематике изданий. Искажения предметно-тематической среды в содержании СМИ, невоспроизведенность множества ее фрагментов отрицательно сказывается на формировании духовного потенциала общества, на приобщении к нему различных слоев населения. Для членов общества оказываются потерянными многие достижения науки, искусства, политической мысли и практического опыта социальных преобразований. Если анализировать таблицы выпуска газет в 90-е гг. (таблицы 9-14) с точки зрения обеспечения этим типом изданий уровня массового информационного общения в обществе, то наблюдается заметное уменьшение масштаба, интенсивности и информативной емкости такого общения. О степени охвата потенциальной аудитории свидетельствует разовый тираж газет. Он стал меньше как по отношению к 1990, так и по отношению к 1995 году. Уменьшился и средний разовый тираж. Все это говорит о том, что аудитория у значительной части газетных изданий существенно сократилась. В первую очередь, это относится к общероссийским газетам. Заметно снизилась и интенсивность общения газет с аудиторией. Об этом говорит годовой тираж, который за 10 лет сократился в 5 раз. Но еще убедительней свидетельствует об этом периодичность газетной периодики. Так, разовый тираж общероссийских ежедневных газет снизился по отношению к 1995 году в 1,5 раза, республиканских – в 1,8 раза, городских - в 1,3 раза. По отношению к 1989 году разовый тираж ежедневных газет сократился: республиканских – в 5 раз, областных и краевых – в 2,7 раза, городских - в 1,9 раза. Наряду со значительным снижением периодичности газет, происходит сокращение объема поступающей к читательской аудитории газетной информации. Проанализируем динамику выпуска печатных листов-оттисков. (Печатный лист – «единица измерения натурального (фактического) объема издания»[72]). Судя по статистическим данным, в 90-е годы происходило постоянное снижение выпуска печатных листов-оттисков. Правда, по отношению к 1995 году в 2000 году производство печатных листов-оттисков уменьшилось лишь на 10% (с 29,5 до 27 млрд). Но по отношению к 1989 г. сокращение более значительное. Информационная подсистема СМИ содержит информационные продукты, рожденные в сфере духовного производства (научная, литературная, художественная, публицистическая, образовательная и иная деятельность). Это содержательная наполненность тиражей газет, журналов, программ телевидения и радиовещания, жанровая структура которых включает произведения в жанрах журналистики, литературы, искусства, науки и другие текстовые, аудио- и видеоматериалы, содержащие информацию. Информационная сфера – обеспечивает через различные информационные продукты соединение информации с аудиторией. На основе этих продуктов совершаются многомиллионные акты общения между субъектами информационных отношений в различных видах коммуникации: политической, правовой, научной, художественной и др. Проблемы адекватного отражения условий жизни общества и полнота, объективность, оперативность, доходчивость информирования членов общества в целом и его различных групп, организаций, в частности, - главные для информационной сферы. Практика их решения определяет "лицо" многих газет, журналов и других СМИ. Информационная сфера СМИ это их содержание, поставляемое в тиражируемом, мультиплицированном виде аудитории на различных материальных носителях (тексты и графика газет, журналов, изображения и звук на телевидении и т.п.) и потребляемое, усваиваемое читателями, телезрителями, радиослушателями. Средой информационной подсистемы, которую она отражает в передаваемой аудитории информации, являются условия жизни общества как материальные, так и духовные. Она отражает актуальные явления действительности на уровне единичного, особенного и всеобщего (журналистские, научные, художественные и др. тексты). Она отражает состояние различных сфер деятельности. Состояние практической деятельности: промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т.п. Духовной деятельности: науки, искусства. Духовно-практической: образование, управление, воспитание. Различные состояния общественного сознания: мировоззрение, общественное мнение, общественное настроение и др. Тенденции к росту универсальных по тематике изданий влечет за собой сокращение численности и тиражей, замедление роста специализирующихся на определенных темах газет и журналов. Тем самым обедняется тематическая палитра и снижается уровень осмысления многих актуальных общественных проблем. Неполнота, неадекватность, необъективность, информативное, без глубокого анализа отражение в публикациях, поставляемой аудитории, увлечение сенсационными, крикливыми, бульварными, криминальными материалами трансформирует многие типы изданий, делая их некомпетентными, лишенными доверия читателей, "желтыми", поверхностными и т.п.
