Особые процедуры в конституционных (уставных) судах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особые процедуры в конституционных (уставных) судах



Общие процессуальные правила в конституционных (уставных) судах дополняются нормами (за редким исключением, как, например, в Дагестане, где таковые отсутствуют), определяющими особенности рассмотрения некоторых категорий дел. Они достаточно типичны при осуществлении нормоконтроля и разрешении споров о компетенции, схожи с теми, которыми руководствуется Конституционный Суд РФ. Однако регулирование некоторых судебных процедур имеет выраженные особенности.

Обращает на себя внимание процедура толкования Устава Ханты-Мансийского автономного округа, предусмотренная Законом Ханты-Мансийского автономного округа об Уставном Суде (ст. 89-90)1. Согласно его положениям запрос по данному поводу допустим, если:

относится к конкретному уставному положению;

его неопределенность препятствует применению данным лицом или органом Устава;

неопределенность не может быть устранена посредством других процедур.

При этом заявителю необходимо описать ситуацию, обусловившую обращение в Суд, который принимает обращение к рассмотрению, если вопрос не получил разрешения в законе.

В своих выводах Суд должен основываться на принципах Устава, признании человека, его прав и свобод высшей ценностью, не вступать в противоречие с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права. Дело о толковании Устава может рассматриваться без устного разбирательства. Решение принимается большинством голосов. Если они разделились поровну, дело откладывается с таким расчетом, чтобы в нем могли принять участие судьи, не участвующие в первоначальном его рассмотрении. Если ситуация повторяется при вторичном рассмотрении, принятой признается позиция, занимаемая той частью судей, в которую входит Председатель Суда.

Законом о Конституционном суде Республики Саха (Якутия) предусмотрена специальная процедура о даче заключений по поводу досрочного прекращения полномочий Государственного Собрания Республики Саха (Якутия), выражения недоверия Президенту Республики Саха (Якутия), проведения выборов и республиканского референдума (ст. 114-117). Ее особенности состоят в том, что:

запрос не оплачивается государственной пошлиной;

основанием к рассмотрению дела признается "практическая необходимость в официальном установлении и выяснении обстоятельств, указанных в запросе";

заключение Суда в указанных случаях имеет консультативное значение, не предопределяет решения вопроса в других органах и не имеет обязательной силы.

В названном законе выделяется также процедура предварительного контроля конституционных законов Республики Саха (Якутия) о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Саха (Якутия) (ст. 118-121). Это делается до вступления указанного закона в силу по ходатайству Президента Республики Саха (Якутия), Председателя Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) и одной трети народных депутатов. Проверка осуществляется с точки зрения соответствия законодательной процедуре конституционно установленного особого порядка внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Саха (Якутия). Если констатируется его нарушение, Конституционный суд возвращает закон в Государственное Собрание Республики Саха (Якутия) на повторное рассмотрение.

Конституционный Суд Республики Адыгея в специальной процедуре рассматривает дела о даче заключения об одобрении пересмотра положений раздела I Конституции Республики Адыгея, устанавливающего основы конституционного строя (ст. 109-112 Закона о Конституционном Суде). Правом обращаться в Суд обладают Государственный Совет Республики Адыгея либо Президент Республики Адыгея в случае, если ими принято решение о пересмотре указанных конституционных положений; данное решение прилагается к запросу. Конституционный Суд одобряет или не одобряет такой пересмотр. При отрицательном выводе установления раздела I Конституции Республики Адыгея не могут быть пересмотрены Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея.

Конституционный Суд Республики Башкортостан согласно закону о Конституционном Суде в особой процедуре:

а) дает толкование Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994г. "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан" (ст. 112-115). Это делается по обращениям всех высших органов государственной власти Республики Башкортостан, а также Верховного Суда Республики Башкортостан и Арбитражного Суда Республики Башкортостан. Запрос допустим, если обнаружилась неопределенность в понимании соответствующих положений. Причем истолковываются лишь те из них, которые содержат права и обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц. Не подлежат толкованию понятия, кроме случаев, когда выяснение их смысла прямо влияет на объем прав и обязанностей участников конституционно-правовых отношений. Указанное толкование является официальным и обязательным для представительных, исполнительных и судебных органов власти, органов местного самоуправления Республики Башкортостан, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений на территории Республики. Установления, касающиеся толкования Договора от 3 августа 1994г., в равной мере распространяются на толкование Конституции Республики Башкортостан;

