Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные ограничения и выводы по результатам операционного анализа

Поиск

4.1. Сущность и основные понятия операционного анализа

Операционный анализ (Анализ «Объем – Затраты – Прибыль», или CVP) необходим в случаях, когда:

а) планируется изменение объема продаж (как в натуральных, так и стоимостных единицах измерения) и/или цен;

б) планируется рост расходов на управление и продажи;

в) изучается возможность выпуска нового вида продукции;

г) производится расчет инвестиционной привлекательности проекта.

Данный инструмент позволяет решить следующие задачи:

- рассчитать безубыточный объем продаж,

- определить запас финансовой прочности,

- рассчитать прогнозируемые объемы выручки и прибыли при изменении параметров деятельности,

- рассчитать прогнозируемые объемы выручки и прибыли в условиях ограничений по ресурсам.

В табл. 12 представлены термины и понятия, используемые в операционном анализе. Операционный анализ опирается на разделение затрат на переменные и постоянные. В свою очередь, деление затрат на переменные и постоянные опирается на предположение о динамике (изменчивости) затрат. Изменчивость зависит от временного интервала, на котором рассматриваются затраты. На каждый данный период все затраты являются либо переменными, либо постоянными.

На практике классификация требует упрощения, иначе инструмент становится трудно применимым. Для упрощения рекомендуется концентрировать внимание на одном факторе затрат, а влияние других факторов на общие затраты не учитывать. Например, количество потребляемого автомобиля топлива зависит не только от расстояния в километрах, но и от веса и скорости. Однако достаточно адекватной будет модель, в которой учтена лишь зависимость количества потребляемого топлива только от расстояния в километрах.

Далее, рекомендуется абстрагироваться от экономического нелинейного поведения затрат, связанного с изменением величины переменных затрат на единицу продукции в зависимости от объема производства и степени загрузки оборудования. Бухгалтерская (линейная) модель в достаточной степени приемлема для получения адекватных оценок (рис. 10).

Таблица 12

Основные понятия операционного анализа

Переменные расходы расходы, которые изменяются прямо пропорционально объему продаж. К ним относятся заработная плата основных рабочих, сырье и материалы, электроэнергия для производственных целей и др.
Постоянные расходы расходы, которые не зависят от объема продаж. К ним относятся расходы на управление и продажи: заработная плата управленческого персонала, амортизация, коммунальные платежи, транспортные расходы, обслуживание зданий и оборудования и др.
Релевантный период период времени, в течение которого постоянные расходы можно рассматривать как неизменные. Релевантный период является краткосрочным. В долгосрочном периоде при дальнейшем росте выручки неизбежен скачок постоянных расходов.
Валовая маржа (вклад на покрытие, операционная маржа, контрибуционная маржа) часть выручки, превышающая переменные расходы. Включает постоянные расходы и прибыль
Критический объем продаж (порог рентабельности, точка безубыточности) величина выручки, при которой фирма работает без убытков, но и без прибыли
Запас финансовой прочности превышение выручки над критическим объемом продаж. Измеряется в абсолютных (руб.) или относительных (проценты) показателях
Операционный (производственный) рычаг прирост прибыли (в процентах), происходящий при изменении выручки на один процент, или соотношение валовой маржи и прибыли от продажи. Смысл операционного рычага заключается в том, что прибыль увеличивается или уменьшается непропорционально изменению объема продаж, потому что часть осуществляемых в настоящее время затрат на производственную деятельность является фиксированной, или постоянной, даже если объем этой деятельности значительно изменяется. Характеризует предпринимательский риск, или риск неполучения прибыли от продажи при снижении выручки. Выручка может снижаться в связи с сокращением физического объема продаж и/или снижением цен
Операционный риск риск неполучения прибыли от продаж в связи с необходимостью полностью оплачивать постоянные расходы, независимо от колебаний выручки. Оценивается дисперсией (изменчивостью) прибыли от продаж (прибыли до уплаты процентов и налогов)

 

В традиционной модели формирования прибыли предприятия всегда, когда вычитается величина, не зависящая (или слабо зависящая) от предыдущего значения, возникает «эффект рычага». Такими величинами являются расходы на управление и проценты за кредит, которые трудно (иногда невозможно) снизить.

Небольшое изменение предыдущего значения вызывает непропорциональное большое изменение последующего, потому что процент изменения рассчитывается к разным числовым базам. То есть все происходит по законам арифметики, однако действие рычага всегда производит большое впечатление: например, при снижении выручки на 10% прибыль может снизиться на 90 % или исчезнуть вообще! Наиболее опасно, когда на формирование следующего показателя (по логике формирования показателей финансового результата) вообще не остается денег.

 

Точка безубыточности Объем продаж, шт.,   Бухгалтерская (линейная) модель операционного рычага
Объем продаж, шт. а) б) в)
Объем продаж, шт.
Объем продаж, шт.
Зона прибылей
Зона убытков
график выручки
график затрат

Рис. 10. Графическая модель операционного рычага


 

Распределение расходов на постоянные и переменные является первым этапом операционного анализа. В системе управленческого учета должен быть организован сбор соответствующей информации. Основная сложность заключается в следующем:

а) существуют виды расходов, которые являются условно-постоянными и трудно поддаются классификации на переменные и постоянные;

б) распределение постоянных косвенных расходов на конкретные виды продукции может быть произведено по разным базам распределения. Традиционной базой распределения является доля продукта в объеме продаж.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.70 (0.006 с.)