Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аттракция возникает в ответ на положительные действия, неприязнь — на отрицательные.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
, комплименты, то есть похвала, содержащая небольшое преувеличение положительных качеств того, кому делается комплимент; , прямое признание; с собеседником соглашаются и прямо сообщают ему об этом, что проявляется в поддержании разговора, заинтересованности в разговоре и т. п.; » выражение положительных чувств, при котором слушающий сообщает (вербально или невербально) о положительных эмоциях, вызванных тем, что было сказано; • благодарности. Среди сообщений, вызывающих чувство отказа в поддержке, можно выделить: • уход от обсуждения, когда собеседник реагирует на сказанное, но быстро переводит разговор в другом направлении. Например: — Сегодня был сложный материал на лекции? — Не очень. Скажи, эта юбка не слишком длинная? Или собеседник не делает даже попытки связать свой ответ с тем, что услышал: — У меня был трудный день, я страшно устала. — Удивляюсь, почему Аня не позвонила, думаешь, она забыла? • безличные предложения - подчеркнуто правильная, наукообразная речь, отказ от личного обращения; • прерывание говорящего; • противоречие между вербальным и невербальным содержанием сообщения, или неконгруэнтное сообщение. Например, фраза «разумеется, решение должен принимать только ты» говорится раздраженным тоном. Таким образом, межличностная аттракция определяется действием целого ряда факторов. Положительное восприятие другого человека может зависеть от эмоционального состояния самого воспринимающего, от степени выраженности у человека потребности в аффилиации, от того, находится данный человек рядом с вами или он далеко от вас. Людям скорее нравятся те, кто имеет взгляды, образование, ценности, статус, сходные с их собственными; те, чье поведение и стиль общения поддерживают их самоуважение и достоинство. 11.4. Способы измерения межличностной аттракции Поиск методических приемов, позволяющих осуществить измерение межличностной аттракции, тесно связан с разработками в области измерения социальных установок. В 1925 году Е. Богардус сделал одну из первых систематизированных попыток измерения социальных установок (атгитюдов), предложив Шкалу социальной дистанции. Это был вопросник, выявляющий степень приемлемости другого, человека как представителя определенной социальной группы. Респондентам предлагался перечень национальностей; каждого просили указать, какую степень близости он допускает для себя с людьми из той или иной группы. Возможные степени близости: 1. До близкого родства посредством брака; 2. До принятия в члены моего клуба в качестве друга; 3. До соседства на моей улице; 4. До разрешения выполнять какую-либо работу в моей стране; 5. До гражданства в моей стране; 6. Только до посещения моей страны в качестве туриста; 7. Не допускать или выслать из моей страны. Как мы видим, Шкала представляет собой континуум социальной близости, в котором «1» указывает на самую высокую степень допускаемой близости, а «7» — на самую низкую степень. С незначительными вариациями этот метод использовался для измерения дистанции, связанной с расовой и региональной принадлежностью, возрастом, полом, профессией, религией, для измерения дистанции между родителями и детьми. В типичном исследовании человек может сделать до 1000 суждений, например, ранжировать 50 вариантов отношений к людям, используя 20 рейтинговых шкал для каждого (По: Tubbs S. L,, Moss S. Human Communication. An Interpersonal Perspective, 1974). Тесты такого типа сообщают огромный объем информации о социальных установках людей в отношении различных групп, однако эти установки связаны с гипотетическими ситуациями и мало говорят о чувствах в отношении людей, которых мы знаем и с которыми общаемся повседневно: членов семьи, друзей, однокашников, соседей, сослуживцев. Для измерения межличностных предпочтений в рамках конкретных групп между хорошо знакомыми людьми Дж. Морено предложил социометрический тест, также предполагающий ответы на вопросы, но уже о людях, которых респонденты знают в действительности (Морено, 1958). По своей форме социометрический тест очень прост: человеку предлагают назвать тех людей, с кем он хотел бы выполнять какую-нибудь работу или действие, а также тех, с кем ему не хотелось бы участвовать в каком-либо деле. Например: • Кому бы вы доверили представлять интересы вашей группы на ответственном мероприятии? • С кем вам было бы интереснее всего обсуждать научную проблему? • Кого из своей группы вы пригласили бы к себе на день рождения? и т. д. Очевидно, что с изменением ситуации меняются имена выбранных людей. К достоинствам социометрического теста можно отнести то, что 1) его легко адаптировать для изучения предпочтений в самых разных группах — от детских до взрослых; 2) его легко комментировать; 3) его результаты для наглядности могут быть сведены в таблицы, диаграммы, статистические матрицы. На рисунках 11.5 и 11.6 изображены примеры социограмм. На этих двух диаграммах («социограммах») хорошо видно, как с изменением критерия выбора меняются результаты. Власть и популярность часто требуют различных качеств. Хотя Петя и Иван чаще других были выбраны в качестве лидеров, ни тот ни другой не являются «душой компании», уступая это место Сергею. На социограммах.