Чувство Эмоции Социальные эмоции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чувство Эмоции Социальные эмоции



Вербализация эмоций

Осознание эмоций

Произвольность эмоции

Зависть

Ревность

Смущение

Вопросы для самопроверки

1. Почему чувство является основной единицей анализа межличностных отно­шений?

2. В чем различие между эмоциями и чувствами?

3. Перечислите основные характеристики эмоционально-чувственного пережи­вания.

4. В каких формах проявляется организующая функция эмоций?

5.Чем отличается проявление эмоций в межличностном взаимодействии от прояв­ления эмоций, не связанных с общением с людьми?

6. Какие группы значимых людей оказывают наибольшее влияние на эмоциональ­ную жизнь человека?

7. Сравните смущение и застенчивость: в чем сходство и в чем различие между эти­ми социальными эмоциями?

8. Сравните зависть и ревность: в чем сходство я в чем различие между этими соци­альными эмоциями?

9. Что значит «управлять эмоциями и чувствами в общении»?

10. Чем могут быть вызваны затруднения при овладении человеком языком эмоций?

Учебные задания

Задание 1. Ниже приведены вопросы, отвечая на которые вы сможете задуматься об -особенностях вашего эмоционального поведения в межличностном общении.

• Как я управляю своими чувствами и эмоциями в общении?

• Каким я кажусь окружающим людям —очень эмоциональным или скорее сдержанным и холодным человеком?

• Проявление каких эмоций в отношении других людей мне даются легко, а ка­кие я стараюсь скрыть?

• Легко ли другим понять, что я чувствую?

• Позволяю ли я эмоциям овладеть мной, когда я нахожусь с другими людьми?

• Пытаюсь ли я управлять поведением других людей с помощью своих эмо­ций — например, демонстрируя дурное настроение или обиду? Манипули­рую ли я другими людьми?

• Считаю ли я, что необходимо быть эмоциональным, общаясь с другими?

• Как я реагирую, когда другие ведут себя эмоционально со мной?

• Какие эмоции мне нравятся в других? Какие неприятны и вызывают страх?

• Что я делаю, когда другие никак не проявляют свои эмоции?

Задание 2. Выберите себе какое-либо эмоциональное состояние. После того как вы­бор сделан, сообщите о нем в письменной форме тому, кто будет руководить этой игрой. Затем руководитель формирует пары с учетом следующих условий:

1) не сводить в пару людей, которые уже испытывают друг к другу сильные чув­ства;

2) не сводить в пару людей, выбравших одинаковое состояние;

3) по возможности составлять пару из людей, выбравших принципиально различ­ные состояния (например, скуку и веселье или гнев и равнодушие).

Пары занимают место за столом. Каждый из партнеров должен постараться пере­вести другого в свое эмоциональное состояние за 5 минут. Если один из участников признает, что перешел в эмоциональное состояние партнера, то он поднимает вверх руки, и они становятся зрителями.

После завершения игры все садятся в круг. Те, кто поменял свое состояние, объяс­няют, что этому способствовало: действия партнера или общий эмоциональный фон. В тех парах, где никто не принял состояние партнера, участники выясняют, почему, на их взгляд, так случилось.

Б общее обсуждение рекомендуется включить также следующие вопросы: От каких эмоциональных состояний участники игры отказывались легче? В какие состояния чаще переходили? Есть ли зависимость между полом, возрастом, профессией и выбираемыми эмо

цияии?

Задание 3. Переформулируйте приводимые ниже «ты-высказывания» в «я-посла

ния».

Образец:

Ты-высказывание: «Как ты мог такое сказать!». Я-послание: «Мне неприятно то, о чем ты только что сказал».

A) Ты абсолютно неправ. Б) Да пошел ты.

B) Только невежа мог поверить в это. Г) Вечно ты лезешь не в свое дело. Д) Какой ты бестолковый.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Для развития способности осознавать собственное эмоциональное состояние и эмо­циональное состояние других предлагаем вам выполнить следующее упражнение. Поставьте перед собой задачу изучить несколько эмоций, например страх, гнев, горе, радость. В отношении каждой их них ответьте на следующие вопросы:

1. Определите время, когда вы переживали эту эмоцию.

