Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Комплексной поддержки вынужденных мигрантов
Оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам — задача комплексная: необходимо учесть все виды поддержки, чтобы нормализовать психологическое состояние клиентов. В развитых западных странах помощь беженцам оказывается преимущественно со стороны государства, обеспечивающего скорейшее рассмотрение дел о предоставлении статуса, а также жилья, денежных пособий и всех социальных гарантий, которыми пользуются граждане страны. В таких условиях психологическая помощь направлена на реабилитацию после перенесенных травматических событий, и соответствующие службы могут существовать самостоятельно, не взаимодействуя активно с другими организациями. Часто вообще не существует специальных психологических служб для беженцев, их обслуживают государственные центры, те же, что и для местного населения; при этом специфика проблем беженцев не учитывается. Тем самым поддерживается идеология ассимиляции беженцев и принцип равнозначности их проблем проблемам, возникающих у всех людей. Если же специальные центры создаются, они занимаются скорее научными исследованиями в области психологии мигрантов, чем оказанием помощи. Примером может служить Психосоциальный центр для беженцев в Норвегии, основанный в 1990 году взаимными усилиями муниципалитета и Университета г. Осло. Сотрудники центра — в основном преподаватели Университета — изучают последствия психических травм, насилия, пыток, пережитых беженцами, живущими в Норвегии. По мнению специалистов центра, у беженцев нет специфических проблем, так как травмы 372 Служба психологической помощи вынужденным мигрантам и потери происходят в жизни каждого человека, поэтому для приема клиентов центр открыт только один раз в неделю, и оказание непосредственной психологической помощи беженцам ограничивается лишь одной-двумя консультациями. В случае же необходимости дальнейшей работы с клиентами они переадресуются в муниципальные психологические центры (Вершок, 2000). Иногда такие центры создаются психологами и психотерапевтами на добровольных началах, как, например, «Нафсият» в Лондоне (см. с. 444—446). Эти центры специализируются, главным образом, не на помощи беженцам, а на психотерапии этнических и культурных меньшинств, проживающих в Великобритании. Таким образом, упор делается на значимости межкультурного подхода, а не на особых запросах беженцев.
В России, где большая часть собственного населения социально не защищена, вынужденные мигранты, особенно беженцы и лица, ищущие убежища, из дальнего зарубежья, практически не получают поддержки от государства. В связи с этим основную помощь им оказывают международные общественные организации и их российские партнеры. На территории бывшего СССР специфика психологической помощи вынужденным мигрантам определяется нерешенностью их самых насущных проблем, социальной незащищенностью и неопределенностью их положения. Поэтому психологам приходится не только способствовать восстановлению психического здоровья мигрантов после пережитых травматических событий, но и помогать справляться с воздействием актуальных стрессоров. Практика показывает, что в России психологическая помощь эффективна в сочетании с другими направлениями поддержки — социальной, медицинской, юридической. В зависимости от конкретных условий возможны разные формы согласованного взаимодействия этих направлений. Одним из вариантов, воплощенных на практике, является поддержка вынужденных мигрантов на базе региональных приемных Российского Красного Креста. Обращаясь в областные и краевые приемные РКК, беженцы и вынужденные переселенцы могут получить психологические, медицинские и юридические консультации, а также воспользоваться различными видами социальной помощи (подробнее см. с. 434—438). Проблемы и принципы взаимоотношений... Другой пример — система партнеров Московского Представительства Управления Верховного комиссара по делам беженцев ООН. Каждая из организаций-партнеров оказывает конкретную специализированную помощь беженцам и лицам, ищущим убежища, из дальнего зарубежья: Автономная некоммерческая организация «Солидарность» обеспечивает социальную помощь, Представительство женской больницы Маги — медицинскую, Научно-практический центр психологической помощи «Гратис» — психологическую, Центр приема беженцев — юридическую поддержку (подробнее о работе центра «Гратис» см. см. 438—443). Координацию взаимодействия по всем вопросам осуществляет УВКБ ООН. Все партнеры имеют четкое представление о деятельности каждого и взаимодействуют в решении проблем беженцев. Партнеры регулярно обмениваются информацией и мнениями, совместно участвуют в подготовке и проведении собраний общин и комитетов, праздников для детей, специальных мероприятий (ярмарки, конференции). Периодически проходят презентации деятельности каждого из партнеров.
