Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Библиотека «профилактика социального сиротства»Стр 1 из 20Следующая ⇒
ISBN 5-98563-055-2 Монография посвящена малоизученной, но очень важной для решения проблемы социального сиротства теме: закономерности становления и развития замещающей семьи в процессе интеграции ребенка-сироты. Работа основана на результатах многолетнего экспериментального исследования автора. В книге анализируются изменения, которые происходят с семьей, принимающей на воспитание детей, раскрывается динамика структурных изменений семейных ролей и коммуникаций, ценностей и правил семьи при ее переходе в статус замещающей. Описываются психологические механизмы интеграции ребенка в семью. Излагается авторская технология социально-психолого-педагогической помощи принимающим семьям. Монография предназначена психологам, социальным педагогам, социальным работникам и другим специалистам, которые оказывают помощь детям-сиротам, детям, лишенным попечения родителей, и замещающим семьям. ISBN 5-98563-055-2 УДК 316.6+159.9 ББК 88.6 ® Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2006 ф Издательство «Генезис», 2006 Глава 2 КОМПЕНСАЦИЯ ДЕПРИВАЦИОННЫХ РАСТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ-СИРОТ: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ ИЛИ СИРОТСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ? Часть II ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ: ФАКТОРЫ КОМПЕНСАЦИИ ДЕПРИВАЦИОННЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЗАБОТЫ
. В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот \ >»
вождения патронатной семьи. Автор стал научным руководителем данного эксперимента и в процессе непосредственной работы с семьями и специалистами службы разработал технологию социально-психолого-педагогической помощи профессиональной семье. Подавляющее большинство патронатных семей этого детского дома стали активными участниками разработки системы сопровождения патронатной семьи. Основное исследование носит лонгитюдный характер и представлено результатами временных срезов развития профессиональных семей. Частота срезов — раз в полгода. В данной части книги описаны результаты исследования развития замещающих семей: сельских приемных — в течение четырех лет, городских — патронатных — в течение двух лет. Проблемы, с которыми сталкиваются семьи в последующий период развития, обсуждаются в пункте 8.3 главы 8.
Глава 3 ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ В КОНТЕКСТЕ МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ. ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ МУЛЬТИМОДАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ВЫВОД Сравнительный анализ динамики функционирования семей в зависимости от эффективности замещающей заботы в континууме 48 месяцев приема позволил выявить основные различия в развитии систем двух типов. Прежде всего различие состоит в том, что семейные системы с эффективной замещающей заботой совершают переход на уровень переструктурирования, а семьи с неэффективной останавливаются на уровне сопротивления или адаптации к изменениям. Переход на уровень метаадаптации позволил семьям интегрировать в систему приемных детей и функционировать на уровне новой идентичности. Застревание на этапе сопротивления обусловило формирование сложной, малоинтегрированной структуры, пробуксовывающей на уровне адаптации с целью сохранения привычных моделей функционирования. В семьях с эффективной заботой в континууме приема выделяются кризисные периоды: 6 и 24—26 месяцев приема. Первый кризис связан с сопротивлением системы изменениям, т.е. с преодолением стремления семьи сохранить центральные процессы и структуру базисной системы. Пребывание семьи на этапе адаптации не способствует организации эффективной заботы. Второй кризис связан с переструктурированием системы, с выходом на новый уровень идентичности. В семьях с неэффективной заботой в континууме 48 месяцев приема можно выделить период большей сбалансированности и стабильности, обусловленный определенным переструктурированием системы: 24—26 месяцев приема, когда начинает формироваться В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот Часть II. Профессиональная замещающая семья...
: коалиционная структура уже приемной семьи. Остальные этапы связаны с попытками преодолеть кризисы, вызванные сопротивлением системы изменениям. То есть у неэффективных семей снижается способность справляться с кризисами. Ведущими механизмами приспособления к ситуации приема у семей с эффективной заботой можно считать следующие: аккомодацию (сближение) оценок функционирования системы у кровных и < приемных членов семьи; сближение оценок показателей аффективного состояния детей, как кровных, так и приемных; включение приемных детей в идентификационное поле членов базисной семьи; актуализацию в семье моделей метакоммуникации.
