Общая характеристика правового регулирования деятельности по выполнению работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика правового регулирования деятельности по выполнению работ



 

Понятие деятельности по выполнению работ. Такая деятельность представляет собой вид предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от производства работ.

Субъектами деятельности по выполнению работ являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, для которых такая деятельность является профессиональной и осуществляется ими с целью получения прибыли. Данную деятельность могут осуществлять и некоммерческие организации в той мере, в какой ее осуществление соответствует целям, ради которых организация была создана, и способствует достижению данных целей.

Субъектом, для которого выполняется работа, может быть любое лицо (гражданин, организация), использующее результат выполненной работы как для удовлетворения личных или бытовых нужд (например, ремонт обуви), так и для осуществления своей предпринимательской деятельности (например, строительная организация заказывает выполнение проектных работ для осуществления строительства; риелторская организация выступает заказчиком строительства жилого дома с целью последующей продажи квартир в этом доме).

Под самой выполняемой работой понимается деятельность (работа) исполнителя, осуществляемая за плату по заданию потребителя (заказчика), имеющая материальный результат, который передается заказчику для удовлетворения личных (бытовых) нужд или для использования в предпринимательских целях. Работа должна осуществляться подрядчиком-предпринимателем профессионально, в соответствии с нормативно-техническими требованиями, установленными федеральными законами и иными правовыми актами.

Подрядчик должен не просто "делать" работу, а "сделать" работу и получить результат*(176). Поэтому для заказчика значение имеет именно материальный результат работы, который ему передается подрядчиком для удовлетворения определенных нужд и потребностей заказчика.

Выполняемая работа может быть направлена на создание новой вещи (строительство зданий и сооружений, пошив одежды, строительство новой дороги) или на изменение имеющейся вещи (реконструкция здания, ремонт одежды, замена дорожного покрытия). В любом случае передаче заказчику подлежит овеществленный результат деятельности, отделимый от самой деятельности.

Результат выполненной работы должен также отвечать и соответствовать установленным законами и иными правовыми актами требованиям безопасности, санитарно-технических норм и проч. Результат работы не должен причинять вред здоровью и жизни потребителя.

Результат выполненной работы может использоваться в личных, семейных, бытовых целях, не связанных с предпринимательской деятельностью. Однако результат выполненной работы может использоваться заказчиком в предпринимательских целях. Кроме того, результат выполненной работы может использоваться для удовлетворения государственных нужд (например, выполнение подрядных работ для государственных нужд), а также в определенных публичных (общественных) целях. Восстановление и реконструкция историко-культурных памятников (например, в Санкт-Петербурге) осуществляется и в государственных, и в общественных интересах. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ если градостроительная деятельность противоречит государственным или общественным интересам, она должна быть прекращена.

Результат выполненной работы может носить промежуточный характер. Например, выполненная проектная документация и предшествующая ей изыскательская работа, необходимая для осуществления строительной деятельности, проявится в конечном счете в ходе самого строительства и последующей эксплуатации объекта, построенного в соответствии с проектом и с учетом проведенных изысканий.

Деятельность по выполнению работ опосредуется разными по природе отношениями: подрядными отношениями, складывающимися между подрядчиком и заказчиком и являющимися предметом гражданско-правового регулирования, и публичными отношениями, возникающими между государством в лице его органов, с одной стороны, и участниками подрядных отношений - с другой*(177).

Законодательство о деятельности по выполнению работ содержит довольно большой объем нормативного материала, включающего как федеральные законы, так и иные правовые акты.

Основополагающее значение в регулировании договорных форм осуществления деятельности по выполнению работ принадлежит нормам ГК РФ, содержащим правила о договоре подряда и его разновидностях.

Среди других законодательных актов следует назвать Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. (в ред. от 11 апреля 2007 г.), нормы которого регулируют порядок предоставления земельных участков для строительства*(178).

Порядок выполнения отдельных видов работ регламентирован специальными федеральными законами. Так, порядок выполнения строительных работ и статус участников строительного процесса определен Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (с изменениями на 18 декабря 2006 г.)*(179). В соответствии с данным законом под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты. В части, не противоречащей этому Закону, сохранил свое действие Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. "Об инвестиционной деятельности"*(180).

