Как фактор общественного диалога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как фактор общественного диалога



Москва

При поддержке Института «Открытое общество»

(Фонд Сороса). Россия

 

Средства массовой информации

Как системный объект

 

 

Типология как метод научного познания активно используется в современной журналистской науке.[1] Однако объектом исследования с помощью этого метода становится чаще всего, газетная или журнальная периодика. Несмотря на имеющиеся попытки типологического изучения всех средств массовой информации в целом, оно не приобрело пока широкого характера. Исключение составляют ряд публикаций под редакцией Я.Н. Засурского, а также работы отдельных авторов.[2]

Такое положение дел говорит о том, что типология средств массовой информации, или медиатипология, пока не достигла своей теоретически развитой формы, чтобы отразить строение исследуемой системы в целом, выявить всю совокупность ее закономерностей, определить характер оптимизации в условиях реформирования общества.

Одна из главных причин – недостаточная развитость методологии типологического исследования СМИ, в том числе слабое использование системного подхода в этом исследовании. Здесь не столько пренебрежительное отношение к нему, сколько трудность экстраполяции, перенесения его требований на почву журналистской науки.

Средства массовой информации относятся к социальным системам [3], так как:

q включают в себя различные виды социальной деятельности, имеющей свои цели, средства и результаты (сбор, создание, распространение и потребление массовых информационных продуктов, усвоение аудиторией передаваемой массовой информации);

q создают и потребляют эти продукты социальные субъекты – представители духовной, духовно-практической и практической деятельности. В создании произведений СМИ участвуют авторы, редакторы, режиссеры, ведущие, дикторы и др. личности. Потребляют, усваивают получаемую информацию - читатели, радиослушатели, телезрители, посетители сетевых СМИ и др.;

q средства массовой информации являются частью более общей социальной системы – общества как совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности людей;

q СМИ участвуют в осуществлении многих социальных функций, в том числе функций общественного сознания: познавательно-отражательных, идеологических, конструирования социальной действительности и др.

q представляют собой один из механизмов общественного диалога, социального взаимодействия, которое определяет существование и структурную организацию любой социальной системы;

q основным участником этого взаимодействия выступает личность как носитель общественных отношений, общественного и группового сознания. Через личность в общественный диалог вовлекаются различные социальные группы и организации.

Средства массовой информации как сложно организованная социальная система должны отвечать требованиям системного подхода.[4]

Одно из основных его требований – система должна иметь внутреннее единство, относительную автономность, независимость от окружающей среды. Обладают ли СМИ этими свойствами? Или они обязаны безоглядно способствовать осуществлению целей политиков, идеологов, отстаивать интересы своих владельцев и т.п.? Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны выяснить, работают ли разнообразные средства массовой информации совместно на единый конечный интегральный результат в процессе своего функционирования? Да, на такой результат они работают. Им является массовое общение[5], массовое информационное взаимодействие в обществе. Социальная деятельность нуждается во взаимодействии между ее участниками, и средства массовой информации удовлетворяет эту общественную потребность.

В чем специфика средств массовой информации в системе социального взаимодействия, действующей в обществе? В чем характер их целостности как системного объекта? В том, что они обеспечивают взаимодействие не просто между индивидами, а между ними как личностями, поднимают индивида до уровня личности. СМИ обращаются к индивиду как к действующему социальному субъекту, то есть как к участнику тех или иных видов социальной деятельности. Прежде всего, участнику процессов деятельности практической: процессов производства товаров и услуг, их распространения, потребления и др. Деятельности духовно-практической: управления, образования, воспитания и т.п. Деятельности духовной: научной и художественной. Это не просто взаимодействие одного человека с другим. Это общение в масштабе общества, а также больших социальных групп, рассредоточенных на значительном пространстве, информационное взаимодействие между этими группами. Таким образом, по сути своей речь идет о массовом взаимодействии, массовом общении.

