Работа с семьей как с системой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с семьей как с системой



Концептуальной основой программы тренинга, нацеленного на подготовку семьи к профессиональной замещающей семейной заботе (прилож. 4), является системный подход к работе с семьей. Посколь­ку вся семья принимает участие в процессе интеграции или отторже­ния приемного ребенка, то и в подготовку к замещающей заботе не­обходимо включение всех членов семьи. Прием ребенка ставит перед семьей новые задачи, требующие существенной перестройки взаимо­отношений. Чтобы функционировать в новом качестве, семья должна внести изменения в свою структурную организацию, адаптировать к новой ситуации основные правила своей жизни и выработать свой новый образ. Это требует от семьи серьезных усилий по актуализа­ции собственных ресурсов. При этом семья, способная к эффектив­ному приему, как правило, приходит к этой идее в сложный для своего развития момент, когда она ищет приемлемые выходы из си­туации, переставшей ее удовлетворять. Не случайно наиболее эф­фективным становится прием ребенка в фазе «ожидания пустого гнез­да» или уже в фазе «пустого гнезда», когда система переживает деп­рессию и пытается найти новые цели своего существования. В про­цессе подготовки семья должна выйти из кризисного состояния и научиться строить отношения, которые бы ее удовлетворяли.

Семья также должна уметь справляться с последствиями психо­травматического опыта у ребенка, который оказывает влияние на формирование у него привязанности к замещающей семье, его разви­тие и поведение. Если в детском доме ребенок, защищаясь от душев­ной боли, дезинтегрирует свой негативный опыт, словно забывает его, то, оказавшись в ситуации семейных отношений, пытаясь сфор­мировать новую привязанность, он начинает переживать «наводне­ние» своими травматическими воспоминаниями. Поведение прием­ного ребенка зачастую является неожиданным и обидным для членов


с________ „„ м1_1СИ-иирОТ

семьи. «Запирательство» в очевидном, воровство, припрятывание за­сохших кусков под матрац и т.д. — далеко не полный перечень про­ступков, которые трудно принять семье.

Отношения с приемным ребенком требуют от членов семьи боль­шей степени осознанности, внимания к различным аспектам межлич­ностной коммуникации. Одной из первоочередных задач обучения является повышение коммуникативной компетентности семьи.

Ребенок, становясь членом профессиональной замещающей семьи, обычно, если от него не отказались при рождении, имеет близких род­ственников, которые не смогли его воспитывать, но с которыми он находится в глубокой и не всегда осознаваемой им эмоциональной связи. Ребенок знает, что у него есть биологическая семья, поэтому разрушение психологической идентичности с ней может спровоциро­вать формирование синдрома «приемного ребенка». По своим прояв­лениям этот синдром очень похож на депривационные нарушения в развитии. Он проявляется в сниженной самооценке, недостаточном межличностном доверии, плохой успеваемости, трудностях в установ­лении близких отношений во взрослом возрасте [Schecter et al., 1964J. При этом не нужно забывать, что в качестве профессиональной семья может существовать только до совершеннолетия ребенка. После этого ребенок может вернуться в кровную семью, в которой от него давно отвыкли. Модели профессиональной замещающей семьи основаны на идее «разделенного родительствования». Поэтому при подготовке к осуществлению замещающей заботы семья должна быть включена во взаимодействие с кровными родственниками.

Семья, принимая ребенка на профессиональной основе, открыва­ет границы своей системы. Она начинает подвергаться воздействию различных влияний. Соседи, коллеги, доброжелатели, недоброжела­тели, специалисты отделов опеки и попечительства, СМИ и т.д. пы­таются разобраться (и не всегда профессионально), проконтролиро­вать, что происходит в семье. Отсутствие помощи и гиперконтроль разрушительным образом действуют на семью. Поэтому семья долж­на научиться осознавать свои границы и регулировать их открытость. Она четко должна знать свои права и обязанности.

Задачи подготовки семьи к профессиональной замещающей се­мейной заботе очень разнообразны и сложны. Они включают в себя:

— помощь в решении психологических проблем семьи;

— подготовку к новому этапу жизни семьи;


 

 

Часть III. Технология социальной и психологической помощи...

актуализацию ресурсов семьи;

— обучение новым знаниям и умениям, повышение уровня ком­
муникативной, воспитательной компетентности семьи;

— формирование навыков взаимодействия в семейной системе на
новом этапе функционирования.