Градостроительная деятельность регламентируется нормами Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г.*(181) В соответствии с ним под градостроительной деятельностью понимается "деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства" (ст. 1).

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве, определяются Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в редакции, действующей с 1 января 2007 г.)*(182).

Выполнение работ в области архитектурного проектирования определяется Федеральным законом от 17 октября 1995 г. "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации"*(183). В соответствии с данным Законом архитектурная деятельность - это профессиональная деятельность граждан (архитекторов), имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя творческий процесс создания архитектурного проекта, координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции, авторский надзор за строительством архитектурного объекта, а также деятельность юридических лиц по организации профессиональной деятельности архитекторов.

Особенностью законодательства о выполнении работ является то, что в нем собственно правовые нормы тесно переплетены с нормами технического характера, которые могут содержаться в единых нормативных документах.

Требования к безопасности процессов производства и выполнения работ установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании"*(184). Согласно ст. 46 указанного Закона до вступления в силу соответствующих технических регламентов (но не позднее 1 июля 2010 г.) требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

До вступления в силу соответствующих технических регламентов в области строительства подлежат обязательному исполнению требования действующих нормативных документов в строительстве, принятых до 1 июля 2003 г., направленные на достижение целей технического регулирования и обеспечивающие:

- право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности при осуществлении градостроительной деятельности (в том числе развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур городских и сельских поселений);

- надежность зданий и сооружений и их инженерных систем в расчетных условиях эксплуатации, прочность и устойчивость строительных конструкций и оснований;

- устойчивость зданий и сооружений и безопасность людей в расчетных условиях опасных природных воздействий (в том числе сейсмических) и при пожарах;

- охрану здоровья людей в процессе эксплуатации зданий и сооружений (в том числе необходимые параметры внутреннего климата, акустический и световой режим помещений);

- доступность среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения;

- безопасность строительных материалов и изделий, процессов их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации для жизни или здоровья людей и окружающей среды;

- размерную и функциональную совместимость и взаимозаменяемость в строительстве;

- правила приемки и методы контроля в строительстве;

- сокращение расхода топливно-энергетических ресурсов при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;

- охрану окружающей среды, экологическую безопасность и соблюдение санитарных правил при осуществлении градостроительной деятельности (в том числе рациональное использование природных ресурсов)*(185).

В законодательство о выполнении работ включаются законодательные акты и иные правовые акты, определяющие порядок контроля и надзора за осуществлением деятельности по выполнению работ. Среди них следует назвать Федеральные законы от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе"*(186), от 21 июля 1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"*(187), от 18 ноября 1994 г. "О пожарной безопасности"*(188), от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"*(189).

Определенные требования, предъявляемые к выполнению работ по проектированию, строительству, реконструкции, а также ремонту и содержанию дорог и дорожных сооружений на них, предусмотрены Федеральным законом от 15 ноября 1995 г. "О безопасности дорожного движения"*(190). В соответствии с ним данная деятельность подлежит лицензированию. Проектирование, строительство и реконструкция дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Ответственность за соответствие дорог установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного движения на этапе проектирования возлагается на исполнителя проекта, а на этапах реконструкции и строительства - на исполнителя работ.

Особо следует сказать о законодательстве, регулирующем выполнение работ для потребителей, использующих результат работ исключительно для личных (бытовых), семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Для предпринимателя, выполняющего такую работу, обязательными являются нормы закона о защите прав потребителей и иных правовых актов, принятых в соответствии с ним. Так, в соответствии с Федеральным законом "О защите прав потребителей"*(191) Правительством РФ утверждены Правила бытового обслуживания населения, Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств.

Судебно-арбитражная практика, связанная с применением норм гражданского законодательства о выполнении работ, обобщена в информационных письмах Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 января 2000 г. N 51 "Разрешение споров по договору строительного подряда"*(192) и от 25 июля 2000 г. N 56 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договорами на участие в строительстве"*(193).

Правовой формой осуществления деятельности по выполнению работ является договор подряда, в соответствии с которым одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п. 1 ст. 702 ГК РФ).

Договоры подряда представлены такими разновидностями, как строительный и бытовой подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ и подрядные работы для государственных нужд.

