Сравнительный анализ разных форм заботы о детях-сиротах 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный анализ разных форм заботы о детях-сиротах



2.2.1. Ребенок в сиротском учреждении

Первое научно обоснованное исследование влияния условий жиз­ни в сиротском учреждении на развитие и социализацию ребенка-си­роты было проведено известным американским ученым Дж. Боулби в 1951 г. Результаты исследования привели к тому, что с середины двад­цатого века западное общественное мнение стало высказываться за отказ от сиротских учреждений. Что касается советской педагогики и психологии, то в силу изолированного положения науки в СССР и из-за принципиально иных идеологических установок эти данные не по­лучили никакого резонанса; более того, как было сказано выше, имен­но в этот период была ликвидирована альтернативная форма решения Роблемы сиротства — профессиональная замещающая семья.

Джон Боулби пришел к выводу, что проблема коренится не в аМой сути общественного воспитания, а в отсутствии условий, при т°рьгх ребенок-сирота мог бы установить интимные, эмоционально сЫЩенные и устойчивые отношения с объектом привязанности, что ходимо Для формирования здоровой, активной и социально адап-Р°ванной личности. Именно изучение сиротских учреждений и д. ь'х нарушений развития, формирующихся в их стенах, привело ■ Ьоулби к созданию теории привязанности.



В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот


Часть I- Депривационные нарушения в развитии ребенка...



 


       
   
 
 


В 80—90-х годах в России был проведен целый ряд исследова­ний, убедительно показавших негативные последствия институцио­нального воспитания [Мухина, 1980, 1985, 1989; Лисина, 1976, 1978, 1986; Соколова, 1991; Грибанова, 1993, 1994; Прихожан, Толстых, 1982, 1991; Бардышевская, 1995]. Экспериментальным путем было доказано, что институциональное воспитание детей-сирот строится без учета адекватных психологических условий, обеспечивающих полноценное развитие детей, и неизбежно включает факторы, тормо­зящие психическое развитие. В этих исследованиях выделяются сле­дующие негативные черты воспитания в детских домах и интернатах:

1) неправильная организация общения взрослых с детьми, неадек­
ватность тех форм общения, которые доминируют в сиротских
учреждениях:

—сниженная интимность и доверительность, эмоциональная уп-
лощенность общения взрослых с детьми;

—недостаточные возможности установления прочных и длитель­
ных взаимоотношений ребенка с определенным взрослым;

—высокая частота сменяемости взрослых, имеющих несовпадаю­
щие программы поведения;

—групповая, а не индивидуальная направленность воспитатель­
ных воздействий: жесткая регламентация поведения ребенка;

—гиперопека в деятельности: пошаговое планирование и санкци­
онирование поведения детей взрослыми;

—непринятие ребенка вне его успехов: положительное отноше­
ние взрослого ребенок должен заслужить выполнением его тре­
бований, примерным поведением, хорошими отметками;

 

2) недостаточная психолого-педагогическая подготовленность воспи­
тателей;

3) использование программ воспитания и обучения, не учитывающих
необходимость компенсировать дефекты развития, вызванные от­
сутствием семьи;

4) чрезмерная суженность окружающей детей среды, недостаточное
количество и однообразие доступных им предметов;

5) постоянное пребывание детей в коллективе.

Было также показано, что в результате перечисленных недостаТ' ков институционального воспитания возникают различные виды Де1Т' ривации: обеднение среды приводит к сенсорной депривации; неД0'


статочность коммуникаций с окружающими — к социальной депри­вации; отсутствие эмоциональных связей с воспитателями — к эмо­циональной депривации; жесткая формальная организация среды детского дома — к когнитивной депривации [Трошихина, 1997].

Тем не менее воспитание ребенка в детском доме до сих пор имеет своих сторонников среди управленцев, воспитателей и даже психологов. Причины этого не только в ведомственной и экономи­ческой заинтересованности тех людей, которые связаны с воспита­тельными учреждениями и благодаря этому имеют работу и зарпла­ту, но и в укоренившемся стереотипе веры в преимущества коллек­тивного воспитания. Сторонники институционального воспитания считают возможным устранить вышеперечисленные недостатки пу­тем совершенствования модели детского дома.

