Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы и направления поддержки детской инициативы.

Поиск

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей выбор каждым ребёнком деятельности по интересам, позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Детская самостоятельность – это не столько умение ребёнка осуществлять определённое действие без помощи посторонних и постоянного контроля со стороны взрослых, сколько инициативность и способность ставить перед собой новые задачи и находить их решения в социально приемлемых формах.

Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возрастов, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано, в первую очередь, с развитием основных видов деятельности – сквозных механизмов развития ребёнка.

Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития, проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребёнка, но особенно творческой.

 

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В СКВОЗНЫХ МЕХАНИЗМАХ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

 

Виды деятельности Содержание работы
Игровая Игры дают возможность активному проявлению индивидуальности ребёнка, его находчивости, сообразительности, воображения. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - творческие (в том числе сюжетно-ролевые). Игра как самостоятельная деятельность детей способствует приобретению ими опыта организации совместной деятельности на основе предварительного обдумывания, обсуждения общей цели, совместных усилий к её достижению, общих интересов и переживаний. При организации игры педагог стремится к тому, чтобы дети могли проявить творческую активность и инициативу, помогает детям «погрузиться» в игровую ситуацию и решать возникающие вопросы самостоятельно.
Познавательно-исследовательская У дошкольников формируется арсенал способов познания: наблюдение и самонаблюдение; сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование и т.д.); простейшие измерения; экспериментирование с природными и рукотворными объектами; просмотр обучающих фильмов или телепередач; поиск информации в сети интернет, в познавательной литературе и т.д. Организация условий для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей подразумевает работу в двух направлениях: -во-первых, постоянно расширение арсенала объектов, отличающихся ярковыраженной многофункциональностью; -во-вторых, предоставление детям возможности использовать самостоятельно обнаруженные ими свойства объектов в разнообразных видах деятельности (игре, конструировании, труде и пр.) и побуждение к дальнейшему их развитию. Педагог постоянно создаёт ситуации, удовлетворяющие потребности ребёнка в познавательной деятельности и побуждающие активно применять свои знания и умения; ставит пред детьми всё более сложные задачи; развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых творческих решений.
Коммуникативная Развитию коммуникативной деятельности (общения в процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками) следует уделять особое внимание. Путь, по которому должно идти руководство развитием речи детей в целях формирования у них способности строить связанное высказывание, ведёт от диалога между взрослым и ребёнком, в котором взрослый берёт на себя руководящую роль, направляя ход мысли и способы её выражения, к развёрнутой монологической речи самого ребёнка. Для поддержки речевой активности педагог проводит беседы с детьми, направляющие их внимание на воплощение интересных событий в словесные игры и сочинение самостоятельных рассказов и сказок. В беседе ребёнок учится выражать свои мысли в речи, слушать собеседника. Для пробуждения детской инициативы педагог задаёт детям разнообразные вопросы – уточняющие, наводящие, проблемные, эвристические и пр.
Двигательная инициатива  

 

Инициативный ребёнок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

Таким образом для инициативной личности характерно:

- произвольность поведения;

- самостоятельность;

- развитая эмоционально-волевая сфера;

-активность в различных видах деятельности;

- стремление к самореализации;

- общительность;

- творческий подход к деятельности;

- высокий уровень умственных способностей;

- общая познавательная активность.

ФГОС ДО определяет необходимость поддержки индивидуальности и инициативности детей.

 

 

СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПРИОРИТТЕТНЫХ СФЕР ИНИЦИАТИВЫ ДЕТЕЙ.

Ранний возраст:

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

-Поддержка инициативы в разных видах деятельности.

- Предоставление возможности выбора игрушек, действий, занятий, партнёров по игре совместным действиям.

- Помощь ребёнку в осознании собственных целей, предоставление возможности реализовать задуманное.

- Поощрение стремления ребёнка к речевому общению всеми доступными средствами (пение, движение, мимика, жесты, слова) со взрослыми и сверстниками.

- Поддержка инициативы ребёнка в движении, в стремлении преодолевать препятствия.

- Поощрение инициативы в обследовании новых предметов, стремлении освоить новые действия с ними.

- Поддержка стремления детей проговаривать свои желания, чувства и мысли.

- Поддержка и поощрение самостоятельности в действиях с предметами.

- Предоставление возможности детям проявлять самостоятельность в быту.

- Поддержка стремления к самостоятельному познанию пространства.

-Предоставление возможности самостоятельно устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.

- Обеспечение социального и эмоционального развития детей.

- Обучение способам установления положительных контактов со сверстниками.

- Развитие потребности в самостоятельности («я сам»), уверенности в себе, в своих силах («я могу», «я хороший»).

Года



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1656; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.207 (0.006 с.)