Межличностная аттракция Межличностные отношения Потребность в аффнлиации Фактор пространственной близости Фактор поддержки Фактор сходства Социошпрический тест Шкала социальной дистанции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Межличностная аттракция Межличностные отношения Потребность в аффнлиации Фактор пространственной близости Фактор поддержки Фактор сходства Социошпрический тест Шкала социальной дистанции



Вопросы для самопроверки

1. Почему межличностная аттракция выступает одним из ключевых факторов фор­мирования и реализации межличностных отношений?

2. По какому основанию разделяются внешние и внутренние факторы аттракции?

3. Согласны ли вы с тем, что на наше отношение к другим и на то, как, на наш взгляд, они относятся к нам, влияют политические и экономические новости, характер погоды, звучащая музыка?

4. Как объясняется связь между внешней красотой и аттракцией?

5. Какие личностные качества способствуют, а какие затрудняют аттракцию?

6. Почему сходство между людьми может вызывать межличностную аттракцию?

7. При каких условиях сходство усиливает аттракцию?

8. Чем похвала отличается от лести?

9. Перечислите виды вербального и невербального поведения, вызывающие чувство отказа в поддержке.

10. Как построен социометрический тест?

Учебные задания

Задание 1. Прочтите отрывок из повести И. С. Тургенева «Ася». Выделите факторы (внешние и внутренние), вызвавшие взаимную привлекательность героев.

«... Чем больше я узнавал его, тем сильнее я к нему привязывался. Я скоро его понял. Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара. Молодость не кипела в нем ключом; она све­тилась тихим светом. Он был очень мил и умен, но я не мог себе представить, что с ним станется, как только он возмужает. Быть художником... Без горького, постоян­ного труда не бывает художников... а трудиться, думал я, глядя на его мягкие черты, слушая его неспешную речь,нет! трудиться ты не будешь, сжаться ты не сумеешь. Но не полюбить его не было возможности: сердце так и влеклось к нему. Часа четыре провели мы вдвоем, то сидя на диване, то медленно расхаживая перед домом; и в эти четыре часа сошлись окончательно...».

Задание 2. Вспомните своих самых близких друзей. Что вам больше всего нравится в них? Чем эти люди отличаются от других ваших знакомых?

Задание 3. Сергей обожает мотоциклы, сам — рокер. Лена, подруга Сергея, ненави­дит мотоциклы, считая их опасными.

а) Используя теорию баланса, нарисуйте диаграмму, изображающие эти отноше­ния.

б) Укажите варианты, доступные для Лены, с помощью которых она может сба­лансировать ситуацию, и составьте диаграмму для каждого варианта.

Глава 12.

Чувства и эмоции в общении

Чувство — основная единица анализа межличностных отношений. Когда мы гово рим о своем отношении к другому человеку, мы прежде всего имеем в виду эмоции: чувства, которые он в нас вызывает. Это могут быть любовь, преданность, ненавист] зависть, возмущение. Переживания, которые возникают в процессе взаимодействие способны разрушить, укрепить, изменить отношения. Что значит «испытывать ка кое-то чувство» к другому человеку? Чем отличаются эмоционально-чувственны переживания, возникающие между людьми, от переживаний, которые вызваны окру жающей природой, определенной деятельностью, то есть тем, что непосредственн с людьми не связано? Как мы проявляем свои чувства и эмоции? Можно ли им управлять? Все эти вопросы будут рассматриваться в данной главе.

12.1. Основные характеристики чувств и эмоций в общении

Определение эмоций и чувств

Человеческие эмоции и чувства представляют собой специфические способы peart рования людей на изменения, происходящие во внутренней или внешней среде. О< новное отличие между ними связано с такими параметрами, как длительность/кра' ^современность, устойчивость/изменчивость.