В отечественных исследованиях указывается на формирование особого типа личности у ребенка из детского дома [Лисина, 1976, 1978, 1986; Прихожан, Толстых, 1991; Трошихина, 1997 и др.]. А.Н. Прихо­жан и Н.Н. Толстых описывают формирование личности с недораз­витием внутренних механизмов активного, инициативного и свобод­ного поведения и указывают на преобладание зависимого, реактив­ного поведения у детей из сиротских учреждений. Недоразвитие ме­ханизмов саморегуляции компенсируется формированием различно­го рода «защитных реакций». Так, «вместо творческого мышления развивается шаблонное, вместо становления произвольности поведе­ния — ориентация на внешний контроль, вместо умения самому спра­виться с трудной ситуацией — тенденция к излишне бурному эмоци­ональному реагированию, обиде» [Прихожан, Толстых, 1991].

Для детей из сиротских учреждений характерен особый тип об-Щения как с взрослыми, так и со сверстниками. А.Н. Прихожан и ^•Н. Толстых указывают на гипертрофированную потребность в обще-ии со взрослыми, вызванную дефицитом такого общения в сиротском Учреждении. Зависимость эмоционального благополучия ребенка от от-Щения к нему взрослого определяет сверхценность последнего и со-т специфический тип общения со взрослым, который, в свою оче-реДь, влияет на отношения со сверстниками. B.C. Мухина и А.Н. При-Ясан> Н.Н. Толстых выделяют два симптомокомплекса у младших ельников, воспитывающихся в детских домах: «тревога по отно-Ию к взрослым» и «враждебность по отношению к взрослым». аких Детей наблюдается доминирование защитных форм поведе-


В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот

ния в конфликтных ситуациях, неспособность к продуктивному, кон­структивному решению конфликта, что проявляется в агрессии, не­умении признать свою вину, стремлении переложить всю ответствен­ность на окружающих [Мухина, 1980, 1985, 1989; Прихожан, Тол­стых, 1991].

Дефицит адекватного общения приводит к тому, что у ребенка закрепляется негативная агрессивная позиция по отношению к дру­гим людям. Воспитанники сиротских учреждений оказываются не­способными устанавливать конструктивные, эмоционально адекват­ные отношения с другими детьми. Это распространяется даже на родных братьев и сестер: дети практически не имеют родственной привязанности к собственным братьям и сестрам [Шипицина, Каза­кова, 2000].

Для детей подросткового возраста, согласно А.Н. Прихожан и Н.Н. Толстых, характерным является особое психологическое ново­образование — детдомовское «мы». Дети, лишенные родителей, де­лят мир на «своих» и «чужих», на «мы» и «они». Они обособляются от чужих, ведут себя с ними агрессивно, готовы их использовать в своих целях. Внутри своей группы дети, живущие в интернате, также обособлены, они могут проявлять жестокость в обращении со сверст­никами или детьми младшего возраста. Психологическое отчуждение от других создает внутренние условия, которые впоследствии стано­вятся благоприятной почвой для правонарушений. Необходимо под-: черкнуть, что эта установка подкрепляется настороженным, а неред-' ко открыто отрицательным отношением обывателей, бытующим в? обществе стремлением противопоставлять воспитанникам детских домов детей, растущих в семьях. Дети с обидной кличкой «детдомо­вец» отдаляются от других; обе стороны склонны ожидать друг от друга подвоха; замыкается порочный круг отношений между обще­ством и детьми, растущими за стенами детского учреждения. Обще­ство этих детей отвергает, они для него — неизбежное зло.

Наши наблюдения за поведением выпускников детского дома на городской дискотеке показали, что идентификация с детдомовский «мы» остается устойчивой и в последующие годы. Ребята от 18 Д° 21 года танцуют только друг с другом и проявляют вербальную й физическую агрессию по отношению к любому, кто хочет присоеди­ниться к ним. Исследование представлений сирот-учащихся ПТУ ° своем будущем, проведенное нами в г. Кунгуре Пермской области.


