Тренинг уверенности в себе (ассертивности) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тренинг уверенности в себе (ассертивности)



Тренинг уверенности в себе часто называют также тре­нингом ассертивности. Термин «ассертивность», с недавних пор вошедший в словарь российских психологов, в английс­ком языке является производным от глагола «assert», что значит «утверждать, заявлять, отстаивать». Как психотера­певтический метод тренинг ассертивности примыкает к ме­тодам поведенческой психотерапии.

Ассертивность (уверенность) подразумевает честное, от­крытое и эффективное выражение собственных чувств, от­стаивание прав личности, без нарушения при этом прав дру­гих людей, принятие ответственности за свою жизнь. Мно­гие жизненные ситуации требуют уверенного поведения, а иначе приводят к повышению уровня стресса, поэтому тре­нинг ассертивности полезен практически для любого чело­века, но для людей, долгое время находящихся в зависимом положении, как в случае вынужденной миграции, он может оказаться особенно важным.

Традиционный процесс социализации часто приводит к усвоению таких схем поведения, которые заставляют чело­века пренебрегать своими собственными чувствами и инте­ресами и ориентируют его на требования, желания и просьбы других людей. Опыт, в результате которого у человека фор­мируется неуверенное поведение, может быть разным, но типичными его механизмами являются порицание, позитив­ное или негативное закрепление и моделирование (Гремлинг, Ауэрбах, 2002). Порицание означает, что в прошлом уверен­ное поведение человека критиковалось или высмеивалось, поэтому он стал бояться прямо выражать свое мнение. Пози­тивное закрепление происходит в результате одобрения и похвалы окружающих неуверенного поведения человека. Не­гативное закрепление возникает в том случае, если пассив­ное, неуверенное поведение помогает человеку избежать кон­фликтов с окружающими. Моделирование означает, что мно-

Методы психологической помощи

гие паттерны неуверенного поведения усваиваются в резуль­тате наблюдения за поведением значимых окружающих, осо­бенно родителей. Цель пассивного поведения — скрывать собственные чувства, чтобы избежать конфликта, угодить окружающим и считаться приятным человеком. Результатом такого поведения является ущемление прав личности други­ми людьми, что иногда приводит к скрытому гневу или оби­де, которые могут проявляться во вспышках агрессии. Пыта­ясь преодолеть возникший дискомфорт, человек иногда на­чинает манипулировать другими людьми, избегает всяческой критики, даже справедливой. Человек, ведущий себя агрес­сивно, отстаивает свои права за счет других людей, хотя, возможно, сам и не осознает этого.

Очевидно, что подобное поведение не способствует ни душевному комфорту, ни эффективному межличностному общению. Уверенное поведение — та «золотая середина» меж­ду пассивным и агрессивным стилем, обучить которой при­зван тренинг ассертивности. Его целями являются осознание человеком своих прав как личности, умение различать пас­сивность, уверенность и агрессию и обучение вербальным и невербальным навыкам уверенного поведения в различных жизненных ситуациях.

Основные компоненты, с которыми ведется работа в про­цессе тренинга ассертивности, — это чувства, мысли и по­ведение. Работа с эмоциональной составляющей предпола­гает проведение упражнений, которые позволяют расслабить­ся и эффективно снизить напряжение и тревогу, улучшают регуляцию отрицательных эмоциональных состояний. Так на­зываемое когнитивное переструктурирование направлено на изменение неадекватных мыслей, иррациональных убежде­ний, мешающих проявлению уверенности в себе. Поведен­ческие навыки ассертивности, отрабатываемые в процессе тренинга, включают умение начать, поддержать и закончить разговор, обратиться с просьбой, грамотно сказать «нет», адекватно выразить позитивные или негативные чувства. Груп­повой формат работы позволяет участникам, во-первых, от­работать навыки в безопасной, доброжелательной обстанов­ке и, во-вторых, получить конструктивную обратную связь об эффективности их поведения. Методы психологической помощи

Единой программы тренинга уверенности в себе не сущест­вует, и каждый ведущий руководствуется в основном свои­ми предпочтениями. Приведем краткое описание программы тренинга ассертивности, разработанной Сью Бишоп, аме­риканским специалистом по организационному развитию (Бишоп, 2001).

