Компетенция конституционных (уставных) судов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компетенция конституционных (уставных) судов



Основы компетенции конституционных (уставных) судов субъектов РФ определяются Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации"1. В нем записано, что названные суды создаются субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также осуществляют толкование конституции (устава) субъекта РФ (ч. 1 ст. 27); решения, принятые ими в пределах полномочий, не могут быть пересмотрены иным судом (ч. 4 ст. 27).

Указанные положения интерпретируются в решениях Конституционного Суда РФ. В частности, Конституционный Суд РФ исходит из того, что конституционные (уставные) суды субъектов РФ:

обладают исключительным полномочием осуществлять проверку нормативных актов субъектов РФ на предмет их соответствия конституциям (уставам) субъекта РФ и лишать эти акты юридической силы, если такое их правомочие предусматривается конституциями (уставами) субъектов РФ (постановление от 16 июня 1998г.2);

вправе проверять конституционность законов республики, содержащих иное, нежели в федеральном законе, регулирование по вопросам, не относящимся к исключительному ведению Российской Федерации (постановление от 30 сентября 1993 г.3);

проверяют законы, принятые субъектом РФ по вопросам его исключительного ведения, на соответствие уставу (конституции) данного субъекта РФ (по смыслу определения от 31 мая 1999 г.4);

вправе обращаться в Конституционный Суд РФ в порядке ч. 4 ст. 125 Конституции РФ (постановление от 4 апреля 2002 г.5), что подтверждает судебная практика (постановление от 21 марта 1997г.1 и определение от 10 апреля 2002г.2);

несут общую для всех судов обязанность (п. 3 ст. 5, п. 1 и 2 ст. 6 и ст. 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации") признавать не подлежащими применению нормативные акты субъектов РФ, которые противоречат актам, имеющим ббльшую юридическую силу (постановление от 4 апреля 2002 г.3);

разрешают дела в пределах компетенции, определенной ч. 1 ст. 27 неоспоренного и действующего Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"; во всяком случае, конституционные (уставные) суды не рассматривают вопрос о соответствии деятельности органов местного самоуправления Конституции РФ и иным нормативным правовым актам, за исключением конституции (устава) субъекта РФ (постановление от 16 октября 1997 г.4);

могут быть (при соблюдении требований ч. 3 ст. 128 Конституции РФ и исходя из предписаний п. "а" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, а также в развитие ст. 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации") наделены полномочиями по проверке соответствия федеральному закону законов субъектов РФ (постановление от 11 апреля 2000 г.5);

применяют конституцию (устав) и другие законы субъекта РФ при условии, что они не противоречат Конституции РФ (по смыслу определения от 6 декабря 2001 г.6);

не могут наделяться полномочиями, осуществление которых было бы связано с ограничением применения актов федерального законодательства, приостановлением их действия, а также было бы связано с участием этих судов в процедурах и механизмах разрешения коллизий, правовых споров, не предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами (по смыслу определения от 27 июня 2000 г.1).

Таким образом, Конституционный Суд РФ рассматривает конституционные (уставные) суды субъектов РФ в качестве самостоятельных органов, соучаствующих в общем процессе осуществления конституционного контроля в Российской Федерации. При этом он конкретизирует существующее правовое регулирование в части понимания их юрисдикции исходя из того, что они обладают бесспорными полномочиями при проверке актов по вопросам, относящимся к ведению субъектов РФ, вправе проверять иные нормы, кроме тех, которые изданы по предметам исключительного ведения Российской Федерации, а также способны при наличии законодательных оснований осуществлять и другие полномочия, включая проверку федеральных законов.

Конституционные (уставные) суды - суды, образуемые субъектами РФ как элемент системы органов государственной власти соответствующего субъекта РФ. Это объясняет тот факт, что их компетенция может различаться. Анализ регионального законодательства подтверждает данное обстоятельство.

Фиксируемые в конституциях (уставах) полномочия рассматриваемых судов2 можно условно разделить на типичные, характерные для большинства, нетипичные, но достаточно распространенные, и эксклюзивные.