Ко всем этим видам подрядных обязательств применяются нормы ст. 702-729 ГК РФ, образующие общую часть подрядного законодательства и составляющие § 1 главы 37 ГК РФ, посвященный общим положениям о подряде.

Подрядные обязательства занимают значительное место среди предпринимательских договоров и относятся к одному из самых древних видов договоров. Не случайно ГК РФ содержит общие положения о подряде: это необходимо потому, что в коммерческом обороте используется множество разновидностей подрядных обязательств, особенности которых весьма разнообразны и не могут быть, прежде всего по соображениям юридико-технического характера, отражены во всех деталях и подробностях в специальных нормативных актах.

Специальные нормы общегражданского законодательства, посвященные отдельным видам подрядных обязательств, регулируют чаще всего встречающиеся в практике договоры подрядного типа. Однако классификация этих отдельных видов договоров, приведенная в п. 2 ст. 702 ГК РФ, ориентирована на различные критерии.

Так, нормы о бытовом подряде применимы лишь в том случае, если заказчиком выступает гражданин, а подрядчиком - лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Результат работы, выполненной подрядчиком, должен быть предназначен для удовлетворения бытовых (домашних, семейных) или других личных потребностей заказчика. Как видим, здесь критерием выступают как субъектный состав договоров, так и особенности их предмета.

Договоры строительного подряда выделены в специальный вид по такому критерию, как особенность предмета договора: это должны быть строительные работы, в том числе и ремонтные, монтажные, пусконаладочные работы или реконструкция зданий, сооружений и иных объектов. Вместе с тем в случаях, когда предметом договора является строительство, выполняемое для удовлетворения потребительских нужд гражданина, применяются правила о бытовом подряде. Таким образом, договоры строительного подряда выделены в специальный вид по такому критерию, как предмет. Здесь субъектный состав не имеет значения в качестве основания классификации.

Тот же критерий - специфический предмет договора - лежит и в основании выделения такого вида подряда, как подряд на выполнение проектных и изыскательских работ. В таких договорах предметом могут быть либо техническая документация, содержащая результат проектных работ - сам проект, либо изыскательские работы.

Статьи 763-768 ГК РФ посвящены подрядам для государственных или муниципальных нужд. В данном случае использовано несколько критериев, лежащих в основе обособления этих обязательств в отдельный вид подрядных договоров: во-первых, это предмет - в качестве такового могут выступать строительные, проектные или изыскательские работы. Вторым необходимым признаком таких договоров является их специфический субъектный состав: выполняемые подрядные работы должны быть предназначены для удовлетворения государственных или муниципальных нужд. Наконец, эти договоры имеют третий специфический признак: работы должны финансироваться за счет средств соответствующих бюджетов или внебюджетных источников.

Как следует из анализа представленных в ГК РФ разновидностей договоров подряда, все они могут быть отнесены к предпринимательским договорам, если принять во внимание субъектный состав этих обязательств. Так, и бытовой подряд, и строительный подряд, и подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, и подряды для государственных или муниципальных нужд предполагают, что в качестве подрядчика выступает предприниматель. Применительно к бытовому подряду это прямо указано в его определении, что же касается других договоров, то такой вывод следует из определенной в ГК РФ специфики предмета. Ведь и капитальное строительство, и проектирование, и изыскания независимо от того, для кого они выполняются - для государственных ли нужд или для частных интересов, могут быть выполнены только такими юридическими или физическими лицами, которые имеют лицензии на осуществление соответствующей деятельности. Сама же эта деятельность - капитальное строительство и ремонт, проектирование и изыскания - это деятельность предпринимательская.

Предметом договоров подряда являются, как следует из легального определения этого обязательства, выполняемая подрядчиком работа и ее результат. Таким образом, можно говорить о сложном характере предмета этого обязательства. Здесь специфика предмета в том, что пока выполняются работы, еще нет результата, во всяком случае в его окончательном, завершенном виде, а как только появляется результат, сами работы уже завершены.

Характер предмета подряда позволяет отграничить это обязательство от договоров об оказании услуг, что нередко имеет существенное практическое значение, поскольку, например, налоговое и иное специальное законодательство в целом ряде случаев по-разному определяет правовую судьбу доходов, полученных по таким различным правовым основаниям, как подрядные договоры или договоры об оказании услуг.

