Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тактики с сильным и слабым контролем ресурсовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Многие исследователи рассматривают социальную власть и влияние как отдельные стратегии, хотя выдвигается и предположение, что силовые методы и тактики влияния в принципе аналогичны (Raven, 1990; Yukl, Falbe, 1990). А. Стахелски и С. Пэйн-тон (Stahclski, Paynton, 1995) обнаружили, что человек с высоким статусом в неравных отношениях использует силовые стратегии (или типы власти Фрэнча и Рэйвэна), основанные на более полном уровне полномочий и обоснований, контролирующие ресурсы (принуждение, награда, законность, опыт, информация, ссылка). В то же время человек с низким статусом предпочитает стратегии с более слабым контролем за ресурсами, или тактики влияния, основанные на дружелюбии, утверждении и союзничестве (убеждение, заискивание, чувство вины, «нога в дверях», «дверь в лицо», «низкий мяч»). Особенно трудно противостоять таким «слабым» тактикам влияния, как: 1) «нога в дверях», 2) «низкий мяч», 3) дверь в лицо». 1) «Нога в дверях» (Foot-in-the-door), означает, что агент влияния просит вначале о небольшой услуге, а когда достигает успеха, просит о большей. Люди, согласившись оказать малую услугу, со временем могут оказать и большую. Как отмечает '. Чалдини, многие деловые и благотворительные организации регулярно применяют этот подход. Стратегия торговцев заключается в том, чтобы заставить человека сделать крупную покупку после приобретения чего-то незначительного. Целью первоначальной сделки не является прибыль, ее цель — обязательство. Ожидается, что публичное обязательство (уже сделанная мелкая покупка) естественным образом повлечет за собой другие покупки, более крупные. 2) Техника «низкого мяча», или «техника заманивания» (low-ball) — вначале идет преднамеренное занижение цены, а после того как клиент заинтересовался, сообщают, что обстоятельства изменились и цена будет высокой. В других случаях людей просят о небольшой услуге, заманивая лестными и выгодными для них обещаниями, а потом сообщают, что выполнить данное обещание не представляется возможным. Человек, уступивший в ответ на первую просьбу, зачастую продолжает давать согласие, Иже когда побуждающая причина устранена, — люди стараются быть последовательными. В основе этой техники лежит тот же механизм, что и в технике «нога в дверях»: Юловек решает принять на себя обязательства, которые имеют тенденцию к «самосохранению» и продолжают действовать даже после того, как создавшие их обстоятельства изменились. Многие коммерсанты пришли к пониманию того, насколько важна личная ответственность для формировании у человека собственной системы поддержки принятого решения. При продаже автомобилей некоторые агенты называют цену, намного более низкую, чем у конкурентов, могут даже предложить поездить в течение дня на новой машине, а когда клиент примет решение купить машину, в подсчетах вдруг обнаруживается «ошибка», и оказывается, что машину можно получить, только заплатив дополнительную сумму. При этом подчеркивается, что цена все равно не превышает цену других агентств, а кроме того: «Это ведь машина, которую вы выбрали, верно?». Покупатель, который испытывает удовлетворение и даже счастье оттого, что такое множество факторов благоприятствуют его выбору, обычно не обращает внимания на потерю. Ему не приходит в голову, что дополнительные непредвиденные сложности могли бы не возникнуть, если бы с самого начала им не был сделан определенный выбор. 3) «Дверь в лицо» (door-in-the-face) — вначале агент влияния просит об очень большом одолжении, в котором объект обычно отказывает, после чего — о меньшем одолжении, на которое объект, как правило, соглашается. Например, сын — родителям: «Не хотите ли купить мне новый музыкальный центр?» — «Нет». — «Ну тогда дайте хотя бы на билет на концерт группы „Скутер"». Описанные выше техники скорее относятся к тактикам манипулирования. С личным влиянием более всего связано убеждение. Наличие «дара красноречия» обычно приписывается тем, кто умно, выразительно и убедительно выступает в споре или дискуссии. Здесь имеют значение такие личные качества, как уверенность, компетентность, кредитность (способность вызывать доверие), надежность (прямой взгляд повышает доверие), значение атрибуции, готовность пострадать за свои убеждения, скорость речи, ее темп, физическая привлекательность, а также подобие в отношении вкусов и стиля. Е. В. Сидоренко относит убеждение к конструктивным видам влияния и считает, что наиболее эффективным его делают три техники аргументации: предъявление аргументов, развертывание аргументации, метод положительных ответов, и три техники контраргументации: «перелицовка» аргументов партнера, расчленение аргументов партнера и встречное развертывание аргументации (Сидоренко, 1997). 