Понятие и классификация форм международной торговли. Международные торговые операции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и классификация форм международной торговли. Международные торговые операции



Структура международной торговли по методам реализации товаров на мировом рынке формируется в зависимости от способа заключения сделок, характера организации товаропотоков, способов компенсации, количества участников процесса и существующих между ними взаимными обязательствами. В связи с этим выделяют традиционные, товарообменные, посреднические и состязателдьные операции. Часто в международной торговой практике отдельно взятая сделка может сочетать в себе черты нескольких.

Традиционная торговля – это торговля между субъектами разных национальных экономик по традиционным правилам, то есть по формуле: товар - соответствующие деньги, в зависимости от спроса и предложения.

Торговля продукцией в рамках кооперации – это способ реализации продукции между субъектами международной производственной кооперации, которая происходит, как правило, по трансфертным ценам (трансферт - банковские операции по переводу иностранной валюты или золота из одной страны в другую) в льготном режиме.

Встречная торговля – это совокупность международных торговых соглашений, при составлении которых закупка продукции сопровождается ответной поставкой товаров, с целью достижения баланса экспортно-импортных операций.

Поспредническая торговля – это международные торговые соглашения, в которых помимо продавца и покупателя участвуют третьи лица, выполняющие связующие функции за соответствующее вознаграждение.

Состязательная торговля – это совокупность международных торговых соглашений, которые заключаются в результате предварительного конкурса среди нескольких представителей одной из сторон сделки (такие сделки совершаются в рамках специально организованных рынков – на биржах, аукционах, международных торгах).

Международная торговая операция – это комплекс действий участников торгового процесса, представляющих разные страны, с целью осуществления торгового обмена

Операция не будет считаться международной, если она проводится между сторонами разной государственной принадлежности, коммерческие предприятия которых находятся на территории одного государства (например, между филиалами и дочерними компаниями фирм разных стран, находящихся на территории одной страны). В то же время сделка признается международной, если она проведена между сторонами одной государственной принадлежности, если их хозяйственные (коммерческие) единицы находятся на территории разных государств

Классификация международных торговых операций

1. По направлениям торговли:

· экспортные операции;

· импортные операции;

· реэкспортные операции;

· реимпортные операции.

2. По способу расчетов:

· товарно-денежные операции;

· товарообменные операции.

3. По количеству участников процесса обмена:

· прямые;

· посреднические.

4. По принципу заключения сделок:

· торговля согласовательного типа;

· торговля состязательного типа.

 

Реэкспортные операции – это продажа с вывозом за границу ранее импортированного и не подвергшегося в реэкспортирующей стране переработке товара.

Реэкспортные операции могут возникать в следующих ситуациях:

· в случае возврата некачественного или некомплектного импортированного сырья иностранному экспортеру-продавцу;

· в случае возврата импортированного товара в силу неплатежеспособности реэкспортера;

· при использовании традиционно сложившихся форм торговли; например, при продажах через международные аукционы продавец сначала привозит товар в страну местонахождения аукциона, то есть в страну реэкспорта, откуда он продается покупателю из третьей страны;

· при вынужденном реэкспорте, когда поставляемый в другую страну товар по каким-либо причинам не может быть реализован и продавец стремится перепродать его в третью страну;

· при осуществлении крупных проектов за рубежом поставщики закупают в нескольких третьих странах комплектующие узлы и детали, которые затем реэкспортируются в составе комплектного оборудования;

· при осуществлении операций перепродажи с целью получения прибыли за счет разницы в ценах на один и тот же товар в разных странах;

· при продаже товаров, особенно сырьевых, в целях экономии на транспортных расходах, такие реэкспортные поставки осуществляются без завоза товаров в страну реэкспортера;

· из-за резкого изменения международной обстановки, отсутствия прямых экономических или дипломатических связей между странами, возникновения военных действий;

· при возврате нереализованного товара консигнатором.

Реимпортные операции – это покупка ранее экспортированного и не подвергшегося в стране импорта переработке товара.

