Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чувство Эмоции Социальные эмоции
Вербализация эмоций Осознание эмоций Произвольность эмоции Зависть Ревность Смущение Вопросы для самопроверки 1. Почему чувство является основной единицей анализа межличностных отношений? 2. В чем различие между эмоциями и чувствами? 3. Перечислите основные характеристики эмоционально-чувственного переживания. 4. В каких формах проявляется организующая функция эмоций? 5.Чем отличается проявление эмоций в межличностном взаимодействии от проявления эмоций, не связанных с общением с людьми? 6. Какие группы значимых людей оказывают наибольшее влияние на эмоциональную жизнь человека? 7. Сравните смущение и застенчивость: в чем сходство и в чем различие между этими социальными эмоциями? 8. Сравните зависть и ревность: в чем сходство я в чем различие между этими социальными эмоциями? 9. Что значит «управлять эмоциями и чувствами в общении»? 10. Чем могут быть вызваны затруднения при овладении человеком языком эмоций? Учебные задания Задание 1. Ниже приведены вопросы, отвечая на которые вы сможете задуматься об -особенностях вашего эмоционального поведения в межличностном общении. • Как я управляю своими чувствами и эмоциями в общении? • Каким я кажусь окружающим людям —очень эмоциональным или скорее сдержанным и холодным человеком? • Проявление каких эмоций в отношении других людей мне даются легко, а какие я стараюсь скрыть? • Легко ли другим понять, что я чувствую? • Позволяю ли я эмоциям овладеть мной, когда я нахожусь с другими людьми? • Пытаюсь ли я управлять поведением других людей с помощью своих эмоций — например, демонстрируя дурное настроение или обиду? Манипулирую ли я другими людьми? • Считаю ли я, что необходимо быть эмоциональным, общаясь с другими? • Как я реагирую, когда другие ведут себя эмоционально со мной? • Какие эмоции мне нравятся в других? Какие неприятны и вызывают страх? • Что я делаю, когда другие никак не проявляют свои эмоции? Задание 2. Выберите себе какое-либо эмоциональное состояние. После того как выбор сделан, сообщите о нем в письменной форме тому, кто будет руководить этой игрой. Затем руководитель формирует пары с учетом следующих условий: 1) не сводить в пару людей, которые уже испытывают друг к другу сильные чувства;
2) не сводить в пару людей, выбравших одинаковое состояние; 3) по возможности составлять пару из людей, выбравших принципиально различные состояния (например, скуку и веселье или гнев и равнодушие). Пары занимают место за столом. Каждый из партнеров должен постараться перевести другого в свое эмоциональное состояние за 5 минут. Если один из участников признает, что перешел в эмоциональное состояние партнера, то он поднимает вверх руки, и они становятся зрителями. После завершения игры все садятся в круг. Те, кто поменял свое состояние, объясняют, что этому способствовало: действия партнера или общий эмоциональный фон. В тех парах, где никто не принял состояние партнера, участники выясняют, почему, на их взгляд, так случилось. Б общее обсуждение рекомендуется включить также следующие вопросы: От каких эмоциональных состояний участники игры отказывались легче? В какие состояния чаще переходили? Есть ли зависимость между полом, возрастом, профессией и выбираемыми эмо цияии? Задание 3. Переформулируйте приводимые ниже «ты-высказывания» в «я-посла ния». Образец: Ты-высказывание: «Как ты мог такое сказать!». Я-послание: «Мне неприятно то, о чем ты только что сказал». A) Ты абсолютно неправ. Б) Да пошел ты. B) Только невежа мог поверить в это. Г) Вечно ты лезешь не в свое дело. Д) Какой ты бестолковый. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Для развития способности осознавать собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других предлагаем вам выполнить следующее упражнение. Поставьте перед собой задачу изучить несколько эмоций, например страх, гнев, горе, радость. В отношении каждой их них ответьте на следующие вопросы: 1. Определите время, когда вы переживали эту эмоцию. 2. Определите относительную силу (интенсивность) этого чувства по шкале от 1 (слабая) до 5 (очень сильная). 3. Опишите, что вы чувствовали и как, по-вашему, выглядели, когда переживали это чувство. 4. Опишите, как вы пытались управлять этой эмоцией. 5. Опишите, как реагировали на вас окружающие вас люди. 6. Определите время, когда кто-либо из тех, с кем вы общались, переживал это чувство.
