![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
J I мотивационно-потребностная СфераСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мотивы и потребности — важнейшие регуляторы поведения человека. Ситуация, в которой оказываются вынужденные мигранты, кардинально изменяет всю структуру их мотивов, затрудняет удовлетворение потребностей различных уровней — от самых насущных (в еде, крыше над головой) до высших — в самоуважении и самореализации. А. Маслоу подчеркивал, что невозможность удовлетворения базовых потребностей в безопасности и защите, в принадлежности, любви, уважении, самооценке, идентичности, а также потребности в самоактуализации ведет к нездоровью и дефи-цитарным болезням — неврозам и психозам (Маслоу, 1999). Изменения в мотивационной сфере начинаются у вынужденных мигрантов еще до отъезда, когда препятствия, возникающие на пути удовлетворения потребностей различных уровней, приводят к усилению реакций страха, гнева, агрессии, постепенно становящихся устойчивыми детерминантами поведения (Солдатова, Шайгерова, 1994). Результаты проведенных опросов вынужденных мигрантов свидетельствуют о продолжающихся негативных изменениях и после переезда. По-прежнему, у подавляющей их части не удовлетворены потребности в еде, жилье, элементарном материальном благополучии. В соответствии с принципом А. Маслоу об относительном приоритете актуализации мотивов, потребности более высоких уровней начинают влиять на поведение лишь после того, как удовлетворены потребности низших уровней (Маслоу, 2001). Без их удовлетворения человек обьино не в состоянии двигаться к достижению высших целей. Исследование, проведенное в 6 регионах России в рамках Программы РОКК «Миграция населения», охватившее более 200 человек, показало, что почти для 90% вынужденных переселенцев материальные проблемы оказались самыми главными. Также остро стоит проблема жилья: более чем для половины опрошенных отсутствие жилья — самый острый вопрос на новом месте. Вынужденные переселенцы с территории бывшего СССР обычно сразу получают регистрацию либо по месту жительства, либо по месту пребывания, но собственное жилье имеют меньше трети из них. Такая же часть живет в общежитии, около 20% снимают кварти-РУ, 15% живут у родственников и знакомых. Вынужденные мигранты из дальнего зарубежья, как правило, не имеют возможности законно зарегистрироваться по месту проживания Даже временно, снимают квартиры или комнаты, объединяясь По нескольку семей (в большинстве своем многодетных), и при этом постоянно находятся под угрозой выселения органами милиции. 256
Психическое здоровье мигранта Профессиональная сфера человека — связующее звено между удовлетворением низших и высших потребностей. С одной стороны — это источник доходов, позволяющий существовать, а с другой — основа для самоутверждения личности, поддержания ее самооценки. Подавляющее большинство вынужденных переселенцев имеют образование выше среднего, но возможность реализоваться в профессиональной сфере на новом месте получили лишь 10% опрошенных. Более половины мигрантов не работают совсем, остальные работают не по своей специальности. Иностранные вынужденные мигранты, до последнего времени не имевшие законной возможности работать, в лучшем случае подрабатывают на рынках мелкими торговцами или грузчиками. В их число входят даже те, кто получил в бывшем Советском Союзе специальность врача, юриста, педагога. Российское законодательство не позволяет лицам без гражданства или статуса беженца получать высшее образование, что приводит молодых людей из семей мигрантов из дальнего зарубежья к потере смысла жизни и проблемам экзистенциального плана. Отвержение со стороны местного населения (включая дискриминацию при устройстве на работу, приеме детей в школы и детские учреждения) лишает мигрантов возможности занять достойное место в обществе и использовать свой потенциал. Это чрезвычайно затрудняет удовлетворение важнейших потребностей личности — в социальном признании и самореализации. Отсутствие условий для самореализации оказывается в некоторых случаях не менее важным препятствием для успешной адаптации, чем неудовлетворенность потребностей низших уровней. Особенно остро это переживается людьми наиболее образованными, прежде преуспевающими, привыкшими вести активный образ жизни. Наблюдения А. Маслоу свидетельствуют о том, что патологическая симптоматика (апатия, утрата смысла жизни, неудовлетворенность собой, депрессия, интеллектуальная деградация) у людей с развитым интеллектом часто возникает исключительно в результате необходимости выполнения скучной, не вызывающей интереса работы (Маслоу, 20Q1). Из опрошенных вынужденных переселенцев почти четвертая часть отме-