Виды встречной торговли:

бартер - это товарообменные операции с взаимной передачей права собственности на товары без денежного эквивалента и без обязательного учета цен товаров;

встречная закупка - это торговое соглашение, при котором страна-реципиент рассчитывается поставкой товаров безотносительно к импортируемой продукции, технологии или оборудованию (по форме, как видно, напоминает бартер);

компенсационные соглашения - это вид международных торговых долгосрочных соглашений, при которых покупатель оплачивает стоимость товаров поставкой других товаров или оказанием услуг, а при необходимости разницу доплачивает деньгами (существует множество разновидностей компенсационных сделок);

клиринг - это система безналичных расчетов за товары, ценные бумаги и услуги, которая основывается на зачете взаимных требований и обязательств. Различают межбанковский и валютный клиринг. Международный межбанковский клиринг - это расчеты между банками путем зачета взаимных денежных требований юридических лиц из разных стран. Международный валютный клиринг - это расчетная система в международной торговле и других формах экономических отношений между странами, которая базируется на основе международных платежных соглашений (это межгосударственные договоры, которые регулируют организацию расчетов и платежей между двумя или несколькими странами).

Торгово-посреднические операции - операции, связанные с куплей-продажей товаров, выполняемые по поручению производителей и потребителей товаров независимым от них торговым посредником на основе заключаемого между ними соглашения.

Торговое посредничество включает в себя следующие услуги:

· поиск заграничного контрагента;

· подготовка и совершение сделки;

· кредитование сторон и предоставление гарантий оплаты товара покупателем;

· осуществление транспортно-экспедиторских операций

· страхование товаров при транспортировке, перевалке, хранении;

· выполнение таможенных формальностей;

· проведение рекламных и других мероприятий по продвижению товаров на заграничные рынки;

· осуществление технического обслуживания и другие операции.

Выгоды от привлечения торгового посредника состят в повышении оперативности сбыта товаров и ускорения оборота капитала; в продаже товара на иностранном рынке непосредственно в моменты улучшения конъюнктуры по более высоким ценам, так как посредники, находясь рядом с конечными потребителями, чутко реагируют на любые изменения спроса; в уменьшении сроков хранения и предпродажного сервиса; в снижении издержек на хранение и сбыт продукции.

Состязательные формы международной торговли – это торговля через организованные товарные рынки.

Международные товарные биржи – это особый вид постоянно действующих рынков, на которых при определенных условиях совершаются сделки купли-продажи на массовые сырьевые и продовольственные товары, обладающие родовыми признаками, качественно однородные и взаимозаменяемые.

Черты биржевой торговли:

· приуроченность к определенному месту и времени: биржевая торговля проводится только в специально отведенном для этого процесса месте и только в установленные часы работы биржи;

· подчиненность установленным правилам торговли: каждая биржа вырабатывает свои правила торговли, неисполнение которых наказывается штрафами или исключением из членов биржи;

· публичность: биржевая торговля ведется в присутствии всех членов биржа или с их ведома;

· гласность: результаты биржевой торговли являются открытыми для широкой публики и доступны обществу через средства массовой информации;

· регулируемость со стороны государства и общественности;

· концентрация спроса и предложения по товарам, реализуемым на бирже, на этой основе складываются представительные биржевые (рыночные) цены на товары.

Характерными чертами вещественного биржевого товара являются массовый характер производства и потребления, стандартизируемость, хорошая сохраняемость, транспортабельность, независимость качественных характеристик от конкретного потребителя, а также свободное формирование цен.

К основным биржевым товарам относятся следующие:

Продовольственное сырье (зерновые, масло, семена, живые животные и мясо, картофель).

Пищевкусовые товары (сахар, кофе, какао-бобы, растительные масла, яйца, перец, арахис).

Текстильное сырье (хлопок, джут, натуральный и искусственный шелк, мытая шерсть)

Стройматериалы (цемент, пиломатериалы и фанера).

Промышленное сырье (натуральный каучук, сырая нефть, медь, олово, цинк, свинец, драгоценные металлы)

Таблица 5.6.

Классификация бирж

Признак классификации Виды бирж
  Вид биржевого товара фондовые, товарные, валютные.
  Принцип организации публично-правовые, частно-правовые, смешанные
  Участники биржевых торгов закрытые, открытые
  Разнообразие торгов универсальные, специализированные
  Статус международные, национальные, центральные (столичные), межрегиональные, региональные (локальные)
  Преобладающий вид биржевых сделок биржи реального товара, фьючерсные, опционные, смешанные

 

Международные товарные аукционы – это специально организованные, периодически действующие в определенных местах рынки, на которых путем публичных торгов в заранее обусловленное время и в специально назначенном месте производится продажа предварительно осмотренных покупателем товаров.

