Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сравнительный анализ разных форм заботы о детях-сиротах2.2.1. Ребенок в сиротском учреждении Первое научно обоснованное исследование влияния условий жизни в сиротском учреждении на развитие и социализацию ребенка-сироты было проведено известным американским ученым Дж. Боулби в 1951 г. Результаты исследования привели к тому, что с середины двадцатого века западное общественное мнение стало высказываться за отказ от сиротских учреждений. Что касается советской педагогики и психологии, то в силу изолированного положения науки в СССР и из-за принципиально иных идеологических установок эти данные не получили никакого резонанса; более того, как было сказано выше, именно в этот период была ликвидирована альтернативная форма решения Роблемы сиротства — профессиональная замещающая семья. Джон Боулби пришел к выводу, что проблема коренится не в аМой сути общественного воспитания, а в отсутствии условий, при т°рьгх ребенок-сирота мог бы установить интимные, эмоционально сЫЩенные и устойчивые отношения с объектом привязанности, что ходимо Для формирования здоровой, активной и социально адап-Р°ванной личности. Именно изучение сиротских учреждений и д. ь'х нарушений развития, формирующихся в их стенах, привело ■ Ьоулби к созданию теории привязанности. В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот Часть I- Депривационные нарушения в развитии ребенка...
В 80—90-х годах в России был проведен целый ряд исследований, убедительно показавших негативные последствия институционального воспитания [Мухина, 1980, 1985, 1989; Лисина, 1976, 1978, 1986; Соколова, 1991; Грибанова, 1993, 1994; Прихожан, Толстых, 1982, 1991; Бардышевская, 1995]. Экспериментальным путем было доказано, что институциональное воспитание детей-сирот строится без учета адекватных психологических условий, обеспечивающих полноценное развитие детей, и неизбежно включает факторы, тормозящие психическое развитие. В этих исследованиях выделяются следующие негативные черты воспитания в детских домах и интернатах: 1) неправильная организация общения взрослых с детьми, неадек —сниженная интимность и доверительность, эмоциональная уп- —недостаточные возможности установления прочных и длитель —высокая частота сменяемости взрослых, имеющих несовпадаю —групповая, а не индивидуальная направленность воспитатель —гиперопека в деятельности: пошаговое планирование и санкци —непринятие ребенка вне его успехов: положительное отноше
2) недостаточная психолого-педагогическая подготовленность воспи 3) использование программ воспитания и обучения, не учитывающих 4) чрезмерная суженность окружающей детей среды, недостаточное 5) постоянное пребывание детей в коллективе. Было также показано, что в результате перечисленных недостаТ' ков институционального воспитания возникают различные виды Де1Т' ривации: обеднение среды приводит к сенсорной депривации; неД0' статочность коммуникаций с окружающими — к социальной депривации; отсутствие эмоциональных связей с воспитателями — к эмоциональной депривации; жесткая формальная организация среды детского дома — к когнитивной депривации [Трошихина, 1997]. Тем не менее воспитание ребенка в детском доме до сих пор имеет своих сторонников среди управленцев, воспитателей и даже психологов. Причины этого не только в ведомственной и экономической заинтересованности тех людей, которые связаны с воспитательными учреждениями и благодаря этому имеют работу и зарплату, но и в укоренившемся стереотипе веры в преимущества коллективного воспитания. Сторонники институционального воспитания считают возможным устранить вышеперечисленные недостатки путем совершенствования модели детского дома. В отечественных исследованиях указывается на формирование особого типа личности у ребенка из детского дома [Лисина, 1976, 1978, 1986; Прихожан, Толстых, 1991; Трошихина, 1997 и др.]. А.Н. Прихожан и Н.Н. Толстых описывают формирование личности с недоразвитием внутренних механизмов активного, инициативного и свободного поведения и указывают на преобладание зависимого, реактивного поведения у детей из сиротских учреждений. Недоразвитие механизмов саморегуляции компенсируется формированием различного рода «защитных реакций». Так, «вместо творческого мышления развивается шаблонное, вместо становления произвольности поведения — ориентация на внешний контроль, вместо умения самому справиться с трудной ситуацией — тенденция к излишне бурному эмоциональному реагированию, обиде» [Прихожан, Толстых, 1991]. Для детей из сиротских учреждений характерен особый тип об-Щения как с взрослыми, так и со сверстниками. А.