Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тренинг уверенности в себе (ассертивности)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тренинг уверенности в себе часто называют также тренингом ассертивности. Термин «ассертивность», с недавних пор вошедший в словарь российских психологов, в английском языке является производным от глагола «assert», что значит «утверждать, заявлять, отстаивать». Как психотерапевтический метод тренинг ассертивности примыкает к методам поведенческой психотерапии. Ассертивность (уверенность) подразумевает честное, открытое и эффективное выражение собственных чувств, отстаивание прав личности, без нарушения при этом прав других людей, принятие ответственности за свою жизнь. Многие жизненные ситуации требуют уверенного поведения, а иначе приводят к повышению уровня стресса, поэтому тренинг ассертивности полезен практически для любого человека, но для людей, долгое время находящихся в зависимом положении, как в случае вынужденной миграции, он может оказаться особенно важным. Традиционный процесс социализации часто приводит к усвоению таких схем поведения, которые заставляют человека пренебрегать своими собственными чувствами и интересами и ориентируют его на требования, желания и просьбы других людей. Опыт, в результате которого у человека формируется неуверенное поведение, может быть разным, но типичными его механизмами являются порицание, позитивное или негативное закрепление и моделирование (Гремлинг, Ауэрбах, 2002). Порицание означает, что в прошлом уверенное поведение человека критиковалось или высмеивалось, поэтому он стал бояться прямо выражать свое мнение. Позитивное закрепление происходит в результате одобрения и похвалы окружающих неуверенного поведения человека. Негативное закрепление возникает в том случае, если пассивное, неуверенное поведение помогает человеку избежать конфликтов с окружающими. Моделирование означает, что мно- Методы психологической помощи гие паттерны неуверенного поведения усваиваются в результате наблюдения за поведением значимых окружающих, особенно родителей. Цель пассивного поведения — скрывать собственные чувства, чтобы избежать конфликта, угодить окружающим и считаться приятным человеком. Результатом такого поведения является ущемление прав личности другими людьми, что иногда приводит к скрытому гневу или обиде, которые могут проявляться во вспышках агрессии. Пытаясь преодолеть возникший дискомфорт, человек иногда начинает манипулировать другими людьми, избегает всяческой критики, даже справедливой. Человек, ведущий себя агрессивно, отстаивает свои права за счет других людей, хотя, возможно, сам и не осознает этого. Очевидно, что подобное поведение не способствует ни душевному комфорту, ни эффективному межличностному общению. Уверенное поведение — та «золотая середина» между пассивным и агрессивным стилем, обучить которой призван тренинг ассертивности. Его целями являются осознание человеком своих прав как личности, умение различать пассивность, уверенность и агрессию и обучение вербальным и невербальным навыкам уверенного поведения в различных жизненных ситуациях. Основные компоненты, с которыми ведется работа в процессе тренинга ассертивности, — это чувства, мысли и поведение. Работа с эмоциональной составляющей предполагает проведение упражнений, которые позволяют расслабиться и эффективно снизить напряжение и тревогу, улучшают регуляцию отрицательных эмоциональных состояний. Так называемое когнитивное переструктурирование направлено на изменение неадекватных мыслей, иррациональных убеждений, мешающих проявлению уверенности в себе. Поведенческие навыки ассертивности, отрабатываемые в процессе тренинга, включают умение начать, поддержать и закончить разговор, обратиться с просьбой, грамотно сказать «нет», адекватно выразить позитивные или негативные чувства. Групповой формат работы позволяет участникам, во-первых, отработать навыки в безопасной, доброжелательной обстановке и, во-вторых, получить конструктивную обратную связь об эффективности их поведения. Методы психологической помощи Единой программы тренинга уверенности в себе не существует, и каждый ведущий руководствуется в основном своими предпочтениями. Приведем краткое описание программы тренинга ассертивности, разработанной Сью Бишоп, американским специалистом по организационному развитию (Бишоп, 2001). Каждый элемент тренинга (игровое упражнение, дискуссия, просмотр видеоматериалов и т.