Но массовое взаимодействие в обществе создается печатью, телевидением, радиовещанием, Интернет-СМИ не только ради самого общения, но также и для того, чтобы в ходе этого массового общения осуществлялись:

· познание объективных условий жизни общества и усвоение результатов этого познания различными общественными группами;

· формирование социальных позиций, оценок по отношению к процессам, протекающим в природе и обществе;

· выработка единых целей, планов, программ согласованных совместных действий членов общества в тех или иных видах практической, духовно-практической и духовной деятельности. Причем действиям, адекватным условиям общественной жизни. Массовое общение личностей позволяет им и обществу в целом не отставать от динамичных перемен в условиях совместной деятельности и действовать адекватно этим переменам, способствует функционированию общественных отношений – политических, правовых, нравственных, эстетических, организационных и др. [6] Их становлению, развитию, корректировке и оптимизации в соответствии с характером общественного развития. Таким образом, способствуя созданию и поддержанию на оптимальном уровне массового информационного взаимодействия в обществе, СМИ содействуют также оптимизации общественных отношений в соответствии с характером и динамикой развития социальной среды.

Конечно, средства массовой информации, создавая массовое информационное взаимодействие в обществе, не являются единственным фактором формирования и совершенствования названных выше общественных отношений. Они не могут заменить собой всю деятельность общества по созданию различных духовных продуктов – знаний, мнений, опыта, политических и иных программ совместных действий, идеологических концепций, правовых норм, этических, эстетических и иных ценностей и др. Им не под силу «работать» за все духовные побудительные силы общества в современных условиях общественного разделения труда,

самостоятельно формировать духовный потенциал общества[7]. Активными участниками этих процессов выступают: и наука, и литература, и искусство, и политика, и образование, и воспитание, и вся система организации и управления обществом и др.

Созданию единого интегрального результата в деятельности СМИ должно способствовать наличие необходимого количества компонентов системы и их оптимальное взаимодействие друг с другом, а также с окружающей их и систему социальной средой. Такие компоненты СМИ, как аудитория, информационная и редакционная сферы должны охватывать значительную часть своей среды, чтобы обеспечивать информационное взаимодействие в масштабе всего общества. Процессы общественного разделения труда необходимо полнее учитывать, чтобы структура аудитории СМИ полнее отражала социальную структуру общества, вбирала в себя значительную массу людей из основных общественных групп. Информационная сфера СМИ должна полнее охватывать всю совокупность духовных продуктов: знаний, мнений, опыта, эстетических ценностей и др. Продуктов, являющихся достоянием духовного потенциала общества, общественного сознания, его различных состояний, уровней и форм, полнее отражать условия жизни общества. Перед редакционной сферой стоит задача обеспечить оптимальное представительство в СМИ всех типов творчества и иных видов деятельности, создающих духовные продукты, нужные для массовых коммуникаций, налаживая для этого активное сотрудничество с широким авторским активом, создавая соответствующие редакционные структуры. Да и техническая база СМИ, и экономическая их сфера подвержены активному воздействию своей среды, с учетом влияния которой они могут существенным образом преобразовывать массовый информационный процесс. Без активного совершенствования информационных и коммуникационных технологий, без вдумчивого использования в экономике СМИ законов рынка средства массовой информации не смогут обеспечивать оптимальное информационное взаимодействие в обществе.

В соответствии с требованиями системного подхода, система должна располагать разветвленной совокупность функций, чтобы исполнять свою роль по отношению к системе более высокого порядка, которой в нашем случае выступает социальная система.

В структурно-функциональном анализе функция - роль, “назначение” одного из элементов социальной системы по отношению к другому.[8] Функция (от лат. functio - исполнение, осуществление) - это:

деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений;

(социолог.) роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому;

(лингв.) назначение, роль (иногда и значение) языковой единицы или элемента языковой структуры.[9]

Если говорить о средствах массовой информации, то их следует, прежде всего, рассматривать как часть общего целого - социальной системы, которая именуется обществом. Даже если это государственное СМИ – телевизионный канал, радиостанция, газета и т.п. То же самое можно сказать и по отношению к корпоративным изданиям и иным средствам массовой информации.