/. Депривационные нарушения в развитии ребенка... 49

ыявило у них неприятие идеи о том, что в будущем они могут стать супругом / супругой и родителем.

По мнению А.Н. Прихожан и Н.Н. Толстых, у детей-сирот, воспи­танных в условиях детского дома, формируется такое состояние ин­теллектуальной и аффективно-потребностной сфер и такие особенно­сти поведения, что можно говорить о качественно иной личности. Это проявляется в несформированности внутреннего, психического плана действий и собственной мотивации, в преобладании ориентации на внешнюю ситуацию. Качественно иную форму имеет и развитие всех аспектов Я: представления о себе, отношения к себе, образа Я, само­оценки. Самооценка — центральное личностное образование, важней­ший регулятор общения и деятельности; очень низкая самооценка, характерная для воспитанников детских домов, становится основой личностных отклонений и невротических расстройств. Следствием депривации потребности ребенка в родительской любви является вы­раженная неуверенность в себе, которая, возникнув в раннем возрасте, впоследствии становится устойчивой характеристикой личности вос­питанника детского дом [Прихожан, Толстых, 1991].

водят

В условиях сиротского учреждения у ребенка происходит ин­тенсивное формирование некоторых принципиально иных механиз­мов, позволяющих ему приспособиться к жизни в особых условиях и, можно сказать, заменяющих личность [Фурманов, 1999]. Важ­нейшим этапом в развитии личности является этап формирования идентичности — системы представлений о себе, о мире и о «себе в мире» (см., например: Эриксон, 1996). Этот этап сопровождается оформлением системы ценностей — системы тех жизненных ориен­тиров, которые благодаря своей значимости и эмоциональной насы-Щенности создают основу для нравственных барьеров и ограниче-Нии, задают жизненные смыслы и цели. Формирование системы Ценностей происходит в процессе эмоционально насыщенного со­держательного общения с принимающим и значимым для данного Ребенка взрослым. Отсутствие постоянно заботящегося значимого еловека и безусловного принятия им ребенка, необходимость по-т°янно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение при-

к снижению активного отношения к жизни. У детей вслед-

Вие этого не формируются собственные ценности, принципы и ентиры, зато развивается такая устойчивая черта, как конформ-Ть> что делает их легкой добычей криминала.

-Н.Ослон



В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот


Частъ I. Депривационные нарушения в развитии ребенка...



 


           
   
     
 
 
 


2.2.2. Ребенок в неродной семье

Не вызывает сомнения, что наилучшая среда для воспитания ребенка — семья, если она не является крайне дисфункциональной и в ней нет насилия. Усыновление, на наш взгляд, — это оптимальная модель небиологической семьи, способная предоставить ему именно ту заботу, в которой он так нуждается. Однако в связи с общим снижением уровня жизни в стране и другими негативными социаль­но-психологическими явлениями данная форма остается непопуляр­ной среди наших граждан. Воспитание любого ребенка, особенно при­емного, не обходится без проблем. А.С. Спиваковская, исследовав­шая особенности родительских позиций в семьях усыновителей, от­мечает определенную их неадекватность, особенно в сфере социаль­но-перцептивных особенностей. Она считает, что образ ребенка «за-шумляется», делается грубо оценочным за счет «постоянно сопро­вождающего родителей страха, что у ребенка "неблагоприятный ге­нофонд"». Под влиянием этого страха родители фиксируют любые, даже самые мелкие черты неправильного поведения, считая их про­явлением болезни. Я ребенка бессознательно наполняется роди­телями негативными качествами, а достоинства преуменьшаются. А.С. Спиваковская обращает внимание на такие негативные явления в семье усыновителей, как родительское доминирование, повышен­ный контроль, подозрительность, неполное принятия ребенка. «Жизнь вместе с ребенком превращается в постоянное тревожное отыскива­ние всего того, что якобы неправильно, не так, как у других», — пишет исследователь [Спиваковская, 1991].

