Библиотека «профилактика социального сиротства» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Библиотека «профилактика социального сиротства»



ISBN 5-98563-055-2

Монография посвящена малоизученной, но очень важной для решения проблемы социального сиротства теме: закономерности становления и развития замещающей се­мьи в процессе интеграции ребенка-сироты.

Работа основана на результатах многолетнего экспериментального исследования автора. В книге анализируются изменения, которые происходят с семьей, принимающей на воспитание детей, раскрывается динамика структурных изменений семейных ролей и коммуникаций, ценностей и правил семьи при ее переходе в статус замещающей. Описы­ваются психологические механизмы интеграции ребенка в семью. Излагается авторская технология социально-психолого-педагогической помощи принимающим семьям.

Монография предназначена психологам, социальным педагогам, социальным работ­никам и другим специалистам, которые оказывают помощь детям-сиротам, детям, лишен­ным попечения родителей, и замещающим семьям.

ISBN 5-98563-055-2

УДК 316.6+159.9 ББК 88.6

® Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2006 ф Издательство «Генезис», 2006


Глава 2

КОМПЕНСАЦИЯ ДЕПРИВАЦИОННЫХ РАСТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ-СИРОТ: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ ИЛИ СИРОТСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ?

Часть II

ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ: ФАКТОРЫ КОМПЕНСАЦИИ ДЕПРИВАЦИОННЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЗАБОТЫ


.



В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот


\ >»


 


               
   
 
     
 
 
 
   


вождения патронатной семьи. Автор стал научным руководителем данного эксперимента и в процессе непосредственной работы с семь­ями и специалистами службы разработал технологию социально-пси­холого-педагогической помощи профессиональной семье. Подавляю­щее большинство патронатных семей этого детского дома стали ак­тивными участниками разработки системы сопровождения патронат­ной семьи.

Основное исследование носит лонгитюдный характер и представ­лено результатами временных срезов развития профессиональных семей. Частота срезов — раз в полгода. В данной части книги описа­ны результаты исследования развития замещающих семей: сельских приемных — в течение четырех лет, городских — патронатных — в течение двух лет. Проблемы, с которыми сталкиваются семьи в по­следующий период развития, обсуждаются в пункте 8.3 главы 8.


Глава 3

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ

ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ В КОНТЕКСТЕ

МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ МУЛЬТИМОДАЛЬНОЙ МОДЕЛИ

ВЫВОД

Сравнительный анализ динамики функционирования семей в зависимости от эффективности замещающей заботы в континууме 48 месяцев приема позволил выявить основные различия в разви­тии систем двух типов.

Прежде всего различие состоит в том, что семейные системы с эффективной замещающей заботой совершают переход на уровень переструктурирования, а семьи с неэффективной останавливаются на уровне сопротивления или адаптации к изменениям.

Переход на уровень метаадаптации позволил семьям интегри­ровать в систему приемных детей и функционировать на уровне новой идентичности.

Застревание на этапе сопротивления обусловило формирова­ние сложной, малоинтегрированной структуры, пробуксовывающей на уровне адаптации с целью сохранения привычных моделей функ­ционирования.

В семьях с эффективной заботой в континууме приема выделяют­ся кризисные периоды: 6 и 24—26 месяцев приема. Первый кризис связан с сопротивлением системы изменениям, т.е. с преодолением стрем­ления семьи сохранить центральные процессы и структуру базисной системы. Пребывание семьи на этапе адаптации не способствует орга­низации эффективной заботы. Второй кризис связан с переструктури­рованием системы, с выходом на новый уровень идентичности.

В семьях с неэффективной заботой в континууме 48 месяцев приема можно выделить период большей сбалансированности и ста­бильности, обусловленный определенным переструктурированием системы: 24—26 месяцев приема, когда начинает формироваться



В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот


Часть II. Профессиональная замещающая семья...



 


: коалиционная структура уже приемной семьи. Остальные этапы связаны с попытками преодолеть кризисы, вызванные сопротивле­нием системы изменениям. То есть у неэффективных семей снижа­ется способность справляться с кризисами.

Ведущими механизмами приспособления к ситуации приема у семей с эффективной заботой можно считать следующие: аккомода­цию (сближение) оценок функционирования системы у кровных и < приемных членов семьи; сближение оценок показателей аффектив­ного состояния детей, как кровных, так и приемных; включение приемных детей в идентификационное поле членов базисной семьи; актуализацию в семье моделей метакоммуникации.

