Николай петрович представил его базарову: павел петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, Но руки не подал и даже положил ее обратно в карман». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Николай петрович представил его базарову: павел петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, Но руки не подал и даже положил ее обратно в карман».



Не менее выразительно демонстрирует социальный статус героев сцена из «Соба­чьего сердца» М. Булгакова:

*- Здравия желаю, Филипп Филиппович!

— Здравствуй, Федор. <...>

С лестницы вниз:

— Писем мне, Федор, не было? Снизу на лестницу почтительно:

~ Никак нет, Филипп Филиппович (интимно вполголоса вдогонку), — а в третью квартиру жилтоварищей вселили.

Важный песий благотворитель круто обернулся на ступеньке и, перегнувшись че­рез перила, в ужасе спросил:

-Ну-у?

Глаза его округлились, и усы встали дыбом».

В любом этнографическом исследован ни приводятся слова и ритуальные действия сопровождающие встречу и расставание случайных собеседников. Существуют также традиционные речевые способы поддержания беседы, если содержание ее не представ­ляет для слушателей особого интереса. Важнейшим элементом такой помощи являет­ся умение слушать собеседника, то есть манера и приемы поведения, помогающие го­ворящему высказаться, выразить свое понимание и отношение к происходящему. Мы уже отмечали, что успешность ритуального взаимодействия зависит от того, насколько его участники владеют способами кодирования и декодирования как вербальных, так и невербальных сообщений, одинаково воспринимаемых в данной культуре. В невер­бальной коммуникации наибольшей культурной типизации (и соответственно ритуализации) подвергаются мимика и жесты. Это можно объяснить следующим образом.

Мимика сообщает прежде всего об эмоциональной реакции человека на происхо­дящее. На формирование мимического выражения эмоций оказывают влияние три фактора: 1) врожденные мимические схемы, соответствующие определенным эмоци­ональным состояниям; 2) приобретенные, заученные, социализированные способы проявления чувств, подлежащие произвольному контролю; 3) индивидуальные экс­прессивные особенности, свойственные только данному человеку. Тем самым необ­ходимо различать общепринятую, конвенциональную мимику как признанный спо­соб выражения эмоций и спонтанное, непроизвольное проявление эмоций.

Необходимость в приобретенных, заученных способах проявления чувств связана с социальной природой человека. Все, что касается отношений между людьми, как прави­ло, предполагает четкие нормы, обязательные для всех членов данной культуры. Это соз­дает возможность намеренного выражения эмоций, а также контроля над этим выраже­нием. В результате экспрессивные движения приобретают характер специфического «языка», при помощи которого люди раскрывают друг другу свои позиции и отношения, сообщают о своих переживаниях. Но в силу этого эмоции, направленные на окружаю­щих (гнев, любовь, заинтересованность, презрение и др.), характеризуются более значи­тельными межкультурными различиями, чем так называемые эгоцентрические эмоции (страх, печаль), являющиеся реакцией на то, что произошло с человеком. Впрочем, по­следние также могут иметь социальное значение: например, кто-то хочет показать, что опечален несчастьем другого человека или что кого-то боится. Однако подобное проявле­ние является все же вторичной функцией данных эмоций. Большинство людей усваива­ет общепринятые в данной культуре формы выражения эмоций без особых затруднений.

Жестикуляция, в свою очередь, в значительно большей степени по сравнению с другими видами невербальной коммуникации привязана к речи: жесты могут иллю­стрировать речь, делать ее более выразительной, даже заменять речевые высказывания. В последнем случае становится актуальной необходимость сходного прочтения жестов разными людьми, чем и предопределяется наличие в данной культуре (или субкультуре) разработанных схем восприятия используемой жестикуляции.