В семьях с неэффективной заботой выделяется один ведущий»,г механизм приспособления: включение в коалиционную структуру семьи приемных детей. Более бедный репертуар механизмов приспособления к ситуации свидетельствует о недостаточной способности семьи к переструктурированию. Прием детей-сирот в систему заставляет семьи перейти на новую ступень своего развития и выработать свой новый образ. По-* этому можно рассматривать континуум приема как новый цикл развития семьи со своими периодами стабилизации и кризисами. ВЫВОД Приемный ребенок, испытавший на себе воздействие деприва-ционных условий жизни, приносит в новую семью проблемы самооценки, поведения, когнитивных моделей восприятия себя и окружающих и т.д., что усложняет процесс его интеграции в семью. Каждое травматическое переживание взаимосвязано со своим кластером нарушений самооценки и поведения. Наиболее «разрушающими» травматическими переживаниями детей в кровных семьях являются: для детей, забота о которых оказалась эффективной, — аддиктивное поведение матери, неэффективной — эбъ-юзное поведение отца. Одним из наиболее тяжело влияющих на развитие ребенка переживаний является его пребывание в детском доме. Часть III СЕМЬЕ "> 'i f ■« I Предлагаемая модель может быть использована как технологическое основание для организации деятельности структур, специализирующихся на предоставлении услуг по семейному жизнеустройству и воспитанию детей, нуждающихся в государственной защите; это могут быть организации, существующие в рамках различных ведомств, такие как уполномоченная служба, служба сопровождения семьи, центр по семейному жизнеустройству и т.д. Модель была опробована в учреждениях образования и социальной защиты населения при работе с патронатной семьей, приемной семьей и семейными воспитательными группами. Можно выделить несколько принципов организации подобных структур: — командный принцип работы, т.е. объединение в одну команду — работа с семьей в целом; ориентация на динамику системных — соблюдение права семьи на автономию, признание ценности и — сочетание выездного (выезды в семью и в образовательное уч Мультимодальный подход к организации помощи определяет требования к квалификационной подготовке специалистов службы. I B.H. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот Часть III. Технология социальной и психологической помощи...
Все специалисты независимо от базового образования — желательна первичная квалификация по социальной педагогике, социальному менеджменту, психологии — должны получить теоретическую и практическую подготовку по основам социальной и психологической работы с семьей.
ПОМОЩИ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ Таблица 2 Пример контракта о взаимопомощи между школой и профессиональной замещающей семьей
В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот кий поток («сильный ресурс»), идет от друзей семьи и службы сопровождения. Остальные ресурсы слабые. Брат отца не является ресурсной фигурой. Наоборот, к нему течет энергия семьи. Задача общей встречи — активизировать обмен ресурсами между членами сети. Бабушка (живет отдельно) неодобрительно относится к приему. Считает, что дочь могла бы больше заботиться о ней и о своих детях. Специалисты определяют потребности бабушки в заботе. Бабушка вполне здорова, но чувствует себя одиноко: внуки выросли, дочь занята своей семьей и т.д. Она жалуется, что ей не помогают по хозяйству. Бабушка хотела бы получать больше внимания от семьи дочери. Специалисты службы вместе с бабушкой обсуждают, каким образом прием может способствовать решению этих проблем. Например, дочь будет больше нуждаться в ее помощи. За помощь со стороны бабушки семья, в свою очередь, поможет ей справиться с хозяйственными проблемами.