В семьях с неэффективной заботой выделяется один ведущий»,г механизм приспособления: включение в коалиционную структуру семьи приемных детей. Более бедный репертуар механизмов при­способления к ситуации свидетельствует о недостаточной способ­ности семьи к переструктурированию.

Прием детей-сирот в систему заставляет семьи перейти на но­вую ступень своего развития и выработать свой новый образ. По-* этому можно рассматривать континуум приема как новый цикл раз­вития семьи со своими периодами стабилизации и кризисами.

ВЫВОД

Приемный ребенок, испытавший на себе воздействие деприва-ционных условий жизни, приносит в новую семью проблемы само­оценки, поведения, когнитивных моделей восприятия себя и окру­жающих и т.д., что усложняет процесс его интеграции в семью.

Каждое травматическое переживание взаимосвязано со сво­им кластером нарушений самооценки и поведения. Наиболее «раз­рушающими» травматическими переживаниями детей в кровных семьях являются: для детей, забота о которых оказалась эффек­тивной, — аддиктивное поведение матери, неэффективной — эбъ-юзное поведение отца. Одним из наиболее тяжело влияющих на развитие ребенка переживаний является его пребывание в дет­ском доме.


Часть III

СЕМЬЕ


"> 'i f ■«


I


Предлагаемая модель может быть использована как технологи­ческое основание для организации деятельности структур, специали­зирующихся на предоставлении услуг по семейному жизнеустрой­ству и воспитанию детей, нуждающихся в государственной защите; это могут быть организации, существующие в рамках различных ве­домств, такие как уполномоченная служба, служба сопровождения семьи, центр по семейному жизнеустройству и т.д. Модель была оп­робована в учреждениях образования и социальной защиты населе­ния при работе с патронатной семьей, приемной семьей и семейными воспитательными группами.

Можно выделить несколько принципов организации подобных структур:

— командный принцип работы, т.е. объединение в одну команду
представителей разных специальностей, позволяющее осуще­
ствить комплексный, мультимодальный (социальный, психоло­
го-педагогический, медицинский) подход к организации помо­
щи семье;

— работа с семьей в целом; ориентация на динамику системных
процессов при интеграции детей в семью;

— соблюдение права семьи на автономию, признание ценности и
уникальности ее опыта;

— сочетание выездного (выезды в семью и в образовательное уч­
реждение) и стационарного типов деятельности.

Мультимодальный подход к организации помощи определяет требования к квалификационной подготовке специалистов службы.


I


B.H. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот


Часть III. Технология социальной и психологической помощи...



 


Все специалисты независимо от базового образования — желательна первичная квалификация по социальной педагогике, социальному менеджменту, психологии — должны получить теоретическую и прак­тическую подготовку по основам социальной и психологической ра­боты с семьей.

 

ПОМОЩИ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ

Таблица 2

Пример контракта о взаимопомощи между школой и профессиональной замещающей семьей

 

Школа обязуется: Родители обязуются:
• Не акцентировать внимание соучеников на том, что дети живут на условиях приема в семье. • Выявлять потребности детей в дополнительной образовательной помощи и ее организовывать. • Выявлять потребности детей в дополнительной образовательной помощи и ее организовывать. • В случае непосещения школы сообщать незамедлительно родителям. • Включать детей в групповые и индивидуальные формы социально-психологической помощи в школе. • Включать детей в систему школьного мониторинга и сопровождения. Отслеживать динамику их развития, выявлять мишени социальной, психологической, медицинской и педагогической помощи, своевременно корректировать нарушения. • Помогать детям в соблюдении режима. • Проверять посещение уроков, выполнение домашнего задания. • Посещать занятия для родителей, индивидуальные консультации. • Взаимодействовать с классным руководителем. • Способствовать совместному обсуждению проблем, возникающих в ходе адаптации ребенка к школе. • Способствовать тому, чтобы ребенок был включен в школьную систему социальной, психологической и педагогической помощи.
Договор действителен в течение трех месяцев после его заключения
Подпись завуча, классного руководителя: Подпись родителей:

В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот

кий поток («сильный ресурс»), идет от друзей семьи и службы сопро­вождения. Остальные ресурсы слабые. Брат отца не является ресурс­ной фигурой. Наоборот, к нему течет энергия семьи. Задача общей встречи — активизировать обмен ресурсами между членами сети. Ба­бушка (живет отдельно) неодобрительно относится к приему. Считает, что дочь могла бы больше заботиться о ней и о своих детях. Специали­сты определяют потребности бабушки в заботе. Бабушка вполне здо­рова, но чувствует себя одиноко: внуки выросли, дочь занята своей семьей и т.д. Она жалуется, что ей не помогают по хозяйству. Бабушка хотела бы получать больше внимания от семьи дочери. Специалисты службы вместе с бабушкой обсуждают, каким образом прием может способствовать решению этих проблем. Например, дочь будет больше нуждаться в ее помощи. За помощь со стороны бабушки семья, в свою очередь, поможет ей справиться с хозяйственными проблемами.

Муж заменил когда-то своему брату отца, и вектор течения ресур­сов остается однонаправленным (от семьи к брату). Брат — учитель математики, он может помочь детям в обучении. Специалисты помога­ют договориться о реальном вкладе брата в обучение и развитие детей. Из социально эффективных родственников у детей есть тетя, которая не в состоянии взять детей, так как сама воспитывает пяте­рых. Но она может приглашать детей в гости, способствовать укреп­лению их отношений с двоюродными братьями и сестрами, звонить и интересоваться их делами, поддерживать баланс в отношениях меж­ду детьми и приемной семьей.

По этому же принципу ведется работа и с другими членами сети. Работа над картой завершается заключением контракта между ос­новными субъектами сети по взаимодействию и взаимопомощи. В кон­тракте прописываются конкретные действия каждой из сторон (при­мер см. в табл. 2). Карта СПСС дает возможность семье осознать ре­сурсы социально-поддерживающей сети, ее конкретные возможности.

1 8.1.3. Информационные листы

Еще одним методом, который используется на экологическом уровне работы с семьей, является сбор информации о ребенке и се­мье и ее оформление в виде информационных листов, так называе­мых рамок, (прилож. 3). В рамках дается информация о принимаю­щей семье, ее членах, предпочтениях, правилах, доме, где будет жить


 

 

Часть III. Технология социальной и психологической помощи...

ребенок (рамки 1, 3). Эти листы заполняются членами семьи совме­стно со специалистом службы и передаются ребенку для ознакомле­ния. Так же представляются и сведения о ребенке (рамка 2). Ребенок получает лист о специалистах службы и возможностях установления с ними контактов (рамка 4).

ISBN 5-98563-055-2

Монография посвящена малоизученной, но очень важной для решения проблемы социального сиротства теме: закономерности становления и развития замещающей се­мьи в процессе интеграции ребенка-сироты.

Работа основана на результатах многолетнего экспериментального исследования автора. В книге анализируются изменения, которые происходят с семьей, принимающей на воспитание детей, раскрывается динамика структурных изменений семейных ролей и коммуникаций, ценностей и правил семьи при ее переходе в статус замещающей. Описы­ваются психологические механизмы интеграции ребенка в семью. Излагается авторская технология социально-психолого-педагогической помощи принимающим семьям.

Монография предназначена психологам, социальным педагогам, социальным работ­никам и другим специалистам, которые оказывают помощь детям-сиротам, детям, лишен­ным попечения родителей, и замещающим семьям.

ISBN 5-98563-055-2

УДК 316.6+159.9 ББК 88.6

® Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2006 ф Издательство «Генезис», 2006


БИБЛИОТЕКА «ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА»

Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения на­чинает выпуск Библиотеки «Профилактика социального сиротства».

Необходимость создания Библиотеки вызвана тем, что на протя­жении последнего десятилетия в России становится все больше си­рот, беспризорных и безнадзорных детей. Это является результатом роста числа неблагополучных семей, отсутствия помощи семьям в преодолении тех трудностей, с которыми они не способны справить­ся без поддержки государства и общества. К сожалению, большин­ство государственных программ по-прежнему направлены в первую очередь на преодоление последствий сложившейся ситуации, а не на профилактику социального неблагополучия семьи.

