Понятие международной торговли и мирового рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие международной торговли и мирового рынка



 

Международная, или внешняя, торговля занимает особое место в сложной системе мирового хозяйства. Хотя в современных условиях ведущей формой международных экономических отношений является не вывоз товаров, а зарубежное инвестирование, международная торговля по своим масштабам и функциям сохраняет исключительно важное значение. Она опосредует практически все виды сотрудничества, включая совместную производственную деятельность разнонациональных субъектов, международный трансферт технологий и т. п. И исторически, и логически интернационализация хозяйственной жизни всегда начиналась со сферы товарного обращения.

Необходимость международной торговли обусловлена следующими основными факторами.

Во-первых, особенностью занимаемой страной территории. Трудно представить себе, чтобы, например, в Монако был построен металлургический завод для производства того небольшого количества тонн стали, которое необходимо этому государству. Если же это будет сделано, то производство окажется убыточным. Это будет объясняться не неумелостью жителей Монако, а лишь тем фактором, что современное производство становится эффективным лишь при достижении некоторого минимального объема выпуска продукции, притом все более и более высокого (положительный эффект масштаба). В настоящее время, в частности, больше уже не строят, если только нет крайней необходимости в этом, металлургических предприятий с объемом производства меньше 4-5 млн. т стали в год.

Эта экономическая необходимость приводит к тому, что небольшая страна не может иметь ту же самую структуру производства (независимо от объемов выпускаемой продукции), что и большая страна.

Во-вторых, различиями в природно-климатических условиях стран (запасы полезных ископаемых, количество и качество пахотных земель и т. п.). Например, виноград и вино из него можно было бы производить, например, в Финляндии. Однако очевидно, что эффективность такого производства в расчете на единицу продукции не будет идти ни в какое сравнение с соответствующей эффективностью для страны, в которой почва, число солнечных дней в году, среднегодовая температура и количество осадков создают благоприятные условия для такой культуры и такого производства. Таким образом, существуют страны, где природные условия мало благоприятствуют сельскохозяйственному производству, тогда как в других странах они позволяют сделать эту отрасль производства очень доходной. Экономическая структура таких стран будет в связи с этим глубоко различной.

Что касается полезных ископаемых, то вопрос о том, в какой мере природные богатства определяют структуру экономики и ее экономический рост, достаточно спорный. Без сомнения, все менее точным становится, например, такое представление, принятое в XIX в., что Англия своим процветанием обязана запасам каменного угля. Однако абсолютно ясно, что наличие тех или иных природных запасов создает определенную ориентацию в структуре экономики страны, в особенности, если эта страна довольно мала (например, Кувейт).

В-третьих, необходимость внешней торговли вызвана неравномерностью развития различных отраслей народного хозяйства. Продукция наиболее динамично развивающихся отраслей, которую невозможно реализовать на внутреннем рынке, вывозится на мировой рынок.

В-четвертых, на современном этапе развития национальных экономических систем четко прослеживается тенденция к максимальному расширению размеров производства (с целью минимизации средних издержек), тогда как емкость внутреннего рынка ограничена платежеспособностью населения. Поэтому производство неизбежно перерастает границы внутреннего спроса, и предприниматели каждой страны ведут упорную борьбу за внешние рынки сбыта.

Нарастание интенсивности международного движения товаров, обусловленное рассмотренными выше факторами, явилось логической причиной появления и развития мирового рынка, общая эволюция которого представлена на рис. 5.1.

 
 


Рисунок 5.1. Эволюция форм рынка

В результате действия всех перечисленных выше факторов у абсолютного большинства стран возникает потребность в сбыте излишков своей продукции на внешних рынках, а также необходимость получения определенных товаров и услуг извне. Заинтересованность отдельных стран в расширении своих международных связей объясняется также и стремлением извлечь более высокую прибыль в связи с использованием дешевой рабочей силы и сырья развивающихся стран.

1. Внутренний рынок - форма товарообмена, при котором все, предназначенное для продажи, сбывается потребителям данной страны.

2. Национальный рынок - внутренний рынок, часть которого ориентируется на иностранных покупателей.

3. Международный рынок - часть национальных рынков, которая непосредственно связана с зарубежными рынками.

4. Мировой рынок - сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторах производства.

Показатели открытости экономики – величины, характеризующие вовлеченность национальной экономики в мировой рынок через внешнюю торговлю.

1. Экспортная квота:

2. Импортная квота:

3. Внешнеторговая квота.

Эти три показателя связаны между собой, однако чаще всего для сравнительного анализа используется только показатель экспортной квоты.

Условно можно обозначить оптимальные значения показателей открытости для экономик с различным потенциалом (табл. 5.1).

Таблица 5.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.005 с.)