Цсихические расстройства и психологические проблемы... 257 чает, что именно невозможность работать по специальности вызывает сильнейшее беспокойство. Как правило, ощущение успеха или неудачи, удовлетворенности или неудовлетворенности определяется предшествующими достижениями. Поэтому наиболее неудовлетворенными чувствуют себя те вынужденные мигранты, у которых разрыв между социальным и материальным положением в прошлом и настоящем оказался особенно велик. Неудовлетворенность работой, а тем более безработица, ухудшают психическое здоровье. Те, кто не имеет работы, в большей степени подвержены депрессии, склонны к алкоголизации и самоубийствам. Исследования показывают, что безработица влияет на самоотношение, способствуя нарушению либо самоуважения в целом, либо отдельных его компонентов. Страдают чувство собственного достоинства и собственная значимость, вырабатывается комплекс неполноценности (Feather, 1982; Jackson, 1984). Отмечено, что безработные становятся вялыми и апатичными, их активность снижается как на психологическом, так и на физиологическом уровне. У людей, не имеющих возможности работать, наряду с экономическими сложностями чаще замечаются трения в семье между супругами, ухудшение детско-роди-тельских отношений. В связи с отсутствием работы у вынужденных мигрантов появляется достаточное количество свободного времени, тем не менее озабоченность существующими проблемами не позволяет использовать это время для организации полноценного досуга. Таким образом, человек лишается одного из основных факторов благополучия, которые придают жизни дополнительную осмысленность, расширяют возможности проявления индивидуальности, укрепляют чувство идентичности, позволяя отдохнуть и разрядиться (Аргайл, 1990). Большинство беженцев и вынужденных переселенцев не считают возможным и необходимым уделять внимание своим прежним увлечениям и хобби. В совокупности отсутствие приносящей удовлетворение работы и практически полное отсутствие досуга приводят к ощущению бессмысленности существования, обедненности внутреннего мира, а порой и к Деградации личности. 258 Психическое здоровье мигранта Мотивационная сфера иностранных вынужденных мигрантов характеризуется еще одним моментом — выраженной установкой на отъезд из России. Если подавляющее большинство внутренних мигрантов из ближнего зарубежья и самой России навсегда покинули места прежнего проживания и планируют остаться и адаптироваться на новых местах, то основная масса иностранцев намерена уехать в западные страны. Подобные «транзитные» установки существенным образом сказываются на адаптации в России. Находясь в постоянном ожидании возможности уехать, афганские вынужденные мигранты не стремятся адаптироваться к российской жизни и практически полностью изолированы от местного населения. Выход на первый план самых насущных жизненных потребностей и невозможность удовлетворения ведущих социальных потребностей (отсутствие работы и социального признания) приводят к резкому падению самооценки и снижению уровня притязаний. Изменения в мотивационно-по-требностной сфере порождают внутриличностные конфликты. Исследование личностной сферы вынужденных переселенцев из стран СНГ позволило обнаружить ряд тенденций в развитии таких конфликтов (Солдатова, Шайгерова, 2001). Во-первых, стремлению к самореализации, к престижу, достижениям препятствует переутомление, ощущение бессилия на пути осуществления собственных намерений. Во-вторых, выраженная ориентация только на собственное мнение и накопленный опыт, значимость собственной социальной позиции, сверхчувствительность к критическим замечаниям, обидчивость, высокий уровень агрессивности защитного характера вступают в противоречие с сильной потребностью в социальном признании. В-третьих, нежелание менять привычное поведение на принятое в новой социальной среде, выраженная обособленность, чрезмерная недоверчивость и чувствительность к внешним оценкам сочетаются с острой потребностью в полноценном общении, насыщенном межличностном взаимодействии, стремлением адаптироваться.
