Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа с семьей как с системой
Концептуальной основой программы тренинга, нацеленного на подготовку семьи к профессиональной замещающей семейной заботе (прилож. 4), является системный подход к работе с семьей. Поскольку вся семья принимает участие в процессе интеграции или отторжения приемного ребенка, то и в подготовку к замещающей заботе необходимо включение всех членов семьи. Прием ребенка ставит перед семьей новые задачи, требующие существенной перестройки взаимоотношений. Чтобы функционировать в новом качестве, семья должна внести изменения в свою структурную организацию, адаптировать к новой ситуации основные правила своей жизни и выработать свой новый образ. Это требует от семьи серьезных усилий по актуализации собственных ресурсов. При этом семья, способная к эффективному приему, как правило, приходит к этой идее в сложный для своего развития момент, когда она ищет приемлемые выходы из ситуации, переставшей ее удовлетворять. Не случайно наиболее эффективным становится прием ребенка в фазе «ожидания пустого гнезда» или уже в фазе «пустого гнезда», когда система переживает депрессию и пытается найти новые цели своего существования. В процессе подготовки семья должна выйти из кризисного состояния и научиться строить отношения, которые бы ее удовлетворяли. Семья также должна уметь справляться с последствиями психотравматического опыта у ребенка, который оказывает влияние на формирование у него привязанности к замещающей семье, его развитие и поведение. Если в детском доме ребенок, защищаясь от душевной боли, дезинтегрирует свой негативный опыт, словно забывает его, то, оказавшись в ситуации семейных отношений, пытаясь сформировать новую привязанность, он начинает переживать «наводнение» своими травматическими воспоминаниями. Поведение приемного ребенка зачастую является неожиданным и обидным для членов с________ „„ м1_1СИ-иирОТ семьи. «Запирательство» в очевидном, воровство, припрятывание засохших кусков под матрац и т.д. — далеко не полный перечень проступков, которые трудно принять семье. Отношения с приемным ребенком требуют от членов семьи большей степени осознанности, внимания к различным аспектам межличностной коммуникации. Одной из первоочередных задач обучения является повышение коммуникативной компетентности семьи.
Ребенок, становясь членом профессиональной замещающей семьи, обычно, если от него не отказались при рождении, имеет близких родственников, которые не смогли его воспитывать, но с которыми он находится в глубокой и не всегда осознаваемой им эмоциональной связи. Ребенок знает, что у него есть биологическая семья, поэтому разрушение психологической идентичности с ней может спровоцировать формирование синдрома «приемного ребенка». По своим проявлениям этот синдром очень похож на депривационные нарушения в развитии. Он проявляется в сниженной самооценке, недостаточном межличностном доверии, плохой успеваемости, трудностях в установлении близких отношений во взрослом возрасте [Schecter et al., 1964J. При этом не нужно забывать, что в качестве профессиональной семья может существовать только до совершеннолетия ребенка. После этого ребенок может вернуться в кровную семью, в которой от него давно отвыкли. Модели профессиональной замещающей семьи основаны на идее «разделенного родительствования». Поэтому при подготовке к осуществлению замещающей заботы семья должна быть включена во взаимодействие с кровными родственниками. Семья, принимая ребенка на профессиональной основе, открывает границы своей системы. Она начинает подвергаться воздействию различных влияний. Соседи, коллеги, доброжелатели, недоброжелатели, специалисты отделов опеки и попечительства, СМИ и т.д. пытаются разобраться (и не всегда профессионально), проконтролировать, что происходит в семье. Отсутствие помощи и гиперконтроль разрушительным образом действуют на семью. Поэтому семья должна научиться осознавать свои границы и регулировать их открытость. Она четко должна знать свои права и обязанности. Задачи подготовки семьи к профессиональной замещающей семейной заботе очень разнообразны и сложны. Они включают в себя: — помощь в решении психологических проблем семьи; — подготовку к новому этапу жизни семьи;
Часть III. Технология социальной и психологической помощи... — актуализацию ресурсов семьи;
