Замещающая семья с позиции теории семейных систем (модель А.Б. Холмогоровой) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Замещающая семья с позиции теории семейных систем (модель А.Б. Холмогоровой)



А.Б. Холмогорова [1999, 2000, 2002] предложила четырехаспектную модель анализа семейной системы, которая соотносится со вто­рым уровнем мультимодальной модели Оудсхоорна. Эта модель по­зволяет систематизировать наиболее важные характеристики семей­ной системы, изучавшиеся в рамках разных направлений системной семейной психотерапии. Выделяются следующие аспекты семейной системы: структура семьи, микро- и макродинамика семейной систе­мы, идеология семьи.



В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот


Частъ П. Профессиональная замещающая семья...


 


           
   
     
 
 
 


3.2.1. Аспект первый: структура семьи

Под структурой семьи понимается квазипространственный срез семейной системы. Важнейшими понятиями при описании семейной структуры являются понятия связи и иерархии. Связь определяется как психологическое расстояние между членами семьи. В качестве двух дисфункций связи выделяются симбиоз (сверхвключенность) и разобщенность. Дети-сироты, для которых характерна несформиро-ванность или нарушение чувства привязанности, базового доверия к миру, стремятся удовлетворить свою потребность в близости за счет контакта с замещающей семьей. Однако нередко невозможность «на­сыщения» потребности в близости с членами семьи может стать при­чиной ощущения внутренней сегрегации у ребенка. В семьях, склон­ных к установлению симбиотических отношений, члены семьи ока­зываются настолько связанными между собой, что система «вытал­кивает» приемного ребенка. Наличие в семье другой дисфункции связи — разобщенности — также негативно влияет на процесс интег­рации ребенка-сироты, т.к. члены семьи не имеют стереотипов близ­ких отношений и сами страдают от ощущения внутренней изоляции.

Иерархия определяет отношения доминантности-подчинения в семье. М. Боуэн [1978, 1992] показал, что в дисфункциональных се­мьях власть часто узурпируется одним из родителей при слабой фи­гуре другого и наличии ребенка, зависящего от сильного родителя. Ребенок-сирота, попадающий в подобную семью либо из формаль­ной, жестко иерархизированной среды сиротского учреждения, либо из хаоса асоциальной семьи, привык воспринимать мир как мало прогнозируемый и нестабильный и продолжает считать его не подда­ющимся контролю и регуляции. Это значительно снижает возможно­сти замещающей семьи в компенсации когнитивных депривацион-ных нарушений.

Сама семейная система состоит из подсистем — более мелких сис­тем внутри целостной системы; как правило, выделяется детская и ро­дительская подсистемы. Подсистемы разделены внутренними граница­ми, которые характеризуются большей или меньшей степенью жесткос­ти. Объединения между членами подсистем называются коалициями; образование коалиций приводит к нарушению внутренних границ.

Выше обсуждалось, что нередким явлением в семьях является триангуляция: попытка использовать третьего для решения конф-


ликта, возникшего между двумя другими членами. В подобных ситу­ациях нарушенное поведение приемного ребенка нередко использу­ется в супружеской подсистеме как почва для объединения, что мо­жет косвенно способствовать закреплению нарушенного поведения. Одновременно с этим прием ребенка может способствовать восста­новлению границ между детской и родительской подсистемами, что позволяет кровным детям более безболезненно пройти этап сепара­ции, то есть перейти к более самостоятельному и независимому от родителей функционированию.

Семейная структура характеризуется не только внутренними, но и внешними границами: степенью открытости семьи как системы для контактов с внешним миром. Слишком открытая система похожа «на проходной двор», куда в любую минуту могут вторгнуться извне. Она не дает семье чувства комфорта и безопасности. Не менее опас­на и чрезмерная закрытость системы, которая ведет к страху перед внешним миром, отсутствию навыков общения с другими людьми, повышенной тревожности [Холмогорова, 1999, 2000, 2002].

