Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа с семьей на экологическом уровне
8.1.1. Работа с общественным мнением В настоящее время, чтобы помочь замещающим семьям в их социальных и микросоциальных контактах, очень важно уделять внимание формированию позитивного имиджа замещающей семейной заботы. В современном российском менталитете любая замещающая семья, независимо от ее правового статуса, воспринимается как неполноценная, второсортная. Даже на усыновителей смотрят как на неудачников, неспособных родить собственных детей. Организация профессиональных семей зачастую вызывает протест, потому что родителей подозревают в корыстных намерениях. При этом население мало информировано о миссии замещающей семейной заботы, в том числе и профессиональной, в успешной социализации детей, нуждающихся в государственной защите, и о позитивном влиянии замещения на психосоциальное развитие самой семьи. В результате привлечение ресурсных семей к замещающей заботе оказывается крайне сложным, особенно в условиях города. Поэтому организация пиар-кампаний является одним из важных аспектов работы по созданию сети замещающих семей. Что важно учитывать при организации информационных кампаний? Прежде всего социальные, социально-психологические и социокультурные особенности объекта, т.е. потенциальных замещающих семей. По данным социологического и психологического исследований (общее количество респондентов 1200 человек), семьи, являю- щиеся ресурсными для замещающей заботы, имеют следующие особенности: — наличие в семье взрослых или подрастающих детей; ,, — более высокий образовательный статус жены по сравнению со статусом мужа; — доминирование жены в решении наиболее важных проблем . — возраст родителей 36—45 лет; — наличие в семье педагогов, воспитателей, социальных педаго — занятость родителей в сфере малого бизнеса; — многодетность семьи; — наличие в семье одного-двух детей при условии, что один из — неустойчивость семейного статуса родителей: незарегистриро
— относительно невысокий уровень доходов семьи, при условии, ; как вполне благополучное; ■ — готовность родителей отказаться от своей нынешней работы и заняться воспитанием сирот на профессиональной основе. Чтобы мотивировать население организовывать замещающую семейную заботу, необходимо использовать позитивные истории приема. Интересно, что подобные истории отражены в таких жизненных сценариях, сохранившихся в памяти поколений, как сказки. Так, в уральских сказах, литературно обработанных Павлом Бажовым, имеется много подобных историй. Не только события, происходящие с приемными детьми и принявшими их семьями, но даже имена приемных детей свидетельствуют о положительном влиянии замещающей семейной заботы на семью и ребенка. Например, приемную дочку зовут Даренка, и именно она приносит счастье и достаток в семью. Мастер Данила, покоривший саму Хозяйку Медной горы, тоже был приемным ребенком. В русских пословицах также есть высказывания, содержащие положительные отзывы о замещающей заботе. На- 15* пример." «сирота в дом — счастье в дом». Мировая художественная литература полна примерами положительного влияния замещающей семейной заботы на ребенка. Таков, в частности, образ Дэвида Коп-перфилда из романа Диккенса. Современная кинематографическая история Стюарта Литла из одноименного фильма — мышонка, принятого семейством Литлов на воспитание, — раскрывает проблемы становления принимающей семьи, динамику развития чувства привязанности у приемного ребенка и кровных членов семьи. Сам фильм можно использовать в качестве рекламы замещающей семьи. 8.1.2. Работа над картой СПСС Одним из методов работы с профессиональной замещающей семьей, помогающим наладить и урегулировать микросоциальные связи, является совместная работа специалиста из группы сопровождения и членов замещающей семьи, возможно потенциальной, над «картой социально-поддерживающей сети семьи» (карта СПСС). Само участие семьи в данной работе стимулирует обсуждение ресурсов, которые может ей предоставить социально-поддерживающая сеть. Это важно для семьи, поскольку переход в статус замещающей, тем более профессиональной, ставит ее в ситуацию общественного неодобрения и способствует возникновению дефицита социальной поддержки. Заполнение карты делает возможной общую встречу членов семьи и тех, в ком семья видит свою поддержку.