Н. Прихожан и ^•Н. Толстых указывают на гипертрофированную потребность в обще-ии со взрослыми, вызванную дефицитом такого общения в сиротском Учреждении. Зависимость эмоционального благополучия ребенка от от-Щения к нему взрослого определяет сверхценность последнего и со-т специфический тип общения со взрослым, который, в свою оче-реДь, влияет на отношения со сверстниками. B.C. Мухина и А.Н. При-Ясан> Н.Н. Толстых выделяют два симптомокомплекса у младших ельников, воспитывающихся в детских домах: «тревога по отно-Ию к взрослым» и «враждебность по отношению к взрослым». аких Детей наблюдается доминирование защитных форм поведе- В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот ния в конфликтных ситуациях, неспособность к продуктивному, конструктивному решению конфликта, что проявляется в агрессии, неумении признать свою вину, стремлении переложить всю ответственность на окружающих [Мухина, 1980, 1985, 1989; Прихожан, Толстых, 1991]. Дефицит адекватного общения приводит к тому, что у ребенка закрепляется негативная агрессивная позиция по отношению к другим людям. Воспитанники сиротских учреждений оказываются неспособными устанавливать конструктивные, эмоционально адекватные отношения с другими детьми. Это распространяется даже на родных братьев и сестер: дети практически не имеют родственной привязанности к собственным братьям и сестрам [Шипицина, Казакова, 2000]. Для детей подросткового возраста, согласно А.Н. Прихожан и Н.Н. Толстых, характерным является особое психологическое новообразование — детдомовское «мы». Дети, лишенные родителей, делят мир на «своих» и «чужих», на «мы» и «они». Они обособляются от чужих, ведут себя с ними агрессивно, готовы их использовать в своих целях. Внутри своей группы дети, живущие в интернате, также обособлены, они могут проявлять жестокость в обращении со сверстниками или детьми младшего возраста. Психологическое отчуждение от других создает внутренние условия, которые впоследствии становятся благоприятной почвой для правонарушений. Необходимо под-: черкнуть, что эта установка подкрепляется настороженным, а неред-' ко открыто отрицательным отношением обывателей, бытующим в? обществе стремлением противопоставлять воспитанникам детских домов детей, растущих в семьях. Дети с обидной кличкой «детдомовец» отдаляются от других; обе стороны склонны ожидать друг от друга подвоха; замыкается порочный круг отношений между обществом и детьми, растущими за стенами детского учреждения. Общество этих детей отвергает, они для него — неизбежное зло. Наши наблюдения за поведением выпускников детского дома на городской дискотеке показали, что идентификация с детдомовский «мы» остается устойчивой и в последующие годы. Ребята от 18 Д° 21 года танцуют только друг с другом и проявляют вербальную й физическую агрессию по отношению к любому, кто хочет присоединиться к ним. Исследование представлений сирот-учащихся ПТУ ° своем будущем, проведенное нами в г. Кунгуре Пермской области. /. Депривационные нарушения в развитии ребенка... 49 ыявило у них неприятие идеи о том, что в будущем они могут стать супругом / супругой и родителем. По мнению А.Н. Прихожан и Н.Н. Толстых, у детей-сирот, воспитанных в условиях детского дома, формируется такое состояние интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер и такие особенности поведения, что можно говорить о качественно иной личности. Это проявляется в несформированности внутреннего, психического плана действий и собственной мотивации, в преобладании ориентации на внешнюю ситуацию. Качественно иную форму имеет и развитие всех аспектов Я: представления о себе, отношения к себе, образа Я, самооценки. Самооценка — центральное личностное образование, важнейший регулятор общения и деятельности; очень низкая самооценка, характерная для воспитанников детских домов, становится основой личностных отклонений и невротических расстройств. Следствием депривации потребности ребенка в родительской любви является выраженная неуверенность в себе, которая, возникнув в раннем возрасте, впоследствии становится устойчивой характеристикой личности воспитанника детского дом [Прихожан, Толстых, 1991].
