Работа с семьей на экологическом уровне 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с семьей на экологическом уровне



8.1.1. Работа с общественным мнением

В настоящее время, чтобы помочь замещающим семьям в их со­циальных и микросоциальных контактах, очень важно уделять вни­мание формированию позитивного имиджа замещающей семейной заботы. В современном российском менталитете любая замещающая семья, независимо от ее правового статуса, воспринимается как не­полноценная, второсортная. Даже на усыновителей смотрят как на неудачников, неспособных родить собственных детей. Организация профессиональных семей зачастую вызывает протест, потому что родителей подозревают в корыстных намерениях. При этом населе­ние мало информировано о миссии замещающей семейной заботы, в том числе и профессиональной, в успешной социализации детей, нуж­дающихся в государственной защите, и о позитивном влиянии заме­щения на психосоциальное развитие самой семьи. В результате при­влечение ресурсных семей к замещающей заботе оказывается крайне сложным, особенно в условиях города. Поэтому организация пиар-кампаний является одним из важных аспектов работы по созданию сети замещающих семей.

Что важно учитывать при организации информационных кампа­ний? Прежде всего социальные, социально-психологические и социо­культурные особенности объекта, т.е. потенциальных замещающих семей. По данным социологического и психологического исследова­ний (общее количество респондентов 1200 человек), семьи, являю-


щиеся ресурсными для замещающей заботы, имеют следующие осо­бенности:

— наличие в семье взрослых или подрастающих детей;

,, — более высокий образовательный статус жены по сравнению со статусом мужа;

— доминирование жены в решении наиболее важных проблем
s семьи;

. — возраст родителей 36—45 лет;

— наличие в семье педагогов, воспитателей, социальных педаго­
гов и социальных работников и психологов, желательно не име­
ющих опыта работы с детьми-сиротами;

— занятость родителей в сфере малого бизнеса;

— многодетность семьи;

— наличие в семье одного-двух детей при условии, что один из
родителей (чаще мать) или оба родителя воспитывались в мно­
годетных семьях;

— неустойчивость семейного статуса родителей: незарегистриро­
ванный брак или неустроенность брачных отношений женщи­
ны (разведенные женщины, вдовы) и т.д.;

— относительно невысокий уровень доходов семьи, при условии,
что члены семьи воспринимают свое финансовое положение

; как вполне благополучное;

■ — готовность родителей отказаться от своей нынешней работы и заняться воспитанием сирот на профессиональной основе.

Чтобы мотивировать население организовывать замещающую семейную заботу, необходимо использовать позитивные истории при­ема. Интересно, что подобные истории отражены в таких жизненных сценариях, сохранившихся в памяти поколений, как сказки. Так, в уральских сказах, литературно обработанных Павлом Бажовым, име­ется много подобных историй. Не только события, происходящие с приемными детьми и принявшими их семьями, но даже имена при­емных детей свидетельствуют о положительном влиянии замещаю­щей семейной заботы на семью и ребенка. Например, приемную доч­ку зовут Даренка, и именно она приносит счастье и достаток в семью. Мастер Данила, покоривший саму Хозяйку Медной горы, тоже был приемным ребенком. В русских пословицах также есть высказыва­ния, содержащие положительные отзывы о замещающей заботе. На-


15*


пример." «сирота в дом — счастье в дом». Мировая художественная литература полна примерами положительного влияния замещающей семейной заботы на ребенка. Таков, в частности, образ Дэвида Коп-перфилда из романа Диккенса. Современная кинематографическая история Стюарта Литла из одноименного фильма — мышонка, при­нятого семейством Литлов на воспитание, — раскрывает проблемы становления принимающей семьи, динамику развития чувства при­вязанности у приемного ребенка и кровных членов семьи. Сам фильм можно использовать в качестве рекламы замещающей семьи.

8.1.2. Работа над картой СПСС

Одним из методов работы с профессиональной замещающей се­мьей, помогающим наладить и урегулировать микросоциальные свя­зи, является совместная работа специалиста из группы сопровожде­ния и членов замещающей семьи, возможно потенциальной, над «кар­той социально-поддерживающей сети семьи» (карта СПСС).

Само участие семьи в данной работе стимулирует обсуждение ресурсов, которые может ей предоставить социально-поддерживаю­щая сеть. Это важно для семьи, поскольку переход в статус замеща­ющей, тем более профессиональной, ставит ее в ситуацию обществен­ного неодобрения и способствует возникновению дефицита социаль­ной поддержки. Заполнение карты делает возможной общую встречу членов семьи и тех, в ком семья видит свою поддержку.

Процедура

1. Члены семьи совместно со специалистами службы отвечают на следующие вопросы:

— Кого Вы считаете наиболее близкими для себя людьми?

— Кого Вы можете попросить о помощи?

— Кто из родственников лучше понимает ваши проблемы?

— Кому из коллег, соучеников, учителей и т.д. Вы в большей сте­
пени доверяете?

, — Чего ждут от Вас друзья, близкие, учителя, начальство и т.д.?

