Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Замещающая семья с позиции теории семейных систем (модель А.Б. Холмогоровой)
А.Б. Холмогорова [1999, 2000, 2002] предложила четырехаспектную модель анализа семейной системы, которая соотносится со вторым уровнем мультимодальной модели Оудсхоорна. Эта модель позволяет систематизировать наиболее важные характеристики семейной системы, изучавшиеся в рамках разных направлений системной семейной психотерапии. Выделяются следующие аспекты семейной системы: структура семьи, микро- и макродинамика семейной системы, идеология семьи. В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот Частъ П. Профессиональная замещающая семья...
3.2.1. Аспект первый: структура семьи Под структурой семьи понимается квазипространственный срез семейной системы. Важнейшими понятиями при описании семейной структуры являются понятия связи и иерархии. Связь определяется как психологическое расстояние между членами семьи. В качестве двух дисфункций связи выделяются симбиоз (сверхвключенность) и разобщенность. Дети-сироты, для которых характерна несформиро-ванность или нарушение чувства привязанности, базового доверия к миру, стремятся удовлетворить свою потребность в близости за счет контакта с замещающей семьей. Однако нередко невозможность «насыщения» потребности в близости с членами семьи может стать причиной ощущения внутренней сегрегации у ребенка. В семьях, склонных к установлению симбиотических отношений, члены семьи оказываются настолько связанными между собой, что система «выталкивает» приемного ребенка. Наличие в семье другой дисфункции связи — разобщенности — также негативно влияет на процесс интеграции ребенка-сироты, т.к. члены семьи не имеют стереотипов близких отношений и сами страдают от ощущения внутренней изоляции. Иерархия определяет отношения доминантности-подчинения в семье. М. Боуэн [1978, 1992] показал, что в дисфункциональных семьях власть часто узурпируется одним из родителей при слабой фигуре другого и наличии ребенка, зависящего от сильного родителя. Ребенок-сирота, попадающий в подобную семью либо из формальной, жестко иерархизированной среды сиротского учреждения, либо из хаоса асоциальной семьи, привык воспринимать мир как мало прогнозируемый и нестабильный и продолжает считать его не поддающимся контролю и регуляции. Это значительно снижает возможности замещающей семьи в компенсации когнитивных депривацион-ных нарушений.
Сама семейная система состоит из подсистем — более мелких систем внутри целостной системы; как правило, выделяется детская и родительская подсистемы. Подсистемы разделены внутренними границами, которые характеризуются большей или меньшей степенью жесткости. Объединения между членами подсистем называются коалициями; образование коалиций приводит к нарушению внутренних границ. Выше обсуждалось, что нередким явлением в семьях является триангуляция: попытка использовать третьего для решения конф- ликта, возникшего между двумя другими членами. В подобных ситуациях нарушенное поведение приемного ребенка нередко используется в супружеской подсистеме как почва для объединения, что может косвенно способствовать закреплению нарушенного поведения. Одновременно с этим прием ребенка может способствовать восстановлению границ между детской и родительской подсистемами, что позволяет кровным детям более безболезненно пройти этап сепарации, то есть перейти к более самостоятельному и независимому от родителей функционированию. Семейная структура характеризуется не только внутренними, но и внешними границами: степенью открытости семьи как системы для контактов с внешним миром. Слишком открытая система похожа «на проходной двор», куда в любую минуту могут вторгнуться извне. Она не дает семье чувства комфорта и безопасности. Не менее опасна и чрезмерная закрытость системы, которая ведет к страху перед внешним миром, отсутствию навыков общения с другими людьми, повышенной тревожности [Холмогорова, 1999, 2000, 2002]. Профессиональная замещающая семья, на наш взгляд, должна иметь достаточно открытые внешние границы, т.к. дети-сироты могут то появляться, то уходить из семьи, и быть достаточно восприимчивой к внешним воздействиям, поскольку нуждается в различных видах сопровождения. В случае когда внешние границы замещающей семьи закрыты, семья в недостаточной мере справляется со своими профессиональными задачами. Замкнутое развитие профессиональной замещающей семьи, имеющей закрытые жесткие границы (например, тип «семья—крепость»), является дисфункциональным и неадекватно профессиональным целям.