Основными принципами организации обучения являются:

— использование активных методов при проведении занятий;

— проведение групповых занятий, где членами группы становят­
ся семьи, включенные в подготовительный процесс;

— проведение занятий в течение длительного периода: не менее
двух месяцев (один раз в неделю, например, по субботам);

— система домашних заданий для всей семьи;

— участие всех специалистов службы сопровождения в проведе­
нии курса обучения.

Последнее необходимо для того, чтобы уже на первых этапах работы с семьей был установлен рабочий альянс между членами се­мей и специалистами службы.

Программа подготовки семьи к приему ребенка. Программа под­готовки состоит из трех основных блоков. Первый блок направлен на осознание проблем семьи и поиск членами семьи психологической ниши для будущего приемного ребенка, второй — на обучение эффективным методам взаимодействия в семье, третий — на повышение родитель­ской компетентности и интеграцию ребенка в семейную систему.

Семьи включаются в курс обучения только после прохождения процедуры диагностики их ресурсов для организации профессиональ­ной замещающей семейной заботы.

В обучающую группу входят не более 14—16 человек, минималь­ное количество членов группы — 6—8 участников.

Необходимое оборудование для проведения занятий: видеотех­ника, классная доска, напольный ковер.

Полный курс обучения включает 32 часа. Режим занятий — че­тыре академических часа, один раз в неделю.

Темы занятий: 1. Знакомство. 2. Пространство семьи. 3. Стерео­типы отношений в семье. 4. Семейные нормы и правила. 5. Поощре­ние и наказание. 6. Как научиться понимать приемного ребенка. 7. Сложные ситуации взаимодействия с приемным ребенком.


При разработке программы курса подготовки использовались ре­комендации и методы обучения А.Б. Холмогоровой [2002], И.М. Мар­ковской [2000], Ч. Шефера, Л. Кэри [2000], Д. Фримена [2001], С. Минухина и Ч. Фишмана [1998], А.В. Черникова [1997] и др.

Программа совместной подготовки семьи и ребенка к совместной жизни направлена на создание условий для успешной интеграции ребенка в новую систему.

В качестве основных задач программы выделяются следующие:

— восстановление у ребенка способности к формированию чув­
ства привязанности;

— формирование психологических условий для принятия члена­
ми семьи приемного ребенка;

— отработка наиболее сложных ситуаций межличностного взаи­
модействия.

Формирование и развитие отношений между приемным ребен­ком и членами семьи, тем более что замещающая забота носит про­фессиональный характер, требуют большой степени осознанности, внимания к различным аспектам межличностной коммуникации. В этих условиях вопросы, связанные с необходимостью формирова­ния эмоциональной привязанности, преодолением ранее пережитых ребенком травм и укреплением его идентичности, приобретают пер­воочередное значение.

Каждый ребенок имеет свой ресурс восстановления способности к привязанности, обусловленный историей его жизни, опытом взаи­моотношения с матерью и другими членами семьи, уязвимостью к развитию депривационных нарушений.

Можно выделить две группы детей, у которых восстановление чувства привязанности происходит наименее эффективно.

Первая группа: дети из дома ребенка. Наиболее негативно на формирование способности к привязанности у ребенка влияет отказ матери от его воспитания и помещение в дом ребенка. Как правило, это становится следствием негативного отношения матери к своей беременности. Для ребенка это чревато формированием первичного чувства страха, безнадежности, тревоги еще в перенатальном периоде [Филиппова, 2002]. Отрицательная «гестационная» доминанта и по­следующий отказ от ребенка негативно воздействуют на него по ос­новным направлениям: сенсомоторное развитие, развитие нервной


 

 

Часть III. Технология социальной и психологической помощи...

системы, структура деятельности, переживание успеха-неуспеха как мотивационного обеспечения целедейственного звена структуры дея­тельности, развитие чувства эмоционального комфорта. При интег­рации в семью такие дети начинают испытывать стресс, который может декомпенсировать их состояние.

Чем дольше ребенок находится в сиротском учреждении, тем труднее восстановить его способность к привязанности и интегриро­вать в замещающую семью.

