Из опыта отечественных психологов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из опыта отечественных психологов



Как свидетельствуют факты, значение слова в формировании восприятия человека может быть очень большим. Мы показывали поочередно 58 взрослым испытуемым фотографии девушки-старшеклассницы, молодой женщины, молодого человека и пожилого мужчины. Испытуемые, видевшие каждую из фотографий в течение пяти секунд, должны были словесно воссоздать облик человека, которого они только что рассматривали.

Перед каждым показом одной и той же фотографии группам испытуемых давались разные установки. Так, одной группе испытуемых, перед тем как показать фотогра­фию молодой женщины, мы говорили: «Сейчас вам будет показана фотография учи­тельницы», а другой: «Сейчас вы увидите портрет артистки». Перед предъявлением фотографии молодого человека одну группу испытуемых мы предупреждали, что они увидят портрет героя, а второй группе испытуемых, прежде чем показать эту же фо­тографию, говорили, что на ней изображен преступник и т. п. От испытуемых было получено 224 отчета о восприятии ими названных выше лиц; из них 35 % описаний оказались сделанными под влиянием установки. Вот образцы «портретов».

Установка «преступник».

«Этот зверюга понять что-тo хочет. Умно смотрит и без отрыва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами, фигура массивная, стареющая, брошена вперед»; «Человек опустившийся, очень озлобленный. Неопрятно одетый, непричесанный. Можно думать, что, до того как стать преступником, он был служащим или интелли­гентом. Очень злой взгляд»;

2. Установка «герой».

«Молодой человек лет 25~30. Лицо волевое, мужественное, с правильными черта­ми. Взгляд очень выразительный. Волосы-всклокочены, не брит, ворот рубашки рас­стегнут. Видимо, это герой какой-то схватки, хотя у него не военная форма (одет в клетчатую рубашку)»;

Установка «писатель».

«Очень волевое лицо. Ничего не боящиеся глаза смотрят исподлобья. Губы сжаты, чувствуются душевная сила и стойкость. Выражение лица гордое»; «Портрет мужчины примерно 50~53лет. Открытое лицо, крупные черты. Седые, вернее, седеющие волосы; лоб выпуклый с горизонтальными складками мор­щин. Очень выразительные глаза, какие обычно бывают у умных проницательных людей. Вокруг глаз множество морщинок, придающих лицу немного лу­кавое выражение. Так и кажется, что этот человек при встрече обязательно начнет с шутки. Нижнюю часть лица не помню. Запомнились руки неболь­шие, нерабочие, покрытые волосами. Портрет писателя... Мне кажется, что это лицо человека, любящего детей и пишущего для них. Судя по непринужденному виду, он привык позировать, наверное, это известный писатель. Еще раз хочется под­черкнуть, что наиболее запоминаются в портрете глаза. Человек с такими глазами, должно быть, хорошо знает и любит жизнь, людей...»;

4. Установка «ученый».

«Человек лет шестидесяти, лысый, с папиросой в руке. Черты лица крупные, правиль­ные. Голова большая, лоб высокий и широкий, настоящий лоб ученого. Взгляд и вы­ражение лица ученого говорят о том, что он напряженно и мучительно решает какую-то проблему».

Вот как выглядят нестереотипные портреты тех же лиц.

Установка «герой».

«Взлохмаченные волосы, неправильный нос, широко открытые глаза. Выражение какое-то удивленное. Одежда — вязанный свитер, клетчатая рубашка. Возможно, это поляк или чехучастник Подпольной группы во время войны. Волосы седые, вскло­коченные, не ухаживает за ними. По-моему, это все же не реальный герой, а артист в какой-то роли, может быть и не героической»;

2. Установка «преступник».

«Продолговатое, с крупными чертами лицо, застывшее в сильном напряжении, плот­но сжаты крупные, выпяченные губы (особенно нижняя). Взгляд обращен вверх. Гла­за светлые, округлые. Волосы рассыпаны по голове шапкой. Лицо обращено влево»; «Мужчина лет сорока. Лицо утомленное. Лохматая шевелюра. Брови тоже лохматые. Глаза смотрят немного вверх и влево. Нос «картошкой». Губы очерчены довольно резкоскептические. Подбородок мягкий, толстый. Ворог рубашки расстегнут. В вырезе ворота — короткая морщинистая шея»;

Установка «писатель».

