Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мишени помощи семье и тактика разрешения проблем в процессе сопровождения семьи с приемным ребенком
Данные лонгитюдного исследования профессиональных замещающих семей свидетельствуют о том, что осуществление эффективного приема практически невозможно вне системы социальной, психологической и педагогической помощи. Стихийно созданные, несопровождаемые профессиональные замещающие семьи либо перестают существовать в качестве замещающих, либо представляют собой струк-ТУРУ> «нагруженную» неинтегрированной подсистемой, т.е. приемные дети живут в семье в ситуации эмоционального отторжения, что противоречит целям замещения. Даже в условиях социальной, психологической и педагогической помощи семьи проходят через разные этапы становления. Переход из одного этапа в другой, как правило, сопровождается нормативными кризисами. В континууме одного этапа нередко наблюдаются и периоды благополучия, и ненормативные стрессы и кризисы. Семейные системы находятся в постоянной динамике — «притираются» модели базисной семьи и ребенка, дети растут, изменяются задачи развития семейной системы, ее потребности. В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей- сирот Часть III. Технология социальной и психологической помощи...
Как показали результаты исследования в континууме пяти лет, семьи проходят следующие этапы становления: 1. «Базисный шлейф», т.е. стресс, связанный с нерешенными пробле 2. Этап перестройки, сопровождающийся оформлением новой дет 3. Завершение переструктурирования и возникновение нового сис 4. «Кризис сепарации», связанный с проблемами отделения прием 5. Этап переструктурирования, появление более автономной детской Момент достижения наивысшего уровня принятия родителями приемных детей и наилучшей оценки родителями собственной способности к их воспитанию наблюдается в 6, 24, 48 и 60 месяцев приема. В это время семьи предпочитают осуществлять прием в автономном режиме. В «точках кипения» — год, полтора и три с половиной года приема — у семей актуализуется потребность в помощи специалистов вследствие обострения отношений с приемными детьми. Обращает на себя внимание кривая академической успеваемости приемных детей, которая «делает скачок» на пике принятия детей и снижается в точках «кипения».
Проблемы, возникающие на каждом этапе развития семьи с приемными детьми, должны стать мишенями помощи семейной системе и предметом деятельности специалистов. При этом сами приемные родители и члены их семей являются полноправными участниками команды сопровождения. Семьи, как правило, находятся на разных этапах развития. Их опыт преодоления кризиса ценен и уникален как для них самих, так и для других семей. Чтобы успешно осуществлять замещающую заботу, приемные родители должны развивать те умения и навыки, которые они получили во время подготовки. Им необходимо уметь оценивать ситуацию в семье, понимать потребности ее членов и те изменения, которые с ними происходят, вовремя и адекватно реагировать на эти изменения, разрешать конфликты, управлять трудным поведением детей, слушать, поддерживать их, работать в команде с другими семьями и специалистами службы сопровождения и т.д. Не менее важно умение приемных родителей управлять собственными аффектами, адекватно интерпретировать причины нарушенного поведения у детей, не воспринимать их как посягательство на собственную эффективность и способность проявлять родительскую заботу. Приемные родители не должны подрывать идентичность ребенка с кровной семьей, им следует избегать негативных высказываний в адрес ее членов, например, что ребенок станет таким же бандитом, как его отец, тем более что подобным пророчествам свойственно влиять на свое осуществление. Необходимо говорить с ребенком о том, что он оказался в детском доме и приемной семье не по своей вине, что он не единственный, с кем это случилось, что они не конкурируют с его кровными родителями, а любят его и помогают ему вырасти. В качестве основных задач сопровождения семьи можно выделить следующие: — поддержка функционирования семейной системы;
— помощь в преодолении кризисных ситуаций; — помощь в создании условий для безопасного развития прием — нивелирование воздействия девиаций на самого ребенка и семью; — помощь в формировании навыков поведения в социуме. В процессе осуществления профессиональной замещающей семейной заботы служба сопровождения использует в работе с семьей различные групповые и индивидуальные формы. К ним относятся группа психологической поддержки, педагогическая мастерская, индивидуальные консультации и т.д. В рамках группы психологической поддержки и индивидуальных консультаций деятельность специалистов направлена на решение проблем семьи, которые появляются у нее в новом цикле развития в качестве семьи с приемным ребенком. На первом этапе становления новой системной целостности семьи помощь специалистов связана со структурными изменениями в 16 В. Н. Ослон В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот
семье при интеграции новых членов и с механизмами защиты базисной системы от интервенции новых членов. Сопротивляясь изменениям, семьи начинают идеализировать образы воспоминаний о сплоченности базисной семьи, забывая о тех структурных проблемах, которые привели их к решению о приеме детей. Задачей адаптации семьи на данном этапе является установление более открытых границ между подсистемами и определенных ограничений во взаимодействии с окружением, которые не распространяются на специалистов и членов поддерживающей сети: семье предлагают, особенно в первый месяц приема, реже приглашать гостей в дом и самим посещать других. Приемные дети активно реагируют на структурное напряжение в семье. В первые полгода они пытаются воспроизвести в отношениях друг с другом привычные стереотипы и формируют гомогенное идентификационное поле, в которое включают в основном других приемных детей. Дети начинают использовать механизмы защиты по типу идеализации и мифологизации своей биологической семьи. Основные задачи деятельности специалистов по сопровождению семьи на данном этапе: — адаптация семьи к новой ситуации; основной подход — форми — объединение в коалиционные структуры базисных и приемных ■ — создание условий для большей автономии кровных детей. В качестве основных методов помощи семье используются различные структурные техники: совместное рисование идеального образа семьи с приемными детьми, динамические скульптуры идеальной семьи, построенные каждым ее членом, моделирование различных пространственных структур с последующим обсуждением уровня их комфортности для членов семьи. Крайне важным является прояснение чувств, возникающих в новых структурах, выполнение совместных заданий членами этих структур, повторное обсуждение структурных проблем семьи, существовавших до включения приемных детей (просмотр видеозаписей и рисунков структуры семьи, сделанных во время подготовки). Целесообразно составить договор между родителями и кровными детьми, предоставляющий большую степень свободы последним. Необходимо составление контракта и четкое рас-
