Общая характеристика правового регулирования деятельности по передаче имущества в собственность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика правового регулирования деятельности по передаче имущества в собственность



 

Взаимосвязь отношений по производству и реализации продукции (товаров). Производство (промышленность) и реализация продукции (торговля) - две взаимосвязанные, но не совпадающие отрасли экономики. На внутренний рынок России поступает продукция, не только произведенная отечественными товаропроизводителями, но и ввозимая из-за рубежа. И напротив, часть продукции, произведенной на российских предприятиях, вывозится за рубеж и реализуется в других государствах. Основной спрос на товары должен удовлетворяться за счет продукции, производимой отечественными предприятиями; от этого зависит экономическая безопасность России и состояние экономики страны в целом. Экономическая безопасность - это независимость экономического развития страны от импорта товаров, работ и услуг, способность национальной экономики своими силами обеспечить удовлетворение основных потребностей населения и организаций в промышленных и продовольственных товарах.

Социально-экономический строй современного капитализма основывается на объективных экономических законах, действие которых проявляется в обоюдной зависимости спроса и предложения, что является постоянным фактором, лежащим в основе роста и совершенствования производства в целях удовлетворения постоянно растущих потребностей общества.

Отказ от планово-административного регулирования производства и распределения продукции не означает отказа от правового и государственного регулирования отношений по производству и реализации продукции вообще. Благодаря правовому регулированию удается сбалансировать положение участников товарных рынков, обеспечить нормальное функционирование субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере производства и торговли. Без четкого правового регулирования товарный рынок не мог бы стать упорядоченным, или, как принято говорить, цивилизованным рынком, т.е. рынком, отношения на котором урегулированы правовыми нормами.

С определением границ предмета правового регулирования в аспекте соотношения производства и реализации дело обстоит непросто. Как и в других социально-экономических сферах, при определении предмета правового регулирования в сфере промышленности и торговли выделяют две составляющие: публично-правовую и частно-правовую. Публично-правовая область - это публичная организация производства и торговли, взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государством в лице компетентных органов государственной власти, обеспечение публичных интересов. Эти отношения условно можно было бы назвать вертикальными организационными отношениями. Частно-правовая область - это область собственно производственной и торговой деятельности как разновидностей предпринимательской деятельности, направленной на систематическое извлечение прибыли от производства и реализации товаров. В этой области складываются горизонтальные правовые отношения между участниками торговых операций.

Субъектам предпринимательской деятельности предоставлена правовая возможность реализовывать на товарном рынке как произведенную ими продукцию, так и продукцию, которую они сами не произвели, а приобрели у других лиц - изготовителей или посредников. Поэтому можно говорить о том, что в России проводится принцип свободного доступа на товарный рынок любым субъектам предпринимательской и иной экономической деятельности, включая иностранных юридических лиц и иностранных граждан. Данный принцип является проявлением общего принципа свободы предпринимательской деятельности, закрепленного в ст. 34 Конституции РФ. Как и действие общего принципа свободы предпринимательской деятельности, так и действие принципа свободного доступа на товарный рынок ограничиваются определенными требованиями, устанавливаемыми в публичных интересах.

Регулирование сферы промышленного производства и реализации промышленной продукции направлено на обеспечение конкурентной среды, ограничение монополизма, защиту прав и интересов потребителей, обеспечение охраны жизни и здоровья населения, надлежащего состояния окружающей среды. Так, Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" утвержден Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена*(1). Заниматься производством и реализацией видов продукции, содержащихся в названном Перечне, а также в ряде других нормативных правовых актах, можно с учетом того, что реализация такой продукции возможна только при наличии специального разрешения - лицензии, которая выдается компетентными государственными органами исполнительной власти.

За отдельными изъятиями, субъектам предпринимательской деятельности предоставлены правовые возможности самостоятельно без каких-либо согласований с государственными органами решать вопросы о направлении своих капиталов на производство тех или иных изделий, о выборе контрагентов и партнеров, размещении производимой продукции на рынке, об условиях ее реализации.

Торговлю и торговые отношения можно рассматривать весьма широко, понимая под торговыми операциями различные виды гражданско-правовых сделок, договоров. Совершенно справедливо подчеркивает В.Ф. Яковлева, что "в условиях рыночной экономики сущностью деятельности по реализации товаров являются акты обмена товаров"*(2). В Типовом законе об электронной торговле, принятом Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и утвержденном Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1996 г. N А/51/628, к торговым отношениям отнесены купля-продажа лицензий, строительство промышленных объектов, предоставление консультативных услуг, инжиниринг, инвестирование и т.д. В связи с этим Б.И. Пугинский совершенно правильно обращает внимание на то, что "названный закон регулирует не собственно торговлю с использованием сети Интернет (электронную торговлю), а лишь вопросы передачи информации в форме сообщения данных при совершении любых экономических сделок. Вместе с тем игнорирование различий между сделками по поставке товаров и строительству промышленных объектов либо перевозке пассажиров способно породить неправильное понимание сущности собственно торговых отношений, повлечь недоразумения в практической работе и научных исследованиях"*(3). Представляется, что общепринятое понимание торговли и товарного рынка должно быть ограничено отношениями по возмездной реализации вещей как материальных ценностей.

