Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аттракция возникает в ответ на положительные действия, неприязнь — на отрицательные.

Поиск

, комплименты, то есть похвала, содержащая небольшое преувеличение положи­тельных качеств того, кому делается комплимент;

, прямое признание; с собеседником соглашаются и прямо сообщают ему об этом, что проявляется в поддержании разговора, заинтересованности в разговоре и т. п.;

» выражение положительных чувств, при котором слушающий сообщает (вербально или невербально) о положительных эмоциях, вызванных тем, что было сказано;

• благодарности.

Среди сообщений, вызывающих чувство отказа в поддержке, можно выделить:

• уход от обсуждения, когда собеседник реагирует на сказанное, но быстро перево­дит разговор в другом направлении. Например:

Сегодня был сложный материал на лекции?

— Не очень. Скажи, эта юбка не слишком длинная?

Или собеседник не делает даже попытки связать свой ответ с тем, что услышал:

У меня был трудный день, я страшно устала.

— Удивляюсь, почему Аня не позвонила, думаешь, она забыла?

безличные предложения - подчеркнуто правильная, наукообразная речь, отказ от личного обращения;

• прерывание говорящего;

• противоречие между вербальным и невербальным содержанием сообщения, или неконгруэнтное сообщение. Например, фраза «разумеется, решение должен при­нимать только ты» говорится раздраженным тоном.

Таким образом, межличностная аттракция определяется действием целого ряда факторов. Положительное восприятие другого человека может зависеть от эмоцио­нального состояния самого воспринимающего, от степени выраженности у человека потребности в аффилиации, от того, находится данный человек рядом с вами или он далеко от вас. Людям скорее нравятся те, кто имеет взгляды, образование, ценности, статус, сходные с их собственными; те, чье поведение и стиль общения поддержива­ют их самоуважение и достоинство.

11.4. Способы измерения межличностной аттракции

Поиск методических приемов, позволяющих осуществить измерение межличностной аттракции, тесно связан с разработками в области измерения социальных установок. В 1925 году Е. Богардус сделал одну из первых систематизированных попыток измерения социальных установок (атгитюдов), предложив Шкалу социальной дис­танции. Это был вопросник, выявляющий степень приемлемости другого, человека как представителя определенной социальной группы. Респондентам предлагался пе­речень национальностей; каждого просили указать, какую степень близости он до­пускает для себя с людьми из той или иной группы. Возможные степени близости:

1. До близкого родства посредством брака;

2. До принятия в члены моего клуба в качестве друга;

3. До соседства на моей улице;

4. До разрешения выполнять какую-либо работу в моей стране;

5. До гражданства в моей стране;

6. Только до посещения моей страны в качестве туриста;

7. Не допускать или выслать из моей страны.

Как мы видим, Шкала представляет собой континуум социальной близости, в ко­тором «1» указывает на самую высокую степень допускаемой близости, а «7» — на самую низкую степень. С незначительными вариациями этот метод использовался для измерения дистанции, связанной с расовой и региональной принадлежностью, возрастом, полом, профессией, религией, для измерения дистанции между родителя­ми и детьми. В типичном исследовании человек может сделать до 1000 суждений, например, ранжировать 50 вариантов отношений к людям, используя 20 рейтинго­вых шкал для каждого (По: Tubbs S. L,, Moss S. Human Communication. An Interperso­nal Perspective, 1974).

Тесты такого типа сообщают огромный объем информации о социальных уста­новках людей в отношении различных групп, однако эти установки связаны с гипо­тетическими ситуациями и мало говорят о чувствах в отношении людей, которых мы знаем и с которыми общаемся повседневно: членов семьи, друзей, однокашников, со­седей, сослуживцев.

Для измерения межличностных предпочтений в рамках конкретных групп между хорошо знакомыми людьми Дж. Морено предложил социометрический тест, также

предполагающий ответы на вопросы, но уже о людях, ко­торых респонденты знают в действительности (Морено, 1958).

По своей форме социометрический тест очень прост: человеку предлагают назвать тех людей, с кем он хотел бы выполнять какую-нибудь работу или действие, а так­же тех, с кем ему не хотелось бы участвовать в каком-либо деле. Например:

• Кому бы вы доверили представлять интересы вашей группы на ответственном мероприятии?

• С кем вам было бы интереснее всего обсуждать науч­ную проблему?

• Кого из своей группы вы пригласили бы к себе на день рождения? и т. д.

Очевидно, что с изменением ситуации меняются име­на выбранных людей.

