Конституционное (уставное) судопроизводство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционное (уставное) судопроизводство

Поиск

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ, являясь частью судебной системы РФ, осуществляют свою деятельность на основе общих для данной системы демократических принципов и правил судопроизводства1. Оно однотипно и повторяет в структурном и содержательном отношении модель конституционного судопроизводства, принятую в Конституционном Суде РФ. Вместе с тем некоторые особенности функционирования конституционных (уставных) судов субъектов РФ, получившие отражение в региональных законодательствах, все же присутствуют.

Одна из них связана с языком судопроизводства. По общему правилу, в республиках, наделенных Конституцией РФ правом устанавливать свои государственные языки (ч. 2 ст. 68), производство в судах ведется на русском языке - государственном языке России либо на государственном языке соответствующей республики (ч. 2 ст. 10 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").

Это положение интерпретируется в законодательстве субъектов РФ по-разному. Указывается, что судопроизводство ведется:

на русском языке (Карелия)1;

на государственных языках республики (Адыгея, Саха (Якутия), Татарстан);

на одном из государственных языков (Бурятия, Коми, Марий Эл);

на русском языке как государственном языке Российской Федерации или на тыва языке как государственном языке республики (Тыва);

на русском или башкирском языках (Башкортостан);

на русском или осетинском языках (Северная Осетия - Алания);

на русском языке (Дагестан, Кабардино-Балкария).

Документы, составленные на другом языке, представляются и оглашаются на русском языке (Дагестан, Кабардино-Балкария) либо на русском и государственном языках соответствующей республики. Во всех случаях участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

В Республике Саха (Якутия) можно констатировать наличие особенностей в формах работы Конституционного суда. Кроме пленарных заседаний суда, предусмотрено формирование коллегий из трех судей, которые управомочиваются предварительно рассматривать обращения и в случае необходимости уведомлять заявителей о неподведомственности их обращений и некоторых других дефектах представленных документов и материалов.

Специфика обнаруживается в сроках судебного разбирательства. Так, в Кабардино-Балкарии общая продолжительность процесса определяется тремя месяцами. В Карелии срок подготовки к рассмотрению вопроса на заседании не должен превышать трех месяцев, заседание назначается не позднее 20 дней после окончания подготовки дела к слушанию. В Красноярском крае предусмотрено, что рассмотрение дела в заседании Уставного суда должно быть начато не позднее чем через 20 дней после принятия обращения к рассмотрению; решение же по делу должно быть принято в срок, не превышающий одного месяца со дня начала рассмотрения. В Республике Саха (Якутия) предварительное изучение обращения должно быть завершено не позднее одного месяца со дня его получения; решение о назначении дела к слушанию принимается не позднее чем через семь дней после принятия обращения к рассмотрению (при этом учитывается время его поступления и другие обстоятельства - какие, закон не уточняет); участники процесса уведомляются не позднее чем за семь дней до начала заседания; решения суда подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях Республики Саха (Якутия) в семидневный срок.

Есть своеобразие применительно к особому мнению судей. По общему правилу, оно подлежит опубликованию вместе с решением суда. Однако встречаются исключения: в Коми и Бурятии судья вправе изложить свое особое мнение, которое приобщается к материалам дела; в Дагестане по усмотрению судьи его особое мнение может быть опубликовано вместе с решением суда; в Северной Осетии - Алании особое мнение судьи не только приобщается к делу и публикуется вместе с решением, но и оглашается.

Пересмотр решения суда предусматривается в соответствующих законах Башкортостана, Бурятии, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Карелии, Татарстана, Саха (Якутии), Северной Осетии - Алании, Иркутской и Свердловской областей. В большинстве судов это возможно по инициативе самого суда (в Иркутской области - по заявлению сторон и их представителей, поданному в суд в течение месяца со дня установления обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра решения, в Свердловской области - по запросу губернатора, палат Законодательного Собрания и Уполномоченного по правам человека области), в случае, если: открылись новые существенные обстоятельства, не известные суду в момент вынесения решения; изменилась конституционная норма, на основании которой было принято решение; Конституционным Судом РФ вынесено постановление о признании неконституционными положений Конституции Республики, которые были положены в основу решения Конституционного суда Республики (Саха (Якутия); установлена подложность документа, послужившая основанием к вынесению решения суда; отменен или изменен правовой акт, послуживший основанием для вынесения судебного решения; неправильно применены или истолкованы нормы материального или процессуального права, которые привели к ошибочному разрешению дела (Иркутская область); не учтены отдельные положения Устава Свердловской области, ранее изложенные судом правовые позиции и правовые позиции Конституционного Суда РФ, не совпадают выводы резолютивной и мотивировочной частей решения, допущены формально-процессуальные ошибки (Свердловская область).

Вопрос о юридических последствиях пересмотра решений конституционных (уставных) судов не конкретизируется. Только в Законе об Уставном Суде Свердловской области отмечается, что сам суд указывает на эти последствия (ст. 8614).

В Северной Осетии - Алании Конституционный Суд Республики Северная Осетия - Алания, выявив при рассмотрении дела нарушение Конституции Республики Северная Осетия - Алания и законодательства, своим представлением может обратить внимание компетентных органов и должностных лиц на выявление нарушения. Такое представление рассматривается в месячный срок. Конституционный Суд уведомляется о принятых мерах.

1 Проблемы конституционного судопроизводства подробно исследованы в кандидатской диссертации В. Т. Филиппова на тему "Конституционное судопроизводство в судах субъектов Российской Федерации" (М., 2002). По этому вопросу см. также: Кряжков В. Л. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации (правовые основы и практика). М., 1999; Овсепян Ж. И. Становление конституционных и уставных судов в субъектах Российской Федерации (1990- 2000гг.). М., 2001.

1 В данном случае по Конституции Республики Карелия государственным языком признается русский. При этом Республика Карелия вправе устанавливать другие государственные языки на основании референдума (ч. 1 ст. 11 Конституции). Это положение пока не реализовано.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.199.113 (0.01 с.)