Каждый элемент тренинга (игровое упражнение, дискус­сия, просмотр видеоматериалов и т.п.), по мнению С. Би­шоп, должен включать пять компонентов:

— Введение (информация). На этом этапе ведущий тре­нинга рассказывает о целях и процессе проведения элемен­тов тренинга, дает теоретическую информацию, необходи­мую для усвоения данного элемента.

— Собственно элемент программы тренинга. Участники прово­дят дискуссию, смотрят фильм, заполняют опросник и т.п.

— Обсуждение переживаний, вызванных упражнением. Не­обходимо специально выделенное время для того, чтобы учас­тники могли обсудить то, что они увидели и узнали, какие чувства возникли у них в процессе выполнения упражнения.

— Акцентирование ключевых моментов обучения. Тренер еще раз обращает внимание участников на цели проведен­ного упражнения и на достигнутый им эффект. С. Бишоп подчеркивает важность этой части упражнения, которая, к сожалению, часто недооценивается ведущими тренингов. Участники должны четко понимать, какое место то или иное упражнение занимает в целостной программе тренинга, как оно способствует достижению поставленных целей.

— Практическое применение приобретенных знаний и на­выков. В процессе тренинга важно претворить любое теоре­тическое знание в практические навыки и умения, поуп­ражняться в их применении в безопасной обстановке груп­повой работы. Именно тогда тренинг будет эффективным.

«Уверенность (ассертивность) подразумевает принятие ответственности за свою жизнь, чувства и действия. Она мо­жет потребовать изменений — в восприятии себя и в отно­шениях с другими. Участникам следует осознать как преиму­щества, так и опасности, связанные с развитием уверенно­сти. Эффективный тренинг, конечно, гарантирует, что первые из них перевесят последние!» (Бишоп, 2001. С. 10).

Предложенная Сью Бишоп программа состоит из восьми основных блоков, которые включают теоретическую часть и разнообразные упражнения, позволяющие применить полу­ченные знания на практике и отработать навыки ассертив-ного поведения.

1. Первая часть — вводные упражнения — задает тон все­му процессу тренинга. Во время этого этапа участники зна­комятся друг с другом, а также с целями, ожиданиями и требованиями программы. Устанавливаются стандарты груп­повой работы. Участники обсуждают начальные вопросы, свя­занные с понятием уверенности, и получают первую воз­можность преодолеть застенчивость и потренировать навыки уверенного поведения.

2. На следующем этапе ведущий разъясняет участникам разницу между уверенным, пассивным, агрессивным и ма-нипулятивным поведением. Группа обсуждает ситуации, в которых необходимо уверенное поведение, участники опре­деляют для себя те области жизни, в которых они хотели бы стать более уверенными. Оцениваются модели поведения, используемые в настоящее время и рассматриваются альтер­нативные способы.

Обратная связь в группе позволяет участникам лучше по­нять собственные потребности, ожидания и чувства в ситуа­циях общения. Специальные упражнения позволяют найти удобный способ, при помощи которого можно начать слож­ный разговор, выстроить фразы, открывающие беседу. Но­вые навыки репетируются и отрабатываются в группе.

