Кинесика, мимика. Контакт глазами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кинесика, мимика. Контакт глазами



Американский психолог Р. Бёрдвистл предложил термин «кинесика» для изучения общения посредством анализа движений тела (Birdwhistell, 1952). «Кин» —мель­чайшая единица, «буква» движения. Считывая «кины», мы в итоге можем интерпре­тировать сообщения, передаваемые через жесты и другие телодвижения тела. Кинесика включает движения, которые отражаются с помощью оптической системы субъекта, то есть зрительно воспринятый диапазон движений, выполняющих экс­прессивно-регулятивную функцию в общении.

Рис. 4.2. Описание мимических признаков эмоциональных состояний (Из: Лабунская В. А. Невербальное поведение {социально-перцептивный подход). — Ростов-н/Д.: изд-во Ростов, ун-та, 1986. — С. 33)

 

   
Части и элементы лица Мимические признаки эмоций    
  Гнев Презрение Страдание Страх Удивление Радость    
Положение рта Рот Рот закрыт Рот открыт Рот закрыт открыт    
Губы Уголки губ опущены Уголки губ приподняты    
Форма глаз Глаза Глаза Глаза Глаза раскры- сужены широко прищурены ты и при- раскрыты или щурены раскрыты    
Яркость глаз Глаза блестят Глаза тусклые Блеск глаз не Глаза блестят выражен    
Положение бровей Брови сдвинуты к переносице Брови подняты вверх    
Уголки бровей Внешние уголки Внутренние уголки бровей подняты вверх бровей подняты вверх    
Лоб Вертикальные складки Горизонтальные складки на лбу на лбу и переносице    
Подвижность лица и его частей Лицо динамичное Лицо застывшее Лицо динамичное    
     
               

Поведение складывается из «кинем», также как чело­веческая речь — из последовательности слов, предложе­ний и фраз. Из повседневных наблюдений известно, что отношения партнеров по общению, их психологическое состояние, социальные роли выявляются в общении с помощью кинесической струк­туры раньше, чем через слова. Кинесическая структура выполняет функцию допол­нения либо замещения речевых сообщений, а следовательно, наделена своеобразным приоритетом в создании образа партнера и всей ситуации общения.

Изучение кинесики — огромная область исследований в психологии, теории ком­муникации, культурологии. Наиболее изученными на сегодняшний день элемента­ми кинесической структуры невербального поведения можно считать мимику, жес­ты, позы, взгляды.

Мимика, или выражение лица, — важнейший аспект невербальной коммуника­ции. Важность мимики такова, что при ее отсутствии (например, в результате болез­ни) общение оказывается невозможным. Почему лицо имеет столь серьезное значе­ние? Прежде всего, потому, что это основной канал передачи человеческих эмоций. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состояни­ях человека. Эмоциональные проявления складываются из спонтанных и произволь­ных мимических реакций (рис. 4.2). Социальное подражание как одно из условий развития мимики возможно именно благодаря тому, что человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. Общество поощряет выражение одних эмоций и порицает — других.

Выражение натуральных эмоций всегда симметрично. Однако левая и правая сто­роны нашего лица находятся под контролем разных полушарий мозга и потому мо­гут отражать эмоции по-разному. Работа доминирующего левого полушария (в ре­зультате перекреста связей управления) отражается на правой стороне лица и при­дает ей выражение, поддающееся большему контролю (у правшей). Работа правого полушария отражается на левой стороне лица, соответственно, на этой стороне труд­нее скрыть чувства (особенно отрицательные эмоции). По асимметрии лица трени­рованный наблюдатель может выявить манипуляцию, различить естественное и ис­кусственное поведение.

Контроль за выражением лица позволяет нам усиливать, сдерживать, нейтрали­зовать, скрывать переживаемые эмоции.

Для усиления эмоции мы делаем нашу мимику более выразительной, более точ­ной по рисунку в соответствии с ожиданиями людей, которые наблюдают за нами. Например, празднуя дни рождения близких, встречая Новый год или получая пода­рок, мы можем интенсифицировать выражение своих эмоций, чтобы оказать под­держку нашим партнерам по взаимодействию. Можно усилить и отрицательную эмо­цию, например, в воспитательных целях, если мы хотим показать ребенку, как силь­но огорчены его поведением.

