Государственное регулирование деятельности по возмездному оказанию услуг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование деятельности по возмездному оказанию услуг



 

Практически все виды деятельности по возмездному оказанию услуг, привлекшие внимание законодателя, подвергаются достаточно интенсивному государственному регулированию. Это в первую очередь связано с тем, что надлежащее оказание услуг, как уже было сказано, невозможно без тесного взаимодействия заказчика и исполнителя. Подобное взаимодействие по общему правилу предполагает проникновение исполнителя в личную сферу заказчика, т.е. определенное нарушение конституционной неприкосновенности его частной жизни (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ). Косвенным подтверждением тому является наличие в законодательстве, связанном с деятельностью по оказанию услуг, значительного числа норм, охраняющих ряд тайн, которые становятся или могут стать известными исполнителю от заказчика при осуществлении данной деятельности: врачебная тайна, тайна переписки, адвокатская тайна и т.д.

Отсюда следует, что лицо, оказывающее услуги, по общему правилу, должно обладать как личными качествами, необходимыми для работы в условиях деликатного проникновения в сферу частной жизни заказчика, в том числе в условиях охраняющей тайну частной жизни конфиденциальности, так и, возможно, соответствующим имуществом для того, чтобы заказчику было обеспечено возмещение возможного вреда, причиненного незаконным нарушением его частной сферы исполнителем.

Так как государство должно защищать любое конституционное право, в том числе и право на неприкосновенность частной жизни (ст. 2 Конституции РФ), оно в целях защиты данного права и принимает меры по государственному регулированию деятельности по возмездному оказанию услуг.

Другой предпосылкой введения государственного регулирования данной деятельности является то, что законодатель исключил материальный результат из сферы действия права в договорах возмездного оказания услуг. Таким образом, гарантией добросовестности осуществления исполнителем-профессионалом своей деятельности по оказанию услуг является не материальный результат, а личность исполнителя: его знания, умения и наличие у него необходимой материальной базы - оборудования для оказания услуг. Это в целях защиты слабейшей стороны - заказчика (он обычно не профессионал) требует государственного контроля как за личными качествами исполнителя, так и за наличием у него необходимой материальной базы.

Основными средствами государственного регулирования предпринимательской деятельности по возмездному оказанию услуг служат:

1) лицензирование;

2) государственная аккредитация;

3) стандартизация деятельности по возмездному оказанию услуг;

4) сертификация услуг;

5) осуществление специального учета деятельности по возмездному оказанию услуг и предоставление специальной отчетности.

Наиболее часто используемым средством государственного регулирования предпринимательской деятельности по возмездному оказанию услуг является лицензирование данной деятельности. Например, в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензируются, в частности, следующие виды деятельности по предоставлению услуг: телевизионное вещание; радиовещание; аудиторская деятельность; медицинская деятельность; фармацевтическая деятельность и др.

Вместе с тем требования о лицензировании определенного вида деятельности по возмездному оказанию услуг могут содержаться не только в этом Законе, но и в специальных законах, посвященных регулированию отношений по оказанию некоторых видов услуг.

Лицензирование деятельности по оказанию платных услуг в сфере образования предусмотрено, например, ч. 8 ст. 19 Закона РФ "Об образовании".

Деятельность, связанная с предоставлением услуг связи, лицензируется в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О связи".

Лицензирование деятельности по оказанию услуг почтовой связи операторами почтовой связи осуществляется в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О почтовой связи".

Специальное лицензирование деятельности по оказанию услуг по рекламе законодатель не предусмотрел. В этом случае при недобросовестной рекламе, так же как и при скрытой "антирекламе", которая может существенным образом ущемить права тех лиц, в том числе и предпринимателей, которых она касается, применяются иные предусмотренные Федеральным законом "О рекламе" меры ответственности.

В ряде случаев государственное регулирование деятельности по возмездному оказанию услуг осуществляется с помощью такого средства, как процедура аккредитации лиц, оказывающих данную деятельность. Такая процедура предусмотрена, например, для лиц, осуществляющих образовательную деятельность, с целью предоставления им права на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования (ст. 33 Закона РФ "Об образовании").