п.), по мнению С. Бишоп, должен включать пять компонентов: — Введение (информация). На этом этапе ведущий тренинга рассказывает о целях и процессе проведения элементов тренинга, дает теоретическую информацию, необходимую для усвоения данного элемента. — Собственно элемент программы тренинга. Участники проводят дискуссию, смотрят фильм, заполняют опросник и т.п. — Обсуждение переживаний, вызванных упражнением. Необходимо специально выделенное время для того, чтобы участники могли обсудить то, что они увидели и узнали, какие чувства возникли у них в процессе выполнения упражнения. — Акцентирование ключевых моментов обучения. Тренер еще раз обращает внимание участников на цели проведенного упражнения и на достигнутый им эффект. С. Бишоп подчеркивает важность этой части упражнения, которая, к сожалению, часто недооценивается ведущими тренингов. Участники должны четко понимать, какое место то или иное упражнение занимает в целостной программе тренинга, как оно способствует достижению поставленных целей. — Практическое применение приобретенных знаний и навыков. В процессе тренинга важно претворить любое теоретическое знание в практические навыки и умения, поупражняться в их применении в безопасной обстановке групповой работы. Именно тогда тренинг будет эффективным. «Уверенность (ассертивность) подразумевает принятие ответственности за свою жизнь, чувства и действия. Она может потребовать изменений — в восприятии себя и в отношениях с другими. Участникам следует осознать как преимущества, так и опасности, связанные с развитием уверенности. Эффективный тренинг, конечно, гарантирует, что первые из них перевесят последние!» (Бишоп, 2001. С. 10). Предложенная Сью Бишоп программа состоит из восьми основных блоков, которые включают теоретическую часть и разнообразные упражнения, позволяющие применить полученные знания на практике и отработать навыки ассертив-ного поведения. 1. Первая часть — вводные упражнения — задает тон всему процессу тренинга. Во время этого этапа участники знакомятся друг с другом, а также с целями, ожиданиями и требованиями программы. Устанавливаются стандарты групповой работы. Участники обсуждают начальные вопросы, связанные с понятием уверенности, и получают первую возможность преодолеть застенчивость и потренировать навыки уверенного поведения. 2. На следующем этапе ведущий разъясняет участникам разницу между уверенным, пассивным, агрессивным и ма-нипулятивным поведением. Группа обсуждает ситуации, в которых необходимо уверенное поведение, участники определяют для себя те области жизни, в которых они хотели бы стать более уверенными. Оцениваются модели поведения, используемые в настоящее время и рассматриваются альтернативные способы. Обратная связь в группе позволяет участникам лучше понять собственные потребности, ожидания и чувства в ситуациях общения. Специальные упражнения позволяют найти удобный способ, при помощи которого можно начать сложный разговор, выстроить фразы, открывающие беседу. Новые навыки репетируются и отрабатываются в группе. 3. Третий блок направлен на более глубокое понимание себя. Участники выясняют, как их поведение может влиять на других людей, обсуждают, почему неуверенное поведение не способствует достижению здоровья и благополучия личности. В процессе упражнений участники выявляют свои положительные и отрицательные качества, представляют их Другим членам группы, оценивают объективные возможности коррекции негативных черт собственного характера и выделяют те недостатки, которые они хотели бы проработать на данном тренинге. В малых группах обсуждаются стратегии повышения уверенности. 358 Психическое здоровье мигранта Далее участники определяют для себя те сферы деятельности, в которых они уже достаточно эффективны, и те, в которых им еще предстоит приобрести уверенность. Рассмотрение различных ситуаций помогает осознать, что ассертив-ное поведение — это лишь один из способов реагирования, который не во всех ситуациях является самым эффективным и адекватным. Обсуждаются различные способы поведения и выбор наиболее подходящего для разных типов ситуаций. Участники приходят к более глубокому пониманию барьеров, препятствующих уверенному поведению, и учатся методам преодоления этих барьеров. Обратная связь помогает понять, насколько эффективны те или иные способы поведения, над чем еще нужно поработать. На данном этапе работа ведется как с вербальными, так и с невербальными характеристиками поведения. Участникам предоставляется возможность почувствовать разницу между невербальными проявлениями, вызывающими негативное впечатление у окружающих, и невербальными проявлениями, демонстрирующими позитивный образ «Я». Группа предоставляет каждому участнику невербальную обратную связь относительно эффективности его или ее поведения. 