Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системный подход к изучению семейных дисфункций и личностных нарушений у членов семьи
Системный подход к семье сфокусирован на моделях и схемах взаимоотношений между членами системы. Системный подход не однороден. В его рамках имеются несколько направлений. Например, Е.Т. Соколова выделяет коммуникативно-стратегическое направление, структурное направление и теорию Боуэна [Соколова, 2001]. Каждое из направлений по-своему определяет проблему семейной дисфункциональное™. 1.3.1. Коммуникативно-стратегическое направление Коммуникативно-стратегическое направление в качестве источника дисфункционального развития семьи принимает искажение процесса обмена информацией между членами семьи. Внутриличност-ные проблемы члена семьи, в том числе депривационная симптома-, тика и аддиктивные нарушения, рассматриваются как гомеостатичес-кий механизм, благодаря которому члены семьи поддерживают внут- j ренний функциональный баланс своей системы. Реакцией на внешнюю угрозу является попытка восстановить] Симптомы дезорганизации детского поведения служат негативной обратной связью, которая оказывает определенное контролирующее воздействие на родителей. Расстройства поведения у ребенка заставляют родителей переключиться с собственных деструктивных отношений на поведение ребенка. Нарушения поведения ребенка начинают поддерживать семейное благополучие. Чем хуже ведет себя ребенок, тем больше возможностей для сохранения своей системы получает семья. Семья «загоняет» его в роль «идентифицированного пациента», т.е. объясняет свою деструктивность наличием нарушений поведения у ребенка. На самом деле нездоровой является семья в целом, а не ребенок, чье нарушенное поведение направлено на спасение системы. Другим источником формирования семейных дисфункций является «двусмысленность и запутанность» правил поддержания взаимоотношений между членами системы. Двусмысленность правил приводит к дезорганизации системы, и нарушенное поведение способствует восстановлению порядка в семье.
Правила семейных отношений проявляются, например, в схемах передачи информации в семье. Модели взаимоотношений в семье устанавливаются в зависимости от того, кто и кому передает информацию, какая информация и как передается. Нарушения схем коммуникаций проявляются в коммуникациях по принципу «двойной связи», представляющей собой один из наиболее разрушительных и проблематичных видов обмена информацией, т.к. он состоит из двух несовместимых сообщений. Она может выражаться в противоречивости родительских требований, когда оба родителя подкрепляют прямо противоположные особенности поведения ребенка или когда кто-то из родителей говорит одно, а на эмоциональном Уровне подразумевает другое. Например, на вербальном уровне родители могут поощрять ребенка к близости и откровенности, упрекать за скрытность и недоверие, на эмоциональном же уровне любое искреннее признание ребенка в ошибках и просчетах или его Рассказы о прошлом опыте воспринимают враждебно и критично, с тревогой и отвержением. Поскольку ребенок не способен осмыслить эту ситуацию, он просто чувствует себя загнанным в угол: что бы он ни сделал, все будет плохо. Такая коммуникация способству-ет росту агрессии и девиантного поведения или возникновению невротических симптомов. В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот Частъ I. Депривационные нарушения в развитии ребенка...
1.3.2. Структурный подход Структурный подход в большей степени акцентирует внимание на том, что удерживает нарушения поведения «на плаву», чем на причинах ее возникновения [Соколова, 2001]. Нарушения так или иначе подпитываются межличностными отношениями, поэтому акцент надо делать на патологии взаимоотношений в семье, а не на патологии интрапсихической структуры. Выделяются два вида патологической структуры семей. Первый тип: разобщенные семьи с излишне жесткими границами между подсистемами. Между членами семьи практически нет контактов. В разобщенной семье наблюдается относительное нарушение структуры, порядка, власти. Связи между членами семьи слабы или отсутствуют вообще [Минухин, Фишман, 1998]. Подобные семьи напоминают пространство с хаотично движущимися частицами. В этих условиях формируется ощущение когнитивного хаоса, характерное для ребенка с депривационной симптоматикой. В таких семьях мать обычно пассивна и малоподвижна. Она переполнена отрицательными эмоциями, направленными на саму себя, она чувствует себя эксплуатируемой; в структуре ее личности, как правило, появляется депрессивная симптоматика. В разобщенных семьях есть риск появления у детей асоциальной симптоматики.
