Договоры о передаче имущества в собственность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Договоры о передаче имущества в собственность



 

Система договоров о передаче имущества в собственность. Реализация, т.е. отчуждение товаров (или имущества вообще) одними лицами - товаровладельцами другим лицам - приобретателям - может опосредоваться различными гражданско-правовыми договорами. Система этих договоров получила отражение в ГК РФ и других законодательных актах. Специальные правовые нормы о договорах отдельных видов принято объединять понятием института договора: институт договора поставки, институт договора контрактации, институт договора мены и т.д. Если учитывать структуризацию договоров, представленных в ГК РФ, то система договоров, опосредующих реализацию товаров (имущества), будет включать в себя: 1) договоры, предусмотренные нормами главы 30 "Купля-продажа"; это - подвиды или разновидности договора купли-продажи; 2) договоры, предусмотренные нормами других структурных подразделений ГК и нормами других законодательных актов; это - договоры, примыкающие к договору купли-продажи, другими словами, смежные договоры; 3) применяемые в практике договоры, которые прямо не предусмотрены законом, но не противоречат ему; это - так называемые "непоименованные договоры"; 4) смешанные договоры, в содержание которых наряду с другими условиями входит условие об отчуждении каких-либо объектов.

Итак, если в качестве системообразующего критерия использовать правовое назначение (целевую направленность) договора с учетом места расположения соответствующих договорных институтов в гражданском законодательстве, то система договоров, опосредующих реализацию товаров, может быть представлена следующим образом:

- общегражданский договор купли-продажи (§ 1 гл. 30, ст. 454-491 ГК РФ);

- договор розничной купли-продажи (§ 2 гл. 30, ст. 492-505 ГК РФ);

- договор поставки (§ 3 гл. 30, ст. 506-524 ГК РФ);

- государственный контракт, опосредующий поставку товаров для государственных нужд (§ 4 гл. 30, ст. 525-534 ГК РФ);

- договор контрактации (§ 5 гл. 30, ст. 535-538 ГК РФ);

- договор энергоснабжения (§ 6 гл. 30, ст. 539-548 ГК РФ);

- договор продажи недвижимости (§ 7 гл. 30, ст. 549-558 ГК РФ);

- договор продажи предприятия (§ 8 гл. 30, ст. 559-566 ГК РФ);

- договоры, опосредующие отчуждение ценных бумаг (ссылка в п. 2 ст. 454 гл. 30 ГК РФ);

- договоры, опосредующие отчуждение денег и валютных ценностей (ссылка в п. 2 ст. 454 гл. 30 ГК РФ);

- договоры, опосредующие отчуждение имущественных прав (ссылка в п. 4 ст. 454 гл. 30 ГК РФ);

- договор мены (гл. 31, ст. 567-571 ГК РФ);

- договор дарения (гл. 32, ст. 572-582 ГК РФ);

- смешанные договоры;

- договоры, не предусмотренные законом, но не противоречащие ему.

Нормы, регулирующие перечисленные виды договоров, находятся в определенной взаимосвязи ввиду их общей направленности на отчуждение имущества и перенос вещного права на отчуждаемый объект от отчуждателя к приобретателю.

Соотношение общих и специальных норм в их применении к отдельным разновидностям договора купли-продажи установлено в ст. 454 ГК РФ, а также в ряде других статей главы 30 ГК РФ; что же касается примыкающих (смежных) договоров, то соотношение общих и специальных норм установлено в положениях других глав части второй ГК РФ.

Положения § 1 гл. 30 ГК РФ выполняют двойную функцию: во-первых, эти положения являются общими нормами по отношению к нормам, которые регулируют отдельные разновидности договора, опосредующего отчуждение товаров. В этом соотношении приоритет имеют специальные нормы, а нормы § 1 гл. 30 применяются, если иное не установлено, специальными нормами. Согласно п. 5 ст. 454 ГК РФ, к таким видам договора купли-продажи, как розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятия, положения § 1 гл. 30 применяются, если иное не предусмотрено правилами ГК РФ об этих видах договора купли-продажи. Специальные нормы содержатся в остальных параграфах гл. 30, в гл. 31 и 32; специальные нормы, регулирующие отношения по реализации товаров, могут содержаться также в других главах и разделах ГК РФ, других законах и иных нормативных правовых актах.