7. Опишите ваше восприятие того, как этот человек выглядел и что он чувствовал. 8. Опишите, как он пытался управлять этой эмоцией. 9. Опишите вашу реакцию на его поведение. Глава 13. Отношения в развитии Время — важнейший фактор межличностных отношений. Общение с человеком, которого видишь первый или второй раз, принципиально отличается от общения с хорошо знакомыми людьми; общение между хорошими, но давно не видевшими друг друга знакомыми принципиально отличается от общения между приятелями, которые встречаются практически ежедневно. С течением времени меняется и качество отношений: взаимная легкая симпатия двух людей в начале знакомства и их чувства друг к другу после распада пары имеют между собой мало общего. В истории отношений бывают рассветы и закаты, весны и осени, цветение и увядание, молодость и старость. В этих образах отражены перемены, изменения, цикличность в отношениях. Выделить причины и понять закономерности процесса развития межличностных отношений позволяет обращение к фактору времени в их изучении. Этим вопросам посвящена данная глава. 13.1. От первой встречи до разрыва: этапы развития отношений История отношений складывается из событий, каждое из которых имеет свою дату. Межличностное событие — это значимое для данного человека изменение в жизни, ключевую роль в котором играет другой человек, с которым они находятся (или находились) в непосредственном контакте. Это событие может углублять, развивать, усложнять, ставить под угрозу, ослаблять, прерывать, упрощать или вносить иные изменения в отношения людей. Любой из нас легко может восстановить в памяти между каким-то событием и его влиянием на характер ог ношений с конкретным человеком, на взаимное сближе ние или отдаление. При всем разнообразии содержания межличностные событий, определяющих направление развития отноше ний, сам процесс развития включает ряд последователь ных этапов, или стадий. Как правило, выделяют следующие стадии: Межличностное событие значимое для данного человека изменение в жизни, в котором ключевую роль играет другой человек. • стадия сближения; • стадия близости; • стадия дифференциации; • стадия отдаления; • стадия распада отношений. По мере развития отношений межличностный обмен прогрессирует от поверхностных, неинтимных сфер к более интимным, глубоким, и, достигнув максимально возможной для конкретной пары глубины, может смениться регрессом, утратой доверия и открытости между партнерами. Выделяют две формы динамики отношений: 1) необратимые изменения в системе отношений личности (прогресс и регресс); 2) периодическое изменение параметров отношений (знака, интенсивности, модальности) с течением времени, или ритмы отношений. Прохождение каждой стадии связано с достижением важных для субъекта целей, которым соответствуют свойственные именно для данной стадии факторы межличностной аттракции, способы межличностной коммуникации, формы проявления эмоций и чувств. Рассмотрим подробнее каждую из стадий развития межличностных отношений. 13.1. 7. Стадия сближения Ее основа — поиск и выбор партнера. Одним из подходов, позволяющих анализировать процессы, происходящие на этой стадии, является теория «фильтров». Согласно этой концепции, пара, переходя от
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ Российский исследователь межличностных отношении А. Кроник предложил следующее задание, позволяющее наглядно изобразить линии отношений. 1. Нарисуйте на листе бумаги график, где горизонтальная ось обозначает годы вашей жизни — со дня рождения до сегодняшнего дня, а вертикальная — степень психологической близости с партнером. 100 баллов — вы испытываете чувство полного единства с этим человеком, чувство «Мы», общаетесь с ним как с самим собой; 0 — чувство «Мы» отсутствует, вы относитесь к другому как к постороннему человеку. 