Проблема компенсации депривационных расстройств у детей-сирот 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема компенсации депривационных расстройств у детей-сирот



Данная проблема представляет особый интерес для нашей мо­нографии. В целом прогноз последствий депривационных рас­стройств, как в зарубежной, так и в отечественной практике, доста­точно пессимистичен. Боулби [1965] на примере развития детей, госпитализированных в туберкулезный санаторий на длительное время в первые четыре года жизни, продемонстрировал возмож­ность удовлетворительной адаптации некоторых детей в более стар­шем возрасте (14% из 100%). Однако и у них отмечали такие откло­нения в развитии, как слабость развития Эго, т.е. слабость когни­тивных процессов, обеспечивающих связь человека с реальностью, низкая самооценка и склонность к импульсивным агрессивным вспышкам.

М.Д. Айнсворт [1962] указывает, что даже короткий деприваци-онный опыт, проходящий без видимых последствий, оставляет хотя бы одно скрытое последствие, а именно — повышенную уязвимость в случаях повторного возникновения условий депривации. Последствия продолжительной психической депривации в раннем возрасте глубо­ки и постоянны. Айнсворт делает следующие выводы: 1. Если рассматривать внешние проявления, то реабилитация после одного короткого переживания депривации представляется весь­ма быстрой и полной. Однако некоторые данные свидетельствуют


0 повышенной чувствительности к угрозам будущих разлук, т.е. существует одно нарушение «испугом» и оно не позволяет считать обратимость полной.

2 Прекращение длительной депривации в раннем младенчестве при­водит к быстрой и очевидной нормализации во внешнем поведе­нии и в общих интеллектуальных функциях. Однако развитие речи может быть задержано, даже если избавление от депривации про­изошло до 12 месяцев.

3. Длительная и жесткая депривация, начавшаяся на первом году
жизни и продолжавшаяся около трех лет, обычно приводит к тя­
желым последствиям для интеллектуальных и личностных функ­
ций, практически не поддающимся исправлению.

4. Длительная и жесткая депривация со второго года жизни ведет к
печальным последствиям для личности ребенка, не поддающим­
ся исправлению, хотя общее интеллектуальное развитие нормали­
зуется.

5. Возраст, в котором началась и закончилась депривация, является
важным фактором, определяющим обратимость, однако трудно
установить точные границы «сензитивных фаз» для развития от­
дельных процессов.

6. В целом чем раньше младенца до года избавят от депривации, т.е.
чем менее продолжительной она будет, тем нормальнее будет его
последующее развитие.

7. Менее обратимы такие нарушения, как нарушения речи, абстрак­
ции и способности к сильным и продолжительным межличност­
ным привязанностям.

о- Интенсивное медицинское, дефектологическое и психологическое терапевтическое воздействие, особенно в очень раннем возрасте, может привести к компенсации некоторых особо тяжелых нару­шений; чтобы достичь компенсации, просто устранить факторы Депривации недостаточно.

• Нестабильность взаимодействий со значимым взрослым может значительно усугубить нарушения.

Лангмейер и Матейчек [1984], основываясь на своих исследо-ниях, делают вывод, что исправление может происходить в пе-°Д юношества и даже в зрелом возрасте. Авторы апеллируют к пластичности человеческой психики. Исходя из собственной Ырехуровневой классификации депривационных нарушений, они


В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот цасгпь L Депривационные нарушения в развитии ребенка...



 


       
 
 
   


предлагают «исправительные стремления» при реабилитации рас­стройств:

1. Реактивация, т.е. обеспечение поступления достаточного количе­
ства стимулов из окружающей среды. Авторы включают сюда и

■ ' фармакологическое воздействие на активационный уровень ЦНС
н ребенка, и создание условий для развития моторики и нормально­
го функционирования органов чувств.

2. Редидактивное учение, т.е. «переучивание». Ребенок получает избран­
ные и дозированные стимулы, укрепляющие желаемое поведение,
т.е. у него формируются целесообразные навыки вместо непригодных.

" К этому уровню авторы относят исправление и развитие речи, упраж­нения в двигательных умениях, школьное обучение, дополнение и раз-•■- витие практических знаний и умений, освоение навыков эффективно-

■ - го взаимодействия в детской группе и в более широком социуме.

3; Реэдукацйя — исправление нарушений с помощью упорядочения отношений ребенка ко всему социальному и происходящему вок-

н руг него. Исследователи предлагают по-новому формировать свой-•' ства характера ребенка, преобразовывать его характер с помощью ' психотерапии. Цель воздействия: перестройка личности как орга­низованного целого или перестройка некоторых компонентов лич­ности. Детям должны быть предоставлены «организационные фак­торы», т.е. стойкие отношения доверия, симпатии, уверенности, любви к тем, кто ребенком педагогически занимается.

4. Ресоциализация, т.е. включение ребенка в общество и предоставле­ние ему возможности овладеть направленными ролями. Авторы считают, что только в обществе и при помощи общества ребенок избавляется от последствий депривации и создает новые, благо­приятные отношения к собственному окружению. Лангмейер и Матейчек говорят о важности семейной терапии при ресоциализа-ции ребенка-сироты. Модель терапии (в широком смысле слова) депривационных расстройств у ребенка-сироты (Лангмейер и Матейчек [1984]) стала основой для разработанной нами модели психологического сопровождения ребенка на этапах подготовки и адаптации в профессиональной замещающей семье.

В последние годы появились отечественные прикладные исследова­ния, освещающие проблему компенсации депривационной симптомати­ки у детей-дошкольников в условиях детского дома. Так, М.К. БарДь1'


шевская [1995] делает вывод о том, что степень адаптации ребенка я замещающей семье зависит от возможности интериоризировать образ «хорошей» матери в первые два года жизни, что формирует у ребенка базисное чувство безопасности. Она считает, что после пяти-шести лет снижается успешность адаптации детей в приемной семье, т.к. общая ориентация на общество сверстников становится доминирующей.

В экспериментальных исследованиях доказана определенная об­ратимость депривационных расстройств у детей. Обратимость по­следствий депривации связана с возрастом ребенка и длительнос­тью периода депривации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.005 с.)