Структура и функции СМИ Структура СМИ представляет собой строение системы, способ связи ее компонентов. В условиях реформирования общества преобразуются характер и структура практической, духовной и духовно-практической деятельности, что вызывает потребность в преобразовании массовых коммуникаций, которые призваны обеспечить оптимальное взаимодействие между субъектами, действующими на историческом поле общественного переустройства. Эта потребность осознается многими, в том числе и представителями журналистской науки, профессиональными журналистами. Актуальной проблемой журналистской науки является сегодня анализ процессов оптимизации системы СМИ относительно реальных условий, в которых она функционирует, относительно потребностей действующих субъектов экономических, политических, правовых, нравственных, эстетических и других общественных отношений. И хотя в ходе общественных преобразований происходит трансформация системы СМИ, ее динамика и качество происходящих перемен пока не соответствуют общественным потребностям. Одна из центральных проблем - трансформация структуры средств массовой информации, а также самих типов изданий и телерадиопрограмм. Эта трансформация активно происходит в российских СМИ, и существует необходимость в глубоком осмыслении этих процессов. Преобразования в экономической,политической и духовной сферах жизни российского общества переходного периода носят системный характер, так как затрагивают все основные “составляющие” средств массовой информации как системного объекта (компоненты, функции, структуру, организацию) и приводят к качественно иному результату функционирования системы СМИ. Ее системные закономерности, которые лежат в основе происходящих изменений, нуждаются в новом механизме своей реализации, и его ведущей составляющей являются структура СМИ, преобразования в ней. К тому же сама структура, к сожалению, не поспевает за происходящими переменами, а это весьма отрицательно сказывается на обеспечении целостного характера средств массовой информации. Недостаточная динамичность структуры ведет к тому, что происходит отставание в развитии структуры по отношению к развитию условий жизни общества. В результате потенциальная информация, важная для общества, которой располагают те или иные участники социальных действий, из-за отсутствия в структуре СМИ определенных изданий или программ, не имеет возможности обогатить духовный потенциал общества, её не могут получить те представители общественного пространства, которым эта информация важна и необходима. Следовательно, они лишаются возможности адекватного освоения происходящих в обществе процессов в условиях его развития, узнавать позиции тех или иных сил по поводу происходящего, осваивать все полезные для них идеи, способы, методы деятельности. С другой стороны, располагающие этой информацией общественные субъекты не могут принять активного участия в формировании массового информационного процесса, а, следовательно, в совершенствовании идеологических, политических, правовых, нравственных, эстетических и иных общественных отношений. В результате, ослабляется их участие в процессах функционирования общественного мнения, в выработке политических решений, в распространении ценного опыта общественных преобразований и в критике тех или иных общественных сил, властных и иных структур, в познавательных и иных процессах. Страдает открытость, публичность в деятельности тех или иных общественных субъектов, плюрализм мнений в обществе и государстве. Само общество не может в таких условиях называться открытым, а государство правовым. Без оптимально организованной структуры СМИ невозможно обогащение информационных ресурсов с привлечением к этому процессу всех субъектов научного, художественного, технического, политического и иного творчества, обогащение непрерывное, не отстающие от развития условий и возможностей общественного развития и адекватное им. Структурная трансформация СМИ должна вести к формированию такой совокупности изданий, программ телевидения и радиовещания, информационных агентств, сетевых изданий в Интернете, которые могли бы обеспечивать целостный характер всей системе средств массовой информации. Структура (от лат. structura - строение, расположение, порядок) представляет собой совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.[73] Если вести речь о структуре периодической печати, то это ее строение, совокупность устойчивых связей в периодике, обеспечивающих ее целостность как системного образования. Периодическая печать содержит в себе различные процессы дифференциации и интеграции. Дифференциация (франц. differentiation от лат. differentia - разделение целого на различные части, формы и ступени) способствует, прежде всего, тому, что в прессе возникает и функционирует множество различных изданий, что она состоит из разных типологических групп, что ей присущи многие функции и т.д. Интеграция ( лат. integratio - восстановление, восполнение, от integer - целый)нами рассматривается в первую очередь как процесс формирования целостного единого образования - периодической печати. Это значит, что различные издания всё теснее взаимодействуют, объединяются друг с другом, что существуют процессы более тесного взаимодействия изданий с программами телевидения. Характер этой целостности проявляется, прежде всего, как результат “интегральных действий” всех частей системы печати.