Опыт работы по профилактике социального сиротства, осуще­ствляемой Фондом в рамках Программы «Помощь детям-сиротам в России» (Программа АРО), будет изложен в книгах и методических пособиях Библиотеки. В Библиотеку войдут труды ведущих специа­листов в данной области, подробно описывающие работу с неблаго­получной семьей, технологии сопровождения ребенка с особыми нуж­дами, опыт социально-психологической поддержки выпускников ин­тернатов, а также системный анализ истоков социального неблагопо­лучия семьи.

В рамках Библиотеки запланировано пять серий:

1. Неблагополучная семья: преодоление кризиса.

2. Ребенок группы риска: технологии оказания помощи.

3. Ребенок-сирота: семейное жизнеустройство и социализация.

4. Особый ребенок в семье: помощь и поддержка.

5. Российский опыт: инновации в практике.

В серии «Неблагополучная семья: преодоление кризиса» пла­нируется выпускать книги об эффективных методиках и технологиях помощи семьям группы риска. Анализ и описание работы с семьей, где есть риск сиротства, помогут специалистам системы социальной



В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот


Частъ I. Депривационные нарушения в развитии ребенка...



 


       
   
 
 


даже на более поздних этапах развития, является важным предикто-j
ром способности человека строить в будущем конструктивные отно-:
шения с другими людьми и в собственной семье. \

На теории привязанности базируются современные исследова-j ния, посвященные социальной поддержке как важного фактора пси­хического и физического здоровья ребенка. В них показано, что те, кто создает вокруг себя стабильную сеть общения (социальную сеть), являющуюся источником помощи в решении конкретных задач, и эмоциональной поддержки, реже страдают как физическими, так и психическими недугами. Было выявлено, что способность создавать вокруг себя такую сеть связана с характером отношений привязанно­сти в детстве. Взрослые, имевшие в детстве надежную привязанность, более способны к созданию устойчивых отношений, их социальные сети шире и дают им больше тепла и поддержки, причем эти отноше­ния реципрокны [Brugha, 1995].

1.1.4. Теория депривации развития

И. Лангмейер и 3. Матейчек [1984], разработавшие концептуаль­ный аппарат теории депривации развития, считали понятие деприва­ции многогранным и многоуровневым.

Они определили депривацию как недостаточное удовлетворение основных психических потребностей (в течение длительного време­ни и в серьезной степени). В качестве основных «психических по­требностей» они выделили следующие потребности ребенка:

• потребность в богатой разнообразными стимулами сенсорной
среде;

• потребность в дифференцированной и относительно постоян­
ной структуре внешних стимулов, когда понятны правила, по
которым происходят изменения, и есть уверенность в наличии
защиты и контроля протекающих процессов;

• потребность в эмоциональной связи с матерью (отцом, други­
ми значимыми лицами);

• потребность в возможности автономного функционирования.

И. Лангмейер и 3. Матейчек [1984] выделили 4 формы деприва­ции. Они определяют депривацию как «психическое состояние, воз-


пикающее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых основ­ных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени». Конкретизируя понима­ние психической депривации, исследователи уточняют, что рассмат­ривается ими в качестве основных жизненных психических потреб­ностей, и на этой основе выделяют четыре основные формы психи­ческой депривации:

• депривация стимульная (сенсорная) — пониженное количество
сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и мо­
дальность;

• депривация значений (когнитивная) — слишком изменчивая,
хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочива­
ния и смысла, которая не дает возможности понимать, предвос­
хищать и регулировать происходящее;

• депривация эмоционального отношения (эмоциональная) —
недостаточная возможность для удовлетворения потребности в
близких эмоциональных отношениях или разрыв уже создан­
ной эмоциональной связи;

• депривация идентичности (социальная) — ограниченная воз­
можность для усвоения автономной социальной роли.

Данная структура, на наш взгляд, позволяет определить ос­новные психологические причины тех трудностей, которые испы­тывает ребенок-сирота в процессе включения в приемную семью. Сенсорная депривация является базовой для развития особой струк­туры личности, которую можно назвать «депривационной», а деп­ривация идентичности (социальная депривация) «завершает» фор­мирование депривационной структуры. Стимульная, сенсорная Депривация негативно влияет на все направления развития психи­ки ребенка.