На основе собственного опыта консультирования родителей-усы­новителей мы выделяем такие черты, как недоверие к себе как роди­телю, потребность постоянно доказывать свою любовь и заботу, страх оказаться плохим родителем. Такое видение себя приводит к гипер­протекции, т.е. к чрезмерной заботе и стремлению баловать ребенка при отсутствии системы разумных наказаний и ограничений. Гипер­протекция неизбежно влечет за собой различные проблемы вплоть до отклоняющегося поведения у ребенка, что подкрепляет образ себя как несостоятельного родителя и способствует еще большей роди­тельской неуверенности.

На наш взгляд, многие психологические проблемы, возникаю­щие в процессе усыновления у родителей, связаны с их страхом на-


рушения тайны усыновления. Акт усыновления скрывается от само­го ребенка и от окружающих, зачастую даже от друзей и знакомых. С одной стороны, это ставит семью в ситуацию самоизоляции, лиша­ет необходимой поддержки в тяжелых переживаниях и проблемах. С другой стороны, атмосфера секретности и недоговоренности созда­ет особый дисфункциональный стиль общения, порождающий посто­янное напряжение всех членов семьи. Случается, что ребенок узнает о факте усыновления от чужих людей и бывает глубоко травмирован этим. Нам представляется, что за этой секретностью нередко стоит вполне обоснованный страх перед обывателем, часто, к сожалению, склонным видеть в семьях, усыновляющих детей, что-то второсорт­ное, ненастоящее. Родителям, принимающим чужих детей, часто при­писывается роль несчастных людей, неспособных иметь собственных детей. Альтруистический, гуманный аспект усыновления недостаточ­но пропагандируется в нашем обществе.

Границы семьи нередко закрыты даже для специалистов. Семьи не проходят никакой подготовки к усыновлению. Нередко родитель­ская компетентность довольно низка, а ожидания от ребенка не име­ют отношения к его реальным возможностям. Недостаточная готов­ность к принятию ребенка зачастую начинает проявляться уже после акта усыновления. Нередко случается, что ребенок был нужен для решения собственных проблем, таких как смерть кровного ребенка, невозможность на данный момент иметь собственных детей и т.д. Впоследствии семья выходит из стресса, и необходимость воспиты­вать чужого ребенка оказывается лишним бременем. В этой ситуа­ции семья остро нуждается в психологической помощи, организовать которую оказывается очень трудно из-за тайны усыновления. Круг замыкается.

Западный опыт усыновления привел к выработке достаточно жест­ких психологических критериев отбора родителей-претендентов на Усыновление: анализируются эмоциональная зрелость, мотивы приема и т.п. Гораздо более открытая и принимаемая обществом система усы­новления делает необходимую приемным семьям психологическую помощь более доступной для них. Наконец, сам факт усыновления не скрывается ни от окружающих, ни от ребенка и не служит поводом Для стигматизации семьи в роли нездоровой и второсортной.

Несмотря на это, авторы западных прикладных исследований °тмечают множество трудностей, с которыми сталкиваются усынови-



В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот


Часть I. Депривационные нарушения в развитии ребенка...



 


тели и приемные дети даже в самых благоприятных условиях. На­пример, М. Шектер [Schecter, 1964, 1970] выделяет проблемы, сопро­вождающие усыновление детей сразу после их рождения. Серьезные трудности возникают из-за того, что у детей на пре- и перинатальном этапах их развития была связь с кровными, а не приемными родите­лями. В подростковом возрасте такие дети нередко переживают слож­ные психологические состояния, что часто приводит к глубоким кон­фликтам с приемными родителями и накладывает отпечаток на пси­хологическую идентичность приемных детей [Frisk 1964]. Приемные родители в своем стремлении установить с ребенком как можно бо­лее тесный контакт иногда — сознательно или неосознанно — игно­рируют наличие у него глубокой эмоциональной связи с биологичес­кими родителями, что приводит к нарушениям в отношениях между членами приемной семьи.

Характерные для такой ситуации проблемы идентичности ребен­ка и недостаточного контакта между ним и приемными родителями позволяют некоторым авторам говорить о так называемом синдроме приемного ребенка [Schecter et al., 1964, 1970]. Этот синдром прояв­ляется в сниженной самооценке, недостаточном межличностном до­верии, плохой успеваемости, а в зрелом возрасте — в трудностях при установлении интимных отношений.

