Психическое и телесное Я ребенка-сироты и компенсаторные возможности семьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психическое и телесное Я ребенка-сироты и компенсаторные возможности семьи



С целью изучения соматического и нервного психического стату­са приемных детей нами были изучены их медицинские заключения. Анализ данных медицинских заключений о нервно-психическом ста­тусе детей-сирот на начало приема показал, что практически все дети имели различного уровня когнитивные расстройства. Олигофрения была диагностирована у 25,6% детей, пограничная умственная отста­лость вследствие раннего органического поражения ЦНС — у 27,9%, задержка психического развития вследствие раннего органического поражения ЦНС — у 31,2%. У детей были выявлены последствия перинатальных вредностей: церебрастенический синдром, резидуаль-ные явления энцефалопатии. Всем детям был выставлен диагноз «не-врозоподобный синдром».

Данная симптоматика, по нашему мнению, отражает нарушения объектных отношений на самых ранних (пренатальном и натальном) этапах развития. Это в значительной степени связано как с аддик-тивными нарушениями в поведении матерей, так и с накоплением негативных моделей в поколениях, которые уже на эндогенном уров­не начинают влиять на наследуемую морфологическую, физиологи­ческую и биохимическую организацию.

Широко представлены последствия перинатальных расстройств, которые, по всей вероятности, свидетельствуют о том, что «первичная идентичность» ребенка с матерью к моменту формирования психичес­кого и телесного Я ребенка была нарушена. Изучение медицинских заключений выявило целый регистр психосоматических заболеваний.

Высший ранг занимают изменения в коже, что отражает в опре­деленной мере нарушения границ Я, типичные для ребенка, развива­ющегося в условиях разрушения первичной идентичности и деструк­ции границ.

Практически каждый второй приемный ребенок страдает различ­ными соматоформными вегетативными дисфункциями различных органов и систем.

Отсутствие матери или «плохая» мать, не понимающая аффек­тивный язык органов ребенка [Jacobson, 1954], приводит к тому, что у ребенка также формируется непонимание этого языка, что препят­ствует развитию соматовегетативной регуляции.


 


 



В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот


Часть II. Профессиональная замещающая семья...



 


«Неудачное» соединение симптомов, обусловленных органичес­кой неполноценностью почвы развития, и различного рода послед­ствий нарушений (пренатальных, натальных и постнатальных объект­ных отношений) приводит в определенной мере к патологическому формирование психического и телесного Я у ребенка.

Включение ребенка-сироты в семью позитивно влияет на состоя­ние ребенка. Снижения остроты заболевания отмечаются практичес­ки у всех детей. При этом имеют место стойкие ремиссии невроти­ческого и неврозоподобного энуреза (ночного). Позитивная динами­ка отмечена в 32,3% случаев. Дневной энурез фактически не упоми­нается. То есть воспитание в семье, выполняя функцию внешней регуляции, которой дети были лишены ранее, начинает постепенно оказывать компенсаторное воздействие на незрелую соматовегетатив-ную регуляцию (прилож. 1, табл. 25).

Необходимо отметить, что в процессе приема нивелировалась выраженность когнитивных расстройств у детей-сирот, о чем свиде­тельствуют педагоги. Однако пересмотров диагнозов, как правило, не наблюдается. Парадоксальность данной ситуации обусловлена тем, что когнитивное развитие ребенка оказывается невыгодным семье: как только «снимается» диагноз, зарплата приемных родителей сни­жается на 20%.

1. Прием детей продолжительностью более года, даже если он ока­
зался неудачным и закончился возвращением ребенка в детский дом,
благотворно влияет не только на приемного ребенка, но и на супружес­
кую и детскую подсистемы базисной семьи, и возникшие в результате
положительные изменения сохраняются и после прерывания приема.

2. Воспитание ребенка-сироты в условиях профессиональной
замещающей семьи повышает у него самооценку эмоционального
благополучия и способствует компенсации депривационной симп­
томатики, что подтверждает гипотезу о предпочтительности воспи­
тания сироты в профессиональной семье по сравнению с воспита­
нием в сиротском учреждении.

3. Кровные дети в семьях с неэффективной замещающей забо­
той переживают в континууме приема состояние депривации, что
подтверждает наш вывод о необходимости подготовки всей семьи
как системы к интегрированию детей-сирот.


4. На основе внешних признаков, таких как экспертные оценки
специалистов и факт продолжения замещающей заботы после полу­
тора лет приема, патронатные семьи были разделены на два типа: с
эффективной и неэффективной замещающей заботой. Оказалось, что
каждому из этих типов соответствуют не только специфические свой­
ства личностей родителей, определенные типы ситуаций в базис­
ных семьях перед приемом и особые свойства семейной истории
трех-четырех поколений базисных семей, но и специфические свой­
ства приемных детей, в том числе определенный депривационный
опыт.
Возможно, это объясняется тем, что подсознательные модели
поведения будущих приемных родителей влияют на то, каких детей
они выбирают для приема.

5. В качестве критерия диагностики депривационной симпто­
матики адекватным является рассмотрение показателей «неэффек­
тивность» и «ангедония» («Опросник детской депрессии»).

6. В континууме замещающей заботы о детях-сиротах выделя­
ются моменты изменения отношений родителей к приемным детям:

 

—6-й и 24-й месяцы (первый и четвертый этапы) — это момен­
ты принятия ребенка;

—12 месяцев (второй этап) — снятие «брачных масок»: момент
растерянности в эффективных семьях и разочарований — в
неэффективных;

—1,5 года (третий этап) — кризис отношений в эффективной
семье, кризис и отторжение — в неэффективной; кризис по­
лутора лет можно рассматривать в качестве нормативного

кризиса.

7. Динамика изменений самооценок состояния приемных детей
и оценок их поведения родителями соотносится с динамикой сис­
темных процессов в семье.

8. Динамика развития детей-сирот по основным направлениям
в условиях профессиональной замещающей семьи имеет выражен­
ную позитивную направленность. Выявляется феномен «интеллек­
туального скачка» в полгода патроната. Показатели развития патро-
натных детей значительно превышают показатели сверстников, ос­
тавшихся в детском доме.

9. На интеграцию ребенка-сироты в патронатную семью оказы­
вает влияние опыт травматических переживаний, возникший у ре­
бенка в депривационных условиях воспитания в кровной семье и


I

B.H. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот


детском доме. Наибольшее влияние оказывают следующие модели кровной семьи:

— аддиктивное поведение матери — на детей, для которых заме­
щающая забота оказалась эффективной;

— аддиктивное поведение отца и жестокое обращение с его сто­
роны — на детей, для которых замещающая забота оказалась
неэффективной.

Наиболее травмирующим ребенка фактором является длитель­ное пребывание в детском доме.

10. Интеграция ребенка-сироты в профессиональную замещаю­щую семью способствует появлению глубинных, малоосознаваемых динамических изменений, позволяющих разблокировать вытеснен­ные потребности ребенка, актуализировать ресурсы к изменению и развитию, стимулировать к проявлению большей активности.


Часть III



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.126.80 (0.008 с.)