Рассмотрим на примере системы партнеров УВКБ ООН взаимодействие в сфере решения психологических проблем беженцев и лиц, ищущих убежища. Сотрудниками «Гратис» осуществляется прием и оказание психологической помощи беженцам, направляемым по рекомендации «Солидарности», Центра приема беженцев и Представительства женской больницы Маги. В случае необходимости Центр психологической помощи предоставляет заключения о психическом состоянии беженцев по запросам перечисленных организаций. В свою очередь, психологи информируют партнеров о психологическом состоянии и проблемах обратившихся к ним клиентов, особенно, когда состояние тяжелое, и требуется срочное решение, например, о дополнительной помощи или о переселении в другую страну. Психологические проблемы и возможные способы их преодоления обсуждаются с врачами из взрослой и детской поликлиник Маги, социальными работниками «Солидарности», с директорами и педагогами образовательных центров для детей беженцев «Кузьминки», «Зеленоградский», «Пе374 Служба психологической помощи вынужденным мигрантам рово», в каждом из которых работают психологи центра «Гра-тис». Врачи направляют пациентов в центр, если они предполагают наличие у них психологических или психосоматических проблем. С директорами и педагогами психологи проводят обсуждение направленности групповых тренингов, выявляют запрос на индивидуальную психокоррекционную работу, совместно анализируют процесс и результаты психологической помощи. По запросу педагогов проводится психологическое обследование детей. Как правило, работа детских психологов включена в общее школьное расписание. Позитивную роль во взаимодействии партнеров выполняют печатные издания: газеты, листовки, информирующие о направлениях деятельности организации, бюллетени. Так, центр «Гратис» при поддержке УВКБ ООН издает бюллетень «Мигранты из дальнего зарубежья», посредством которого все желающие могут получить представление об осуществлении программы психологической помощи. Помимо взаимодействия с партнерами необходим обмен опытом и информацией с психологическими службами других регионов и стран. Так, центр «Гратис», совместно с другими организациями, проводил встречи с представителями Международного Красного Креста (из Дании, Швеции, Югославии), Центра психологической помощи беженцам в Норвегии, Социального центра для беженцев в Киеве. проблемы и принципы взаимоотношений МЕЖДУ ПСИХОЛОГОМ И КЛИЕНТОМ-МИГРАНТОМ психологическая помощь: мотивация к обращению и ОЖИДАНИЯ КЛИЕНТА Психолог, оказывающий профессиональную поддержку вынужденным мигрантам, должен быть готов к тому, что мотивы, побудившие их обратиться за консультацией, запросы и ожидания существенно отличаются от таковых в обычной психоконсультационной и психотерапевтической практике.
Обращение к психологу. Как правило, человек, обращающийся за помощью к психологу или психотерапевту, достаточно ясно осознает наличие у себя проблем, с которыми не может справиться самостоятельно. Приняв решение пройти Проблемы и принципы взаимоотношений... консультирование или курс психотерапии, клиент изначально имеет достаточно высокий уровень доверия к специалисту и определенные ожидания, поэтому вопрос психолога о причинах обращения не ставит человека в тупик. В отличие от этого вынужденные мигранты далеко не всегда приходят на прием по собственной инициативе — часто их направляют к психологу врачи, социальные работники, сотрудники общественных организаций. Связано это с рядом причин. Так, в России отрасль психологической и психотерапевтической помощи все еще находится на стадии становления, и прибегают к такой помощи люди достаточно осведомленные и просвещенные. Многие же вынужденные мигранты даже не знают, кто такой психолог и чем он занимается. Смутные представления о психологической помощи тоже препятствуют обращению к психологу, так