Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Миграция как переживание депривации и изоляции
Как уже упоминалось, самой адекватной стратегией аккультурации мигрантов признается стратегия интеграции. Однако, ее успешность зависит не только от установок и личного выбора самих мигрантов. Стратегия интеграции может быть реализована лишь при условии открытости и признания со стороны группы большинства по отношению к людям другой расы, национальности, культуры. При этом мигрантам необходимо приспособиться к основным ценностям общества, а общество должно, в свою очередь, приспособить свои социальные институты к потребностям групп меньшинства. На практике этот процесс проходит крайне болезненно для мигрантов и чреват возникновением непростых экономических, социальных и психологических проблем для принимающего населения. Поэтому в комплексе проблем, характерных для мигрантов, важное место занимают психологические последствия депривации и изоляции. Термин «депривация» вошел в психологию благодаря английскому психоаналитику Джону Боулби, который считал, что результатами неудовлетворенных в раннем детстве потребностей в материнской любви и заботе становятся задержки в эмоциональном, физическом и интеллектуальном раз- Миграция как переживание депривации и изоляции витии ребенка. В социологии и социальной психологии этот термин стал использоваться в сравнительных исследованиях различных социальных слоев общества. В современной науке можно выделить два аспекта исследования социальной депривации, которые представляются очень важными для понимания психологических проблем вынужденных мигрантов. Первый связан непосредственно с понятием социальной изоляции как важной характеристики депривации. В этом случае социальная депривация определяется как недостаточность контактов с окружающей средой, влияющая на психическое состояние человека и определяющая нарушение уже сложившихся механизмов социальной адаптации, которые могут привести к депрессии, тяжелым неврозам и психозам. Многолетняя работа авторов с беженцами и вынужденными мигрантами показывает: чем выше их изоляция в новой социокультурной среде, тем более серьезными и менее поддающимися коррекции становятся их психические расстройства, что находит самые разные подтверждения. Например, есть данные, что количество психиатрических диагнозов растет в зависимости от длительности и характера изоляции мигрантов (Fumham, Bochner, 1986).
Второй аспект отражен в широко известной в социальных науках теории относительной депривации Т. Гурра. Ее суть состоит в придании решающего значения проблеме реализации базовых потребностей человека и значимости субъективного восприятия расхождений между ценностными ожиданиями и нереализованными возможностями, между ожидаемым удовлетворением потребностей и действительным их удовлетворением (Gun, 1993). Эмпирические исследования показывают, что для вынужденных мигрантов характерна высокая степень фрустрации как базовых потребностей, так и потребностей более высокого уровня, а также высокая степень расхождения между ожиданиями и реальной ситуацией. Степень депривации и изоляции, которую переживают мигранты, в большой степени зависит от социальных параметров принимающего общества. В изучении их взаимосвязи со стратегиями адаптации мигрантов западными учеными накоплен значительный опыт. Уже упоминалось, что на успешность интеграции мигрантоБ существенно влияет сама 154 Встреча с новой культурой миграционная политика принимающих стран. В последние десятилетия большинство иммигрантов и беженцев прибывают на Запад из стран Азии, Африки и Латинской Америки, переживших колониализм, расизм и дискриминацию. Хотя официально современная западная идеология отвергает идею иерархии культур и цивилизаций и иммигранты открыто не оцениваются по национальным и расовым признакам, в основе политики некоторых стран лежит скрытый национализм и расизм. В период всплеска расистских установок в США среди американских мигрантов второго поколения, чьи родители прибыли из разных частей мира, было проведено исследование социальной дистанции. Его результаты показали, что в 77% случаев социальная дистанция устанавливалась на основании расовых характеристик, в 17% — на основании профессиональной деятельности, в 15% — по национальному признаку и в 5% — на основании религиозной принадлежности. Были выявлены существенные различия в том, какое значение уделялось этим факторам людьми из разных культур. Мигранты второго поколения, чьи родители прибыли из Южной и Восточной Европы, по сравнению с теми, чьи родители прибыли из Северной и Западной Европы, больше значения придавали профессии и религии; последние больше внимания уделяли расовому и национальному признакам (Triandis& Triandis, 1960).