70.3.5. Самопрезентация как средство воздействия В качестве средства воздействия многими современными авторами (Майерс, 1997; Тедески, Неслер, 1994) выделяется самопрезентация. Это различные поведенческие тактики, направленные на то,, чтобы повлиять на восприятие действующего лица окружающими. Самопрезентация направлена на возбуждение в объекте воздействия определенных эмоций с расчетом на то, что эти эмоции вызовут желаемую реакцию. Она мокет носить не только тактический, но и стратегический характер, то есть может быть рассчитана не на сиюминутный эффект, а на эффект в будущем. Это происходит в гех случаях, когда человек сначала упорно работает над своим имиджем в расчете, чсто в дальнейшем это поможет ему влиять на окружающих. Стратегическая самопрезентация — форма вложений в будущее. Личность, создающая себе репутацию надежного, компетентного, заслуживающего доверия и привлекательного человека, расширяет возможности своего влияния на других людей. Потому-то люди и затрачивают значительное количество времени, усилий и денег для достижения социальных идентичностей (или оснований власти). Однако в то время как одни для достижения компетенции могут изо всех сил учиться в течение многих лет, поугие фокусируются на достижении привлекательности. Говоря языком психологии личности, у одних высока мотивация достижения, у других — потребность в социальном признании. Самопрезентация в социальном контексте столь изменчива, что предполагает привязку практически ко всем фундаментальным потребностям индивидуума. Для некоторых, как отмечает Д. Майерс, сознательная самопрезентация — образ жизни. Люди, обладающие высокими показателями по шкале тенденции к самомониторингу (стремление быть таким, каким хотят меня видеть другие люди), действуют как социальные хамелеоны, приспосабливая свое поведение к внешним ситуациям (Май-ерс, 1997). Люди с низким показателем самомониторинга меньше заботятся о том, что о них думают другие. Они больше руководствуются внутренними ощущениями и чаще действуют и говорят так, как чувствуют на самом деле. Они также демонстрируют больше стабильности и постоянства в социальном поведении в таких вопросах, как альтруизм, честность и самообладание. Самопрезентация различные поведенческие тактики, направленные на то, чтобы повлиять на восприятие окружающим и действующего лица. Выводы 1. В реальной человеческой жизни имеют место три основные стратегии; императивная, манипулятивная и развивающая, где отношение к партнеру по общению как к объекту меняется на отношение к нему как к субъекту. 2. Манипулятивное воздействие, несмотря на его скрытый и тайный характер, распознаваемо потрем основным признакам: 1) стремление овладеть волей партнера, 2) обман и лицемерие в поведении, 3) призыв к отъединению. Ведущим фактором в сопротивлении внешнему давлению выступает личностный понетциал человека. 3. Асимметричность отношений взаимодействующих людей — эго кригерий, который сближает понятия «власть», «давление», «манипуляция» и одновременно позволяет выделить личное влияние как отдельный феномен, где главным критерием является симметричность отношений партнеров по общению. Средства воздействия могут быть «силовыми» (менее всего относящимися к влиянию) — принуждение, награда, легитимность, либо «несиловыми», и тогда их называют тактиками влияния. Центральное место среди последних занимает убеждение. • Исследования показали, что эффективность большинства тактик в воздействии на подчиненных отличается от эффективности этих же тактик в воздействии на начальников. Единственной тактикой, не зависящей от направления воздействия, является Убеждение, напрямую связанное с личным влиянием как способностью действовать На Других побудительным или сдерживающим образом. • При воздействии на группу и на отдельного индивида используются различные влияния. В первом случае чаще применяются логические доводы, коалицияи обращение к авторитет/, а во втором — тактики обмена и эмоционального напора (настойчивости). 6. Стратегическая самопрезентация является специфическим средством воздействия на людей. Основные понятия Манипуляция Самопрезентация Вопросы для самопроверки 1. Какая из трех стратегий воздействия (императивная, манипулятивная, развивающая) будет наиболее эффективной в таких экстремальных ситуациях, как: а) утечка газа на предприятии по производству топлива, б) срочный заказ в дизайнерской фирме, в) получение секретных данных о расположении войск противника, г) усмирение изрядно выпившего знакомого? 2. Какие свойства личности способствуют реализации развивающей стратегии воздействия? 3. Какие из пяти стратегий воздействия, выделенных Е. Л. Доценко, по вашему мнению, более близки к понятию «развивающее влияние»? 4. Назовите основные критерии, а также средства манипулятивного воздействия. 5. Что общего в механизмах воздействия при манипулировании и развивающем влиянии? 6. Какие из известных вам тактик влияния наиболее эффективны: а) с подчиненными, б) с равными по статусу, в) с руководителями; г) с незнакомыми людьми, д) с друзьями, е) в группе, ж) с отдельным человеком? 7. Какие тактики влияния предпочтет: а) экстраверт, б) эмоционально неустойчивый человек, в) ленивый человек? 