пределение обязанностей между детьми, объединение в совместной деятельности приемных и кровных детей. Следующий структурный кризис семья испытывает через 3,5 года приема. Нередко в это время собственные дети покидают дом. Приемные дети начинают проявлять все «ужасы» подросткового возраста. Они стараются добиться определенной автономии. Система должна приспособиться к новой ситуации. Резко повышается уровень конфликтности в семье, начинают появляться или становятся более частыми случаи обмана, воровства детей. Возрастает неудовлетворенность приемом со стороны матери. Она начинает ощущать свою «ненужность», боль от предчувствия, что «гнездо» вновь опустеет. В этот период вновь появляется необходимость в работе на уровне структуры семьи, в использовании уже известных нам структурных техник (см. тренинг подготовки семьи к приему), таких как совместное рисование, динамическая скульптура, которые помогают поддерживать отношения близости в супружеской подсистеме, создать условия для разумной автономии приемного ребенка. Актуальной является система общих заданий для супругов и самостоятельных заданий для приемных детей, метод заключения контрактов на предоставление последним большей свободы. В первые полгода возрастает эмоциональная нагрузка на мать. Члены семьи (не важно, кровные они или приемные) ожидают от нее исполнения роли лидера семьи. При этом отцов пытаются поставить чуть ли не в положение «козла отпущения». В шесть месяцев резко снижается социометрический и идентификационный статус отцов. Поэтому помощь специалистов должна быть направлена на поддержание целостности супружеской подсистемы, обучение способам принятия общих решений, активизацию контактов отца с членами семьи, снижение уровня эмоционального напряжения у матери. Через шесть месяцев приема в семьях с эффективной заботой наблюдается парадоксальный феномен. У приемных детей снижаются значения показателей эмоционального неблагополучия. При этом у кровных детей они повышаются по такому показателю, как «неэффективность». Кровные дети начинают чувствовать себя недостаточно эффективными, т.е. в какой-то степени переживают состояние депривации. Совместная деятельность приемных родителей и специалистов в этот период должна быть направлена на фиксирование достижений у детей независимо от их статуса, на развитие их способ-
16* В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот
ности к самоподдержке, осознание личностных границ (см.: Упражнения к тренингу совместной подготовки семьи и ребенка к приему, прилож. 4). Практически в течение всего первого года приема в семьях наблюдается склонность к сверхконтролю (нередко матери его используют как способ снижения собственной тревоги) за поведением приемных детей, которая в следующий раз гиперболизируется в период кризиса сепарации. Через 3,5 года приема сверхконтроль проявляется в излишней критичности актов контроля, ригидности контролирующего поведения. Помощь специалистов направлена на осознание и вербализацию новых правил семьи, правил поведения приемных детей, использование тех методов поощрений и санкций, которым члены семьи были обучены в процессе подготовки. Через год приема эффективные семьи в значительной степени преодолевают системные стрессы. Необходимо отметить, что в это время отмечается повышение и по другим показателям внешних проблем, таких как делинквентное поведение и социальные отношения. Примечательно, что у детей на данном этапе зафиксирован первый пик состояния эмоционального благополучия. По всей вероятности, снижение внутренней напряженности способствует большей раскрепощенности, активности детей, обнажает особенности поведения, которые дети старались в семье не проявлять. Исследование развития семьи выявило парадоксальный феномен поведения детей-сирот в патронатной семье. Дети, чувствующие принятие приемных родителей, совершают в семье проступки, чаще всего воровство. Дети, в семьях которых присутствует определенная холодность в отношениях, воруют у учителей в школе или у воспитателей в детском саду. По-видимому, при помощи деликтов дети пытаются установить отношения привязанности; это своего рода «проверка» на безусловность принятия. Интересно, что в условиях детского дома никаких попыток проявить свои делинквентные особенности у многих детей не наблюдалось. Через полтора года угасает потребность семьи в использовании механизмов защиты. Семья активно занимается урегулированием проблем, обусловленных характером взаимодействия, неадекватностью выражения и интенсивности чувств. Родители начинают активно жаловаться на то, что испытывают чувство вины по отношению к приемным детям, что не могут их любить и прощать, как своих детей. Они считают свою эмоциональную экспрессию неадекватной: то слишком критичной, то излишне льстивой. В рамках группы психологической поддержки в процессе ролевых игр и при анализе видеозаписей отрабатываются адекватные способы выражения членами семьи своих переживаний. Через год и полтора года приема родители фиксируют повышение значимости социальных проблем у детей. Показатель отражает физические отклонения ребенка от общей нормы и жалобы на негативное внимание со стороны сверстников, например, на то, что его дразнят в школе. Общее напряжение, которое проявляется у ребенка через полтора года приема, в какой-то мере снижает его когнитивные успехи. В это время в значительной мере актуализируется значимость сопровождения ребенка в образовательном учреждении.
Через два года заканчивается цикл становления семьи в новом
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1049; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.231.232 (0.024 с.) |