Второй тип дисфункциональных семей — семьи с запутанными взаимосвязями. Границы подсистем в этих семьях плохо очерчены, и участники системы слишком «замкнуты» друг на друге. Попытка кого-либо из них измениться вызывает ожесточенное сопротивление других [Минухин, Фишман, 1998]. Запутывание взаимосвязей между членами семей приводит к «растворению границ», обеспечивающих нормальное функционирование подсистем. В расширенной семье нарушенная демаркация разграничительных линий может привести к осложнениям отношений между семьей-ядром и отпочковавшимися семьями (между родителями мужа и невесткой, родителями жены и зятем). При отсутствии дифференциации между ролью супруга и родителя не могут нормально функционировать ни родительская, ни супружеская подсистемы. Если между детьми не проводится различий в соответствии с их возрастом и образовательным уровнем, подсистема детей не может принимать нормального участия в процессе собственной социализации. При нарушении границ подсистемы вхо- дяшего в семью индивида, последний лишается возможности развивать свою личностную самобытность и независимость. Семья — открытая система. Жизнь постоянно ставит ее перед необходимостью что-то менять. Требования изменений могут быть вызваны переменами как во внешней среде, так и в связи с процессом развития семьи и личности. Семейные системы с дисфункциями откликаются на необходимость изменений появлением и развитием различных нарушений у членов семьи. Так сепарация взрослеющих детей и необходимость найти для родителей новые основания для сохранения семейной системы могут стать причиной появления у ребенка психической патологии, которая начинает выступать в качестве механизма адаптации семьи к неизбежным изменениям. Этот способ адаптации к изменяющейся среде называется тропизмом или положительным таксисом. Причины заболевания членов семьи коренятся в неспособности семьи качественно адаптироваться к изменяющимся условиям [Соколова, 2001]. 1.3.3. Модель Боуэна,,. Модель дисфункциональной семьи Боуэна описывает нарушения эмоциональной сферы как результат того, что пациенты не в состоянии отделить себя от своих родных семей. Отделение собственного Я — это способность эмоционально контролировать себя, находясь в то же время в эмоциональной близости с родственниками. Дифференциация своего Я отражает степень способности человека объективно воспринимать эмоционально нагруженные вопросы жизни в семье. Смешение чувств и эмоций (фузия) — феномен, мешающий эмоциональному отстранению от семьи. Фузия имеет отношение к двум аспектам личностной незрелости. Во-первых, происходит смешение мыслей и чувств, при котором объективность мышления сменяется эмоциональностью, а мышление становится слугой эмоций. После этого происходит оправдательная рационализация или интеллектуализация действий, вызванных эмоциональной незрелостью. Во-вто-Рых, фузия свидетельствует о недостатке интеллектуальных различий между двумя и более индивидами, как, например, в симбиоти-Ческих отношениях. В семейных системах фузия приводит к накоплению недифференцированной массы семейного «эго». Фузия созда-
В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот Часть L Депривационные нарушения в развитии ребенка...