В результате аккредитации подтверждаются уровень реализуемых лицом образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки его выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, что является основанием для придания данному лицу государственного статуса. Следует отметить, что конституционность процедуры аккредитации подтверждена в порядке конституционного судопроизводства*(230).

Как было сказано выше, составной частью процедуры аккредитации является определение степени соответствия содержания и качества оказываемых услуг требованиям государственных стандартов. Таким образом, в этом случае, а также в иных случаях государственное регулирование деятельности по оказанию услуг должно включать в себя установление стандартов данной деятельности.

Примером стандартизации в сфере услуг, кроме образовательных стандартов, могут служить правила (стандарты) аудиторской деятельности и стандарты медицинской помощи.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности представляют собой единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации (ст. 9 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"). Они подразделяются на:

1) федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

2) внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;

3) правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

При этом федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности в настоящее время утверждаются Правительством РФ*(231). Ранее подобные стандарты издавались (одобрялись) Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, действовавшей на основании Положения о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ, утвержденного Распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 г. N 54-рп*(232) (они действуют в настоящее время в части, не противоречащей правилам (стандартам) аудиторской деятельности, утвержденным Правительством РФ).

Правовое значение данных правил (стандартов) при обязательном аудите во многом определяется тем, что отношения, возникающие в ходе обязательной аудиторской проверки, в значительной мере имеют публично-правовой характер. Осуществляющая ее аудиторская организация действует официально в качестве независимой контрольно-ревизионной (надзорной) инстанции в силу закона по уполномочию государства; проведение обязательного аудита не подразумевает инициативу аудируемого лица, а является его обязанностью, обременением публично-правового характера*(233).

В соответствии с ч. 15 ст. 5 и ч. 3.1 ст. 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан стандарты медицинской помощи делятся на:

1) федеральные стандарты медицинской помощи, устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (в настоящее время это Минздравсоцразвития России);

2) региональные стандарты медицинской помощи, устанавливаемые органами государственной власти субъекта РФ на уровне не ниже федеральных стандартов медицинской помощи.

Минздравсоцразвития России издало более 500 стандартов медицинской помощи. Они в соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ не являются по своей правовой природе нормативными правовыми актами, поскольку касаются профессиональной деятельности лечащих врачей и гарантируют объем необходимой медицинской помощи, а их обязательность заключается в том, что лица медицинской профессии (медицинские работники) обязаны знать эти стандарты - квалифицированное лечение предполагает знание лечащим врачом действующих стандартов и применение их*(234).

При нестандартном течении болезни или при иных чрезвычайных обстоятельствах, например, в случае непереносимости больным ни одного из лекарственных средств, рекомендованных стандартом для лечения конкретного заболевания, врач не только вправе, но и обязан отступить от требований стандарта, но это отступление должно быть с соответствующим обоснованием закреплено в медицинской документации больного. В отсутствие и таких чрезвычайных обстоятельств врач обязан следовать стандарту. То есть фактически стандарты медицинской помощи - это обыкновения медицинской профессии, которые отражены в соответствующих приказах Минздравсоцразвития России, имеющих рекомендательный характер.

Отметим далее, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" осуществляется стандартизация туроператорской и турагентской деятельности, а также объектов туристской индустрии, сертификация туристского продукта.

В необходимых случаях государство специальным образом регулирует планирование и калькулирование себестоимости услуг, а также формирование финансовых результатов у организаций, оказывающих эти услуги, что требуется для надлежащего осуществления бухгалтерского учета указанной деятельности.

Подобное регулирование предусмотрено, в частности, для организаций, занимающихся туристской деятельностью*(235).

Для лиц, занимающихся туристской деятельностью, предусмотрена также специальная отчетность, связанная с выполнением требований, касающихся форм расчетов с населением. Так, например, документом строгой отчетности является туристская путевка. Лишь в таком качестве она может использоваться при расчетах с населением для учета наличных денежных средств*(236).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.007 с.)