3. Третий блок направлен на более глубокое понимание себя. Участники выясняют, как их поведение может влиять на других людей, обсуждают, почему неуверенное поведе­ние не способствует достижению здоровья и благополучия личности. В процессе упражнений участники выявляют свои положительные и отрицательные качества, представляют их Другим членам группы, оценивают объективные возможнос­ти коррекции негативных черт собственного характера и выделяют те недостатки, которые они хотели бы прорабо­тать на данном тренинге. В малых группах обсуждаются стра­тегии повышения уверенности. 358

Психическое здоровье мигранта

Далее участники определяют для себя те сферы деятель­ности, в которых они уже достаточно эффективны, и те, в которых им еще предстоит приобрести уверенность. Рассмот­рение различных ситуаций помогает осознать, что ассертив-ное поведение — это лишь один из способов реагирования, который не во всех ситуациях является самым эффективным и адекватным. Обсуждаются различные способы поведения и выбор наиболее подходящего для разных типов ситуаций. Участники приходят к более глубокому пониманию барье­ров, препятствующих уверенному поведению, и учатся ме­тодам преодоления этих барьеров. Обратная связь помогает понять, насколько эффективны те или иные способы пове­дения, над чем еще нужно поработать.

На данном этапе работа ведется как с вербальными, так и с невербальными характеристиками поведения. Участни­кам предоставляется возможность почувствовать разницу между невербальными проявлениями, вызывающими нега­тивное впечатление у окружающих, и невербальными про­явлениями, демонстрирующими позитивный образ «Я». Груп­па предоставляет каждому участнику невербальную обрат­ную связь относительно эффективности его или ее поведения. 4. На четвертом этапе участники углубляются в проработ­ку ранних переживаний и критических точек развития лич­ности. Ведущий объясняет, что ряд проблем, которые связа­ны с недостатком уверенности или агрессивностью, могут относиться к приобретенным типам поведения. Участники обсуждают влияние воспитания на поведение (в частности, модели мужского и женского поведения), роль «принижаю­щих» родительских высказываний, выявляют так называе­мые «самоисполняющиеся пророчества». Осознание позитив­ных и негативных стереотипов и того, как наше поведение зависит от ожиданий других людей, помогает выстроить более эффективное взаимодействие. Участники выявляют собствен­ные негативные убеждения о себе, иррациональные уста­новки, препятствующие уверенному поведению, и учатся изменению негативных мыслей на рациональные суждения. Этот блок упражнений включает и работу с критикой: разъясняется ее необходимость в качестве обратной связи по поводу своего поведения и обсуждается отличие критики и

Методы психологической помощи

f

"•№

уничижения. Отрабатываются навыки выслушивания и адек­ватного реагирования на критику и способы эффективной борьбы с уничижительными замечаниями.

5. Следующая часть тренинга посвящена умению эффектив­но выразить просьбу и отказ. Участники развивают уважение к собственным правам и правам другого человека, приходят к осознанию, что признание прав — двусторонний процесс. Уп­ражнения этого этапа направлены на тренировку навыков от­каза, просьбы и возражения, то есть утверждения своих прав. Обратная связь членов группы помогает осознать собственные поведенческие модели и их эффективность. Обсуждаются раз­личные варианты реагирования в сложных ситуациях.

6. На шестом этапе работа переходит к более сложным, «запутанным» ситуациям. Проводится анализ различных стра­тегий совладания с конфликтом, разбор реальных жизнен­ных случаев. Участники обсуждают субъективные и объек­тивные составляющие конфликта, учатся строить мысли и утверждения таким образом, чтобы превращать их из нега­тивных наблюдений за событиями в позитивные продуман­ные утверждения. Потенциальные проблемы рассматривают­ся как новые возможности. Происходит знакомство со спо­собами улучшения коммуникативных навыков и повышения чувства собственной ценности.

7. Седьмой блок содержит различные варианты релакса­ционных техник, с помощью которых участники учатся рас­слабляться и контролировать свое состояние, находят в себе необходимые внутренние силы, могут успокоить агрессив­ные чувства и уменьшить стресс. Знакомство с разнообраз­ными техниками релаксации позволяет участникам выбрать наиболее подходящий для них способ, в зависимости от их личных особенностей и потребностей.