ет конгломерат эмоциональных «неразделимостей», существующих на всех уровнях семейного бытия [Соколова, 2001]. Чем меньше члены семьи ощущают себя в безопасности, тем больше у них проявляется тенденция эмоционально цепляться друг за друга. Чем больше стрессового напряжения у индивида, тем активнее он ищет возможность себя обезопасить эмоциональной близостью в семье. Хроническое эмоциональное недомогание может привести к эмоциональному нездоровью индивида, неспособного отделить себя от своей семьи. Фузия между мужем и женой заставляет снимать напряжение за счет вовлечения в отношения третьей — уязвимой — стороны. Это способствует появлению триангуляции, т.е. созданию треугольников. Диады по своей природе нестабильны. Они неизбежно приводят к периодам эмоциональной холодности; сторона, чувствующая, что ее отвергли, сама попытается создать треугольник: вовлечь в отношения ребенка, мать и т.п. и получить от них поддержку. Треугольники более устойчивы по своим взаимосвязям и составляют фундамент любой эмоциональной системы. Треугольные взаимосвязи затрудняют эмоциональное отделение взрослеющего ребенка от семьи, т.к. родителям требуется помощь ребенка для поддержания устойчивых отношений между собой или ребенку требуется помощь родителей, чтобы выстоять в борьбе против других. При отсутствии конфликта треугольники состоят из комфортно чувствующей себя коалиции (как правило, мать и ребенок) и аутсайдера (как правило, отца). Фокус связи внутри треугольника периодически смещается. Когда треугольник переходит в состояние напряжения, позиция аутсайдера становится более выгодной. Если при возникновении напряженности между двумя элементами треугольника центр тяжести внутри треугольника сместить нельзя, то пара начинает создавать новые треугольники, вовлекая, например, другого ребенка. Типичный пример — семья в состоянии кризиса, делающая соучастниками в решении внутренних проблем соседей, учителей, психологов и т.д. Если семье удается втянуть посторонних, то она может вернуться к состоянию более комфортного гомеостаза.
Треугольная система надламывается, если у ребенка происходит самодифференциация, т.е. дифференциация своего Я. Однако в некоторых дисфункциональных семьях дети предпочитают путь эмоционального отключения, хотя на самом деле жаждут эмоциональной близости с родителями. Тем не менее такие дети избегают близости, поскольку она является для них опасной. Эмоциональное выключение сохраняет треугольник незыблемым и блокирует возможность дИфференциации. Чем сильнее эмоциональная выключенность, тем больше риск патологии, которая может проявиться в отношениях с новыми лицами. Самым уязвимым оказывается тот ребенок, который эмоционально наиболее близок родителям. У него больше вероятность развития симптомов психической патологии и меньше шансов на полноценную самоидентификацию, т.к. семья нуждается в нем для поддержания гомеостаза родительских взаимоотношений. Треугольники, как правило, включают в себя представителей более чем одного поколения, поэтому психическая патология может развиться как результат процесса мультигенерационной трансмиссии, т.е. передачи симптома из поколения в поколение с усилением от одного поколения к другому. Ребенок, являющийся членом семейного треугольника, может вырасти человеком с низким уровнем самодифференциации. Существует вероятность, что он может вступить в брак с индивидом со сходным уровнем самодифференциации. Их дети будут еще менее дифференцированными. После трансмиссии, через несколько поколений может появиться ребенок с такой неблагополучной самодифференциацией, что психическая патология будет почти неизбежной. Психическая патология почти всегда является результатом мультигенерационной трансмиссии [Соколова, 2001]. В рамках системной парадигмы интрапсихические 'проблемы членов семьи рассматриваются как последствия дисфункционального развития семейной системы. Источниками формирования семейных дисфункций считаются: искажение процесса передачи информации между членами семьи, нарушения в структуре семьи, феномен фузии, препятствующий адекватной сепарации от семьи. Описанный в данной главе краткий анализ психологических исследований, посвященных влиянию ближайшего окружения на развитие ребенка и факторам его депривации, позволил проследить Развитие представлений о данной проблеме от идеи негативного воздействия ранней разлуки с матерью, выдвинутой в теории объектных отношений, до признания негативного воздействия на ребенка Дисфункциональной семейной системы в целом. Часть I- Депривационные нарушения в развитии ребенка...
Глава 2 КОМПЕНСАЦИЯ ДЕПРИВАЦИОННЫХ РАСТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ-СИРОТ: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ ИЛИ СИРОТСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.159 (0.01 с.) |