Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации - основа для понимания подведомственности дел 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации - основа для понимания подведомственности дел



Конституция РФ и Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" наделяют судебный орган конституционного контроля широкими полномочиями. Так., Конституционный Суд РФ:

1) решает дела о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ3; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) дает толкование Конституции РФ;

4) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

5) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Кроме названных, Конституционный Суд РФ может осуществлять иные полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами. Суд может также пользоваться правами, предоставленными ему заключенными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

В качестве иного полномочия, не предусмотренного специальным законодательством о Конституционном Суде РФ, можно назвать право Конституционного Суда РФ по запросу Президента РФ проверять до назначения референдума соблюдение условий, предусмотренных Конституцией РФ. При положительном решении Конституционного Суда РФ Президент РФ обязан назначить референдум не позднее 15 дней со дня поступления к нему такого решения. В противном случае прекращаются все действия, предусмотренные законом о референдуме1.

Следует подчеркнуть, что высший орган конституционной юстиции решает исключительно вопросы права. Конституционный Суд РФ в процессе своей деятельности не должен решать вопросы, входящие в компетенцию других судов и иных органов. В частности, в определении Конституционного Суда РФ от 20 ноября 1995г. Суд отметил, что он решает исключительно вопросы права и должен воздерживаться от рассмотрения дел, в которых, по сути, преобладают аспекты политической целесообразности.

Касаясь вопроса о полномочиях Конституционного Суда РФ, следует обратить внимание на следующее. Во-первых, полномочия Конституционного Суда РФ по сравнению с ранее действовавшим законом значительно расширены. Сегодня Конституционный Суд РФ осуществляет проверку конституционности законов по запросам судов, обладает правом толкования Конституции РФ. Во-вторых, сделано все для деполитизации деятельности Конституционного Суда РФ. В частности, по действующему федеральному конституционному закону, Суд уже не рассматривает дела о конституционности партий, общественных объединений, дела о конституционности действий и решений всех высших должностных лиц РФ и ее субъектов, а также о даче заключений о наличии оснований для отрешения от должности этих лиц.

Являясь органом правовой охраны Конституции РФ, Конституционный Суд РФ не вправе проверять конституционность самого Основного закона - Конституции РФ ни по каким параметрам2. Компетенция Конституционного Суда РФ не распространяется на. проверку конституционности конституционных положений, они не могут быть признаны недействующими3. Вместе с тем Конституционный Суд РФ как судебный орган конституционного контроля проверяет соответствие нормативных актов только Конституции РФ, но не отраслевому законодательству. Это означает, что оспариваемая норма должна быть соотнесена с конкретной конституционной нормой, на которой она основана1. Более того, если Конституция РФ не содержит понятия какого-либо института, следовательно, "отсутствует нормативная основа для решения Конституционным Судом Российской Федерации вопросов, поставленных в обращении, и оно является беспредметным"2.

Касаясь отдельных видов полномочий Конституционного Суда, следует обратить внимание на некоторые их особенности.

3 Необходимо отметить, что в ряде стран акты исполнительной власти находятся за пределами конституционного контроля. В частности, во Франции акты правительства не подлежат контролю. В Австрии Конституционный Суд принимает к рассмотрению жалобы на акты органов управления только после того, как они будут рассмотрены во всех других инстанциях. В Казахстане Конституционному Суду было предоставлено право контроля актов правительства, однако Верховный Совет своим решением лишил его этого полномочия. См.: Известия. 1993. 21 дек.

1 СЗРФ. 1995. №42. Ст. 3921.

2 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 1 апреля 1996 г. // СЗРФ. 1995. №49. Ст. 4867.

3 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 10 апреля 1997 г. // В КС РФ. 1997. №4.

1 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 4 февраля 1997 г. // Текущий архив Конституционного Суда Российской Федерации. 1997.

2 Определение Конституционного Суда РФ от 17 мая 1995 г. // Текущий архив Конституционного Суда Российской Федерации. 1995.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.006 с.)