Что характеризует запас финансовой прочности? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что характеризует запас финансовой прочности?



Как рассчитать безубыточный объем продаж в рублях и натуральных измерителях?

В чем заключается операционный риск бизнеса?

Что такое операционный рычаг? Как оценить уровень операционного рычага?

Нарисуйте бухгалтерскую модель операционного рычага.

Почему необходимо пересчитывать показатели операционного рычага при изменении параметров деятельности?


ФИНАНСОВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ

Целью данной темы является изучение и получение навыков применения основных моделей управления финансами в прогнозировании и планировании деятельности предприятия.

План

5.1. Основные понятия финансового планирования

5.2. Бюджет как форма финансового плана

5.3. Имитационная модель планирования

Планирование оборотного капитала

5.1. Основные понятия финансового планирования

Под финансовым прогнозированием понимается процесс оценки некоторых будущих финансовых событий или результатов деятельности предприятия. Следовательно, прогноз – это оценка будущих условий функционирования предприятия и показателей его деятельности. Как правило, составляется несколько вариантов прогнозов.

Планирование – это процесс принятия решения о выборе конкретного варианта прогноза. Следовательно, план – это внутрифирменный документ, по которому работает предприятие и на который ориентированы все текущие решения.

Методы прогнозирования делятся на два принципиальных класса: субъективные и объективные. Субъективные методы базируются на интуиции и мнениях специалистов и экспертов. Объективные методы базируются на конкретных показателях и проведении анализа. Это трендовое прогнозирование, метод доли от выручки, статистические методы (регрессионный анализ, анализ средних, модель «затраты – выпуск»).

Финансовое планирование является составной частью внутрифирменного планирования и представляет собой процесс разработки системы финансовых планов, определяющий наиболее эффективное использование ресурсов предприятия для достижения поставленных целей. Финансовое планирование включает в себя количественную информацию в виде конкретных показателей и предполагает обязательную сбалансированность доходов и расходов.

Финансовый план представляет собой денежное выражение выбранных предприятием целей и стратегии с учетом взаимодействия решений по инвестированию и финансированию. Финансовое планирование реализуется в финансовом плане предприятия в совокупности с системой обратной связи, обеспечивающей необходимый финансовый контроль над деятельностью предприятия, что позволяет проводить корректировку финансового плана при изменении конкретных условий хозяйственной деятельности.

Финансовое планирование как средство контроля (контроллинг) - этосистема, обеспечивающая контроль приоритетных направлений финансовой деятельности предприятия, своевременное выявление отклонений фактических результатов от плановых и принятие управленческих решений, обеспечивающих ее нормализацию. Контроль является одним из инструментов «системы управления по отклонениям», когда происходит оперативное сравнение основных плановых и фактических показателей, выявляется отклонение, определяется взаимозависимость с причиной, вызвавшей это отклонение.

В соответствии с задачами, объектами и содержанием планирования, финансовые планы могут быть классифицированы следующим образом: стратегический (перспективный) финансовый план; текущий (тактический) план; оперативный финансовый план.

Стратегический (перспективный) финансовый план содержит основные показатели общей финансовой стратегии и финансовой политики предприятия по основным направлениям финансовой деятельности и отражает генеральное развитие бизнеса. Период планирования составляет от 3 до 5 лет. Разработка стратегического плана включает: формулирование цели деятельности предприятия; формализацию задач деятельности и установление конкретных целей управления; определение основных видов деятельности, рынков сбыта, продукта и каналов сбыта; разработку общих подходов к организации и осуществлению деятельности предприятия.

Текущий (тактический) план содержит разработанные показатели по отдельным аспектам финансовой деятельности предприятия на год, конкретизирующие стратегические планы, увязывающие общие доходы и расходы в плановом периоде. Он состоит из плана доходов и расходов по операционной деятельности, плана доходов и расходов по инвестиционной деятельности, плана поступления и расходования денежных средств и балансового плана.

Оперативный финансовый план содержит сформированные бюджеты, платежные календари и другие формы оперативных плановых заданий с распределением показателей по месяцам, декадам, дням.