«Лысый мужчина лет 55~60. Высокий гладкий лоб, умные глаза; нос с горбинкой, небольшие, резко очерченные губы. Суровые складки идут от носа книзу. Под подбо­родком рука, в которой зажата папироса. Черный костюм».

(См.: Бодалев А. А. Восприятием понимание человека человеком. -М.,1982. С. 37-39.)

16.2.4. От чего зависит точность первого впечатления

Несомненно, что общие способности, интеллект, умение привлекать свой опыт, на­личие так называемых имплицитных теорий личности в жизненном багаже челове­ка, развитая интуиция, умение сопереживать делают человека проницательным, своеобразным провидцем в сложной сфере взаимодействия людей.

Повышают ли точность оценки специальные психологические знания?

Если говорить об имплицитных теориях личности, то это, собственно, не столько теории, сколько взаимосвязанные представления о типах личности, чертах людей, организованная система знаний, выработанная человеком на личном опыте или почерпнутая из какого-либо литературного источника. В основе этой системы ле­жит практическая психология. Например, шофер такси укладывает в стройную сис­тему свои представления о поведении человека при посадке в машину и поездке, а кондуктор может вам поведать о типах безбилетников. Эти знания не обязательно выстраиваются в типологию, но на их основании человек формирует свои ожидания относительно других.

Что касается профессиональных психологических знаний, то один эксперимент, позволил сравнить оценки одних и тех же людей, данные художниками-портретис­тами и студентами-психологами выпускного курса. Оказалось, что, хотя в целом сту­денты-психологи дали несколько более точные оценки, чем студенты других специ­альностей, все же они уступали художникам в наблюдательности и точности.

Каким количеством информации необходимо располагать, чтобы судить о дру­гом более или менее точно? Когда мы поспешно пытаемся составить правильное суж­дение, оно может быть ошибочным и поверхностным. Лабрюйер сказал: «Нельзя су­дить о человеке с первого взгляда. Достоинства обычно окутаны покровом скром­ности, недостатки прикрыты маской лицемерия» (Афоризмы, 1966). Несомненно, нужно какое-то время, чтобы отделить ложное от истинного, наносное от существен­ного.

Как показывают эксперименты, наиболее точное впечатление о человеке форми­руется за период двухнедельного знакомства. Дальше нарастают ошибки, начинают влиять взаимоотношения, приязнь-неприязнь, симпатия-антипатия, предположения о том, как человек относится к воспринимающему, формируются предубеждения.

В ряде исследований подтверждение получали следующие предположения;

а) некоторые люди легче и точнее судят о других, лучше понимают их поведение;

б) о некоторых чертах характера легче судить, чем о других;

в) люди лучше судят о тех, кто похож на них.

По мнению психологов, среди людей, точнее оценивающих других, чаще встреча­ются те, кто:

• в своих заключениях опираются на наблюдение за поведением, а не на стереотип;

• менее авторитарные личности;

• более объективно относящиеся к себе.

Можно ли использовать эту информацию для повышения эффективности челове­ка как коммуникатора? Ведь резко улучшить интеллектуальные способности невоз­можно — а способность делать выводы о других по их поведению во многом зависит от интеллекта. Нельзя и просто сказать себе: «Будь менее жестким или авторитар­ным». Социальные установки меняются не так легко. Человек может только стре­миться понимать и не слишком защищать собственные ограничения, то есть отно­ситься к себе более объективно.

Несомненно, что определенную роль играют и оцениваемые свойства. Отноше­ние к объектам, ситуациям оценить легче, чем отношение к людям, к себе, черты лич­ности, мало проявляющиеся в поведении, или мотивы. Большое влияние оказывают также взаимоотношения и самооценка человека. Кроме того, человек с несложным внутренним миром и запасом знаний не в состоянии оценить более сложного челове­ка. Еще Б. Паскаль писал: «Чем умнее человек, тем более он находит оригинальных людей. Дюжинные личности не находят разницы между людьми» (Афоризмы, 1966).