как в этом случае люди часто путают психологию и психиатрию и боятся, что их сочтут «сумасшедшими». Особенно непривычна психологическая помощь для беженцев из Центральной Азии, представляющих коллективистские культуры, в которых в качестве буфера, смягчающего стресс, действует мощная социальная поддержка, осуществляемая родственниками и знакомыми, в то время как в индивидуалистских западных культурах эти функции часто берут на себя психотерапевты (Росс, Нисбетт, 1999). Кроме того, вынужденные мигранты, находясь за чертой бедности, главной причиной своих проблем считают материальные трудности. Нельзя сказать, что они не замечают негативных изменений в себе и в отношениях с окружающими, таких, как вспыльчивость, агрессивность, подавленность, тревожность, ухудшение семейных отношений. Но большинство думают, что эти проблемы «снимутся» сами собой, как только будут решены материальные, жилищные и юридические вопросы, а обращение к психологу считают излишним. Ожидания. При работе с обычным клиентом психолог на первой же встрече выявляет его запрос и ожидания. Сразу выяснять у вынужденного мигранта, какие личностные проблемы привели его к психологу и что он надеется изменить в себе, вряд ли имеет смысл. Если запрос есть, он, скорее 376 Служба психологической помощи вынужденным
мигрантам Проблемы и принципы взаимоотношений... всего, социальный или медицинский. Часто вынужденные мигранты, особенно из Центральной Азии, не делают больших различий между врачом и психологом, ожидая от последнего медикаментозной помощи. Это сопряжено не только с отсутствием представлений о профессиональной психологической помощи, но и с ориентацией на поиск внешнего воздействия — «делающего что-то с ними», «делающего их здоровыми». Требуется тщательная и иногда длительная работа над тем, чтобы совместно сформулировать психологическую проблему клиента. Этому препятствует либо преувеличение клиентом своих симптомов, либо преуменьшение. Преувеличивать свои проблемы клиент может в надежде на то, что его признают нетрудоспособным и это даст ему возможность получать пособие или позволит надеяться на переселение в западную страну. Преуменьшение симптомов возможно из страха, что клиента признают психически больным. Прежде всего, нужно четко разъяснить ему, в решении каких проблем помогает психологическое консультирование или психотерапия, и предоставить клиенту возможность сделать свой выбор — нужна ли ему такая помощь. После того, как решение принято, запрос сформирован, принципы и методы работы разъяснены, необходимо поработать над реалистичностью ожиданий, так как часто вынужденные мигранты ждут быстрых и конкретных результатов, продолжают рассчитывать на лекарственную поддержку и надеяться на возможность через психолога добиться социальной и материальной помощи. Как правило, бывает трудно отграничить чисто социальные проблемы, адресуя их социальным работникам, и психологу приходится частично принимать на себя функции последних (транслировать проблемы в соответствующие инстанции, содействовать клиенту в получении информации и т.д.). Даже если клиент понял и принял условия и возможности психологической помощи, это не значит, что он будет соблюдать договоренности. Связано это, во-первых, с нестабильностью положения вынужденных мигрантов и наличием материальных проблем, которые отодвигают заботу о психическом и физическом здоровье на второй план. Во-вторых, большое значение имеют культурные различия. В част- ности, представления об ответственности и времени. Например, как уже отмечалось, иное отношение ко времени в некоторых восточных культурах приводит к сложностям планирования встреч с психологом: несоблюдение назначенного времени — приход раньше или опоздание на час-полтора — не рассматривается этими клиентами как нечто недопустимое. На мотивацию беженцев и вынужденных переселенцев влияет и тот факт, что психологическая помощь, которая обычно достаточно высоко оплачивается клиентами, для них бесплатна. С одной стороны, возможность бесплатного прохождения консультирования и психотерапии облегчает доступ вынужденных мигрантов к получению психологической помощи, с другой — снижает для них ее ценность и значимость.