3.2.2. Аспект второй: микродинамика Процесс включения внешнего для системы элемента — ребенка-сироты — не только влияет на внутреннее пространство семьи, приводя к переструктурированию границ между подсистемами коалиций и иерархии, но и меняет внутреннюю динамику системы. Понятие микродинамики позволяет анализировать особенности Функционирования семейной системы на актуальном уровне [Холмогорова, 1999, 2000, 2002]. В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот Часть II. Профессиональная замещающая семья...
Оно включает: • семейные роли или устойчивые функции в работе системы, за • модели взаимодействия или вытекающие из семейных ролей • циркулирование информации в семейной системе, которое мо • стиль эмоциональной коммуникации, характеризующийся ба • эффективное или неэффективное распределение по членам се • метакоммуникацию — процессы совместного обсуждения и ос • триангуляцию — использование третьего для решения конф С одной стороны, процесс включения ребенка-сироты в семью оказывает влияние на характер ее функционирования на уровне микродинамики, изменяя роли и связанные с ними отношения и коммуникативные модели. С другой стороны, показатели семейной микродинамики базисной семьи в значительной степени характеризуют ее адаптивный потенциал. Четкое распределение заданий и отсутствие противоречий в коммуникации крайне важно для снижения когнитивного хаоса, характерного для приемных детей. Важным является и открытое циркулирование информации, которое способствует скорейшему решению возникающих конфликтов, тогда как коммуникация, сопровождающаяся секретами и непроговоренностью, приводит к превращению конфликтов в хронические. Неблагоприятным для адаптации является такая коммуникативная модель, как доминирование критики над похвалой. Наконец, возможность открытого обсуждения всего происходящего в семье способствует развитию эмоциональной зрелости, самоуважения, умения анализировать свои и чужие поступки, формирует доверие к миру и ощущение его предсказуемости и надежности. 3.2.3. Аспект третий: макродинамика Макродинамика семейной системы включает следующие понятия [Холмогорова, 1999, 2000, 2002]: • семейная история, или семейная эволюция (традиция изучения
• семейные сценарии: устойчивые модели микродинамики и струк • циклы развития: этапы, ставящие перед семейной системой • сопротивление семейной системы тем изменениям, которые яв • ресурсы для изменений (крайне важное понятие для организа • общий культурный и исторический контекст, в котором разви • полоролевые стереотипы. Поскольку уровень макродинамики является наиболее устойчивым пластом функционирования семейной системы, то и поиск «психологической ниши» для включения приемного ребенка в систему и ресурсов семьи для его адаптации необходимо начинать на этом уровне. Гипотеза Боуэна [1978] о том, что модели взаимоотношений предыдущих поколений могут обеспечить неявные модели семейного функционирования в следующих поколениях, в определенной мере объясняет, например, тот факт, что приемные дети появляются в семьях, Для которых характерна многодетность в поколениях. Одной из функций приема, на наш взгляд, является определенное воздействие на Дисфункциональные модели в вертикальной системе семьи, когда одной из мотиваций приема является освобождение от прошлого семейного сценария и возрождение семьи после грубых дисфункций в предшествующих поколениях, таких как алкоголизм или ранняя смерть. 6 В. Н. Ослон В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот Часть II. Профессиональная замещающая семья...
У самих приемных детей — выходцев из асоциальных семей — негативные модели вертикальной системы могут быть нивелированы за счет большего потенциала развития замещающих семей, для этого потенциальные принимающие семьи должны проходить психологический отбор по критерию «здоровье». При этом каждая семья имеет свой потенциал для перестройки на новом цикле развития. Поэтому необходим отбор семей и психологическая подготовка к приему детей. Чрезвычайно важным понятием макродинамики является сопротивление изменениям. Классики системного подхода [Берталанфи, 1973] считали, что система постоянно находится в состоянии изменения и стремится, с одной стороны, к сохранению сложившихся стереотипов (гомеостазу), а с другой — к развитию и переходу на более высокий уровень функционирования. Это противоречие значительно осложняет развитие семейной системы. В рамках системной семейной терапии рассматриваются, например, такие способы сопротивления изменениям и поддержания семейного гомеостаза на кризисных этапах развития семьи, как девиантное поведение, соматоформные и психотические расстройства одного из членов семьи (нередко ребенка). То есть дисфункции семьи проявляются через выдвижение «идентифицированного клиента» — члена семьи, на которого перекладывается груз семейных проблем и с которым связываются все причины неблагополучия [Haley, 1963; Satir et al., 1975; Черников, 1997].
