Книжная редакционная система так же разнообразна по предмету и функциям, как и журнальная. Главные действующие лица в ее структуре – редактор и автор. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Книжная редакционная система так же разнообразна по предмету и функциям, как и журнальная. Главные действующие лица в ее структуре – редактор и автор.



Таким образом, газетная, журнальная, книжная и соответствующие им редакционные системы в электронных СМИ обусловлены сложной структурой явлений действительности и особенностями ее освоения обществом. Текущую действительность имеют своим предметом периодические издания, отображающие соответствующими информационными продуктами ее динамичную картину в сознании членов общества и помогающие им своевременно корректировать свое отношение к этим переменам, свою модель поведения по отношению к ним. «Спокойное» содержание явлений, т.е. присущие им закономерности, свойственные им типические черты, которые сохраняются в процессе перемен, - предмет непериодической печати, которая «несет» массовой аудитории научную и художественную картины мира, способствует теоретическому, художественному освоению действительности членами общества.

Однако часть духовных продуктов, созданных в сфере науки, литературы, искусства, сразу же после их создания может быть опубликована сначала в периодической печати. В первую очередь это относится к новым заметным достижениям в этих сферах творческой деятельности: научным статьям, небольшим по объему литературным произведениям и др., с которыми без задержки могут быть ознакомлены (в соответствии с уровнем общественного интереса) как отдельные группы, так и широкая научная или художественная общественность.

Редакционные системы образуют различные типологические группы в соответствии с их ориентацией на определенный вид социальной деятельности. Проблема состоит в том, чтобы совокупность социальных коммуникативных функций по отношению к различным сферам деятельности, связанных с массовыми коммуникациями, адекватно реализовалась в системе средств массовой информации в ходе общественного развития в целом, в процессе реформирования общества в частности. В современных условиях мы наблюдаем типологическую дифференциацию и интеграцию средств массовой информации, ориентированных на те или иные коммуникативные функции. К ним относятся средства массовой информации, которые способствуют функционированию и развитию:

· политических коммуникаций, представляющих собой общение между субъектами политических отношений в масштабе всего общества;

· производственных коммуникаций, в рамках тех или других отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли и др.

· рекламных коммуникаций, обеспечивающих взаимодействие между производителями и потребителями товаров и услуг;

· деловых коммуникаций (между представителями бизнеса);

· научных коммуникаций (между учеными, а также между ними и представителями других видов деятельности);

· художественных коммуникаций: литературно-художественных, художественно-публицистических изданий и программ, музыкальных программ, программ художественных телефильмов и др.

· учебно-образовательных изданий и программ и др.

 

Типологическая дифференциация возникает также под влиянием различных информационных связей определенного вида деятельности. Так, разновидности научных коммуникаций вызывают к жизни соответствующие издания:

· научно-исследовательские коммуникации - научно-исследовательские издания (научно-теоретические журналы);

· научно-технические коммуникации - научно-технические издания;

· научно-производственные коммуникации - научно-производственные издания;

· научно-практические коммуникации - научно-практические издания;

· научно-популярные коммуникации - научно-популярные издания;

· научно-методические коммуникации - научно-методические издания;

· научно-информационные коммуникации - научно-информационные издания (например, реферативные журналы).

 

В современных массовых коммуникациях все большую долю начинают занимать производственные, деловые, рекламные, художественные, образовательные, развлекательные, прикладные и иные коммуникации. Это в значительной степени расширяет объем и усложняет характер деятельности редакционной подсистемы средств массовой информации.

В СМИ России преобладают следующие типы редакционных систем:

à ориентированные на узкий круг штатных сотрудников редакции;

à имеющие широкий круг авторов, обеспечивающих удовлетворение информационных потребностей аудитории;

à вынужденные ограничивать собкоровскую сеть и авторский состав с целью экономии редакционных расходов;

à ограничивающие круг авторов, не разделяющих позиции редакции.