Сравним поэтические формулы, в которых эти различия представлены образнс

«...Без вас мне скучно, — я зеваю; При вас мне грустно, — я терплю; И, мочи нет, сказать желаю, Мой ангел, как я вас люблю! Когда я слышу из гостиной Ваш легкий шаг, иль платья шум, Иль голос девственный, невинный, Я вдруг теряю весь свой ум.

«Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы Б твоих наморщенных руках.

Вы улыбнетесь — мне отрада; Вы отвернетесь — мне тоска; Задень мучения — награда Мне ваша бледная рука...»

«Признание» А. С. Пушкин

Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь; Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь».

«Няне» А. С. Пушкин

Переживания, описанные Пушкиным в «Признании», — пример эмоционального состояния в конкретной ситуации: они достаточно сильны, ярки, но скорее всего бы­стро проходят. Чувство к няне — глубоко и относительно постоянно, оно продолжает существовать в самых различных ситуациях.

Определения чувств и эмоций, предлагаемые в словарях, отражают выделенные особенности.

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанный с инстин­ктами, потребностями и мотивами, отражающий в форме непосредственного пере­живания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на ин­дивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Чувство — устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действи­тельности, отражающее значение этих явлений в связи с его потребностями и моти­вами. В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситу­ациями, чувства выделяют явления, имеющие для человека стабильную потребност-но-мотивационную значимость.

Эмоции и чувства находятся в сложном взаимодей­ствии. В процессе развития конкретного человека (в он­тогенезе) чувства проявляются позже, чем собственно эмоции, и возникают как результат обобщения отдельных эмоций. Однако сформировавшиеся чувства во многом определяют возникновение и содержание ситуативных эмоций. Из чувства любви к близкому человеку могут раз­виться тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече. Таким образом, одно и то же чувство может реа­лизовываться в различных эмоциях, причем нередко раз­ных по знаку. Этим объясняется такое свойство чувств, как двойственность (амбивалентность).

В то же время, будучи формами переживаний челове­ка, эмоции и чувства имеют между собой много принци­пиально общих черт. Не случайно говорят об эмоциональ­но-чувственной стороне человеческого общения. Сход­ство чувств и эмоций состоит прежде всего в том, что они являются мотивирующей системой в жизнедеятельности человека.

Основные характеристики эмоционально-чувственно­го переживания включают: • определенный уровень возбуждения (общее изменение

скорости и интенсивности протекания психических,

моторных и вегетативных процессов);

Эмоции

особый класс психиче­ских процессов и состо­яний, связанный с ин­стинктами, потребностя­ми и мотивами, отра­жающий в форме непо­средственного пережи­вания (удовлетворение, радость, страх и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществ­ления его жизнедеятель - ности.

Чувство

устойчивое эмоциональ -ное отношение человека к явлениям действитель­ности, отражающее зна­чение этих явлений в связи с его потребностя­ми и мотивами.

знак (какое значение — положительное или отрицательное — имеет для субъекта событие, предмет, человек);

предметность (направленность на что-то или кого-то, адресность отношения);

моральность, или содержание и качество эмоции и чувства (например, удивле­ние, радость, тревога, печаль и т. д.).

Именно наличие знака отличает эмоционально-чувственные переживания от всех иных реакций организма на окружающую среду. Посредством эмоций человек выде­ляет опасное и неопасное, приятное и неприятное, производит выбор модели пове­дения, соответствующей его актуальным потребностям, а в межличностных отноше­ниях — выбор партнеров, способы и средства взаимодействия с ними.

Как могут эмоции и чувства регулировать поведение человека и его отношения с другими людьми? Как проявляются наши чувства?

Организующая функция эмоций

Обычно выделяют следующие формы, в которых реализуется организующая функ­ция эмоций:

• выразительные движения, или реакции;

• эмоциональные действия;

• высказывания об испытываемых эмоциональных состояниях.

Выразительные реакции — следствие эмоционального возбуждения (то есть они носят, как правило, реактивный характер), это внешнее проявление эмоций. Каждая эмоция сопровождается физическими изменениями в мимике, теле, голосе, во внеш­ности в целом. Тем самым наши чувства дают знать о том, как люди, идеи и среда воздействуют на нас.