5.2. Бюджет как форма финансового плана

Бюджет представляет собой финансовый план краткосрочного периода, разрабатываемый обычно в рамках года, отражающий расходы и поступления финансовых средств в процессе осуществления конкретных видов хозяйственной деятельности. Обычно бюджет трактуется как краткосрочный финансовый план, который включает бюджет капиталовложений в части расходов текущего года.

В более широком понимании бюджет представляет собой план будущих финансовых операций. Бюджет имеет различные виды и формы в зависимости от периода планирования, уровня детализации и особенностей производства.

Краткосрочный бюджет предполагает детальное планирование на предстоящий плановый год. Годовой бюджет можно разделить на квартальные и на их основе на месячные бюджеты. Чем меньше период планирования, тем меньше неопределенности и больше надежности в прогнозах. Среднесрочный бюджет объединяет анализ текущей деятельности с перспективами достижения долгосрочных целей и рассчитывается на два-три года. Долгосрочный бюджет носит прогнозный характер и часто называется капитальным бюджетом, разрабатывается для определенных проектов, например, закупка оборудования, расширение производственных мощностей, организация филиала и т. д.

В зависимости от сферы деятельности бюджеты подразделяются на операционный, финансовый и инвестиционный. Операционный бюджет детализирует в рамках соответствующего временного периода содержание показателей доходов и расходов по операционной (основной) деятельности предприятия. Финансовый бюджет детализирует показатели плана поступления и расходования денежных средств и используется для анализа финансовых условий деятельности предприятия, соотношения источников и имущества предприятия. Бюджет по инвестиционной деятельности детализирует показатели доходов и расходов по этому виду деятельности.

Для достижения управляемости возможными изменениями в деятельности предприятия разрабатываются ожидаемые оптимистические и пессимистические бюджеты, причем руководителю предприятия необходимо определить взаимодействие вышеназванных бюджетов.

По широте номенклатурных затрат разрабатывают функциональные бюджеты по отдельным статьям затрат и комплексные бюджеты по широкой номенклатуре затрат.

В зависимости от метода разработки применяются стабильные и гибкие бюджеты. Гибкий бюджет предусматривает расчет планируемых затрат в виде нормативов, привязанных к объемным показателям деятельности, тогда как показатели стабильного бюджета не зависят от изменения объемов деятельности. В этом случае расходные статьи бюджета расчитываются по алгоритму:

+ , (30)

где ОЗо — объем текущих затрат операционной сферы деятельности конкретного подразделения;

Ипост — запланированный объем постоянных статей бюджета;

Ипер — установленный норматив переменных затрат бюджета на единицу продукции;

ОР — объем выпуска или реализации продукции.

Для обеспечения непрерывного планирования используют скользящие, или непрерывные бюджеты, когда к бюджету истекшего периода добавляется следующий бюджет.

Основной бюджет представляет собой финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов предприятия, необходимых для достижения поставленных целей, скоординированных по всем подразделениям. Он состоит из оперативного и финансового бюджетов. Схема основного бюджета представлена на рис. 11.

 

 

Бюджет управленческих расходов
Бюджет управленческих расходов
Бюджет управленческих расходов
Бюджет управленческих расходов
Бюджет производства
Бюджет продаж
 

Рис. 11. Схема основных бюджетов компании

Оперативный бюджет отражает планируемые операции по функциям, подразделениям предприятия и включает в себя прогнозный отчет о прибылях и убытках, разрабатываемый на основе бюджета продаж, бюджетов по элементам производственных затрат и бюджетов коммерческих и административных расходов.

Финансовый бюджет предприятия отражает планируемые источники средств финансирования и их использование в предстоящем периоде. Он включает в себя инвестиционный бюджет, кассовый бюджет, балансовый отчет.

Приступая к разработке основного бюджета предприятия, состоящего из интегрированных друг с другом бюджетов, определяя его содержание и размер, необходимо учитывать особенности предприятия, поставленные цели и существующие ограничения.