Во-вторых, нормы § 1 гл. 30 ГК РФ регулируют общегражданский договор купли-продажи, т.е. договор, в котором нет каких-либо специальных признаков, позволяющих квалифицировать его как одну из отдельных разновидностей договора, опосредующего отчуждение товаров. Субъекты предпринимательской деятельности могут быть стороной общегражданского договора купли-продажи, посредством которого решаются какие-либо их задачи: например, коммерческая организация приобретает у художника картины для украшения офиса или, напротив, коммерческая организация распродает принадлежащие ей изделия, предназначенные для удовлетворения бытовых потребностей.

Также субъекты предпринимательской деятельности могут участвовать в договоре розничной купли-продажи в качестве покупателя, приобретая в розничных магазинах какие-либо предметы для удовлетворения собственных нужд, не связанных непосредственно с предпринимательской деятельностью.

Общегражданский договор купли-продажи и договор розничной купли-продажи опосредуют потребительские отношения и потому изучаются в курсе гражданского права. Подчеркнем лишь три момента, имеющих важное значение для сферы предпринимательства. Первое: товар, по поводу которого заключается договор розничной купли-продажи, предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Второе: одной из сторон договора розничной купли-продажи, а именно продавцом, всегда является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, т.е. либо коммерческая организация, либо некоммерческая организация, которая вправе осуществлять торговую деятельность, либо индивидуальный предприниматель. Третье: договор розничной купли-продажи - публичный договор.

Договор дарения также изучается в курсе гражданского права. Но во взаимосвязи с предметом коммерческого (предпринимательского) права надо обратить внимание на то, что в силу п. 4 ст. 575 ГК РФ дарение в отношениях между коммерческими организациями не допускается, иными словами - оно запрещено. С учетом правила п. 4 ст. 575 ГК РФ возникает проблема применения конструкции прощения долга (ст. 415 ГК РФ) для прекращения обязательств в отношениях между коммерческими организациями. В литературе высказывается мнение о том, что по своей правовой природе прощение долга "не может рассматриваться как разновидность обязательственного договора дарения"*(16). Основываясь на этой позиции, можно прийти к выводу о том, что поскольку в ст. 415 ГК РФ нет оговорки о недопустимости прощения долга между коммерческими организациями, постольку прощение долга может применяться и в этих отношениях; но такая точка зрения не бесспорна. Коммерческие организации вправе делать подарки другим субъектам (не являющимся коммерческой организацией), а также осуществлять пожертвования, т.е. дарить вещи или безвозмездно уступать права в общеполезных целях. Согласно ч. 2 п. 3 ст. 582 ГК РФ юридическое лицо, принявшее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, "...должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества".

Договоры, опосредующие отчуждение ценных бумаг, денег и валютных ценностей, а также имущественных прав, изучаются в соответствующих разделах курсов гражданского и коммерческого права во взаимосвязи с вопросами правового регулирования отношений, возникающих по поводу названных объектов гражданских прав.

В силу принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ) субъекты предпринимательской деятельности могут применять виды договоров и договорные конструкции, не предусмотренные законом, но не противоречащие ему. При анализе применяемых в коммерческой практике не поименованных в ГК РФ договоров выясняется, что, как правило, они примыкают к договору купли-продажи, точнее - к одному из его подвидов. В большинстве случаев непоименованные договоры являются смешанными, поскольку в них, как правило, присутствуют элементы различных известных видов договоров. Например, в так называемом договоре консигнации, заключаемом для отгрузки товара с товарного склада, содержатся элементы договора поставки и договора хранения. Такие договоры квалифицируются как смешанные договоры, к которым, как сказано в п. 3 ст. 421 ГК РФ, применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Следует также иметь в виду, что система гражданско-правовых договоров не является закостеневшей; постепенно происходит ее развитие путем появления новых разновидностей известных договоров и новых видов самостоятельных договоров, которые отпочковываются от классического типа договора купли-продажи и приобретают специфические признаки.