Конечно, информационные и коммуникационные технологии часто используются при осуществлении производственного процесса, проведении финансово-экономических операций, в учебных, личных целях и т.п. Но СМИ, как правило, – это механизм массового общения, в котором важную роль играет массовый информационный продукт, именуемый часто произведением, а его создатель – автором. Следует различать произведение литературы, искусства, науки, публицистики и произведение печати, средств массовой информации. В «Издательском словаре-справочнике» произведение характеризуется как продукт творчества, как имеющее самостоятельное значение письменное или иное сочинение, которое одно или вместе с другими составляет основной текст издания, основное содержание аудиовизуального массового информационного продукта.[10] Но массовому информационному продукту, как правило, предшествует продукт познавательной и иной умственной деятельности в сфере науки, искусства, публицистики, управления, образования, воспитания, материального производства и др.

У средств массовой информации есть общая для них функция, и это функция – коммуникативная. Конечным результатом ее реализации является систематическое информационное взаимодействие, общение между участниками одного или нескольких видов социальной деятельности, ведущее к оптимизации общественных отношений в масштабе всего социума или отдельных социальных образований.

С помощью СМИ создаются массовые информационные взаимодействия в сфере политики (политические коммуникации), позволяющие обеспечивать диалог между властью и гражданами, регионами и центром, межрегиональное взаимодействие. Средства массовой информации – важное средство реализации функций публичной политики, участия широких слоев населения в управлении обществом: в выработке политических решений, в создании механизмов их реализации, в осуществлении контроля граждан за деятельностью властных структур и др.[11]

Важна их роль в создании, поддержании и развитии массовых информационных взаимодействий среди участников экономической деятельности (например, бизнес-коммуникации). Здесь обеспечивается диалог между производителями и потребителями продукции, а также между самими производителями и потребителями, который способствует согласованности их действий.

Средства массовой информации в значительной степени способствуют формированию массовых коммуникаций между участниками научной и практической деятельности: производственной, технической, а также между наукой и управлением, наукой и образованием и др.

Коммуникацию, общественный диалог друг с другом осуществляют участники различных видов деятельности. В том числе, участники духовной деятельности - научной, художественной. Духовно-практической -управления, образования, воспитания. Практической деятельности: в той или иной сфере производства, обслуживания, потребления и пр. Реализуемые СМИ в процессе массовой коммуникации функции направлены на достижение оптимального взаимодействия в той или иной сфере деятельности, на обеспечение согласованности действий участников социальной активности в системе общественного разделения труда.

Как отмечалось, у массовой коммуникации, в какой бы сфере деятельности она ни протекала, есть единая общая функция обеспечения общественного диалога, общения в масштабе всего социума. Причем в системе СМИ функционирует далеко не вся информация, которая направлена на взаимодействие между участниками тех или иных видов деятельности, а только ее часть. Этой частью является массовая информация, которая является массовой в том смысле, что:

· одна и та же информация может удовлетворить потребности не только отдельного конкретного читателя, радиослушателя или телезрителя, но сразу многих людей, составляющих целую общественную группу, рассредоточенную на значительной территории, а нередко - всех членов общества. Иными словами, информация имеет не индивидуальный адрес, а групповой, не индивидуальную, а групповую, а то и общесоциальную значимость.

· ее сообщает член общества, который располагает такой информацией. Его выступление носит не индивидуальный, а представительный характер. Вступая в диалог, он может вести речь от имени всего сообщества, государства, правительства, различных общественных групп и организаций. Таким образом, он является в этом случае носителем общественного или группового сознания, различных его уровней, состояний и форм, в том числе сознания теоретического, политического, нравственного, общественного мнения и общественного настроения.

· значительную часть индивидуальных духовных продуктов, способствующих общественному взаимодействию, общественному диалогу, составляют произведения публицистического, художественного и научного творчества, которые затем становятся массовыми информационными продуктами.

Таким образом, средства массовой информации организуют, регулируют, упорядочивают, оптимизируют массовую информацию, удовлетворяя потребности в информационном взаимодействии, в общественном диалоге представителей различных видов деятельности, общества в целом, в оптимизации общественных отношений адекватно развитию условий жизнедеятельности социума.

Коммуникативная функция СМИ, о которой последние годы стали говорить многие исследователи,[12] состоит в том, чтобы все виды социальной деятельности имели бы налаженные информационные отношения между их участниками, чтобы массовое общение вело к согласованным действиям различных социальных групп, членов общества в целом. Речь идет о политической, экономической, правовой, нравственной, художественной, научной и иной деятельности, протекающей в масштабе общества, в рамках различных общественных групп и организаций.