16.3. Направленное формирование первого впечатления

g современной жизни достаточно часто встречаются ситуации, которые требуют уме­ния целенаправленно формировать впечатление о себе. Эти умения могут быть со­ставной частью профессиональных умений, обеспечивающих успешность деятельно­сти. Политик, дипломат, продюсер, агент, рекламирующий товар, сотрудник турфир­мы, распространяющий путевки, шоу-группа, совершающая гастрольное турне, — эти и целый ряд других действующих лиц и ситуаций объединяет периодически повто­ряемое действие — презентация.

Любая презентация включает в себя самопрезентацию, когда в ограниченных условиях времени и пространства необходимо предъявить специально организован­ную, продуманную, структурированную, краткую информацию о себе таким обра­зом, чтобы достигнуть заранее поставленных целей (напомним, что самопрезента­ция как средство воздействия на других людей уже рассматривалась нами в главе «Стратегии и тактики влияния и манипулирования»).

Среди этих целей на одном из первых мест стоит желание расположить к себе и сформировать благоприятное впечатление о себе. Мотивация может быть многослой­ной и разноуровневой, осознанной и неосознанной; от побуждения к контакту и раз­витию отношений, формированию имиджа до получения сиюминутного практиче­ского результата.

Самопрезентация — процесс, разворачивающийся в заранее определенных рамках. Социально-психологические параметры ситуации включают ролевое взаимодей­ствие, подразумевающее определенные правила и ограничения. Содержательные ха­рактеристики самопрезентации включают представление о том, что именно, какая информация о себе предъявляется, какие преобразования с ней происходят на осно­вании анализа ответных реакций, насколько успешно осуществляется процесс само­регуляции и самоорганизации, какова доля вербального и невербального компонента на разных стадиях самопредъявления.

Важно также учитывать отдаленные последствия самопрезентации в виде коррек­тировки образа «Я» и совершенствования тактики самопредъявления, умения подать себя.

Среди свойств личности и комплексов умений, способствующих успешности само­презентации в различных ситуациях и обстоятельствах, следует назвать социальный интеллект, эго-компетентность, природное обаяние, способность к мобилизации и

переключению, манипулятивные умения; тормозящими факторами являются неспособность к самораскрытию, зажатость, застенчивость, комплексы и недостаток ком­муникативных умений и навыков.

В. Н. Куницыной предложено следующее определение: самопрезептация — кратковременный, специфичес­ки мотивированный и организованный процесс предъяв­ления информации о себе в вербальном и невербальном Поведении.

Самопрезентация - кратковременный, спе­цифически мотивиро­ванный и организован­ный процесс предъявле­ния информации о себе в вербальном и невер­бальном поведении.

Имидж - направленное формиро­вание впечатления о се­бе, специальным обре­зом организованное и структурированное в кон­тексте «Я», имеющее от­сылку к более общей, престижной категории людей.

Успешность самопрезентации предваряет работа над собственным имиджем, которая становится возможной на определенном уровне знаний о себе, эго-компетентности и навыках саморегуляции

Работа над собственным имиджем есть не что иное, как формирование впечатления о себе, имеющее конкрет­ные цели и задачи. Имидж — направленное формирова­ние впечатления о себе, специальным образом организо­ванное и структурированное в контексте «Я», имеющее отсылку к более общей, престижной категории людей. Центральную часть имиджа составляет продуманный внешний облик, который должен сигнализировать о профессионально-ценных свой­ствах личности и способствовать формированию репутации.

Тесно с проблемой самопрезентации связана проблема формирования имиджа, например, кандидата в депутаты, в губернаторы и т. д. в период предвыборной кам­пании. Помимо использования приемов улучшения внешнего облика с помощью кос­метических средств, используются разнообразные стратегии. Э. Джонс и Т. Питман в 1982 г. описали некоторые стратегические техники самопрезентации, которые люди используют в повседневной жизни (см. Aronson, Wilson, Akert, 1994, p. 237).

1. Инграциация (ingratiation) — приукрашивание, самовосхваление, стремление сделать себя привлекательным, особенно для тех, кто имеет высокий статус;

2. Самоподдержка (self-promotion) — стремление произвести впечатление, описы­вая свои таланты и выдающиеся познания;

3. «Греться в лучах чужой славы» (baskingin reflected glory) — выстраивание свое­го образа путем подчеркивания тесной связи с успешными, знаменитыми, выдаю­щимися людьми;

4. Уравновешивание успехов и ошибок (self-handicapping) — создание помех и обо­снование оправданий для плохих результатов и неудач.