Последние переходят в собственность покупателя, предложившего наиболее высокую цену.

Аукционные товары до продажи на аукционе должны быть осмотрены или продегустированы покупателем. Ни устроители аукциона, ни продавцы после продажи с аукциона не принимают никаких претензий в отношении качества товара (кроме скрытых дефектов).

Самые распространенные аукционы организованы в форме акционерных обществ.

Центры аукционной торговли

Пушнина - Нью-Йорк, Монреаль, Лондон, Санкт-Петербург, Копенгаген, Осло, Стокгольм.

Немытая шерсть - Лондон, Ливерпуль, Кейптаун, Мельбурн, Веллингтон. (75 - 80% продаж немытой шерсти на мировом рынке).

Ковровая шерсть - Ливерпуль.

Чай - Индия, Шри-Ланка, Найроби, Сингапур.

Табак - Нью-Йорк, Амстердам, Бремен, Лусака (Замбия), Лимба (Малави).

Цветы - Амстердам, Каракас

Овощи и фрукты - Антверпен и Амстердам;

Рыба - США и порты западноевропейских стран (кроме Исландии и Норвегии),

Лошади - Довиль (Франция), Лондон, Москва, Пятигорск, Ростов-на-Дону.

Виды аукционной торговли:

· публичный гласный аукцион - это способ реализации товаров, на котором аукционист называет каждую последующую цену больше;

· негласный (немой) аукцион - это способ реализации товаров, на котором покупатели подают аукционисту заранее установленные знаки о согласии поднять цену на величину надбавки. Аукционист при данном способе поднимает цену, не указывая на покупателя, что является выгодным в тех случаях, когда покупатели хотят сохранить конфиденциальность своего приобретения;

· голландский аукцион - это вид аукционной торговли, при котором устанавливаются максимальная цена и шаг, а затем совершается понижение цены до первого соглашения кого-то из покупателей, который и становится собственником товара.

Международные торги (тендеры) – это способ закупки товаров, размещение заказов и выдача подрядов, который предполагает привлечение к определенному, заранее установленному сроку предложений от нескольких поставщиков или подрядчиков разных стран и заключение контракта с тем из них, предложение которого наиболее выгодно организаторам торгов.

Организаторами торгов выступают преимущественно государственные организации и учреждения (министерства иих управления, закупочные организации), а также муниципалитеты и, в исключительных случаях, крупные частные фирмы.

Техника проведения международных торгов включает такие этапы:

1. Объявление конкурса, распространение условий.

2. Представление предложений участниками торгов. Такие предложения, поступающие на торги, называются «тендер» или «бид».

3. Непосредственно конкурс, выбор поставщика.

Виды тендеров (торгов):

· открытые (публичные) - это торги, в которых принимают участие все желающие фирмы;

· закрытые - торги, в которых принимают участие только известные на мировом рынке поставщики и подрядчики;

· единичные тендеры - это торги, о проведении которых объявляют только одной фирме (или небольшой группе фирм, как правило, по очереди), о которой достоверно известно, что она сможет выполнить срочный или тайный контракт;

Наиболее тендеры распространены на мировом рынке машин и оборудования (более 80% стоимости всех контрактов приходится на тендеры).

Также большую роль в продвижении товаров и услуг на мировом рынки играют ярмарки, выставки, отраслевые научно-практические семинары и тренинги.

Международная ярмарка - это один из способов реализации товаров фирмами из разных стран, которая представляет собой большой, периодически действующий и открытый рынок, который проводится в одних и тех же местах, в определенную пору года и в установленные сроки. Целью международной ярмарки является демонстрация образцов товаров, которые производятся фирмами - субъектами МЭО, для заключения торговых соглашений.

Международная выставка - это демонстрация достижений в области производства, науки и техники одной или нескольких стран на территории другой страны с целью заинтересовать субъектов местной экономики до подписания протоколов о намерениях торговать или даже для заключения торговых соглашений.

