Общая характеристика правового регулирования деятельности по оказанию услуг связи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика правового регулирования деятельности по оказанию услуг связи



 

Понятие и виды деятельности по оказанию услуг связи. Жизнь современного общества немыслима без широко разветвленных и устойчиво функционирующих систем передачи, хранения и обработки информации. Отсутствие указанных систем повлекло бы паралич не только хозяйственного и оборонного комплексов страны, но и всей ее социально-культурной сферы. Важнейшей частью любой системы передачи, хранения и обработки информации является система связи, под которой в самом общем виде понимают совокупность технических средств для передачи сообщений от источника к потребителю.

Значение системы связи в общей системе распространения информации трудно переоценить. В настоящее время ее значимость обусловлена прежде всего совершенствованием информационных и коммуникационных технологий, развитием глобальных компьютерных сетей и средств их обеспечения, формированием нового информационного общества. Все это оказывает непосредственное влияние на экономику, политику государства и в целом на отношения, которые складываются в обществе по поводу функционирования систем связи и деятельности в этой области.

Основными разновидностями связи выступают электросвязь и почтовая связь.

Под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Под почтовой связью понимается вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.

Электросвязь и почтовую связь осуществляют и обеспечивают организации и государственные органы, образующие в совокупности федеральную связь*(237). Федеральная связь в соответствии со ст. 71 Конституции РФ отнесена к ведению Российской Федерации, что очерчивает границы и сферу правового регулирования отношений, складывающихся в области электросвязи и почтовой связи на федеральном уровне.

Единая сеть электросвязи Российской Федерации включает расположенные на территории Российской Федерации следующие категории сетей электросвязи*(238):

- сеть связи общего пользования;

- выделенные сети связи;

- технологические сети связи, присоединенные к сети связи общего пользования;

- сети связи специального назначения и другие сети связи для передачи информации при помощи электромагнитных систем.

Сеть связи общего пользования предназначена для возмездного оказания услуг электросвязи любому пользователю услугами связи на территории Российской Федерации и представляет собой комплекс взаимодействующих сетей электросвязи, в том числе сети связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания. Указанная сеть включает в себя:

- сети электросвязи, определяемые географически в пределах обслуживаемой территории и ресурса нумерации (совокупности или части вариантов нумерации, которые возможно использовать в сетях связи) и не определяемые географически в пределах территории Российской Федерации и ресурса нумерации;

- сети связи, определяемые по технологии реализации оказания услуг связи.

Сеть связи общего пользования имеет присоединение к сетям связи общего пользования иностранных государств.

Выделенные сети связи представляют собой сети электросвязи, предназначенные для возмездного оказания услуг электросвязи ограниченному кругу пользователей либо группам таких пользователей. Выделенные сети связи не имеют присоединения к сети связи общего пользования, а также к сетям связи общего пользования иностранных государств, хотя могут взаимодействовать в техническом смысле между собой. Выделенная сеть может быть присоединена к сети связи общего пользования на основании заключенного операторами связи договора о присоединении при условии ее соответствия требованиям, предъявляемым к сети связи общего пользования.

Технологические сети связи предназначены для обеспечения производственной деятельности организаций, управления технологическими процессами в производстве. Технологии и средства связи, применимые для создания технологических сетей связи, а также принципы их построения устанавливаются собственниками или иными владельцами этих сетей. При наличии свободных ресурсов технологической сети связи часть этой сети может быть присоединена к сети связи общего пользования для возмездного оказания услуг связи любому пользователю на основании соответствующей лицензии. Такое присоединение влечет перевод части технологической сети в категорию сети связи общего пользования.

Сети связи специального назначения предназначены для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Указанные сети не могут использоваться для возмездного оказания услуг связи, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Связь для нужд государственного управления, в том числе президентская связь, правительственная связь, связь для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, осуществляется в порядке, определяемом специальным законодательством*(239). Центры управления сетями связи специального назначения обеспечивают их взаимодействие с другими сетями единой сети электросвязи Российской Федерации в порядке, установленном Министерством по информационным технологиям и связи РФ.

Почтовая связь в Российской Федерации осуществляется государственными и иными организациями почтовой связи и предназначается для предоставления услуг почтовой связи гражданам, органам государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, органам местного самоуправления, юридическим лицам. В России существует несколько видов почтовой связи, а именно:

- почтовая связь общего пользования, осуществляемая государственными и иными организациями почтовой связи;

- специальная связь федерального органа исполнительной власти в области связи;

- федеральная фельдъегерская связь;

- фельдъегерско-почтовая связь федерального органа исполнительной власти в области обороны.

Основу почтовой связи составляют сети и средства почтовой связи.

Сети почтовой связи представляют собой совокупность объектов почтовой связи и почтовых маршрутов, операторов почтовой связи, обеспечивающих прием, обработку, перевозку (передачу), доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.

К средствам почтовой связи относятся здания, сооружения, нежилые помещения, оборудование и почтовый транспорт, почтовые конверты и почтовые карточки, почтовая тара, используемые для оказания услуг почтовой связи.

Действующее законодательство (ст. 2 Федерального закона "О связи") определяет услугу связи как деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Указанное определение носит предельно обобщенный характер и вписывается в традиционное понятие услуги как деятельности, создающей определенный положительный эффект, в данном случае эффект от приема, обработки, хранения, доставки сообщений или отправлений.