Профессиональная замещающая семья, на наш взгляд, должна иметь достаточно открытые внешние границы, т.к. дети-сироты мо­гут то появляться, то уходить из семьи, и быть достаточно восприим­чивой к внешним воздействиям, поскольку нуждается в различных видах сопровождения. В случае когда внешние границы замещающей семьи закрыты, семья в недостаточной мере справляется со своими профессиональными задачами. Замкнутое развитие профессиональ­ной замещающей семьи, имеющей закрытые жесткие границы (на­пример, тип «семья—крепость»), является дисфункциональным и не­адекватно профессиональным целям.

3.2.2. Аспект второй: микродинамика

Процесс включения внешнего для системы элемента — ребенка-сироты — не только влияет на внутреннее пространство семьи, при­водя к переструктурированию границ между подсистемами коалиций и иерархии, но и меняет внутреннюю динамику системы.

Понятие микродинамики позволяет анализировать особенности Функционирования семейной системы на актуальном уровне [Холмо­горова, 1999, 2000, 2002].


В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот


Часть II. Профессиональная замещающая семья...



 


               
   
     
 
 
 
     
 


Оно включает:

• семейные роли или устойчивые функции в работе системы, за­
крепленные за каждым из ее членов;

• модели взаимодействия или вытекающие из семейных ролей
устойчивые коммуникативные стереотипы: ссоры, конфликты,
обиды и т.д.;

• циркулирование информации в семейной системе, которое мо­
жет быть либо эффективным и открытым, либо дисфункцио­
нальным (по типу двойной связи), либо неполным (при нали­
чии «семейных секретов»);

• стиль эмоциональной коммуникации, характеризующийся ба­
лансом положительных и отрицательных эмоций, соотношени­
ем критики и похвалы в адрес друг друга и степенью открыто­
сти выражения чувств в системе;

• эффективное или неэффективное распределение по членам се­
мьи функций, обеспечивающих поддержку семейной системы;

• метакоммуникацию — процессы совместного обсуждения и ос­
мысления членами семьи того, что в ней происходит;

• триангуляцию — использование третьего для решения конф­
ликта между двумя.

С одной стороны, процесс включения ребенка-сироты в семью ока­зывает влияние на характер ее функционирования на уровне микроди­намики, изменяя роли и связанные с ними отношения и коммуникатив­ные модели. С другой стороны, показатели семейной микродинамики базисной семьи в значительной степени характеризуют ее адаптивный потенциал. Четкое распределение заданий и отсутствие противоречий в коммуникации крайне важно для снижения когнитивного хаоса, харак­терного для приемных детей. Важным является и открытое циркулиро­вание информации, которое способствует скорейшему решению возни­кающих конфликтов, тогда как коммуникация, сопровождающаяся сек­ретами и непроговоренностью, приводит к превращению конфликтов в хронические. Неблагоприятным для адаптации является такая комму­никативная модель, как доминирование критики над похвалой. Нако­нец, возможность открытого обсуждения всего происходящего в семье способствует развитию эмоциональной зрелости, самоуважения, умения анализировать свои и чужие поступки, формирует доверие к миру и ощущение его предсказуемости и надежности.


3.2.3. Аспект третий: макродинамика

Макродинамика семейной системы включает следующие поня­тия [Холмогорова, 1999, 2000, 2002]:

• семейная история, или семейная эволюция (традиция изучения
этого параметра идет от М. Бовена [1978], который доказал, что в
семейной истории происходит накопление дисфункциональных
моделей, в конце концов приводящее к патологии ее членов);

• семейные сценарии: устойчивые модели микродинамики и струк­
турной организации, повторяющиеся из поколения в поколение;

• циклы развития: этапы, ставящие перед семейной системой
новые задачи;

• сопротивление семейной системы тем изменениям, которые яв­
ляются необходимыми с точки зрения решения задач нового
цикла;

• ресурсы для изменений (крайне важное понятие для организа­
ции помощи приемной семье): это сильные стороны семьи, та­
кие как возможность открыто обсуждать проблемы, любовь,
искренняя заинтересованность;

• общий культурный и исторический контекст, в котором разви­
валась и развивается семейная система: культурные традиции,
ценности и т.д.;

• полоролевые стереотипы.