2. Вспомните свои отношения с кем-нибудь из значимых для вас людей и попытайтесь изобразить линией историю отношений с этим человеком. В разные годы общения чувство «Мы» может меняться. Начертите линию этих изменений — от дня знакомства до сегодняшнего дня. 3. Попытайтесь изобразить подобным образом отношения еще с 2~3 спутниками своей жизни. У кого-то история отношений будет напоминать штормящее море с волнами, вздымающимися к небесам и обрывающимися в бездну. У другого динамика отношений будет похожа скорее на штиль, открытые дали, редкое волнение нарушает это постоянство. (См.: Кроник А. А., Кроник Е. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. — М.: Мысль, 1989.) поверхностного знакомства к более глубокому межличностному общению, должна преодолеть ряд своеобразных фильтров. Процесс развития отношений можно схематически представить как продвижение посужающемуся коридору, перегороженному системой барьеров или фильтров; каждый из которых необходимо преодолеть, для того чтобы двигаться дальше. В роли фильтров выступают различные факторы межличностной аттракции. Если два человека не прошли через какой-нибудь фильтр, взаимоотношения между ними прекращаются или сохраняются вынужденно, а положительные чувства друг к другу либо исчезают, либо сменяются неприязнью и враждебностью. Глубоких и устойчивых отношений могут достичь только те пары, которые последовательно преодолели все фильтры. Детерминанты межличностной аттракции будут изменяться в зависимости от того, на каком этапе в данный момент находятся отношения, какой фильтр проходят. Одни ,и те же факторы могут на одном этапе способствовать возникновению симпатии, а на другом — снижать ее, действовать только в сочетании с какими-либо другими факторами или не действовать вовсе. Но даже преодоление нескольких фильтров еще не гарантирует отношения от распада: предстоящий фильтр не менее опасен для существования пары, чем уже пройденный.
Какие фильтры действуют на стадии сближения? Во-первых, это — внешние данные, пол, возраст, профессия, манера поведения человека, так называемые «эко- логические» переменные ^соседство или оощее место раооты, учеоы, отдыха), то есть сугубо внешние характеристики личности, которые не требуют для своего распознания длительного времени и оцениваются субъектом в зависимости от их социальной ценности, параметров ситуации, в которой происходит взаимодействие, и состояния и свойств самого субъекта (заметим, что при прохождении этого фильтра действует стремление к выбору равного партнера по данным характеристикам). Партнер рассматривается скорее как объект. Соответственно, отношения еще не приобретают характера межличностных. При неблагоприятном сочетании названных переменных аттракции не возникает, и общение не продолжается. Во-вторых, это требование определенного уровня сходства между собой и партнером (природа действия принципа сходства подробно рассматривалась в предыдущей главе, посвященной межличностной аттракции). Основной задачей, которую решают субъекты при прохождении первых двух фильтров, является обеспечение психологической безопасности, создание комфортной и нетревожной ситуации, гарантирующей каждому из них определенный уровень принятия со стороны партнера по общению. На данной стадии важнейшими коммуникативными навыками оказываются умение вступить в разговор с человеком, который понравился, и поддержать беседу с ним. Это не такие простые умения, как может показаться на первый взгляд. Не случайно в художественной литературе и кинематографе популярна тема «как познакомиться с понравившимся человеком». Вспомним фильм «Где находится нофелет?», герой которого (в исполнении А. Панкратова-Черного) предлагает своему стеснительному родственнику (в исполнении А. Михайлова) для знакомства с девушками использовать фразу, ставшую названием фильма. Умение поддерживать беседу — важнейший инструмент межличностного взаимодействия, который используется как на уровне ритуального общения, так и на этапе сближения между людьми с целью больше узнать друг о друге, сохраняя при этом безопасную дистанцию. Искусство состоит в том, чтобы не поучать и не поражать собеседника, а расположить его к себе, не требуя от него никаких обязательств, создавая уютную, непринужденную атмосферу. Еще один фильтр, действующий на стадии сближения, — возможность включения Членов пары в совместную деятельность. Эта возможность предполагает сочетание личностных и поведенческих характеристик, получивших название «ролевое соответствие». Речь идет как о наличии базы для совместного взаимодействия (решение