В условиях сиротского учреждения у ребенка происходит интенсивное формирование некоторых принципиально иных механизмов, позволяющих ему приспособиться к жизни в особых условиях и, можно сказать, заменяющих личность [Фурманов, 1999]. Важнейшим этапом в развитии личности является этап формирования идентичности — системы представлений о себе, о мире и о «себе в мире» (см., например: Эриксон, 1996). Этот этап сопровождается оформлением системы ценностей — системы тех жизненных ориентиров, которые благодаря своей значимости и эмоциональной насы-Щенности создают основу для нравственных барьеров и ограниче-Нии, задают жизненные смыслы и цели. Формирование системы Ценностей происходит в процессе эмоционально насыщенного содержательного общения с принимающим и значимым для данного Ребенка взрослым. Отсутствие постоянно заботящегося значимого еловека и безусловного принятия им ребенка, необходимость по-т°янно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение при- к снижению активного отношения к жизни. У детей вслед- Вие этого не формируются собственные ценности, принципы и ентиры, зато развивается такая устойчивая черта, как конформ-Ть> что делает их легкой добычей криминала. 4В-Н.Ослон В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот Частъ I. Депривационные нарушения в развитии ребенка...
2.2.2. Ребенок в неродной семье Не вызывает сомнения, что наилучшая среда для воспитания ребенка — семья, если она не является крайне дисфункциональной и в ней нет насилия. Усыновление, на наш взгляд, — это оптимальная модель небиологической семьи, способная предоставить ему именно ту заботу, в которой он так нуждается. Однако в связи с общим снижением уровня жизни в стране и другими негативными социально-психологическими явлениями данная форма остается непопулярной среди наших граждан. Воспитание любого ребенка, особенно приемного, не обходится без проблем. А.С. Спиваковская, исследовавшая особенности родительских позиций в семьях усыновителей, отмечает определенную их неадекватность, особенно в сфере социально-перцептивных особенностей. Она считает, что образ ребенка «за-шумляется», делается грубо оценочным за счет «постоянно сопровождающего родителей страха, что у ребенка "неблагоприятный генофонд"». Под влиянием этого страха родители фиксируют любые, даже самые мелкие черты неправильного поведения, считая их проявлением болезни. Я ребенка бессознательно наполняется родителями негативными качествами, а достоинства преуменьшаются. А.С. Спиваковская обращает внимание на такие негативные явления в семье усыновителей, как родительское доминирование, повышенный контроль, подозрительность, неполное принятия ребенка. «Жизнь вместе с ребенком превращается в постоянное тревожное отыскивание всего того, что якобы неправильно, не так, как у других», — пишет исследователь [Спиваковская, 1991]. На основе собственного опыта консультирования родителей-усыновителей мы выделяем такие черты, как недоверие к себе как родителю, потребность постоянно доказывать свою любовь и заботу, страх оказаться плохим родителем. Такое видение себя приводит к гиперпротекции, т.е. к чрезмерной заботе и стремлению баловать ребенка при отсутствии системы разумных наказаний и ограничений. Гиперпротекция неизбежно влечет за собой различные проблемы вплоть до отклоняющегося поведения у ребенка, что подкрепляет образ себя как несостоятельного родителя и способствует еще большей родительской неуверенности. На наш взгляд, многие психологические проблемы, возникающие в процессе усыновления у родителей, связаны с их страхом на- рушения тайны усыновления. Акт усыновления скрывается от самого ребенка и от окружающих, зачастую даже от друзей и знакомых. С одной стороны, это ставит семью в ситуацию самоизоляции, лишает необходимой поддержки в тяжелых переживаниях и проблемах. С другой стороны, атмосфера секретности и недоговоренности создает особый дисфункциональный стиль общения, порождающий постоянное напряжение всех членов семьи. Случается, что ребенок узнает о факте усыновления от чужих людей и бывает глубоко травмирован этим. Нам представляется, что за этой секретностью нередко стоит вполне обоснованный страх перед обывателем, часто, к сожалению, склонным видеть в семьях, усыновляющих детей, что-то второсортное, ненастоящее. Родителям, принимающим чужих детей, часто приписывается роль несчастных людей, неспособных иметь собственных детей. Альтруистический, гуманный аспект усыновления недостаточно пропагандируется в нашем обществе. Границы семьи нередко закрыты даже для специалистов. Семьи не проходят никакой подготовки к усыновлению. Нередко родительская компетентность довольно низка, а ожидания от ребенка не имеют отношения к его реальным возможностям. Недостаточная готовность к принятию ребенка зачастую начинает проявляться уже после акта усыновления. Нередко случается, что ребенок был нужен для решения собственных проблем, таких как смерть кровного ребенка, невозможность на данный момент иметь собственных детей и т.д. Впоследствии семья выходит из стресса, и необходимость воспитывать чужого ребенка оказывается лишним бременем. В этой ситуации семья остро нуждается в психологической помощи, организовать которую оказывается очень трудно из-за тайны усыновления. Круг замыкается. Западный опыт усыновления привел к выработке достаточно жестких психологических критериев отбора родителей-претендентов на Усыновление: анализируются эмоциональная зрелость, мотивы приема и т.п. Гораздо более открытая и принимаемая обществом система усыновления делает необходимую приемным семьям психологическую помощь более доступной для них. Наконец, сам факт усыновления не скрывается ни от окружающих, ни от ребенка и не служит поводом Для стигматизации семьи в роли нездоровой и второсортной. Несмотря на это, авторы западных прикладных исследований °тмечают множество трудностей, с которыми сталкиваются усынови- В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот Часть I. Депривационные нарушения в развитии ребенка...
