Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общительность, контактность, коммуникативная совместимостьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общительность Общительность относится к числу наиболее общих и первичных черт характера. По мнению Б. Г. Ананьева, В. С. Мерлина, общительность в значительной степени связана с типом высшей нервной деятельности человека, его темпераментом. Это — одна из коммуникативных черт личности, к которым следует отнести и другие черты: контактность, следование социальным нормам во взаимодействии, экспрессивность, робость, инициативность и т.д. В общительности выражается потребность человека в других людях и контактах с ними, стремление к этим контактам, их интенсивность и легкость, а также склонность человека к дружескому поведению в ситуации общения и установлению приязненных отношений, умение не теряться в момент общения, стремление взять на себя инициативу в контакте, при случае — и роль лидера в группе. Общительность связана с эмоциональным и общим самочувствием человека перед вступлением в общение, в момент самого контакта и после него. Эта черта характера предполагает наличие коммуникативных навыков, обеспечивающих легкость общения и облегчающих партнеру контакт: умение слушать, высказываться к месту, поддерживать беседу и менять тему, знакомиться, находить правильную форму обращения к другому человеку; обычно сопряжена с такими умениями, как владение жестикуляцией, уместность и богатство мимики, выразительность интонаций и поз. Противоположной чертой является замкнутость, крайнее выражение которой — аутистичность. Б психологической литературе для того, чтобы охарактеризовать интенсивность, Направленность и другие аспекты общения, употребляются близкие понятия: общительность, экстраверсия и др. Следует подчеркнуть разницу между ними: • коммуникабельность — некоммуникабельность: качественные характеристики контактов, их глубина, интенсивность, соблюдение социальных норм; • общительность — замкнутость: количественные характеристики, широта, экстенсивность, контактность (потребность в контактах, легкость, спонтанность); • экстраверсия — интроверсия: направленность общения (на других и на себя), частично — мотивация (самодостаточность интроверта, склонность к общению с самим собой); • коммуникативность — владение средствами установления контакта. 22.2.2. Контактность как важнейшее условие успешности общения Контактность — это специфическое социальное умение, в основе которого лежит природная общительность. Это способность вступать в психологический контакт формировать в ходе взаимодействия доверительные отношения, основанные на согласии и взаимном принятии; способность, обеспеченная владением навыками и умениями общения и саморегуляции, а также благоприятствующими контакту личностными свойствами. Вновь обратимся к письму П. И. Чайковского к баронессе Фон Мекк: «Я много теряю вследствие своей нелюдимости. О, если б Вы знали, как я боролся с этим недостатком и сколько я пережил от этой борьбы с своей исключительной натурой, как меня это мучило, как я трудился над своим исправлением! ...Обществом человека можно наслаждаться, по-моему, только тогда, когда вследствие долголетнего общения и взаимности интересов (особенно семейных) можно быть при нем самим собой. Если этого нет, то всякое сообщество есть тягость, и мой нравственный организм такой, что я этой тягости вынести не в силах» (Париж, 1879 г., февраль 19-20, с. 64). Контактность - способность вступать в психологический контакт, формировать в ходе взаимодействия доверительные отношения, основанные на согласии и взаимном принятии; способность, обеспеченная владением навыками и умениями общения и саморегуляции, а также благоприятствующими контакту личностными свойствами. Контактность — продукт сочетания перцептивных, интеллектуальных, коммуникативных способностей, протекающих на основе развитой саморегуляции, одна из составляющих социального интеллекта. Биологическое основание контактности (в форме психофизиологической, нервной предрасположенности) обеспечивает более быстрое, но не обязательно более высокое развитие ее у представителей сангвинического темперамента, экстравертов. Большой вес предрасположенности в развитии этой социально-коммуникативной способности подтверждается ее относительной независимостью от профессиональной деятельности (интенсивность контактов не связана напрямую с их успешностью). Контактность формируется на первых порах жизни ребенка и развивается как общая коммуникативная способность, первоначально направляемая темпераментом и особенностями высшей нервной деятельности. Она проявляется в большей способности человека мобилизовать все имеющиеся средства для достижения контакта (владение состоянием, телом и мимико-выразительными средствами, настроенность на контакт), в умении изменять в зависимости от ситуации меру своей открытости и избираемые средства воздействия, во владении коммуникативной ситуацией в целом. Контактность есть управление коммуникативной ситуацией, психологическими способами влияния в ходе организации социального взаимодействия; это — процессуальное качество, для которого важны пространственно-временные характеристики осуществления контакта, условия взаимодействия, мотивы и индивидуальные особенности взаимодействующих лиц. СВЕРХКОНТАКТНОСТЬ В жизни нам нередко встречаются люди, которые производят впечатление излишне болтливых, суетливых, непрерывно разговаривающих в ситуации неопределенности i/iли угрозы, не умеющих держать паузу. Можно предположить, что такие люди плохо управляют собой, излишне тревожны и, вероятно, неаротизированы. В исследовании В. Н. Куницыной (1991) была выделена группа сверхконтактных людей. Оказалось, что у них очень хорошо развиты общительность, навыки и умения саморегуляции, удовлетворенность общением и уверенность в себе по сравнению со всеми остальными. Однако многие другие стороны общения у таких людей качественно ухудшены. Снижены сенситивность, самокритичность и ориентированность на партнера, доверие и самоконтроль., увеличены невротизация, тревожность и манипулирование, авторитарность и доминирование. Адаптивность не улучшена. Все эти обстоятельства в совокупности с чрезвычайно высоко развитой эмпатией по-з воляют считать, что сверхконтактность может свидетельствовать о сниженной приспособленности и истероидной направленности личности. Данное социальное умение обладает как положительными, так и отрицательными характеристиками. Положительные стороны контактности — настроенность, установка на контакт, мобилизация всех средств общения, стимулирующая мотивация, рефлексия и обратная связь. В число отрицательных характеристик входят своеобразная эгоцентричность, то есть привлечение внимания «на себя» (то, что отчасти характеризует и эмпатию), ориентация на заражение своими интересами, состояниями, преобладание неосознаваемых побуждений. Контактности не обязательно присуща доброжелательность; у истероидных людей, возбудимых психопатов наблюдается агрессивная, навязчивая контактность. Для того чтобы определить оптимальную для успешности общения меру контактности, авторами был проведен экспериментальный анализ индекса контактности в различных группах. Вся обследованная с помощью методики СУМО группа школьников (490 человек) разделилась следующим образом (максимальный балл=12): • минимальная контактность (4 балла и ниже) — 21 чел. • средняя контактность (6-7 баллов) — 432 чел. • высокая контактность (8-10 баллов) — 21 чел. • очень высокая контактность (10-12 баллов) — 16 чел. Из выделенных по степени развития свойств личности и коммуникативных умений групп самыми контактными оказались экстраверты. Затем идут легкие и свободные в общении школьники, обладающие хорошими коммуникативными навыками. За ними следуют совместимые, легко адаптирующиеся, незастенчивые, включенные в социальные связи, затем — лидеры, люди с развитым чувством собственного достоинства и доверчивые с пластичной и выносливой нервной системой. В число самых неконтактных, замыкающих таблицу, вошли невротики и неприспособленные, а также те, чьи свойства в комплексе составляют труднопреодолимый «синдром трудностей»: аутистичные, застенчивые, отчужденные, с глубоким чувством одиночества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1820; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.32.238 (0.011 с.) |