Из приведенного определения следует, что в зависимости от объекта, в отношении которого услугодатель совершает соответствующую деятельность, все услуги связи могут быть дифференцированы на две большие группы. В первую группу входят услуги связи, оказываемые в отношении сообщений электросвязи, а во вторую - услуги связи, оказываемые в отношении почтовых отправлений.

Детальный перечень услуг связи, оказываемых в отношении сообщений электросвязи и почтовых отправлений, определен в Перечне наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденном постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2005 г. N 87*(240). Согласно указанному Перечню различаются:

- услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи, с использованием таксофонов и средств коллективного доступа;

- услуги междугородной и международной телефонной связи;

- услуги телефонной связи в выделенной сети связи;

- услуги внутризоновой телефонной связи;

- услуги местной телефонной связи с использованием таксофонов;

- услуги местной телефонной связи с использованием средств коллективного доступа;

- услуги телеграфной связи;

- услуги связи персонального радиовызова;

- услуги подвижной радиосвязи в сети связи общего пользования;

- услуги подвижной радиосвязи в выделенной сети связи;

- услуги подвижной радиотелефонной связи;

- услуги подвижной спутниковой радиосвязи;

- услуги связи по предоставлению каналов связи;

- услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;

- услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;

- телематические услуги связи*(241);

- услуги связи для целей кабельного вещания;

- услуги связи для целей эфирного вещания;

- услуги связи для целей проводного радиовещания;

- услуги почтовой связи.

В ряде случаев названные выше виды услуг связи подразделяются на более узкие сферы.

Так, согласно п. 5 Правил оказания услуг телеграфной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 222*(242), услугами телефонной связи являются: услуга "телеграмма", представляющая собой деятельность по приему, передаче, обработке, хранению и доставке адресату телеграмм; услуга "телекс", представляющая собой деятельность по установлению временного соединения для приема и передачи текстовых сообщений телеграфной связи между пользовательским (оконечным) оборудованием в сети телекс.

В соответствии с п. 3 Правил оказания услуг почтой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221*(243), услуги почтовой связи подразделяются на: универсальные услуги почтовой связи; иные услуги, в том числе услуги по осуществлению почтовых переводов денежных средств, услуги по пересылке международных почтовых отправлений, услуги EMS*(244).

Наряду с указанными выше видами услуг существуют так называемые универсальные услуги связи, к которым согласно п. 1 ст. 57 Федерального закона "О связи" относятся: услуги телефонной связи с использованием таксофонов; услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа.

Законодательство в области связи. В советском прошлом регулирование отношений связи осуществлялось посредством ведомственных актов, что на современном этапе общественного развития не может быть признано оптимальным вариантом регламентации сферы связи. В настоящее время удельный вес подзаконных актов также весьма значителен, но все они опираются на ряд базовых федеральных законов, играющих роль фундамента, на котором покоится система правового регулирования отношений в области связи.

Среди базовых законов в области связи ведущее место занимает Федеральный закон "О связи"*(245), имеющий следующие цели:

- создание условий для оказания услуг связи на всей территории Российской Федерации;

- содействие внедрению перспективных технологий и стандартов;

- защита интересов пользователей услугами связи и осуществляющих деятельность в области связи хозяйствующих субъектов;

- создание условий для развития российской инфраструктуры связи, обеспечение ее интеграции с международными сетями связи;

- обеспечение централизованного управления российским радиочастотным ресурсом, в том числе орбитально-частотным ресурсом нумерации;

- создание условий для обеспечения потребностей в связи для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.

Специальными законами, регулирующими отношения в области почтовой связи, являются Федеральные законы "О почтовой связи" *(246) и "О федеральной фельдъегерской связи" *(247).

Федеральный закон "О почтовой связи" направлен на обеспечение конституционных прав каждого свободно получать, передавать и распространять информацию, на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Указанный Закон устанавливает систему правовых гарантий формирования и эффективного функционирования почтовой связи на территории Российской Федерации в целях укрепления и развития взаимодействия участников экономических, социальных и политических отношений, реализации потребностей населения в услугах почтовой связи.

Федеральный закон "О федеральной фельдъегерской связи" определяет задачи, устанавливает правовую основу и принципы организации федеральной фельдъегерской связи, порядок взаимодействия органов федеральной фельдъегерской связи с другими органами государственной власти Российской Федерации, а также виды контроля и надзора за их деятельностью.

В предметной области оказания услуг связи значительное место занимают постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты, принимаемые Министерством информационных технологий и связи РФ. В частности, в настоящее время действуют постановления Правительства РФ: от 15 апреля 2005 г. N 221 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи"*(248); от 15 апреля 2005 г. N 222 "Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи"*(249); от 18 мая 2005 г. N 310 "Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи"*(250); от 25 апреля 2005 г. N 328 "Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи"*(251); от 6 июля 2005 г. N 353 "Об утверждении Правил оказания услуг связи проводного радиовещания"*(252); от 23 января 2006 г. N 32 "Об утверждении Правил оказания услуг связи по передаче данных"*(253); от 22 декабря 2006 г. N 785 "Об утверждении Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания"*(254); от 21 апреля 2005 г. N 241 "О мерах по организации оказания универсальных услуг связи"*(255); от 18 февраля 2005 г. N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий"*(256).

Требования к построению, управлению, нумерации, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия, эксплуатации сети связи при оказании универсальных услуг связи с использованием таксофонов и при оказании универсальных услуг по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет утверждены приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 6 декабря 2005 г. N 137*(257).

Требования к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования установлены приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 8 августа 2005 г. N 98*(258).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.3 (0.023 с.)