^И. Лангмейер и 3. Матейчек [1984] обнаружили, что стимуль-НЬ1и дефицит оказывает влияние на физиологические процессы. Сен-°Рная депривация в условиях эксперимента воздействовала на уро­вень и флуктуацию кожного сопротивления и другие вегетативные

казатели. Депривированные дети, по данным исследователей, от-

Чались неврологическими нарушениями, характерными для детей

°Рганическим поражением мозга.



В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сир


Часть I. Депривационные нарушения в развитии ребенка...



 


                 
   
     
   
 
 
 
   


1.1.5. Отечественные теории развития

Российская научная традиция, как и интерперсональные теории,1 отводит центральную роль в развитии ребенка его взаимодействию со взрослым. Депривация рассматривается как нарушение или не-сформированность у ребенка специфической человеческой потребно­сти в общении.

Согласно культурно-исторической концепции Л. С. Выготского [1982—1983, 1983, 1991, 1993], развитие происходит в процессе инте-риоризации культурно-исторического опыта и социальных отноше­ний, при этом взрослый выступает для ребенка в качестве носителя | этого опыта и важнейшего источника развития. Только в постоянном контакте со взрослым возможна интериоризация, являющаяся основ­ным механизмом развития; контакт со взрослым способствует фор­мированию у ребенка потребности в привязанности к заботящемуся о нем взрослому. Таким образом, Выготский в отличие от западных | ученых рассматривает данную потребность не как биологически за-! данную (первичную), а как результат взаимодействия ребенка и взрос- ^ лого. Выготский трактует задержки развития как результат деприва-ции общения и контактов с внешним миром. Уже в 30-е годы Выгот­ский писал о неблагоприятном воздействии институционального вос­питания на развитие детей и выступал против помещения детей с отклонениями в развитии в детские дома.

Отсутствие заботы или девиантная забота значимого взрослого снижает способность ребенка к интериоризации, т.е. тормозит разви­тие личности. Социальная «ситуация развития» превращается для ребенка в «ситуацию невозможности», способствует возникновению у него общей напряженности и развитию на этом фоне тяжелых аф-1 фективных состояний. М.И. Лисина [1986] считает, что потребность в общении и деятельность общения возникают у ребенка прижизнен-1 но, т.е. в процессе развития, а не в момент рождения, и формируются • одновременно, т.к. для формирования у ребенка как первого, так и второго исходным пунктом является выделение из окружающей сре­ды взрослого как особого объекта активности.

В.Н. Мясищев [1960] связывал патогенность тех или иных фак­торов депривации с субъективным отношением к ней личности, счи­тая, что влияние депривационных условий в значительной степени зависит от мотивационно-потребностной сферы, от конституциональ-


ных особенностей, от наличия психических и соматических заболева­ний. Подход к изучению депривации, ее проявлений и последствий ориентирует на исследование ситуаций, которые можно рассматри­вать в качестве наиболее значимых источников депривации.

B.C. Мухина [1980,.1985, 1989] определила механизмы социализа­ции и индивидуализации личности как идентификацию и обособление. Идентификация выступает как механизм «присвоения» индивидуумом своей человеческой сущности, обособление — как механизм индивидуа­лизации личности. Идентификация и обособление рассматриваются в концепции B.C. Мухиной как диалектически связанные механизмы раз­вития личности. Депривация основных потребностей ребенка вызывает у него состояние фрустрации и неизбежно приводит к искажениям струк­турных звеньев самосознания развивающейся личности.

Таким образом, в различных теориях развития, как зарубежных, так и отечественных, красной нитью проходит мысль об определяю­щем влиянии матери на развитие ребенка и о негативном воздей­ствии на него разлуки с матерью и девиантной заботы.

И.А. Коробейников [1990, 1997] акцентирует внимание на социали­зации. По его мнению, социализация происходит в детском возрасте на основе постоянного преломления внешне-средовых влияний через внут­ренние условия, в качестве которых выступают индивидные свойства ребенка. Поэтому социализация определяется качеством социальной ситуации развития ребенка и опосредуется общением и совместной де­ятельностью ребенка с другими людьми, прежде всего с родителями.

Б.С. Братусь [1988] считает способность к любви и привязанно­сти родовой сущностью человека и основой нормального психичес­кого развития. Если развитие этой способности по каким-то причи­нам блокируется, то возникают различные личностные девиации.