2. Определите относительную силу (интенсивность) этого чувства по шкале от 1 (сла­бая) до 5 (очень сильная).

3. Опишите, что вы чувствовали и как, по-вашему, выглядели, когда переживали это чувство.

4. Опишите, как вы пытались управлять этой эмоцией.

5. Опишите, как реагировали на вас окружающие вас люди.

6. Определите время, когда кто-либо из тех, с кем вы общались, переживал это чув­ство.

7. Опишите ваше восприятие того, как этот человек выглядел и что он чувствовал.

8. Опишите, как он пытался управлять этой эмоцией.

9. Опишите вашу реакцию на его поведение.

Глава 13.

Отношения в развитии

Время — важнейший фактор межличностных отношений. Общение с человеком, ко­торого видишь первый или второй раз, принципиально отличается от общения с хо­рошо знакомыми людьми; общение между хорошими, но давно не видевшими друг друга знакомыми принципиально отличается от общения между приятелями, кото­рые встречаются практически ежедневно. С течением времени меняется и качество отношений: взаимная легкая симпатия двух людей в начале знакомства и их чувства друг к другу после распада пары имеют между собой мало общего. В истории отно­шений бывают рассветы и закаты, весны и осени, цветение и увядание, молодость и старость. В этих образах отражены перемены, изменения, цикличность в отношени­ях. Выделить причины и понять закономерности процесса развития межличностных отношений позволяет обращение к фактору времени в их изучении. Этим вопросам посвящена данная глава.

13.1. От первой встречи до разрыва: этапы развития отношений

История отношений складывается из событий, каждое из которых имеет свою дату. Межличностное событие — это значимое для данного человека изменение в жизни, ключевую роль в котором играет другой человек, с которым они находятся (или на­ходились) в непосредственном контакте. Это событие может углублять, развивать, усложнять, ставить под угрозу, ослаблять, прерывать, упрощать или вносить иные изменения в отношения людей.

Любой из нас легко может восстановить в памяти между каким-то событием и его влиянием на характер ог ношений с конкретным человеком, на взаимное сближе ние или отдаление.

При всем разнообразии содержания межличностные событий, определяющих направление развития отноше ний, сам процесс развития включает ряд последователь ных этапов, или стадий. Как правило, выделяют следую­щие стадии:

Межличностное событие

значимое для данного человека изменение в жизни, в котором ключе­вую роль играет другой человек.

• стадия сближения;

• стадия близости;

• стадия дифференциации;

• стадия отдаления;

• стадия распада отношений.

По мере развития отношений межличностный обмен прогрессирует от поверхно­стных, неинтимных сфер к более интимным, глубоким, и, достигнув максимально возможной для конкретной пары глубины, может смениться регрессом, утратой до­верия и открытости между партнерами. Выделяют две формы динамики отношений:

1) необратимые изменения в системе отношений личности (прогресс и регресс);

2) периодическое изменение параметров отношений (знака, интенсивности, мо­дальности) с течением времени, или ритмы отношений.

Прохождение каждой стадии связано с достижением важных для субъекта целей, которым соответствуют свойственные именно для данной стадии факторы межлич­ностной аттракции, способы межличностной коммуникации, формы проявления эмо­ций и чувств.

Рассмотрим подробнее каждую из стадий развития межличностных отношений.

13.1. 7. Стадия сближения

Ее основа — поиск и выбор партнера.

Одним из подходов, позволяющих анализировать процессы, происходящие на этой стадии, является теория «фильтров». Согласно этой концепции, пара, переходя от

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

Российский исследователь межличностных отношении А. Кроник предложил следу­ющее задание, позволяющее наглядно изобразить линии отношений.

1. Нарисуйте на листе бумаги график, где горизонтальная ось обозначает годы вашей жизни — со дня рождения до сегодняшнего дня, а вертикальная — степень психо­логической близости с партнером. 100 баллов — вы испытываете чувство полного единства с этим человеком, чувство «Мы», общаетесь с ним как с самим собой; 0 — чувство «Мы» отсутствует, вы относитесь к другому как к постороннему человеку.