8. В чем отличие силовых стратегий от тактик влияния, основанных на сотрудничестве, и как влияет статус человека на их использование? 9. Каким образом установки сотрудников на кооперацию или конкуренцию могут повлиять на эффективность руководства? 10. Люди какого типа будут затрачивать больше усилий на самопрезентацию для того, чтобы преуспеть в жизни? РАЗДЕЛ IV Межличностные отношения Еще одной стороной межличностного общения является его содержательная наполненность, интенсивность, длительность. Понятие «межличностные отношения» призвано внести новый смысл и дополнительные оттенки в описание и объяснение процесса непосредственного взаимодействия между людьми, претендуя тем самым на свое особое место в словаре терминов теории межличностного общения. Как и при анализе других ключевых понятий нашего учебного пособия, таких как «межличностное взаимодействие» и «межличностная коммуникация», уточним смысловое содержание словосочетания «межличностные отношения», обратившись к составляющим его терминам. Само слово «отношение» в русском языке является отглагольным существительным (от глагола «относить»), смысл которого означает, что кто-то кому-то что-то относит. Но специфика этого действия заключается в том, что относится не вещь или предмет, а нечто идеальное, что может жить только в сознании субъекта (представление, оценка, чувство, мысль и т. д.) (Смирнова, 1994). В соответствии с этим говорить об «отношении» значит иметь в виду субъективную связь, которая устанавливается между индивидом и каким-то внешним объектом (предметом, человеком, событием) и проявляется в его эмоциональных реакциях, категоризации данного объекта, определенном шаблоне действий. Данный смысл закреплен в классическом определении отношений личности, которое принадлежит В. Н. Мяси-щеву: отношения — целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира (Мяси-щев, 1995). Термин «межличностные» указывает не только на то, что объектом отношения выступает другой человек, но и на взаимную направленность отношений. Тем самым межличностные отношения отличаются от таких видов, как самоотношение, отношение к предметам, межгрупповые отношения. Эта особенность нашла отражение в следующем определении: межличностные отношения — система установок, ориентации и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей (Психология. Словарь, 1990). Однако из данного определения неясно, какие возможности для анализа проблем межличностного общения предоставляет понятие «межличностные отношения» в сравнении с понятиями «межличностное взаимодействие» и Отношения целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира. Межличностные отношения система установок, ориентации и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей. я». В связи с этим обратим внимание на следующие моменты. 1. Ахвпиз межличностных отношений — это обращение не к случайным кратковременным ситуативным контактам между людьми, а к относительно устойчивым длительным взаимоотношениям (для их анализа, в общем, даже не важно, соприсутствуют ли партнеры в данной ситуации). 1. Долгосрочный характер личных взаимоотношении предполагает рассмотрение фактора времени в качестве их базовой характеристики. Динамика отношений, их переход от одной стадии к другой, сопровождающийся драматическими изменениями чувств и эмоций, неопределенностью, переговорами и т. п., — все это принципиальные вопросы теории межличностных отношений. 3. Едшщей анализа межличностных отношений выступает чувство как устойчивое эмоциональное отношение одного человека к другому. Рассмотреть содержание эмоций и чувств становится возможным именно в рамках изучения межличностных отношений. 4. Ядро отношений составляют сознательные усилия партнеров, направленные на то, чтобы сделать свои чувства понятными или, напротив, скрыть их; чтобы достичь согласия относительно того, кем они хотят быть друг для друга Чувства и сопровождающие их действия задают матрицу отношений, в соответствии с которой строится общение. Тем самым межличностные отношения, рассмотренные как система определенных шаблонов поведения, структурируют общение, обеспечивают его преем-ственносгь между данными партнерами. Таким образом, межличностные отношения можно определить как взаимные ориентации,которые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительной контакте. К структурным параметрам, задающим содержание отношений, как правило, относят следующие: 1) дистанция, или степень психологической близости партнеров, — близкая, далекая; 2) валентность, или оценка отношений, — позитивная, негагивная, противоречивая, безразличная; 3) позиция партнеров — доминирование, зависимость, равенство; 4) степень знакомства — отношения поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные. У каждого человека в системе отношений своя межличностная роль, которая налагает на него особые права и обязанности. Так, в ситуации сотрудничества — это:оллега, партнер, клиент, поклонник, объект любви и