Одной из важных причин этого может быть политика стран происхождения респондентов. Так, сравнение британской и французской концепции иммиграции показало, что в Великобритании коренные жители и иммигранты делятся по расовому признаку, тогда как во Франции дифференциация осуществляется на основе таких факторов, как религия и обычаи. Соответственно, различия между коренными жителями и иммигрантами во Франции менее значимы по сравнению с Великобританией (Al-Issa, 1995). Таким образом, концепции разных стран в отношении иммиграции могут способствовать и поддерживать ассимиляцию мигрантов, как, например, во Франции, или препятствовать ей, сохраняя границы между этническими группами, как в Великобритании. Миграция как переживание депривации и изоляции Показано, что не только стратегии адаптации, но и состояние психического здоровья мигрантов зависит от политики, проводимой в отношении иммиграции. В ряде исследований сравнивалось психическое здоровье мигрантов в странах, которые относительно давно придерживаются политики мультикультурализма (Великобритания и Канада), и в странах, где долгое время придерживались политики ассимиляции (Франция и США). В частности, было обнаружено, что пакистанцы в Великобритании относительно редко страдают психическими расстройствами по сравнению с мусульманами из Северной Африки, оказавшимися во Франции в сходной ситуации (Rack, 1982; Vega & Rumbant, 1991). Фернхем и Бочнер выделили еще два важных параметра \/ принимающего общества, облегчающих или затрудняющих адаптацию мигрантов (Furnham, Bochner, 1986). Это — культурная дистанция и отчетливость различительных признаков (раса, культура, язык, религия) между принимающим обществом и культурами мигрировавших этнических групп, степень внутренней гомогенности принимающего общества. Считается, что в культурно и этнически однородных обществах, например в \ странах типа Японии, которые состоят из людей, имеющих преимущественно одинаковую этническую идентичность, больше препятствий для мигрантов на пути адаптации. В поликультурных странах, таких как, например, США, в которых этническая мозаичность общества — его важная характеристика, и где у людей развивается высокая чувствительность к их собственной и чужой культурной принадлежности, адаптация мигрантов проходит менее болезненно. Исследования взаимоотношений между мигрантами и местным населением выявили еще ряд аспектов, проливающих свет на проблему адаптации. Среди линий анализа наиболее актуальны следующие: ролевая и статусная структуры в контексте сценария «хозяева и гости», нацеленность на постоянное или, наоборот, временное взаимодействие; диффузное или компактное расселение мигрантов; численное соотношение меньшинств и большинства; степень включенности в общество (участник или наблюдатель) и наличие социальной ниши для мигрантов; степень распространенности мигрантофобии.
Встреча с новой культурой Оказываясь в новой социокультурной среде, в процессе взаимодействия с принимающим населением мигранты всегда испытывают затруднения, обусловленные различиями в традициях, обычаях, установках, поведении, ценностных ориентациях, сформировавшихся в разных условиях. У местного населения непохожесть мигрантов вызывает непонимание и раздражение, приводя к возникновению взаимной нетерпимости и конфликтам. Всплеск миграционных процессов в последние годы в России способствовал тому, что в обществе распространилось новое негативное социальное явление, особая разновидность ксенофобии — мигрантофобия. Неприятие со стороны принимающего населения приводит к возникновению у беженцев и вынужденных переселенцев изоляционистских установок и ориентации на «своих». Объединение мигрантов в группы зачастую ускоряет и усиливает процесс их превращения в устойчивый объект негативных социальных установок. Мигрантофобию в России нельзя назвать массовой и повсеместной, тем не менее она достаточно заметна и выступает в качестве важного социально-психологического фактора, еще более интенсифицирующего процессы внугригруппо-вой мобилизации мигрантов и, как следствие, усиливающего социальную напряженность в обществе. Существование на территории России различных категорий вынужденных мигрантов создает необходимость детального изучения и анализа их взаимоотношений с принимающим населением, условий, в том числе психологических, для их адаптации, а также поиска путей принятия мигрантов местными жителями и установления между ними добрососедских отношений. Как показывают исследования и практика, проблемы во взаимооотношениях с местным населением возникают как у русских мигрантов, приезжающих в Россию из различных точек бывшего СССР, так и у беженцев из стран дальнего зарубежья, не знающих русского языка и русской культуры. Известно, что в Москве беженцы из стран Центральной Азии и Африки, отличающиеся по внешнему виду от местного населения, являются постоянным объектом негативных высказываний и агрессивных действий. Межкультурное Миграция как переживание депривации и изоляции взаимодействие осложняется тем, что беженцы из дальнего зарубежья в большинстве своем находятся в полной социальной изоляции от местного населения. Имеющиеся контакты кратковременны и носят эпизодический характер, зачастую они ограничены общением с правоохранительными органами, представителями общественных организаций и покупателями на рынках, где беженцы подрабатывают. Только единицы имеют друзей и близких знакомых среди местного населения (как правило, те, кто преяде учился в Советском Союзе). Поэтому иностранные мигранты, даже после многих лет пребывания в России, практически не знают русского языка, не имеют представления о местных обычаях и традициях, не знакомы с правилами поведения, принятыми в стране пребывания. Продолжая следовать нормам собственной культуры, афганцы и африканцы вызывают непонимание и неприязнь у местного населения.