Выводы

1. Несоответствие самооценки и оценки ровесников при характеристике действи­тельных или мнимых недостатков внешности и экспрессивно-динамических призна­ков человека в сравнении с преувеличенным вниманием именно к этим чертам в дру­гом человеке может быть расценено как своеобразная защитная реакция.

2. Формирование образа другого человека не всегда сопровождается глубоким про­никновением в его внутренний мир и адекватной оценкой или пониманием этой лич­ности, однако служит необходимым этапом, предваряющим понимание.

3. Воспринятые элементы физического облика, внешности или экспрессии выступа­ют многозначными социальными сигналами, поясняющими, кто этот человек по национальности, возрасту, опыту, что он чувствует в данный момент, как настроен, ка­ков уровень его культуры и эстетических вкусов, уверен ли он в себе, общителен ли и т. п. Образ — представление о другом человеке — формирует определенную установку по отношению к данному человеку, определяет эмоциональное и познавательно.

отношение к нему, направляет поступки, то есть выступает регулятором поведения во взаимодействии с этим человеком.

Информация, которую люди получают при восприятии облика человека любого возраста и пола, с которым они вступают в контакт, не всегда осознается ими. Одна­ко она есть фундамент складывающегося образа другого человека. Формирование этого образа и его структура зависят и от особенностей воспринимаемого, и от си­туации, и — в немалой степени — от уровня развития человека, опыта взаимодей­ствия с людьми, возраста и пола, наблюдательности, начитанности и еще целого ряда факторов.

5. Успешность самопрезентации предваряет работа над собственным имиджем, ко­торая становится возможной при определенном уровне знаний о себе, эго-компетентности и навыков саморегуляции. Работа над собственным имиджем есть не что иное, как формирование впечатления о себе, имеющее конкретные цели и задачи. Цент­ральную часть имиджа составляет продуманный внешний облик, который должен сигнализировать о профессионально-ценных свойствах личности и способствовать формированию репутации.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите общие закономерности процесса восприятия.

2. Какие факторы влияют на восприятие?

3. Что означает утверждение «восприятие — процесс активный»?

4. Чем отличается восприятие людьми предметов от восприятия человеком человека?

5. От чего зависит наше первое впечатление о человеке? Укажите психологические особенности участников общения, усиливающие влияние первого впечатления на восприятие.

6. Назовите типовые схемы запуска «эффекта ореола».

7. Какова зависимость между типом личности и точностью восприятия?

Учебные задания

Задание 1. Разделитесь на группы по три человека. Один рассказывает о чем-нибудь в ечение 2-3 минут. Второй и третий наблюдают за всеми невербальными действиями рассказчика. После окончания рассказа один из слушателей перечисляет все что заметил. Другой добавляет то, что не было названо. Каждый должен побывать в роли рассказчика. Упражнение продолжается 15 минут.

Задание 2. Предложите членам группы написать небольшие по объему тексты; до­клад, статью или обращение. Затем обменяйтесь написанным так, чтобы каждый мог прочитать чей-либо текст. Читая полученный текст, постарайтесь определить:

• Какой вопрос хотел рассмотреть автор?

• Каковы основные аспекты вопроса?

• Какое впечатление на читателя хотел произвести автор своим сообщением?

Сравните свое восприятие прочитанного с авторским замыслом. Если информа­ция была воспринята не совсем верно, обсудите причины ее искажения.

Задание 3. Какой образ возникает в вашем представлении, когда говорят о депутате Государственной Думы; российском бизнесмене; преподавателе высшей школы; бом­же, журналисте; шахтере; пенсионере? Запишите, на ваш взгляд, наиболее характер­ные черты стереотипного образа представителей перечисленных профессий и групп. Вспомните среди своих хороших знакомых тех, кто относится к названным соци­альным группам. Оцените, насколько существующий в вашем восприятии образ это­го конкретного человека совпадает со стереотипным представлением о данной груп­пе. Какие сходные характеристики вы обнаружили в том и другом образах? Чем, на ваш взгляд, можно объяснить несовпадения?

Глава 17.

Межличностное понимание



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.039 с.)