4. На четвертом этапе участники углубляются в проработку ранних переживаний и критических точек развития личности. Ведущий объясняет, что ряд проблем, которые связаны с недостатком уверенности или агрессивностью, могут относиться к приобретенным типам поведения. Участники обсуждают влияние воспитания на поведение (в частности, модели мужского и женского поведения), роль «принижающих» родительских высказываний, выявляют так называемые «самоисполняющиеся пророчества». Осознание позитивных и негативных стереотипов и того, как наше поведение зависит от ожиданий других людей, помогает выстроить более эффективное взаимодействие. Участники выявляют собственные негативные убеждения о себе, иррациональные установки, препятствующие уверенному поведению, и учатся изменению негативных мыслей на рациональные суждения. Этот блок упражнений включает и работу с критикой: разъясняется ее необходимость в качестве обратной связи по поводу своего поведения и обсуждается отличие критики и Методы психологической помощи f "•№ уничижения. Отрабатываются навыки выслушивания и адекватного реагирования на критику и способы эффективной борьбы с уничижительными замечаниями. 5. Следующая часть тренинга посвящена умению эффективно выразить просьбу и отказ. Участники развивают уважение к собственным правам и правам другого человека, приходят к осознанию, что признание прав — двусторонний процесс. Упражнения этого этапа направлены на тренировку навыков отказа, просьбы и возражения, то есть утверждения своих прав. Обратная связь членов группы помогает осознать собственные поведенческие модели и их эффективность. Обсуждаются различные варианты реагирования в сложных ситуациях. 6. На шестом этапе работа переходит к более сложным, «запутанным» ситуациям. Проводится анализ различных стратегий совладания с конфликтом, разбор реальных жизненных случаев. Участники обсуждают субъективные и объективные составляющие конфликта, учатся строить мысли и утверждения таким образом, чтобы превращать их из негативных наблюдений за событиями в позитивные продуманные утверждения. Потенциальные проблемы рассматриваются как новые возможности. Происходит знакомство со способами улучшения коммуникативных навыков и повышения чувства собственной ценности. 7. Седьмой блок содержит различные варианты релаксационных техник, с помощью которых участники учатся расслабляться и контролировать свое состояние, находят в себе необходимые внутренние силы, могут успокоить агрессивные чувства и уменьшить стресс. Знакомство с разнообразными техниками релаксации позволяет участникам выбрать наиболее подходящий для них способ, в зависимости от их личных особенностей и потребностей. 8. Завершает тренинг высказывание и выслушивание комплиментов, анализ чувств, возникших в процессе тренинга, итогов и личных достижений. Участники расширяют сети личных контактов: на добровольной основе обмениваются адресами и телефонами. Упражнения этого этапа дают участникам стимул для продолжения совершенствования навыков ассертивного поведения. Члены группы получают также «памятку» по планированию поведения в сложных ситуациях. 360 Психическое здоровье мигранта информационные методы работы Представляем текст еще одной брошюры серии «Психологическая библиотечка мигранта», выпускаемой Центром «Гратис» и подготовленной специально для беженцев и лиц, ищущих убежища, из Афганистана. «Если Ваш ребенок боится...» Каждый человек когда-нибудь испытывал страх. Страх — это важное и полезное чувство, позволяющее человеку выжить, быть осторожнее и осмотрительнее. Но сильный, частый и необоснованный страх может приносить вред. Дети переживают страх сильней, чем взрослые. Ведь ребенок меньше знает окружающий мир, и ему трудно бывает отделить вымысел от реальности. Поэтому в темноте детям может мерещиться вампир, а за дверью — чудовище. Иногда ребенок говорит: «Я ничего не боюсь!» Чаще всего так делают мальчики, считающие, что «мужчина не должен бояться». Иногда ребенок просто не хочет признаться себе в своем страхе: боится своего страха. Нередко дети, которые хвастаются своим бесстрашием, боятся не меньше других. Чтобы лучше понимать ребенка и помогать ему справляться со страхами, родителям важно знать, чего боятся дети в разном возрасте. Дети до 3 лет боятся остаться без мамы, их пугают незнакомые люди, врачи, которые делают уколы. После 3 лет возникает страх одиночества, темноты и замкнутого пространства. Дети больше узнают о мире. Вскоре им становиться известно, что человек не вечен. Поэтому от 5 до 7 лет у них появляется страх смерти. После 8 лет дети часто боятся