8. Завершает тренинг высказывание и выслушивание ком­плиментов, анализ чувств, возникших в процессе тренинга, итогов и личных достижений. Участники расширяют сети личных контактов: на добровольной основе обмениваются адресами и телефонами. Упражнения этого этапа дают участ­никам стимул для продолжения совершенствования навыков ассертивного поведения. Члены группы получают также «па­мятку» по планированию поведения в сложных ситуациях. 360

Психическое здоровье мигранта

информационные методы работы

Представляем текст еще одной брошюры серии «Психо­логическая библиотечка мигранта», выпускаемой Центром «Гратис» и подготовленной специально для беженцев и лиц, ищущих убежища, из Афганистана.

«Если Ваш ребенок боится...»

Каждый человек когда-нибудь испытывал страх. Страх — это важное и по­лезное чувство, позволяю­щее человеку выжить, быть осторожнее и осмотритель­нее. Но сильный, частый и необоснованный страх мо­жет приносить вред.

Дети переживают страх сильней, чем взрослые. Ведь ребенок меньше знает окру­жающий мир, и ему трудно

бывает отделить вымысел от реальности. Поэтому в темноте детям может мерещиться вампир, а за дверью — чудовище.

Иногда ребенок говорит: «Я ничего не боюсь!» Чаще всего так делают мальчики, считающие, что «мужчина не должен бояться». Иногда ребенок просто не хочет признаться себе в своем страхе: боится своего страха. Нередко дети, которые хва­стаются своим бесстрашием, боятся не меньше других.

Чтобы лучше понимать ребенка и помогать ему справляться со страхами, родителям важно знать, чего боятся дети в раз­ном возрасте. Дети до 3 лет боятся остаться без мамы, их пуга­ют незнакомые люди, врачи, которые делают уколы. После 3 лет возникает страх одиночества, темноты и замкнутого прост­ранства. Дети больше узнают о мире. Вскоре им становить­ся известно, что человек не вечен. Поэтому от 5 до 7 лет у них появляется страх смерти. После 8 лет дети часто боят­ся социальных ситуаций, предъявляющих высокие тре­бования к ним, — ответ у доски, общение с противо-

Методы психологической помощи

»

*

„„ 1

~^r^s

*r

положным полом. В большинстве случаев эти страхи с возрас­том проходят. Но иногда они могут быть очень сильными, дли­тельными, что накладывает отпечаток на характер ребенка. В этом случае родителям нужно внимательнее присмотреться к себе. Известно, что частые семейные ссоры, конфликты, не­правильное воспитание может вызывать стойкие страхи у ре­бенка. Тогда следует обратиться к специалистам.

Что же делать родителям, если ребенок сильно испугался, часто видит страшные сны, боится темноты, привидений? Мы предлагаем вам следующие советы.

1. Не ругайте и ненаказывай-те ребенка, если он чего-то бо-ится. Иначе ребенок может зам-кнуться в себе, стать пугливым и скованньш- Не чувствуя вашей поддержки и участия, ребенок не сможет довериться вам и ос­танется один на один со своим

страхом и тревогой. Ему будет казаться, что он не такой как все, трусливый, что папа и мама не могут им гордиться.

2. Поговорите с ребенком о его страхе. Попробуйте спокойно выяснить, чего ребенок боится. Часто после таких рассказов страх уменьшается. Важно, чтобы ребенок не «боялся своего страха» и не думал, что вы будете его осуждать.

При этом необходимо помнить, что не стоит специально заставлять ребенка рассказывать о своих страхах. Иногда страх настолько силен, что ребенку очень тяжело даже думать о нем. Ваша настойчивость будет только усиливать страх.

Не нужно начинать ваш разговор со слов «не бойся». Лучше расскажите ребенку о том, чего вы боялись сами, когда были маленькими, чего боитесь сейчас. Это даст ему ощущение, что он «не одинок в своем страхе».