л Теория фильтров концепция, согласно которой пара при своем продвижении от поверхностного знакомства к более глубокому межличностному общению должна преодолеть ряд своеобразных фильтров. НАУЧНЫЕ ИДЕИ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ Американский психолог Дж. Левинджер предложил следующую схему ступеней (стадий) диадического взаимодействия (схема адаптирована из: Gergen К. J., Gergen M М. Social Psychology. 2nd ed., 1986, p. 111): Два несвязанных лица Осознание Односторонние установки или впечатления, без взаимодействия Поверхностный контакт Двусторонние установки, некоторое взаимодействие Взаимоотношение Пересечение двух личностей, образующее дружеское «М ы» На начальной, нулевой стадии межличностных контактов Другой психологически еще не существует для Я, не представляет для него интереса. Затем возникают односторонняя аттракция, познавательный интерес или эмоциональное влечение, расположение к Другому. Аттракция стимулирует поверхностный поведенческий контакт, взаимодействие субъектов, остающихся тем не менее чужими друг для друга. Но общность деятельности, интересов и установок постепенно порождает реальное взаимопересечение личностей, от частного до весьма широкого, когда два Я до некоторой степени сливаются в неделимое Мы. Условиями сохранения взаимоотношений являются совместимость потребностей партнеров; взаимное самораскрытие; эмпатическое взаимопонимание. На этой стадии каждый стремится подтвердить представления о мире своего партнера и свою Я-концепцию. Когда пары достигают этой формы поддержки друг друга, говорят об их когнитивной зав исимости. общей задачи, общее дело), так и о соответствии друг другу межличностных ролей, которые берут на себя участники пары. Существуют различные гипотезы относительно того, какое сочетание личностных свойств является условием стабильного и продуктивного общения. Для каждой пары ролевое соответствие носит сугубо индивидуальный характер. Тем самым весьма ограничивается возможность спрогнозировать успешность прохождения данного фильтра. Однако проверка на возможность действовать совместно, безусловно, является одним из ключевых факторов перехода пары со стадии сближения на следующую стадию развития отношений. Таким образом, преодолевая различные фильтры на начальной стадии развития, отношения все более индивидуализируются, превращаясь в подлинно межличностные. Продвижение по этому коридору требует целенаправленных действий членов пары. Благоприятное или неблагоприятное для прохождения очередного фильтра сочетание внешних и внутренних условий не проявится, если участники общения не будут активно преодолевать возникающие трудности и стабилизировать свои отношения. Взаимоотношения могут быть стабильными только тогда, когда их сохранение предстает перед субъектом как одно из условий достижения значимых для него целей. НАУЧНЫЕ ИДЕИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ Для анализа начального этапа развития межличностных отношений представляется интересным наблюдение, сделанное Е. Доценко. В соответствии с принципом экономии, однажды найденное решение имеет тенденцию использоваться с большей вероятностью, чем какие-либо иные. Данный принцип работает и в межличностных отношениях. Возможно, этим объясняется та особая роль, которую играет в отношениях людей первая встреча или несколько встреч. В консультативной практике обнаружен следующий феномен — последовательность действий, совершенных во время знакомства, в значительной степени задает ведущий сценарий последующих межличностных событий. Важными моментами являются: • распределение инициативы: кто первый пошел на контакт, каким образом инициатива передавалась или удерживалась, кто управлял этим процессом; • содержание взаимодействия: по какому поводу произошло знакомство, какие проблемы пришлось решать, какие темы разговоров преобладали, какова последовательность обсуждавшихся тем, какими делами занимались; • распределение ролей в диаде: кто инициировал событие, кто управлял развитием отношений, кто руководил решением возникавших проблем; • динамика: смена периодов согласия и напряжений (конфликтов), темп