С одной стороны, средства массовой информации удовлетворяют потребности определенных социальных групп, участвующих в тех или иных видах социальной деятельности. С другой стороны, они удовлетворяют потребности общества, осуществляя групповые и межгрупповые информационные взаимодействия. Между теми и другими потребностями могут быть несходства, противоречия, и СМИ в этом случае, видимо, должны гармонизировать эти отношения.[13]

Как отмечалось выше, СМИ обеспечивают массовое общение в обществе не только ради самого общения. Каждый его участник выполняет при этом определенные общественные функции. Это могут быть функции науки, которые реализует ее представитель, обогащающий научную картину мира своей аудитории. Аудитория, в свою очередь, вступает в общение, чтобы получить новые знания, расширяющие ее кругозор, позволяющие использовать в ее деятельности, например, новые технологии и т.д. Научная, художественная, экономическая, политическая, публицистическая и иная деятельность реализуют через создаваемый «массовый информационный мост» свои многочисленные функции.

Взаимодействие людей, сопровождающее любую социальную деятельность, есть не только взаимодействие в самой сфере данной деятельности. Так, внутринаучные коммуникации способствуют выполнению наукой своей общественной функции - совместными усилиями ученых вырабатывать и теоретически систематизировать объективные знания о действительности. Но наука активно влияет и на другие типы социальной деятельности, где используются добытые ею знания. Это и техника, и производство, и управление, и образование и др. Поэтому передача информации о добытых научных знаниях осуществляется не только на базе научной коммуникации, но и на основе публицистической деятельности самих ученых (научная популяризация)[14], а также благодаря литературной работе журналистов.

Можем ли мы сказать, что в реализации названных выше функций средства массовой информации как массовый коммуникатор не принимают участия, не оказывают влияния на их осуществление? Конечно, нет! Редакционная деятельность – это не только литературное, художественное, техническое редактирование, другие формы подготовки авторских произведений к массовому распространению. Это также деятельность организационная, связанная с выбором авторов, с заказом им произведений, с отказом публиковать не удовлетворяющие редакцию произведения, с выявлением и учетом потребностей аудитории и т.п. Так что влияние тех или иных функций, того или иного вида духовной и духовно-практической деятельности может быть усилено или ослаблено в результате редакционного процесса.

Таким образом, коммуникативная функция СМИ – это не только функция установления контакта между личностями, контакта в тех или иных видах деятельности, а также между ними, контакта между теми, кто участвует в социальной деятельности в целом. Это также соучастие в осуществлении функций различных форм, уровней, состояний общественного и группового сознания. Почему соучастие? Да потому, что средства массовой информации как коммуникатор не сами осуществляют эти функции. Их реализуют, прежде всего, участники духовного производства. Это – ученые, писатели, журналисты (как авторы литературно-художественных произведений), создатели различных духовных продуктов в сферах политики, экономики, культуры. СМИ как коммуникатор лишь организационно, «редакционно» обеспечивают их реализацию. Как коммуникатор СМИ духовные продукты не создают, они их отбирают, обрабатывают и формируют на их основе различные массовые информационные продукты – тиражи номеров газет, журналов, выпуски книжной, телевизионной и другой медийной продукции.

СМИ как массовый коммуникатор организуют, регулируют массовый информационный процесс, согласуя его не только с функциями того или иного вида деятельности, но и с функциями общественного сознания. Эти функции реализуются в познавательном, ценностном и организационном процессах, которые разворачиваются в масштабе всего общества. И без массовых информационных взаимодействий, осуществляемых посредством СМИ, здесь не обойтись. Участники этих процессов являются носителями этого общественного сознания. Они воплощают его содержание в духовных продуктах (знаниях, мнениях, опыте, художественных ценностях и др.), которые, становясь затем массовыми информационными продуктами, усваиваются массовой аудиторией.

Система информационных отношений, создаваемая СМИ и действующая в масштабе всего общества, участвует в реализации многих функций общественного сознания. В том числе способствует:

q познанию объективной реальности, объективных условий;

q раскрытию законов развития и функционирования общества, механизмов их использования;

q отражению экономических и других общественных отношений в форме политических, правовых, нравственных, эстетических, философских представлений, установок, норм, ценностей;

q формированию политических, нравственных, эстетических идеалов;

q формированию проектов изменения материальной и духовной реальности.