2. Вспомните свои отношения с кем-нибудь из значимых для вас людей и попытай­тесь изобразить линией историю отношений с этим человеком. В разные годы обще­ния чувство «Мы» может меняться. Начертите линию этих изменений — от дня зна­комства до сегодняшнего дня.

3. Попытайтесь изобразить подобным образом отношения еще с 2~3 спутниками сво­ей жизни.

У кого-то история отношений будет напоминать штормящее море с волнами, взды­мающимися к небесам и обрывающимися в бездну. У другого динамика отношений будет похожа скорее на штиль, открытые дали, редкое волнение нарушает это посто­янство.

(См.: Кроник А. А., Кроник Е. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. — М.: Мысль, 1989.)

поверхностного знакомства к более глубокому межличностному общению, должна преодолеть ряд своеобразных фильтров. Процесс развития отношений можно схема­тически представить как продвижение посужающемуся коридору, перегороженному системой барьеров или фильтров; каждый из которых необходимо преодолеть, для того чтобы двигаться дальше. В роли фильтров выступают различные факторы меж­личностной аттракции. Если два человека не прошли через какой-нибудь фильтр, взаимоотношения между ними прекращаются или сохраняются вынужденно, а поло­жительные чувства друг к другу либо исчезают, либо сменяются неприязнью и враж­дебностью. Глубоких и устойчивых отношений могут достичь только те пары, кото­рые последовательно преодолели все фильтры.

Детерминанты межличностной аттракции будут изменяться в зависимости от того, на каком этапе в данный момент находятся отношения, какой фильтр проходят. Одни

,и те же факторы могут на одном этапе способствовать воз­никновению симпатии, а на другом — снижать ее, дей­ствовать только в сочетании с какими-либо другими фак­торами или не действовать вовсе. Но даже преодоление нескольких фильтров еще не гарантирует отношения от распада: предстоящий фильтр не менее опасен для суще­ствования пары, чем уже пройденный.

Какие фильтры действуют на стадии сближения?

Во-первых, это — внешние данные, пол, возраст, про­фессия, манера поведения человека, так называемые «эко-

логические» переменные ^соседство или оощее место раооты, учеоы, отдыха), то есть сугубо внешние характеристики личности, которые не требуют для своего распозна­ния длительного времени и оцениваются субъектом в зависимости от их социальной ценности, параметров ситуации, в которой происходит взаимодействие, и состояния и свойств самого субъекта (заметим, что при прохождении этого фильтра действует стремление к выбору равного партнера по данным характеристикам). Партнер рас­сматривается скорее как объект. Соответственно, отношения еще не приобретают характера межличностных. При неблагоприятном сочетании названных переменных аттракции не возникает, и общение не продолжается.

Во-вторых, это требование определенного уровня сходства между собой и партне­ром (природа действия принципа сходства подробно рассматривалась в предыдущей главе, посвященной межличностной аттракции).

Основной задачей, которую решают субъекты при прохождении первых двух фильтров, является обеспечение психологической безопасности, создание комфорт­ной и нетревожной ситуации, гарантирующей каждому из них определенный уро­вень принятия со стороны партнера по общению.

На данной стадии важнейшими коммуникативными навыками оказываются уме­ние вступить в разговор с человеком, который понравился, и поддержать беседу с ним.

Это не такие простые умения, как может показаться на первый взгляд. Не случай­но в художественной литературе и кинематографе популярна тема «как познакомить­ся с понравившимся человеком». Вспомним фильм «Где находится нофелет?», герой которого (в исполнении А. Панкратова-Черного) предлагает своему стеснительному родственнику (в исполнении А. Михайлова) для знакомства с девушками использо­вать фразу, ставшую названием фильма.

Умение поддерживать беседу — важнейший инструмент межличностного взаимо­действия, который используется как на уровне ритуального общения, так и на этапе сближения между людьми с целью больше узнать друг о друге, сохраняя при этом безопасную дистанцию. Искусство состоит в том, чтобы не поучать и не поражать собеседника, а расположить его к себе, не требуя от него никаких обязательств, созда­вая уютную, непринужденную атмосферу.