Частноправовая область торговли как предмет правового регулирования - это отношения, складывающиеся на товарном рынке. Они возникают из торговых сделок, которые совершаются ради достижения двуединой цели: продажи и покупки товара. На товарном рынке в качестве товара выступают исключительно вещи, т.е. материальные ценности - изделия, имеющие потребительную стоимость и материальную форму. От торговых сделок на товарном рынке отсекается реализация работ и услуг, имущественных прав требований и других объектов гражданских прав, не являющихся в данном контексте изделиями - товарно-материальными ценностями. Не включается в товарный рынок оборот ценных бумаг и валюты, хотя ценные бумаги, как и деньги, приравнены в ст. 128 ГК РФ к вещам (по нашему мнению, в этой статье имеются в виду ценные бумаги в документарной форме, а деньги - наличные, т.е. банкноты и монеты); оборот ценных бумаг и денежный оборот - это фондовый и соответственно финансовый (денежный) рынки, которые образуют обособленные по своим признакам секторы рыночной экономики.

С учетом высказанных уточнений можно дать следующее определение товарного рынка: товарный рынок - это операции, которые опосредуют движение товаров от изготовителей к потребителям. В едином по своей сущности и признакам товарном рынке выделяют два сегмента: оптовую торговлю и розничную торговлю. Оптовая торговля, или оптовый рынок, - это такие операции по продаже товаров, предметом которых являются товары, предназначенные для использования в предпринимательской деятельности.

Розничная торговля, или розничный торговый рынок, - это операции по продаже товаров розничными торговыми организациями - магазинами покупателям - гражданам, приобретающим товары для личного или семейного потребления (допускается приобретение в розничных магазинах товаров потребительского назначения организациями, которые покупают эти товары для собственных нужд, но не в целях последующей перепродажи).

Между оптовой и розничной торговлей существуют тесные взаимосвязи и взаимозависимость: розничная торговля не может существовать без оптовой, так как только через механизм оптовых поставок розничные торговые организации получают товары, которые затем продаются гражданам. В свою очередь, оптовая торговля не может успешно развиваться вне взаимосвязи с розничной торговлей, поскольку необходимость насыщения рынка товарами потребительского спроса стимулирует оптовую торговлю и производство товаров потребительского назначения. Такая тесная взаимосвязь оптовой и розничной торговли обеспечивает их объединение в сложное комплексное понятие товарного рынка.

Источники правового регулирования отношений по производству и реализации продукции. Нормативные правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие деятельность по производству продукции для ее последующей реализации на рынке в качестве товара, охватываются понятием законодательства о промышленности, или промышленного законодательства.

Правовое регулирование деятельности по производству продукции направлено на обеспечение публичных интересов путем установления определенных требований к промышленному производству с тем, чтобы технологические процессы изготовления продукции не могли причинить вред окружающей среде, жизни и здоровью людей - работников предприятий и граждан, проживающих в местностях, где расположены промышленные предприятия. Все отрасли и подотрасли экономики и действующие в них предприятия в зависимости от особенностей производственных технологий распределены по группам (классам) профессионального риска. Классификация отраслей (подотраслей) экономики по классам профессионального риска осуществляется на основе утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 1999 г. N 975 Правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска*(4). По указанным классам профессионального риска федеральными законами ежегодно устанавливаются страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Требования к промышленной безопасности и порядок осуществления государственного контроля за технологическим состоянием предприятий содержатся в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"*(5). В соответствии с названным Законом организации промышленности обязаны принимать меры по обеспечению промышленной безопасности своего производства. Они обязаны подавать в органы государственного контроля документ, называемый декларацией промышленной безопасности, в котором отражаются технологические особенности производства на данном предприятии и перечисляются мероприятия, проводимые для обеспечения безопасности*(6). Осуществление государственного контроля и надзора за промышленной безопасностью возложено на соответствующие федеральные службы: Федеральную службу по атомному надзору и Федеральную службу по технологическому надзору, входящие в систему Минпромэнерго России.