Эмоциональные действия совершаются для того, чтобы выразить или редуциро­вать эмоциональное состояние. Так, если человек, потрясенный известием о смерти своего родственника, начинает рыдать и без сил падает в кресло, его поведение есть форма выразительной эмоциональной реакции; когда же этот человек надевает тра­урную одежду, говорит о том, как он опечален, участвует в погребальной церемонии, рыдает и причитает, он выполняет специфические эмоциональные действия, то есть Действия, вызванные эмоцией и направленные на то, чтобы эту эмоцию выразить и «разрядить»,

Эмоциональные действия могут представлять сложноорганизованную деятель­ность. Скажем, для того, чтобы выразить свой гнев, человек пишет публицистичес­кую статью или сатирический памфлет. Индейцы, чтобы выразить свои чувства (лю­бовь, гнев и т. д.), разрисовывают лицо разными красками. Эмоциональные действия вызываются не только пережитыми эмоциями, но и совсем другими причинами, на­пример, желанием заслужить одобрение или страхом вызвать чье-то недовольство. Примером, когда эмоциональное действие предпринимается для достижения опре­деленного эмоционального эффекта, может служить рассказ сержанта американской эазведки во Вьетнаме, который так описывал свои переживания: «Сначала бьешь, чтобы прийти в ярость, потом бьешь, потому что уже разъярен..>(Рейковский, 1979, с. 153).

Эмоциональные высказывания выполняют функцию посредника между индиви­дом и его эмоцией. Зрелая эмоция доступна опосредованной регуляции, рефлексии, основным средством которой является речь. В процессе социализации человек из объекта природной спонтанной эмоции, когда он неотделим от нее (например, толь­ко что родившийся ребенок), превращается в субъект эмоции, выделяя себя в каче­стве такового в том числе и потому, что может сказать о том, что он чувствует. Этот процесс лежит в основе формирования орудий управления эмоциями и чувствами (подробнее об этом читайте в третьем параграфе данной главы).

Таким образом, эмоции и чувства выполняют регулирующую функцию во взаи­модействии между людьми благодаря тому, что предстают как сложная форма пове­дения, как готовность действовать определенным образом по отношению к тем или иным людям. Так, ненавидеть кого-то — значит быть готовым действовать по отно­шению к нему агрессивно или защищаться от него. Ревновать кого-то — значит отно­ситься с недоверием к словам и поступкам своего партнера, касающихся близких от­ношений, возможно, следить за ним или провоцировать его на ссору и т. д.

Именно по наблюдаемым действиям и реакциям можно определить, какие чув­ства переживает человек. Как можно утверждать, что ваша подруга влюблена, если она отрицает это? Только наблюдая за ее реакциями: она краснеет в присутствии дан­ного человека, защищает в разговорах с другими оценки и суждения, которых при­держивается этот человек, при любом удобном случае старается оказаться там, где возможна встреча с ним, и т. д.

На активность эмоциональных действий существенное влияние оказывают степе­ни интенсивности переживаемых эмоций и чувств.

Выделяют следующие уровни интенсивности эмоций:

нейтральное состояние — отсутствие явно выраженного эмоционального процес­са; человек реагирует на других дифференцированно, в зависимости от их значи­мости;

умеренный уровень эмоции — эмоция уже достаточно отчетлива, чтобы осознавать­ся, но еще не настолько сильна, чтобы нарушить протекание действий, появляют­ся выразительные реакции;

высокий уровень интенсивности — эмоция направляет действия человека, человек ведет себя эмоционально, проявляет гнев, радость, нежность, тревогу.