Процедура 1. Члены семьи совместно со специалистами службы отвечают на следующие вопросы: — Кого Вы считаете наиболее близкими для себя людьми? — Кого Вы можете попросить о помощи? — Кто из родственников лучше понимает ваши проблемы? — Кому из коллег, соучеников, учителей и т.д. Вы в большей сте , — Чего ждут от Вас друзья, близкие, учителя, начальство и т.д.? После этого обсуждается размер социальной сети, субъекты сети, качество и направленность их поддержки, возможности данной сети Часть III. Технология социальной и психологической помощи... 229 в поддержке семьи на сложных этапах приема. Обсуждается возможность привлечения новых субъектов к социально-поддерживающей сети. Строится карта сети. Карта представляет собой графическое изображение связей семьи как с индивидуумами, так и с социальными институтами, со всеми, кто в состоянии оказать действенную помощь семье в сложных ситуациях приема. Определяется вектор и характер ресурсных потоков. Собственно процесс составления эко-карты семьи основывается на символах и техниках, используемых при составлении генограмм и социограмм. Ниже приведены графические символы, которые используются при работе с данной техникой (табл. 1). Полученная информация заносится в карту. Отмечается вектор направленности ресурсных потоков, сила его выраженности.
Часть III. Технология социальной и психологической помощи...
2. Организуется общая встреча с членами сети, на которой специалисты говорят о миссии принимающей семьи, обсуждаются конкретные потребности семьи в помощи, возможный вклад субъектов сети. На эту встречу можно пригласить социально эффективных членов кровной семьи, которые могут стать членами сети. Пример работы с картой СПСС
Семья состоит из родителей и двух кровных детей Дочь - студентка, сын учится в 10 классе. Оба родителя работают. Мать работает в больнице медсестрой, отец - в коммунальной службе Семья принимает двух детей. В микросоциальную поддерживающую сеть семьи входят бабушка (мать матери), брат отца, друзья семьи, школа, где учится сын и будут учиться приемные дети, служба сопровождения семьи, коллеги по больнице, где работает мать. Линия, обозначающая сильный энергетичес- Таблица 2 Пример контракта о взаимопомощи между школой и профессиональной замещающей семьей
В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот
кий поток («сильный ресурс»), идет от друзей семьи и службы сопровождения. Остальные ресурсы слабые. Брат отца не является ресурсной фигурой. Наоборот, к нему течет энергия семьи. Задача общей встречи — активизировать обмен ресурсами между членами сети. Бабушка (живет отдельно) неодобрительно относится к приему. Считает, что дочь могла бы больше заботиться о ней и о своих детях. Специалисты определяют потребности бабушки в заботе. Бабушка вполне здорова, но чувствует себя одиноко: внуки выросли, дочь занята своей семьей и т.д. Она жалуется, что ей не помогают по хозяйству. Бабушка хотела бы получать больше внимания от семьи дочери. Специалисты службы вместе с бабушкой обсуждают, каким образом прием может способствовать решению этих проблем. Например, дочь будет больше нуждаться в ее помощи. За помощь со стороны бабушки семья, в свою очередь, поможет ей справиться с хозяйственными проблемами. Муж заменил когда-то своему брату отца, и вектор течения ресурсов остается однонаправленным (от семьи к брату). Брат — учитель математики, он может помочь детям в обучении. Специалисты помогают договориться о реальном вкладе брата в обучение и развитие детей. Из социально эффективных родственников у детей есть тетя, которая не в состоянии взять детей, так как сама воспитывает пятерых. Но она может приглашать детей в гости, способствовать укреплению их отношений с двоюродными братьями и сестрами, звонить и интересоваться их делами, поддерживать баланс в отношениях между детьми и приемной семьей.
По этому же принципу ведется работа и с другими членами сети. Работа над картой завершается заключением контракта между основными субъектами сети по взаимодействию и взаимопомощи. В контракте прописываются конкретные действия каждой из сторон (пример см. в табл. 2). Карта СПСС дает возможность семье осознать ресурсы социально-поддерживающей сети, ее конкретные возможности. 1 8.1.3. Информационные листы Еще одним методом, который используется на экологическом уровне работы с семьей, является сбор информации о ребенке и семье и ее оформление в виде информационных листов, так называемых рамок, (прилож. 3). В рамках дается информация о принимающей семье, ее членах, предпочтениях, правилах, доме, где будет жить
Часть III. Технология социальной и психологической помощи... ребенок (рамки 1, 3). Эти листы заполняются членами семьи совместно со специалистом службы и передаются ребенку для ознакомления. Так же представляются и сведения о ребенке (рамка 2). Ребенок получает лист о специалистах службы и возможностях установления с ними контактов (рамка 4).
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.012 с.) |