Договоры, опосредующие реализацию имущества в коммерческом обороте, рассматриваются в данной главе курса коммерческого права. Здесь следует иметь в виду, что коммерческий оборот - это сделки (договоры) по реализации имущества в предпринимательских целях. Изучаемые здесь виды договоров, как правило, тесно связаны с предпринимательской деятельностью; сторонами их являются в большинстве случаев коммерческие организации и индивидуальные предприниматели; назначение этих договоров - удовлетворение предпринимательских интересов их участников. Договоры в сфере предпринимательства в литературе объединяют понятиями "предпринимательские договоры"*(17), "коммерческие или торговые договоры"*(18). Воспринимая эти обобщающие понятия как условные, используемые в научных и учебных целях, можно сделать вывод о том, что рассматриваемые ниже виды договоров, опосредующие реализацию товаров, относятся к группе предпринимательских (коммерческих, торговых) договоров.

Следует обратить внимание на то, что одни и те же товары могут быть предметом различных видов договоров, опосредующих реализацию имущества. Например, многие виды товаров могут использоваться и гражданами, и организациями: предметы обстановки и обихода, мебель, оргтехника, канцтовары и т.д. В зависимости от того, какое лицо выступает в качестве приобретателя и для каких целей приобретаются такие изделия, договор, заключенный в целях их приобретения, квалифицируется либо как общегражданский договор купли-продажи, либо как договор розничной купли-продажи, либо как договор поставки. В сфере розничной торговли заключаются договоры розничной купли-продажи, конструктивная особенность которых состоит в том, что момент исполнения обязательства приближен к моменту заключения договора или даже совпадает с ним.

В сфере оптовой торговли предметом сделок, как правило, является не одно единичное изделие, а какое-либо количество изделий - партии товаров; заключаемые в этой сфере договоры - договоры поставки; исполнение обязательства поставки в подавляющем большинстве случаев происходит не в момент заключения договора, а позднее, через какой-либо промежуток времени.

Сельскохозяйственная продукция, выращенная или переработанная продавцом, может быть предметом и договора поставки, и договора контрактации. Если товар, передаваемый по возмездному договору, не оплачивается деньгами, а взамен денег другая сторона передает контрагенту какое-либо имущество, заключенный договор будет являться договором мены, а не договором поставки.

Все эти обстоятельства следует принимать во внимание при квалификации договора. Квалификация договора означает определение его вида, что необходимо для установления места данного договора в системе гражданско-правовых договоров и правильного применения правовых норм, регулирующих соответствующие договорные отношения.

Определяя правовые нормы, подлежащие применению к отношениям по данному договору, следует иметь в виду, что в действующем законодательстве содержатся специальные требования к порядку реализации различных видов товаров. В п. 3 ст. 454 ГК РФ сказано: "В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иным законом, особенности купли и продажи товаров отдельных видов определяются законами и иными правовыми актами". Один из примеров специального законодательства уже приводился выше - это Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Есть, разумеется, и другие случаи установления специальных правил, регулирующих условия и порядок реализации отдельных видов товаров. Для того чтобы избежать возможных ошибок в применении законодательства, необходимо, используя справочные информационно-поисковые системы по законодательству, устанавливать наличие таких специальных правил и применять их, руководствуясь известным принципом соотношения общих и специальных правовых норм: специальные правовые нормы имеют приоритет в соотношении с общими правовыми нормами, но специальные правовые нормы применяются на основе и с учетом общих правовых норм.

Договор поставки. Поставки - это хозяйственные связи или отношения между изготовителями и потребителями продукции, внутри которых происходит продвижение продукции как товара от одного субъекта предпринимательской деятельности к другому. Как предмет правового регулирования отношения по поставкам допускают различные подходы со стороны законодателя; они могут регулироваться с разной степенью полноты и детальности. В дореформенный период подход законодателя основывался на плановом прикреплении покупателей к поставщикам и обязательности по общему правилу заключения договора поставки. Такой подход требовал подробной регламентации всего комплекса отношений по поставкам - начиная от порядка заключения договора до процедуры предъявления рекламаций и других претензий по поводу поставленного товара. Регулирование поставок осуществлялось на уровне подзаконных нормативных правовых актов, нормы которых были направлены на подчинение экономической деятельности предприятий и объединений актам планирования, исходившим от органов государственной власти, а во многих случаях утверждавшихся совместными постановлениями государственных и партийных органов*(19).