В 80—90-е годы практика усыновления детей, содержавшихся в домах ребенка и школах-интернатах, привела к появлению новых проблем. Дж. МакНамара и Б. МакНамара [McNamara, McNamara, 1990] указывают на то, что такие дети страдают от запущенности, плохого обращения и последствий эмоциональной депривации. Все это заставляет предполагать, что эмоциональная привязанность к приемным родителям будет формироваться у этих детей с большим трудом.

Г. Риан [Ryan, 1989, 1990] подчеркивает, что переживания, свя­занные с эмоциональной депривацией и плохим обращением, надол­го сохраняются в психике ребенка и порождают высокий риск разви­тия у него тревожности, появления страха, обиды и ощущения беспо­мощности. У таких детей может развиваться посттравматическое стрес­совое расстройство, связанное с ранее пережитыми психическими травмами. Даже когда они находятся в новых семьях, во вполне бла­гоприятном окружении, при определенных обстоятельствах у них могут актуализироваться следы прежних травм.


А. Хартман и Дж. Лард [Hartman, Laird, 1990] среди типичных проблем, характерных для приемных родителей, отмечают следую­щие: чувство бессилия, частые апелляции к «плохой наследственнос­ти», используемой для объяснения имеющихся у ребенка эмоцио­нальных и поведенческих нарушений; противоречия между «офици­альной» историей усыновления и той, которую родители создают для ребенка; переживаемые родителями чувство вины и состояние стрес­са, возникающие из-за необходимости соответствовать определенным ожиданиям.

М. Шектер [1970] указывает на переживание горя и глубокого сожаления, часто испытываемых приемными родителями при уходе из семьи повзрослевших приемных детей; нередко эти чувства при­емных родителей усиливаются от мыслей о том, что они были лише­ны возможности иметь собственных детей. Сходные состояния, обус­ловленные опытом преждевременного отделения от биологических родителей, переживаются и приемными детьми. Если членам семьи не удается преодолеть эти чувства, они могут существенно ослож­нить внутрисемейные отношения.

Формирование у приемного ребенка эмоциональной привязан­ности к новым родителям чрезвычайно важно. Это имеет особенно большое значение в тех случаях, когда ребенок усыновляется не сра­зу после рождения. Травма, вызванная отделением от биологических родителей, накладывает глубокий отпечаток на развитие усыновляе­мых детей, на их когнитивные, эмоциональные и сенсорные процес­сы, что существенно затрудняет формирование эмоциональной при­вязанности к новым родителям [Bowlby, 1988]. Для таких детей ха­рактерна тенденция к проявлению конфликтного поведения в ситуа­циях, связанных с установлением эмоциональной близости с прием­ными родителями. Такое поведение может серьезно травмировать родителей, особенно в тех случаях, когда они имеют определенные ожидания относительно того, как ребенок должен себя вести.

Д. Смит и Л. Шервин [Smith, Sherwin, 1983, 1988] отмечают, что У приемных родителей перед моментом появления в их семье ребен­ка часто формируется ряд фантазий и ожиданий, связанных с пред­стоящим усыновлением. В результате может возникнуть глубокий конфликт между ожиданиями родителей и их поведением, базирую­щимся на этих ожиданиях, с одной стороны, и тем, что реально про­исходит после прихода в семью приемного ребенка, с другой; такой



В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот


Часть I. Депривационные нарушения в развитии ребенка...



 


конфликт заметно осложняет установление тесного эмоционального контакта между ребенком и приемными родителями.

Подобные конфликты выражаются в ощущении собственного бессилия, в предъявлении к ребенку повышенных требований, в воз­никновении у родителей симбиотической зависимости от ребенка, в переживании горя и отчуждении. При этом в более дисфункциональ­ных семьях и родители, и дети — кровные и приемные следуют более жестким моделям поведения.

