Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Замещающая семья в ракурсе системной модели Оудсхоорна
При проведении исследований приемной семьи, имеющих целью организацию практической помощи, возникают трудности, связанные с поиском единого методологического подхода. Это обусловлено мультимодальностью самого объекта изучения. С одной стороны, важно учесть ряд характеристик, описывающих семью как целое: таких, как система взаимоотношений членов базисной семьи, модели взаимодействия между членами семьи, история семьи, ее микросоциальные связи и т.д. Подобные свойства семейной системы оказывают большое влияние и на процесс включения в нее ребенка-сироты, и на то, как пойдет развитие семьи на новом функциональном уровне — в качестве замещающей. С другой стороны, для эффективной организации замещающей заботы не менее значим анализ индивидуальных проблем как детей-сирот, так и членов базисной семьи. Поэтому в качестве интегративного методологического подхода к работе с профессиональной семьей выбран мультимодальный подход Оудсхоорна [1993], позволяющий рассматривать проблемы интеграции ребенка-сироты в семью как с позиции системной парадигмы, так и в ракурсе интрапсихических проблем. Системная модель Оудсхоорна позволяет рассмотреть соотношение «индивид — система» и интегрировать разные теоретические подходы как относящиеся к разным уровням глобальной системы. Общая теория систем [Берталан-фи, 1973; Bateson, 1973] предполагает, что «человек со своей средой», т-е. всем тем, что его окружает, представляет кибернетическую, саморегулирующуюся систему, включающую в себя разнообразные взаи- В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот Частъ П. Профессиональная замещающая семья...
мосвязанные уровни. Основное допущение этой теории заключается в том, что «проблемы и симптомы отражают системную адаптацию в ее всеобщем контексте в данный момент времени» [Черников, 1997]. Усилия членов семьи по адаптации к своей жизненной ситуации отражаются на разных уровнях глобальной системы — от биологического к интрапсихическому и интерперсональному уровням [Bowen, 1978; Scheflen, 1981]. Ситуация в семье, включая проблемы и симптомы, происходит из социокультурного и исторического контекстов семьи [McGoldrick and Walsh, 1983; Walsh, 1983]. Таким образом, системная перспектива позволяет анализировать проблемы семьи с точки зрения разных уровней. Применив общую теорию систем к психиатрической практике, Оудсхоорн разработал диагностическую модель, состоящую из шести уровней. Для анализа конкретных психических нарушений он предложил использовать «мультимодальную диагностику», предполагающую выдвижение частных гипотез с позиции каждого из шести уровней [Оудсхоорн, 1993]. Будучи применен к анализу замещающей семьи, такой подход обеспечивает стереоскопическое видение ситуации и помогает разработать программу оказания необходимой помощи. Анализируя проблемы профессиональной замещающей семьи, автор использует трехуровневую модель, созданную им на основе шестиуровневой модели Оудсхоорна.
Уровень первый: экологический, или Проблемы взаимодействия с внешним окружением. На этом уровне профессиональная замещающая семья рассматривается в контексте ее микросоциальных связей. Ситуация приема детей-сирот на определенный срок «за деньги» актуализирует проблемы взаимодействия семейной системы с микросоциумом, в том числе с ближайшим окружением семьи, со школой, с инспекторами отделов опеки и попечительства и т.д. Это нарушает достигнутый ранее баланс отношений, ставит семью в позицию «виноватой» и приводит к тому, что интерперсональные трудности коммуникации у кровных членов семьи переходят в хроническое состояние. Помощь семье на данном уровне связана с формированием или актуализацией социально-поддерживающих сетей, т.е. такой системы социальных отношений, которая способна удовлетворить специфические потребности замещающей семьи в социальной, психологической и инструментальной поддержке (в защите, информации, практической помощи и т.д.). Анализу про- блем профессиональных замещающих семей с точки зрения первого уровня мультимодальной модели посвящена глава 4. Методы помощи профессиональной замещающей семье на экологическом уровне рассматриваются в главе 8. Уровень второй: внутренние проблемы семьи. Рассматриваются проблемы семьи как естественной группы. Акцент делается не на индивидуальных характеристиках членов семьи, а на их взаимодействии и на структурных особенностях семейной организации. Социальная и психологическая помощь семье заключается в реализации системы подбора ресурсной семьи, в подготовке семьи и приемного ребенка к замещению и в сопровождении семьи на всем протяжении приема. Анализу проблем профессиональных замещающих семей с точки зрения второго уровня мультимодальной модели посвящена глава 5. Методы работы с внутренними проблемами профессиональной замещающей семьи описаны в пункте 8.2 главы 8.