Вторая группа: дети, перенесшие жестокое обращение и сексу­альное насилие. Переживание подобной психической травмы нега­тивно влияет на созревание церебральных структур (среднего мозга, лимбических и стволовых), приводит к изменениям нейромодуля-ции, физиологической реактивности, что проявляется в тревоге, со­провождающейся ожиданием психических травм и повышенным вни­манием к внешним раздражителям с целью выявления опасности. Дети, перенесшие жестокое обращение и сексуальное насилие, как показали результаты исследования, при интеграции в замещающую семью своим поведением начинают провоцировать членов семьи на отторжение. Так, например, мальчик девяти лет, с раннего детства избиваемый отцом, в замещающей семье при любом замечании при­емного отца мочился на пол и на стены.

В целом можно сказать, что чем дольше ребенок рос в деприва­ционных условиях, к которым относятся условия сиротского учреж­дения и нередко встречающейся беспризорности, тем сложнее вос­становить у него способность к формированию чувства привязаннос­ти и интегрировать в замещающую семью.

У абсолютного большинства детей, помещаемых на воспитание в замещающие семьи, пропущен такой важный этап в развитии способ­ности к адекватной привязанности, как эффективный телесный кон­такт с близким человеком, матерью или замещающим ее лицом. Деп-ривация данного уровня стала сдерживающим фактором для всего развития ребенка, формирования у него способностей к пережива­нию состояния эмоционального благополучия и к эффективному межличностному общению. Депривация способствовала и нарушени­ям телесных границ у ребенка. В результате в своем поведении он нередко проявляет либо излишнюю прилипчивость, либо агрессив­ность, недоверие к намерениям окружающих. Плохо осознавая соб­ственные границы, ребенок не чувствует границ другого человека.


Частъ III. Технология социальной и психологической помощи...



 


В результате у него не формируются понятия «свое» — «чужое», что становится одной из основных причин появления девиаций в его поведении.

В программе делается акцент на осознании и восстановлении телесных границ у ребенка. Часть упражнений направлена на приня­тие друг друга на телесном уровне членами семьи и будущим прием­ным ребенком. Имитируется рождение ребенка будущей приемной матерью. Особое внимание уделяется созданию нового образа семьи, формированию новой идентичности, развитию эмпатии между чле­нами будущей замещающей семьи, принятию особенностей эмоцио­нальной экспрессии друг друга. В форме тренинга отрабатываются адекватные модели поведения в сложных ситуациях взаимодействия, предупреждаются наиболее распространенные деликты, такие как воровство, обманы.

В занятия включены упражнения, которые дают возможность проработать с детьми пропущенные фазы развития, обеспечить и от­регулировать общий энергетический и активационный фон развития психических функций.

В курсе активно используются методы игровой терапии, позво­ляющие в доступной для детей и подростков форме проработать и осознать особенности межличностного взаимодействия в контактах с замещающей семьей. В курс обучения также включены ролевые игры, позволяющие выработать навыки социально одобряемого по­ведения в сложных ситуациях взаимодействия в будущей замещаю­щей семье.

Занятия предусматривают выполнение совместных упражнений членами семьи и детьми и последующий разбор их видеозаписи. В программе курса использованы идеи, методические рекомендации и практические разработки С. Харви [2001], Е. Трошихиной [2001], А. Сиротюк [2003].

Семьи включаются в эту программу только после прохождения

 

курса собственной подготовки.

 

В занятиях принимают участие дети, которые будут жить в семьях.

Занятия состоят из двух частей: первая часть — совместная работа членов будущей замещающей семьи и детей, лишенных ро­дительского попечения; вторая — разбор видеозаписи занятия. Вре­мя занятий — полтора или два часа, в зависимости от возможнос-


тей детей. Предлагаемые занятия могут быть использованы для подготовки детей широкого возрастного диапазона. Для детей ран­него возраста акцент должен делаться на телесных контактах, со­вместных ритмичных движениях будущих приемных родителей и ребенка. В работе со старшими подростками особое внимание не­обходимо уделять техникам установления эффективного контак­та, умению договариваться (подписание контракта), обсуждению и установлению правил поведения в семье и социуме (см.: Сцена­рии занятий по подготовке базисной семьи к приему ребенка, при-лож. 4).

Темы занятий: 1. Знакомство. 2. Учимся понимать друг друга. 3. Личное пространство. 4. Семейные узы. 5. Наша новая семья. 6. Линия времени. 7. Сложные ситуации взаимодействия с прием­ным ребенком. 8. Что нас делает семьей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.31 (0.029 с.)