В современной России правовое регулирование отношений по поставкам строится на основе провозглашенных в Конституции РФ (ст. 8) принципов свободы экономической деятельности, единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, признания и защиты равным образом различных форм собственности. Российское государство отказалось от системы планирования производства и поставок продукции. Заключение договоров поставки по общему правилу перестало быть обязательным. В п. 1 ст. 421 ГК РФ закреплен принцип свободы договора, согласно которому "граждане и юридические лица свободны в заключении договоров", а понуждение к заключению договора допускается лишь тогда, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым на себя обязательством.

В силу названных принципов подробная регламентация отношений по поставкам не требуется; поэтому в настоящее время в системе российского законодательства нет специального консолидированного закона, который был бы посвящен регулированию отношений по поставкам в комплексе. Как уже говорилось выше, в юридической литературе высказываются предложения о принятии закона об оптовой торговле. По существу, такой закон был бы законом о поставках; возможно, в нем было бы раскрыто значение коммерческих терминов, обозначающих виды операций на товарных рынках и их участников: дилеров, дистрибуторов, трейдеров, ритейлоров и др., а также дана правовая характеристика связанных с поставкой, но не поименованных в ГК РФ договоров: рамочных, дистрибуторских, консигнаторских и др. Перспективы принятия закона об оптовой торговле пока не ясны.

Основные правовые нормы, которые регулируют отношения по поставке, - это нормы, содержащиеся в § 3 гл. 30 ГК РФ, ст. 506-524, а также те нормы § 1 гл. 30 ГК РФ, которые относятся к договору поставки. Как мы видим, эти нормы немногочисленны, к тому же едва ли не все они диспозитивные (восполнительные). Как таковые они применяются, если иное не предусмотрено специальным законом или договором.

При таком подходе законодателя приоритет в регулировании отношений по поставкам принадлежит договорному механизму. Сами стороны имеют гарантированные правовые возможности предусмотреть в заключаемом ими договоре условия, удовлетворяющие интересам обеих сторон, а при невозможности согласовать взаимоприемлемые условия они могут передать преддоговорный спор на рассмотрение суда.

Более чем десятилетний период действия части второй ГК РФ показывает высокий уровень адекватности норм Кодекса о поставках практике коммерческого оборота (оптовой торговли). За этот период ни одна из статей § 3 гл. 30 Кодекса не претерпела изменений. Показательно также то, что споры по договору поставки или из договора поставки занимают относительно небольшой удельный вес в общей массе экономических споров, рассматриваемых арбитражными судами. В основном иски из договора поставки вызваны несвоевременной оплатой поставленных товаров*(20), но причина этих исков кроется не в несовершенстве нормативно-правового и договорного механизмов регулирования поставок, а в финансовых затруднениях субъектов предпринимательской деятельности.

Легальное определение договора поставки, содержащееся в ст. 506 ГК РФ, является неполным, так как в нем не указаны обязанности покупателя по отношению к контрагенту по договору. В деловой лексике контрагент - это лицо, являющееся одной из сторон договора, противоположной другой стороне. Кроме того, следует учесть, что в практике, да и в литературе сложилась лексическая традиция именовать сторону - исполнителя в коммерческих (предпринимательских) договорах этой группы не продавцом, а поставщиком. С учетом легального определения может быть сформулировано следующее доктринальное определение договора поставки:

Договор поставки - это являющийся видом (разновидностью) договора купли-продажи договор, в силу которого одна сторона - поставщик, субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, - обязуется передать в обусловленный срок (сроки) производимые или закупаемые ею товары другой стороне - покупателю - для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, а другая сторона обязуется принять поставленные ей товары и оплатить их.