Уровень третий: индивидуальные проблемы членов семьи. Выделяемый нами третий уровень объединяет четыре уровня системной модели Оудсхоорна. На этом уровне рассматриваются проблемы становления профессиональной замещающей семьи с позиции индивидуальных проблем членов семьи. Основной акцент делается на индивидуальных изменениях приемных детей. Помощь направлена на актуализацию у приемных детей личностных ресурсов, выход на более высокий уровень личностного функционирования. Анализ индивидуальных проблем членов профессиональных замещающих семей представлен в главе 6. Третий уровень автор, в соответствии со структурой, введенной Оудсхоорном, делит на четыре подуровня. Первый подуровень: когнитивные и поведенческие проблемы членов семьи. Анализ проблем данного уровня позволяет определить особенности изменений в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах как у приемных детей в процессе их интеграции в замещающую семью, так и у кровных детей при переходе семьи в новый цикл своего развития — в качестве замещающей семьи. Мишенями помощи являются проблемы когнитивного развития приемных Детей и состояние эмоционального неблагополучия и у приемных, и У кровных детей.
В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот Часть П. Профессиональная замещающая семья...
Второй подуровень: бессознательные аспекты эмоциональных конфликтов. Помимо осознаваемой стороны, эмоциональные проблемы имеют и неосознаваемую сторону, или «двойное дно». Работа на данном подуровне позволяет выявить бессознательные аспекты эмоциональных проблем приемных детей и помочь им в выработке более адекватных копинг-стратегий совладания со стрессом. Третий подуровень: нарушения развития и личностные расстройства. Анализ проблем данного уровня позволяет объяснить влияние депривационных расстройств на развитие личности ребенка-сироты и возможности их компенсации. Четвертый подуровень: биологические нарушения. Биологические факторы (отягощенная наследственность, пре-, пере- и постна-тальные поражения ЦНС) являются основными причинами симптоматического поведения, которое и становится мишенью помощи ребенку. Развитие детей-сирот зачастую осложнено нарушениями церебрального генеза, соматоформными и психосоматическими расстройствами, обусловленными как пре-, так и перенатальными вредностями, зафиксированными в медицинских диагнозах. На этом подуровне осуществляется медицинское сопровождение ребенка. Все уровни мультимодальной модели взаимосвязаны, и в соответствии с закономерностью общей теории систем улучшение в любой области и на любом уровне системы будет оказывать влияние на все другие.
ся к особенностям функционирования семейной системы в целом, в В процессе интеграции ребенок или становится частью семейной системы, и тогда мы можем сделать заключение о его адаптации, или остается внешним элементом и, как результат, — дезадаптируется. Семьи обладают определенными психологическими свойствами, которые могут способствовать адаптации ребенка, но могут и вытеснять его из системы. Поэтому представляется целесообразным именно системную парадигму рассматривать в качестве основного методологического подхода к отбору и психологическому сопровождению профессиональной семьи. Замещающая семья — это семейная система, возникшая в результате включения в нее ребенка-сироты. Ее целесообразно рассматривать как с позиции интегрированного целого, образовавшегося в результате взаимодействия с приемным ребенком, изменившим общую ситуацию в семье, так и с точки зрения базисной семьи, т.е. семьи без приемных детей, создающей новую ситуацию развития для ребенка. Приемный ребенок становится частью семейной системы, при этом он обладает рядом только ему присущих характеристик. Системный подход позволяет рассматривать проблемы становления замещающей семьи фактически во всех аспектах ее функционирования.
Ребенок, попадая в профессиональную замещающую семью, взаимодействует не просто со взрослым, который занимается его воспитанием, но и строит отношения со всей семьей в целом, т.е. имеет дело с системными процессами. Распространенной ошибкой в организации социальной и психологической помощи замещающей семье является выдвижение на первый план одного из родителей (как правило, матери). Это способствует преимущественной концентрации на диадных отношениях при игнорировании роли семьи как системы. Семейная система — сложный конгломерат, который характеризуется определенной структурой, моделями взаимодействия в актуальном и историческом планах, идеологией. Другими словами, ребенку, воспитывающемуся в семье, необходимо адаптировать
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.199 (0.008 с.) |