Еще одним фактором, препятствующим обращению вынужденных мигрантов к психологу и установлению терапевтического контакта, может стать подорванное в результате пережитых травм доверие к людям. Кроме того, восприятие психолога в качестве посредника между помогающими организациями и мигрантами задает последним определенные границы доверительности. Объясним это на примере беженцев из дальнего зарубежья. Получение ими регистрации, статуса, пособия и других льгот, наконец, их переселение в западную страну зависит от решения государственных и международных организаций. В частности, одним из важных моментов оказания помощи беженцам со стороны УВКБ ООН является информация о том, сразу после бегства попал человек в эту страну или после пребывания в каком-то другом государстве, предоставляющем убежище. Во втором случае возникают сложности с получением статуса, поэтому многие беженцы скрывают этот факт от представителей организаций и от психологов, опасаясь разглашения своей подлинной истории. Отсутствие полного доверия к психологу определяет своеобразие терапевтического контакта, особенно на ранних его стадиях, и увеличивает вероятность того, что он может быть внезапно оборван (см. Тарабрина, 2001; Старостин, 2001). Таким образом, как это ни парадоксально звучит, вынужденный мигрант обычно не знает, зачем он пришел на прием к психологу и что его ждет. В связи с этим перед пси378 Служба психологической помощи вынужденным мигрантам хологом стоит важнейшая задача — проведение специальной работы по формированию мотивации к обращению за психологической помощью и ожиданий вынужденных мигрантов от консультирования и психотерапии. В качестве направлений такой работы можно рассматривать информационную и разъяснительную деятельность: индивидуальные беседы, проведение групповых встреч в местах компактного проживания беженцев и социальных центрах, подготовку и распространение брошюр о направлениях и методах психологической помощи, проблемах, с которыми можно обращаться к психологу. Важно также поддерживать тесные рабочие контакты с медицинскими и социальными работниками, информировать их о сути психологической помощи и критериях, руководствуясь которыми они могут выявлять наличие психологических проблем и направлять беженцев и вынужденных переселенцев в психологические службы. В процессе самого оказания помощи необходимо также постоянно работать над поддержанием мотивации клиента, разъясняя ему ход консультирования, его дальнейшие цели и задачи. Виды и формы психологической помощи ВЫНУЖДЕННЫМ МИГРАНТАМ Важнейший принцип оказания психологической помощи вынужденным мигрантам — комплексное осуществление реабилитационно-коррекционных мероприятий и программ. Данный принцип отражает необходимость, во-первых, сочетания в практической работе различных взаимодополняющих психотерапевтических и психоконсультационных подходов, методов и форм работы, во-вторых, учета трех основных блоков проблем, связанных с травматизацией, социальной депривацией и невротизацией вынужденных мигрантов, в-третьих, взаимосвязи психодиагностической работы и психокоррекциейных программ. В работе с вынужденными мигрантами применяются различные формы психологической помощи — индивидуальная, семейная, групповая. Как детям, так и взрослым оказываются различные виды поддержки — консультирование, психотерапия, тренинги. Проблемы и принципы взаимоотношений... Любая форма работы должна быть направлена, в первую очередь, на позитивную поддержку и реабилитацию. Осуществление этого принципа возможно посредством активизации внутренних ресурсов личности, повышения самооценки и уверенности в себе, обучения эффективным способам психологической самопомощи, формирования активной жизненной позиции и преодоления тенденций иждивенчества и инфантилизма, активизации конструктивного общинного взаимодействия и взаимоподдержки (Солдатова, 2001). Для ясного представления о том, какие виды и формы работы с вынужденными мигрантами наиболее адекватны, целесообразно воспользоваться классификацией уровней психологической помощи, предложенной Р. Каули (см. Браун, Леддер, 1998). Различаются: верхний уровень, на котором в ходе общения с психологом происходит снятие груза проблем и «вентилирование» чувств. На этом уровне проводится консультирование и поддерживающая психотерапия. На среднем уровне обсуждаются текущие проблемы, осознается их природа и происхождение, по мере развития терапевтического контакта начинается работа над защитными механизмами и бессознательной мотивацией, лежащими в