Поскольку уровень макродинамики является наиболее устойчи­вым пластом функционирования семейной системы, то и поиск «пси­хологической ниши» для включения приемного ребенка в систему и ресурсов семьи для его адаптации необходимо начинать на этом уров­не. Гипотеза Боуэна [1978] о том, что модели взаимоотношений пре­дыдущих поколений могут обеспечить неявные модели семейного функ­ционирования в следующих поколениях, в определенной мере объяс­няет, например, тот факт, что приемные дети появляются в семьях, Для которых характерна многодетность в поколениях. Одной из функ­ций приема, на наш взгляд, является определенное воздействие на Дисфункциональные модели в вертикальной системе семьи, когда од­ной из мотиваций приема является освобождение от прошлого семей­ного сценария и возрождение семьи после грубых дисфункций в пред­шествующих поколениях, таких как алкоголизм или ранняя смерть.

6 В. Н. Ослон


В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот


Часть II. Профессиональная замещающая семья...


 


У самих приемных детей — выходцев из асоциальных семей — негативные модели вертикальной системы могут быть нивелированы за счет большего потенциала развития замещающих семей, для этого потенциальные принимающие семьи должны проходить психологичес­кий отбор по критерию «здоровье». При этом каждая семья имеет свой потенциал для перестройки на новом цикле развития. Поэтому необ­ходим отбор семей и психологическая подготовка к приему детей.

Чрезвычайно важным понятием макродинамики является сопро­тивление изменениям. Классики системного подхода [Берталанфи, 1973] считали, что система постоянно находится в состоянии измене­ния и стремится, с одной стороны, к сохранению сложившихся сте­реотипов (гомеостазу), а с другой — к развитию и переходу на более высокий уровень функционирования. Это противоречие значительно осложняет развитие семейной системы. В рамках системной семей­ной терапии рассматриваются, например, такие способы сопротивле­ния изменениям и поддержания семейного гомеостаза на кризисных этапах развития семьи, как девиантное поведение, соматоформные и психотические расстройства одного из членов семьи (нередко ребен­ка). То есть дисфункции семьи проявляются через выдвижение «иден­тифицированного клиента» — члена семьи, на которого перекладыва­ется груз семейных проблем и с которым связываются все причины неблагополучия [Haley, 1963; Satir et al., 1975; Черников, 1997].

Ситуация приема выступает для некоторых семей как попытка избежать изменений внутренних отношений с помощью изменения семейной структуры за счет включения новых членов. Для россий­ской семьи, из-за слабости супружеской подсистемы, одним из наи­более кризисных этапов развития является «пустое гнездо» — ситуа­ция, возникающая после того, как повзрослевшие дети покидают дом. Канун «пустого гнезда» повышает уровень тревоги семьи настолько, что система начинает работать в кризисном режиме.

Таким образом, мотивация приема детей-сирот может быть свя­зана, во-первых, со стремлением разрешить новые проблемы прежним способом (прием ребенка после того, как собственные дети повзрос­лели), во-вторых, с попыткой разрешить старые, накопившиеся в се­мейной системе проблемы за счет включения в семью новых членов. Данный факт очень важно учитывать при отборе и подготовке семей к приему, т.к. новая система — замещающая семья — может обру­шиться под тяжестью неразрешенных проблем базисной семьи. В определенной мере нарушения поведения у приемного ребенка, особенно с течением времени, становятся такой же «коммуникатив-


ной метафорой», т.е. шифром потребностей семейной системы, как и нарушения у кровных членов семьи.