Для сохранения хороших отношений может потребоваться и умение сдерживать лицевую экспрессию. Например, если двое приятелей подавали документы на полу­чение стипендии для обучения за рубежом, но только один получил приглашение, то, щадя чувства друга, счастливчик постарается сдержать свои эмоции и будет гово­рить о том, что стипендии распределяются не совсем справедливо, что его радость омрачена и т. п. Точно так же нам иногда приходится сдерживать неуместный гнев или какие-то другие эмоции.

Решающим фактором при этом оказываются культурные традиции. Так, если в соответствии с нормами данной культуры мужчина не должен публично проявлять страх или открыто плакать (в противном случае он будет подвергнут общественно­му осуждению), то ему придется нейтрализовать запретные эмоций, даже если в дей­ствительности он переживает какую-то из них.

Эмоции нередко приходится маскировать, то есть демонстрировать противопо­ложные. Например, мы часто маскируем такие эмоции, как ревность или разочаро­вание.

Одни люди лучше контролируют свою мимику, другие хуже. Однако, считаясь с обстоятельствами, всем нам приходится довольно часто управлять выражениями лица.

Известный исследователь Поль Экман вместе с коллегами разработал технику, получившую название «Система Кодирования Движений Лица» (Facial Action Co­ding System — FACS). Основанная на анализе мышечных изменений методика позво­ляет свести любые наблюдаемые движения лица в систему единиц действий. В на­стоящее время выделено 24 дискретных единицы действий, имеющие анатомическую специфику, и 20 смешанных, анатомическая основа которых не ясна (например, ку­сание губ) (Экман, 1999).

Ни одна из зон лица не обнаруживает эмоцию исчерпывающим образом. Описан­ные симпотомокомплексы мимики соответствуют интенсивно проявленным состояниям. Для опознания такая мимика субъективно менее сложна, так как представлена четко. Сложнее распознавать те выражения, которые соответствуют переходным со­стояниям, неинтенсивным чувствам. В них мимические признаки, как и система их отношений, непостоянны, представлены нечетко. Смешанные эмоции появляются в обстоятельствах, вызывающих более одного чувства. Например, вы открываете дверь и видите друга, с которым не встречались много лет. Ваше лицо при этом выражает одновременно удивление (глазами) и радость (областью рта). В повседневных взаи­модействиях наши эмоции, как правило, носят смешанный характер.

Несмотря на то, что каждый человек является опытным интерпретатором мимиче­ских реакций других людей, его выводы зависят от множества субъективных причин. Кто-то может долго не замечать явного выражения лица партнера, стремясь защи­тить себя от ранящей информации, другой, напротив, видит только те знаки, кото­рые подтверждают его установку и прогноз в отношении ситуации. Третий замечает только те эмоции, которые характерны для него самого, не воспринимая то, что для него чуждо.

Контакт глазами — также подструктура кинесики, выполняющая в первую оче­редь функцию регулирования разговора. Визуальный контакт обозначает начало раз­говора, в процессе беседы он является знаком внимания, поддержки или, напротив, прекращения общения; наконец, он указывает на окончание реплики: человек, за­кончив высказывание, прямо смотрит в глаза собеседнику, давая знать, что теперь его очередь, Способы обмена взглядами в момент беседы, организация визуального контакта (время фиксации взгляда на партнере, частота фиксации) используются при исследовании атмосферы интимности в межличностном общении. Установле­но, что направление взгляда в общей ни зависит от содержания общения, от индиви­дуальных различий, от сложившегося характера взаимоотношений. Для правильногопонимания взглядов как невербальных сообщений имеют значение не столько стати­стические параметры, сколько их изменение: то, как часто собеседник смотрит в гла­за другого, менее важно, чем-то, что он вообще перестает это делать, или, напротив, начинает искать взгляд собеседника, хотя перед этим не смотрел на него.

Контакт глазами может указывать и на эмоциональные отношения партнеров. Длительный взгляд может быть знаком влюбленности. Дело в том, что прямой взгляд в глаза можно сравнить с прикосновением, он психологически сокращает дистан­цию между людьми. Иногда такой взгляд может оказаться неуместным и вызвать у того, на кого смотрят, беспокойство, страх, раздражение. Прямой взгляд «без согла­сия» часто воспринимается как угроза, стремление к доминированию. Если вы смот­рите на человека противоположного пола, то долгий взгляд в глаза может быть по­нят как предложение интимного характера.