истоках проблемы. И, наконец, на глубинном уровне главное внимание уделяется самому терапевтическому процессу — тому, как в общении терапевта с клиентом проявляются неосознаваемые мотивы, тревоги и защиты. На этом уровне работают психоаналитики. Работа с вынужденными мигрантами соответствует, как правило, верхнему уровню — поддерживающей терапии и консультированию, так как это относительно здоровые люди, попавшие в кризисную ситуацию; «их защитные механизмы оказались недостаточно мощными или не сработали», и для них «глубокое проникновение не является необходимым, а часто и не желательно» (там же, с. 96). Поддерживающая психотерапия направлена на восстановление (например, в случае тяжелой утраты) или поддержание состояния в пределах нормы (как при серьезном заболевании, когда невозможна длительная терапия в неизменных условиях). На таком уровне психолог, главным образом, помогает клиенту в адаптации к настоящим условиям. 380 Служба психологической помощи вынужденным мигрантам В работе с вынужденными мигрантами иногда показана динамическая психотерапия на средних, промежуточных уровнях, примером которой является краткосрочная динамическая терапия, разработанная Дж. Каримом, основателем Центра межкультурной терапии «Нафсият» (см. с. 444—446). На глубинных уровнях работа ведется только в исключительных случаях. Временное пребывание мигрантов на новом месте и непредсказуемость, как это обычно бывает, момента переезда делают опасным формирование зависимости, происходящее в длительной глубинной психотерапии. Краткосрочная аналитическая терапия считается подходящей для случаев, когда внутренние конфликты возникли во взрослый период жизни, а в детстве человека не было серьезных травм. В случае повторной травматизации показана долговременная психотерапия, которую можно проводить только в стабильных условиях жизни: при наличии постоянного места проживания и в нормальных социальных условиях. Индивидуальное консультирование и психотерапия. В индивидуальном консультировании и психотерапии психолог отдает предпочтение тем формам, которые, на его взгляд, наиболее подходят для конкретного клиента и, опираясь на принцип рассмотрения личности в социальном контексте, работает с клиентом на основе учета его индивидуальных особенностей, травматического опыта, изменения его социального статуса, особенностей актуальной жизненной ситуации, а также его планов на будущее. В индивидуальной работе одна из главных форм психотерапии — поддерживающая. Поэтому показаны в первую очередь такие направления работы психолога, как клиент-центрированная и подобные ей направления «понимающей терапии». Особое место в индивидуальной работе занимает психодиагностика состояния и проблем мигрантов, что связано с затруднениями в формулировании запроса. В этом случае целесообразно применение как опросных, так и проективных методов, которые не только помогали бы выявлять наличие проблем, но и способствовали осознанию и пониманию необходимости их решения самим клиентом. Несмотря на то, что индивидуальная работа с вынужденными мигрантами, в особенности, через переводчика, не- Проблемы и принципы взаимоотношений... обыкновенно трудоемка, требует больших временных затрат и не позволяет охватить большое количество людей, в некоторых случаях показана исключительно эта форма помощи. При работе со взрослыми к таким случаям относятся серьезные психологические проблемы — переживание горя, выраженные эмоциональные расстройства. Часто вынужденные мигранты, в особенности беженцы из стран Азии и Африки, боятся разглашения информации, рассказанной психологу. Это может быть связано как с политическими причинами, так и с тем, что человек не хочет, чтобы в общине знали о прохождении им консультирования или психотерапии. Особенно это касается мужчин, которые значительно реже, чем женщины, готовы на работу в группе. Индивидуальная работа с детьми показана в случаях отклоняющегося поведения, чрезмерной агрессивности или, напротив, замкнутости, застенчивости. Как уже подчеркивалось, в индивидуальной работе важно учитывать культурные аспекты. Например, в начале взаимодействия с беженцами из культур Центральной Азии рекомендуют придерживаться непривычного для психолога-европейца или американца директивного стиля общения и фокусироваться не на личностных особенностях, а, например, на обсуждении изменений их