К первой группе относятся полномочия, связанные с разрешением дел о соответствии конституции (уставу) субъектов РФ законов и нормативных актов законодательных органов государственной власти субъектов РФ, нормативных актов исполнительных органов государственной власти, в том числе актов высших должностных лиц (президентов, губернаторов), нормативных актов органов местного самоуправления и уставов муниципальных образований, а также толкование конституций (уставов) и право законодательной инициативы.

Ко второй группе относятся следующие полномочия конституционных (уставных) судов:

проверять акты министерств, комитетов и иных государственных органов субъектов РФ (Башкортостан, Дагестан, Северная Осетия-Алания, Калужская область);

разрешать споры о компетенции между органами государственной власти субъекта РФ (Адыгея, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия - Алания, Татарстан, Саха (Якутия), Иркутская область); между органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления (Адыгея, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия- Алания, Саха (Якутия), Иркутская и Свердловская области); между органами местного самоуправления (Бурятия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Саха (Якутия), Иркутская область);

проверять по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов конституционность актов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле, в том числе: законов и иных нормативных актов субъекта РФ (Адыгея, Кабардино-Балкария, Марий Эл, Северная Осетия - Алания); законов субъекта РФ (Дагестан, Северная Осетия - Алания, Удмуртия, Хакасия, Саха (Якутия); законов, нормативных актов органов государственной власти и органов местного самоуправления (Бурятия, Татарстан, Коми);

оценивать конституционность договоров субъекта РФ, в том числе: безотносительно вида и момента вступления в силу договора (Северная Осетия-Алания, Саха (Якутия), Иркутская область); не вступивших в силу договоров между органами государственной власти субъектов РФ (Адыгея, Бурятия, Кабардино-Балкария) и международных договоров (Кабардино-Балкария); без учета момента вступления в силу договора между органами государственной власти субъекта РФ и федеральными органами государственной власти (Башкортостан, Дагестан) и международного договора субъекта РФ (Башкортостан, Тыва); договора между субъектами РФ (Тыва);

участвовать в процедурах, связанных с: роспуском парламента (Кабардино-Балкария, Саха (Якутия); отрешением от должности высшего должностного лица субъекта РФ либо оценкой каких-либо сторон его деятельности (Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия - Алания, Татарстан, Саха (Якутия), Свердловская область);

представлять послание парламенту (Адыгея, Бурятия, Дагестан, Татарстан, Якутия).

Третью группу образуют эксклюзивные полномочия конституционных (уставных) судов, к числу которых относятся:

проверка конституционности: соглашений о международных и внешнеэкономических связях (Татарстан); ненормативных актов органов государственной власти и местного самоуправления (Тыва); актов правоприменительной практики государственных органов исполнительной власти (Саха (Якутия); актов общественных организаций (Северная Осетия -Алания);

осуществление предварительного нормоконтроля (проектов) актов, изменяющих и дополняющих конституцию (Саха (Якутия), выносимых на референдум (Адыгея, Саха (Якутия);

дача заключения о наличии или отсутствии препятствий для проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления (Саха (Якутия);

решение вопросов об антиконституционности политических партий, ограничении их деятельности, запрещении и роспуске (Башкортостан);

разрешение конституционно-правовых споров между органами государственной власти и общественными организациями (Тыва);

участие в разрешении конституционно-правовых споров между республикой и Российской Федерацией (Саха (Якутия);

участие в создании согласительных комиссий, рассматривающих споры и конфликты между органами государственной власти области и входящими в нее автономными округами (Тюменская область);

участие в процедуре принятия присяги высшим должностным лицом субъекта РФ '(Адыгея, Татарстан, Хакасия);

толкование республиканских законов (Алтай).

Для полноты характеристики рассматриваемых юрисдикционных полномочий обратим внимание также на следующее. Конституционные (уставные) суды, согласно действующему законодательству, служат целям защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, верховенства и непосредственного действия конституций (уставов) на территории соответствующего субъекта РФ. Они решают исключительно вопросы права (иногда подчеркивается - не рассматривают политические вопросы); воздерживаются от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов; проверяют законы и иные нормативные акты по вопросам ведения субъектов РФ или по вопросам их совместного ведения с Российской Федерацией, если в производстве Конституционного Суда РФ нет дела по аналогичному вопросу или принятого им решения (так, например, определено конституциями Адыгеи и Марий Эл).