Муж заменил когда-то своему брату отца, и вектор течения ресурсов остается однонаправленным (от семьи к брату). Брат — учитель математики, он может помочь детям в обучении. Специалисты помогают договориться о реальном вкладе брата в обучение и развитие детей. Из социально эффективных родственников у детей есть тетя, которая не в состоянии взять детей, так как сама воспитывает пятерых. Но она может приглашать детей в гости, способствовать укреплению их отношений с двоюродными братьями и сестрами, звонить и интересоваться их делами, поддерживать баланс в отношениях между детьми и приемной семьей. По этому же принципу ведется работа и с другими членами сети. Работа над картой завершается заключением контракта между основными субъектами сети по взаимодействию и взаимопомощи. В контракте прописываются конкретные действия каждой из сторон (пример см. в табл. 2). Карта СПСС дает возможность семье осознать ресурсы социально-поддерживающей сети, ее конкретные возможности. 1 8.1.3. Информационные листы Еще одним методом, который используется на экологическом уровне работы с семьей, является сбор информации о ребенке и семье и ее оформление в виде информационных листов, так называемых рамок, (прилож. 3). В рамках дается информация о принимающей семье, ее членах, предпочтениях, правилах, доме, где будет жить
Часть III. Технология социальной и психологической помощи... ребенок (рамки 1, 3). Эти листы заполняются членами семьи совместно со специалистом службы и передаются ребенку для ознакомления. Так же представляются и сведения о ребенке (рамка 2). Ребенок получает лист о специалистах службы и возможностях установления с ними контактов (рамка 4). ISBN 5-98563-055-2 Монография посвящена малоизученной, но очень важной для решения проблемы социального сиротства теме: закономерности становления и развития замещающей семьи в процессе интеграции ребенка-сироты. Работа основана на результатах многолетнего экспериментального исследования автора. В книге анализируются изменения, которые происходят с семьей, принимающей на воспитание детей, раскрывается динамика структурных изменений семейных ролей и коммуникаций, ценностей и правил семьи при ее переходе в статус замещающей. Описываются психологические механизмы интеграции ребенка в семью. Излагается авторская технология социально-психолого-педагогической помощи принимающим семьям. Монография предназначена психологам, социальным педагогам, социальным работникам и другим специалистам, которые оказывают помощь детям-сиротам, детям, лишенным попечения родителей, и замещающим семьям. ISBN 5-98563-055-2 УДК 316.6+159.9 ББК 88.6 ® Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2006 ф Издательство «Генезис», 2006
БИБЛИОТЕКА «ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА» Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения начинает выпуск Библиотеки «Профилактика социального сиротства». Необходимость создания Библиотеки вызвана тем, что на протяжении последнего десятилетия в России становится все больше сирот, беспризорных и безнадзорных детей. Это является результатом роста числа неблагополучных семей, отсутствия помощи семьям в преодолении тех трудностей, с которыми они не способны справиться без поддержки государства и общества. К сожалению, большинство государственных программ по-прежнему направлены в первую очередь на преодоление последствий сложившейся ситуации, а не на профилактику социального неблагополучия семьи. Опыт работы по профилактике социального сиротства, осуществляемой Фондом в рамках Программы «Помощь детям-сиротам в России» (Программа АРО), будет изложен в книгах и методических пособиях Библиотеки. В Библиотеку войдут труды ведущих специалистов в данной области, подробно описывающие работу с неблагополучной семьей, технологии сопровождения ребенка с особыми нуждами, опыт социально-психологической поддержки выпускников интернатов, а также системный анализ истоков социального неблагополучия семьи. В рамках Библиотеки запланировано пять серий: 1. Неблагополучная семья: преодоление кризиса. 2. Ребенок группы риска: технологии оказания помощи. 3. Ребенок-сирота: семейное жизнеустройство и социализация. 4. Особый ребенок в семье: помощь и поддержка. 5. Российский опыт: инновации в практике. В серии «Неблагополучная семья: преодоление кризиса» планируется выпускать книги об эффективных методиках и технологиях помощи семьям группы риска. Анализ и описание работы с семьей, где есть риск сиротства, помогут специалистам системы социальной В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот Частъ I. Депривационные нарушения в развитии ребенка...