— обучение новым знаниям и умениям, повышение уровня ком — формирование навыков взаимодействия в семейной системе на Основными принципами организации обучения являются: — использование активных методов при проведении занятий; — проведение групповых занятий, где членами группы становят — проведение занятий в течение длительного периода: не менее — система домашних заданий для всей семьи; — участие всех специалистов службы сопровождения в проведе Последнее необходимо для того, чтобы уже на первых этапах работы с семьей был установлен рабочий альянс между членами семей и специалистами службы. Программа подготовки семьи к приему ребенка. Программа подготовки состоит из трех основных блоков. Первый блок направлен на осознание проблем семьи и поиск членами семьи психологической ниши для будущего приемного ребенка, второй — на обучение эффективным методам взаимодействия в семье, третий — на повышение родительской компетентности и интеграцию ребенка в семейную систему. Семьи включаются в курс обучения только после прохождения процедуры диагностики их ресурсов для организации профессиональной замещающей семейной заботы. В обучающую группу входят не более 14—16 человек, минимальное количество членов группы — 6—8 участников. Необходимое оборудование для проведения занятий: видеотехника, классная доска, напольный ковер. Полный курс обучения включает 32 часа. Режим занятий — четыре академических часа, один раз в неделю. Темы занятий: 1. Знакомство. 2. Пространство семьи. 3. Стереотипы отношений в семье. 4. Семейные нормы и правила. 5. Поощрение и наказание. 6. Как научиться понимать приемного ребенка. 7. Сложные ситуации взаимодействия с приемным ребенком. При разработке программы курса подготовки использовались рекомендации и методы обучения А.Б. Холмогоровой [2002], И.М. Марковской [2000], Ч. Шефера, Л. Кэри [2000], Д. Фримена [2001], С. Минухина и Ч. Фишмана [1998], А.В. Черникова [1997] и др. Программа совместной подготовки семьи и ребенка к совместной жизни направлена на создание условий для успешной интеграции ребенка в новую систему. В качестве основных задач программы выделяются следующие: — восстановление у ребенка способности к формированию чув — формирование психологических условий для принятия члена — отработка наиболее сложных ситуаций межличностного взаи Формирование и развитие отношений между приемным ребенком и членами семьи, тем более что замещающая забота носит профессиональный характер, требуют большой степени осознанности, внимания к различным аспектам межличностной коммуникации. В этих условиях вопросы, связанные с необходимостью формирования эмоциональной привязанности, преодолением ранее пережитых ребенком травм и укреплением его идентичности, приобретают первоочередное значение. Каждый ребенок имеет свой ресурс восстановления способности к привязанности, обусловленный историей его жизни, опытом взаимоотношения с матерью и другими членами семьи, уязвимостью к развитию депривационных нарушений.
Можно выделить две группы детей, у которых восстановление чувства привязанности происходит наименее эффективно. Первая группа: дети из дома ребенка. Наиболее негативно на формирование способности к привязанности у ребенка влияет отказ матери от его воспитания и помещение в дом ребенка. Как правило, это становится следствием негативного отношения матери к своей беременности. Для ребенка это чревато формированием первичного чувства страха, безнадежности, тревоги еще в перенатальном периоде [Филиппова, 2002]. Отрицательная «гестационная» доминанта и последующий отказ от ребенка негативно воздействуют на него по основным направлениям: сенсомоторное развитие, развитие нервной
Часть III. Технология социальной и психологической помощи... системы, структура деятельности, переживание успеха-неуспеха как мотивационного обеспечения целедейственного звена структуры деятельности, развитие чувства эмоционального комфорта. При интеграции в семью такие дети начинают испытывать стресс, который может декомпенсировать их состояние. Чем дольше ребенок находится в сиротском учреждении, тем труднее восстановить его способность к привязанности и интегрировать в замещающую семью. Вторая группа: дети, перенесшие жестокое обращение и сексуальное насилие. Переживание подобной психической травмы негативно влияет на созревание церебральных структур (среднего мозга, лимбических и стволовых), приводит к изменениям нейромодуля-ции, физиологической реактивности, что проявляется в тревоге, сопровождающейся ожиданием психических травм и повышенным вниманием к внешним раздражителям с целью выявления опасности. Дети, перенесшие жестокое обращение и сексуальное насилие, как показали результаты исследования, при интеграции в замещающую семью своим поведением начинают провоцировать членов семьи на отторжение. Так, например, мальчик девяти лет, с раннего детства избиваемый отцом, в замещающей семье при любом замечании приемного отца мочился на пол и на стены. В целом можно сказать, что чем дольше ребенок рос в депривационных условиях, к которым относятся условия сиротского учреждения и нередко встречающейся беспризорности, тем сложнее восстановить у него способность к формированию чувства привязанности и интегрировать в замещающую семью.