Из определения вытекает, что договор поставки - консенсуальный, двусторонний (взаимный), возмездный. На стороне поставщика всегда выступает субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность (коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, некоммерческая организация, которая вправе заниматься поставками, если это соответствует ее уставным целям и задачам). На стороне покупателя выступают субъекты предпринимательской деятельности, но могут выступать и иные лица. Анализируя состав возможных участников договора поставки, Л.И. Шевченко приходит к выводу, что "покупателем в договоре поставки не обязательно должен быть предприниматель - им может быть как коммерческое, так и некоммерческое юридическое лицо"*(21), т.е. некоммерческая организация, не осуществляющая предпринимательскую деятельность; с этой точкой зрения можно согласиться.

Существенными для данного договора являются условия о предмете и сроке поставки. Вопрос о том, относится ли срок поставки к существенным условиям договора поставки, не является бесспорным. В п. 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки" разъясняется, что если в договоре срок поставки товара не указан, то в случае спора "срок поставки определяется по правилам, установленным статьей 314 Кодекса". Здесь имеется в виду правило о том, что "в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства" (абз. 1 п. 2 ст. 314 ГК РФ). На эту статью сделана отсылка в п. 1 ст. 457 ГК РФ, но в соотношении с правилом ст. 506 ГК РФ правило п. 1 ст. 457 ГК РФ является общей нормой, поэтому в вопросе о сроке надлежит руководствоваться специальным правилом ст. 506 ГК, из которого следует, что срок или сроки поставки должны быть предусмотрены в договоре. Несмотря на разъяснение, содержащееся в названном постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, в юридической литературе срок относят к существенным условиям договора поставки*(22).

Условие о цене товара не отнесено законом к существенным условиям договора поставки, поэтому, если договор поставки заключен без согласования цены подлежащего поставке товара, вступает в действие правило п. 3 ст. 424 ГК РФ о том, что в таком случае "исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары".

В реальной деловой практике в договорах поставки товаров в подавляющем большинстве случаев предусматриваются и цена товаров, и сроки поставки. Для обеих сторон договора поставки важно твердо и конкретно знать, в какие сроки товар будет поставлен и по какой цене. Эти условия необходимы как для поставщика, так и для покупателя; без согласования цены и сроков поставки условия договора становятся неопределенными, что не соответствует интересам предпринимателей и других участников экономической деятельности, которые просчитывают все возможные издержки, риски и в своих бизнес-планах планируют доходы, на которые они рассчитывают. Бизнес-план - это документ, в котором субъект предпринимательской деятельности отражает возможные расходы и доходы от коммерческих операций, которые он планирует осуществить в предстоящий период. Подлежащие поставке товары четко и конкретно называются в договоре; если по договору подлежат поставке товары нескольких видов, то, как правило, характеристика товаров указывается в приложении к договору, именуемом спецификацией, а виды или разновидности подлежащих поставке товаров называются ассортиментом.

Предпринимательский характер договора поставки предопределяет его особенности, получившие закрепление в § 3 гл. 30 ГК РФ. В частности, положения ст. 507 ГК РФ требуют от лиц, проявивших намерение заключить договор поставки и вступивших в преддоговорные контакты, осуществить действия по урегулированию разногласий, возникших при заключении договора: "Сторона, получившая предложение по соответствующим условиям договора, но не принявшая мер по согласованию условий договора поставки и не уведомившая другую сторону об отказе от заключения договора в срок, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, обязана возместить убытки, вызванные уклонением от согласования условий договора" (п. 2 ст. 507 ГК РФ); в п. 1 ст. 507 ГК РФ указан как общее правило 30-дневный срок для принятия мер по согласованию соответствующих условий договора либо для направления другой стороне письменного уведомления об отказе от заключения договора.