социальных ситуаций, предъявляющих высокие требования к ним, — ответ у доски, общение с противо- Методы психологической помощи » {Г * „„ 1 ~^r^s *r положным полом. В большинстве случаев эти страхи с возрастом проходят. Но иногда они могут быть очень сильными, длительными, что накладывает отпечаток на характер ребенка. В этом случае родителям нужно внимательнее присмотреться к себе. Известно, что частые семейные ссоры, конфликты, неправильное воспитание может вызывать стойкие страхи у ребенка. Тогда следует обратиться к специалистам. Что же делать родителям, если ребенок сильно испугался, часто видит страшные сны, боится темноты, привидений? Мы предлагаем вам следующие советы. 1. Не ругайте и ненаказывай-те ребенка, если он чего-то бо-ится. Иначе ребенок может зам-кнуться в себе, стать пугливым и скованньш- Не чувствуя вашей поддержки и участия, ребенок не сможет довериться вам и останется один на один со своим страхом и тревогой. Ему будет казаться, что он не такой как все, трусливый, что папа и мама не могут им гордиться. 2. Поговорите с ребенком о его страхе. Попробуйте спокойно выяснить, чего ребенок боится. Часто после таких рассказов страх уменьшается. Важно, чтобы ребенок не «боялся своего страха» и не думал, что вы будете его осуждать. При этом необходимо помнить, что не стоит специально заставлять ребенка рассказывать о своих страхах. Иногда страх настолько силен, что ребенку очень тяжело даже думать о нем. Ваша настойчивость будет только усиливать страх. Не нужно начинать ваш разговор со слов «не бойся». Лучше расскажите ребенку о том, чего вы боялись сами, когда были маленькими, чего боитесь сейчас. Это даст ему ощущение, что он «не одинок в своем страхе». 3. Предложите ребенку «поиграть со страхом». Например, попросите его нарисовать то, чего он боится. Рисование собственного страха — лучший способ для ребенка справиться с тревогой, ведь нарисованный «вампир» уже не так страшен как представляемый в темной комнате. Его можно порвать, зачеркнуть, с ним можно поиграть. Ребенок начинает пони362 Психическое здоровье мигранта Методы психологической помощи мать, что он сам создает свои страхи, — значит, он может сам от них избавиться. Попросите ребенка рассказать вам о том, что он нарисовал. Может быть, он придумает какую-нибудь историю. Внимательно выслушайте все, что будет говорить ребенок. Задавайте вопросы, интересуйтесь, но не осуждайте и не оценивайте («это ерунда», «так не бывает»). Можно попросить ребенка самому стать своим страхом — походить, поговорить, как привидение или вампир. В этой игре могут принять участие братья и сестры, бабушка и дедушка. 4. Не рассказывайте в присутствии детей страшные истории, не запугивайте и не угрожайте им. Чувствительные и впечатлительные дети легко «заражаются» страхами своих родителей. Они начинают острее чувствовать опасность мира, а себя ощущать слабыми и беспомощными. Очень важно предупреждать детей о реальных опасностях, но не запугивать их специально («Будешь плохо себя вести — отдам милиционеру»). Воспитание с помощью угроз и запугиваний может привести к возникновению серьезных психологических проблем у ребенка. Существуют сказки и истории, в которых описано, как люди справлялись со своим страхом. Они могут помочь вашему ребенку преодолеть свой страх. Такие истории Ч можно найти в книжках, а можно "' придумать самим. Пример такой специально «выдуманной» сказки вы найдете ниже. Прочитайте ее своим детям. После чтения обсудите с ними, в чем смысл этой сказки. Попросите их нарисовать картинки-иллюстрации к сказке. Сказка «Как страх помог Олегу и Тамаре» «В одном месте в красивом доме с цветочным садом жила семья: папа, мама и двое детей: Олег и Тамара. Папа с мамой очень любили своих детей и гордились ими, но одно их огорчало — оба ребенка очень всего боялись: боялись волка, боялись темноты, боялись остаться без света, боялись остаться одни дома и еще много чего.