Отходы производства подлежат утилизации в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"*(7). Произведенная изготовителями продукция может быть передана ими в коммерческий оборот только при соблюдении требований к технологии производства и соответствии продукции санитарно-гигиеническим нормам, а также требованиям качества продукции. Интересы потребителей, в том числе и относительно безопасности и качества приобретаемых изделий, обеспечиваются правовым регулированием отношений, складывающихся в сфере торговли.

Законодательство о торговле, или, иными словами, торговое законодательство, - это совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере торговли. В юридической литературе употребляется словосочетание "торговое право", под которым понимается совокупность правовых институтов, нормами которых регулируются отношения в сфере оптовой и розничной торговли. Но позиции ученых в трактовке понятия торгового права расходятся. Одни авторы считают, что торговое право - это часть гражданского права; другие склонны признать торговое право самостоятельной отраслью, ставя знак равенства между понятиями "торговое право" и "коммерческое право". Противоречива и непоследовательна в этом вопросе позиция Б.И. Пугинского, который полагает, что торговое право обычно рассматривается как комплексная дисциплина, охватывающая трудовые отношения, административную и уголовную ответственность работников торговли, гражданский и арбитражный процесс, поэтому с целью "отмежевания, отделения от комплексных разработок по торговле приходится использовать название "коммерческое право""*(8). Но в том же учебнике Б.И. Пугинского лексика смещается в сторону понятий "торговое право" и "торговое законодательство": "история развития торгового права" (с. 17), "становление торгового права в России" (с. 27), "характеристика современного торгового законодательства России" (с. 29), "объекты торгового права" (с. 56), "торговые договоры" (с. 111, 116, 167). Все это свидетельствует о том, что понятие "торговое право" охватывает, как было уже сказано выше, правовые нормы, регулирующие отношения в сфере торговли, т.е. отношения по реализации товаров. В широком смысле слова торговое право является синонимом понятия "коммерческое право", которое в данном контексте отражает правовое регулирование не только торговых отношений, но и всей сферы отношений коммерческого оборота, включая реализацию результатов работ, услуг, объектов интеллектуальной собственности.

С учетом дифференциации предмета регулирования в торговом законодательстве могут быть выделены две группы нормативных правовых актов: регулирующих отношения в сфере оптовой торговли и регулирующих отношения в сфере розничной торговли.

В системе нормативных правовых актов, регулирующих отношения в потребительской сфере, включая розничную торговлю, важную роль играет Закон РФ "О защите прав потребителей"*(9), сфера действия которого весьма широка: розничная торговля и общественное питание, бытовое обслуживание населения, иные области оказания гражданам различных потребительских услуг. Интересы граждан потребительского характера удовлетворяются коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, для которых требования названного Закона о надлежащем обслуживании граждан и нормы об ответственности перед потребителями являются обязательными.

Нормы Закона, направленные на защиту прав граждан-потребителей, действуют достаточно эффективно; сложилась устойчивая судебная практика по применению Закона; по этим вопросам были приняты постановление Пленума Верховного Суда РФ*(10) и разъяснения антимонопольного органа*(11). Но для урегулирования всей торговой сферы, в том числе оптового рынка, необходимо принятие обобщающих (консолидированных) законов. В юридической литературе дискутируются различные возможные варианты.

Одна из позиций сводится к тому, чтобы было принято два закона: закон о торговле в Российской Федерации и Торговый кодекс Российской Федерации. Закон о торговле призван урегулировать публичную сферу товарного рынка, т.е. отношения субъектов торговой деятельности с государством в лице компетентных органов государственной власти. В законе может быть закреплен комплекс требований, которым должны отвечать субъекты торговой деятельности: коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, работающие на товарном рынке. Также в этом законе могут быть предусмотрены общие условия осуществления торговой деятельности; специальные же условия торговли отдельными видами товаров, например лекарствами, продуктами питания, алкогольными напитками и т.д., должны быть урегулированы в специальных профильных законах или даже подзаконных нормативных правовых актах, посвященных отдельным разновидностям торговой деятельности. В законе о торговле должна быть определена компетенция органов государственной власти по отношению к субъектам торговой деятельности. Организационно-распорядительные и контрольные полномочия органов государственной власти должны рассматриваться не только как права, но и как обязанности органов по выполнению возложенных на них функций. Проект закона "Об основах регулирования торговой деятельности" разрабатывается в Правительстве РФ*(12).