Правом на обращение в указанные суды при осуществлении ими нормоконтроля наделяются не только органы государственной власти и местного самоуправления субъектов РФ, но и федеральные органы - прокуроры и федеральные суды уровня субъекта РФ1, а также мировые судьи, общественные объединения (в Якутии особо выделяются объединения малочисленных народов Севера), уполномоченные по правам человека, нотариальные палаты и др.

В качестве масштаба оценки правовых актов, помимо конституции (устава), в некоторых случаях называются Конституция РФ (Хакасия, Удмуртия, Якутия, Свердловская область), федеральные законы и постановления Конституционного Суда РФ (Якутия), договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти (Башкортостан).

Постановления конституционных (уставных) судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению (ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").

Таким образом, можно констатировать, что в настоящий момент идет процесс уяснения и апробации компетенции конституционных (уставных) судов (причем в контексте соотнесения с юрисдикцией иных судов). При этом наблюдается единство подходов в ее определении, что обусловливается общностью природы и задач конституционных (уставных) судов, наличием одних федерально-правовых ориентиров, в том числе Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". В то же время есть различия в объеме и способах закрепления компетенции, что вполне объяснимо, ибо указанные суды - суды субъектов РФ, которые в зависимости от конкретных условий (например, особенностей организации государственной власти, материально-финансовых и иных возможностей) вправе самостоятельно решать эти вопросы. Стремление к унификации компетенции конституционных (уставных) судов субъектов РФ1, что порой обнаруживается в действиях и установках некоторых федеральных органов и должностных лиц, представляет собой, по сути, движение к унитаризму и государственно-правовому обезличиванию субъектов РФ.

Вместе с тем очевидно, что самостоятельность субъектов РФ при регулировании компетенции конституционных (уставных) судов не безгранична. Устанавливая ее, субъекты РФ действуют в пределах полномочий, закрепленных Конституцией РФ и федеральными законами. Они не могут наделять свои суды правомочиями по рассмотрению дел, подведомственных другим судам, а также относить к их ведению дела, разрешение которых не согласуется с назначением конституционных (уставных) судов как органов конституционного (уставного) контроля.

1СЗРФ. 1997. № 1.Ст. 1.

2 СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 3004.

3 ВКС РФ. 1994. № 6. С. 29-39.

4 СЗ РФ. 1999. № 23. Ст. 2891. Этому положению созвучен вывод, согласно которому оценка конституционности акта субъекта РФ, принятого по предметам его исключительного ведения, находится за пределами полномочий Конституционного Суда РФ (см. постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 1993 г. // Конституционный Суд Российской Федерации: Постановления. Определения. 1992-1996. М., 1997. С. 569-571).

5 СЗРФ. 2002. № 15. Ст. 1497.

1 СЗРФ. 1997. № 13. Ст. 1602.

2 СЗ РФ. 2002. № 27. Ст. 2778.

3 СЗРФ. 2002. № 15. Ст. 1497.

4 СЗ РФ. 1997. № 42. Ст. 4902. Следует обратить внимание на то, что указанная правовая позиция была изложена применительно к конкретной ситуации, Конституционный Суд РФ лишь констатировал некоторую правовую данность, но не высказывался в целом о компетенции конституционных (уставных) судов.

5 СЗРФ. 2000. № 16. Ст. 1774.

6 СЗ РФ. 2002. № 4. Ст. 374.

1СЗ РФ. 2000. №29. Ст. 3117.

2 Это наиболее типичный и правильный подход, если учесть, что конституционные (уставные) суды - органы конституционного (уставного) уровня, находящиеся в одном ряду с парламентом, президентом и правительством субъекта РФ. Вместе с тем в некоторых учредительных документах вопрос о компетенции данных судов вообще опускается (Архангельская, Самарская, Смоленская, Читинская области) или делается отсылка к региональному закону, в котором она будет прописана (Республика Алтай, Красноярский край, Курганская и Сахалинская области).

1 Возможно, это спорно, если принять во внимание п. "о" ст. 71 Конституции РФ, но согласуется с предназначением этих органов, нацеленных на защиту прав и свобод граждан (ст. 18 Конституции РФ, ст. 22, 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". См.: СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 4472; 1999. № 7. Ст. 878), а также отнесением указанной защиты к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.028 с.)