Знания об эмоциях высокой степени интенсивности накоплены главным образом благодаря клиническим наблюдениям или анализу биографий. В данном состоянии человек склонен воспринимать, припоминать только то, что соответствует домини­рующей эмоции. Возникает своеобразный «порочный круг»: содержание того, что вос­принимается и вспоминается, усиливает и упрочивает эмоцию. Это, в свою очередь, еще больше укрепляет тенденцию к сосредоточению на содержании эмоции. Чело­век, которого глубоко задело пережитое унижение, не только постоянно мысленно к нему возвращается, но и вспоминает другие унижения, испытанные в прошлом, сосредоточивает внимание на том, что существует угроза дальнейших унижений в бу­дущем и т. п. Это приводит к усилению прошлого переживания. Человек в состоянии глубокого беспокойства замечает в себе и вокруг себя все новые поводы для тревоги;

в состоянии обиды — все новые поводы для того, чтобы почувствовать себя оскорб­ленным; влюбленный — все новые проявления достоинств обожаемого лица; чело­век, охваченный чувством вины — все больше подтверждений своей греховности.

Именно поэтому, как правило, безуспешными оказываются попытки повлиять на сильные эмоции при помощи уговоров, объяснений и иных способов рационального воздействия. Из всей сообщаемой информации человек выбирает, воспринимает, за­поминает только то, что соответствует доминирующему эмоциональному процессу. Всякие попытки убедить его в том, что не стоит огорчаться, что обида не столь уж велика, что предмет любви не заслуживает испытываемых к нему чувств, как прави­ло, безуспешны и лишь вызывают ощущение непонимания. В таких случаях важнее помочь человеку разрядить эмоцию, то есть создать такие условия, при которых наи­более полное выражение эмоции снижает на некоторое время ее интенсивность, пос­ле чего появляется возможность устранить источник эмоции и предупредить ее по­вторение. Другой способ выхода из эмоционального порочного круга — образование нового эмоционального очага, достаточно сильного, чтобы затормозить прежнюю эмоцию. Так, военные условия излечивали некоторых людей от длительных неврозов.

Иногда сильные эмоции приводят к парадоксальному эффекту «блокирования» всего, что с ними связано. В таком случае человек перестает замечать явления, вызы­вающие эти эмоции, начинает забывать связанные с ними события, направляет поток ассоциаций как можно дальше от них. Такое состояние наблюдалось у некоторых узников концлагерей, у хронических безработных и т. п. Очень высокий уровень ин­тенсивности ведет к полному отключению всех неэмоциональных механизмов, регу­лирующих поведение. Так проявляются ярость, паника, экстаз, неистовство, отчая­ние и т. п. При этом изменения в психической деятельности не зависят от «знака» эмоции. Люди, «опьяненные счастьем» или находящиеся в состоянии экстаза, в та­кой же мере отключены от реальности, как и люди, «обезумевшие от горя» или «не помнящие себя от ярости». Но, в отличие от эмоций большой интенсивности, разви­тие эмоции в состоянии аффекта имеет взрывной характер и тенденция к искаженно­му восприятию быстро исчезает вместе со снижением уровня эмоционального воз­буждения..

Возникнув, чувства имеют тенденцию стабилизироваться. Человек охотно оправ­дывает тех, кого любит. И наоборот: даже невинное замечание со стороны тех, кого он не любит, может быть интерпретировано как враждебный выпад. Поэтому большин­ство людей ухитряется сохранять одну и ту же оценку каждого из своих знакомых почти независимо от того, что те в действительности делают. Правда, существуют индивидуальные различия в способности изменять отношение к людям.

Чувства могут предшествовать явному действию. Пытаясь решить, за кого ей вый­ти замуж, девушка воображает реакцию родителей и друзей, а также самих кандида­тов на супружество, когда они узнают о ее выборе. Разочарование и страдание или напротив, радость и удовлетворение, переживаемые ею при этом, создают образы, которые могут повлиять на ее решение. Человек получает удовольствие, воображая огорчения тех, кого он не любит, затруднения тех, на кого он обижен, и ликование тех, кого он любит.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 615; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.019 с.)