По характеру экспонатов ярмарки и выставки разделяют на универсальные и специализированные. Проводятся еще и так называемые мировые выставки, которые не ставят целью непосредственного заключения соглашений. а демонстрируют достижения стран-участниц и международных организаций в области науки, техники, культуры. На таких выставках демонстрируют свою продукцию, как правило, большинство стран мира.

 

Решение типовых задач

Задача 5.1.

Спрос на импортный товар и его предложение (импорт) формализуются при помощи следующих аналитических зависимостей:

QD = 3000 – 20P и QS = 1800 + 20P,

Где P – цена товара, тыс.ден.ед.

В результате введения таможенной импортной пошлины внутренняя цена за единицу данного товара возросла на 10 тыс.ден.ед.

Определите соответствующий размер таможенной пошлины, который привел к этому результату.

Решение

Исходную цену на импортный, а следовательно, и на соответствующий отечественный товар в стране находим из условия

3000 – 20P = 1800 + 20P.

Она составляет 30 тыс.ден.ед. После введения пошлины цена товара поднялась до 40 тыс. Подставив ее в исходные уравнения, найдем объем продаж в условиях введения пошлины: 2200 штук. Подставляем этот объем в уравнение предложения и полдучаем цену внутреннего производителя – 20 тыс.ден.ед. Следовательно, размер пошлины будет равен 20 тыс. ден.ед.

Контрольные вопросы

1. Систематизируйте понятийный аппарат мирового рынка и его составляющих.

2. Назовите основные показатели открытости национальной экономики. Каковы их оптимальные значения?

3. Равновесие на мировом рынке товаров и услуг.

3. Дайте определение мировой цены.

4. В чем особенности динамики товарной структуры мировой торговли товарами?

5. Каковы основные теденции динамики географической структуры мировой торговли?

6. Охарактеризуйте особенности услуги как предмета торговли.

7. Как международная торговлдя услугами связана с динамикой мирового материального производства и мирового товарного экспорта.

 

 

Тестовые задания

1.Открытость национальной экономики выражается:

А) объемом иностранных инвестиций в национальную экономику;

Б) числом занятых в экспортном производстве;

В) производительностью работы в импортозамещающих производствах;

Г) внешнеторговой квотой;

Д) количеством предприятий, которые контролируются иностранным капиталом;

Е) всеми вышеперечисленными показателями.

2. К основным факторам, которые определяют степень открытости национальной экономики, относят все нижеперечисленное, кроме:

А) роли страны в международном производстве;

Б) объема внутреннего рынка;

В) уровня экономического развития страны;

Г) удельного веса базовых отраслей промышленности в структуре национальной экономики;

Д) уровня экспортных и импортных пошлин;

3. Положительное сальдо внешней торговли имеет место в случае, если:

А) экспорт больше импорта;

Б) экспорт и импорт уменьшаются;

В) импорт больше экспорта;

Г) импорт и экспорт увеличиваются;

Д) экспорт равняется импорту.

4. Что содержит в себе международная торговля в широком смысле?

А) обмен товарами между субъектами из разных стран

Б) обмен услугами между субъектами из разных стран

В) любую обменную деятельность между субъектами из разных стран

Г) все ответы неверные.

5. Какая главная особенность торговли услугами?

А) более высокая цена в сравнении с торговлей товарами

Б) невидимость и неосязаемость

В) практичность и легкость в обращении

Г) все ответы верны

6. Мировые цены:

А) цены экспортно-импортных соглашений на товары;

Б) цены товара, произведенного и экспортированного определенным государством;

В) цены крупномасштабных экспортно-импортных соглашений, которые установлены на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли

Г) нет верного ответа.

7. Международная товарная биржа это:

А) специальная процедура формирования контрактных обязательств, по которым осуществляется заказ;

Б) разновидность периодически действующего рынка, на котором заключаются соглашения купли-продажи и выдача заказов на поставку или подряд;

В) постоянно действующий рынок, на котором заключаются соглашения купли-продажи на массовые, качественно равноценные товары;

Г) все ответы верны.

8. Клиринг - это:

А) система безналичных расчетов, которая основывана на зачете взаимных требований и обязательств.

Б) торговля между субъектами разных стран по традиционным правилам.