3. Предложите ребенку «по­играть со страхом». Например, попросите его нарисовать то, чего он боится. Рисование соб­ственного страха — лучший спо­соб для ребенка справиться с тревогой, ведь нарисованный «вампир» уже не так страшен как представляемый в темной комнате. Его можно порвать, за­черкнуть, с ним можно поиг­рать. Ребенок начинает пони362

Психическое здоровье мигранта

Методы психологической помощи

мать, что он сам создает свои страхи, — значит, он может сам от них избавиться. Попросите ребенка рассказать вам о том, что он нарисовал. Может быть, он придумает какую-нибудь историю. Внимательно выслушайте все, что будет говорить ребенок. Задавайте вопросы, интересуйтесь, но не осуждайте и не оценивайте («это ерунда», «так не бывает»). Можно попросить ребенка самому стать своим страхом — походить, пого­ворить, как привидение или вам­пир. В этой игре могут принять уча­стие братья и сестры, бабушка и дедушка.

4. Не рассказывайте в присутствии детей страшные истории, не запугивайте и не угрожайте им. Чувствительные и впечатли­тельные дети легко «заражаются» страхами своих родителей. Они начинают острее чувствовать опасность мира, а себя ощущать слабыми и беспомощными. Очень важно предупреждать детей о реальных опасностях, но не запугивать их специально («Бу­дешь плохо себя вести — отдам милиционеру»). Воспитание с помощью угроз и запугиваний может привести к возникнове­нию серьезных психологических проблем у ребенка.

Существуют сказки и истории, в которых описано, как люди справлялись со своим страхом. Они могут помочь вашему ребенку преодолеть свой страх. Такие истории Ч можно найти в книжках, а можно "' придумать самим. Пример такой специально «выдуманной» сказки вы найдете ниже. Прочитайте ее своим детям. После чтения обсу­дите с ними, в чем смысл этой сказки. Попросите их нарисовать картинки-иллюстрации к сказке. Сказка «Как страх помог Олегу и Тамаре» «В одном месте в красивом доме с цветочным садом жила семья: папа, мама и двое детей: Олег и Тамара. Папа с мамой очень любили своих детей и гордились ими, но одно их огорча­ло — оба ребенка очень всего боялись: боялись волка, боялись темноты, боялись остаться без света, боялись остаться одни дома и еще много чего.

 

Когда они ложились спать, Олег клал рядом с собой игру­шечный пистолет, который, несмотря на то, что был игру­шечным, очень громко стрелял. А Тамара — большой игрушеч­ный нож. И каждый раз, засы­пая в своих кроватках, они дол­го крутились, прислушиваясь к каждому шороху, представляя себе в темноте то привидения, то вампиров.

Однажды вечером мама с папой уложили детей спать и ушли ненадолго в гости к бабушке. "Может быть, они забыли за­крыть ворота", — прошептал сестре Олег, потому что вскоре в саду, а затем рядом с дверью послышались какие-то уж слиш­ком громкие шорохи и шажки. Дети потихоньку приоткрыли дверь в сад и тут же захлопнули. Там ходила большая черная собака с опущенным хвостом. Дети придвинули к двери сту­лья, коробки и залезли под кровать Тамары. Но вдруг страшная мысль пришла к ним: "А мама с папой? Что будет с ними, когда они увидят собаку? Может быть, она бешеная и искусает их?" Дети затряслись от страха и тихонько заплакали.

Потом как-то сразу Олег взял свой пистолет, а Тамара нож. "Я прогоню ее", — сказал Олег. "А я напугаю ее", — сказала Тамара. Дети разобрали завал около двери и вышли в коридор. Олег загрохотал пистолетом, а Тамара застучала ножом по сте­не, потом по двери. "Пошла вон!", — закричали они хором. И собака выскочила, а дети заперли за ней дверь.

Вскоре пришли родители. Они были очень встревожены. Соседка предупредила, что от их дома бежала большая черная собака. Дети рассказали им все, что было. Родители обрадовались: "Мы гордимся такими детьми!"

"Но как же вам удалось прогнать та­кую страшную собаку?" — удивленно спросили они. А дети отвечали: "Наш страх нам помог. Мы просто очень боя­лись за вас"».

Психическое здоровье мигранта

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Как влияет ситуация вынужденной миграции на психи­ческое здоровье?