Еще один фильтр, действующий на стадии сближения, — возможность включения Членов пары в совместную деятельность. Эта возможность предполагает сочетание личностных и поведенческих характеристик, получивших название «ролевое соот­ветствие». Речь идет как о наличии базы для совместного взаимодействия (решение

л

Теория фильтров

концепция, согласно ко­торой пара при своем продвижении от поверх­ностного знакомства к более глубокому меж­личностному общению должна преодолеть ряд своеобразных фильтров.

НАУЧНЫЕ ИДЕИ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Американский психолог Дж. Левинджер предложил следующую схему ступеней (ста­дий) диадического взаимодействия (схема адаптирована из: Gergen К. J., Gergen M М. Social Psychology. 2nd ed., 1986, p. 111):

Два несвязанных лица

Осознание

Односторонние установки или впечатления, без взаимодействия

Поверхностный контакт

Двусторонние установки, некоторое взаимодействие

Взаимоотношение

Пересечение двух личностей, образующее дружеское «М ы»

На начальной, нулевой стадии межличностных контактов Другой психологически еще не существует для Я, не представляет для него интереса. Затем возникают односто­ронняя аттракция, познавательный интерес или эмоциональное влечение, располо­жение к Другому.

Аттракция стимулирует поверхностный поведенческий контакт, взаимодействие субъектов, остающихся тем не менее чужими друг для друга. Но общность деятель­ности, интересов и установок постепенно порождает реальное взаимопересечение личностей, от частного до весьма широкого, когда два Я до некоторой степени сли­ваются в неделимое Мы. Условиями сохранения взаимоотношений являются совме­стимость потребностей партнеров; взаимное самораскрытие; эмпатическое взаимо­понимание. На этой стадии каждый стремится подтвердить представления о мире своего партнера и свою Я-концепцию. Когда пары достигают этой формы поддержки друг друга, говорят об их когнитивной зав исимости.

общей задачи, общее дело), так и о соответствии друг другу межличностных ролей, которые берут на себя участники пары. Существуют различные гипотезы относитель­но того, какое сочетание личностных свойств является условием стабильного и про­дуктивного общения. Для каждой пары ролевое соответствие носит сугубо индиви­дуальный характер. Тем самым весьма ограничивается возможность спрогнозировать успешность прохождения данного фильтра. Однако проверка на возможность дей­ствовать совместно, безусловно, является одним из ключевых факторов перехода пары со стадии сближения на следующую стадию развития отношений.

Таким образом, преодолевая различные фильтры на начальной стадии развития, отношения все более индивидуализируются, превращаясь в подлинно межличност­ные. Продвижение по этому коридору требует целенаправленных действий членов пары. Благоприятное или неблагоприятное для прохождения очередного фильтра сочетание внешних и внутренних условий не проявится, если участники общения не будут активно преодолевать возникающие трудности и стабилизировать свои отношения. Взаимоотношения могут быть стабильными только тогда, когда их со­хранение предстает перед субъектом как одно из условий достижения значимых для него целей.

НАУЧНЫЕ ИДЕИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Для анализа начального этапа развития межличностных отношений представляется интересным наблюдение, сделанное Е. Доценко.

В соответствии с принципом экономии, однажды найденное решение имеет тенден­цию использоваться с большей вероятностью, чем какие-либо иные. Данный принцип работает и в межличностных отношениях. Возможно, этим объяс­няется та особая роль, которую играет в отношениях людей первая встреча или не­сколько встреч. В консультативной практике обнаружен следующий феномен — по­следовательность действий, совершенных во время знакомства, в значительной сте­пени задает ведущий сценарий последующих межличностных событий. Важными моментами являются:

• распределение инициативы: кто первый пошел на контакт, каким образом ини­циатива передавалась или удерживалась, кто управлял этим процессом;

• содержание взаимодействия: по какому поводу произошло знакомство, какие проблемы пришлось решать, какие темы разговоров преобладали, какова пос­ледовательность обсуждавшихся тем, какими делами занимались;

• распределение ролей в диаде: кто инициировал событие, кто управлял разви­тием отношений, кто руководил решением возникавших проблем;

• динамика: смена периодов согласия и напряжений (конфликтов), темп разви­тия отношений (сближения или отдаления), перерывы.