К достоинствам социометрического теста можно отне­сти то, что 1) его легко адаптировать для изучения пред­почтений в самых разных группах — от детских до взрос­лых; 2) его легко комментировать; 3) его результаты для наглядности могут быть сведены в таблицы, диаграммы, статистические матрицы. На рисунках 11.5 и 11.6 изобра­жены примеры социограмм.

На этих двух диаграммах («социограммах») хорошо видно, как с изменением критерия выбора меняются ре­зультаты. Власть и популярность часто требуют различных качеств. Хотя Петя и Иван чаще других были выбраны в качестве лидеров, ни тот ни другой не являются «душой компании», уступая это место Сергею. На социограммах.легко увидеть непопулярных людей в группе, среди которых, в свою оче­редь, выделяют так называемых «изолированных», то есть не имеющих ни выборов, ни отклонений, и «отверженных», то есть не имеющих выборов или имеющих незна­чительное их число, но при этом получивших большое число отклонений.

Также на социограммах видны подгруппы; например, на рис. 11.6 Иван - Борис -Сергей, Коля — Петя — Даня. Таким образом, сопрограмма обобщает информацию о межличностных предпочтениях среди членов данной группы, а также выявляет ком­муникационные связи между ними.

Наряду с перечисленными тестами используют и другие графические приемы для измерения психологической близости в общении.

Шкала социальной

Дистанции

способ измерения соци­альных установок; вопросник, направленный на выявление степени приемлемости другого человека как представи­теля определенной социальной группы.

Социометрический тест

метод измерения меж­личностных предпочте­ний в рамках конкретных групп между хорошо зна­комыми людьми; по форме представляет со­бой ответы на вопросы о том, с кем человек хотел бы выполнять какую-нибудь работу или дей­ствие или, напротив, с кем ему не хотелось бы участвовать в каком-либо деле. V

Например, испытуемому предлагается отрезок прямой, в одну из крайних точек которого условно помещается его Я. Он должен указать на отрезке точку, символи­чески отмеряющую субъективное расстояние от Я до другого человека. Это задание выполняется заново для каждого из значимых лиц, в результате чего появляется воз­можность сравнивать между собой психологические дистанции и судить о большей или меньшей близости каждого. Отрезки прямых могут располагаться на плоскости по-разному.

Модель, в которой Я выступает организующим и определяющим центром некото­рого поля симпатий и антипатий к другим людям, получила название эгоцентричес­кой модели (см. рис. 11.7).

Иной способ измерения психологической близости состоит в том, что значимые другие во всех возможных сочетаниях по два условно помещаются в конечные точки отрезков прямых, а испытуемому следует найти и обозначить точкой свое место меж­ду ними. Затем подсчитывается среднее значение от Я до Д1, от Я до Д2, от Я до ДЗ. В результате все интересующие нас лица могут быть проранжированы по степени пси­хологической близости. Этот прием соответствует социоцентрической модели и по существу является методом парных сравнений (рис. 11.8).

Д1 --------------- Я"------------------------------------------------------ Д2

Д1.-----------------------Я ----------------------------------- ДЗ

Д2 ------------------------------------------------------ Я --------------- ДЗ

Рис. 11.8 Кому из Других Я ближе?

Работа над новыми способами измерения межличностной аттракции продолжа­ется.

Выводы

1. Процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людь­ми, взаимной симпатии получил название «межличностная аттракция». Особенность аттракции в сравнении с другими чувствами и эмоциями состоит в том, что ее пред-

метом является другой человек (а не социальная группа или социальный институт), тем самым она всегда включена в межличностный контекст и, таким образом, высту­кает одним из ключевых факторов формирования и реализации межличностных отношений.

2 Среди причин, оказывающих наибольшее влияние на процесс межличностной атт­ракции, можно выделить внешние, то есть непосредственно не связанные с процес­сом межличностного взаимодействия (иногда их называют экологическими), и внут­ренние, то есть те, что возникают в процессе взаимодействия, или собственно меж­личностные детерминанты аттракции.

3 К внешним факторам аттракции можно отнести: 1) степень выраженности у чело­века потребности в аффнлиации; 2) эмоциональное состояние партнеров по обще­нию; 3) пространственную близость.

4. К внугренним факторам, или собственно межличностным детерминантам аттрак­ции можно отнести; 1) физическую привлекательность партнера по общению; 2) де­монстрируемый стиль общения; 3) фактор сходства между партнерами по общению; 4) выражение личного отношения к партнеру в процессе общения (поддержка или отказ в поддержке).

5. Для измерения психологической близости в общении предлагаются различные способы, в частности такие, как шкала социальной дистанции; социометрический тест; эгоцентрическая и социоцентрическая модели.

Основные понятия

Отношения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.180.253 (0.011 с.)