Незащищенность, отсутствие основных прав и свобод — свободы выбора деятельности, передвижения, права на получение образования и др., — лишают беженцев и вынужденных переселенцев возможности удовлетворения потреб- <Лсихическиерасстройства и психологические проблемы... 259 достей различных уровней, создавая ощущение постоянной угрозы и способствуя развитию психопатологии. * кризис идентичности Травматический опыт и жизненные трудности вынужденных мигрантов определяют нарушение у них целостности и тштегрированности личности. Комплекс проблем, отражающих личностные трансформации, можно обозначить как кризис идентичности. Э. Эриксон рассматривал психосоциальный кризис как неизбежный этап на пути обретения личностью новой, более зрелой идентичности. Он также подчеркивал, что кризис идентичности может проявляться у представителей разных групп людей, становясь чем-то вроде «второго рождения» (Эриксон, 1996). Подобное «второе рождение» приходится пережить и подавляющему большинству вынужденных мигрантов, оказавшихся в совершенно новой жизненной ситуации. Кризис идентичности обычно определяется как потеря чувства самого себя, невозможность приспособиться к изменившимся обстоятельствам, разрыв между требованиями, предъявляемыми новой ситуацией, и прежними установками и взглядами (Хёсле, 1994). По мнению Г.М. Андреевой, о кризисе идентичности можно говорить в том случае, когда большинство социальных категорий, посредством которых человек определял свое место в обществе, кажутся утратившими свои границы и ценность. Одновременно происходит и переоценка своей группы и своего места в ней, а как результат — переоценка и самой ситуации в целом (Андреева, 2000).
Кризис идентичности возникает у вынужденных мигрантов как в результате событий, ставших причинами миграции, так и вследствие культурного шока и адаптации в новой среде. В результате пережитых событий разрушается само основание идентичности — происходит трансформация той картины мира, которая выстраивается с самого рождения и включает в себя широчайший диапазон образов, представлений, мнений, убеждений, отношений — от звуков, запахов, климата, природы, родного языка, обычаев и традиций, отношений в семье и на работе до осознания себя гражданином страны. 260 Психическое здоровье мигранта Как правило, у вынужденных мигрантов трансформации идентичности возникают еще до переезда. В каждом конкретном случае принятие решения о вынужденной миграции обусловлено различными факторами, среди которых наиболее значимыми и трагическими являются военные действия, представляющие угрозу жизни. Человек, ставший свидетелем войн, кровопролитий, потерявший родных и близких, коренным образом переосмысливает нормы и ценности существования; изменяется отношение как к себе, так и к другим людям. При попадании в «мирную», безопасную среду повседневные проблемы окружающих кажутся ему мелкими и незначительными. Если кто-то не имеет сходного жизненного опыта, он воспринимается неспособным понять человека, пережившего трагические события и тяжелые потери. Следующий удар по идентичности личность вынужденного мигранта получает в ходе приспособления к условиям жизни в новой социокультурной среде. Именно на этапе адаптации начавшиеся до переезда трансформации идентичности становятся критическими. Вынужденный мигрант делает для себя два важнейших открытия, имеющих драматические последствия, — во-первых, начинает осознавать свою непохожесть на местное население и, во-вторых, остро чувствовать свою ненужность и бесполезность. Через кризис идентичности проходят практически все вынужденные мигранты. В силу объективных и субъективных причин у одних он более выражен, у других менее. Отсутствие материальных и жилищных проблем помогает лишь ослабить протекание кризиса, но не избежать его. Кризис идентичности может вызвать такие изменения личности, что человек перестает узнавать самого себя. Представление о себе теряет целостность, идентичность рассыпается. Кто Я? Какой Я? Что Я могу? Ответить на эти вопросы мигрантам становится очень непросто. Применение известного теста Куна—Макпартленда «Кто Я?» показало, что самоопределение вынужденных мигрантов по сравнению с обычными людьми чрезвычайно затруднено. Анализ утверждений, полученных в результате теста, показывает, что уже само его проведение становится проблематичным. Если в обычных случаях инструкция «Дайте 5 ответов на вопрос "Кто