Последовательность действий и чувств (или эмоциональных реакций), совершен­ных и пережитых во время знакомства, задает матрицу отношений, согласно которой затем строятся большинство последующих раундов общения. В результате происхо­дят постепенная стереотипизация способов решения возникающих проблем, их ав­томатизация и удаление из сознания.

(См.: Доценко Е. Л. Межличностное общение: семантика и механизмы. —

Тюмень: ТОГИРРО, 1998.)

НАУЧНЫЕ ИДЕИ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Носсрат Пезешкиан — один из основателей позитивной психотерапии — называет следующие условия, при которых может возникать чувство тесной принадлежности

друг другу.

• Общая профессия у супругов: например, муж — врач, а его жена — ассистент при нем, или оба занимаются бизнесом.

• Разные, но взаимодополняющие обязанности: один зарабатывает деньги, дру­гой берет на себя ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и их воспита­ние.

• Общие интересы и увлечения: оба любят играть в теннис, участвовать в лыж­ных или пеших походах и др.

• Общие социальные, политические или религиозные интересы: оба являются активными членами одной партии или выполняют общественную работу.

• Общие финансовые интересы: строительство дома, передача ведения дела, об­щие долги, общая прибыль.

• Монополия в сексуальных отношениях. Ограничение сексуального удовлетво­рения только рамками партнерства, основой которого является сексуальная за­висимость. Удовлетворение сексуальной потребности происходиттолько меж­ду партнерами.

• Общие цели ради общих детей: дети связывают родителей на многие годы.

• Разного рода эмоциональная зависимость: один партнер берет на себя функ­цию «Я» другого, оба окружают друг друга заботой.

• Общая духовная связь: надежда на общее будущее, даже после смерти.

(См.: Пезешкиан И. 33 — и одна форма партнерства. Пер. с нем. -

М.: Медицина, 1998, с. 136-137.) V _________________________----------------.-------------------------

Стадия близости

Ее основа — становление пары, формирование чувства «Мы». Этот процесс чаще все­го включает следующие фазы:

• Люди начинают чаще встречаться во все более разнообразных ситуациях.

• Они ищут общества друг друга, проводят вместе более длительное время.

• Они все более открываются друг другу, делятся секретами, становятся более близ­ки физически, стремятся переживать вместе позитивные и негативные чувства.

• Они начинают понимать точку зрения и мировоззрение друг друга.

• "Их цели и поведение достигают высокой степени синхронности.

" Они начинают чувствовать, что благополучие каждого из них связано с устойчи­востью и надежностью их взаимоотношений, связь воспринимается как единствен­ная к незаменимая.

• Отношения начинают рассматриваться не только с точки зрения настоящего, но и будущего.

Л Они начинают действовать как пара, а не как два отдельных человека.

перехода из состояния романтической любви к более устойчивым эмоциональным отношениям оказывается теснейшим образом связанной с личностными особеннос­тями партнеров. Как отмечает Л. Гозман, развитие отношений от первого чувства сим­патии до любви достаточно жестко задается нормами и традициями — особенно про­цесс ухаживания (Гозман, 1987). На этом этапе отношения фактически еще безлич­ны, подлинно межличностными они могут стать лишь в процессе развития. Субъект может (в известных пределах, конечно) оставаться пассивным — ситуационные и культурные детерминанты взаимодействия, фактически без его участия, могут обес­печить благополучное развитие эмоциональных отношений в паре. Таким образом, романтическая любовь во многих парах возникает случайно. Однако после ее возник­новения положение меняется: действие ситуационных факторов ослабевает, а нор­мативно предписанных образцов поведения не существует. Стабилизация отношений в постромантический период может быть только следствием активности их субъектов. Итак, потребность в автономии, уникальности, неповторимости — одна из базо­вых потребностей личности, ее проявление в межличностных отношениях вполне нормально. Однако если стремление отличать себя от другого в паре проявляется че­ресчур настойчиво, то это может быть сигналом того, что в отношениях что-то не в порядке.