Обобщая богатый опыт отечественной традиции, А. Б. Холмогорова подчеркивает, что развитие происходит в процессе собственной ак­тивной деятельности ребенка, в непрерывном диалогическом эмоци­ональном контакте с другим человеком и в осмыслении или рефлек­сии этой деятельности и себя в ней [Холмогорова, 1999, 2000].

Недавно в понятийном аппарате социальной педиатрии появил-Ся новый термин — синдром сиротства [Козловская, 1997]. Этот син­дром проявляется в том, что у детей-сирот в ответ на обусловленную Утратой родителей ситуацию депривации развиваются многообраз-Ые Депрессивные реакции, нарушения развития навыков общения,



В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот цастъ I. Депривационные нарушения в развитии ребенка...



 


               
   
 
 
   
 
 
   
   
 


речи и моторики, особенно тонкой. Варианты синдрома сирот иногда наблюдаются и у детей, проживающих в семьях. Это происхо дит, когда из-за девиантного аддиктивного поведения родителей, п являющегося в эмоциональной холодности, авторитарности и жест кости по отношению к ребенку, положение имеющего семью ребен оказывается сходным с положением сироты, т.е. возникает ситуаци. маскированного сиротства.

В настоящее время депривационные симптомы, объединенные диагнозами «реактивное расстройство привязанности» и «растормо­женное расстройство привязанности», рассматриваются как психиат­рический диагноз и включены в МКБ-10. Данные диагнозы ставятся детям начиная с младенчества и до пяти лет, хотя диагностические критерии и границы недостаточно определены [Басилова, 1998]. Счи­тается, что главной — но не единственной — причиной происхожде­ния синдрома является плохая забота о ребенке, пренебрежение его основными нуждами, вплоть до враждебных по отношению к нему действий. Предрасполагающими моментами для этого служат умствен­ная отсталость и другие формы психических заболеваний родителей, их девиантное поведение, преждевременное материнство. Поскольку нередко именно эти состояния приводят к лишению или отказу от родительских прав, дети, передаваемые в сиротские учреждения, с высокой степенью вероятности будут носителями данного синдрома.

Важным для нашего исследования является утверждение, что реактивные расстройства привязанности возникают и в условиях дет­ского дома, и в приемной семье [Басилова, 1998]. Это происходит, во-первых, при частой смене воспитателей, когда ребенок оказывает­ся не в состоянии сформировать «заместительную привязанность» к кому-либо из них из-за отсутствия достаточно постоянного ухажива­ющего лица. Во-вторых, реактивные расстройства привязанности воз­никают при неоднократном помещении ребенка раннего возраста в разные приемные семьи на небольшие сроки. Это свидетельствует, на наш взгляд, о важности психологического отбора приемных роди­телей и психологической подготовки и сопровождения замещающей семьи. Либо ребенок должен помещаться в семью на определенный и известный ему срок, необходимый для реабилитации кровной семьи, либо профессиональную замещающую семью необходимо рассматри­вать с точки зрения «философии постоянного планирования» [Golance, 1984], особенно для детей до пубертатного возраста.


Диагноз реактивного расстройства привязанности базируется на выявлении характерных нарушений в коммуникативной, эмоциональ­ной и поведенческой сферах и может включать определенные пове­денческие отклонения.

Основные его симптомы [Басилова, 1998] можно объединить в две группы:

..:■ • устойчивое нежелание ребенка вступать в контакт или поддер­живать общение с окружающими взрослыми (у младенцев это отсутствие или слабость зрительного контакта и голосового под­ражания, нежелание совместной игры или даже сопротивление ей и т.п.); апатичный или сниженный фон настроения, часто с боязливостью или настороженностью, который не исчезает, ког­да ребенка утешают; с полутора-двух лет плохое социальное вза­имодействие со сверстниками, агрессия к себе и другим; отсут-i ствие любопытства и достаточной спонтанности в деятельности; • «диффузная общительность», которая проявляется в отсутствии чувства дистанции со взрослыми, в фамильярности при обще­нии с почти незнакомыми людьми, в постоянных просьбах о чем-то, в желании всеми способами привлечь к себе внимание («прилипчивое» поведение), а с четырех лет и позже — в нераз­борчивости в дружеских связях.