[74] Если говорить о печати как о средстве массовой информации, то следует отметить ее особое место в системе СМИ в связи с фиксацией информации на бумажном листе (на ткани, полимерном полотне и т.д.) с помощью типографской техники воспроизведения текстов и изображений в черно-белом или цветном варианте”.[75] Таким образом, совокупность изданий (газет, журналов, еженедельников и др.), которые читает массовая аудитория и в которые передает информацию широкий круг ее авторов, формирует обширную сеть информационных отношений, информационных взаимодействий в обществе, охватывая большую совокупность субъектов экономических, политических, правовых, нравственных, эстетических и других общественных отношений. Печатным средствам массовой информации (газеты, журналы, еженедельники) свойственна также периодичность. [76] Конечно, по частоте выпуска периодические издания не могут соревноваться с телевидением и радиовещанием, но, опираясь на свои возможности, они должны стремиться к непрерывности, динамичности массового информационного процесса. Наблюдаемое в 90-е годы резкое снижение периодичности выпуска изданий является не столько результатом развития телевидения, других СМИ, сколько следствием экономических и иных трудностей, с которыми сталкиваются редакции. Системные закономерности СМИ, действующие в печати, требуют создания четкого механизма реализации этих закономерностей. Базовой основой этого механизма является структура печати. И это не случайно. Выступая как способ связи компонентов прессы, из которых и “складывается” ее “организм”, она представляет собой такую совокупность различных газет, еженедельников, журналов, альманахов, которые в полной мере должны “служить” функциям печати, удовлетворению информационных потребностей различных общественных субъектов. Следует, на наш взгляд, различать структуру и систему СМИ, структуру и систему печати. Структура - одна из составляющих системы, один из основных механизмов сохранения целостности системы, осуществления системных закономерностей. Целостность как интегральный результат взаимодействия в системе СМИ обеспечивается наличием оптимальной структуры, которая дифференцирует и интегрирует потоки информации в соответствии с закономерностями СМИ, с потребностями важнейших общественных субъектов, действующих в сфере экономики, политики, в социальной сфере. Конечно, структура не является нейтральным чисто техническим механизмом. Ее “используют” субъекты, преследующие определенные политические, экономические и иные цели. Структура и функции СМИ неразрывно связаны друг с другом. Структура "служит" функциям, обеспечивая их реализацию, “распределяет“ функции по различным изданиям, телерадиопрограммам в соответствии с их целевым назначением или объединяет в той или иной совокупности, с тем или иным рейтинговым уровнем по отношению друг к другу. Многие функции средств массовой информации, имманентно им присущие, активизируются и успешно реализуются в демократическом обществе благодаря оптимально выстроенной структуре СМИ. Это функции информационные, создающие для аудитории полную и живую картину текущей действительности, которая динамично отражает изменения в условиях жизни общества, создавая возможность для аудитории не отставать от динамики перемен в жизни общества. Это функции аналитические, дающие возможность самостоятельно формировать позицию по отношению к важным процессам общественной жизни, вырабатывать необходимые мировоззренческие ориентиры. Это функции о рганизационные, позволяющие членам общества организованно действовать в системе общественного разделения труда. Информационные функции. СМИ имеют одну из главных своих функций – информирование членов общества о событиях текущей действительности, которые непрерывно происходят в условиях жизнедеятельности социума. Газетная периодика, информационные программы телевидения и радио, оперативные ленты информационных агентств – одна из главных составляющих структуры СМИ в реализации этой функции. Функция информирования СМИ отражает потребность общества в непрерывном информационном взаимодействии между людьми, их общении в процессе социальной деятельности. Это диктует постоянная изменчивость условий, в которых протекает совместная деятельность людей и необходимость своевременно и адекватно реагировать совместными усилиями на эти перемены. Аналитические функции СМИ пока еще слабо влияют на структуру программ телевидения и радио, да и в периодике доля аналитических изданий не так уж весома. Так, на телевидении аналитические передачи не пользуются большой популярностью зрителей. Предпочтение отдается программам, основанным на историко-архивных документах, а также различным ток-шоу[77]. Журнальная периодика, относящаяся к разряду аналитических изданий, понесла самые большие потери при переходе к информационному рынку. Ее годовой тираж в 90-е гг. уменьшился более чем в 8 раз, а разовый – в 6. В 2000 г. в России издавалось 3570 журналов и других журнальных изданий, разовый тираж которых достигал всего 39,9 млн экз., а годовой – 600 млн экз. Наряду с познавательно-отражательными функциями СМИ, обеспечивающими объективный анализ текущей действительности, имеются <
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.109.60 (0.012 с.) |