2. Назовите основные расстройства психического здоро­вья у вынужденных мигрантов.

3. В чем особенности психологических проблем детей-бе­женцев? Расскажите о расстройствах психического здоровья у детей в ситуации вынужденной миграции.

4. Раскройте содержание понятия «кризис идентичности».

5. Как связаны между собой психическое здоровье и ус­пешность адаптации? Какие факторы оказывают влияние на сохранение и поддержание психического здоровья?

6. Как влияют личностные особенности на успешность адаптации человека в ситуации миграциии?

7. Раскройте роль социальной поддержки в процессе адап­тации вынужденного мигранта.

8. В чем различия между механизмами психологической защиты и стратегиями совладания? Расскажите о защитных механизмах и стратегиях совладания личности в ситуации вынужденной миграции.

9. Опишите основные методы, используемые для восста­новления и поддержания психического здоровья вынужден­ных мигрантов.

10. Какие диагностические процедуры помогают выявить расстройства психического здоровья?

рекомендуемая литература

1. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: пере-

осмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита//Психологический журнал. 1994. №1. С. 3—16.

2. Дорожевец А.Н. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным

событиям // Журнал практического психолога. 1998. № 4. С. 3—17.

3. Кискер К.П., Фрайбергер Г., Розе Г.К., Вульф Э. Психиатрия, психо-

соматика, психотерапия. М.: Алетейа, 1999.

4. Леонова А.Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика неблагоприят-

ных функциональных состояний человека. М.: Издательство МГУ, 1987.

5. Любан-Плоцца Б., Пёльдингер В., Крёгер Ф., Ледерах-Хофман К.

Психосоматические расстройства в общей медицинской прак-

Практикум

тике. СПб.: Психоневрологический институт им. В.М. Бехте­рева, 2000.

6. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. М.:

Медицина, 1996.

7. Психическое здоровье беженцев. К.: Сфера, 1998.

8. Риман Ф. Основные формы страхов: исследование в области глу-

бинной психологии. М.: Алетейа, 1998.

9. Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-

аналитический бюллетень РОКК. 2001. № 2.

.'IЧАСТЬ 4

СЛУЖБА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ВЫНУЖДЕННЫМ МИГРАНТАМ: ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ, ПРОБЛЕМЫ

Практика показывает, что при организации служб пси­хологической помощи необходимо учитывать четыре блока проблем, три из которых соответствуют основным сферам взаимодействия психолога-консультанта: внутри самой служ­бы, в системе организаций, оказывающих поддержку миг­рантам, и непосредственно с мигрантами как клиентами. Четвертый блок определяется сложностью и высокой стрес-согенностью взаимодействия с клиентами, находящимися в кризисных ситуациях, и связан с психологическими, лич­ностными проблемами самих психологов. На проблемах, за­дачах и принципах, соответствующих этим четырем бло­кам, мы и остановимся в данной, заключительной части пособия.

специфика организации деятельности коллектива службы психологической помощи

Персонал психологической службы. Главный ресурс службы психологической помощи — это ее персонал. Большое зна­чение имеет квалификация специалистов, непосредственно взаимодействующих с мигрантами. В штат психологической службы должны входить психологи, имеющие подготовку в области психологии личности, клинической, социальной, возрастной психологии, этнопсихологии. Наш опыт показы­вает необходимость выделения «детской» и «взрослой» спе­циализаций. Поэтому следует подбирать психологов с соот­ветствующим практическим опытом. По возможности жела­тельно в штате службы иметь психоневролога или психиатра, так как часто требуются дополнительные медицинские зак-

Специфика организации деятельности коллектива...

лючения, а если клиенты — беженцы из дальнего зарубе­жья, в штате должны быть переводчики.