Последняя группа симптомов отнесена в МКБ-10 к диагнозу «рас­торможенное расстройство привязанности» и считается характерной для детей, с младенчества воспитывающихся в домах ребенка при частой смене воспитателей.

Расстройства привязанности нередко сопровождаются соматичес­кими расстройствами, к которым относят снижение физических по­казателей развития (масса, рост), слабость мышечного тонуса, недо­развитие костной системы при нормальном уровне гормона роста.

Еще один классический феномен — сепарационные симптомы и симп-томокомплексы, которые восходят к клиническому описанию Дж. Боулби 1^958] сепарационных фаз. К наиболее тяжелым проявлениям сепарации относится синдром анаклитической депрессии. В настоящее время считает-ся> что данный синдром отражает яркую клиническую картину трех «пере­летающихся» по симптоматике сепарационных фаз, которые развиваются У Детей с высоким уровнем уязвимости к сепарации, имеющим генетичес- ^ предрасположенность к эндогенному кругу психических расстройств.,


     
   
 
 

 

 

В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот

Сепарационные симптомы и симптомокомплексы — распростра­ненное явление у детей из домов ребенка. Они наблюдаются как у детей, попавших в сиротские учреждения из семей, где о них заботи­лись хотя бы в течение нескольких месяцев, так и у детей, переведен­ных к новому воспитателю от воспитателя, привязанность к которо­му уже сформировалась [Басилова, 1998].

При расстройствах привязанности возникает целый спектр недо­статочно дифференцированных расстройств, в том числе:

— любые нарушения физического и психического развития;

— нарушение психосоциальных навыков;

— развитие психофизического маразма.

Депривационная симптоматика у детей-сирот включает в себя фактически весь спектр психических отклонений — от легких особен­ностей психического статуса до грубых нарушений развития интел­лекта и характера. Глубина и тяжесть депривационных нарушений за­висит от срока наступления депривационного воздействия, его дли­тельности и интенсивности, а также от качества депривационного воз­действия. Депривация, возникшая вследствие полного и длительного отделения матери от ребенка во втором полугодии жизни, может выз­вать состояние анаклитической депрессии. Классическая картина деп-ривированного ребенка из детского дома, перенесшего комплекс раз­личных депривационных воздействий, включает большую часть выше­перечисленных симптомов и симптомокомплексов: от задержек и ис­кажения интеллектуального развития до расстройств инстинктивной сферы и соматовегетативных дисфункций [Басилова, 1998].

Представления о том, что разрыв специфической связи матери и младенца порождает у ребенка многочисленные отклонения, такие как тревога, расщепление, базисная тревога, базисное недоверие к миру, феномен печали и т.д., впервые возникли в рамках продолжают щей психоаналитическую традицию теории объектных отношений.' Изучение влияния таких отклонений на последующее формирований личности, межличностных отношений и каузальной атрибуции у де-< тей, лишенных родительской заботы, позволило интерпретировать: результаты прикладных исследований как в педагогике, так и психов логии. Это привело к созданию теории привязанности и теории деп-ривации, в настоящее время находящихся в континууме развития.


Часть I. Депривационные нарушения в развитии ребенка... 29

1.2. Дисфункциональные детско-родительские отношения как фактор депривации

В отечественной психиатрии и психологии сложилась традиция рассматривать нарушения системы семейного воспитания и дисгар­монию семейных отношений как основные факторы, обусловливаю­щие формирование неврозов, пограничной личностной структуры, психопатий у детей.

В.И. Гарбузов [1977] выделяет следующие типы неправильного воспитания:

• эмоциональное отвержение, для которого характерна манипуля-
торская позиция родителя, включающая настрой на «улучше­
ние»; «ломку» врожденного типа реагирования ребенка; неприя­
тие индивидуальных особенностей ребенка; жесткий контроль и
дисциплину; регламентацию жизни ребенка, навязывание «един­
ственно верного», с точки зрения родителя, способа поведения;

• гиперсоциализирующее воспитание, для которого характерна
тревожно-мнительная концентрация родителя на социальных
проявлениях ребенка: успеваемости в школе, спортивных дос­
тижениях, статусе среди товарищей; при такой позиции роди­
тели не учитывают в своих требованиях реальные психофизи­
ческие возможности детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.31 (0.097 с.)