Системный подход к изучению семейных дисфункций и личностных нарушений у членов семьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системный подход к изучению семейных дисфункций и личностных нарушений у членов семьи



Системный подход к семье сфокусирован на моделях и схемах взаимоотношений между членами системы. Системный подход не однороден. В его рамках имеются несколько направлений. Например, Е.Т. Соколова выделяет коммуникативно-стратегическое направле­ние, структурное направление и теорию Боуэна [Соколова, 2001]. Каждое из направлений по-своему определяет проблему семейной дисфункциональное™.

1.3.1. Коммуникативно-стратегическое направление

Коммуникативно-стратегическое направление в качестве источ­ника дисфункционального развития семьи принимает искажение про­цесса обмена информацией между членами семьи. Внутриличност-ные проблемы члена семьи, в том числе депривационная симптома-, тика и аддиктивные нарушения, рассматриваются как гомеостатичес-кий механизм, благодаря которому члены семьи поддерживают внут- j ренний функциональный баланс своей системы.

Реакцией на внешнюю угрозу является попытка восстановить]
баланс внутренних связей путем нарушений поведения. Относитель- ]
ное семейное благополучие поддерживается за счет эпизодических]
драк между родителями, т.к. более частые драки опасны, насилие]
может выйти из-под контроля. Озабоченность ребенка действиями!
родителей может выразиться в симптомах нарушения его пове-]
дения. ■■•• л.,..■..-.


Симптомы дезорганизации детского поведения служат негатив­ной обратной связью, которая оказывает определенное контролирую­щее воздействие на родителей. Расстройства поведения у ребенка заставляют родителей переключиться с собственных деструктивных отношений на поведение ребенка. Нарушения поведения ребенка начинают поддерживать семейное благополучие. Чем хуже ведет себя ребенок, тем больше возможностей для сохранения своей системы получает семья. Семья «загоняет» его в роль «идентифицированного пациента», т.е. объясняет свою деструктивность наличием наруше­ний поведения у ребенка. На самом деле нездоровой является семья в целом, а не ребенок, чье нарушенное поведение направлено на спа­сение системы.

Другим источником формирования семейных дисфункций явля­ется «двусмысленность и запутанность» правил поддержания взаи­моотношений между членами системы. Двусмысленность правил при­водит к дезорганизации системы, и нарушенное поведение способ­ствует восстановлению порядка в семье.

Правила семейных отношений проявляются, например, в схе­мах передачи информации в семье. Модели взаимоотношений в се­мье устанавливаются в зависимости от того, кто и кому передает информацию, какая информация и как передается. Нарушения схем коммуникаций проявляются в коммуникациях по принципу «двой­ной связи», представляющей собой один из наиболее разрушитель­ных и проблематичных видов обмена информацией, т.к. он состоит из двух несовместимых сообщений. Она может выражаться в про­тиворечивости родительских требований, когда оба родителя под­крепляют прямо противоположные особенности поведения ребенка или когда кто-то из родителей говорит одно, а на эмоциональном Уровне подразумевает другое. Например, на вербальном уровне ро­дители могут поощрять ребенка к близости и откровенности, упре­кать за скрытность и недоверие, на эмоциональном же уровне лю­бое искреннее признание ребенка в ошибках и просчетах или его Рассказы о прошлом опыте воспринимают враждебно и критично, с тревогой и отвержением. Поскольку ребенок не способен осмыс­лить эту ситуацию, он просто чувствует себя загнанным в угол: что бы он ни сделал, все будет плохо. Такая коммуникация способству-ет росту агрессии и девиантного поведения или возникновению не­вротических симптомов.



В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот


Частъ I. Депривационные нарушения в развитии ребенка...



 


1.3.2. Структурный подход

Структурный подход в большей степени акцентирует внимание на том, что удерживает нарушения поведения «на плаву», чем на причинах ее возникновения [Соколова, 2001]. Нарушения так или иначе подпитываются межличностными отношениями, поэтому ак­цент надо делать на патологии взаимоотношений в семье, а не на патологии интрапсихической структуры.