В познавательном плане это функции сознания теоретического и обыденного, практического. Массовые коммуникации между социальными субъектами как носителями этих уровней сознания способствуют взаимодействию между теорией и практикой. Со стороны теории происходит осмысление практического опыта, эмпирических данных. Со стороны практики растет более активное использование достижений теории, которые способствуют эффективной, научно обоснованной деятельности в сферах политики, экономики, культуры и др. Не случайно, например, появление тенденции в типологической структуре СМИ к росту научно-практических, научно-производственных, научно-технических, научно-политических, теоретико-экономических изданий. Эту закономерность отражает и увеличение количества еженедельных аналитических журналов универсального характера, но с акцентом на экономической и политической сферах. Стремление к аналитичности проявляется также в структуре телевидения и радиовещания. Появляется все больше аналитических программ с широким привлечением к участию в них ученых и специалистов. Значительно возросло число аналитических выпусков информационных агентств. Да и специализированные аналитические информационные агентства тоже перестали быть редкостью.

Общественное сознание в социологическом аспекте предстает перед нами как идеология и общественная психология. Массовое информационное взаимодействие в обществе, организуемое СМИ как коммуникативной системой, способствует взаимодействию между этими уровнями общественного сознания. Общественное сознание имеет также различные формы: политика, право, мораль, религия, наука, искусство, философия, и их влияние на структуру СМИ велико.

Но одно дело влияние на систему СМИ различных уровней и форм общественного сознания и другое дело – влияние различных политических, правовых, идеологических и иных структур общественной системы. Как коммуникатор СМИ «обязаны» вести сбор предлагаемых им этими структурами духовных продуктов. Но как организатор, регулятор массового информационного процесса средства массовой информации должны способствовать осуществлению функций общественного сознания, гармонизируя отношение между ним и сознанием групповым, корпоративным, если оно противоречит сознанию общественному. СМИ призваны обеспечивать «пропуск в эфир» таких духовных продуктов, которые ведут к обогащению духовного потенциала общества, к его более широкому потреблению.[15]

Коммуникативная функция СМИ дифференцируется в соответствии с различными функциями общественного сознания, удовлетворяющими потребности личности, различных социальных групп и организаций в общении, информационном взаимодействии друг с другом (в получении и передаче информации). Так, познавательно-отражательные функции общественного сознания формируют группу коммуникативных функций СМИ, которые обеспечивают общение, взаимодействие между различными социальными субъектами познавательного процесса. Это субъекты, участвующие в познавательной деятельности науки, в процессах ее взаимодействия с образовательной и иными видами духовно-практической и практической деятельности. Это также массовые коммуникации в процессе художественного познания действительности и освоения этого познания массовой аудиторией и др.

Являясь коммуникатором, организатором массового информационного процесса, СМИ соучаствуют также в осуществлении такой функции общественного сознания, как конструирование социальной действительности, связанной с созданием моделей согласованной деятельности в масштабе всего общества в условиях общественного разделения труда и организацией процессов коллективной реализации этих моделей. Организационные отношения координации, субординации, инициативы, ответственности, контроля и др., существующие в рамках общественной системы или больших социальных групп, развиваются и совершенствуются при активном участии средств массовой информации.

И.Д Фомичева выделяет, например, социально-креативную функцию средств массовой информации, т.е. «функцию создания социальных общностей при отсутствии или слабом развитии иных средств, форм, видов социального строительства».[16] Да, организационная функция действительно присуща печати, другим СМИ. Но следует иметь в виду, что их возможности и как коммуникаторов, и как создателей тех или иных духовных продуктов ограничены.

Например, они не могут быть носителями теоретического сознания, чтобы создать соответствующий духовный продукт, отражающий мировоззрение той или иной социальной общности. А это многого стоит. Для тех или иных социальных общностей, например партий, нужны политические программы, нужны организованные коммуникации между их руководителями и остальными участниками этой формы социального движения.