Стадия отдаления

Если на стадии дифференциации члены пары не смогли сохранить интерес друг к другу и привлекательность друг для друга, отношения переходят на стадию отдале­ния. Ее основа — проведение границы между Я и Ты, стремление освободиться от партнера и в конечном счете расстаться с ним.

На этой стадии качество взаимоотношений приобретает иной характер. Изменя­ются суждения о поведении друг друга. Например, то, что раньше воспринималось как «очаровательная забывчивость», теперь рассматривается как «грубое безразли­чие»; взаимные оценки партнеров становятся ниже. Каждый склонен оправдывать себя и обвинять другого, не слушая его оправданий. Бывшие когда-то близкими людь­ми, партнеры не испытывают желания совместно проводить время, сокращают до минимума число обсуждаемых вопросов, разговаривают лишь по необходимости, причем сам разговор напоминает беседу посторонних — в нем нет прежней подлин­ной заинтересованности. Они стараются реже видеться — вид и поведение другого вызывают раздражение. Таким образом, происходит переход на более поверхност­ный уровень самораскрытия, что сигнализирует о намерении прекратить отношения.

Крайней степенью отдаления является избегание контактов друг с другом, чув­ство исчерпанности отношений.

По мнению Л. Гозмана (Гозман, 1987), представление о «совместимости» не как о результате процесса развития отношений в паре, а как об автоматическом следствии определенного сочетания инвариантных личностных свойств двух людей, не имеет эмпирического обоснования и является вредным, способствуя тому, что ответствен­ность за свои неудачи в сфере общения передается безличным психологическим за­конам. Вера в наличие людей, предназначенных друг для друга, приводит к тому, что люди пытаются решать свои проблемы не за счет активной перестройки отношений, а путем перебора вариантов.

/Я 7-5. Стадия распада

3 основе этой стадии лежит прекращение отношений.

разрыв связей между людьми — исключительно тяжелое переживание, оказыва­ющее серьезное деструктивное воздействие на психическое и физическое состояние. Так, дети, разлученные (даже временно) с матерью или считающие, хотя бы и оши­бочно, что лишились ее любви, хуже развиваются, чаще находятся в депрессии, ста­новятся более агрессивными в общении со сверстниками. Даже процент летальных исходов в детских клиниках зависит прежде всего от отношений ребенка с матерью.

Серьезные последствия имеет разрушение близких отношений и для взрослых. Развод нередко является причиной алкоголизма, суицида, автомобильных катастроф. Во всех возрастах смертность от инфаркта значительно выше у одиноких, чем у се­мейных.

Распад и прекращение отношений не означают, что бывший партнер становится эмоционально нейтральной фигурой. В течение длительного периода (иногда не­скольких лет) с ним сохраняется эмоциональная связь, иногда — даже после уста­новления новых, благополучных отношений с другие человеком. Хотя ведущими по отношению к бывшему партнеру являются агрессивные чувства, гнев, склонность приписывать ему различные негативные черты и вину за распад взаимоотношений, в то же время они могут соседствовать с позитивными. Бывший партнер часто вы­ступает в качестве мысленного собеседника, взаимоотношения с ним составляют со­держание сновидений; эмоционально заряженными (причем не только негативно, но и позитивно) остаются и связанные с ним объекты (вещи, определенные районы го­рода и т. д.).

Известный английский психолог С. Дак предложил выделить в процессе распада межличностных отношений четыре фазы: интрапсихическую, диадическую, соци­альную н фазу «отделки». Каждая имеет свою специфическую задачу, свои проявле­ния, свой результат (Duck, 1990).

Первая — интрапсихическоя — фаза проявляется тогда, когда индивид решает, что он или она не может больше выносить существующие отношения. На этой фазе вни­мание сосредоточено на поведении другого и оценке той степени, до которой это по­ведение можно выносить, а когда терпению наступает конец и необходим разрыв отношений. Однако пока партнеру ничего не говорится. Переживания носят внутри-личностный характер, иногда человек делится ими со своим дневником или со слу­чайными, чужими людьми. Растет враждебность к партнеру, стремление оценивать и сравнивать его с другими людьми. Вместе с тем усиливается чувство вины и неопре­деленности, тревожность. Результатом прохождения этой фазы является решение сообщить партнеру о своей неудовлетворенности существующими отношениями.