б) по запросу Президента Республики Башкортостан, Государственного Собрания Республики Башкортостан и Кабинета Министров Республики Башкортостан рассматривает дела о даче заключения о соответствии Конституции Республики Башкортостан законов и иных нормативных актов Российской Федерации, принятых по предметам ведения Республики Башкортостан и полномочиям Республики Башкортостан, по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан (ст. 116-119). Это допустимо, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за несоответствия либо, напротив, подлежащими действию вопреки официально принятому решению органов государственной власти Республики Башкортостан или их должностных лиц об отказе исполнять их как не соответствующие Конституции Республики Башкортостан. Получив запрос, Суд уведомляет об этом соответствующие органы и организации, что, однако, не влечет за собой приостановления исполнения федерального нормативного акта. Его проверка осуществляется в течение одного месяца и в пределах, установленных для проверки любого иного правового акта. Е случае если Конституционный Суд признает закон, нормативный акт РФ не соответствующим Конституции Республики Башкортостан, то Президент Республики Башкортостан и Государственное Собрание Республики Башкортостан в пределах своих полномочий вправе его опротестовать;

в) по запросу Министерства юстиции Республики Башкортостан проверяет конституционность деятельности политических партий (ст. 124-127). Подобное допустимо, если указанное министерство дважды приостанавливало деятельность партии и в течение года со дня приостановления ею вновь допускались нарушения Конституции Республики Башкортостан. Если деятельность партии признается неконституционной, она прекращает функционирование. При ином решении Суда судебные расходы партии подлежат возмещению.

Законом о Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики предусмотрены особые правила рассмотрения дел:

а) о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения в совершении преступления Президентом Кабардино-Балкарской Республики (ст. 91-94)1. Это делается по запросу Совета Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики. Он допустим, если обвинение выдвинуто палатой и имеется заключение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики о наличии в действиях Президента Кабардино-Балкарской Республики признаков соответствующего преступления2. Запрос направляется в Суд не позднее месяца со дня принятия Советом Республики решения о выдвижении обвинения, и заключение должно быть дано не позднее десяти дней после его регистрации. В случае принятия Конституционным Судом решения о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения его рассмотрение прекращается;

б) о даче заключения о фактах неоднократного нарушения Конституции Кабардино-Балкарской Республики Парламентом Кабардино-Балкарской Республики (ст. 95-98). С запросом по этому поводу (изложением мотивов принятого решения) вправе обратиться Президент Кабардино-Балкарской Республики при условии, что им ставится вопрос о роспуске Парламента Кабардино-Балкарской Республики. Подтверждение Судом наличия фактов нарушения Конституции Кабардино-Балкарской Республики является правовым основанием для роспуска Парламента;

в) о даче заключения о соответствии Конституции Кабардино-Балкарской Республики деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. В одном случае (ст. 99-101) это делается по запросу Совета Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики (оформленному его соответствующим решением) и при установлении судом (каким - не вполне ясно) нарушений органом местного самоуправления, выборным должностным лицом Конституции Кабардино-Балкарской Республики, Конституции РФ, регионального и федерального законодательства или устава муниципального образования, прав и свобод граждан. Заключение Конституционного Суда о несоответствии Конституции Кабардино-Балкарской Республики деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления1 является правовым основанием для принятия Парламентом Кабардино-Балкарской Республики решения о прекращении полномочий этих органов и должностных лиц.

Другой случай дачи заключения о наличии оснований досрочного прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления связан с запросом Парламента Кабардино-Балкарской Республики (ст. 101 - 103). Указанный запрос допустим, если:

вновь избранный Совет в течение месяца со дня открытия первой сессии не определил структуру и не образовал свои органы;

вновь избранный Совет в течение четырех месяцев не созвал сессию из-за отсутствия кворума (вследствие неявки депутатов);

имеется решение Парламента Кабардино-Балкарской Республики об обращении в Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики с запросом о даче заключения о наличии оснований для досрочного прекращения полномочий Совета по названным обстоятельствам.

Если Конституционный Суд подтверждает наличие обстоятельств, соответствующим образом квалифицирующих деятельность представительного органа местного самоуправления, то выводы Суда становятся правовым основанием для досрочного прекращения Парламентом Кабардино-Балкарской Республики полномочий Совета муниципального образования.

1 Элементы такой процедуры воспроизводятся в принятых позднее законах об уставных судах г. Москвы (ст. 80-81), Курганской области (ст. 101 -104) и Калининградской области (ст. 81).

1 Схожие процедуры есть и в других субъектах РФ. В Бурятии и Адыгее конституционные суды дают заключение о наличии оснований для отрешения президента от должности; в Северной Осетии - Алании Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения в совершении умышленного преступления или нарушении присяги Президентом; в Татарстане Конституционный Суд дает заключение о соответствии Конституции РФ Республики действий и решений Президента Республики.

2 Наделение региональным законодателем верховных судов республик такими полномочиями квалифицировалось Конституционным Судом РФ как не соответствующее Конституции РФ, ее ст. 49 (ч. 1), 71 (п. "о") и 76 (ч. 1) (постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. по "алтайскому делу").

1 Нельзя не обратить внимание на некоторую странность: если запрос принимается Конституционным Судом к рассмотрению при наличии решения иного суда, констатирующего неконституционность или незаконность деятельности муниципальных органов, то получается, что Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики вопреки принципу преюдициальности в определенной части как бы перепроверяет решение первого суда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.031 с.)