развития отношений (сближения или отдаления), перерывы. Последовательность действий и чувств (или эмоциональных реакций), совершенных и пережитых во время знакомства, задает матрицу отношений, согласно которой затем строятся большинство последующих раундов общения. В результате происходят постепенная стереотипизация способов решения возникающих проблем, их автоматизация и удаление из сознания. (См.: Доценко Е. Л. Межличностное общение: семантика и механизмы. — Тюмень: ТОГИРРО, 1998.) НАУЧНЫЕ ИДЕИ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ Носсрат Пезешкиан — один из основателей позитивной психотерапии — называет следующие условия, при которых может возникать чувство тесной принадлежности друг другу. • Общая профессия у супругов: например, муж — врач, а его жена — ассистент при нем, или оба занимаются бизнесом. • Разные, но взаимодополняющие обязанности: один зарабатывает деньги, другой берет на себя ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и их воспитание. • Общие интересы и увлечения: оба любят играть в теннис, участвовать в лыжных или пеших походах и др. • Общие социальные, политические или религиозные интересы: оба являются активными членами одной партии или выполняют общественную работу. • Общие финансовые интересы: строительство дома, передача ведения дела, общие долги, общая прибыль. • Монополия в сексуальных отношениях. Ограничение сексуального удовлетворения только рамками партнерства, основой которого является сексуальная зависимость. Удовлетворение сексуальной потребности происходиттолько между партнерами. • Общие цели ради общих детей: дети связывают родителей на многие годы. • Разного рода эмоциональная зависимость: один партнер берет на себя функцию «Я» другого, оба окружают друг друга заботой. • Общая духовная связь: надежда на общее будущее, даже после смерти. (См.: Пезешкиан И. 33 — и одна форма партнерства. Пер. с нем. - М.: Медицина, 1998, с. 136-137.) V _________________________----------------.------------------------- Стадия близости Ее основа — становление пары, формирование чувства «Мы». Этот процесс чаще всего включает следующие фазы: • Люди начинают чаще встречаться во все более разнообразных ситуациях. • Они ищут общества друг друга, проводят вместе более длительное время. • Они все более открываются друг другу, делятся секретами, становятся более близки физически, стремятся переживать вместе позитивные и негативные чувства. • Они начинают понимать точку зрения и мировоззрение друг друга. • "Их цели и поведение достигают высокой степени синхронности. " Они начинают чувствовать, что благополучие каждого из них связано с устойчивостью и надежностью их взаимоотношений, связь воспринимается как единственная к незаменимая. • Отношения начинают рассматриваться не только с точки зрения настоящего, но и будущего. Л Они начинают действовать как пара, а не как два отдельных человека. перехода из состояния романтической любви к более устойчивым эмоциональным отношениям оказывается теснейшим образом связанной с личностными особенностями партнеров. Как отмечает Л. Гозман, развитие отношений от первого чувства симпатии до любви достаточно жестко задается нормами и традициями — особенно процесс ухаживания (Гозман, 1987). На этом этапе отношения фактически еще безличны, подлинно межличностными они могут стать лишь в процессе развития. Субъект может (в известных пределах, конечно) оставаться пассивным — ситуационные и культурные детерминанты взаимодействия, фактически без его участия, могут обеспечить благополучное развитие эмоциональных отношений в паре. Таким образом, романтическая любовь во многих парах возникает случайно. Однако после ее возникновения положение меняется: действие ситуационных факторов ослабевает, а нормативно предписанных образцов поведения не существует. Стабилизация отношений в постромантический период может быть только следствием активности их субъектов. Итак, потребность в автономии, уникальности, неповторимости — одна из базовых потребностей личности, ее проявление в межличностных отношениях вполне нормально. Однако если стремление отличать себя от другого в паре проявляется чересчур настойчиво, то это может быть сигналом того, что в отношениях что-то не в