даже на более поздних этапах развития, является важным предикто-j На теории привязанности базируются современные исследова-j ния, посвященные социальной поддержке как важного фактора психического и физического здоровья ребенка. В них показано, что те, кто создает вокруг себя стабильную сеть общения (социальную сеть), являющуюся источником помощи в решении конкретных задач, и эмоциональной поддержки, реже страдают как физическими, так и психическими недугами. Было выявлено, что способность создавать вокруг себя такую сеть связана с характером отношений привязанности в детстве. Взрослые, имевшие в детстве надежную привязанность, более способны к созданию устойчивых отношений, их социальные сети шире и дают им больше тепла и поддержки, причем эти отношения реципрокны [Brugha, 1995]. 1.1.4. Теория депривации развития И. Лангмейер и 3. Матейчек [1984], разработавшие концептуальный аппарат теории депривации развития, считали понятие депривации многогранным и многоуровневым. Они определили депривацию как недостаточное удовлетворение основных психических потребностей (в течение длительного времени и в серьезной степени). В качестве основных «психических потребностей» они выделили следующие потребности ребенка: • потребность в богатой разнообразными стимулами сенсорной • потребность в дифференцированной и относительно постоян • потребность в эмоциональной связи с матерью (отцом, други • потребность в возможности автономного функционирования. И. Лангмейер и 3. Матейчек [1984] выделили 4 формы депривации. Они определяют депривацию как «психическое состояние, воз- пикающее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени». Конкретизируя понимание психической депривации, исследователи уточняют, что рассматривается ими в качестве основных жизненных психических потребностей, и на этой основе выделяют четыре основные формы психической депривации: • депривация стимульная (сенсорная) — пониженное количество • депривация значений (когнитивная) — слишком изменчивая, • депривация эмоционального отношения (эмоциональная) — • депривация идентичности (социальная) — ограниченная воз Данная структура, на наш взгляд, позволяет определить основные психологические причины тех трудностей, которые испытывает ребенок-сирота в процессе включения в приемную семью. Сенсорная депривация является базовой для развития особой структуры личности, которую можно назвать «депривационной», а депривация идентичности (социальная депривация) «завершает» формирование депривационной структуры. Стимульная, сенсорная Депривация негативно влияет на все направления развития психики ребенка. ^И. Лангмейер и 3. Матейчек [1984] обнаружили, что стимуль-НЬ1и дефицит оказывает влияние на физиологические процессы. Сен-°Рная депривация в условиях эксперимента воздействовала на уровень и флуктуацию кожного сопротивления и другие вегетативные казатели. Депривированные дети, по данным исследователей, от- Чались неврологическими нарушениями, характерными для детей °Рганическим поражением мозга. В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сир Часть I. Депривационные нарушения в развитии ребенка...
1.1.5. Отечественные теории развития Российская научная традиция, как и интерперсональные теории,1 отводит центральную роль в развитии ребенка его взаимодействию со взрослым. Депривация рассматривается как нарушение или не-сформированность у ребенка специфической человеческой потребности в общении. Согласно культурно-исторической концепции Л. С. Выготского [1982—1983, 1983, 1991, 1993], развитие происходит в процессе инте-риоризации культурно-исторического опыта и социальных отношений, при этом взрослый выступает для ребенка в качестве носителя | этого опыта и важнейшего источника развития. Только в постоянном контакте со взрослым возможна интериоризация, являющаяся основным механизмом развития; контакт со взрослым способствует формированию у ребенка потребности в привязанности к заботящемуся о нем взрослому. Таким образом, Выготский в отличие от западных | ученых рассматривает данную потребность не как биологически за-! данную (первичную), а как результат взаимодействия ребенка и взрос- ^ лого. Выготский трактует задержки развития как результат деприва-ции общения и контактов с внешним миром. Уже в 30-е годы Выготский писал о неблагоприятном воздействии институционального воспитания на развитие детей и выступал против помещения детей с отклонениями в развитии в детские дома. Отсутствие заботы или девиантная забота значимого взрослого снижает способность ребенка к интериоризации, т.е. тормозит развитие личности. Социальная «ситуация развития» превращается для ребенка в «ситуацию невозможности», способствует возникновению у него общей напряженности и развитию на этом фоне тяжелых аф-1 фективных состояний. М.И. Лисина [1986] считает, что потребность в общении и деятельность общения возникают у ребенка прижизнен-1 но, т.е. в процессе развития, а не в момент рождения, и формируются • одновременно, т.к. для формирования у ребенка как первого, так и второго исходным пунктом является выделение из окружающей среды взрослого как особого объекта активности. В.