Исследования показали, что психологические проблемы, обусловленные депривацией и изоляцией, в большей степени характерны для мигрантов, проживающих в компактных поселениях. Опросы, на основе которых был сделан этот вывод, проводились в поддерживаемых УВКБ ООН центрах временного размещения беженцев в подмосковных поселках Вербилки и Зеленоградский, а такж$ в Москве. Четыре центра временного размещения были открыты в Московской области в 1993 году Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) для лиц, ищущих убежища, из дальнего зарубежья на территории Российской Федерации. Предполагалось, что прожившие беженцев в центрах продлится до определения их правового статуса, когда Федеральная миграционная служба в соответствии с законом Российской Федерации решит вопрос о предоставлении им статуса беженца. К сожалению, этот процесс затянулся на многие годы, и УВКБ ООН постепенно приступило к закрытию центров временного размещения. Помощь беженцам, живущим компактно в центрах временного размещения, всегда связана с решением специфических проблем, и вопрос о том, насколько оправдано такое расселение, не имеет однозначного ответа. Поселение беженцев и лиц, ищущих убежища, компактным способом, бес-158 Встреча с новой культурой спорно, имеет на первых порах ряд преимуществ для людей, оказавшихся в чужой стране, без средств к существованию, крыши над головой, без знания языка и культуры. Центры временного размещения предоставляют иностранным беженцам возможность жить среди людей из одной с ними страны, говорящих на одном языке, соблюдающих одни обычаи, имеющих сходные судьбы и проблемы. В ряде исследований было показано, что наличие социальной поддержки со стороны общины снижает рост психических и психосоматических заболеваний у мигрантов и облегчает адаптацию в новой среде (Fumham, Bochner, 1986,). Жизнь в таких центрах повышает у беженцев чувство защищенности и безопасности. Так, многие проблемы с милицией и местными властями, возникающие у жителей центров, улаживаются через представителей ООН или сотрудников организаций, являющихся их партнерами. Наличие в центрах медицинского персонала предоставляет возможность в любое время обратиться за первой медицинской помощью. Беженцам не нужно также решать проблемы, связанные с образованием детей, так как УВКБ ООН заботится о том, чтобы дети, проживающие в центрах, посещали детский сад и школу. В каждом Центре есть социальный работник, к которому всегда можно обратиться с любой просьбой, и, кроме того, во главе каждой общины беженцев обычно стоят лидеры, доводящие необходимую информацию до представителей помогающих организаций. Таким образом, у рядовых членов общин нет необходимости решать многие вопросы самостоятельно, что частично снимает с них бремя забот.
Однако компактное расселение беженцев, несомненно, облегчающее их жизнь в первый период пребывания в чужой стране, в дальнейшем может привести к развитию целого ряда негативных последствий как для общины в целом, так и для отдельно взятой личности. Скопление в одном месте людей, находящихся в тяжелом положении, переживших множество страданий, неустроенных и обделенных, приводит к так называемому «эффекту гетто» (Бурдье, 1993). Он выражается в деградации личности, ухудшении взаимоотношений между людьми, росте иждивенческих настроений. Как показало наблюдение за ситуацией, сложившейся в одном Миграция как переживание депривации и изоляции из Центров временного размещения (Зеленоградский), существующем уже много лет, негативными результатами проживания среди своих стали, с одной стороны, замкнутость на общине, отсутствие контактов с местным населением, а с другой — проблемы внутри самой общины, где возникают ежедневные ссоры, скандалы, драки, формируются конфликтующие группировки. Беженцы живут в небольших комнатах семьями до 10 человек. Практически полное отсутствие личностного пространства, теснота, скученность повышают агрессивность, конфликтность людей. Условия, в которых проживают беженцы, не позволяют считать их жилища домом в полном смысле слова, а ведь именно дом служит территориальным ядром пространственного мира личности, предназначенным для удовлетворения особых потребностей человека (Голд, 1990). Дом, помимо того, что дает крышу над головой, выполняет целый ряд важных функций в жизни человека, среди которых Дж. Портеус выделяет три. Первая функция состоит в обеспечении безопасности, физической неприкосновенности его обитателей, что обычно гарантируется установлением границ и правил, регулирующих способы проникновения в дом. Вторая функция дома заключается в повышении тонуса человека, что достигается