Для обеспечения оптимальности собственной журналистской работы редакции газет, журналов, программ телевидения и радио должны иметь свободный доступ корреспондентов к национальным и международным источникам информации. В постсоветский период количество таких источников значительно расширилось. Благодаря международным телевизионным программам (передачи Си-эн-эн, Си-би-эс, Евроньюс, Немецкая волна), иностранным печатным СМИ, которые беспрепятственно поступают в страну, международным агентствам печати и др. Россия смогла присоединиться к мировому информационному сообществу. В нашей стране за последнее десятилетие значительно расширилось количество телеканалов, радиостанций, наименований газет и журналов, подключений к Интернету, создана его российская составляющая.

Данные опроса журналистской элиты Фондом Эберта дают представление о характере использования источников информации в редакциях (см. таблицу 6).

Таблица 6

Источники информации для собственной журналистской работы [67]

  Источники % Главные источники % Дополните-льные источники %
Российские агентства информации      
Российские газеты и журналы      
Сайты Интернета      
Российское ТВ      
Пресс-конференции политиков      
Интервью с политиками      
Пресс-конференции обще-ственных организаций      
Заявления официальных лиц по связям со СМИ      
Иностранные информаци- онные агентства      
Иностранные газеты и журналы      
Российское радио      
Иностранное ТВ      
Иностранное радио      

Как следует из таблицы, все перечисленные в ней источники информации достаточно активно используются редакциями. Вместе с тем среди главных источников лидируют Российские агентства информации, сеть которых значительно расширена в последнее десятилетие. Их на 1 место поставили 35% опрошенных журналистов и руководителей СМИ. Из агентств печати по частоте использования их как источников информации первые места занимают Интерфакс, ИТАР-ТАСС и РИА-Новости. Исследователи отмечают тенденцию к возрастанию значения иностранных агентств печати. Очень важными и довольно важными для своей работы считают опрошенные такой источник информации, как «Рейтер» (около 50% участвующих в опросе журналистов (см. таблицу 7).

Таблица 7

Агентства печати как источники информации для собственной журналистской работы [68]

  Исполь- зование % Очень важно % Доволь-но важно % Менее важно % Неваж- но %
Интерфакс          
ИТАР-ТАСС          
РИА-Новости          
Ассошиэйтед пресс          
Рейтер          
Франс-пресс          
Дойтче Прессе Агентур (ДПА)          

 

Далее в качестве главных источников с большим отрывом следуют:

· пресс-конференции общественных организаций – 11%;

· российское телевидение - 9%;

· иностранное телевидение - 9%;

· российские газеты и журналы - 8%;

· сайты Интернета - 6%.

Хотя пресс-конференции политиков, интервью с политиками и набрали большие проценты в опросе (62 и 61), однако как главные источники информации они отодвинуты на 7 (4%) и 11 (1%) места соответственно.

Если говорить об Интернете как источнике информации для собственно журналистской работы, то подавляющее большинство опрошенных (88%) имеет к нему доступ.

Структура редакционной сферы в условиях общественной трансформации преобразуется, но пока она не обеспечивает оптимизацию массовых коммуникаций как в обществе в целом, так и в различных видах социальной деятельности. Конечно, этому есть объективные причины. Научное, публицистическое, литературное, художественное творчество в условиях постсоветских реформ испытывает огромные трудности. Многие идеологические и политические концепции не пользуются популярностью у широких слоев населения. Многое в теории и практике экономических преобразований доказывает свою непродуктивность. Все это негативно влияет на редакционную сферу, затрудняя побор авторского актива, способного обеспечить содержанием своих публикаций существенный прирост аудитории.