Психические расстройства и психологические проблемы... 261 Я?"» практически не вызывает трудностей, и выполнение теста занимает минимальное количество времени, то для вынужденных мигрантов сформулировать ответ оказывается сложной, а иногда и невыполнимой задачей. Стараясь защитить свою прежнюю идентичность, в новых условиях человек боится задавать себе этот вопрос: более трети мигрантов дают только один ответ или не могут ответить совсем. Французский психолог С. Московичи предположил, что сознание индивида строится по типу так называемой «идентификационной матрицы». Ее основу составляет множество принадлежностей, или идентичностей: общечеловеческая, половая, религиозная, этническая, профессиональная и др. Распределением информации в ней руководит доминирующая в данный момент идентичность или группа идентичностей (Moscovici, 1984). Исследования, проводимые на основе гипотезы идентификационной матрицы, подтвердили правомерность рассмотрения организации сознания индивида или группы на основе данного подхода (см., например, Солдатова, 1998). В проведенных нами исследованиях идентичности афганских беженцев в России было обнаружено, что в той или иной степени у них трансформируются все компоненты идентичности, в первую очередь, самые важные: гражданская, этнокультурная, гендерная, семейная, профессиональная, возрастная. В современном обществе, где каждый человек является гражданином своей страны, вынужденные мигранты часто оказываются вне гражданской принадлежности. Получение статуса беженца хотя бы наделяет человека определенными правами. Отсутствие даже этого статуса у подавляющего большинства иностранных мигрантов в России усугубляет испытываемые ими трудности и страдания. Осознание себя вне закона, вне принадлежности к какому-либо государству порождает у человека чувство бесправия, беззащитности, вседозволенности действий по отношению к нему. На задаваемый себе вопрос «Кто Я?» часто напрашивается только один ответ — «никто». Из этого вытекает неуверенность в себе, закономерно снижается самооценка, уровень притязаний. Ощущение постоянной неуверенности порой вырастает до фобических состояний, страхов преследования. Исходящая от беженцев неуверенность перед окружающим, у одних порождая сочувствие, жалость, у других — презрение, негативизм, а сотрудникам милиции позволяет безошибочно вычислять беженцев в толпе. Попадание в новую культуру, сравнение ее со своей закономерно влечет за собой трансформации этнической и культурной идентичности. Даже если мигранты, особенно из традиционных обществ, стремятся избежать влияния чужой культуры, при столкновении с ней неизбежно происходит трансформация ценностных систем. Мигранты начинают придерживаться местных традиций, отмечают местные праздники, перенимают способы поведения, а собственные культурные ценности постепенно вытесняются новыми. Одновременно с изменениями культурной идентичности происходит трансформация гендерной и семейной идентичности. В семьях афганских вынужденных мигрантов изменяются отношения между супругами, между родителями и детьми. Как уже отмечалось в предыдущем параграфе, серьезным трансформациям подвергается и профессиональная идентичность. Претерпевает изменение и отношение афганцев ко времени. Попадание из одной культуры в другую уже само по себе приводит к болезненным трансформациям временной перспективы. Характерная особенность вынужденных мигрантов, переживших травматические события — нарушение чувства времени. Травматическое переживание может стать доминирующим, вытесняя воспоминания о жизни до травмы и мысли о будущем. В других случаях травматический опыт может усугубить дифференцированность между прошлым, настоящим и будущим человека. Р. Пападопулос, работавший с боснийскими беженцами, бывшими узниками концлагерей, отмечает, что катастрофические переживания нарушили их чувство непрерывности, разделив жизнь на три обособленных, не связанных между собой куска: до, во время и после войны. В известном смысле, беженцы ощущали себя тремя различными «Я». Мирные довоенные годы они видели в идеализированном свете, военный опыт ощущался каким-то нереальным кошмаром, а состояние дезориенти-рованности в Великобритании после войны также воспринималось как чуждое и болезненное (Papadopoulus, 1997). Результаты психологической диагностики и углубленных интервью с беженцами показывают, что наиболее яркие со- Психическиерасстройства и психологические проблемы... 263 бытия остались в далеком прошлом и связаны с воспоминаниями о жизни на родине; настоящее видится тусклым и ничего не значащим. Линия времени как бы сжата, так как в течение многих лет жизнь этих людей безрадостна, беспросветна и не наполнена хоть сколько-нибудь приятными событиями. Ярким показателем актуального состояния беженцев из Афганистана стали результаты рисуночных методик («Нарисуй дерево», «Рисунок несуществующего животного», «Тест Вартегга»). В одних рисунках наглядно отражается неуверенность в себе, отсутствие опоры в жизни, в других — боль разлуки с родиной, потеря корней. Задача психолога в этих случаях — помочь в осмыслении действительности и себя в этом мире, избавиться от ощущения ненужности, никчемности и безнадежности, актуализировать внутренние ресурсы. Представления о будущем часто размыты и неопределенны или содержат нереалистично радужные надежды. В качестве иллюстрации этого приведем фрагмент первичной диагностики С. — беженца из Афганистана, позволяющий понять, каким он видит себя в настоящем, прошлом и будущем (Таблица 7). Таблица 7
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.10 (0.011 с.) |