Международная торговля услугами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международная торговля услугами.



Услуги представляют собой комплекс многообразных видов деятельности и коммерческих занятий, связанных с удовлетворением широкой совокупности потребностей. В разработанном ЮНКТАД и Мировым банком справочнике «Либерализация международных трансакций услугами» дается следующее определение услуг: услуги – это изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей.

Это чрезвычайно широкое определение охватывает многообразный круг операций. Поэтому можно различать понятие услуг в широком и узком смысле слова. В широком смысле услуги – это комплекс разнообразных видов деятельности и коммерческих занятий человека, посредством которых он общается с другими людьми. В узком смысле под услугами понимаются конкретные акции, мероприятия, которые одна сторона (партнер) может предложить другой стороне.

Хотя традиционно услуги рассматриваются как так называемый «третичный» сектор экономики, на них к настоящему времени приходится уже 2/3 мирового ВВП. Они абсолютно преобладают в экономике США и других промышленно развитых стран (до 80% ВВП), а также в большинстве развивающихся стран и стран с переходными экономиками.

Услуги имеют ряд существенных отличий от товара в его материальном выражении:

1) они, как правило, неосязаемы.Эта «невидимость» большинства видов услуг является нередко основанием для того, чтобы называть внешнюю торговлю ими невидимым (скрытым) экспортом;

2) услуги неотделимы от своего источника;

3) их производство и потребление, как правило, неразрывны;

4) для них характерны непостоянство качества, изменчивость и несохраняемость.

Количество услуг, их роль в экономике и международной торговле быстро растет, прежде всего в результате НТП, роста международных экономических связей в целом, повышения доходов и платежеспособности населения во многих странах мира. Поскольку услуги неоднородны, существует несколько их классификаций.

Структура торговли услугами укрупненно рассматривается в разрезе трех групп: транспортные, туристические и прочие коммерческие услуги.

Классификация услуг по содержанию (структура на 2008 г.)

· Услуги для бизнеса – 34 %

· Строительные услуги – 6,4 %

· Услуги связи - 5,2 %

· Дистрибьюционные услуги – 19 %

· Транспортные услуги - 8,2 %

· Финансовые услуги – 9,8 %

· Образовательные услуги – 0,3 %

· Услуги здравоохранения – 4,7 %

· Туристические услуги – 3,2 %

· Развлечения, культурные, спортивные услуги – 0,8 %

· Услуги по охране окружающей среды – 0,2 %

· Услуги, не классифицированные выше – 8,4 %

С точки зрения движения факторов производства услуги делятся на факторные, возникающие в связи с перемещением факторов производства, прежде всего, капиталов и рабочей силы, и нефакторные услуги – остальные виды услуг (транспорт, туризм и прочие нефинансовые услуги).

К настоящему времени изменились подходы, связанные с делением услуг в международной торговле на торгуемые и неторгуемые. Ранее теоретики и практики делили услуги на торгуемые и неторгуемые в международной торговле по принципу так называемого трансграничного обмена услугами, когда продавец и покупатель не пересекают границу. Остальные услуги считались неторгуемыми. Однако в ходе подготовки Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) был сформулирован новый подход к международному обмену услугами, в соответствии с которыми он может быть осуществлен следующими способами:

Трансграничная торговля – продавец и покупатель услуги не перемещаются через границу, ее пересекает только услуга.

Потребление за границей – покупатель выезжает за рубеж, а производитель услуги и услуга не перемещаются за границу.

Торговое присутствие в стране предоставления услуги – производитель оказывает услугу потребителю в его стране.

Присутствие физических лиц, предоставляющих услугу – услуга заключена в присутствии людей из-за границы, предоставляющих услугу.

В результате принятия новых подходов в категорию торгуемых перешли большинство производимых видов услуг. В связи с этим новый смысл приобрели некоторые понятия, касающиеся экспорта и импорта услуг. Многие услуги перестали быть скрытыми, то есть включенными в стоимость трансакций по другим сделкам.

Многие виды услуг могут быть объектами международной торговли. Торговля услугами представляет собой нетоварные коммерческие сделки и отражается в платежном балансе. Услуги как продукт обмена имеют следующие особенности:

· услуга не имеет вещественной формы.

· в отличие от товара услуга потребляется одновременно и хранению не подлежит.

· виды услуг, их объемы и структура зависят от объемов и услуг товарной торговли.

· в международной торговле многие виды услуг включаются в стоимость экспорта и импорта.

Международжный экспорт услуг растет быстрее международного экспорта товарами. Доля экспорта услуг в совокупной международной торговле составляет около 20%, а по оценкам ИМЭМО РАН к 2015 году он может составитьт 30% (табл. 5.4) совокупной международной торговли.

 

Таблица 5.4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.147.225 (0.005 с.)