Так, значительная часть политической и социально-экономической периодики журнального типа держится "на плаву", прежде всего, потому, что основу их редакционного бюджета составляют инвестиции и реклама, а аудиторная составляющая этого бюджета минимальна. Издания имеют в настоящее время весьма небольшой средний тираж одного номера, который не превышает 1350 экз. Число наименований политической и социально-экономической периодики за постсоветские годы практически удвоилось (в 1989 г. их было 582, а в 2000 г. стало 1022). И хотя значительно выросло количество редакционных коллективов и авторов публикаций из политической и экономической сферы, рост количества изданий, работающих в них журналистов, авторов публикаций, количества этих публикаций не сопровождался ростом аудитории. Разовый тираж не только не увеличился, а резко упал: в 10 раз! Было 110,7, стало - 11,1 млн. экз. Годовой тираж - в 13 раз! (См. таблица 8). Здесь, конечно, присутствует и экономическая составляющая: падение платежеспособности населения, подорожание полиграфических расходов и доставки, но есть причины и содержательного характера: насколько удовлетворяет информация в этих изданиях аудиторию.

Таблица 8

ВЫПУСК ЖУРНАЛОВ, БЮЛЛЕТЕНЕЙ

И ДРУГИХ ИЗДАНИЙ ЖУРНАЛЬНОГО ТИПА

В 1989 и в 2000 году

Типы Изданий Число изданий 1989 / 2000 Разовый тираж, млн экз. 1989 / 2000 Годовой тираж, млн экз. 1989 / 2000
Все издания 3781 3570 240,5 39,9 4264,9 606,5
Естественно-научные 459 439 4,6 1,6 45,9 19,8
Технические 1385 741 19,3 8,2 199,4 86,3
Сельско- Хозяйственые 221 175 12,1 1,7 100,8 14,6
Медицинские 168 262 18,4 1,8 217,7 15,3
По физической культуре и спорту 37 64 24,4 0,9 30,4 14,8
Политические и социально-экономические 582 1022 110,7 11,1 2487,4 187,2
По культуре, Образованию 136 462 15,1 5,0 297,0 112,6
По филологи-ческим наукам 20 25 0,3 0,05 2,2 0,1
Литературно- художествен-ные 93 153 25,3 3,3 484,7 44,0
По искусству и искусство-ведению 85 64 3,2 0,8 55,1 7,6
Универсальные по содержанию 25 60 1,1 2,9 13,5 78,7

 

Относительно благополучнее в этой группе выглядят еженедельные информационно-аналитические журналы "Коммерсантъ", "Итоги", "Профиль", "Деньги", "Эксперт", "Компания". Однако в целом журнальные еженедельники, хотя они число наименований и увеличили за последнее пятилетие с 11 до 48, т.е. более чем в 4 раза, имеют средний разовый тираж всего 1652 экз. Все же еженедельные периодические и продолжающиеся издания вместе (без газет) располагают еще меньшим средним разовым тиражом. Он равен 1391 экз.

Примерно та же картина у литературно-художественой периодики журнального типа (журналы, альманахи и др.). Число наименований в 90-е годы выросло на 64% (с 93 до 153), а разовый тираж, тем не менее, уменьшился в 7,3 раза, годовой - более чем в 10 раз. Литературно-художественные журналы (130 наименований) имеют разовый тираж всего 1,0 млн экз.[69] Одновременно тираж произведений художественной литературы в 90-е гг. сократился в четыре раза.

Вместе с тем в переходный период СМИ демонстрируют значительный рост популярности художественных телевизионных и радиопрограмм. Так, по рейтингу художественные фильмы занимают первые места на ОРТ, РТР, НТВ. Среди опрошенных телезрителей 24,8% высказались за появление специализированного канала художественных фильмов[70].

С развитием развлекательных функций СМИ резко увеличилось количество соответствующих изданий и программ, возросла их популярность у аудитории. Они замыкают тройку самых предпочитаемых передач (кинопоказ, информационные и развлекательные) и имеют высокий рейтинг - 81,9% опрошенных телезрителей [71]. Наиболее популярны "Поле чудес", "Городок" и др.

Что касается естественнонаучных изданий, научно-технических, а также периодики по филологическим наукам, то произошло сокращение не только разовых и годовых тиражей, но и количества наименований журналов и других периодических и продолжающихся изданий (без газет).