Товары, поставляемые для предпринимательских целей, могут двигаться по цепочке договорных связей, состоящей из нескольких звеньев. В этой цепочке субъект, занимающий промежуточное положение, выступает относительно контрагента, передающего ему товар, в качестве покупателя, а относительно контрагента, получающего от него товар, - в качестве поставщика. Передача товара от одного промежуточного звена к другому опосредуется в каждом звене цепочки договорами поставки. Но реальное движение товара может происходить по упрощенной схеме, по которой товар доставляется не покупателю по договору поставки, а другому субъекту - получателю. Для этого в договоре поставки предусматривается, что поставщик отгружает товар покупателю в соответствии с указаниями (отгрузочной разнарядкой) покупателя (ст. 509 ГК РФ).

Так же и оплачен поставленный товар может быть не только самим покупателем, но и третьим лицом - плательщиком, являющимся, как правило, фактическим получателем товара.

Такие схемы используются трейдерами, т.е. посредниками, действующими на оптовом рынке. Применение таких схем не противоречит закону, так как возложение исполнения обязательства на третье лицо допускается законом (ст. 313 ГК РФ).

Большинство правил, содержащихся в § 3 гл. 30 ГК РФ, регулирует порядок исполнения договорного обязательства поставки. При этом допускаются различные варианты порядка исполнения. Если по общему правилу доставка товаров покупателю осуществляется поставщиком путем отгрузки товаров, то возможен и другой вариант, когда в договоре предусматривается получение товара покупателем в месте нахождения поставщика. Такой способ поставки называется выборкой товара (п. 2 ст. 510, ст. 515 ГК РФ), а дальнейшая перевозка товара самим покупателем именуется самовывозом.

Принимая товар у поставщика либо получая товар от транспортной организации - перевозчика, покупатель обязан проверить соответствие товара условиям договора. О выявленных недостатках товара и других его несоответствиях условиям договора покупатель обязан незамедлительно сообщить поставщику. Покупатель вправе отказаться от юридического принятия (оприходования) полученного товара, в котором выявлены несоответствия условиям договора; в таком случае товар остается на ответственном хранении у покупателя вплоть до получения распоряжения поставщика о переотгрузке (переадресовке) или реализации этого товара. Все расходы покупателя, связанные с ответственным хранением, отгрузкой или реализацией товара, должны быть возмещены поставщиком (ст. 514 ГК РФ).

Нормы параграфа 3 гл. 30 ГК РФ не устанавливают законной неустойки за различные возможные нарушения договора поставки. Поэтому стороны сами предусматривают в договорах договорную неустойку за возможные нарушения. Если все же законом или договором установлена неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров, то, как указано в ст. 521 ГК РФ, такая неустойка "взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором".

В то же время в нормах § 3 гл. 30 ГК РФ предусмотрены определенные санкции, направленные на восстановление имущественного положения стороны договора, интересы которой нарушены контрагентом. Так, если имеет место недопоставка товаров, покупатель вправе приобрести непоставленные или недопоставленные товары у других лиц с отнесением на поставщика всех необходимых и разумных расходов на их приобретение. Эта же санкция применяется в тех случаях, когда поставлены недоброкачественные или неукомплектованные товары и поставщик не выполнил требование покупателя об их замене в установленный срок (п. 1 ст. 520 ГК РФ).

Если нарушения, допущенные одной из сторон договора, явились основанием для его расторжения, то по правилам ст. 524 ГК РФ сторона, нарушившая договор, обязана возместить другой стороне убытки в том случае, когда эта сторона вынуждена взамен расторгнутого договора совершить новую сделку поставки по иным ценам; убытки возмещаются в размере разницы между ценой, предусмотренной в расторгнутом договоре поставки, и ценой по совершенной взамен сделке.

Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд. Под государственными (муниципальными) нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами публичного образования за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников финансирования потребности публичного образования в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления его функций, в том числе для реализации целевых программ, а также для исполнения международных обязательств России, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Россия.

Отношения по поставке товаров для государственных нужд, а также для муниципальных нужд подвергаются наиболее детальному и тщательному правовому регулированию. С учетом того, что поставки товаров для государственных нужд осуществляются на договорной основе, в гл. 30 ГК РФ выделен § 4, в статьях которого (ст. 525-534) содержатся специальные нормы о договорах, лежащих в основе поставки товаров для государственных нужд. Механизм заключения договоров в целях поставки товаров для государственных нужд получил название "размещение государственного заказа". Это понятие охватывает этап, предшествующий заключению договоров, этап заключения и этап исполнения договоров. Отношения по размещению госзаказов регулируются в комплексе Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"*(23).

