Методы деятельностного подхода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы деятельностного подхода



Направленность группы методов Методы
1. Методы организации и осуществления познавательной деятельности Методы по источникам информации: словесный (объяснение, чтение и т.д.); наглядный (демонстрация, наблюдение); практический (работа с моделями, учебными объектами и их свойствами).
Методы по источникам сенсорной информации, или методы «сенсорного входа»: визуальный, аудиальный, кинестетический.
Методы по степени взаимодействия взрослого и ребёнка: беседа, диалогово-игровой метод, управляемое комментирование, самостоятельная работа, тренинг и т.д.
Методы по организации мыслительных операций и процессов познания, или логические методы: процессные – дедуктивный, индуктивный, традуктивный – метод аналогии (сравнение двух или несколько существенных признаков одного явления – вывод по аналогии о признаках другого явления); метод анализа и синтеза; операционные – метод сравнения, анализа, обобщения и т.д.
2. Методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский, метод проектов с опорой на внешние социальные связи (привлечение к сопровождению детского проекта родителей воспитанников, специалистов-профессионалов в той или иной области). Метод проектов может быть классифицирован как образовательная технология, так как содержит многоэтапность в своей структуре с обязательным конструированием и мониторингом нескольких видов социальных связей.
3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью познавательной деятельности: внешнего контроля, самоконтроля, взаимного контроля.  
4. Социально-психологические методы, ориентированные на корректировку поведения ребёнка (методы урегулирования конфликтов) * метод согласия – вовлечение конфликтующих сторон в общее дело с целью приучения их к сотрудничеству; * метод эмпатии – побуждение к выражению сочувствия, сопереживания своему товарищу, оказанию ему необходимой помощи; * метод сохранения репутации товарища – поощрение к признанию достоинств своего партнёра, выражение должного уважения к его личности (проявление спортивного поведения при соревнованиях и т.д.); * метод взаимного дополнения – побуждение одного партнёра к опоре на способности партнёра, отсутствующие (или не так ярко выраженные) у него самого; * метод недопущения дискриминации – исключение подчёркивания превосходства одного партнёра над другим; * метод эмоционального «поглаживания» - побуждение к оказанию партнёру психологической поддержки, дарению продуктов своего личного труда (рисунков, поделок).

 

Выбор и оптимальное применение различных методов как способов решения образовательных задач каждой образовательной области представлен в соответствующих разделах программы.

Культурные практики образовательной деятельности с детьми в разных организационных формах

В практике организации образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения открытие нового знания чаще всего происходит в процессе специально организованной деятельности с участием всех детей – групповая форма организации.

Однако такая форма не позволяет педагогу в полной мере использовать потенциал каждого ребёнка. В связи с этим используются и другие формы организованной образовательной деятельности:

 

Формы организации Особенности
*Индивидуальная Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребёнка больших нервных затрат, создаёт эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения, ограничение сотрудничества с другими детьми.
*Подгрупповая (индивидуально-коллективная) Группа детей делится на подгруппы. Число занимающихся может быть разным – от 3 до 8, в зависимости от возраста и уровня обученности детей. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, уровни развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.
*Фронтальная Работа со всей группой, чёткое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения организованной образовательной деятельности может быть деятельность художественного характера.

 

Использование в практике работы деятельностного подхода обеспечивается различными формами организации образовательного процесса:

*обязательное сочетание групповой работы с подгрупповой и индивидуальной работой;

*организация перегруппировок детей в процессе одной групповой или подгрупповой работы;

*организация парной работы внутри одной группы или подгруппы;

*предлагается индивидуальное задание или отдельное игровое место при отказе ребёнка выполнять задание в составе группы;

*организация групповой (и частично-групповой) работы для освоения нового материала;

*организация подгрупповой, индивидуальной работы при повторении и закреплении материала;

*формирование малых групп и пар для совместной деятельности происходит с учётом психолого-педагогической диагностики детей, индивидуального стиля учебной деятельности каждого ребёнка.

Одной из форм организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД).

НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Формы организации НОД могут быть разными. Это не только традиционные занятия, но и детские лаборатории, экскурсии, творческие мастерские и пр.

Выбор формы организации НОД по той или иной образовательной области в любом случае остаётся за педагогом, который руководствуется программными требованиями, учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, ситуацию в группе.

Понятие «занятие» рассматривается нами в его самом широком смысле – как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

Поскольку занятие – составная форма обучения и в него входят различные формы организации детских видов деятельности, объединённые по тематическому принципу, содержание работы, традиционно включаемое в занятие, может быть распределено во времени и реализовано в течение дня.

Вместе с этим, ряд задач эффективно может быть решён именно с использованием такой формы работы как занятие. Среди них: формирование у детей предпосылок учебной деятельности, становление субъектной позиции ребёнка в образовательном процессе и т.д.

Особую роль, несравнимую по значимости с другими формами работы, играют образовательные ситуации, построенные в соответствии со структурой учебной деятельности.

 

 

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

(ЗАНЯТИЯ)

 

Компоненты деятельности Этапы работы Задачи, решаемые в совместной деятельности взрослого и детей
1. Проблема – цель работы детей на занятии (мотив)   Мотивационно-ориентировочный Выявление сути проблемы, актуализация потребности её разрешить, формулировка цели, волеизъявление детей
2. План Поисковый Поиск путей решения проблемы, необходимых знаний, умений, определение порядка действий
3. Исполнительские действия Практический Реализация плана (использование педагогом различных форм организации детских видов деятельности, позволяющих, с одной стороны, разрешить проблему, а с другой – решить программные задачи обучения, воспитания и развития дошкольников)
4. Оценка Рефлексивно-оценочный Выявление факта и путей достижения цели (разрешения проблемы), нашедших применение знаний, умений и личностных качеств детей

 

Другой формой организованной образовательной деятельности выступает – игра.

Например:

- организованная образовательная деятельность игрового характера;

- сюжетная организация образовательной деятельности;

- сюжетно-игровая организованная образовательная деятельность, в которой организованная образовательная деятельность объединена единым сюжетом, а средства тоже ему подчиняются;

-разного рода игры (дидактические, подвижные и др.);

- игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами, изображающие животного, человека и т.п.), литературными, мультипликационными персонажами, а также путешествия и др.

 

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.016 с.)