тели и приемные дети даже в самых благоприятных условиях. Например, М. Шектер [Schecter, 1964, 1970] выделяет проблемы, сопровождающие усыновление детей сразу после их рождения. Серьезные трудности возникают из-за того, что у детей на пре- и перинатальном этапах их развития была связь с кровными, а не приемными родителями. В подростковом возрасте такие дети нередко переживают сложные психологические состояния, что часто приводит к глубоким конфликтам с приемными родителями и накладывает отпечаток на психологическую идентичность приемных детей [Frisk 1964]. Приемные родители в своем стремлении установить с ребенком как можно более тесный контакт иногда — сознательно или неосознанно — игнорируют наличие у него глубокой эмоциональной связи с биологическими родителями, что приводит к нарушениям в отношениях между членами приемной семьи. Характерные для такой ситуации проблемы идентичности ребенка и недостаточного контакта между ним и приемными родителями позволяют некоторым авторам говорить о так называемом синдроме приемного ребенка [Schecter et al., 1964, 1970]. Этот синдром проявляется в сниженной самооценке, недостаточном межличностном доверии, плохой успеваемости, а в зрелом возрасте — в трудностях при установлении интимных отношений. В 80—90-е годы практика усыновления детей, содержавшихся в домах ребенка и школах-интернатах, привела к появлению новых проблем. Дж. МакНамара и Б. МакНамара [McNamara, McNamara, 1990] указывают на то, что такие дети страдают от запущенности, плохого обращения и последствий эмоциональной депривации. Все это заставляет предполагать, что эмоциональная привязанность к приемным родителям будет формироваться у этих детей с большим трудом. Г. Риан [Ryan, 1989, 1990] подчеркивает, что переживания, связанные с эмоциональной депривацией и плохим обращением, надолго сохраняются в психике ребенка и порождают высокий риск развития у него тревожности, появления страха, обиды и ощущения беспомощности. У таких детей может развиваться посттравматическое стрессовое расстройство, связанное с ранее пережитыми психическими травмами. Даже когда они находятся в новых семьях, во вполне благоприятном окружении, при определенных обстоятельствах у них могут актуализироваться следы прежних травм. А. Хартман и Дж. Лард [Hartman, Laird, 1990] среди типичных проблем, характерных для приемных родителей, отмечают следующие: чувство бессилия, частые апелляции к «плохой наследственности», используемой для объяснения имеющихся у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений; противоречия между «официальной» историей усыновления и той, которую родители создают для ребенка; переживаемые родителями чувство вины и состояние стресса, возникающие из-за необходимости соответствовать определенным ожиданиям. М. Шектер [1970] указывает на переживание горя и глубокого сожаления, часто испытываемых приемными родителями при уходе из семьи повзрослевших приемных детей; нередко эти чувства приемных родителей усиливаются от мыслей о том, что они были лишены возможности иметь собственных детей. Сходные состояния, обусловленные опытом преждевременного отделения от биологических родителей, переживаются и приемными детьми. Если членам семьи не удается преодолеть эти чувства, они могут существенно осложнить внутрисемейные отношения. Формирование у приемного ребенка эмоциональной привязанности к новым родителям чрезвычайно важно. Это имеет особенно большое значение в тех случаях, когда ребенок усыновляется не сразу после рождения. Травма, вызванная отделением от биологических родителей, накладывает глубокий отпечаток на развитие усыновляемых детей, на их когнитивные, эмоциональные и сенсорные процессы, что существенно затрудняет формирование эмоциональной привязанности к новым родителям [Bowlby, 1988]. Для таких детей характерна тенденция к проявлению конфликтного поведения в ситуациях, связанных с установлением эмоциональной близости с приемными родителями. Такое поведение может серьезно травмировать родителей, особенно в тех случаях, когда они имеют определенные ожидания относительно того, как ребенок должен себя вести. Д. Смит и Л. Шервин [Smith, Sherwin, 1983, 1988] отмечают, что У приемных родителей перед моментом появления в их семье ребенка часто формируется ряд фантазий и ожиданий, связанных с предстоящим усыновлением. В результате может возникнуть глубокий конфликт между ожиданиями родителей и их поведением, базирующимся на этих ожиданиях, с одной стороны, и тем, что реально происходит после прихода в семью приемного ребенка, с другой; такой В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот Часть I. Депривационные нарушения в развитии ребенка...