физического состояния (Ivey et al, 1997; Но, 1987). Групповая работа. В работе с мигрантами преимущество следует отдавать групповому формату, позволяющему охватить большое количество людей и использовать для поддержки внутриобщинные связи. Возможно проведение групповых тренингов, групп взаимопомощи, терапевтических групп. Мы уже обсуждали особенности групповой психотерапии с травмированными клиентами и проведения межкультурных групп (см. с. 72—73, 111—114, 209—216). Обобщим основные преимущества групповых методов. Во-первых, в отношении проработки травматического опыта группа дает клиенту возможность разделить свои переживания с теми, кто имеет схожий опыт, а значит — уйти от препятствующего реабилитации ощущения единственности своей травмы. В лице психолога члены группы видят человека, не имеющего такого, как у них, опыта, поэтому в группе происходят интенсивные процессы переноса и контрпе382 Служба психологической помощи вынужденным мигрантам реноса, работа с которыми предоставляет хорошую возможность актуализации и ассимиляции травматических переживаний. Во-вторых, групповой формат с учетом межкультурного аспекта способствует процессам адаптации клиентов к новой культуре, притом что работу можно проводить на разных уровнях — начиная с внешнего (тренинги), кончая глубинным (терапевтические группы). В-третьих, группа, помимо собственно психологических целей, осуществляет личную и социальную поддержку, и в этом смысле терапевтич-ными являются сами отношения между членами группы; этот аспект особо акцентируется в группах взаимопомощи. В работе с детьми хорошо зарекомендовала себя такая групповая форма, как периодические массовые мероприятия — игры, задействующие одновременно большое количество детей (30—50 человек) и длящиеся в течение нескольких дней, специальные конференции для подростков, выступления «психологического театра» и др. (см. с. 114). Семейное консультирование и психотерапия мигрантов, пожалуй, в наибольшей степени из всех видов психологической помощи зависит от культурных различий. Специалисты, работающие с семьями мигрантов и национальных меньшинств, отмечают, что существующие принципы и техники семейной терапии могут быть диаметрально противоположны культурным ценностям и структуре семьи этнических меньшинств, и их применение может не только не приводить к ожидаемым результатам, но и наносить вред (Но, 1987). Сказанное обусловливает существенные отличия семейной терапии мигрантов от традиционной семейной терапии. Остановимся на этих отличиях подробнее. Семейная психотерапия с мигрантами приносит успех, когда работа фокусируется на наиболее «аккультурирован-ных» и мотивированных членах семьи, которые больше готовы к взаимодействию с психологом: посредством изменения части системы изменяется и система в целом. С наиболее «подготовленными» членами семьи рекомендуется также проводить индивидуальные сеансы. Необходим индивидуальный подход к общению с родителями и детьми: например, уважая традиционно авторитарную позицию родителей, следует принимать их первыми, а детей — вторыми. Проблемы и принципы взаимоотношений... 383 В отличие от традиционного сеттинга (50-минутные встречи в офисе), иногда практикуются двух- и трехчасовые сеансы у клиентов дома. Нередко функции психолога расширяются, и он выступает в роли учителя и культурного медиатора: помогает семье формировать открытую систему, использующую все наличные ресурсы общины. Целесообразно также подключать естественные системы поддержки — работать в контакте с членами расширенной семьи, народными целителями, священнослужителями и религиозными лидерами. переводчик и его роль во взаимодействии психолога с клиентом Особое условие психологического консультирования беженцев из дальнего зарубежья — участие в работе переводчика. Личность переводчика наравне с личностью психолога включена в терапевтический процесс. От личностных качеств, этнической принадлежности и других особенностей переводчика во многом зависит ход консультирования. Самое важное здесь — хороший контакт и полное взаимопонимание психолога и переводчика. Поэтому психологу необходимо информировать переводчика об основных принципах и задачах своей работы. Со временем происходит «психологическая профессионализация» переводчика, и одновременно повышается вероятность вовлеченности его в психоконсультационный или психотерапевтический