Н. Мясищев [1960] связывал патогенность тех или иных факторов депривации с субъективным отношением к ней личности, считая, что влияние депривационных условий в значительной степени зависит от мотивационно-потребностной сферы, от конституциональ- ных особенностей, от наличия психических и соматических заболеваний. Подход к изучению депривации, ее проявлений и последствий ориентирует на исследование ситуаций, которые можно рассматривать в качестве наиболее значимых источников депривации. B.C. Мухина [1980,.1985, 1989] определила механизмы социализации и индивидуализации личности как идентификацию и обособление. Идентификация выступает как механизм «присвоения» индивидуумом своей человеческой сущности, обособление — как механизм индивидуализации личности. Идентификация и обособление рассматриваются в концепции B.C. Мухиной как диалектически связанные механизмы развития личности. Депривация основных потребностей ребенка вызывает у него состояние фрустрации и неизбежно приводит к искажениям структурных звеньев самосознания развивающейся личности. Таким образом, в различных теориях развития, как зарубежных, так и отечественных, красной нитью проходит мысль об определяющем влиянии матери на развитие ребенка и о негативном воздействии на него разлуки с матерью и девиантной заботы. И.А. Коробейников [1990, 1997] акцентирует внимание на социализации. По его мнению, социализация происходит в детском возрасте на основе постоянного преломления внешне-средовых влияний через внутренние условия, в качестве которых выступают индивидные свойства ребенка. Поэтому социализация определяется качеством социальной ситуации развития ребенка и опосредуется общением и совместной деятельностью ребенка с другими людьми, прежде всего с родителями. Б.С. Братусь [1988] считает способность к любви и привязанности родовой сущностью человека и основой нормального психического развития. Если развитие этой способности по каким-то причинам блокируется, то возникают различные личностные девиации. Обобщая богатый опыт отечественной традиции, А. Б. Холмогорова подчеркивает, что развитие происходит в процессе собственной активной деятельности ребенка, в непрерывном диалогическом эмоциональном контакте с другим человеком и в осмыслении или рефлексии этой деятельности и себя в ней [Холмогорова, 1999, 2000]. Недавно в понятийном аппарате социальной педиатрии появил-Ся новый термин — синдром сиротства [Козловская, 1997]. Этот синдром проявляется в том, что у детей-сирот в ответ на обусловленную Утратой родителей ситуацию депривации развиваются многообраз-Ые Депрессивные реакции, нарушения развития навыков общения, В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот цастъ I. Депривационные нарушения в развитии ребенка...
речи и моторики, особенно тонкой. Варианты синдрома сирот иногда наблюдаются и у детей, проживающих в семьях. Это происхо дит, когда из-за девиантного аддиктивного поведения родителей, п являющегося в эмоциональной холодности, авторитарности и жест кости по отношению к ребенку, положение имеющего семью ребен оказывается сходным с положением сироты, т.е. возникает ситуаци. маскированного сиротства. В настоящее время депривационные симптомы, объединенные диагнозами «реактивное расстройство привязанности» и «расторможенное расстройство привязанности», рассматриваются как психиатрический диагноз и включены в МКБ-10. Данные диагнозы ставятся детям начиная с младенчества и до пяти лет, хотя диагностические критерии и границы недостаточно определены [Басилова, 1998]. Считается, что главной — но не единственной — причиной происхождения синдрома является плохая забота о ребенке, пренебрежение его основными нуждами, вплоть до враждебных по отношению к нему действий. Предрасполагающими моментами для этого служат умственная отсталость и другие формы психических заболеваний родителей, их девиантное поведение, преждевременное материнство. Поскольку нередко именно эти состояния приводят к лишению или отказу от родительских прав, дети, передаваемые в сиротские учреждения, с высокой степенью вероятности будут носителями данного синдрома. Важным для нашего исследования является утверждение, что реактивные расстройства привязанности возникают и в условиях детского дома, и в приемной семье [Басилова, 1998]. Это происходит, во-первых, при частой смене воспитателей, когда ребенок оказывается не в состоянии сформировать «заместительную привязанность» к кому-либо из них из-за отсутствия достаточно постоянного ухаживающего лица. Во-вторых, реактивные расстройства привязанности возникают при неоднократном помещении ребенка раннего возраста в разные приемные семьи на небольшие сроки. Это свидетельствует, на наш взгляд, о важности психологического отбора приемных родителей и психологической подготовки и сопровождения замещающей семьи. Либо ребенок должен помещаться в семью на определенный и известный ему срок, необходимый для реабилитации кровной семьи, либо профессиональную замещающую семью необходимо рассматривать с точки зрения «философии постоянного планирования» [Golance, 1984], особенно для детей до пубертатного возраста. Диагноз реактивного расстройства привязанности базируется на выявлении характерных нарушений в коммуникативной, эмоциональной и поведенческой сферах и может включать определенные поведенческие отклонения. Основные его симптомы [Басилова, 1998] можно объединить в две группы: ..:■ • устойчивое нежелание ребенка вступать в контакт или поддерживать общение с окружающими взрослыми (у младенцев это отсутствие или слабость зрительного контакта и голосового подражания, нежелание совместной игры или даже сопротивление ей и т.