Когда они ложились спать, Олег клал рядом с собой игрушечный пистолет, который, несмотря на то, что был игрушечным, очень громко стрелял. А Тамара — большой игрушечный нож. И каждый раз, засыпая в своих кроватках, они долго крутились, прислушиваясь к каждому шороху, представляя себе в темноте то привидения, то вампиров. Однажды вечером мама с папой уложили детей спать и ушли ненадолго в гости к бабушке. "Может быть, они забыли закрыть ворота", — прошептал сестре Олег, потому что вскоре в саду, а затем рядом с дверью послышались какие-то уж слишком громкие шорохи и шажки. Дети потихоньку приоткрыли дверь в сад и тут же захлопнули. Там ходила большая черная собака с опущенным хвостом. Дети придвинули к двери стулья, коробки и залезли под кровать Тамары. Но вдруг страшная мысль пришла к ним: "А мама с папой? Что будет с ними, когда они увидят собаку? Может быть, она бешеная и искусает их?" Дети затряслись от страха и тихонько заплакали. Потом как-то сразу Олег взял свой пистолет, а Тамара нож. "Я прогоню ее", — сказал Олег. "А я напугаю ее", — сказала Тамара. Дети разобрали завал около двери и вышли в коридор. Олег загрохотал пистолетом, а Тамара застучала ножом по стене, потом по двери. "Пошла вон!", — закричали они хором. И собака выскочила, а дети заперли за ней дверь. Вскоре пришли родители. Они были очень встревожены. Соседка предупредила, что от их дома бежала большая черная собака. Дети рассказали им все, что было. Родители обрадовались: "Мы гордимся такими детьми!" "Но как же вам удалось прогнать такую страшную собаку?" — удивленно спросили они. А дети отвечали: "Наш страх нам помог. Мы просто очень боялись за вас"». Психическое здоровье мигранта ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. Как влияет ситуация вынужденной миграции на психическое здоровье? 2. Назовите основные расстройства психического здоровья у вынужденных мигрантов. 3. В чем особенности психологических проблем детей-беженцев? Расскажите о расстройствах психического здоровья у детей в ситуации вынужденной миграции. 4. Раскройте содержание понятия «кризис идентичности». 5. Как связаны между собой психическое здоровье и успешность адаптации? Какие факторы оказывают влияние на сохранение и поддержание психического здоровья? 6. Как влияют личностные особенности на успешность адаптации человека в ситуации миграциии? 7. Раскройте роль социальной поддержки в процессе адаптации вынужденного мигранта. 8. В чем различия между механизмами психологической защиты и стратегиями совладания? Расскажите о защитных механизмах и стратегиях совладания личности в ситуации вынужденной миграции. 9. Опишите основные методы, используемые для восстановления и поддержания психического здоровья вынужденных мигрантов. 10. Какие диагностические процедуры помогают выявить расстройства психического здоровья? рекомендуемая литература 1. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: пере- осмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита//Психологический журнал. 1994. №1. С. 3—16. 2. Дорожевец А.Н. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям // Журнал практического психолога. 1998. № 4. С. 3—17. 3. Кискер К.П., Фрайбергер Г., Розе Г.К., Вульф Э. Психиатрия, психо- соматика, психотерапия. М.: Алетейа, 1999. 4. Леонова А.Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика неблагоприят- ных функциональных состояний человека. М.: Издательство МГУ, 1987. 5. Любан-Плоцца Б., Пёльдингер В., Крёгер Ф., Ледерах-Хофман К. Психосоматические расстройства в общей медицинской прак- Практикум тике. СПб.: Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 2000. 6. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. М.: Медицина, 1996. 7. Психическое здоровье беженцев. К.: Сфера, 1998. 8. Риман Ф. Основные формы страхов: исследование в области глу- бинной психологии. М.: Алетейа, 1998. 9. Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно- аналитический бюллетень РОКК. 2001. № 2. .'IЧАСТЬ 4 СЛУЖБА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ВЫНУЖДЕННЫМ МИГРАНТАМ: ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ, ПРОБЛЕМЫ Практика показывает, что при организации служб психологической помощи необходимо учитывать четыре блока проблем, три из которых соответствуют основным сферам взаимодействия психолога-консультанта: внутри самой службы, в системе организаций, оказывающих поддержку мигрантам, и непосредственно с мигрантами как клиентами. Четвертый блок определяется сложностью и высокой стрес-согенностью взаимодействия с клиентами, находящимися в кризисных ситуациях, и связан с психологическими, личностными проблемами самих психологов. На проблемах, задачах и принципах, соответствующих этим четырем блокам, мы и остановимся в данной, заключительной части пособия. специфика организации деятельности коллектива службы психологической помощи Персонал психологической службы. Главный ресурс службы психологической помощи — это ее персонал. Большое значение имеет квалификация специалистов, непосредственно взаимодействующих с мигрантами. В штат психологической службы должны входить психологи, имеющие подготовку в области психологии личности, клинической, социальной, возрастной психологии, этнопсихологии. Наш опыт показывает необходимость выделения «детской» и «взрослой» специализаций. Поэтому следует подбирать психологов с соответствующим практическим опытом. По возможности желательно в штате службы иметь психоневролога или психиатра, так как часто требуются дополнительные медицинские зак- Специфика организации деятельности коллектива... лючения, а если клиенты — беженцы из дальнего зарубежья, в штате должны быть переводчики. В предыдущих частях пособия раскрыта специфика работы с вынужденными мигрантами и показана большая сложность задач, стоящих перед психологом. Поэтому необходим тщательный отбор сотрудников, которые должны обладать не только соответствующей профессиональной подготовкой, но и определенными личными качествами. Будущих сотрудников, не имевших ранее опыта работы с мигрантами, нужно подробно ознакомить со спецификой оказания помощи данной категории лиц. Психологу, начинающему такую работу, следует тщательно проанализировать свою мотивацию и принять хорошо осознанное решение. Лучше всего задуматься об этом в самом начале: в поисках ответа возрастают личностные и профессиональные возможности психолога. Взаимодействие внутри коллектива. Специфика работы в службах психологической помощи требует особого внимания к организации взаимоотношений в коллективе. Как правило, сотрудники служб очень плотно загружены; чаще всего специалисты работают в нескольких местах. Тем не менее, в график работы обязательно должны быть включены определенные мероприятия, обеспечивающие профессиональные контакты и взаимоподдержку внутри организации: регулярные супервизии, семинары по отдельным направлениям работы, конкретным проблемам, обсуждение эмпирических материалов, а также неформальные встречи коллектива. Часто полезно, а иногда необходимо, обсуждать эмоции, возникающие в ходе работы, с членами коллектива. Для предотвращения ошибок в профессиональной деятельности нужно постоянно выносить на обсуждение проблемные вопросы, например диагностические заключения по случаям. Это кажется очевидным, но на практике часто не осуществляется в силу разных причин, например перегруженности работой. Как правило, такие проблемные вопросы разбираются на специально организованных встречах — супервизиях: один из психологов выносит на обсуждение результаты своей работы, и коллега или группа коллег помогают лучше увидеть Удачные моменты и упущения, определить то направление, в котором следует продвигать терапевтический процесс. Су368 Служба психологической помощи вынужденным мигрантам Специфика организации деятельности коллектива... первизии необходимо встраивать в структуру работы организации в качестве обязательного компонента. Важное значение супервизии имеют и для оценки первичных консультаций. Они нередко помогают избежать диагностических ошибок. Сочетание научной и практической работы. Взаимодействие внутри коллектива особенно интенсивно осуществляется в процессе исследовательской работы. Проведение эмпирических исследований, анализ их результатов — необходимое условие успешности практической деятельности психолога и важный принцип работы по оказанию психологической поддержки вынужденным мигрантам. В качестве основных направлений эмпирических исследований можно выделить следующие. 1. Психодиагностические исследования. Их главная цель — изучение психического состояния мигрантов. Такие знания необходимы для оптимизации индивидуальной консультационной и психотерапевтической работы. Психодиагностические исследования могут проводиться как в процессе психологической работы с клиентами, так и по ее завершению с целью коррекции действий психолога и его самоконтроля. Создание психодиагностического инструментария — это задача всего коллектива психологов. Помимо подбора методик, здесь большое значение имеет их разработка, модификация и апробация. В случае работы с мигрантами из дальнего зарубежья важная роль в такой работе принадлежит переводчику. Сам процесс перевода, решение сложных проблем культурной валидизации невозможны без тесного взаимодействия психолога и переводчика. Важной задачей психодиагностических исследований выступает также оценка эффективности оказываемой помощи. 2. Социально-психологические исследования общин мигрантов. Как правило, такие исследования осуществляются в местах компактного проживания мигрантов. Они направлены на достижение двух основных целей. Во-первых, на изучение процессов адаптации мигрантов к новой жизненной ситуации и социокультурной среде. Во-вторых, на разработку адекватных методов информирования и мотивирования данной категории лиц на получение профессиональной психологической помощи. На основе психодиагностических и социально-психологических исследований осуществляется и корректируется выбор направлений работы с мигрантами. В практикумах 1—3 частей пособия представлен ряд методов, которые в совокупности можно рассматривать как программу эмпирического исследования психологии мигрантов (см. также Психология беженцев и вынужденных мигрантов, 2001). 