Процесс разработки бюджета, хотя и не регламентирован, должен быть стандартизован с помощью бюджетных форм, внутренних инструкций и процедур. При составлении бюджетов следует применять документы, по форме и структуре приближенные к документам бухгалтерской отчетности, что упростит и облегчит сравнение плановых и фактических данных.

Часто предприятия планируют свою деятельность, основываясь только на данных предыдущего периода (исторических данных), которые содержат факторы неэффективной работы в прошлом. Причем исторические данные не содержат сегодняшних изменений экономических условий деятельности предприятия, конкуренции, технологии и т. д. Поэтому планирование и разработка бюджета должны начинаться с прогнозирования будущей деятельности, согласно поставленным целям с учетом сегодняшних и будущих условий деятельности.

5.3. Имитационная модель планирования

Под имитационной моделью понимается расчет прогнозных форм отчетности, полностью моделирующих будущую деятельность предприятия. Как правило, это баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств.

В имитационном прогнозировании часто применяется метод доли от выручки, который базируется на предположении об устойчивом соотношении ряда финансовых показателей и значения выручки. Выручка рассматривается как основная переменная, изменение которой приведет к изменению других финансовых показателей. В краткосрочном прогнозировании внеоборотные активы и постоянные издержки не зависят от величины выручки.

Метод доли от выручки включает три этапа:

1. оценку соотношения между прогнозируемой переменной и величиной выручки в прошлые годы или экспертным методом – k;

2. прогнозирование объема продаж – V;

3. прогнозирование переменной X по уравнению (1).

 

X = k * V (31)

Например, соотношение между выручкой и объемом запасов фирмы АВС составляет в среднем за рассматриваемый период 2,5%. Соответственно, уровень запасов фирмы в 2009 г. составит 2,5% * 48 млн. руб. = 1,2 млн. руб., в 2010 г. – 2,5% * 52 млн. руб. = 1,3 млн. руб.

Метод доли от выручки используется в составлении прогнозной финансовой отчетности, когда недостаточно информации для прямого постатейного планирования или быстрой приблизительной оценки. Метод предполагает, что отдельные статьи баланса изменяются прямо пропорционально объему продаж. Текущие активы, действительно, растут с ростом объема продаж (показатель «оборотные активы на рубль выручки»). Внеоборотные же активы обычно не зависят от выручки, если используются не на полную мощность. Однако при 100-процентной загрузке для обеспечения более высокого уровня производства и продаж требуется увеличение внеоборотных активов. Сумма этого прироста определяется специальными расчетами.

При составлении прогнозного баланса основная задача заключается в расчете суммы дополнительного финансирования. Дополнительное финансирование требуется в связи с возрастанием суммы активов, необходимых для роста продаж. Потребность в дополнительном финансировании Fd при условии, что долгосрочные активы не возрастают, определяется по формуле (2).

Fd = А × ∆ V – О × ∆V – R продаж ×V прогноз. (1 – d), (32)

где A – сумма активов, возрастающих пропорционально выручке,

V прогноз. – прогнозируемая сумма выручки,

∆V – прогнозируемый прирост выручки к прошлому периоду,

О – сумма обязательств, возрастающих пропорционально выручке,

R продаж – чистая рентабельность продаж,

D – доля дивидендов в чистой прибыли.

Если же требуется также прирост долгосрочных активов, то для финансирования, как правило, требуются долгосрочные кредиты и акционерный капитал. Модель усложняется необходимостью учитывать проценты по кредиту, и задача может быть решена только с помощью системы уравнений.

Этапы планирования по имитационной модели

1. Прогноз объема продаж (в соответствии со стратегией фирмы).

2. Определение затрат для выполнения прогноза продаж: переменных – пропорционально росту продаж, постоянных – или без изменения, или, при необходимости, с определенным ростом.

3. Определение суммы активов, необходимых для реализации плана (прямым расчетом каждой статьи или методом доли от выручки).