В) способ реализации продукции между субъектами международной производственной кооперации по трансфертным ценам.

Г) бартер.

9. К источникам информации о мировых ценах относят:

А) сведения о ценах в обычных коммерческих соглашениях, публикации международными биржами данных о котировке;

Б) импортные контракты отечественных партнеров с иностранными поставщиками;

В) прейскуранты, каталоги предприятий;

Г) все ответы верны.

10. К основным показателям международной торговли относятся:

А) экспорт и імпорт;

Б) торговое сальдо стран;

В) удельный вес экспорта (импорта) страны в общем мировом экспорте (импорте);

Г) все ответы верны.

11. Способ реализации продукции между субъектами международной производственной кооперации, которая происходит, как правило, по трансфертным ценам:

А) торговля продукцией в рамках кооперации;

Б) традиционная торговля;

В) встречная торговля;

Г) нет верного ответа.

12. Способ международной продажи отдельных партий товаров или отдельных предметов, которые поочередно выставляются для обзора и считаются проданными тому из покупателей, кто предложит большую цену - это:

А) ярмарка;

Б) тендер;

В) аукцион;

Г) биржа.

13. Виды международных тендеров

А) открытые, закрытые, единичные;

Б) гласные и негласне;

В) межбанковские и валютне;

Г) нет верного ответа.

14. Торговля между субъектами разных национальных экономик по устоявшимся правилам, т.е. по формуле Д - Т - Д' - это...

А) встречная торговля;

Б) международная торговля через посредников;

В) торговля продукцией в рамках кооперации;

Г) традиционная торговля.

15. Что такое голландский аукцион?

А) устанавливается максимальная цена и шаг, а потом цена снижается до первого, кто согласится купить товар;

Б) аукционист называет следующую цену больше предыдущей;

В) созтязательная форма закупки, при которой покупатель объявляет конкурс для продавцов из разных стран на товар или услугу, которые отвечали бы соответствующим технико-экономическим характеристикам;

Г) все ответы неверные.

16. Тендер - это

А) созтязательная форма закупки, при которой покупатель объявляет для продавцов из разных стран конкурс

Б) большой, периодически действующий рынок по сбыту продукции

В) демонстрация

Г) все ответы верны

17. Мировые цены:

А) цены экспортно-импортных соглашений на товары;

Б) цены товара, произведенного и экспортированного ведучими странами-экспортерами;

В) цены крупномасштабных экспортно-импортных соглашений, которые установлены на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговки.

Г) все ответы верны.

18. Совокупность международных торговых соглашений, при составлении которых закупка продукции сопровождается соответствующей поставкой товаров с целью достижения баланса экспортно-импортных операций - это:

А) встречная торговля;

Б) традиционная торговля;

В) торговля в рамках кооперации;

Г) торговля через посредников.

19. Реэскпортные операции могут возникать в следующих ситуациях:

А) в случае возвращения некачественного или некомплектного импортированного сырья иностранному продавцу;

Б) если продукция не подошла импортеру (например, внешний вид)

В) с целью проведения спекулятивных операций

Г) все ответы верны

58. Особенностью голландского аукциона является:

А) постоянное место проведения

Б) снижение цены товара до первого согласия одного из покупателей

В) уникальные товары

Г) ограниченное число покупателей

 

Задачи

1. Спрос и предложение на отечественном рынке некоторого товара (тыс. ед.) могут быть формально представлены следующим образом:

QD = 1000 - 6,2P QS = -400 + 3,8P

Цена единицы товара на мировом рынке равняется 100 гр. ед.

Определите затраты граждан данной страны на покупку импортной продукции в условиях свободной торговли с нулевыми транспортными затратами:

 

2. Спрос и предложение на отечественном рынке некоторого товара (тыс. ед.) могут быть формально представлены следующим чином:

QD = 400/P QS = -20+ 20P,

где P - цена за одно изделие (гр. ед.).

Мировая цена на данную продукцию установилась на уровне 4 гр. ед. за изделие.

Определите объем импорта данного товара при условиях свободной международной торговли и нулевых транспортных затратах:

А) 5 ед.; Б) 20 ед.; В) 40 ед.; Г) 60 ед.; Д) 80 ед.


ГЛАВА 6.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 1763; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.110 (0.127 с.)