В связи с принятием Закона о размещении госзаказа Федеральным законом от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд""*(24) были внесены коррективы в статьи § 4 гл. 30 ГК РФ. С 1 января 2006 г. утратил силу Федеральный закон от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд". Особенности поставки товаров для федеральных государственных нужд предусмотрены Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"*(25), в который внесены изменения в связи с принятием Закона о размещении госзаказа.

Со дня вступления в силу Закона о размещении госзаказа (с 1 января 2006 г.) размещение госзаказов (и соответственно муниципальных заказов) должно производиться исключительно в порядке, предусмотренном данным Законом. Но определение сферы действия Закона о размещении госзаказа изменилось. Согласно первоначальной редакции ч. 2 ст. 1 Закона под его действие не попадали случаи, когда госзаказ размещался на сумму, не превышающую установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке*(26). Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" это правило изменено, и в настоящее время под действие Закона о размещении госзаказа не попадают только те случаи, когда "услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством Российской Федерации"*(27). Разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. N 24 "О применении к государственным (муниципальным) учреждениям п. 2 ст. 1 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и ст. 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации"*(28), нуждаются в уточнении с учетом новой редакции ч. 2 ст. 1 Закона о размещении госзаказа и в связи с тем, что ст. 71 БК РФ утратила силу.

Вместе с тем следует иметь в виду, что показатель лимита расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке имеет значение для выбора способа размещения государственного заказа. Если для государственных или муниципальных нужд необходимы поставки товаров на сумму, не превышающую предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке, то госзаказ может быть размещен у единственного поставщика без проведения торгов и без запросов котировок. При этом согласно подп. 14 п. 2 ст. 55 Закона о размещении госзаказа государственный заказчик вправе размещать заказы на поставки одноименных товаров в пределах указанного лимита (предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами) в течение квартала. Это означает, что контракты на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд могут заключаться без проведения торгов и без запроса котировок с единственным поставщиком на сумму до 100 тыс. руб. ежеквартально. Но подчеркнем еще раз: речь идет об одноименных товарах. Это правило является исключением и под его действие не попадает госзаказ на поставки товаров различных видов.

В случаях, не попадающих под действие Закона о размещении госзаказа, государственные контракты не заключаются и бюджетные учреждения, органы государственной власти и органы местного самоуправления, иные государственные и муниципальные заказчики осуществляют закупки товаров в общем порядке путем заключения одинарных, т.е. обычных, договоров поставки. Согласно ст. 73 БК РФ указанные субъекты, т.е. органы и организации, финансируемые из бюджета, обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных и муниципальных контрактов*(29). Следует иметь в виду, что все заключенные государственные и муниципальные контракты так же подлежат учету путем внесения их в специальные реестры. Согласно постановлению Правительства РФ от 3 марта 2006 г. N 117 "О Федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов", функции по ведению реестра госконтрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов, возложены с 1 января 2007 г. на Федеральное казначейство*(30).

В ст. 5 Закона о размещении госзаказа дается легальное определение понятия размещения госзаказа. С учетом легального определения может быть предложена следующая дефиниция: размещение госзаказа - это действия госзаказчиков и уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд либо иных гражданско-правовых договоров.

Действия госзаказчиков и уполномоченных органов выражаются прежде всего в подготовке к размещению госзаказа, выработке условий, разработке проектов госконтракта, иных необходимых договоров и договорной документации.

Способы размещения госзаказа следующие: проведение публичных торгов на право заключения договора; иные способы без проведения торгов.

Публичные торги проводятся в форме конкурса и аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.

Без проведения публичных торгов госзаказ может быть размещен следующими способами:

1) путем запроса котировок;

2) у единственного поставщика;

3) на товарных биржах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.67 (0.037 с.)