В целом, как показывают исследования, максимальное время, в течение которого прямой взгляд незнакомого человека переносится без дискомфорта, не превышает трех секунд. Не очень уверенные в себе люди начинают ощущать напряжение и бес­покойство раньше. Наиболее оптимально мягкое «прикосновение» взглядами.

Отсутствие прямого взгляда тоже опасно — у человека, особенно если он нахо­дится в зависимом положении, может возникнуть впечатление, что общение с ним в тягость, что он не интересен. Умышленный отказ от визуального контакта действи­тельно бывает средством жесткого манипулирования зависимым партнером. Взгляд, устойчиво направленный в переносицу или чуть выше, характеризует грубо-доми­нирующее, антипартнерское поведение. Существуют и другие разновидности «не­видящего взгляда»: он может, например, проходить насквозь, может «зависать» пе­ред лицом партнера, как бы до него не дотягиваясь, глаза бывают немного расфоку­сированными, обращенными в себя или на какой-то воображаемый объект, обычно помещаемый в стороне от реального собеседника. Бывает и так, что способность от­страняться с помощью «невидящего взгляда» развивается вынужденно как защит­ная реакция на избыточные, непосильные требования внимания и реагирования (на­пример, у тех, чья профессия связана с постоянным контактом с другими людьми — у продавцов, работников регистратуры и т. п.).

В своей книге «Язык тела» американский исследователь Джулиус Фаст (Фаст, 1995) отмечает следующую особенность взглядов. Мы можем «глазеть» на неоду­шевленный предмет, подолгу рассматривать предмет искусства или пейзаж, живот­ных в зоопарке. Однако мы не смотрим так на людей, если считаем их людьми. Бе­лый житель южных штатов США, желая унизить чернокожего соотечественника, будет разглядывать его в упор и с помощью азгляда превращать из человека в неоду­шевленный предмет.

Мы можем долго разглядывать актеров на сцене, но в этом случае настоящий че­ловек спрятан за маской своей роли, и наш взгляд его вряд ли побеспокоит.

Имея дело с незнакомыми людьми (если мы признаем их человеческую природу), мы не должны ни пристально смотреть на них, ни игнорировать их. Для того чтобы сделать из них людей, а не предметы, следует использовать умышленное и вежливое невнимание. Мы смотрим на людей лишь столько времени, чтобы им стало понятно, что мы их увидели, а затем немедленно отводим взор. Так и а языке тела мы заявля­ем: «Я знаю, что вы здесь», а через миг добавляем: «Но я никогда не посмел бы поме­шать вашему уединению».

4.2.2. Поза. Жесты. Такесика. Проксемика

Поза— это положение человеческого тела. «Распрямись», «не горбись», «грудь впе­ред», «разверни плечи», «не сутулься» — вот лишь некоторые из фраз, с помощью которых один человек управляет позой другого. Поскольку позы — одна из наиме­нее подконтрольных сознанию форм невербального поведения, наблюдение за ними дает значимую информацию о состоянии человека — напряжен он или раскован, на­строен на неторопливую беседу или только и ждет, чтобы уйти. Любое изменение позы или синхронизация поз собеседников указывают на изменение отношений меж­ду ними. Если в момент общения вы хотите создать доброжелательную, спокойную атмосферу, рекомендуется соблюдать такое условие, как свободный, мышечно не закрепощенный таз.

Известно около 1000 различных устойчивых положений, которые способно при­нять человеческое тело. Культурные традиции каждого народа запрещают одни позы и поощряют другие. Наиболее изучены три группы поз, выражающих отношение к партнеру:

1) включение или исключение из ситуации (открытость или закрытость). Различ­ные способы строить свою позу как закрытую — скрещенные на груди руки; спле­тенные в замок пальцы, фиксирующие колено сидящего «нога на ногу»; отклонение спины назад и т. д. — соответствуют и внутренней закрытости в контакте. Распро­страненным способом дистанцирования является максимальное мышечное расслаб­ление. Оно позволяет уменьшить количество собственных коммуникативных реак­ций, что создает ощущение безопасности. Поза, указывающая на готовность к обще­нию: человек улыбается, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед.

2) доминирование («нависание» над партнером, похлопывание по плечу, рука «за­быта» на плече собеседника и т. д.) или зависимость (взгляд снизу; ситуативная сутулость и т. д.)

