Формы и методы сопровождения замещающей семьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы и методы сопровождения замещающей семьи



1. Одной из наиболее продуктивных форм сопровождения является группа психологической поддержки. В работе группы в зависи­мости от цели занятия принимают участие как члены семьи в целом, так и одни родители. Занятия группы проводятся, чтобы помочь семьям решать трудные проблемы, связанные с интегра­цией приемных детей, с помощью межличностной поддержки и путем совместного решения задач. Дополнительная цель состоит в том, чтобы помочь участникам группы развить навыки эффектив­ного преодоления семейного стресса. Занятия дают членам груп­пы возможность разобраться в сложном переплетении эмоций,


В.Н. Ослон. Жизнеустройс тво^ктей-гирп-^И цаСть Ш. Технология социальной и психологической помощи...



 


1 а, которые они переживают в этот момент, обеспечивают информа-

rs цией, помогающей выработать наиболее эффективные способы!? взаимодействия в приемной семье. Каждый участник получает

«эфирное время», возможность рассказать о своих собственных -. проблемах и. получить обратную связь от других членов группы и

ведущих.

2. Для коррекции нарушенного поведения у детей семьям предлага­ется алгоритм его наблюдения, анализа и выработки тактики уп­равления. Члены семьи в течение определенного времени (неде­ли, месяца) заполняют рамку 5 (прилож. 3) и обсуждают полу­ченные результаты со специалистами в ходе индивидуальных кон­сультаций.

3. Члены семьи нередко болезненно воспринимают проявления по­следствий психотравматического опыта у приемных детей, кото­рый начинает актуализироваться при переходе из одной фазы становления приемной семьи в другую. Для того чтобы семья могла конструктивно переработать свои переживания, выйти из кризисного состояния, у членов семьи развивают навыки поло­жительного переформулирования проблемы, который позволя­ет снизить уровень негативизма у членов семьи и подвигнуть их на конструктивные действия. Этот метод лучше всего использо­вать при проведении занятий группы психологической поддерж­ки, т.к. группа снимает с членов семьи чувство вины и «пре­лесть» уникальности (практически все семьи сталкиваются с этим). Метод позволяет фокусироваться на положительной сто­роне значения проступка и его вкладе в развитие семьи. Напри­мер, воровство у членов семьи — это не проявление неблагодар­ности и тем более не желание оскорбить. С помощью этого пове­дения приемный ребенок выражает свою близость и появление привязанности. Предмет воровства символизирует для него ту любовь, которой его когда-то лишили, и стремление идентифи­цироваться с новой семьей. Своим поведением ребенок также старается сделать отношения в семье более близкими. Дело в том, что общее негативное переживание по поводу «неблагодар­ного ребенка» объединяет остальных. Поэтому воровство начи­нает активизироваться в ситуации, когда члены семьи ослабляют свои близкие связи и у них появляется много противоречий, де­стабилизирующих их отношения (т.е. в период кризиса). Прием-


ный ребенок, как жертвенное животное, кладет себя на алтарь семейной любви. Он также спасает лицо семьи. Боулби, созда­тель теории привязанности, считал, что вторичная привязанность формируется через агрессию и проступки.

Метод положительного переформулирования проблемы членам семьи необходимо использовать для интерпретации прошлого опыта ребенка, которая позволит ему сохранить идентичность с кровной семьей, в определенной степени справиться с обидой на мать, ко­торая от него отказалась. Например, положительное переформу­лирование того, что ребенок оказался в детском доме, может быть следующим: «Твоя мама понимала, что она сама не сможет тебя хорошо воспитать, сохранить тебе здоровье, обеспечить тебя жи­льем, потому что она страдает алкоголизмом. Она хотела отдать тебя в хорошие руки. Она пыталась сделать для тебя лучшее из того, что могла. Она любила тебя и любит сейчас». 4. В процессе сопровождения приемной семьи не менее важной явля­ется работа по формированию у ребенка социальных навыков и стратегий позитивного преодоления трудностей. Дети переходят в мир новой жизни, которую им нужно очень быстро понять и осво­ить. Однако травматический опыт жизни сформировал у них так называемый синдром искаженной связи с миром, который стано­вится барьером, мешающим приспособиться к новой ситуации [Ослон, 2002].

***

Дети, нуждающиеся в замещающей семейной заботе, к сожале­нию, существовали всегда и, по всей вероятности, будут существо­вать еще очень долго. Организация профессиональных форм заме­щающей семейной заботы является вкладом государства в свое свет­лое будущее. Но независимо от статуса семейной заботы (професси­ональная, непрофессиональная семья) каждая семья, которая при­нимает ребенка, пережившего травму раннего отделения от матери, воспитывавшегося в депривационных условиях, потерявшего базис­ное доверие к миру (список потерь можно продолжить до бесконеч­ности), нуждается в хорошо отлаженной системе социальной и пси-1 хологической помощи. Основанием для организации подобной сис­темы может стать мультимодальная модель помощи профессиональ­ной замещающей семье, представленная в данной главе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.39.110 (0.064 с.)