3. Разработка психокоррекционных программ и групповых тренингов. При работе с вынужденными мигрантами необходимы специально разработанные или соответствующим образом адаптированные психокоррекционные программы. Такая работа должна осуществляться психологом или группой психологов в соответствии с их квалификационными возможностями. С целью оказания психологической поддержки как можно большему количеству мигрантов особое внимание должно уделяться разработке программ групповой работы малого (групповые тренинги, охватывающие 6—10 человек) и большого (специальные социально-психологические групповые мероприятия, охватывающие более 10 человек) формата. Желательно, чтобы результаты эмпирических исследований были оформлены в виде статей и опубликованы в научных журналах, сборниках, бюллетенях. Это хорошая возможность поделиться своим опытом, особенно ценная в условиях дефицита исследований и практических разработок в области психологии вынужденной миграции. Такая форма научно-методической работы, как выпуск информационно-аналитического бюллетеня психологической службы, является эффективной формой научно-практического сотрудничества психологов (см. подробнее см. с. 438—443). Помещение для психологического консультирования. Желательно, чтобы у службы психологической помощи имелось отдельное помещение, в котором были выделены комнаты для индивидуальных консультаций, работы с детьми и групповых занятий. На практике данное условие бывает сложно осуществить, и все виды психологической работы с вынужденными мигрантами нередко ведутся в единственной комнате, которая имеет и другое функциональное назначение. 370 Служба психологической помощи вынужденным мигрантам В то же время психологу необходимо помнить, что к помещению, где проводится психологическая работа, предъявляется ряд определенных требований. Первое условие, которое нужно обеспечить при подготовке кабинета для психологического консультирования — это надежная изолированность пространства, в котором проходит встреча с клиентом. Нужно добиться максимальной звуконепроницаемости для соблюдения обязательного принципа конфиденциальности, беседу консультанта с клиентом не должны слышать посторонние. Клиент, особенно на первых встречах, находится в состоянии повышенной тревожности, и для его успокоения и создания основы для эффективного контакта необходимо не допускать проникновения внешних шумов в консультационную комнату. Следует запретить посторонним входить в комнату во время консультации и прерывать ее ход. Обычно для этого на дверь вешают специальную табличку с предупреждением. Комната должна быть небольшая, но достаточно просторная для передвижения. Желательно, чтобы стены были окрашены в спокойные тона (предпочтение отдается цветам зелено-голубой и песочно-серой гаммы — см. Леонова, Кузнецова, 1993). В кабинете также можно повесить одну-две картины с нейтральным сюжетом. Пол лучше выстелить мягким покрытием или ковром. В обстановку консультационной комнаты входит стол и несколько стульев или кресел, а также кушетка или диван для проведения релаксации. Целесообразно включить в интерьер кабинета комнатные растения, которые не только оформляют помещение, но и создают хороший микроклимат (там же); желателен кондиционер. Нужно предусмотреть возможность регулировать освещение в комнате. Комната должна иметь хорошее естественное освещение и жалюзи или шторы на окнах. При работе в местах проживания вынужденных мигрантов иногда создается ситуация, когда консультацию по разным причинам (в основном, из-за тяжелого физического состояния человека) нужно провести в жилой комнате клиента. В этом случае перед консультантом стоит особая задача — обеспечить построение психологического пространства консультации в сложных «полевых» условиях. Деталями, напо- Сдужба психологической помощи в системе... 371 минающими, что здесь проводится профессиональная работа, а не просто встреча двух знакомых, могут служить, например, элементы деловой одежды консультанта (Papadopoulus, 1998). Это создаст необходимые условия для установления и соблюдения оптимальной дистанции между консультантом и клиентом. служба психологической помощи в системе
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 715; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.60 (0.014 с.) |