3) противостояние (человек стоит сжав кулаки, подбоченясь, выставив плечо впе­ред) или гармония (позы синхронизированы, открыты, свободны).

Походка — элемент кинесической подструктуры, свя­занный с позой. Характер походки указывает как на фи­зическое самочувствие и возраст человека, так и на его эмоциональное состояние. Элементами походки являют­ся ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность. Именно эти параметры формируют образы ровной, плав­ной, уверенной, твердой, тяжелой, виноватой и других видов походки.

Жесты — движения рук или кистей рук. Жесты в про­цессе общения не только сопровождают речь: по ним можно сделать выводы об отношении человека к какому-то событию, лицу, предмегу, о желаниях человека, о его состоянии. Особенности жестикуляции могут служить основанием для суждений о каком-то качестве воспри­нимаемого человека. Жесты могут быть произвольными и непроизвольными, типичными для данного человека и совсем не характерными для него, выражающими случайное состояние. По мнению исследователей, жест несет информацию не столько о качестве психического состоя­ния, сколько об интенсивности его переживания.

Такесика - невербальная коммуни­кация, связанная с тактильной системой вос­приятия; включает самые разнообразные прикос­новения — рукопожа­тия, поцелуи, поглажива­ния, похлопывания, объя­тия и т. д.

Проксемика - пространственные взаи­моотношения людей в процессе общения.

Жесты можно классифицировать следующим образом:

описательно-изобразительные и выразительные, подчеркивающие — эти жесты сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл;

конвенциональные ~ жесты приветствия и прощания, угрозы, привлечения вни­мания, подзывающие, приглашающие, запрещающие, оскорбительные, дразня­щие. Замещают в речи элементы языка, понятны без речевого контекста, имеют собственное значение в общении;

модальные жесты — жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия, не­уверенности, незнания, страдания, раздумья, сосредоточенности, растерянности, смятения, подавленности, разочарования, отвращения, радости, восторга, удив­ления. Выражают оценку, отношение к предметам и людям, сигнализируют об изменении активности субъекта в процессе коммуникации;

• жесты, используемые в различных ритуалах.

Манера одеваться и причесываться также входит в кинесическую структуру не­вербального поведения.

Невербальное поведение, связанное с тактильной системой восприятия, образует такесическую систему. невербальной коммуникации. Это, прежде всего, самые разно­образные прикосновения — рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания, объятия и т. д.

Люди прикасаются друг к другу но разным причинам, разными способами и и разных местах. Исследования показывают, что человеку необходима и желательна какая-либо форма тактильной стимуляции. Однако интенсивность и частота при­косновения отличаются от культуры к культуре, зависят от пола, возраста, статуса и типа личности. Прикосновения сообщают как об эмоциональном состоянии, так и о характере взаимодействия. Среди прикосновений можно выделить;

• профессиональные (используются исключительно в профессиональных или функ­циональных целях, косят безличностный характер: когда профессионал прикаса­ется к другому человеку, последний воспринимается им как объект, а не как лич­ность);

• ритуальные (рукопожатия, дипломатические поцелуи и т. д.);

• дружеские;

• любовные.

Проксемика, или пространственная психология, — термин, введенный американ­ским психологом Э. Холлом для анализа закономерностей пространственной орга­низации общения, а также влияния территорий, ориентации и дистанций между людьми на характер межличностного общения.

Э. Холл выделил четыре типа расстояния для общения, каждый из которых под­разумевает определенные отношения близости или дистанцирования.

Интимное расстояние (от непосредственного физического контакта до 40-45 см) подразумевает общение тесное и близкое, хотя не обязательно позитивно окрашен­ное (например, объятия, возня с ребенком или драка). Партнеры на этом расстоянии не только видят, но и чувствуют друг друга.

Личное пространство может достигать 120 см, здесь физический контакт не обя­зателен. Это оптимальное расстояние для разговора, беседы. Вариации в этих преде­лах могут быть бесконечно разнообразными — от вежливого пребывания в одном пространстве до теплого интереса к собеседнику, от раздражения до сочувствующе­го любопытства.

Социальные расстояния располагаются в промежутках от 120 до 260 см. Такая дистанция наиболее удобна для формального общения.

Публичное расстояние характерно для общения, в котором не так уж важно, кто именно перед нами — таково общение докладчика с аудиторией (Холл, 1995).