После этого обсуждается размер социальной сети, субъекты сети, качество и направленность их поддержки, возможности данной сети


Часть III. Технология социальной и психологической помощи... 229

в поддержке семьи на сложных этапах приема. Обсуждается возмож­ность привлечения новых субъектов к социально-поддерживающей сети. Строится карта сети. Карта представляет собой графическое изображение связей семьи как с индивидуумами, так и с социальны­ми институтами, со всеми, кто в состоянии оказать действенную по­мощь семье в сложных ситуациях приема. Определяется вектор и характер ресурсных потоков. Собственно процесс составления эко-карты семьи основывается на символах и техниках, используемых при составлении генограмм и социограмм. Ниже приведены графи­ческие символы, которые используются при работе с данной техни­кой (табл. 1).

Полученная информация заносится в карту. Отмечается вектор направленности ресурсных потоков, сила его выраженности.

 


Часть III. Технология социальной и психологической помощи...



 


2. Организуется общая встреча с членами сети, на которой специалисты говорят о миссии принимающей семьи, обсуждаются конкретные потребности семьи в помощи, возможный вклад субъектов сети. На эту встречу можно пригласить социально эффективных членов кровной семьи, которые могут стать членами сети.

Пример работы с картой СПСС

(Бабушка ]

Брат отца

Рис. 3. Пример карты СПСС

Семья состоит из родителей и двух кровных детей Дочь - студентка, сын учится в 10 классе. Оба родителя работают. Мать работа­ет в больнице медсестрой, отец - в коммунальной службе Семья принимает двух детей.


В микросоциальную поддерживающую сеть семьи входят бабушка (мать матери), брат отца, друзья семьи, школа, где учится сын и будут учиться приемные дети, служба сопровождения семьи, коллеги по боль­нице, где работает мать. Линия, обозначающая сильный энергетичес-

Таблица 2

Пример контракта о взаимопомощи между школой и профессиональной замещающей семьей

 

Школа обязуется: Родители обязуются:
• Не акцентировать внимание соучеников на том, что дети живут на условиях приема в семье. • Выявлять потребности детей в дополнительной образовательной помощи и ее организовывать. • Выявлять потребности детей в дополнительной образовательной помощи и ее организовывать. • В случае непосещения школы сообщать незамедлительно родителям. • Включать детей в групповые и индивидуальные формы социально-психологической помощи в школе. • Включать детей в систему школьного мониторинга и сопровождения. Отслеживать динамику их развития, выявлять мишени социальной, психологической, медицинской и педагогической помощи, своевременно корректировать нарушения. • Помогать детям в соблюдении режима. • Проверять посещение уроков, выполнение домашнего задания. • Посещать занятия для родителей, индивидуальные консультации. • Взаимодействовать с классным руководителем. • Способствовать совместному обсуждению проблем, возникающих в ходе адаптации ребенка к школе. • Способствовать тому, чтобы ребенок был включен в школьную систему социальной, психологической и педагогической помощи.
Договор действителен в течение трех месяцев после его заключения
Подпись завуча, классного руководителя: Подпись родителей:

В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот

кий поток («сильный ресурс»), идет от друзей семьи и службы сопро­вождения. Остальные ресурсы слабые. Брат отца не является ресурс­ной фигурой. Наоборот, к нему течет энергия семьи. Задача общей встречи — активизировать обмен ресурсами между членами сети. Ба­бушка (живет отдельно) неодобрительно относится к приему. Считает, что дочь могла бы больше заботиться о ней и о своих детях. Специали­сты определяют потребности бабушки в заботе. Бабушка вполне здо­рова, но чувствует себя одиноко: внуки выросли, дочь занята своей семьей и т.д. Она жалуется, что ей не помогают по хозяйству. Бабушка хотела бы получать больше внимания от семьи дочери. Специалисты службы вместе с бабушкой обсуждают, каким образом прием может способствовать решению этих проблем. Например, дочь будет больше нуждаться в ее помощи. За помощь со стороны бабушки семья, в свою очередь, поможет ей справиться с хозяйственными проблемами.

Муж заменил когда-то своему брату отца, и вектор течения ресур­сов остается однонаправленным (от семьи к брату). Брат — учитель математики, он может помочь детям в обучении. Специалисты помога­ют договориться о реальном вкладе брата в обучение и развитие детей. Из социально эффективных родственников у детей есть тетя, которая не в состоянии взять детей, так как сама воспитывает пяте­рых. Но она может приглашать детей в гости, способствовать укреп­лению их отношений с двоюродными братьями и сестрами, звонить и интересоваться их делами, поддерживать баланс в отношениях меж­ду детьми и приемной семьей.

По этому же принципу ведется работа и с другими членами сети. Работа над картой завершается заключением контракта между ос­новными субъектами сети по взаимодействию и взаимопомощи. В кон­тракте прописываются конкретные действия каждой из сторон (при­мер см. в табл. 2). Карта СПСС дает возможность семье осознать ре­сурсы социально-поддерживающей сети, ее конкретные возможности.

1 8.1.3. Информационные листы

Еще одним методом, который используется на экологическом уровне работы с семьей, является сбор информации о ребенке и се­мье и ее оформление в виде информационных листов, так называе­мых рамок, (прилож. 3). В рамках дается информация о принимаю­щей семье, ее членах, предпочтениях, правилах, доме, где будет жить


 

 

Часть III. Технология социальной и психологической помощи...

ребенок (рамки 1, 3). Эти листы заполняются членами семьи совме­стно со специалистом службы и передаются ребенку для ознакомле­ния. Так же представляются и сведения о ребенке (рамка 2). Ребенок получает лист о специалистах службы и возможностях установления с ними контактов (рамка 4).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.012 с.)