В условиях становления информационного общества происходит глобализация информационных потоков, и этот процесс не находит пока должного отражения в преобразованиях редакционной сферы. Это относится и к созданию системы редакций Интернет-СМИ, которая пока еще слабо взаимодействуют с различными видами духовной, духовно-практической и практической деятельности. С одной стороны, эта система должна динамичней трансформироваться в процессе развития и актуализации функций духовного производства, в условиях становления информационного общества, реформирования общественного устройства. С другой стороны, редакционная сфера даже при имеющейся ее структуре не в полной мере использует свои возможности, чтобы обеспечивать такие массовые коммуникации, которые удовлетворяли бы потребности общественного прогресса.

Возьмем, к примеру, трансформацию газетной и журнальной периодики в последнее десятилетие (см. таблицы 9 и 10). За это время возникло множество новых редакционных образований, существенно изменился характер прежних. Все это способствовало увеличению количества участников массового информационного производства, вовлечению в информационное взаимодействие, массовое общение представителей различных видов деятельности.

Таблица 9

ВЫПУСК ГАЗЕТ

Годы Число изданий Разовый тираж, млн экз. Годовой тираж, млрд экз.
    165,5  
    120,6 8,7
    125,1 8,3
    103,6 7,1
    108,7 7,1

 

 

Таблица10

ВЫПУСК ЖУРНАЛОВ

Годы Число изданий Разовый тираж, млн экз. Годовой тираж, млрд экз.
    240,5 4,2
    27,0 0,3
    39,0 0,5
    39,4 0,6
    39,9 0,6

 

Вместе с тем, как свидетельствует таблица 10, в 90-е годы роста количества редакций журнального типа не наблюдалось. Даже произошло некоторое сокращение изданий - на 211. Если сравнить с газетной периодикой (таблица 9), то у нее за это время количество наименований увеличилось на 950, или на 20%, а у общероссийских газет - на 290 наименований, или в 6,6 раза. К тому же большинство журналов - это общероссийские издания. Следует отметить, что в 2000 году из 3570 изданий журнального типа 2534 выходили в Москве.

Таким образом, газетная периодика, особенно общероссийская, увеличила в постсоветский период количество своих изданий, а значит, и количество работающих в редакциях журналистов, а также сотрудничающих с редакциями газет авторов. К сожалению, с ростом количества информирующих значительно уменьшилось количество информируемых, особенно на общероссийском уровне, а также сократились периодичность поступления информации и ее объем. Так, согласно таблице 11, число ежедневных общероссийских газет в постсоветском периоде возросло почти в 2 раза (с 11 до 20), в то время как их тираж упал: разовый почти в 20 раз, а годовой - в 25 раз. Из 333 наименований общероссийских газет, выходивших в 2000 г., 207 изданий (62,2%) - это издания, которые выпускались 3 раза в месяц или реже.

 

Таблица 11

ВЫПУСК ОБЩЕРОССИЙСКИХ ГАЗЕТ

ПО ПЕРИОДИЧНОСТИ в 1989 и в 2000 гг.

Типы Изданий Число изданий 1989 / 2000 Разовый тираж, млн экз. 1989 / 2000 Годовой тираж, млрд экз. 1989 / 2000
ВСЕ ГАЗЕТЫ 34 333 114,5 39,1 28,6 2,0
Ежедневные 11 20 81,5 4,1 25,9 1,0
3-4 раза в неделю 8 6 15,4 0,7 1,8 0,1
1-2 раза в неделю 15 100 17,6 13,5 0,9 0,6
1-3 раза в месяц -- 183 -- 20,0 -- 0,3
Неопределенная периодичность -- 24 -- 0,8 -- 0,002

 

Значительный прирост количества газетных редакций дает региональная печать. В 90-е гг. выросло число газетных редакций:

· республиканских - в 3,3 раза;

· областных и краевых - в 5,5 раза;

· городских - в 3,4 раза (см. таблицу 12).

Таблица 12



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.024 с.)