Ситуация приема выступает для некоторых семей как попытка избежать изменений внутренних отношений с помощью изменения семейной структуры за счет включения новых членов. Для российской семьи, из-за слабости супружеской подсистемы, одним из наиболее кризисных этапов развития является «пустое гнездо» — ситуация, возникающая после того, как повзрослевшие дети покидают дом. Канун «пустого гнезда» повышает уровень тревоги семьи настолько, что система начинает работать в кризисном режиме. Таким образом, мотивация приема детей-сирот может быть связана, во-первых, со стремлением разрешить новые проблемы прежним способом (прием ребенка после того, как собственные дети повзрослели), во-вторых, с попыткой разрешить старые, накопившиеся в семейной системе проблемы за счет включения в семью новых членов. Данный факт очень важно учитывать при отборе и подготовке семей к приему, т.к. новая система — замещающая семья — может обрушиться под тяжестью неразрешенных проблем базисной семьи. В определенной мере нарушения поведения у приемного ребенка, особенно с течением времени, становятся такой же «коммуникатив- ной метафорой», т.е. шифром потребностей семейной системы, как и нарушения у кровных членов семьи. В процессе своей макродинамики семья как социальная система проходит определенные циклы развития. Например, период ухаживания, фаза без детей, экспансия (от рождения первого ребенка до рождения последнего: семья с маленькими детьми), стабилизация (фаза зрелого брака), фаза, в которой дети покидают дом, «пустое гнездо» (супруги снова одни после отъезда детей), фаза, в которой кто-то из пары остается один после смерти партнера [Черников, 1997]. Как показало исследование, прием ребенка-сироты можно соотнести с определенным циклом развития семьи. Качественные изменения, происходящие с семьей в процессе интеграции и адаптации, свидетельствуют о том, что замещающую семью можно рассматривать как специфический цикл развития семьи, внутри которого имеют место свои этапы становления, свои нормативные и ненормативные кризисы. Включение ребенка-сироты в семью нередко застает систему на этапе попытки достигнуть гомеостаза с помощью привычных моделей функционирования.
Идея о наличии ресурсов для изменений в семьях позволяет сделать оптимистический прогноз о возможности реабилитации кровных семей детей, лишенных родительской заботы, и эффективности психологической помощи на кризисных этапах развития приемной семьи. 3.2.4. Аспект четвертый: идеология семейной системы Можно выделить следующие компоненты семейной идеологии [Холмогорова, 1999]: • семейные нормы и правила, т.е. те основания, на которых стро • делегирование требований и ожиданий в семье; их противоре • мифы — семейные концепции, легенды и верования, касающи • семейные ценности — это то, что открыто одобряется и культи 6* В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот • традиции и ритуалы — повторяющиеся, узаконенные действия, имеющие символический смысл; важный фактор стабилизации системы, опорные элементы, укрепляющие ее или редуцирующие тревогу ее членов. Семейная идеология является одной из наиболее сензитивных областей приема. Неадекватные ожидания семьи к своему новому члену и друг к другу становятся одной из главных причин его отвержения. Ребенок-сирота, пытаясь интегрироваться в систему, прежде всего сталкивается с барьером из семейных правил и норм, которые и сама семья крайне слабо осознает. Как показало исследование, своеобразным психологическим «входом» в семью является принятие приемными детьми норм и правил семьи. Поэтому одним из направлений психологической помощи профессиональной замещающей семье должно стать достижение определенной согласованности в понимании членами семьи и приемным ребенком этих правил и норм. Для многих из обследованных семей одной из внутренних мотиваций приема стало преодоление зловещих семейных мифов, касающихся деструктивных моментов семейной истории в виде повторяющихся в поколениях девиаций (алкоголизации, асоциальных действий), от которых страдали другие члены семьи. М. Боуэн сформулировал обобщенные критерии дисфункциональ-ности семейной системы, которые могут служить опорой при разработке критериев отбора семей, а именно: низкий уровень автономии, недифференцированность массы «ты» и «они», закрытые границы, ригидность правил и норм, низкий уровень эмоциональной поддержки, неразвитая метакоммуникация. С этих позиций систему функционирования любого сиротского учреждения можно рассматривать как дисфункциональную. Все четыре аспекта семейной системы тесно взаимосвязаны меж Глава 4
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 908; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.02 с.) |