порядке. Стадия отдаления Если на стадии дифференциации члены пары не смогли сохранить интерес друг к другу и привлекательность друг для друга, отношения переходят на стадию отдаления. Ее основа — проведение границы между Я и Ты, стремление освободиться от партнера и в конечном счете расстаться с ним. На этой стадии качество взаимоотношений приобретает иной характер. Изменяются суждения о поведении друг друга. Например, то, что раньше воспринималось как «очаровательная забывчивость», теперь рассматривается как «грубое безразличие»; взаимные оценки партнеров становятся ниже. Каждый склонен оправдывать себя и обвинять другого, не слушая его оправданий. Бывшие когда-то близкими людьми, партнеры не испытывают желания совместно проводить время, сокращают до минимума число обсуждаемых вопросов, разговаривают лишь по необходимости, причем сам разговор напоминает беседу посторонних — в нем нет прежней подлинной заинтересованности. Они стараются реже видеться — вид и поведение другого вызывают раздражение. Таким образом, происходит переход на более поверхностный уровень самораскрытия, что сигнализирует о намерении прекратить отношения. Крайней степенью отдаления является избегание контактов друг с другом, чувство исчерпанности отношений. По мнению Л. Гозмана (Гозман, 1987), представление о «совместимости» не как о результате процесса развития отношений в паре, а как об автоматическом следствии определенного сочетания инвариантных личностных свойств двух людей, не имеет эмпирического обоснования и является вредным, способствуя тому, что ответственность за свои неудачи в сфере общения передается безличным психологическим законам. Вера в наличие людей, предназначенных друг для друга, приводит к тому, что люди пытаются решать свои проблемы не за счет активной перестройки отношений, а путем перебора вариантов. /Я 7-5. Стадия распада 3 основе этой стадии лежит прекращение отношений. разрыв связей между людьми — исключительно тяжелое переживание, оказывающее серьезное деструктивное воздействие на психическое и физическое состояние. Так, дети, разлученные (даже временно) с матерью или считающие, хотя бы и ошибочно, что лишились ее любви, хуже развиваются, чаще находятся в депрессии, становятся более агрессивными в общении со сверстниками. Даже процент летальных исходов в детских клиниках зависит прежде всего от отношений ребенка с матерью. Серьезные последствия имеет разрушение близких отношений и для взрослых. Развод нередко является причиной алкоголизма, суицида, автомобильных катастроф. Во всех возрастах смертность от инфаркта значительно выше у одиноких, чем у семейных. Распад и прекращение отношений не означают, что бывший партнер становится эмоционально нейтральной фигурой. В течение длительного периода (иногда нескольких лет) с ним сохраняется эмоциональная связь, иногда — даже после установления новых, благополучных отношений с другие человеком. Хотя ведущими по отношению к бывшему партнеру являются агрессивные чувства, гнев, склонность приписывать ему различные негативные черты и вину за распад взаимоотношений, в то же время они могут соседствовать с позитивными. Бывший партнер часто выступает в качестве мысленного собеседника, взаимоотношения с ним составляют содержание сновидений; эмоционально заряженными (причем не только негативно, но и позитивно) остаются и связанные с ним объекты (вещи, определенные районы города и т. д.). Известный английский психолог С. Дак предложил выделить в процессе распада межличностных отношений четыре фазы: интрапсихическую, диадическую, социальную н фазу «отделки». Каждая имеет свою специфическую задачу, свои проявления, свой результат (Duck, 1990). Первая — интрапсихическоя — фаза проявляется тогда, когда индивид решает, что он или она не может больше выносить существующие отношения. На этой фазе внимание сосредоточено на поведении другого и оценке той степени, до которой это поведение можно выносить, а когда терпению наступает конец и необходим разрыв отношений. Однако пока партнеру ничего не говорится. Переживания носят внутри-личностный характер, иногда человек делится ими со своим дневником или со случайными, чужими людьми. Растет враждебность к партнеру, стремление оценивать и сравнивать его