Мы уже знаем, что невербальная коммуникация осуществляется посредством как жестового поведения людей (мимики, жестов, позы, взглядов, интонаций и др. спосо­бов передачи информации определенного рода), так и использования материальных предметов, имеющих символическое значение для участников взаимодействия (см. гл. «Невербальная коммуникация»). Различие между непосредственными и опо­средованными способами невербальной коммуникации связано с человеческой по­требностью проявлять экспрессивность не только в ситуациях общения лицом к лицу в этом случае вполне достаточно использовать различные «телесные» знаки), но и та пределами непосредственного общения. Тогда экспрессию можно объективировать с помощью каких-либо материальных предметов: послать огромный букет цветов в знак любви и восторга, облить ворота дегтем в знак социального унижения, поста­вить сумку на соседний стул в знак нежелательности соседства и т. д. Мы постоянно окружены объектами, которые обозначают субъективные намерения наших партне­ров, хотя иногда толкование этих «посланий» вызывает определенные трудности, Особенно серьезные проблемы возникают в случае, если перед нами «послание» пред­ков или представителей другой культуры. Однако сам факт, что эти трудности мож­но преодолеть, реконструировав по предмету или наблюдаемой форме социального поведения субъективные намерения людей, живших в другое время или живущих в других обществах, является доказательством огромной силы человеческого разума.

Выводы

1. Ритуал — это исторически сложившаяся форма неинстинктивного, предсказуемо­го, социально санкционированного, упорядоченного символического поведения, в котором способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не подда­ются рациональному объяснению в терминах средств и целей.

2. К основным функциям социального ритуала можно отнести: коммуникативную функцию; мировоззренческую функцию (формирование системы культурных сим­волов); функцию социализации; функцию социального контроля; функцию укрепле­ния сплоченности группы; функцию регулирования психической стабильности, со­здания уверенности в трудных и кризисных ситуациях.

3. Повседневная жизнь пронизана ритуалами межличностного взаимодействия. И> значение состоит в том, что они 1) выступают способом обозначения границ взаимо­действия, создают определенную ситуационную рамку, позволяющую участниках-ориентироваться в целях и способах взаимодействия; 2) являются формами социальной поддержки или взаимного принятия; 3) предлагают способы управления кон­фликтным взаимодействием, регулирования общения в случае несоответствия опре­делений ситуации или ожиданий партнеров.

4. В межкультурном и межгрупповом взаимодействии ритуализованные формы на­полнены содержанием, которое отличается от группы к группе в зависимости от социального положения, возраста, национальности, пола составляющих ее людей. Так в ритуальном поведении в общении проявляется культурный контекст, указывая кар наблюдателю, так и участнику взаимодействия на предлагаемые сценарии межличностного поведения в конкретной ситуации.

Основные понятия

Социальный ритуал Межличностные ритуалы Ритуалы избегания ритуалы презентации

Вопросы для самопроверки

1. Возможна ли социальная жизнь без ритуалов?

2. В чем отличие между религиозным и межличностным ритуалами?

3. Назовите цель взаимодействия между людьми на социально-ролевом уровне.

4. Э. Берн разделяет собственно ритуалы и ритуальное времяпрепровождение. Что общего и в чем разница между этими способами структурирования времени?

5. Перечислите основные функции межличностных ритуалов.

6. Что такое «ритуалы избегания» и «ритуачы презентации» по Э. Гоффману?

7. Согласны ли вы с тем, что манеру держаться можно рассматривать как ритуаль­ное поведение?

8. Чем, на ваш взгляд, отличаются способы выражения благодарности: а) между мужчинами; б) между женщинами; в) между мужчинами и женщинами?

9. Является ли поздравительная открытка с днем рождения ритуальным жестом? Почему?

10. Как объясняется то, что в социальном взаимодействии наибольшей культурной типизации (и соответственно, ритуализации) подвергаются мимика и жесты?

Учебные задания

Задание /.Перечитайте приведенную в начале данной главы сцену из романа Л. Н. Тол­стого «Война и мир». Какую функцию выполняет ритуал прощания князя Андрея Болконского с отцом?

Задание 2. Сравните мужские и женские комплименты. Насколько, на ваш взгляд, принципиально отличие между ними?

Задание 3. Какие ритуальные формы выхода из неловкой ситуации вы можете пред­ложить, если ваш гость допустил бестактность в отношении присутствующего здесь же близкого вам человека?

Глава 8.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.008 с.)