Иными словами, средства массовой информации не могут подменить собой процессы создания духовного потенциала формируемой социальной общности (ее идеологии, программы действий, тактических целей, форм их осуществления, выполнения множества организационных функций). Поучительным примером в этом плане может служить создание партии «Единство». Хотя роль СМИ здесь огромна, но без работы многочисленных политтехнологов, теоретиков партийного строительства и других специалистов дело не обошлось.

Оценивая выполнение средствами массовой информации своих функций, Я.Н. Засурский отмечает, что печать достаточно успешно выступает в роли критика, выполняя свою функцию института гражданского общества, но менее успешно она действует, участвуя в дискуссиях, обсуждении проблем, выработке решений. В результате, она пока не может быть постоянно действующим инструментом выработки консенсуса, общей позиции при обсуждении тех или иных проблем.[17]

Следует отметить, однако, что как средство контроля общественности за деятельностью властей СМИ действует пока весьма неэффективно. И здесь причина не только в СМИ, но и в том, что органы управления слабо реагируют на отмечаемые недостатки и упущения тех или иных чиновников, отмечаемые прессой. Будучи президентом России, Ельцин издал специальный указ на эту тему, но положения этого указа так и не были реализованы.

В гражданском обществе СМИ выполняют функции "честного переговорщика”, "honest broker". У нас, как отмечает Я.Н. Засурский, этого понятия нет. Многими пресса не рассматривается как независимый институт. О ней чаще всего идет речь как об инструменте влияния со стороны тех сил, которыми это СМИ ангажируется. Нередко пресса не столько исполняет роль "честного переговорщика", сколько представляет собой инструмент давления и борьбы различных группировок. Вместе с тем как массовый коммуникатор пресса призвана обеспечить такое информационное взаимодействие в общественной системе, которое способствует осуществлению функций общественного сознания. А эти функции, конечно, первичны по отношению к функциям различных социальных субъектов, входящих в эту систему.

Я.Н. Засурский выделяет еще одну черту в модели современных средств массовой информации. Если посмотреть на их критические материалы, то можно увидеть, что журналист часто выступает в них и как следователь, и как прокурор, и как судья одновременно, опираясь на мнения, опыт компетентных представителей профессионального правового сознания. Эти действия прессы трудно осудить, поскольку они связаны с тем, что все три основные ветви гражданского общества часто бездействуют.[18]

Другое дело, когда мы говорим о средствах массовой информации как о системе литературно-художественной документальной деятельности. Сложность состоит в том, что целостность системы средств массовой информации выражается не в одном, а сразу в двух интегральных результатах ее функционирования. Речь идет о результатах деятельности СМИ как коммуникативной системы и как системы литературно-художественной документальной деятельности.

Если рассматривать СМИ как коммуникативную систему, то процессы, осуществляемые в ней, – это деятельность духовно-практическая, а также практическая. Это организация работы редакций, организация сотрудничества с авторами публикаций, организация сотрудничества с аудиторией. Это подготовка информационных продуктов – номеров газет и журналов, оригиналов книг и брошюр, выпусков телевизионных и радиопрограмм и т.п., осуществляемая в процессах научного, литературного, художественного, технического и других видов редактирования.[19] Практическая деятельность включает производство газетной, журнальной и книжной, телевизионной и иной продукции СМИ, ее распространение и потребление. Если рассматривать СМИ как литературно-художественную документальную деятельность, то это деятельность духовная, наряду с наукой, литературой, искусством. У нее свой предмет - текущая действительность, сотканная из совокупности динамично изменяемого полотна конкретных событий и фактов. Своя результативность, проявляющаяся в таких духовных продуктах, как произведения новостной, аналитической, художественно-публицистической журналистики (публицистики). Ее функциональная специфика по отношению к социуму – формирование в общественном сознании целостной картины текущей действительности в процессе непрерывного ее преобразования. Происходит также постоянная корректировка обществом, различными общественными группами, личностью оценки происходящих перемен, модели своего поведения в изменяющемся мире на уровне эмоционально-практического сознания.

Сколько бы мы в качестве массового коммуникатора информации ни собирали, привлекая широкий круг представителей различных видов социальной деятельности, без профессиональных журналистов как авторов литературно-художественных произведений не обойтись. Осуществить массовую коммуникацию между членами общества только благодаря информации, произведенной участниками тех или иных сфер деятельности по отношению к текущим событиям и фактам действительности, практически не представляется возможным, тем более в условиях развития новых информационных и коммуникационных технологий.