Выделяются два вида патологической структуры семей. Первый тип: разобщенные семьи с излишне жесткими границами между под­системами. Между членами семьи практически нет контактов. В ра­зобщенной семье наблюдается относительное нарушение структуры, порядка, власти. Связи между членами семьи слабы или отсутствуют вообще [Минухин, Фишман, 1998]. Подобные семьи напоминают пространство с хаотично движущимися частицами. В этих условиях формируется ощущение когнитивного хаоса, характерное для ребен­ка с депривационной симптоматикой. В таких семьях мать обычно пассивна и малоподвижна. Она переполнена отрицательными эмоци­ями, направленными на саму себя, она чувствует себя эксплуатируе­мой; в структуре ее личности, как правило, появляется депрессивная симптоматика. В разобщенных семьях есть риск появления у детей асоциальной симптоматики.

Второй тип дисфункциональных семей — семьи с запутанными взаимосвязями. Границы подсистем в этих семьях плохо очерчены, и участники системы слишком «замкнуты» друг на друге. Попытка кого-либо из них измениться вызывает ожесточенное сопротивление дру­гих [Минухин, Фишман, 1998]. Запутывание взаимосвязей между членами семей приводит к «растворению границ», обеспечивающих нормальное функционирование подсистем. В расширенной семье на­рушенная демаркация разграничительных линий может привести к осложнениям отношений между семьей-ядром и отпочковавшимися семьями (между родителями мужа и невесткой, родителями жены и зятем). При отсутствии дифференциации между ролью супруга и родителя не могут нормально функционировать ни родительская, ни супружеская подсистемы. Если между детьми не проводится разли­чий в соответствии с их возрастом и образовательным уровнем, под­система детей не может принимать нормального участия в процессе собственной социализации. При нарушении границ подсистемы вхо-


дяшего в семью индивида, последний лишается возможности разви­вать свою личностную самобытность и независимость.

Семья — открытая система. Жизнь постоянно ставит ее перед необходимостью что-то менять. Требования изменений могут быть вызваны переменами как во внешней среде, так и в связи с процес­сом развития семьи и личности. Семейные системы с дисфункциями откликаются на необходимость изменений появлением и развитием различных нарушений у членов семьи. Так сепарация взрослеющих детей и необходимость найти для родителей новые основания для сохранения семейной системы могут стать причиной появления у ребенка психической патологии, которая начинает выступать в каче­стве механизма адаптации семьи к неизбежным изменениям. Этот способ адаптации к изменяющейся среде называется тропизмом или положительным таксисом. Причины заболевания членов семьи коре­нятся в неспособности семьи качественно адаптироваться к изменя­ющимся условиям [Соколова, 2001].

1.3.3. Модель Боуэна,,.

Модель дисфункциональной семьи Боуэна описывает нарушения эмоциональной сферы как результат того, что пациенты не в состоя­нии отделить себя от своих родных семей. Отделение собственного Я — это способность эмоционально контролировать себя, находясь в то же время в эмоциональной близости с родственниками. Дифферен­циация своего Я отражает степень способности человека объективно воспринимать эмоционально нагруженные вопросы жизни в семье.

Смешение чувств и эмоций (фузия) — феномен, мешающий эмо­циональному отстранению от семьи. Фузия имеет отношение к двум аспектам личностной незрелости. Во-первых, происходит смешение мыслей и чувств, при котором объективность мышления сменяется эмоциональностью, а мышление становится слугой эмоций. После этого происходит оправдательная рационализация или интеллектуа­лизация действий, вызванных эмоциональной незрелостью. Во-вто-Рых, фузия свидетельствует о недостатке интеллектуальных разли­чий между двумя и более индивидами, как, например, в симбиоти-Ческих отношениях. В семейных системах фузия приводит к накоп­лению недифференцированной массы семейного «эго». Фузия созда-



В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот


Часть L Депривационные нарушения в развитии ребенка...