В предыдущих частях пособия раскрыта специфика рабо­ты с вынужденными мигрантами и показана большая слож­ность задач, стоящих перед психологом. Поэтому необходим тщательный отбор сотрудников, которые должны обладать не только соответствующей профессиональной подготовкой, но и определенными личными качествами. Будущих сотруд­ников, не имевших ранее опыта работы с мигрантами, нуж­но подробно ознакомить со спецификой оказания помощи данной категории лиц. Психологу, начинающему такую ра­боту, следует тщательно проанализировать свою мотивацию и принять хорошо осознанное решение. Лучше всего заду­маться об этом в самом начале: в поисках ответа возрастают личностные и профессиональные возможности психолога.

Взаимодействие внутри коллектива. Специфика работы в службах психологической помощи требует особого внима­ния к организации взаимоотношений в коллективе. Как пра­вило, сотрудники служб очень плотно загружены; чаще все­го специалисты работают в нескольких местах. Тем не менее, в график работы обязательно должны быть включены опре­деленные мероприятия, обеспечивающие профессиональные контакты и взаимоподдержку внутри организации: регуляр­ные супервизии, семинары по отдельным направлениям ра­боты, конкретным проблемам, обсуждение эмпирических материалов, а также неформальные встречи коллектива.

Часто полезно, а иногда необходимо, обсуждать эмоции, возникающие в ходе работы, с членами коллектива. Для пре­дотвращения ошибок в профессиональной деятельности нуж­но постоянно выносить на обсуждение проблемные вопросы, например диагностические заключения по случаям. Это ка­жется очевидным, но на практике часто не осуществляется в силу разных причин, например перегруженности работой.

Как правило, такие проблемные вопросы разбираются на специально организованных встречах — супервизиях: один из психологов выносит на обсуждение результаты своей ра­боты, и коллега или группа коллег помогают лучше увидеть Удачные моменты и упущения, определить то направление, в котором следует продвигать терапевтический процесс. Су368 Служба психологической помощи вынужденным мигрантам

Специфика организации деятельности коллектива...

первизии необходимо встраивать в структуру работы органи­зации в качестве обязательного компонента. Важное значе­ние супервизии имеют и для оценки первичных консультаций. Они нередко помогают избежать диагностических ошибок.

Сочетание научной и практической работы. Взаимодействие внутри коллектива особенно интенсивно осуществляется в процессе исследовательской работы. Проведение эмпиричес­ких исследований, анализ их результатов — необходимое условие успешности практической деятельности психолога и важный принцип работы по оказанию психологической поддержки вынужденным мигрантам. В качестве основных направлений эмпирических исследований можно выделить следующие.

1. Психодиагностические исследования. Их главная цель — изучение психического состояния мигрантов. Такие знания необходимы для оптимизации индивидуальной консульта­ционной и психотерапевтической работы. Психодиагности­ческие исследования могут проводиться как в процессе пси­хологической работы с клиентами, так и по ее завершению с целью коррекции действий психолога и его самоконтроля. Создание психодиагностического инструментария — это за­дача всего коллектива психологов. Помимо подбора методик, здесь большое значение имеет их разработка, модификация и апробация. В случае работы с мигрантами из дальнего зару­бежья важная роль в такой работе принадлежит переводчику. Сам процесс перевода, решение сложных проблем культур­ной валидизации невозможны без тесного взаимодействия психолога и переводчика. Важной задачей психодиагности­ческих исследований выступает также оценка эффективнос­ти оказываемой помощи.

2. Социально-психологические исследования общин мигран­тов. Как правило, такие исследования осуществляются в местах компактного проживания мигрантов. Они направле­ны на достижение двух основных целей. Во-первых, на изу­чение процессов адаптации мигрантов к новой жизненной ситуации и социокультурной среде. Во-вторых, на разработ­ку адекватных методов информирования и мотивирования данной категории лиц на получение профессиональной пси­хологической помощи.

На основе психодиагностических и социально-психологи­ческих исследований осуществляется и корректируется выбор направлений работы с мигрантами. В практикумах 1—3 частей пособия представлен ряд методов, которые в совокупности можно рассматривать как программу эмпирического исследо­вания психологии мигрантов (см. также Психология беженцев и вынужденных мигрантов, 2001).