Торговый кодекс РФ призван урегулировать частную область товарного рынка - отношения по продаже и купле товаров. Поскольку в части второй ГК РФ представлен институт договора купли-продажи и его разновидности, постольку необходимо избежать повторений и не подвергать действующий Кодекс структурным изменениям и перекраиванию. В Торговом кодексе могут быть отражены особенности отношений, складывающихся на товарном рынке в условиях неплановой рыночной экономики. Эти особенности недостаточно отражены в части второй ГК РФ. Речь идет о различных организационных формах, применяемых в практике современной торговли: оптовых ярмарках, выставках, публичных торгах, электронной торговле с использованием сети Интернет. Нуждаются в закреплении в Торговом кодексе особенности розничной сетевой торговли, механизмы реализации товаров через профессиональных коммерческих посредников: дилеров и дистрибуторов. Инициатором разработки и принятия Торгового кодекса РФ выступает Б.И. Пугинский*(13). Но есть и другие точки зрения по этому вопросу*(14).

Правовое положение субъектов, осуществляющих деятельность по производству и (или) реализации продукции. Тесная экономическая взаимосвязь промышленности и торговли предполагает разнообразные формы взаимодействия субъектов производства с субъектами торговли. В действующем законодательстве не предусматривается ограничений относительно взаимосвязей производства и торговли, поэтому изготовители продукции могут либо сами продавать ее на оптовом или розничном рынке, либо передавать продукцию для реализации тем, кто специализируется на торговых операциях. В условиях конкуренции на товарных рынках определенные преимущества приобретают профессиональные участники, которые устанавливают устойчивые деловые связи как с изготовителями, так и с потребителями продукции. Схемы реализации товаров могут быть самыми разнообразными, с участием не одного, а нескольких посредников, которые располагаются между изготовителями и конечными потребителями продукции.

Иными словами, тот, кто продает товар, не обязательно должен быть его изготовителем, но у него должно быть право на реализацию данного товара.

Деятельностью по производству и (или) реализации продукции занимаются различные субъекты. В основном это коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Правовое положение субъектов в сфере производства и в сфере торговли характеризуется общими правовыми признаками, свойственными субъектам предпринимательской деятельности: коммерческие организации могут основываться на различных формах собственности и создаваться в предусмотренных в ГК РФ (п. 2 ст. 50) организационно-правовых формах; государственные и муниципальные унитарные предприятия, правоспособность которых является специальной, вправе заниматься производственной или торговой деятельностью при условии, что эти виды деятельности предусмотрены их уставами. Негосударственные коммерческие организации, занимающиеся производством и реализацией продукции, имеют, как правило, общую правоспособность, хотя правоспособность негосударственной коммерческой организации может быть ограничена учредителями (участниками) путем установления в учредительных документах организации ограничений по видам деятельности.

Общая правоспособность негосударственных коммерческих организаций, действующих в сфере производства и торговли, дает им возможность быстрее, без внесения изменений в учредительные документы, приспосабливаться к конъюнктуре (соотношению спроса и предложения), производить реструктуризацию производства, заменять устаревшие виды продукции, не пользующиеся спросом, более новыми, отвечающими современным требованиям. Характерной тенденцией в последние десятилетия является, например, конверсия машиностроительных предприятий, под которой понимается переход с выпуска продукции военного или двойного назначения на выпуск гражданских товаров потребительского спроса.

По отдельным видам продукции в законодательстве устанавливаются специальные требования к субъектам, занимающимся их производством и реализацией. Например, в Федеральном законе от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" содержатся требования к организациям, осуществляющим производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В частности, "производство этилового спирта вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 миллионов рублей" (п. 9 ст. 8 названного Закона), а "производство водки вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 50 миллионов рублей" (п. 2 ст. 11 названного Закона)*(15).

Такие специальные требования к субъектам определенного вида деятельности могут устанавливаться только законодательными актами. Если в законе или законах, регулирующих деятельность по производству или реализации какой-либо продукции, не содержится специальных требований, адресованных субъектам, осуществляющим эти виды деятельности, - значит, этими видами деятельности могут заниматься лица, правоспособность которых допускает осуществление этих видов деятельности.

Профессиональной деятельностью по реализации имущества могут заниматься и некоммерческие организации при условии, что продажа товаров соответствует целям, ради которых они созданы, и служит достижению этих целей. Так, потребительские кооперативы закупают и продают товары широкого потребительского спроса; для этого они создают розничные магазины, организуют розничные рынки, в отдаленных местностях используют автолавки и другие возможности для обеспечения товарами своих членов, и не только их, но и других граждан.

Заметными участниками отношений на оптовом рынке становятся такие некоммерческие организации, как государственные корпорации, которые создаются в целях решения крупных задач в социальной и производственной сферах и которые вправе выступать в качестве поставщиков производимой ими продукции.

Повсеместно занимаются торговлей с рук граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. Занятие ими торговлей нарушает требования действующего законодательства; время от времени органами местного самоуправления принимаются меры по прекращению функционирования так называемых "блошиных рынков" (самодеятельных, неофициальных рынков) и по привлечению отдельных торговцев к административной ответственности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.017 с.)