конфликт заметно осложняет установление тесного эмоционального контакта между ребенком и приемными родителями. Подобные конфликты выражаются в ощущении собственного бессилия, в предъявлении к ребенку повышенных требований, в возникновении у родителей симбиотической зависимости от ребенка, в переживании горя и отчуждении. При этом в более дисфункциональных семьях и родители, и дети — кровные и приемные следуют более жестким моделям поведения. Б. Лифтон [Lifton, 1979] пишет о том, что приемным родителям свойственно создавать специфические легенды и системы представлений об истории усыновления ребенка; такие легенды нужны им, чтобы объяснить и оправдать внутрисемейную дисгармонию. Строятся они по особым сценариям: в них часто фигурируют образы «мифического героя, спасителя, хорошего или плохого приемного ребенка» и т.д. Это приводит к тому, что игнорируется важная информация о прошлом ребенка, и в результате внутрисемейные отношения не находят адекватных объяснений. В итоге и у приемных родителей, и у ребенка формируется ложный образ Я, препятствующий установлению гармоничных, эмоционально близких отношений. Это сопровождается эмоциональным отчуждением членов семьи друг от друга и усилением семейных дисфункций. 2.2.3. Ребенок в профессиональной замещающей семье Психологические проблемы взаимоотношений между приемныч ми детьми и родителями еще более ярко проявляются в профессж нальных замещающих семьях, которые по своему формальному ст тусу занимают маргинальное положение: являются формой, пром! жуточной между усыновлением, т.е. юридическим принятием ребег ка в семью, и общественным воспитанием. Естественно, что адаптация детей в профессиональной семье за трудняется множеством психологических препятствий. В.В. Бараба нова [1995], проведя исследование семейного детского дома, выдел! ла следующие проблемные зоны профессиональной семьи: 1. Проблемы эмоционально-личностного благополучия и развита кровных детей в условиях приемной семьи.
2. Проблемы психологической совместимости приемных детей и ро 3. Проблема комплекса вины, возникающего у родителей вследствие 4. Проблема организации и для ребенка, и для родителя возможнос 5. Проблема вхождения приемных детей в семью в тех ситуациях, 6. Проблемы супружеских взаимоотношений. К группе риска относятся следующие ситуации: отсутствие одного из родителей, слишком солидный возраст приемных родителей, длительное отсутствие собственных детей, недостаточная информированность родителей-воспитателей о дефектах ребенка-сироты, неадекватное представление о трудностях, с которыми они столкнутся. Н.П. Иванова и О.В. Заводилкина [1993] обращают внимание на то, что необходимым условием успешной адаптации ребенка-сироты в новой семье является взаимное соответствие ролевых ожиданий ребенка и приемных родителей. Они подчеркивают влияние опыта жизни ребенка на процесс идентификации с семьей. Решающим звеном формирования идентичности, по мнению исследователей, является наличие одного основного заботливого взрослого. «Дети-отказники», не знающие ничего ни о своем прошлом, ни о причинах своего сиротства, с трудом осознают свою идентичность и, приходя в семью, начинают «борьбу за собственную идентичность». Напротив, дети, пришедшие из кровных семей, уже имеют достаточно полную идентичность. Попав в новую обстановку, в ситуацию, когда настоящее и будущее неясно, такие дети стремятся к прежней идентичности, пытаются уйти из новой семьи, проявляют непослушание. Исследуя профессиональные замещающие семьи, авторы отмечают позитивную динамику развития взаимоотношений детей-сирот с приемными родителями, указывают на высокий темп развития детей в первые месяцы жизни в замещающей семье, улучшение Речи и расширение кругозора, формирование чувства уверенности, В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот Часть I. Депривационные нарушения в развитии ребенка...