3. Разработка психокоррекционных программ и групповых тренингов. При работе с вынужденными мигрантами необхо­димы специально разработанные или соответствующим об­разом адаптированные психокоррекционные программы. Та­кая работа должна осуществляться психологом или группой психологов в соответствии с их квалификационными воз­можностями. С целью оказания психологической поддержки как можно большему количеству мигрантов особое внима­ние должно уделяться разработке программ групповой рабо­ты малого (групповые тренинги, охватывающие 6—10 чело­век) и большого (специальные социально-психологические групповые мероприятия, охватывающие более 10 человек) формата.

Желательно, чтобы результаты эмпирических исследова­ний были оформлены в виде статей и опубликованы в науч­ных журналах, сборниках, бюллетенях. Это хорошая возмож­ность поделиться своим опытом, особенно ценная в услови­ях дефицита исследований и практических разработок в области психологии вынужденной миграции. Такая форма научно-методической работы, как выпуск информационно-аналитического бюллетеня психологической службы, явля­ется эффективной формой научно-практического сотрудни­чества психологов (см. подробнее см. с. 438—443).

Помещение для психологического консультирования. Же­лательно, чтобы у службы психологической помощи име­лось отдельное помещение, в котором были выделены ком­наты для индивидуальных консультаций, работы с детьми и групповых занятий. На практике данное условие бывает сложно осуществить, и все виды психологической работы с вынужденными мигрантами нередко ведутся в единствен­ной комнате, которая имеет и другое функциональное на­значение. 370 Служба психологической помощи вынужденным мигрантам

В то же время психологу необходимо помнить, что к поме­щению, где проводится психологическая работа, предъявляет­ся ряд определенных требований. Первое условие, которое нужно обеспечить при подготовке кабинета для психологического кон­сультирования — это надежная изолированность пространства, в котором проходит встреча с клиентом. Нужно добиться мак­симальной звуконепроницаемости для соблюдения обязатель­ного принципа конфиденциальности, беседу консультанта с клиентом не должны слышать посторонние. Клиент, особенно на первых встречах, находится в состоянии повышенной тре­вожности, и для его успокоения и создания основы для эф­фективного контакта необходимо не допускать проникнове­ния внешних шумов в консультационную комнату. Следует за­претить посторонним входить в комнату во время консультации и прерывать ее ход. Обычно для этого на дверь вешают специ­альную табличку с предупреждением.

Комната должна быть небольшая, но достаточно простор­ная для передвижения. Желательно, чтобы стены были окра­шены в спокойные тона (предпочтение отдается цветам зе­лено-голубой и песочно-серой гаммы — см. Леонова, Кузнецо­ва, 1993). В кабинете также можно повесить одну-две картины с нейтральным сюжетом. Пол лучше выстелить мягким по­крытием или ковром.

В обстановку консультационной комнаты входит стол и несколько стульев или кресел, а также кушетка или диван для проведения релаксации. Целесообразно включить в ин­терьер кабинета комнатные растения, которые не только оформляют помещение, но и создают хороший микрокли­мат (там же); желателен кондиционер. Нужно предусмот­реть возможность регулировать освещение в комнате. Комна­та должна иметь хорошее естественное освещение и жалюзи или шторы на окнах.

При работе в местах проживания вынужденных мигран­тов иногда создается ситуация, когда консультацию по раз­ным причинам (в основном, из-за тяжелого физического состояния человека) нужно провести в жилой комнате клиен­та. В этом случае перед консультантом стоит особая задача — обеспечить построение психологического пространства кон­сультации в сложных «полевых» условиях. Деталями, напо-

Сдужба психологической помощи в системе... 371

минающими, что здесь проводится профессиональная работа, а не просто встреча двух знакомых, могут служить, напри­мер, элементы деловой одежды консультанта (Papadopoulus, 1998). Это создаст необходимые условия для установления и соблюдения оптимальной дистанции между консультантом и клиентом.

служба психологической помощи в системе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 670; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.210 (0.085 с.)