Замещающая семья в ракурсе системной модели Оудсхоорна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Замещающая семья в ракурсе системной модели Оудсхоорна



При проведении исследований приемной семьи, имеющих целью организацию практической помощи, возникают трудности, связан­ные с поиском единого методологического подхода. Это обусловлено мультимодальностью самого объекта изучения. С одной стороны, важно учесть ряд характеристик, описывающих семью как целое: таких, как система взаимоотношений членов базисной семьи, модели взаимо­действия между членами семьи, история семьи, ее микросоциальные связи и т.д. Подобные свойства семейной системы оказывают боль­шое влияние и на процесс включения в нее ребенка-сироты, и на то, как пойдет развитие семьи на новом функциональном уровне — в качестве замещающей. С другой стороны, для эффективной органи­зации замещающей заботы не менее значим анализ индивидуальных проблем как детей-сирот, так и членов базисной семьи.

Поэтому в качестве интегративного методологического подхода к работе с профессиональной семьей выбран мультимодальный подход Оудсхоорна [1993], позволяющий рассматривать проблемы интегра­ции ребенка-сироты в семью как с позиции системной парадигмы, так и в ракурсе интрапсихических проблем. Системная модель Оуд­схоорна позволяет рассмотреть соотношение «индивид — система» и интегрировать разные теоретические подходы как относящиеся к раз­ным уровням глобальной системы. Общая теория систем [Берталан-фи, 1973; Bateson, 1973] предполагает, что «человек со своей средой», т-е. всем тем, что его окружает, представляет кибернетическую, само­регулирующуюся систему, включающую в себя разнообразные взаи-



В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот


Частъ П. Профессиональная замещающая семья...



 


мосвязанные уровни. Основное допущение этой теории заключается в том, что «проблемы и симптомы отражают системную адаптацию в ее всеобщем контексте в данный момент времени» [Черников, 1997]. Усилия членов семьи по адаптации к своей жизненной ситуации отражаются на разных уровнях глобальной системы — от биологи­ческого к интрапсихическому и интерперсональному уровням [Bowen, 1978; Scheflen, 1981]. Ситуация в семье, включая проблемы и симп­томы, происходит из социокультурного и исторического контекстов семьи [McGoldrick and Walsh, 1983; Walsh, 1983]. Таким образом, системная перспектива позволяет анализировать проблемы семьи с точки зрения разных уровней. Применив общую теорию систем к психиатрической практике, Оудсхоорн разработал диагностическую модель, состоящую из шести уровней. Для анализа конкретных пси­хических нарушений он предложил использовать «мультимодальную диагностику», предполагающую выдвижение частных гипотез с пози­ции каждого из шести уровней [Оудсхоорн, 1993]. Будучи применен к анализу замещающей семьи, такой подход обеспечивает стереоско­пическое видение ситуации и помогает разработать программу оказа­ния необходимой помощи. Анализируя проблемы профессиональной замещающей семьи, автор использует трехуровневую модель, создан­ную им на основе шестиуровневой модели Оудсхоорна.

Уровень первый: экологический, или Проблемы взаимодей­ствия с внешним окружением. На этом уровне профессиональная замещающая семья рассматривается в контексте ее микросоциаль­ных связей. Ситуация приема детей-сирот на определенный срок «за деньги» актуализирует проблемы взаимодействия семейной си­стемы с микросоциумом, в том числе с ближайшим окружением семьи, со школой, с инспекторами отделов опеки и попечительства и т.д. Это нарушает достигнутый ранее баланс отношений, ставит семью в позицию «виноватой» и приводит к тому, что интерперсо­нальные трудности коммуникации у кровных членов семьи перехо­дят в хроническое состояние. Помощь семье на данном уровне свя­зана с формированием или актуализацией социально-поддерживаю­щих сетей, т.е. такой системы социальных отношений, которая спо­собна удовлетворить специфические потребности замещающей се­мьи в социальной, психологической и инструментальной поддержке (в защите, информации, практической помощи и т.д.). Анализу про-


блем профессиональных замещающих семей с точки зрения первого уровня мультимодальной модели посвящена глава 4. Методы помо­щи профессиональной замещающей семье на экологическом уровне рассматриваются в главе 8.

Уровень второй: внутренние проблемы семьи. Рассматриваются проблемы семьи как естественной группы. Акцент делается не на индивидуальных характеристиках членов семьи, а на их взаимодей­ствии и на структурных особенностях семейной организации. Соци­альная и психологическая помощь семье заключается в реализации системы подбора ресурсной семьи, в подготовке семьи и приемного ребенка к замещению и в сопровождении семьи на всем протяжении приема. Анализу проблем профессиональных замещающих семей с точки зрения второго уровня мультимодальной модели посвящена глава 5. Методы работы с внутренними проблемами профессиональ­ной замещающей семьи описаны в пункте 8.2 главы 8.