Предметом договоров об оказании услуг является деятельность, предметом же подрядных договоров - выполнение работ и результат этих работ. Немалое практическое значение имеет и разграничение подряда и трудового договора. Нередко затруднения связаны с тем, что термин "выполнение работ" понимают как работу в смысле трудовой деятельности. Это терминологическое сходство не должно затенять принципиальное различие между подрядом и трудовым договором, так как последний является фундаментом самостоятельной отрасли права и отличается от подряда предметом, субъектным составом и содержанием. Предметом подряда выступают выполнение работ и их результат как товар, предметом же трудового договора является выполнение определенной трудовой функции. Субъектами подряда могут быть любые субъекты гражданского права, субъектами же трудового договора выступают рабочие и служащие, с одной стороны, и работодатель - с другой. Трудовой договор предполагает подчинение работника правилам трудового распорядка и соблюдение трудовой дисциплины, право на отдых, гарантии при высвобождении, увольнении, болезни, право на отпуск и компенсации; подрядный же договор основан на юридическом равенстве сторон и основывается на принципе отнесения риска гибели работ и их результата на подрядчика.

Даже этот краткий перечень основных отличий подряда и трудового договора позволяет провести четкое разграничение этих институтов различных отраслей права.

Содержание подрядного обязательства образуют права и обязанности его участников. Основная обязанность подрядчика - выполнение указанных в договоре работ и сдача их результата заказчику. Следует отметить, что нередко существенное значение имеют технология выполнения работ, время их производства, применяемые материалы и другие условия, характеризующие требования, обращенные к предмету договора. Все эти требования, относящиеся к предмету договора, либо могут быть включены в раздел договора о его предмете, либо отражаются в условиях, определяющих способы исполнения обязательства, в разделах, посвященных обязанностям подрядчика.

Общие положения о подряде, содержащиеся в ГК РФ, устанавливают такие принципиально важные нормы, относящиеся ко всем разновидностям подряда, как выполнение работ иждивением подрядчика, т.е. его силами и средствами, а также из его материалов, распределение риска случайной гибели работ, при котором до сдачи работы заказчику риск ее случайной гибели несет подрядчик, за заказчиком же остается риск случайной гибели его материалов.

Существенным условием подряда является срок, и если сторонам не удалось достичь соглашения по этому условию, договор считается незаключенным.

Цена в договоре подряда может быть определена путем составления сметы. Она может быть твердой или приблизительной, причем если стороны не договорились об ином, цена считается твердой. Кроме того, важно учесть, что подряд относится к числу тех договоров, на которые распространяется действие п. 3 ст. 424 ГК РФ, согласно которой если ни законодательство, ни договор не позволяют определить цену договора, то цена, на которую имеет право подрядчик, - это средняя цена таких работ при сравнимых обстоятельствах. Таким образом, цена в отличие от срока не является существенным условием договора подряда.

При заключении договора подряда довольно часто возникает необходимость в привлечении подрядчиком к участию в выполнении работ третьих лиц. Такая сложная структура договорных связей настолько свойственна подряду, что нередко именно в этом усматривали индивидуализирующий признак указанного договора*(194).

Возможны следующие схемы договорных связей при генеральном подряде (ст. 706 ГК РФ). В первом случае заказчик заключает договор с подрядчиком, именуемым генеральным подрядчиком, а последний - договор или договоры с третьими лицами - субподрядчиками.

Генеральный подрядчик при такой схеме выступает должником и кредитором в отношениях как с заказчиком, так и с субподрядчиком.

При этом подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств субподрядчиков только в том случае, если из закона или договора подряда не вытекает его обязанность выполнить предусмотренную работу лично. Если же подрядчик нарушает такое требование, то несет перед заказчиком убытки, причиненные участием субподрядчика в исполнении договора.

При второй схеме генерального подряда заказчик заключает договор с генеральным подрядчиком на выполнение определенной части работ, а на выполнение остальных работ заключает самостоятельно договоры с другими исполнителями, но только с согласия генерального подрядчика. При такой схеме исполнители несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение работы непосредственно перед заказчиком.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.024 с.)