легко увидеть непопулярных людей в группе, среди которых, в свою очередь, выделяют так называемых «изолированных», то есть не имеющих ни выборов, ни отклонений, и «отверженных», то есть не имеющих выборов или имеющих незначительное их число, но при этом получивших большое число отклонений. Также на социограммах видны подгруппы; например, на рис. 11.6 Иван - Борис -Сергей, Коля — Петя — Даня. Таким образом, сопрограмма обобщает информацию о межличностных предпочтениях среди членов данной группы, а также выявляет коммуникационные связи между ними. Наряду с перечисленными тестами используют и другие графические приемы для измерения психологической близости в общении. Шкала социальной Дистанции способ измерения социальных установок; вопросник, направленный на выявление степени приемлемости другого человека как представителя определенной социальной группы. Социометрический тест метод измерения межличностных предпочтений в рамках конкретных групп между хорошо знакомыми людьми; по форме представляет собой ответы на вопросы о том, с кем человек хотел бы выполнять какую-нибудь работу или действие или, напротив, с кем ему не хотелось бы участвовать в каком-либо деле. V Например, испытуемому предлагается отрезок прямой, в одну из крайних точек которого условно помещается его Я. Он должен указать на отрезке точку, символически отмеряющую субъективное расстояние от Я до другого человека. Это задание выполняется заново для каждого из значимых лиц, в результате чего появляется возможность сравнивать между собой психологические дистанции и судить о большей или меньшей близости каждого. Отрезки прямых могут располагаться на плоскости по-разному. Модель, в которой Я выступает организующим и определяющим центром некоторого поля симпатий и антипатий к другим людям, получила название эгоцентрической модели (см. рис. 11.7). Иной способ измерения психологической близости состоит в том, что значимые другие во всех возможных сочетаниях по два условно помещаются в конечные точки отрезков прямых, а испытуемому следует найти и обозначить точкой свое место между ними. Затем подсчитывается среднее значение от Я до Д1, от Я до Д2, от Я до ДЗ. В результате все интересующие нас лица могут быть проранжированы по степени психологической близости. Этот прием соответствует социоцентрической модели и по существу является методом парных сравнений (рис. 11.8). Д1 --------------- Я"------------------------------------------------------ Д2 Д1.-----------------------Я ----------------------------------- ДЗ Д2 ------------------------------------------------------ Я --------------- ДЗ Рис. 11.8 Кому из Других Я ближе? Работа над новыми способами измерения межличностной аттракции продолжается. Выводы 1. Процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии получил название «межличностная аттракция». Особенность аттракции в сравнении с другими чувствами и эмоциями состоит в том, что ее пред- метом является другой человек (а не социальная группа или социальный институт), тем самым она всегда включена в межличностный контекст и, таким образом, выстукает одним из ключевых факторов формирования и реализации межличностных отношений. 2 Среди причин, оказывающих наибольшее влияние на процесс межличностной аттракции, можно выделить внешние, то есть непосредственно не связанные с процессом межличностного взаимодействия (иногда их называют экологическими), и внутренние, то есть те, что возникают в процессе взаимодействия, или собственно межличностные детерминанты аттракции. 3 К внешним факторам аттракции можно отнести: 1) степень выраженности у человека потребности в аффнлиации; 2) эмоциональное состояние партнеров по общению; 3) пространственную близость. 4. К внугренним факторам, или собственно межличностным детерминантам аттракции можно отнести; 1) физическую привлекательность партнера по общению; 2) демонстрируемый стиль общения; 3) фактор сходства между партнерами по общению; 4) выражение личного отношения к партнеру в процессе общения (поддержка или отказ в поддержке). 5. Для измерения психологической близости в общении предлагаются различные способы, в частности такие, как шкала социальной дистанции; социометрический тест; эгоцентрическая и социоцентрическая модели. Основные понятия Отношения
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.180.253 (0.011 с.) |