развитие межличностных отношений. Делается вывод, что уже к подростковому юношескому возрасту развитие приемных детей не отличается от развития детей, растущих в родных семьях [Иванова, Заводилкина, 1993]. Анализ прикладных исследований психологических проблем профессиональных замещающих семей выявляет наиболее проблемные зоны замещающей семейной заботы. Одной из основных психологических проблем приемного ребенка становится его идентификация с патронатными родителями. Формирование идентичности является необходимым условием эффективности адаптации приемного ребенка в любой замещающей семье. В традиции психоанализа взросление понимается как интеграция личности и эго-функций, зависящих от правильной идентификации [Golance, 1984]. Взятый на патронат ребенок не может принять роль биологического ребенка, поэтому для него характерно заторможенное формирование идентичности, что проявляется в тревожном восприятии своего статуса в приемной семье, в ощущении униженности, в переживании проблем верности приемным и биологическим родителям, в беспокойстве из-за потери биологических родителей [Stevenson, 1992]. В. Голанс [Golance, 1984] исследовал факторы, влияющие на успешность патроната. Он сделал парадоксальный для нас вывод о том, что братья и сестры, разлученные друг с другом, имеют меньше симптомов и лучше успевают в учебе, чем оставшиеся вместе. При переводе детей из кровных семей или из приютов в патро-натные семьи их состояние, как правило, — по крайней мере временно — ухудшается, т.к. они попадают из одной нестабильной ситуации в другую. Этим объясняется тот кризис, который переживают патро-натные семьи на этапе, обозначенном нами как первый этап включения (см. главу 5). Следующая проблема — особенности патронатной семьи. Изучение исторического контекста патронатных семей и мотивов патроната позволило прийти к выводу, что большинство родителей — выходцы из многодетных семей с подвижными границами*. Вывод о влиянии фактора многодетности в вертикальной системе семьи на прием * Термины «подвижные границы семьи», «вертикальная структура семьи» и «подсистемы семьи» введены М. Боуэном [Bowen 1978]. детей подтверждается нашим исследованием. Выделены следующие мотивы приема [Algate, Hawley, 1986]: — любовь к детям; — обстоятельства из прошлого семьи и детства родителей; — политические или религиозные убеждения; — стремление научиться быть более успешным родителем. В. Голанс [1984] создал классификацию патронатных семей, в основу которой положил особенности отношения семей к различным факторам: друзьям, физической боли, поведению других и т.д. Несовпадение структуры отношений к подобным факторам семьи и приемного ребенка негативно влияет на взаимную адаптацию. Идея построения подобной классификации семей и выделения на ее основе критериев психологической совместимости ребенка и семьи представляется нам важной и перспективной. Делается вывод о том, что отношения в патронатной семье — это баланс между членами семьи и новой личностью, т.е. отношения зависимости и автономии. Данная идея важна для нашего исследования, т.к. ребенок с депри-вационной симптоматикой начинает проявлять в семье склонность либо к слиянию, либо к «искаженной» самодостаточности, а семья, сталкиваясь с нежесткими границами Я ребенка, может их постоянно нарушать и этим поставить его в условия депривации [Golance, 1984]. При вхождении ребенка в семью все ее члены переживают аффект. Приемный ребенок переносит на патронатных родителей чувство гнева, испытываемое по отношению к кровным родителям. Пат-ронатные родители ощущают вину, т.к. их чувства к приемному ребенку отличаются от чувств к собственным детям. Важным механизмом адаптации ребенка в приемной семье является имитация поведения членов семьи. Например, если в семье преобладают недоброжелательность и зависть, то и для ребенка эти качества становятся определяющими [Golance, 1984; Katz, Robinson, 1991]. Из данного утверждения вытекает необходимость при анализе проблем замещающей семьи рассматривать и изучать семью как систему. На основе вышеперечисленных идей В. Голанс [1984] разработал критерии оценки приемной семьи: 1- Изучение исторического контекста приема детей. В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот Часть I. Депривационные нарушения в развитии ребенка...