п.); апатичный или сниженный фон настроения, часто с боязливостью или настороженностью, который не исчезает, когда ребенка утешают; с полутора-двух лет плохое социальное взаимодействие со сверстниками, агрессия к себе и другим; отсут-i ствие любопытства и достаточной спонтанности в деятельности; • «диффузная общительность», которая проявляется в отсутствии чувства дистанции со взрослыми, в фамильярности при общении с почти незнакомыми людьми, в постоянных просьбах о чем-то, в желании всеми способами привлечь к себе внимание («прилипчивое» поведение), а с четырех лет и позже — в неразборчивости в дружеских связях. Последняя группа симптомов отнесена в МКБ-10 к диагнозу «расторможенное расстройство привязанности» и считается характерной для детей, с младенчества воспитывающихся в домах ребенка при частой смене воспитателей. Расстройства привязанности нередко сопровождаются соматическими расстройствами, к которым относят снижение физических показателей развития (масса, рост), слабость мышечного тонуса, недоразвитие костной системы при нормальном уровне гормона роста. Еще один классический феномен — сепарационные симптомы и симп-томокомплексы, которые восходят к клиническому описанию Дж. Боулби 1^958] сепарационных фаз. К наиболее тяжелым проявлениям сепарации относится синдром анаклитической депрессии. В настоящее время считает-ся> что данный синдром отражает яркую клиническую картину трех «перелетающихся» по симптоматике сепарационных фаз, которые развиваются У Детей с высоким уровнем уязвимости к сепарации, имеющим генетичес- ^ предрасположенность к эндогенному кругу психических расстройств.,
В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот Сепарационные симптомы и симптомокомплексы — распространенное явление у детей из домов ребенка. Они наблюдаются как у детей, попавших в сиротские учреждения из семей, где о них заботились хотя бы в течение нескольких месяцев, так и у детей, переведенных к новому воспитателю от воспитателя, привязанность к которому уже сформировалась [Басилова, 1998]. При расстройствах привязанности возникает целый спектр недостаточно дифференцированных расстройств, в том числе: — любые нарушения физического и психического развития; — нарушение психосоциальных навыков; — развитие психофизического маразма. Депривационная симптоматика у детей-сирот включает в себя фактически весь спектр психических отклонений — от легких особенностей психического статуса до грубых нарушений развития интеллекта и характера. Глубина и тяжесть депривационных нарушений зависит от срока наступления депривационного воздействия, его длительности и интенсивности, а также от качества депривационного воздействия. Депривация, возникшая вследствие полного и длительного отделения матери от ребенка во втором полугодии жизни, может вызвать состояние анаклитической депрессии. Классическая картина деп-ривированного ребенка из детского дома, перенесшего комплекс различных депривационных воздействий, включает большую часть вышеперечисленных симптомов и симптомокомплексов: от задержек и искажения интеллектуального развития до расстройств инстинктивной сферы и соматовегетативных дисфункций [Басилова, 1998]. Представления о том, что разрыв специфической связи матери и младенца порождает у ребенка многочисленные отклонения, такие как тревога, расщепление, базисная тревога, базисное недоверие к миру, феномен печали и т.д., впервые возникли в рамках продолжают щей психоаналитическую традицию теории объектных отношений.' Изучение влияния таких отклонений на последующее формирований личности, межличностных отношений и каузальной атрибуции у де-< тей, лишенных родительской заботы, позволило интерпретировать: результаты прикладных исследований как в педагогике, так и психов логии. Это привело к созданию теории привязанности и теории деп-ривации, в настоящее время находящихся в континууме развития. Часть I. Депривационные нарушения в развитии ребенка... 29 1.2. Дисфункциональные детско-родительские отношения как фактор депривации В отечественной психиатрии и психологии сложилась традиция рассматривать нарушения системы семейного воспитания и дисгармонию семейных отношений как основные факторы, обусловливающие формирование неврозов, пограничной личностной структуры, психопатий у детей. В.И. Гарбузов [1977] выделяет следующие типы неправильного воспитания: • эмоциональное отвержение, для которого характерна манипуля- • гиперсоциализирующее воспитание, для которого характерна
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.31 (0.097 с.) |