Б. Лифтон [Lifton, 1979] пишет о том, что приемным родителям свойственно создавать специфические легенды и системы представ­лений об истории усыновления ребенка; такие легенды нужны им, чтобы объяснить и оправдать внутрисемейную дисгармонию. Стро­ятся они по особым сценариям: в них часто фигурируют образы «ми­фического героя, спасителя, хорошего или плохого приемного ребен­ка» и т.д. Это приводит к тому, что игнорируется важная информа­ция о прошлом ребенка, и в результате внутрисемейные отношения не находят адекватных объяснений. В итоге и у приемных родителей, и у ребенка формируется ложный образ Я, препятствующий установ­лению гармоничных, эмоционально близких отношений. Это сопро­вождается эмоциональным отчуждением членов семьи друг от друга и усилением семейных дисфункций.

2.2.3. Ребенок в профессиональной замещающей семье

Психологические проблемы взаимоотношений между приемныч ми детьми и родителями еще более ярко проявляются в профессж нальных замещающих семьях, которые по своему формальному ст тусу занимают маргинальное положение: являются формой, пром! жуточной между усыновлением, т.е. юридическим принятием ребег ка в семью, и общественным воспитанием.

Естественно, что адаптация детей в профессиональной семье за трудняется множеством психологических препятствий. В.В. Бараба нова [1995], проведя исследование семейного детского дома, выдел! ла следующие проблемные зоны профессиональной семьи: 1. Проблемы эмоционально-личностного благополучия и развита кровных детей в условиях приемной семьи.


 

2. Проблемы психологической совместимости приемных детей и ро­
дителей-воспитателей, приемных и кровных детей.

3. Проблема комплекса вины, возникающего у родителей вследствие
неудовлетворенности результатами своей воспитательной деятель­
ности, своими неудачами, нередко мнимыми.

4. Проблема организации и для ребенка, и для родителя возможнос­
ти в некоторых ситуациях реализовать свое право расстаться друг
с другом.

5. Проблема вхождения приемных детей в семью в тех ситуациях,
когда для этого необходима перестройка взаимоотношений в се­
мье, смена социально-психологических ролей.

6. Проблемы супружеских взаимоотношений.

К группе риска относятся следующие ситуации: отсутствие одно­го из родителей, слишком солидный возраст приемных родителей, длительное отсутствие собственных детей, недостаточная информи­рованность родителей-воспитателей о дефектах ребенка-сироты, не­адекватное представление о трудностях, с которыми они столкнутся.

Н.П. Иванова и О.В. Заводилкина [1993] обращают внимание на то, что необходимым условием успешной адаптации ребенка-сироты в новой семье является взаимное соответствие ролевых ожиданий ребенка и приемных родителей. Они подчеркивают влияние опыта жизни ребенка на процесс идентификации с семьей.

Решающим звеном формирования идентичности, по мнению ис­следователей, является наличие одного основного заботливого взрос­лого. «Дети-отказники», не знающие ничего ни о своем прошлом, ни о причинах своего сиротства, с трудом осознают свою идентичность и, приходя в семью, начинают «борьбу за собственную идентичность». Напротив, дети, пришедшие из кровных семей, уже имеют достаточ­но полную идентичность. Попав в новую обстановку, в ситуацию, когда настоящее и будущее неясно, такие дети стремятся к прежней идентичности, пытаются уйти из новой семьи, проявляют непослу­шание.

Исследуя профессиональные замещающие семьи, авторы отме­чают позитивную динамику развития взаимоотношений детей-си­рот с приемными родителями, указывают на высокий темп разви­тия детей в первые месяцы жизни в замещающей семье, улучшение Речи и расширение кругозора, формирование чувства уверенности,



В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот


Часть I. Депривационные нарушения в развитии ребенка...



 


развитие межличностных отношений. Делается вывод, что уже к подростковому юношескому возрасту развитие приемных детей не отличается от развития детей, растущих в родных семьях [Иванова, Заводилкина, 1993].

Анализ прикладных исследований психологических проблем про­фессиональных замещающих семей выявляет наиболее проблемные зоны замещающей семейной заботы.

Одной из основных психологических проблем приемного ребен­ка становится его идентификация с патронатными родителями. Фор­мирование идентичности является необходимым условием эффектив­ности адаптации приемного ребенка в любой замещающей семье.