посредством свободного формирования и трансформации внутренней среды своего жилища и поддержания ее в должном порядке. Третья функция — обеспечение индивидуальности, которая создается в процессе оформления и заполнения его знакомыми и близкими человеку вещами. Индивидуальность, неповторимость обстановки важна для развития детей, она влияет на формирование личностных особенностей жителей дома (Porteous, 1976, 1977). Комнаты, в которых в течение нескольких лет проживают беженцы в центрах временного размещения, не выполняют ни одного из перечисленных предназначений. В любой момент туда может наведаться милиция, у жителей нет уверенности, что их не выселят независимо от их желания; теснота, маленькие размеры комнат не позволяют расположить в комнате вещи в нужном порядке. Практически у всех беженцев утеряны их реликвии, предметы, которые могли бы сде-160 Встреча с новой культурой лать жилище индивидуальным, а отсутствие средств и неопределенность положения не позволяют обзавестись новыми. Такая ситуация, несмотря на наличие крыши над головой, сближает беженцев, живущих в центрах временного размещения, с бездомными, у которых «недостаток безопасности в сочетании со стрессом, вызываемым неполным удовлетворением жизненно важных потребностей, отчасти объясняет озлобленность и агрессивность» (Голд, 1990, с. 106). Перекладывание на других чувства ответственности за свою жизнь и жизнь семьи приводит к тому, что у беженцев из центров временного размещения возникает эффект «выученной беспомощности», вызываемый пассивностью поведения, потерей личного контроля над ситуацией. Этот эффект, характерный для людей, которые не в состоянии управлять своей жизнью (хронических больных, обитателей интернатов, домов для престарелых), способствует снижению жизненных сил, ослаблению здоровья, сокращению продолжительности жизни. Привычка к поддержке со стороны УВКБ ООН привела к тому, что активность беженцев, живущих в лагерях, направлена, в основном, на предъявление требований к помогающим организациям, а не на самостоятельный поиск возможных выходов из ситуации. Естественно, многие трудности иностранных вынужденных мигрантов связаны с неурегулированностью их правового положения в России, однако сравнение беженцев, живущих в центрах временного размещения, с теми, кто находит жилье самостоятельно, показывает, что последние проявляют гораздо больше активности в решении собственных проблем. В любом случае, даже несмотря на негативные психологические последствия, временное размещение беженцев в специальных центрах может быть оправдано уже тем, что оказывается единственной возможностью дать людям крышу над головой и позволяет им выжить физически. Но для того, чтобы человек выжил как личность, необходимы специальные действия помогающих организаций, которые бы стимулировали силу собственного «Я» человека: поощрение активности беженцев, их участия в принятии решений, возможности влиять на жизненные события. формы и методы культурно-ориентированной... помощи 161 Отношения русскоязычных вынужденных мигрантов с местным населением также складываются не лучшим образом: не оправдываются надежды на теплый прием на исторической родине. Русские вынужденные мигранты характеризуют представителей местного населения в Центральной России как равнодушных, холодных, ленивых, завистливых, лицемерных, грубых, продажных, невнимательных. Лишь совсем немногие отмечают у местных жителей положительные качества: отзывчивость, добродушие, порядочность. В свою очередь, в глазах местных жителей вынужденные переселенцы выглядят агрессивными, раздражительными, нервными, недоброжелательными, недоверчивыми, неуверенными, забитыми, приспособленцами, высокомерными, наглыми. Подобные представления отражают высокую степень взаимного неприятия и обостряют отношения между мигрантами и местными жителями, являясь важнейшим фактором, осложняющим социокультурную адаптацию. Таким образом, высокий уровень относительной депривации у вынужденных мигрантов, определяемый резким несоответствием между их потребностями и ожиданием их удовлетворения, с одной стороны, и скудными возможностями реальной жизненной ситуации, с другой, еще более повышается под влиянием ощущения социального вакуума, которое почти всегда возникает у данной категории лиц в новых социокультурных условиях. Отсутствие полноценного общения и взаимодействия с местным населением приводит к возникновению характерного для большинства мигрантов чувства отчужденности, ненужности и бесполезности.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 768; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.016 с.) |