Кроме расстояния как такового, в организации и анализе взаимодействия имеет значение пространственное расположение партнеров. Люди, разместившиеся друг против друга, легче переходят в отношениях к конфронтации, борьбе, чем при дру­гих вариантах расположения. Наиболее нейтральным является взаимное располо­жение партнеров под каким-либо углом, с тем чтобы они сами могли регулировать степень обращенности друг к другу.

Проксемика включает и анализ территориальности. Типы территорий могут быть классифицированы по таким критериям, как размер, собственность, тип взаимодей­ствий. Категоризация по размеру ранжирует территорию от крошечной (пятачок в переполненном транспорте) до достаточно большой, чтобы можно было взаимодей­ствовать нескольким людям. Но признаку собственности территория может быть раз­делена на первичную (занимаемую только данным человеком) и вторичную (разде­ляемую им с другими), а также на публичную (например, двор возле дом»), времен­ную (например, рабочее место в офисе или на предприятии) и домашнюю. По типу осуществляемого на них взаимодействия можно выделять территории официальные, деловые и интимные. Важный аспект изучения территориальности — реакции лю­дей на проникновение других или узурпацию другими принадлежащего им простран­ства. Еще одна область изучения данного раздела проксемики — бездомность и пе­ренаселенность, вырабатывающие особые модели поведения и межличностного кон­такта.

Таким образом, реализуя общую для них функцию невербальной коммуника­ции — передавать сообщения, касающиеся конкретного состояния коммуникатора, его отношения к себе, партнеру и ситуации, — каждый из каналов сохраняет при этом свою специфику. Характер содержания сообщения определяют кодировочные сред­ства.

4.2.3. Акустические средства передачи невербальной информации

То, как мы говорим, часто является более важным, чем само содержание сообщения. Произнесенное слово никогда не является нейтральным. Исследователи выделяют следующие качества звукового оформления речи; высота, громкость, скорость, рит­мичность, тембр, мелодика, звучность, напряженность. К неконтролируемым и час­тично контролируемым сигналам относятся звуковые явления — стон, смех, плач, вздох и т. п.

Невербальные аспекты речи передают сообщения:

а) о том, какое значение в дан­ной ситуации мы хотим придать слову или высказыванию, используя для этого такие средства, как ударение, паузы, интонирование;

б) о самом говорящем — его биофизи­ческих характеристиках (пол, возраст, рост), эмоциональном состоянии, некоторых личностных особенностях.

Голосовые характеристики — важнейший фактор фор­мирования нашего образа в восприятии других; либо мы владеем своим голосом, либо становимся его жертвами.

Достаточно успешно могут быть закодированы акустическим образом основные эмоции — страх, гнев, радость, печаль, удивление, а также такие эмоциональные со­стояния, как доброжелательность, тревожность, уверенность.

Так, для эмоции гнева характерны общее увеличение силы и высоты голоса, уве­личение резкости речевых звуков. Эмоция печали, напротив, характеризуется мед­ленным нарастанием и спадом силы и высоты голоса, увеличенной длительностью слогов, падением силы и звонкости голоса. Глухость или звонкость голоса выдает возраст говорящего. Быстрая речь вызывает представление о человеке активном, энергичном, с одной стороны, либо о неуверенном, суетливом, с другой. Низкий, глу­хой, богатый интонациями голос связывают с человеком целеустремленным, воле­вым, решительным. Ритмичная речь характеризует приподнятость настроения.

Регулятивную функцию в разговоре выполняют паузы, которые подчеркивают важные моменты в речи, дают аудитории возможность обдумать сказанное, иногда помогают обнаружить обман.

Хотя индивидуальные характеристики голоса не могут служить надежным пока­зателем личности, тем не менее, следует помнить о важной особенности восприятия человека по голосу, Слушатели склонны наделять более высокими достоинствами людей с более совершенно звучащей речью (приятный тембр, интонации и т, д.), при­писывать обладателям красивой речи не только высокие интеллектуально-эстети­ческие и психологические качества (симпатичность, интеллигентность, образован­ность, доброжелательность, великодушие, чувств (собственного достоинства), но и значительно более высокие партнерские и деловые характеристики (компетентность, надежность, инициативность, энергичность, уверенность, заинтересованность).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 828; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.033 с.)