В традиции психоанализа взросление понимается как интегра­ция личности и эго-функций, зависящих от правильной идентифика­ции [Golance, 1984]. Взятый на патронат ребенок не может принять роль биологического ребенка, поэтому для него характерно затормо­женное формирование идентичности, что проявляется в тревожном восприятии своего статуса в приемной семье, в ощущении униженно­сти, в переживании проблем верности приемным и биологическим родителям, в беспокойстве из-за потери биологических родителей [Stevenson, 1992].

В. Голанс [Golance, 1984] исследовал факторы, влияющие на ус­пешность патроната. Он сделал парадоксальный для нас вывод о том, что братья и сестры, разлученные друг с другом, имеют меньше симп­томов и лучше успевают в учебе, чем оставшиеся вместе.

При переводе детей из кровных семей или из приютов в патро-натные семьи их состояние, как правило, — по крайней мере времен­но — ухудшается, т.к. они попадают из одной нестабильной ситуации в другую. Этим объясняется тот кризис, который переживают патро-натные семьи на этапе, обозначенном нами как первый этап включе­ния (см. главу 5).

Следующая проблема — особенности патронатной семьи. Изуче­ние исторического контекста патронатных семей и мотивов патрона­та позволило прийти к выводу, что большинство родителей — выход­цы из многодетных семей с подвижными границами*. Вывод о влия­нии фактора многодетности в вертикальной системе семьи на прием

* Термины «подвижные границы семьи», «вертикальная структура се­мьи» и «подсистемы семьи» введены М. Боуэном [Bowen 1978].


детей подтверждается нашим исследованием. Выделены следующие мотивы приема [Algate, Hawley, 1986]:

— любовь к детям;

— обстоятельства из прошлого семьи и детства родителей;

— политические или религиозные убеждения;

— стремление научиться быть более успешным родителем.

В. Голанс [1984] создал классификацию патронатных семей, в основу которой положил особенности отношения семей к различ­ным факторам: друзьям, физической боли, поведению других и т.д. Несовпадение структуры отношений к подобным факторам семьи и приемного ребенка негативно влияет на взаимную адаптацию. Идея построения подобной классификации семей и выделения на ее ос­нове критериев психологической совместимости ребенка и семьи представляется нам важной и перспективной. Делается вывод о том, что отношения в патронатной семье — это баланс между членами семьи и новой личностью, т.е. отношения зависимости и автономии. Данная идея важна для нашего исследования, т.к. ребенок с депри-вационной симптоматикой начинает проявлять в семье склонность либо к слиянию, либо к «искаженной» самодостаточности, а семья, сталкиваясь с нежесткими границами Я ребенка, может их постоян­но нарушать и этим поставить его в условия депривации [Golance, 1984].

При вхождении ребенка в семью все ее члены переживают аф­фект. Приемный ребенок переносит на патронатных родителей чув­ство гнева, испытываемое по отношению к кровным родителям. Пат-ронатные родители ощущают вину, т.к. их чувства к приемному ре­бенку отличаются от чувств к собственным детям.

Важным механизмом адаптации ребенка в приемной семье явля­ется имитация поведения членов семьи. Например, если в семье пре­обладают недоброжелательность и зависть, то и для ребенка эти ка­чества становятся определяющими [Golance, 1984; Katz, Robinson, 1991]. Из данного утверждения вытекает необходимость при анализе проблем замещающей семьи рассматривать и изучать семью как сис­тему.

На основе вышеперечисленных идей В. Голанс [1984] разработал критерии оценки приемной семьи: 1- Изучение исторического контекста приема детей.



В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот


Часть I. Депривационные нарушения в развитии ребенка...



 


2. Изучение актуального контекста: проблемы привязанности и сепа­
рации, скорби и потерь у детей.

3. Формирование личности и самосознания ребенка и влияние на это
его жизненной истории и особого статуса.

4. Оценка способностей патронатных родителей к родительству.

5. Возможности участия кровной семьи в воспитании ребенка, живу­
щего в приемной семье.