Наука как область духовного творчества в результате совместной деятельности ученых формирует научную картину мира. Наука - это "сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности"[20]. Благодаря совместной деятельности писателей, художников и других представителей искусства создается художественная картина мира, осуществляется его художественно-образное освоение.[21] СМИ как коммуникативная система помогает массовой аудитории эти картины увидеть, понять, оценить. Но наряду с этим средства массовой информации и сами в результате литературно-художественной деятельности журналистов (новостная, аналитическая, художественно-публицистическая журналистика) создают также картину, но картину текущей действительности, которая отображает реальные события и факты и непрерывно меняется в соответствии с переменами в жизни общества. Духовные продукты, создаваемые журналистами (в жанрах репортажа, интервью, комментария, корреспонденции, очерка и др.), представляют собой итог систематизированного и непрерывного освоения мира.

СМИ не только коммуникативная, но и литературно-художественная система, непрерывно воссоздающая такой духовный продукт, как образ, аналог, картина текущей действительности. Согласно словарю русского языка, текущий – совершаемый каждый день, повседневный.[22] Следовательно, текущая действительность - это совокупность совершаемых каждый день событий. Если ученые создают научную картину, писатели, художники, артисты – художественную картину мира, то журналисты-литераторы совместно с авторским активом – документальную картину текущей действительности, постоянно видоизменяемую с учетом развития условий жизни общества.[23] Если научная картина включает в себя всеобщее в явлениях действительности, открытые учеными законы и закономерности, художественная картина – совокупность художественных образов, отражающих типическое, особенное, то в основе документальной картины - реальные люди, факты и события действительности. Журналистику интересует подвижное содержание явлений (текущая действительность), науку интересует их спокойное содержание, сущность явлений.

У писателей есть понятие литературы документальной. «Большой энциклопедический словарь» содержит следующее утверждение: «Существуют виды письменных произведений, смыкающиеся с художественной литературой, - мемуарная литература, эпистолярная, документальная».[24] Почему же тогда журналистов отлучать от духовной деятельности? Журналистика несет обществу знания о текущей действительности. Эту функцию наука не выполняет. Ее не выполняют и другие виды познавательной деятельности.

Если наука создает научную картину мира, которую ученые отражают в содержании СМИ, а искусство - художественную картину, то создать картину текущей действительности без профессиональных журналистов, работающих в штате редакций, не представляется возможным. Духовные продукты, отражающие текущую действительность, создают также участники политической, экономической, воспитательной, образовательной и иных сфер деятельности. Это решения государственных и иных политических организаций, мнения их представителей по поводу тех или иных событий и процессов текущей действительности. Это позитивный или негативный опыт, оценка, предложения, критика в той или иной сфере социальной деятельности. Однако самостоятельно, без профессиональных журналистов-литераторов, не осуществить этой креативной функции, связанной с созданием картины текущей действительности, отражением динамичных процессов корректировки общественного мнения, адекватной происходящим общественным переменам, а также корректировки планов совместных действий в масштабе всего социума или отдельной его составляющей.

Таким образом, функция СМИ как коммуникативной системы, выступающей частью общественной системы, по отношению к обществу как целому – обеспечивать массовую коммуникацию в обществе в соответствии с изменяющимися условиями его жизнедеятельности, организационно, «редакционно» способствовать реализации через массовый информационный процесс функций общественного сознания, функций различных видов социальной деятельности. Одновременно с этим СМИ присуща и реализация функции литературно-художественного документального отражения текущей действительности, поскольку в их структуре трудится значительный контингент профессиональных журналистов. Конечно, научная, художественная, образовательная и многие иные виды деятельности могут рассчитывать на осуществление своих функций в массовом информационном процессе, не входя в него своими основными структурами. Однако творческая деятельность журналистов, отражающих текущую действительность во всем ее многообразии, не сможет в полной мере осуществить свои функции, не имея профессиональных журналистов-литераторов в структурах средств массовой информации.

Конечно, функциональная палитра средств



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.042 с.)