Основную установку второй — диадической — фазы можно сформулировать сле­дующим образом: «Разрыв был бы желателен». Для этой фазы характерны периоди-ески проходящие выяснения отношений между партнерами, экспериментирование so своими отношениями, активный поиск новых форм, склонность к фантазиям о бу-ДУЩем. Стороны решают, что следует предпринять: попытаться восстановить отно­шения, переопределить их или разорвать. Переопределение может заключаться в ка-Ктвенном изменении характера отношений (скажем, были возлюбленными — оста­ёмся друзьями). Результатом может быть как успех, так и решение о прекращении ^ношений.

Установка третьей — социальной — фазы: «Я намерен это сделать». На этой ста­дии происходит информирование значимых людей о намерении разорвать отноше­ния с целью заручиться их поддержкой. Важно, чтобы они приняли нашу версию со­бытий, нашу версию ошибок партнера («я всегда считал, что он/она тебе не пара» «я никогда не понимал, как вы можете вместе жить»). Между партнерами происходит постоянный переход от ссор к примирениям, актуализируется сомнение и тревога по поводу своего будущего, страх одиночества. Хотя партнеры чаще общаются, одно­временно усиливается стремление возложить на другого ответственность за неудачу совместной жизни. Результатом прохождения этой фазы является собственно пре­кращение отношений.

Четвертая — фаза «отделки». Коль скоро отношения умерли, надо похоронить их достойно. Задача этой фазы — распространение собственной версии распада, само­оправдание, реинтерпретация происходящего с целью создания наиболее благопри­ятной и нетравмирующей истории эмоциональных отношений с бывшим партнером. Здесь также важна роль обсуждения произошедшего среди своих знакомых («мы ста­рались, но ничего не вышло», а не — «меня бросили»).

Сходную структуру процесса распада отношений выделяют и другие исследова­тели. При этом важной его особенностью является то, что этот процесс не обязатель­но направлен на разрыв. Все время рассматривается возможность перестройки и со­хранения отношений. Попытки такой перестройки могут в ходе процесса распада предприниматься многократно. С. Дак обращает внимание на следующие моменты:

1) Отношения — сложный процесс, включающий множество сторон и элементов, каждый из которых имеет свое время и место в жизни отношений;

2) Восстановление разрушенных отношений более эффективно при решении про­блем, свойственных именно данной фазе распада.

Например, если пара переживает интрапсихическую фазу, то восстановление дол­жно быть связано с возрождением привлекательного образа партнера, а не с исправ­лением ошибок коммуникации (вербальной или невербальной). Последнее уместно до тех пор, пока отношения находятся на стадии отдаления (то есть общей неудов­летворенности межличностным взаимодействием). На социальной фазе большое вли­яние на последующее развитие отношений могут оказать окружающие, либо убеж­дая партнеров потерпеть и все уладить, либо, напротив, подталкивая их к разрыву, настаивая на том, что лучший выход для них — развод.

Описанные выше стадии составляют аналитическую модель; развитие реальных отношений не всегда предсказуемо. Истории отношений конкретных пар различа­ются как по числу пройденных этапов, так и по их длительности. Для кого-то стадия сближения оказывается фактически свернутой, почти сразу переходящей в близость (в результате взаимной любви с первого взгляда). Кто-то всю жизнь симпатизирует определенному человеку, не предпринимая серьезных попыток для сближения. Кто-то мог пройти все этапы — от знакомства до разрыва — с одним и тем же человеком несколько раз (случаи неоднократной женитьбы и развода между одними и теми же партнерами).