Данные критерии оценки приемной семьи во многом базируются на психоанализе: рассматривается влияние раннего опыта на актуаль­ный контекст поведения личности и интрапсихические проблемы. Для нас очень важным является пятый из перечисленных критериев, т.к. он позволяет нам рассматривать участие кровной семьи в воспитании ребенка, принимая эту семью как фактор реабилитационного процесса ребенка. В поиске решения проблем в приемной семье делается акцент не на поведении ребенка, а на нарушениях в структуре семьи — пози­ция В. Голанса близка нашей и принципиально важна для нас.

Исследования показали, что прием детей позитивно влияет на патронатную семью: семье приходится приспосабливаться и объеди­няться, чтобы найти место приемному ребенку, и это позволяет «обо­гатиться через ощущение цели» [Nissim, 1997]. Члены семьи начина­ют чувствовать себя нужными — это особенно важно для женщин, сосредоточенных на домашних делах.

В качестве одной из важных проблем рассматриваются взаимо­отношения между приемной и кровной семьями. Существуют два подхода к семье: «постоянное планирование» и «разделенное роди-тельство». Первый предполагает помещение ребенка-сироты в семью на длительное время; второй, признанный приоритетным, рассматри­вает приемных родителей как добавочных, а приемную семью — как часть реабилитационного процесса кровной семьи.

Разрушение эмоциональных связей с кровной семьей признано негативным фактором как для психического развития, так и для адап­тации детей в замещающей семье. Нарушение контактов с кровными родителями является почвой для создания у ребенка фантазийных образов кровных родителей, необходимых ему для того, чтобы спра­виться с травмой отделения. Изоляция от биологических родителей вызывает ощущения отвержения, вины, не проявленного гнева. По­этому одним из основных критериев успеха патроната считается на­личие у ребенка возможности вернуться в кровную семью.


Выявлены следующие проблемы приемной семьи [Ryan, 1990; Smith, 1983; Stevenson, 1992; Nissim, 1997]:

— неадекватные механизмы психологической защиты детей;

— травма ребенка из-за наличия двух семей — приемной и кров­
ной;

— утрата значимых связей ребенка и кровных родителей при
длительном приеме.

Этими же исследователями были выделены факторы-перемен­ные, влияющие на успешность приема:

— частота контактов ребенка с кровной семьей;

— количество поведенческих проблем ребенка;

— причины помещения детей в замещающую семью (пренебре­
жение потребностями детей, родитель-подросток и т.д.).

В исследованиях [Ryan, 1990; Smith, 1983; Stevenson, 1992; Nissim, 1997] были выделены свойства базисной семьи, способствующие ус­пешности патроната:

— немолодые родители;

— наличие в семье другого ребенка, более взрослого, чем прини­
маемый;

— общая заинтересованность семьи.

Американские исследователи в качестве основных позитивных факторов, обеспечивающих эффективность приема, перечисляют сле­дующие:

— патронатная мать является старшим ребенком в своей семье;

— наличие у патронатной матери опыта общения со своими и
чужими детьми;

— толерантность родителей к поведенческим проблемам детей;

— ориентация отцов на сотрудничество с агентством;

— ориентация семьи на длительный патронат.

Выявленная в этих исследованиях зависимость между эффек­тивностью адаптации приемного ребенка в семье и ориентацией се­мьи на длительный срок его проживания подтверждается и данными нашего исследования. В нашей выборке основные трудности семья переживает в первые два года, однако и в последующие два года


Ш*


В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот


Часть I. Депривационные нарушения в развитии ребенка...



 


необходима постадаптационная поддержка: многие проблемы семья начинает осознавать именно по прошествии двух лет.

Таким образом, в исследованиях зарубежных и отечественных; авторов, рассматривающих влияние условий замещающей заботы на развитие и социализацию ребенка, лишенного родительского по­печения, доказано, что воспитание детей в условиях государствен­ных сиротских учреждений ведет к депривации развития ребенка во всех сферах его развития.

На эффективность замещающей заботы оказывают влияние три
группы факторов, подлежащих специальному изучению:
-':' а) психологические особенности ребенка и его жизненный опыт

до помещения в прием



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.005 с.)