т. д.; в ситуации конкуренции — 'Тосоперник, враг, заговорщик, союзник и т. д.; в ситуации неравного распределения «ласти — лидер, герой, последователь, человек из толпы и т. д. Большинству меж-ичносгных ролей не обучают специально. Каждый человек развивает свой собственный тип обращения с партнером, приспосабливаясь к требовав иям тех, с кем он вступает в контакт. Индивидуальные особенности проявляются в стиле исполнения роли, а также в том, что делает человек, когда ситуация недостаточно определена и он имеет Межличностные отношения это взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительном контакте. некоторую свободу выбора. В то же время, благодаря наличию устойчивых параметров межличностных отношений, можно говорить о типичных межличностных pQ, лях, о системе шаблонов понимания, координации и согласования поведения людей составляющих пару. Таким образом, межличностные отношения представляют собой сложное образование, к анализу различных сторон которого мы переходим. В начале данного раздела мы рассмотрим, что влияет на выбор людьми друг друга, почему кто-то нам нравится больше, а кто-то меньше (глава «Межличностная аттракция»), затем обратимся к особенностям эмоционального поведения в общении к проблемам проявления чувств и эмоций и управления ими (глава «Чувства и эмоции в общении»). В заключение нам предстоит обсудить закономерности развития межличностных отношений от первой встречи до возможного разрыва (глава «Отношения в развитии»). Глава 11. Межличностная аттракция 11.1. Понятие межличностной аттракции Среди людей, входящих в круг нашего общения, всегда есть те, кто нам нравится больше, те, кто нам нравится меньше, и те, кто нам вообще не нравится. То есть наше восприятие других людей, как правило, сопровождается более или менее выраженным оценочным отношением к ним. При этом мы достаточно быстро определяем, кто нам нравится, а кто нет. Стремление нравиться другим людям и их взаимные чувства по отношению к нам составляют важную сторону сэциальной жизни, играют значительную роль в хорошем самочувствии любого человека. Наши предпочтения проявляются при выборе друзей и будущих супругов; многие группы формируются на основе взаимной привлекательности входящих в них людей. Процесс предпочтения одних людей другим, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии получил название «межличностная аттракция» (от английского attract — привлекать, притягивать, пленять, прельщать). Как видно из приведенного определения, аттракция — это прежде всего эмоция, имеющая своим предметом другого человека. Вместе с тем это сравнительно устойчивая оценочная реакция, которая побуждает нас Действовать определенным образом при взаимодействии с конкретным человеком. Тем самым аттракция предстает кек определенный вид социальной установки, как отношение одного человека к другому. Таким образом, она всегда включена в межличностный контекст, выступая одним из ключевых факторов (формирования и реализации межличностных отношений. Диапазон привлекательности одного человека для другого можно представить сле-ДУюищм образом (табл. 11.1). Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на процесс межличностной аттракции, можно выделить внешние по отношению к процессу непосредственного межличностного взаимодействия (иногда их называют экологическими) и внутренние, то есть те, что возникают в процессе взаимодействия, или собственно межличностные детерминанты аттракции. Рассмотрим подробнее каждую из этих групп. ^N Межличностная аттракция процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии.
11.2. Внешние факторы аттракции К внешним, то есть не связанным непосредственно с процессом взаимодействия, факторам аттракции можно отнести следующие: 1) степень выраженности у человека потребности в аффилиации; 2) эмоциональное состояние партнеров по общению; 3) пространственная близость. Напомним, что потребность в аффилиации — это потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью (подробнее понятие аффилиации рассматривалось в главе «Потребность в общении»). Степень выраженности данной потребности у того или иного человека в значительной мере определяет тип его межличностного поведения. Человек со слабо выраженной потребностью в аффилиации производит впечатление необщительного, избегающего людей. Человек, у которого данная потребность выражена очень сильно, постоянно ищет контакта с другими, стремится к людям, старается сделать так, чтобы его заметили. Общая направленность на людей, непереносимость одиночества оказывается для человека с ярко выраженной потребностью в аффилиации фактором, усиливающим для него привлекательность другого человека (особенно на начальном этапе взаимодействия) как потенциального партнера по общению. Эмоциональное состояние в конкретной ситуации общения может быть рассмотрено как внешний фактор аттракции в том случае, если хорошее настроение челове- ка распространяется на все вокруг, включая окружающих людей. Эго состояние можно описать словами — «сегодня