Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности эмоционально-чувственных переживаний в межличностном общении

Поиск

Чем отличаются эмоционально-чувственные переживания, возникающие в межлич­ностном общении, от эмоций и чувств, вызванных какими-то событиями, предмета­ми, явлениями природы, то есть прямо с людьми не связанных? Отметим три важных момента.

1. Эмоциональная реакция участников общения носит двусторонний характер. Вы можете испытывать отвращение к вареному луку или любить грозу в начале мая, но, образно говоря, вареному луку или весенней грозе до вас нет никакого дела. Если же поведение и манеры человека, с которым вам приходится непосредственно об­щаться, вызывают у вас отвращение, то, как мы уже знаем, скрыть это чувство пол­ностью невозможно, оно начинает определять характер вашего поведения в отноше­нии этого человека и, следовательно, не может остаться незамеченным, вызывая со­ответствующие реакции.

В межличностных отношениях чаще имеет место не просто реакция одного парт­нера на чувства другого, а так называемые двусторонние чувства, когда каждая сто­рона подходит к другой несколько по-иному. Например, в какой-нибудь семье мать может быть бескорыстно предана своему мужу и детям, ее муж может обожать доче­рей и не любить своего сына. Одна из дочерей может любить сестру, которая, однако, относится к ней с презрением. Мальчик может подходить к сестрам как к полезным орудиям для достижения его целей, относиться к матери с глубоким чувством и смот­реть на отца как на героя, который время от времени бывает суровым и неприятным. Продолжительность таких связей зависит от того, насколько они удовлетворяют тех, кто в них вовлечен.

Отношение к чувствам, которые люди вызывают друг у друга, варьируется в за­висимости от человека. Застенчивость и робость того, кто предлагает свою любовь, могут вызвать надменность со стороны одних и ответную любовь у других. Агрес­сивные действия обычно вызывают враждебность, но есть люди, которые отвечают на них смирением и послушанием. Общительность, деликатность и отзывчивость, как правило, вызывают благоприятный отклик со стороны большинства людей, но некоторые рассматривают доброту как признак слабости и становятся высокомер­ными.

Итак, будут ли реакции одной стороны достаточны для продолжения взаимоот­ношений, зависит от личности другой стороны. Но в любом случае невозможно себе представить, чтобы двое или более людей могли взаимодействовать, оставаясь без­различными друг к другу. Даже в самых мимолетных взаимодействиях имеют место своего рода межличностные реакции.

2. Будучи по своей природе индивидуальными переживаниями, в межличностном общении эмоции и чувства приобретают характер послания другому, то есть стано­вятся знаками, смысл которых нужно еще понять. Следовательно, вполне возможны искажения, неточности или даже полное непонимание содержания эмоциональных сообщений, передаваемых друг другу. В зависимости от того, кто ее интерпретирует, эмоция выступает как знак для себя и как знак для другого. Иногда одна и та же

эмоция может быть интерпретирована совершенно различным способом. Так, скорбь или радость для человека, их испытывающего, есть знак радостных или печальных событий, тогда как для психиатра или психолога они могут оказаться знаками пси­хической болезни.

Заключение о внутренних переживаниях другого человека конструируется, глав­ным образом, путем приписывания мотивов. Мы можем только предполагать, что другие достаточно похожи на нас самих, и пытаться понять их поведение, проецируя на них собственные переживания. Но невозможно проецировать чувства, которых никогда не доводилось испытывать. Если человек никогда не любил, может ли он понять поступки влюбленного? Скорее всего, они ему будут казаться странными, нерациональными; возможно, он будет искать какие-то иные, скрытые мотивы по­добного поведения. Таким образом, то, какие мотивы будут приписаны другому, за­висит от картины мира воспринимающего, от его интересов и жизненного опыта. Вот почему особое значение для сохранения межличностных отношений имеет спо­собность партнеров к деценграции, то есть способность к преодолению груза соб­ственного опыта, отходу от своего «Я» и приближению к «Я» другого человека, спо­собность принять его роль и посмотреть на мир его глазами, определить ситуацию с его особой точки зрения.

3. Формируясь в процессе социализации, эмоции и чувства подвергаются жестко­му социальному контролю. В отношении несоциальных объектов чувства практиче­ски не подвергаются ограничению (трудно вообразить наличие запрета на положи­тельное или отрицательное отношение, например, к какому-то цветку, животному, времени года). Однако, как только дело касается социальных отношений, начинают действовать определенные санкции, накладывающие ограничения на то, что человек должен или не должен делать, Кого любить разрешается, а кого нет; в каких ситуаци­ях можно вести себя искренне, а в каких подобное поведение вызовет, в лучшем слу­чае, недоумение; проявление каких эмоций поощряется, а каких — строго наказыва­ется... Разные культуры и группы дают разные ответы на эти и подобные вопросы, но все они сходятся в одном. Эмоционально-чувственная сфера жизнедеятельности людей подвергается строгому контролю со стороны сообщества, которому они при­надлежат.

Замечено что, когда людей спрашивают об их отношении к окружающим, они обычно называют чувства, которые санкционированы данной группой или культу-рои. Скажем, если в данной культуре ожидается, что мать должна любить своих ле­ей, то женщина, публично заявившая о ненависти к детям, скорее всего, будет под­вергнута не просто осуждению, но и проверке на предмет психических заболеваний. Многие социальные нормы, касающиеся проявления чувств, так глубоко укорени-Ись, что люди не могут позволить их нарушить даже самим себе. Человека, который е любит своих родителей или ненавидит своего соседа, часто преследует чувство 'Ины. Однако, несмотря на заповедь «ты не должен», кто-то влюбляется в жену своего ^РУга, кто-то ненавидит своего коллегу или завидует одному из своих детей. И с этим 'ичего невозможно поделать. Открытые проявления таких чувств обычно сдержива-тся. Соотношение подлинных и так называемых конвенциональных (то есть соот-«Ствующих культурным нормам) чувств легко обнаруживается в критических си-гациях. Бывает, что родители, которые демонстрируют свою привязанность к детямобъятиями, поцелуями, заверениями в любви, могут в случае серьезной опасности оставить их на произвол судьбы, пытаясь спасти самих себя.

Выделенные особенности — взаимная направленность эмоциональных реакций знаковый характер эмоциональных посланий и социальный контроль за их проявле­ниями — предопределяют как возможности, так и трудности в управлении эмоцио­нально-чувственной сферой человека.

12.2. Социальные эмоции



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.170.253 (0.011 с.)