Уровень третий: индивидуальные проблемы членов семьи. Вы­деляемый нами третий уровень объединяет четыре уровня системной модели Оудсхоорна. На этом уровне рассматриваются проблемы ста­новления профессиональной замещающей семьи с позиции индиви­дуальных проблем членов семьи. Основной акцент делается на инди­видуальных изменениях приемных детей. Помощь направлена на ак­туализацию у приемных детей личностных ресурсов, выход на более высокий уровень личностного функционирования.

Анализ индивидуальных проблем членов профессиональных за­мещающих семей представлен в главе 6.

Третий уровень автор, в соответствии со структурой, введенной Оудсхоорном, делит на четыре подуровня.

Первый подуровень: когнитивные и поведенческие проблемы чле­нов семьи. Анализ проблем данного уровня позволяет определить особенности изменений в эмоциональной, когнитивной и поведен­ческой сферах как у приемных детей в процессе их интеграции в замещающую семью, так и у кровных детей при переходе семьи в новый цикл своего развития — в качестве замещающей семьи. Мише­нями помощи являются проблемы когнитивного развития приемных Детей и состояние эмоционального неблагополучия и у приемных, и У кровных детей.


 



 



В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот


Часть П. Профессиональная замещающая семья...



 


Второй подуровень: бессознательные аспекты эмоциональных конфликтов. Помимо осознаваемой стороны, эмоциональные пробле­мы имеют и неосознаваемую сторону, или «двойное дно». Работа на данном подуровне позволяет выявить бессознательные аспекты эмо­циональных проблем приемных детей и помочь им в выработке более адекватных копинг-стратегий совладания со стрессом.

Третий подуровень: нарушения развития и личностные расстрой­ства. Анализ проблем данного уровня позволяет объяснить влияние депривационных расстройств на развитие личности ребенка-сироты и возможности их компенсации.

Четвертый подуровень: биологические нарушения. Биологичес­кие факторы (отягощенная наследственность, пре-, пере- и постна-тальные поражения ЦНС) являются основными причинами симпто­матического поведения, которое и становится мишенью помощи ре­бенку. Развитие детей-сирот зачастую осложнено нарушениями це­ребрального генеза, соматоформными и психосоматическими расстрой­ствами, обусловленными как пре-, так и перенатальными вредностя­ми, зафиксированными в медицинских диагнозах. На этом подуровне осуществляется медицинское сопровождение ребенка.

Все уровни мультимодальной модели взаимосвязаны, и в соот­ветствии с закономерностью общей теории систем улучшение в лю­бой области и на любом уровне системы будет оказывать влияние на все другие.


ся к особенностям функционирования семейной системы в целом, в
противном случае он будет отвергнут. В процессе адаптации семья
пытается изменить ребенка, приспособить его к требованиям систе­
мы. Но и семья, в свою очередь, не в состоянии избежать измене­
ний, несмотря на свое сопротивление им, и либо перестраивается —
как на уровне структуры, так и на уровне выработки нового репер­
туара стратегий функционирования, — либо отвергает ребенка. N

В процессе интеграции ребенок или становится частью семейной системы, и тогда мы можем сделать заключение о его адаптации, или остается внешним элементом и, как результат, — дезадаптируется. Се­мьи обладают определенными психологическими свойствами, которые могут способствовать адаптации ребенка, но могут и вытеснять его из системы. Поэтому представляется целесообразным именно системную парадигму рассматривать в качестве основного методологического под­хода к отбору и психологическому сопровождению профессиональной семьи. Замещающая семья — это семейная система, возникшая в ре­зультате включения в нее ребенка-сироты. Ее целесообразно рассмат­ривать как с позиции интегрированного целого, образовавшегося в ре­зультате взаимодействия с приемным ребенком, изменившим общую ситуацию в семье, так и с точки зрения базисной семьи, т.е. семьи без приемных детей, создающей новую ситуацию развития для ребенка. Приемный ребенок становится частью семейной системы, при этом он обладает рядом только ему присущих характеристик. Системный под­ход позволяет рассматривать проблемы становления замещающей се­мьи фактически во всех аспектах ее функционирования.


 


Ребенок, попадая в профессиональную замещающую семью, вза­имодействует не просто со взрослым, который занимается его вос­питанием, но и строит отношения со всей семьей в целом, т.е. имеет дело с системными процессами. Распространенной ошибкой в орга­низации социальной и психологической помощи замещающей семье является выдвижение на первый план одного из родителей (как правило, матери). Это способствует преимущественной концентра­ции на диадных отношениях при игнорировании роли семьи как системы. Семейная система — сложный конгломерат, который ха­рактеризуется определенной структурой, моделями взаимодействия в актуальном и историческом планах, идеологией. Другими слова­ми, ребенку, воспитывающемуся в семье, необходимо адаптировать



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.199 (0.008 с.)