 


       
 
   
 


ет конгломерат эмоциональных «неразделимостей», существующих на всех уровнях семейного бытия [Соколова, 2001]. Чем меньше чле­ны семьи ощущают себя в безопасности, тем больше у них проявля­ется тенденция эмоционально цепляться друг за друга. Чем больше стрессового напряжения у индивида, тем активнее он ищет возмож­ность себя обезопасить эмоциональной близостью в семье. Хроническое эмоциональное недомогание может привести к эмоциональному не­здоровью индивида, неспособного отделить себя от своей семьи. Фу­зия между мужем и женой заставляет снимать напряжение за счет вовлечения в отношения третьей — уязвимой — стороны. Это спо­собствует появлению триангуляции, т.е. созданию треугольников. Диады по своей природе нестабильны. Они неизбежно приводят к периодам эмоциональной холодности; сторона, чувствующая, что ее отвергли, сама попытается создать треугольник: вовлечь в отноше­ния ребенка, мать и т.п. и получить от них поддержку. Треугольники более устойчивы по своим взаимосвязям и составляют фундамент любой эмоциональной системы.

Треугольные взаимосвязи затрудняют эмоциональное отделение взрослеющего ребенка от семьи, т.к. родителям требуется помощь ребенка для поддержания устойчивых отношений между собой или ребенку требуется помощь родителей, чтобы выстоять в борьбе про­тив других. При отсутствии конфликта треугольники состоят из ком­фортно чувствующей себя коалиции (как правило, мать и ребенок) и аутсайдера (как правило, отца). Фокус связи внутри треугольника периодически смещается. Когда треугольник переходит в состояние напряжения, позиция аутсайдера становится более выгодной. Если при возникновении напряженности между двумя элементами тре­угольника центр тяжести внутри треугольника сместить нельзя, то пара начинает создавать новые треугольники, вовлекая, например, другого ребенка. Типичный пример — семья в состоянии кризиса, делающая соучастниками в решении внутренних проблем соседей, учителей, психологов и т.д. Если семье удается втянуть посторонних, то она может вернуться к состоянию более комфортного гомеостаза.

Треугольная система надламывается, если у ребенка происходит самодифференциация, т.е. дифференциация своего Я. Однако в неко­торых дисфункциональных семьях дети предпочитают путь эмоцио­нального отключения, хотя на самом деле жаждут эмоциональной близости с родителями. Тем не менее такие дети избегают близости,


поскольку она является для них опасной. Эмоциональное выключе­ние сохраняет треугольник незыблемым и блокирует возможность дИфференциации. Чем сильнее эмоциональная выключенность, тем больше риск патологии, которая может проявиться в отношениях с новыми лицами.

Самым уязвимым оказывается тот ребенок, который эмоционально наиболее близок родителям. У него больше вероятность развития симптомов психической патологии и меньше шансов на полноцен­ную самоидентификацию, т.к. семья нуждается в нем для поддержа­ния гомеостаза родительских взаимоотношений. Треугольники, как правило, включают в себя представителей более чем одного поколе­ния, поэтому психическая патология может развиться как результат процесса мультигенерационной трансмиссии, т.е. передачи симптома из поколения в поколение с усилением от одного поколения к друго­му. Ребенок, являющийся членом семейного треугольника, может вырасти человеком с низким уровнем самодифференциации. Суще­ствует вероятность, что он может вступить в брак с индивидом со сходным уровнем самодифференциации. Их дети будут еще менее дифференцированными. После трансмиссии, через несколько поко­лений может появиться ребенок с такой неблагополучной самодиф­ференциацией, что психическая патология будет почти неизбежной. Психическая патология почти всегда является результатом мульти­генерационной трансмиссии [Соколова, 2001].

В рамках системной парадигмы интрапсихические 'проблемы членов семьи рассматриваются как последствия дисфункциональ­ного развития семейной системы. Источниками формирования се­мейных дисфункций считаются: искажение процесса передачи ин­формации между членами семьи, нарушения в структуре семьи, феномен фузии, препятствующий адекватной сепарации от семьи.

Описанный в данной главе краткий анализ психологических исследований, посвященных влиянию ближайшего окружения на развитие ребенка и факторам его депривации, позволил проследить Развитие представлений о данной проблеме от идеи негативного воздействия ранней разлуки с матерью, выдвинутой в теории объект­ных отношений, до признания негативного воздействия на ребенка Дисфункциональной семейной системы в целом.


Часть I- Депривационные нарушения в развитии ребенка...



 


           
 
 
   
 
   


Глава 2

КОМПЕНСАЦИЯ ДЕПРИВАЦИОННЫХ РАСТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ-СИРОТ: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ ИЛИ СИРОТСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.159 (0.01 с.)