2. Изучение актуального контекста: проблемы привязанности и сепа 3. Формирование личности и самосознания ребенка и влияние на это 4. Оценка способностей патронатных родителей к родительству. 5. Возможности участия кровной семьи в воспитании ребенка, живу Данные критерии оценки приемной семьи во многом базируются на психоанализе: рассматривается влияние раннего опыта на актуальный контекст поведения личности и интрапсихические проблемы. Для нас очень важным является пятый из перечисленных критериев, т.к. он позволяет нам рассматривать участие кровной семьи в воспитании ребенка, принимая эту семью как фактор реабилитационного процесса ребенка. В поиске решения проблем в приемной семье делается акцент не на поведении ребенка, а на нарушениях в структуре семьи — позиция В. Голанса близка нашей и принципиально важна для нас. Исследования показали, что прием детей позитивно влияет на патронатную семью: семье приходится приспосабливаться и объединяться, чтобы найти место приемному ребенку, и это позволяет «обогатиться через ощущение цели» [Nissim, 1997]. Члены семьи начинают чувствовать себя нужными — это особенно важно для женщин, сосредоточенных на домашних делах. В качестве одной из важных проблем рассматриваются взаимоотношения между приемной и кровной семьями. Существуют два подхода к семье: «постоянное планирование» и «разделенное роди-тельство». Первый предполагает помещение ребенка-сироты в семью на длительное время; второй, признанный приоритетным, рассматривает приемных родителей как добавочных, а приемную семью — как часть реабилитационного процесса кровной семьи. Разрушение эмоциональных связей с кровной семьей признано негативным фактором как для психического развития, так и для адаптации детей в замещающей семье. Нарушение контактов с кровными родителями является почвой для создания у ребенка фантазийных образов кровных родителей, необходимых ему для того, чтобы справиться с травмой отделения. Изоляция от биологических родителей вызывает ощущения отвержения, вины, не проявленного гнева. Поэтому одним из основных критериев успеха патроната считается наличие у ребенка возможности вернуться в кровную семью. Выявлены следующие проблемы приемной семьи [Ryan, 1990; Smith, 1983; Stevenson, 1992; Nissim, 1997]: — неадекватные механизмы психологической защиты детей; — травма ребенка из-за наличия двух семей — приемной и кров — утрата значимых связей ребенка и кровных родителей при Этими же исследователями были выделены факторы-переменные, влияющие на успешность приема: — частота контактов ребенка с кровной семьей; — количество поведенческих проблем ребенка; — причины помещения детей в замещающую семью (пренебре В исследованиях [Ryan, 1990; Smith, 1983; Stevenson, 1992; Nissim, 1997] были выделены свойства базисной семьи, способствующие успешности патроната: — немолодые родители; — наличие в семье другого ребенка, более взрослого, чем прини — общая заинтересованность семьи. Американские исследователи в качестве основных позитивных факторов, обеспечивающих эффективность приема, перечисляют следующие: — патронатная мать является старшим ребенком в своей семье; — наличие у патронатной матери опыта общения со своими и — толерантность родителей к поведенческим проблемам детей; — ориентация отцов на сотрудничество с агентством; — ориентация семьи на длительный патронат. Выявленная в этих исследованиях зависимость между эффективностью адаптации приемного ребенка в семье и ориентацией семьи на длительный срок его проживания подтверждается и данными нашего исследования. В нашей выборке основные трудности семья переживает в первые два года, однако и в последующие два года Ш* В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот Часть I. Депривационные нарушения в развитии ребенка...
необходима постадаптационная поддержка: многие проблемы семья начинает осознавать именно по прошествии двух лет. Таким образом, в исследованиях зарубежных и отечественных; авторов, рассматривающих влияние условий замещающей заботы на развитие и социализацию ребенка, лишенного родительского попечения, доказано, что воспитание детей в условиях государственных сиротских учреждений ведет к депривации развития ребенка во всех сферах его развития. На эффективность замещающей заботы оказывают влияние три до помещения в прием
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.005 с.) |