Способы и направления поддержки детской инициативы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы и направления поддержки детской инициативы.



Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей выбор каждым ребёнком деятельности по интересам, позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Детская самостоятельность – это не столько умение ребёнка осуществлять определённое действие без помощи посторонних и постоянного контроля со стороны взрослых, сколько инициативность и способность ставить перед собой новые задачи и находить их решения в социально приемлемых формах.

Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возрастов, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано, в первую очередь, с развитием основных видов деятельности – сквозных механизмов развития ребёнка.

Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития, проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребёнка, но особенно творческой.

 

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В СКВОЗНЫХ МЕХАНИЗМАХ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

 

Виды деятельности Содержание работы
Игровая Игры дают возможность активному проявлению индивидуальности ребёнка, его находчивости, сообразительности, воображения. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - творческие (в том числе сюжетно-ролевые). Игра как самостоятельная деятельность детей способствует приобретению ими опыта организации совместной деятельности на основе предварительного обдумывания, обсуждения общей цели, совместных усилий к её достижению, общих интересов и переживаний. При организации игры педагог стремится к тому, чтобы дети могли проявить творческую активность и инициативу, помогает детям «погрузиться» в игровую ситуацию и решать возникающие вопросы самостоятельно.
Познавательно-исследовательская У дошкольников формируется арсенал способов познания: наблюдение и самонаблюдение; сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование и т.д.); простейшие измерения; экспериментирование с природными и рукотворными объектами; просмотр обучающих фильмов или телепередач; поиск информации в сети интернет, в познавательной литературе и т.д. Организация условий для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей подразумевает работу в двух направлениях: -во-первых, постоянно расширение арсенала объектов, отличающихся ярковыраженной многофункциональностью; -во-вторых, предоставление детям возможности использовать самостоятельно обнаруженные ими свойства объектов в разнообразных видах деятельности (игре, конструировании, труде и пр.) и побуждение к дальнейшему их развитию. Педагог постоянно создаёт ситуации, удовлетворяющие потребности ребёнка в познавательной деятельности и побуждающие активно применять свои знания и умения; ставит пред детьми всё более сложные задачи; развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых творческих решений.
Коммуникативная Развитию коммуникативной деятельности (общения в процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками) следует уделять особое внимание. Путь, по которому должно идти руководство развитием речи детей в целях формирования у них способности строить связанное высказывание, ведёт от диалога между взрослым и ребёнком, в котором взрослый берёт на себя руководящую роль, направляя ход мысли и способы её выражения, к развёрнутой монологической речи самого ребёнка. Для поддержки речевой активности педагог проводит беседы с детьми, направляющие их внимание на воплощение интересных событий в словесные игры и сочинение самостоятельных рассказов и сказок. В беседе ребёнок учится выражать свои мысли в речи, слушать собеседника. Для пробуждения детской инициативы педагог задаёт детям разнообразные вопросы – уточняющие, наводящие, проблемные, эвристические и пр.
Двигательная инициатива  

 

Инициативный ребёнок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

Таким образом для инициативной личности характерно:

- произвольность поведения;

- самостоятельность;

- развитая эмоционально-волевая сфера;

-активность в различных видах деятельности;

- стремление к самореализации;

- общительность;

- творческий подход к деятельности;

- высокий уровень умственных способностей;

- общая познавательная активность.

ФГОС ДО определяет необходимость поддержки индивидуальности и инициативности детей.

 

 

СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПРИОРИТТЕТНЫХ СФЕР ИНИЦИАТИВЫ ДЕТЕЙ.

Ранний возраст:

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

-Поддержка инициативы в разных видах деятельности.

- Предоставление возможности выбора игрушек, действий, занятий, партнёров по игре совместным действиям.

- Помощь ребёнку в осознании собственных целей, предоставление возможности реализовать задуманное.

- Поощрение стремления ребёнка к речевому общению всеми доступными средствами (пение, движение, мимика, жесты, слова) со взрослыми и сверстниками.

- Поддержка инициативы ребёнка в движении, в стремлении преодолевать препятствия.

- Поощрение инициативы в обследовании новых предметов, стремлении освоить новые действия с ними.

- Поддержка стремления детей проговаривать свои желания, чувства и мысли.

- Поддержка и поощрение самостоятельности в действиях с предметами.

- Предоставление возможности детям проявлять самостоятельность в быту.

- Поддержка стремления к самостоятельному познанию пространства.

-Предоставление возможности самостоятельно устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.

- Обеспечение социального и эмоционального развития детей.

- Обучение способам установления положительных контактов со сверстниками.

- Развитие потребности в самостоятельности («я сам»), уверенности в себе, в своих силах («я могу», «я хороший»).

Года



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1613; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.009 с.)