4. Определение суммы финансирования (прибыль, взносы собственников, кредиты). Кредиты, как правило, являются регулирующей статьей баланса («пробкой»).

5. Определение денежных потоков по поступлению и выбытию денежных средств, в том числе по основной, инвестиционной и финансовой деятельности. Определение реальности плана.

6. Определение приемлемости плана с точки зрения финансовой устойчивости (соотношение заемного и собственного капитала).

7. Общая оценка прогноза на основе анализа прогнозных форм отчетности.

Для решения системы уравнений используются следующие соотношения:

I = ∆FA + A, (33)

где I – сумма инвестиций,

∆FA – прирост внеоборотных активов,

А – сумма амортизации.

∆E = NP – D + SI, (34)

где ∆E – прирост собственного капитала,

NP – чистая прибыль,

SI – эмиссия акций (взносы собственников).

Таким образом, в финансовом планировании реализуется функция управления финансовой деятельностью предприятия. Этот процесс обеспечивается общепринятой финансовой моделью предпринимательской деятельности, которая позволяет также учесть специфику каждого бизнеса, его особые условия и параметры.


 

 

Планирование оборотного капитала

Расчет потребности в оборотном капитале (в традиционной российской терминологии часто продолжает употребляться также термин «оборотные средства») является одним из этапов прогнозных расчетов деятельности фирмы в целом. Расчет основан на использовании такого метода прогнозных расчетов, как «доля от выручки». Этот метод предполагает пропорциональное изменение какого-либо показателя в зависимости от выручки, его зависимость от выручки выражается коэффициентом. В случае, когда таким показателем являются оборотные средства (в целом или по элементам), коэффициент приобретает вид коэффициента оборачиваемости. Следовательно, исходными данными для расчета являются:

а) прогнозная выручка в денежном и натуральном измерении;

б) соотношение выручки и суммы оборотных активов (оборачиваемости) в прошлые периоды;

в) прогнозируемые изменения оборачиваемости оборотных активов (в целом, по элементам или по более мелким группам оборотных активов в зависимости от целей планирования и наличия информации);

г) данные о стоимости единицы продукции на разных этапах ее изготовления, полученные из калькуляций.

Расчет общей потребности в оборотном капитале ОбК производится на основе прогноза объема производства и продаж и данных о планируемом соотношении сумм выручки и оборотных активов (оборачиваемости) по формуле:

ОбК = V прогн. / k об(35)

где V прогн. – прогнозируемый объем продаж,

k об. – коэффициент оборачиваемости, раз.

Для более точного расчета потребности производится расчет по элементам оборотных активов. Расчет производится по алгоритму, представленному в табл. 14.

Чистая потребность в инвестициях в оборотные активы (оборотном капитале) рассчитывается как разница между валовой потребностью и суммой средств, высвобождаемых в связи с кредиторской задолженностью. Таким образом, чем выше кредиторская задолженность, тем ниже потребность в оборотном капитале. При этом прогнозируемая кредиторская задолженность должна быть максимально возможной, но не превышать уровень, приемлемый поставщиками. В структуре валовой потребности наибольшее влияние на результат оказывает дебиторская задолженность, поскольку складывается из конечной (отпускной) цены продукции. Поэтому планирование дебиторской и кредиторской задолженности является наиболее важным этапом расчета потребности в оборотном капитале.


 

Таблица 14

Расчет потребности в оборотном капитале (по элементам оборотных активов)

Элементы (статьи) оборотных активов Прогноз продаж, шт./день = …
Цена единицы продукции на разных этапах изготовления, руб. Период оборота, дней Потребность в оборотных средствах, руб.
в день на один оборот (равна годовой потребности)
Сырье и материалы Незавершенное производство Готовая продукция Дебиторская задолженность        
Валовая потребность Х Х Х  
Кредиторская задолженность        
Чистая потребность Х Х Х  

 

Вопросы для самоконтроля

1. Чем отличаются прогнозирование и планирование, на ваш взгляд?

2. Какая система планов используется в практике управления бизнесом?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.234.234 (0.048 с.)