Отношения могут стабилизироваться на любой из стадий, однако если между парт­нерами существуют расхождения относительно стадии стабилизации (например. один хотел бы сохранить отношения на уровне поверхностного знакомства, а другой

стремится к более близким отношениям), возникают трудности в общении. Индиви­дуальные потребности определяют и скорость, с которой каждый из партнеров готов [ерейги от одной стадии к другой, что еще более усложняет динамику отношений.' Таким образом, межличностные отношения зависят от той энергии, которую партне-ы вкладывают в них, от желания каждой из сторон что-то делать с другим и для другого.

13.2. Факторы стабильных эмоциональных отношений

Сам факт длительного сохранения взаимодействия в паре не обязательно указывает на наличие в ней стабильных эмоциональных отношений. Люди могут оставаться вместе, например, в силу экономических причин или из-за отсутствия сколько-ни-будъпрлвлекателыгой альтернативы партнеру. Последний вариант достаточно часто выступает в качестве стабилизатора брака, в котором оба супруга недовольны своей семейной жизнью. Иногда, низко оценивая про себя свои отношения друг с другом, партнеры могут рассматривать их как своего рода плату за реализацию каких-то жиз­ненных целей, воздаяние за неправильный образ жизни в прошлом и т. д. Понимание невозможности сохранения положительных эмоций друг к другу длительное время также играет не последнюю роль — если человек считает, что сохранение страстной любви принципиально невозможно, повышается вероятность того, что он более тер­пимо отнесется к снижению симпатии и любви в своих собственных отношениях.

Развитие и долговременная стабилизация отношений предполагают их постоянную перестройку с учетом из­менения внешних условий и личностных особенностей членов лары. Как невозможно представить себе ровное и бескризисное развитие личности, так нереальны и дли­тельные эмоциональные отношения, которые сами участники не подвергали бы периодическим ревизиям. Распад и стабилизация отношений — две стороны одного процесса, результат которого — прекращение или сохра­нение отношений — зависит от активных целенаправлен-

ных усилий его субъектов.

Для длительного сохранения удовлетворяющих партнеров отношений критичес­ким моментом является переход от стадии близости к стадии дифференциации. Успешное решение задачи сохранения автономии личности при сохранении пары, Как уже отмечалось, — залог стабильных межличностных отношений. Результатом стадии дифференциации может быть либо стабилизация, либо распад отношений.

Возможности для стабилизации отношений на неэмоциональной, рационалисти-еской основе видятся прежде всего в оптимальной организации взаимодействия 'ежду партнерами, то есть в понимании каждым из них наличия общих интересов и ависимости друг от друга как условия их осуществления.

Одним из важнейших факторов стабильности эмоциональных отношений явля­йся включенность членов пары в совместную, значимую для обоих деятельность.

Стабильные

Межличностные

Отношения

длительное сохранение взаимодействия в паре, вызывающее положи­тельные чувства у обоих партнеров.

В случае супружеских отношений предметами совместной деятельности могут быть воспитание детей; домашнее хозяйство, которое ведется не столько в силу экономи­ческой необходимости, сколько для удовлетворения разнообразных психологичес­ких потребностей — от потребности в безопасности до эстетической; наконец, сами супруги — обеспечение благополучия и личностного роста каждого из них.

Согласно теории обмена, человек будет стремиться поддерживать отношения до тех пор, пока получаемые им «прибыли» перевешивают «затраты».

К прибылям, или приобретениям, можно отнести:

• личностный рост;

• чувство безопасности;

• дополнительные возможности в достижении конкретных целей;

• повышение самооценки;

• возможность справиться с проблемами. К затратам можно отнести:

• время, потраченное на установление отношений;

• психологический и/или физический стресс;

• снижение самооценки.

Чем выше прибыли и ниже затраты, тем более удовлетворяют человека отноше­ния с другим. Если затраты начинают превышать прибыли, человек скорее всего при­мет решение прервать отношения.

Еще одним условием стабилизации отношений являются определенные личност­ные свойства субъектов общения, их способность поддерживать отношения. Подлин­но межличностные отношения направлены против диктата ситуации, соответствен­но, способность к ним проявляют люди, по выражению А. Маслоу, с высоким уров­нем самоактуализации (Маслоу, 1998).

НАУЧНЫЕ ИДЕИ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.227.194 (0.124 с.)