процесс. Это требует особого внимания к проблемам, возникающим в процессе взаимодействия в треугольнике «психолог — переводчик — клиент». Например, клиент, считающий, что психолог его не понимает, может направлять раздражение на переводчика. Психолог, в свою очередь, может переводить (выливать) на переводчика свои чувства, вызванные клиентом. Такого рода проблемы требуют организации особых форм супервизии с участием переводчика. Ошибки при переводе часто обусловлены языковыми несоответствиями (например, трудно найти эквивалент слова •"Разочарование» на персидском). Согласно данным Дж. Прай-•«, больше ошибок делается при переводе ответов клиентов, чем вопросов психологов, больше при работе с психотичес384 Служба психологической помощи вынужденным мигрантам кими клиентами, чем с невротиками. Наиболее распространены ошибки при переводе вопросов психотерапевта: изменение формы вопроса — с открытой на закрытую и наоборот, изменение содержания вопроса и добавление собственных комментариев. Основные ошибки при переводе ответов клиента: опускание части ответа, свое добавление, ошибки вследствие недостаточного знания языка (Price, 1975). В присутствии переводчика — выходца из культуры клиента, последний, с одной стороны, чувствует поддержку человека, понимающего его. С другой стороны, его присутствие затрудняет разговор на темы, которые клиент считает «детскими», «постыдными», «несущими зло». Иногда возникает и противоположная ситуация, когда, например, клиент ставит переводчика в затруднительное положение, рассказывая о чем-то и прося при этом не переводить сказанное психологу. Установка переводчика — дружелюбная, деловая, авторитарная или покровительственная — может способствовать или препятствовать формированию доверительного контакта психолога с клиентом. На продвижение процесса психотерапии большое влияние оказывает степень знакомства переводчика с культурой мигранта. Важен, конечно, и пол переводчика. Ван дер Веер рекомендует придерживаться в работе с переводчиком следующих правил: • Клиент должен доверять переводчику, что требует политической и этнической совместимости. С другой стороны, переводчик должен быть объективен и нейтрален, поэтому не подходят родственники и друзья клиента. • Установка переводчика должна соответствовать профессиональной ситуации, поэтому необходимо дружелюбное и уважительное отношение и неприемлемо покровительственное и нетерпимое. • Переводчик инструктируется переводить максимально точно, дословно, использовать форму от первого лица тогда, когда ее использует клиент, переводить отдельные фразы, не суммируя их содержания, не пытаться формулировать речь клиента более связно. Очень полезно перед сеансом обсудить с переводчиком предполагаемые темы встречи, а после сеанса — трудности, с которыми он столкнулся при переводе, и пережитые им эмоции. Проблемы и принципы взаимоотношении... • Собственный опыт может обусловливать искажения при переводе, например, переводчик опускает информацию, затрагивающую его собственные негативные переживания, говорит от себя, что интервью слишком тяжело для беженца и т.д. Нужно также осознать, какие темы табуированы для переводчика. • Для психотерапевта предпочтительнее работать с одним переводчиком, однако смена переводчика в процессе работы с клиентом может быть полезна, так как это вносит разнообразие в терапевтический процесс. • Несмотря на языковый барьер, психолог не должен прерывать контакт глаз с клиентом и в ходе собственного высказывания, и в процессе перевода. Это повышает понимание клиентом сказанного, несмотря на возможные искажения при переводе. Использование кратких вопросов и замечаний полезно, так как не переключает внимание на переводчика. • Эмоциональные реакции переводчика важны для процесса, и время от времени следует прерывать беседу, чтобы узнать, что вызвало его реакцию. • Иногда целесообразно спрашивать переводчика о его мнении об эмоциях клиента во время сеанса. Такие интервенции выводят за рамки профессиональной работы переводчика и приближают его роль к бикультурному ко-тера-певту (Van der Veer, 1998. P. 82—84). эффективное консультирование: требования к личности психолога Помимо профессиональных знаний и практического опыта, а также стремления постоянно расширять и то и другое, психолог-консультант или психотерапевт должен обладать определенным набором