Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема компенсации депривационных расстройств у детей-сирот
Данная проблема представляет особый интерес для нашей монографии. В целом прогноз последствий депривационных расстройств, как в зарубежной, так и в отечественной практике, достаточно пессимистичен. Боулби [1965] на примере развития детей, госпитализированных в туберкулезный санаторий на длительное время в первые четыре года жизни, продемонстрировал возможность удовлетворительной адаптации некоторых детей в более старшем возрасте (14% из 100%). Однако и у них отмечали такие отклонения в развитии, как слабость развития Эго, т.е. слабость когнитивных процессов, обеспечивающих связь человека с реальностью, низкая самооценка и склонность к импульсивным агрессивным вспышкам. М.Д. Айнсворт [1962] указывает, что даже короткий деприваци-онный опыт, проходящий без видимых последствий, оставляет хотя бы одно скрытое последствие, а именно — повышенную уязвимость в случаях повторного возникновения условий депривации. Последствия продолжительной психической депривации в раннем возрасте глубоки и постоянны. Айнсворт делает следующие выводы: 1. Если рассматривать внешние проявления, то реабилитация после одного короткого переживания депривации представляется весьма быстрой и полной. Однако некоторые данные свидетельствуют 0 повышенной чувствительности к угрозам будущих разлук, т.е. существует одно нарушение «испугом» и оно не позволяет считать обратимость полной. 2 Прекращение длительной депривации в раннем младенчестве приводит к быстрой и очевидной нормализации во внешнем поведении и в общих интеллектуальных функциях. Однако развитие речи может быть задержано, даже если избавление от депривации произошло до 12 месяцев. 3. Длительная и жесткая депривация, начавшаяся на первом году 4. Длительная и жесткая депривация со второго года жизни ведет к 5. Возраст, в котором началась и закончилась депривация, является
6. В целом чем раньше младенца до года избавят от депривации, т.е. 7. Менее обратимы такие нарушения, как нарушения речи, абстрак о- Интенсивное медицинское, дефектологическое и психологическое терапевтическое воздействие, особенно в очень раннем возрасте, может привести к компенсации некоторых особо тяжелых нарушений; чтобы достичь компенсации, просто устранить факторы Депривации недостаточно. • Нестабильность взаимодействий со значимым взрослым может значительно усугубить нарушения. Лангмейер и Матейчек [1984], основываясь на своих исследо-ниях, делают вывод, что исправление может происходить в пе-°Д юношества и даже в зрелом возрасте. Авторы апеллируют к пластичности человеческой психики. Исходя из собственной Ырехуровневой классификации депривационных нарушений, они В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот цасгпь L Депривационные нарушения в развитии ребенка...
предлагают «исправительные стремления» при реабилитации расстройств: 1. Реактивация, т.е. обеспечение поступления достаточного количе ■ ' фармакологическое воздействие на активационный уровень ЦНС 2. Редидактивное учение, т.е. «переучивание». Ребенок получает избран " К этому уровню авторы относят исправление и развитие речи, упражнения в двигательных умениях, школьное обучение, дополнение и раз-•■- витие практических знаний и умений, освоение навыков эффективно- ■ - го взаимодействия в детской группе и в более широком социуме. 3; Реэдукацйя — исправление нарушений с помощью упорядочения отношений ребенка ко всему социальному и происходящему вок-
н руг него. Исследователи предлагают по-новому формировать свой-•' ства характера ребенка, преобразовывать его характер с помощью ' психотерапии. Цель воздействия: перестройка личности как организованного целого или перестройка некоторых компонентов личности. Детям должны быть предоставлены «организационные факторы», т.е. стойкие отношения доверия, симпатии, уверенности, любви к тем, кто ребенком педагогически занимается. 4. Ресоциализация, т.е. включение ребенка в общество и предоставление ему возможности овладеть направленными ролями. Авторы считают, что только в обществе и при помощи общества ребенок избавляется от последствий депривации и создает новые, благоприятные отношения к собственному окружению. Лангмейер и Матейчек говорят о важности семейной терапии при ресоциализа-ции ребенка-сироты. Модель терапии (в широком смысле слова) депривационных расстройств у ребенка-сироты (Лангмейер и Матейчек [1984]) стала основой для разработанной нами модели психологического сопровождения ребенка на этапах подготовки и адаптации в профессиональной замещающей семье. В последние годы появились отечественные прикладные исследования, освещающие проблему компенсации депривационной симптоматики у детей-дошкольников в условиях детского дома. Так, М.К. БарДь1' шевская [1995] делает вывод о том, что степень адаптации ребенка я замещающей семье зависит от возможности интериоризировать образ «хорошей» матери в первые два года жизни, что формирует у ребенка базисное чувство безопасности. Она считает, что после пяти-шести лет снижается успешность адаптации детей в приемной семье, т.к. общая ориентация на общество сверстников становится доминирующей. В экспериментальных исследованиях доказана определенная обратимость депривационных расстройств у детей. Обратимость последствий депривации связана с возрастом ребенка и длительностью периода депривации.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.005 с.) |