В процессе своей макродинамики семья как социальная система проходит определенные циклы развития. Например, период ухажива­ния, фаза без детей, экспансия (от рождения первого ребенка до рожде­ния последнего: семья с маленькими детьми), стабилизация (фаза зре­лого брака), фаза, в которой дети покидают дом, «пустое гнездо» (суп­руги снова одни после отъезда детей), фаза, в которой кто-то из пары остается один после смерти партнера [Черников, 1997]. Как показало исследование, прием ребенка-сироты можно соотнести с определенным циклом развития семьи. Качественные изменения, происходящие с се­мьей в процессе интеграции и адаптации, свидетельствуют о том, что замещающую семью можно рассматривать как специфический цикл развития семьи, внутри которого имеют место свои этапы становления, свои нормативные и ненормативные кризисы. Включение ребенка-сиро­ты в семью нередко застает систему на этапе попытки достигнуть гомео­стаза с помощью привычных моделей функционирования.

Идея о наличии ресурсов для изменений в семьях позволяет сде­лать оптимистический прогноз о возможности реабилитации кровных семей детей, лишенных родительской заботы, и эффективности психо­логической помощи на кризисных этапах развития приемной семьи.

3.2.4. Аспект четвертый: идеология семейной системы

Можно выделить следующие компоненты семейной идеологии [Холмогорова, 1999]:

• семейные нормы и правила, т.е. те основания, на которых стро­
ится жизнь семьи; нечеткость правил и норм, их непроговорен-
ность могут приводить к конфузу и сбивать с толку, а при
переходе к новым этапам, связанным с необходимостью изме­
нений, тормозить развитие как всей системы, так и отдельных
ее членов;

• делегирование требований и ожиданий в семье; их противоре­
чивость и несогласованность ведут к внутренним конфликтам
и противоречиям в развитии;

• мифы — семейные концепции, легенды и верования, касающи­
еся семейной истории;

• семейные ценности — это то, что открыто одобряется и культи­
вируется;

6*


В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот


• традиции и ритуалы — повторяющиеся, узаконенные действия, имеющие символический смысл; важный фактор стабилизации системы, опорные элементы, укрепляющие ее или редуцирую­щие тревогу ее членов.

Семейная идеология является одной из наиболее сензитивных областей приема. Неадекватные ожидания семьи к своему новому члену и друг к другу становятся одной из главных причин его отвер­жения. Ребенок-сирота, пытаясь интегрироваться в систему, прежде всего сталкивается с барьером из семейных правил и норм, которые и сама семья крайне слабо осознает. Как показало исследование, сво­еобразным психологическим «входом» в семью является принятие приемными детьми норм и правил семьи. Поэтому одним из направ­лений психологической помощи профессиональной замещающей се­мье должно стать достижение определенной согласованности в пони­мании членами семьи и приемным ребенком этих правил и норм.

Для многих из обследованных семей одной из внутренних моти­ваций приема стало преодоление зловещих семейных мифов, касаю­щихся деструктивных моментов семейной истории в виде повторяю­щихся в поколениях девиаций (алкоголизации, асоциальных действий), от которых страдали другие члены семьи.

М. Боуэн сформулировал обобщенные критерии дисфункциональ-ности семейной системы, которые могут служить опорой при разра­ботке критериев отбора семей, а именно: низкий уровень автономии, недифференцированность массы «ты» и «они», закрытые границы, ригидность правил и норм, низкий уровень эмоциональной поддерж­ки, неразвитая метакоммуникация. С этих позиций систему функци­онирования любого сиротского учреждения можно рассматривать как дисфункциональную.

Все четыре аспекта семейной системы тесно взаимосвязаны меж­
ду собой. Например, введению правил (идеологии), адекватных раз­
витию семьи в качестве профессиональной замещающей семьи, мо­
жет препятствовать неспособность предыдущих поколений семьи
вырабатывать правила, адекватные жизненным изменениям (макро­
динамика). Поэтому в процессе осуществления помощи семье необ­
ходимо отслеживать все эти аспекты.,


Глава 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 908; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.02 с.)