мне все нравятся», вне зависимости от того, сделали эти люди что-то хорошее для него или нет. Экспериментально установлено, что человек, переживающий положительные эмоции, смотрит на окружающих чаще, чем когда он находится в нейтральном, агрессивном или подавленном настроении. Для человека с негативными эмо-иями другие люди либо просто не существуют (он их не видит), либо на них переносится его плохое настроение (они его раздражают, досаждают и т. п.). Таким образом, то, как мы относимся к другим и как они — как нам кажется — относятся к нам, может быть лишь частью нашего общего эмоционального состояния, на которое влияют самые разнообразные факторы внешней среды: политические или экономические новости, характер погоды, звучащая музыка и многое другое. Пространственная близость — еще одна внешняя детерминанта межличностного предпочтения. Действие этой переменной можно сформулировать следующим образом: три прочих равных условиях, чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность. Воздействие данного фактора имеет решающее значение для установления меж-личностяых контактов. В детские годы круг друзей формируется прежде всего из сверстников, живущих в одном подъезде или доме, а также из одноклассников. Вероятнее всего, и брачными партнерами становятся люди, либо живущие недалеко друг ог друга, либо те, кто учатся и/или работают вместе. Пространственная близость влияет и на продолжительность отношений. Огромное количество дружеских отношений, влюбленностей, ухаживаний прекращается под воздействием пространственной разделенное™. Поговорка «с глаз долой, из сердца — вон» во многом верна именно потому, что указывает на сложность поддержания общения на расстоянии. Сохранение отношений вопреки расстояниям можно объяснить тем, что (пользуясь языком теории обмена) получаемые в результате этих отношений «награды» перевешивают затраченные усилия. Пространственная близость выступает фактором межличностной аттракции прежде всего потому, что люди, живущие неподалеку, находятся в сходной среде (социальной, экономической, бытовой), пользуются сходной социальной инфраструктурой. В результате они имеют общую информацию, общие вопросы и проблемы, что способствует их социальным контактам и даже взаимопомощи. Следствием может стать близкое личное знакомство между ними. Другое объяснение связи между пространственной близостью и межличностной аттракцией предложил известный психолог Роберт Зайонц, сформулировав следующую зависимость (Zajonc, 1968): неоднократное использование какого-либо сти-Иула увеличивает привлекательность этого стимула для воспринимающего. Иначе Говоря, го, что знакомо, нравится больше, чем то, что незнакомо. В своих экспери-Иентах исследователь находил подтверждение этому выводу. Например, он показывал Испытуемым фотографии, варьируя число показов от 1 до 25 раз. Было замечено, ^о чемчалце человек видит конкретное лицо, тем более привлекательным оно ему Фактор Пространственной близости при прочих равных условиях, чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлека гель ность. кажется. Другой эксперимент: в ходе определенной игры человек встречался со своим партнером от одного до восьми раз; затем игроков просили назвать тех, кто им понравился больше других. Результат был сходен с предыдущим: чем чаще люди встречались в игре, тем больше они нравились друг другу. Правда, было введено важное уточнение — для того чтобы повторная встреча вызывала аттракцию, начальная реакция на партнера должна быть либо нейтральной, либо положительной (хотя бы в слабой степени). Повторный негативный стимул усиливал негативное восприятие партнера. Таким образом, пространственная близость, оказывая влияние на частоту взаимодействий, соответственно увеличивает степень знакомства между людьми, снижает их настороженность и возможный страх перед новым и незнакомым. Результатом становится возрастающая межличностная аттракция. Если бы пространственная близость была решающим фактором, влияющим на аттракцию, легко было бы предсказать дружбу между теми, кто живет рядом. Увы, из жизненного опыта хорошо известно, что находящиеся близко люди не только выбирают, но и отвергают друг друга. Рассмотренные выше факторы определяются как внешние детерминанты аттракции именно потому, что выступают в качестве ситуативных или внутриличностных условий, способствующих или препятствующих сближению между людьми. Помимо того, как только люди вступили в контакт, начинает действовать новая группа факторов, вызванных самим процессом межличностного взаимодействия. 11.3. Внутренние факторы межличностной аттракции К внутренним, или собственно межличностным, детерминантам аттракции можно отнести: 1) физическую привлекательность партнера по общению; 2) демонстрируемый стиль общения; 3) фактор сходства между партнерами по общению; 4) выражение личного отношения к партнеру в процессе общения.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 868; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.37.178 (0.011 с.) |