с другими людьми. Вместе с тем усиливается чувство вины и неопределенности, тревожность. Результатом прохождения этой фазы является решение сообщить партнеру о своей неудовлетворенности существующими отношениями. Основную установку второй — диадической — фазы можно сформулировать следующим образом: «Разрыв был бы желателен». Для этой фазы характерны периоди-ески проходящие выяснения отношений между партнерами, экспериментирование so своими отношениями, активный поиск новых форм, склонность к фантазиям о бу-ДУЩем. Стороны решают, что следует предпринять: попытаться восстановить отношения, переопределить их или разорвать. Переопределение может заключаться в ка-Ктвенном изменении характера отношений (скажем, были возлюбленными — остаёмся друзьями). Результатом может быть как успех, так и решение о прекращении ^ношений. Установка третьей — социальной — фазы: «Я намерен это сделать». На этой стадии происходит информирование значимых людей о намерении разорвать отношения с целью заручиться их поддержкой. Важно, чтобы они приняли нашу версию событий, нашу версию ошибок партнера («я всегда считал, что он/она тебе не пара» «я никогда не понимал, как вы можете вместе жить»). Между партнерами происходит постоянный переход от ссор к примирениям, актуализируется сомнение и тревога по поводу своего будущего, страх одиночества. Хотя партнеры чаще общаются, одновременно усиливается стремление возложить на другого ответственность за неудачу совместной жизни. Результатом прохождения этой фазы является собственно прекращение отношений. Четвертая — фаза «отделки». Коль скоро отношения умерли, надо похоронить их достойно. Задача этой фазы — распространение собственной версии распада, самооправдание, реинтерпретация происходящего с целью создания наиболее благоприятной и нетравмирующей истории эмоциональных отношений с бывшим партнером. Здесь также важна роль обсуждения произошедшего среди своих знакомых («мы старались, но ничего не вышло», а не — «меня бросили»). Сходную структуру процесса распада отношений выделяют и другие исследователи. При этом важной его особенностью является то, что этот процесс не обязательно направлен на разрыв. Все время рассматривается возможность перестройки и сохранения отношений. Попытки такой перестройки могут в ходе процесса распада предприниматься многократно. С. Дак обращает внимание на следующие моменты: 1) Отношения — сложный процесс, включающий множество сторон и элементов, каждый из которых имеет свое время и место в жизни отношений; 2) Восстановление разрушенных отношений более эффективно при решении проблем, свойственных именно данной фазе распада. Например, если пара переживает интрапсихическую фазу, то восстановление должно быть связано с возрождением привлекательного образа партнера, а не с исправлением ошибок коммуникации (вербальной или невербальной). Последнее уместно до тех пор, пока отношения находятся на стадии отдаления (то есть общей неудовлетворенности межличностным взаимодействием). На социальной фазе большое влияние на последующее развитие отношений могут оказать окружающие, либо убеждая партнеров потерпеть и все уладить, либо, напротив, подталкивая их к разрыву, настаивая на том, что лучший выход для них — развод. Описанные выше стадии составляют аналитическую модель; развитие реальных отношений не всегда предсказуемо. Истории отношений конкретных пар различаются как по числу пройденных этапов, так и по их длительности. Для кого-то стадия сближения оказывается фактически свернутой, почти сразу переходящей в близость (в результате взаимной любви с первого взгляда). Кто-то всю жизнь симпатизирует определенному человеку, не предпринимая серьезных попыток для сближения. Кто-то мог пройти все этапы — от знакомства до разрыва — с одним и тем же человеком несколько раз (случаи неоднократной женитьбы и развода между одними и теми же партнерами). Отношения могут стабилизироваться на любой из стадий, однако если между партнерами существуют расхождения относительно стадии стабилизации (например. один хотел бы сохранить отношения на уровне поверхностного знакомства, а другой стремится к более близким отношениям), возникают трудности в общении. Индивидуальные потребности определяют и скорость, с которой каждый из партнеров готов [ерейги от одной стадии к другой, что еще более усложняет динамику отношений.' Таким образом, межличностные отношения зависят от той энергии, которую партне-ы вкладывают в них, от желания каждой из сторон что-то делать с другим и для другого. 