личностных качеств. Без них невозможно построить доверительные, поддерживающие отношения с клиентом, создать безопасную и здоровую психологическую атмосферу, помочь клиенту проанализировать его личные проблемы и проблемы взаимоотношений с окружающими людьми и выявить пути их решения. Какие же качества важны для психологов, работающих с мигрантами? Говоря о психотерапии как об искусстве, Дж. Бьюдженталь (ььюдженталъ, 2001) называет главным отличительным признаком всех видов искусства признание того, что личность ху386 Служба психологической помощи вынужденным мигрантам дожника служит его основным инструментом. Конечно, каждый творец стремится учиться, перенимать опыт других и оттачивать свое мастерство путем долгих тренировок, однако остается очевидным, что искусство — в нем самом, а не в тех средствах, которые он использует. Хотя большинство психотерапевтических школ и их представителей согласны с тем, что личность консультанта или психотерапевта является важнейшей составляющей успеха психологического консультирования или психотерапии, не существует однозначно определенного «списка черт», необходимых для эффективной работы. Рассмотрим существующие представления об обязательных личностных качествах, которыми должен обладать профессионал. Например, Комитет по надзору и подготовке консультантов США установил следующие: — доверие к людям, — уважение ценностей другой личности, — проницательность, — отсутствие предубеждений, — самопонимание, — сознание профессионального долга (по Кочюнас, 1999). Широко известна также «триада» американского психотерапевта К. Роджерса, которая объединяет три условия полноценного и успешного психотерапевтического процесса, определяемые личностью консультанта: подлинность, искренность или конгруэнтность; позитивная, неосуждающая, безусловно принимающая установка по отношению к клиенту; эмпатическое понимание. Такая триада необходима для создания атмосферы, способствующей раскрытию ресурсов клиента, его личностному росту и развитию. Литовский психотерапевт Р. Кочюнас, суммируя и обобщая взгляды ряда психологов, предлагает следующую модель эффективного консультанта: — Аутентичность. Бьюдженталь (Bugental, 1965), называя это качество ключевым для психотерапевта, выделяет три основные признака аутентичного существования: полное осознание настоящего момента, выбор способа жизни в данный момент и принятие ответственности за свой выбор. Аутентичность включает в себя ряд личностных характеристик, среди которых, например, честность и искренность. Проблемы и принципы взаимоотношений... — Открытость собственному опыту подразумевает, что консультант осознает и принимает свои собственные чувства, включая негативные, и это позволяет ему хорошо контролировать свое поведение. Также он проявляет терпимость и к разнообразию эмоциональных реакций клиента. __ Развитие самопознания направлено на более глубокое познание консультантом самого себя, что формирует реалистичное самоотношение, адекватную самооценку и отношение к жизни в целом. — Сила личности и идентичность позволяют консультанту действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией и жизненными ценностями. — Толерантность к неопределенности включает уверенность в себе в неясных ситуациях, умение принимать риск и ответственность, «вступая на незнакомую территорию» исследования личности клиента. — Принятие личной ответственности за действия в процессе консультации позволяет психологу лучше контролировать свое поведение, более конструктивно воспринимать критику и гибко строить взаимодействие. — Способность к глубоким отношениям с другими людьми подразумевает, что консультант не страшится свободно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе и клиентами, и способен воспринимать чувства и взгляды людей без осуждения и категоричных оценок. — Постановка реалистичных целей означает признание ограниченности своих возможностей и отказ от стремления к идеальному совершенству, не впадая при этом в другую крайность — апатию и пессимизм по поводу собственного бессилия. Неспособность к постановке реалистичных целей — один из наиболее весомых факторов профессиональной проблемы консультантов — эмоционального выгорания, о котором мы подробнее поговорим ниже.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 806; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.065 с.) |