У абсолютного большинства детей, помещаемых на воспитание в замещающие семьи, пропущен такой важный этап в развитии способности к адекватной привязанности, как эффективный телесный контакт с близким человеком, матерью или замещающим ее лицом. Деп-ривация данного уровня стала сдерживающим фактором для всего развития ребенка, формирования у него способностей к переживанию состояния эмоционального благополучия и к эффективному межличностному общению. Депривация способствовала и нарушениям телесных границ у ребенка. В результате в своем поведении он нередко проявляет либо излишнюю прилипчивость, либо агрессивность, недоверие к намерениям окружающих. Плохо осознавая собственные границы, ребенок не чувствует границ другого человека. Частъ III. Технология социальной и психологической помощи...
В результате у него не формируются понятия «свое» — «чужое», что становится одной из основных причин появления девиаций в его поведении. В программе делается акцент на осознании и восстановлении телесных границ у ребенка. Часть упражнений направлена на принятие друг друга на телесном уровне членами семьи и будущим приемным ребенком. Имитируется рождение ребенка будущей приемной матерью. Особое внимание уделяется созданию нового образа семьи, формированию новой идентичности, развитию эмпатии между членами будущей замещающей семьи, принятию особенностей эмоциональной экспрессии друг друга. В форме тренинга отрабатываются адекватные модели поведения в сложных ситуациях взаимодействия, предупреждаются наиболее распространенные деликты, такие как воровство, обманы. В занятия включены упражнения, которые дают возможность проработать с детьми пропущенные фазы развития, обеспечить и отрегулировать общий энергетический и активационный фон развития психических функций. В курсе активно используются методы игровой терапии, позволяющие в доступной для детей и подростков форме проработать и осознать особенности межличностного взаимодействия в контактах с замещающей семьей. В курс обучения также включены ролевые игры, позволяющие выработать навыки социально одобряемого поведения в сложных ситуациях взаимодействия в будущей замещающей семье. Занятия предусматривают выполнение совместных упражнений членами семьи и детьми и последующий разбор их видеозаписи. В программе курса использованы идеи, методические рекомендации и практические разработки С. Харви [2001], Е. Трошихиной [2001], А. Сиротюк [2003]. Семьи включаются в эту программу только после прохождения
курса собственной подготовки.
В занятиях принимают участие дети, которые будут жить в семьях. Занятия состоят из двух частей: первая часть — совместная работа членов будущей замещающей семьи и детей, лишенных родительского попечения; вторая — разбор видеозаписи занятия. Время занятий — полтора или два часа, в зависимости от возможнос-
тей детей. Предлагаемые занятия могут быть использованы для подготовки детей широкого возрастного диапазона. Для детей раннего возраста акцент должен делаться на телесных контактах, совместных ритмичных движениях будущих приемных родителей и ребенка. В работе со старшими подростками особое внимание необходимо уделять техникам установления эффективного контакта, умению договариваться (подписание контракта), обсуждению и установлению правил поведения в семье и социуме (см.: Сценарии занятий по подготовке базисной семьи к приему ребенка, при-лож. 4). Темы занятий: 1. Знакомство. 2. Учимся понимать друг друга. 3. Личное пространство. 4. Семейные узы. 5. Наша новая семья. 6. Линия времени. 7. Сложные ситуации взаимодействия с приемным ребенком. 8. Что нас делает семьей.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.31 (0.029 с.) |