13.2. Факторы стабильных эмоциональных отношений Сам факт длительного сохранения взаимодействия в паре не обязательно указывает на наличие в ней стабильных эмоциональных отношений. Люди могут оставаться вместе, например, в силу экономических причин или из-за отсутствия сколько-ни-будъпрлвлекателыгой альтернативы партнеру. Последний вариант достаточно часто выступает в качестве стабилизатора брака, в котором оба супруга недовольны своей семейной жизнью. Иногда, низко оценивая про себя свои отношения друг с другом, партнеры могут рассматривать их как своего рода плату за реализацию каких-то жизненных целей, воздаяние за неправильный образ жизни в прошлом и т. д. Понимание невозможности сохранения положительных эмоций друг к другу длительное время также играет не последнюю роль — если человек считает, что сохранение страстной любви принципиально невозможно, повышается вероятность того, что он более терпимо отнесется к снижению симпатии и любви в своих собственных отношениях. Развитие и долговременная стабилизация отношений предполагают их постоянную перестройку с учетом изменения внешних условий и личностных особенностей членов лары. Как невозможно представить себе ровное и бескризисное развитие личности, так нереальны и длительные эмоциональные отношения, которые сами участники не подвергали бы периодическим ревизиям. Распад и стабилизация отношений — две стороны одного процесса, результат которого — прекращение или сохранение отношений — зависит от активных целенаправлен- ных усилий его субъектов. Для длительного сохранения удовлетворяющих партнеров отношений критическим моментом является переход от стадии близости к стадии дифференциации. Успешное решение задачи сохранения автономии личности при сохранении пары, Как уже отмечалось, — залог стабильных межличностных отношений. Результатом стадии дифференциации может быть либо стабилизация, либо распад отношений. Возможности для стабилизации отношений на неэмоциональной, рационалисти-еской основе видятся прежде всего в оптимальной организации взаимодействия 'ежду партнерами, то есть в понимании каждым из них наличия общих интересов и ависимости друг от друга как условия их осуществления. Одним из важнейших факторов стабильности эмоциональных отношений являйся включенность членов пары в совместную, значимую для обоих деятельность. Стабильные Межличностные Отношения длительное сохранение взаимодействия в паре, вызывающее положительные чувства у обоих партнеров. В случае супружеских отношений предметами совместной деятельности могут быть воспитание детей; домашнее хозяйство, которое ведется не столько в силу экономической необходимости, сколько для удовлетворения разнообразных психологических потребностей — от потребности в безопасности до эстетической; наконец, сами супруги — обеспечение благополучия и личностного роста каждого из них. Согласно теории обмена, человек будет стремиться поддерживать отношения до тех пор, пока получаемые им «прибыли» перевешивают «затраты». К прибылям, или приобретениям, можно отнести: • личностный рост; • чувство безопасности; • дополнительные возможности в достижении конкретных целей; • повышение самооценки; • возможность справиться с проблемами. К затратам можно отнести: • время, потраченное на установление отношений; • психологический и/или физический стресс; • снижение самооценки. Чем выше прибыли и ниже затраты, тем более удовлетворяют человека отношения с другим. Если затраты начинают превышать прибыли, человек скорее всего примет решение прервать отношения. Еще одним условием стабилизации отношений являются определенные личностные свойства субъектов общения, их способность поддерживать отношения. Подлинно межличностные отношения направлены против диктата ситуации, соответственно, способность к ним проявляют люди, по выражению А. Маслоу, с высоким уровнем самоактуализации (Маслоу, 1998). НАУЧНЫЕ ИДЕИ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.227.194 (0.124 с.) |