ТОП 10:

Некоторые типологические характеристики российской периодики



 

В условиях реформирования общества внимание к типологии как к научному методу в журналистике заметно возросло. Это связано с развитием типологической структуры СМИ, с использованием этого метода в маркетинговых исследованиях.[83]

Основой типологии является расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Тип определяется как разновидность, форма, модель, которая характерна для той или иной группы предметов, как единица расчленяемой в типологии реальности[84].

В печати такой единицей является периодическое издание (газета, журнал), на телевидении - канал, телепрограмма, на радио - радиостанция, радиопрограмма. А для СМИ в целом - средство массовой информации.

Можем ли мы говорить о типе СМИ как об определенной форме? Как сообщается в словаре, форма - это:

· внешние очертания, наружный вид предмета;

· внешнее выражение чего-либо, обусловленное определенным содержанием, сущностью; тип, устройство, способ организации чего-либо.[85]

Если мы возьмем газету, журнал или книгу, то они отличаются друг от друга по форме. Газета не имеет переплета, ее листы не скреплены, мелко не разрезаны - все настроено на быстроту изготовления. Многие журналы тоже несут в себе черты периодичности, погони за временем. Но уже значительная их часть может подолгу хранится. Книга - менее оперативна и хранится еще дольше.

Но у газет, журналов, книг есть и общее. Бумажный носитель информации. Текст, графика, фото, рисунки. У телевидения и радио также есть свои формы - звуковой сигнал, телесигнал, которые передаются антеннами и принимаются телевизионными и радиоприемниками.

Когда говорят о различиях, то сообщают о том, что газету можно прочитать в любом месте: в метро, в электричке, в автобусе, на работе. Через несколько лет мобильные телефоны будут принимать широким потоком газетную информацию. И это уменьшит различие. То же самое можно сказать о широкополосном скоростном Интернете, который расширит возможность приема не только газетной и журнальной, но и телевизионной и радио информации.

Но форма содержательна, а содержание формировано. Похожие формы изданий часто отличаются их различным содержанием. Эту "содержательную" отличительность более четко фиксирует понятие "модель". Понятие "тип" характеризует определенную группу изданий. Например, женская печать - это тип изданий, но в эту группу входят различные по форме издания: газеты, журналы, еженедельники. Есть ли у них специфическая форма, общая для всех? Вряд ли.

Думается, что прояснить возникший вопрос поможет использование понятия "модель".

Модель (франц. modele от лат. modulus - мера, образец) - в широком смысле любой образ, аналог какого какого-либо объекта, процесса или явления.[86]

Конечно, признаки формы могут в определенном случае отличать одну группу изданий от других. Мы уже говорили о том, как отличаются по форме газета, журнал и книга. Но за этим отличием скрыты функциональные, содержательные и иные особенности каждого из названных типов изданий. Функция газеты непрерывно отображать изменения в условиях жизни общества, ее предмет, прежде всего, актуальная изменчивость в текущей действительности. Благодаря непрерывной коммуникации, синхронной происходящим событиям, личность, группа, организация корректируют свое понимание актуальных общественных явлений, свое отношение к ним, свое поведение. Форма газеты служит этим задачам. Но она не образец, по которому делаются другие газеты. Точнее сказать, лишь внешний образец, и то далеко не всегда. Сейчас уже существуют электронные версии газеты, сетевые газеты, которые по форме все же отличны друг от друга. Главные "выходы", результаты целостности газеты, ее качественной и типологической определенности - в другом. То же самое относится к журналу и книге.

Иными словами, тип издания, исходя из определения модели, мы можем характеризовать, опираясь не только на понятия "форма", "вид", "разновидность". ТИП это также образ группы изданий, располагающих общими для этой группы признаками.

Расчленение и группировка "используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов"[87]. Причем эта процедура может проводиться не только по отношению к таким единицам расчленяемой действительности, как отдельное издание, программа телевидения и радиовещания, информационное агентство, т.е. любое средство массовой информации. Всю совокупность этих средств расчленяют и группируют по разным основаниям. Мы вычленяем газеты, журналы и выявляем типологические особенности каждого из этих типов изданий, а также можем провести расчленение и группировку на другом уровне: внутри совокупности газет или журналов. Мы можем также группировать региональные, детские, профессиональные издания, соединяя вместе газеты и журналы, относящиеся, например, к региональным или детским, и характеризовать их типологические особенности.

Мы можем подняться до уровня всей системы средств массовой информации России и выявлять отличительные признаки печати, телевидения, радиовещания, информационных агентств. Если взять все мировые СМИ, то здесь также могут быть созданы различные группировки. Предметом исследователя можно выбрать, например, европейскую или американскую модели СМИ. Основанием для группировки могут быть выбраны СМИ стран с тоталитарным политическим режимом или стран, где активно развиваются современные информационные технологии и т.д.

Типология журналистики используется для сравнительного изучения существенных признаков СМИ. Такими признаками являются:

· технологические: используемые коммуникационные технологии (печать, телевидение, радио, Интернет и др.);

· экономические признаки (по формам собственности, характеру инвестиций и др.);

· аудиторные;

· редакционные (редакции газетные, журнальные, книжные, других СМИ);

· предметно-тематическая направленность и иные черты, связанные с характером информации;

· целевое назначение (по характеру осуществляемых функций);

· организационные признаки: по характеру учредителей, издателей, владельцев СМИ, эти цели реализующих;

· время выхода (утренняя, вечерняя газета, ночная программа телевидения, радио и др.);

· формат;

· объем (толстый журнал), продолжительность вещания;

· периодичность выхода (ежедневная газета, еженедельник, месячный журнал) и мн. др.

По характеру аудитории выделяются следующие типы изданий, телерадиопрограмм:

* общероссийские (аудитория включает основные группы населения, проживающего на всей территории России);

* межрегиональные;

* международные (аудитория объединяет группы населения различных стран);

* этнических общностей (наций, народностей);

* административно-территориальных общностей (краевые, областные, городские, районные и др. СМИ);

* для профессиональных, производственных групп (в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, управлении, армии и др.);

* для социальных групп организаторского, умственного, индустриального, сельскохозяйственного труда, для «среднего класса», "новых русских" и др.;

* для возрастных групп: детей, подростков, молодежи, людей среднего возраста, пожилых;

* для женщин и мужчин;

* для родителей ("Родители", "Няня", "Наш малыш" и др.);

* для малых групп (семья, землячество, клуб и др.);

* для различных групп верующих (православные, католики, мусульмане и др.);

* для групп населения, выделяемых по другим признакам.[88]

Ориентированные по характеру аудитории газеты и журналы выглядят следующим образом (см. таблицы 17, 18 и 19, составленные на основе статистических данных Российской книжной палаты).[89]

Таблица 17

 

ВЫПУСК ГАЗЕТ В 2001 ГОДУ ПО ХАРАКТЕРУ АУДИТОРИИ

(по административно-территориальным общностям)

Типы газет Число изданий Разовый тираж, млн экз. Годовой тираж, млн экз.
ВСЕГО 100,1
Всероссийские 23,0
Республиканские 3,0
Автономные 0,01 1,2
Краевые, областные 10,7
Городские 23,9
Районные 12,8
Низовые 9,8
Окружные 0,2
Прочие 16,5

Таблица 18







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.241.176 (0.009 с.)