Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Как подойти к решению задач с выбором ответа?
Мы подробно рассмотрели технологию решения обществоведческих задач с развернутым ответом, но в заданиях части 1 (А) содержатся задачи с выбором ответа. Процесс их решения проще, хотя в основе лежат те же этапы и действия, что и в случаях заданий-задач с развернутым ответом. Рассмотрим процесс решения на конкретных примерах. Задание. Инициативная группа выдвинула 34-летнюю гражданку С., врача по профессии, постоянно проживающую в стране в течение 11 лет, кандидатом на пост Президента РФ. Однако избирательная комиссия отказалась регистрировать эту кандидатуру. Какова причина отказа? 1) несоответствие пола 2) несоответствие возраста 3) несоответствие срока проживания на территории РФ 4) несоответствие профессии Комментарий. Внимательно прочтем условие и уясним смысл вопроса. Определим, что данный вопрос относится к политико-правовой сфере, конкретно к вопросу о выборах Президента РФ. Для успешного решения задачи необходимо вспомнить предусмотренные Конституцией РФ требования к претенденту на пост президента: возраст старше 35 лет, гражданство РФ, постоянное проживание на территории РФ не менее 10 лет. Теперь соотнесем эти требования с теми характеристиками социального статуса гражданки С., которые указаны в условии задачи. Мы видим, что установленным требованиям не соответствует возраст женщины, претендующей на высший пост в государстве. Следовательно, правильный ответ – 2. Проверим также оставшийся вариант ответа 3: требуемый срок постоянного проживания в РФ – 10 лет, а гражданка С. проживает здесь 11 лет, т. е. это обстоятельство не может стать причиной отказа. Еще раз прочтем и проанализируем все варианты ответа, чтобы убедиться, что выбран правильный ответ. Заметим, что один из важных этапов в выполнении данных заданий – проверка правильности полученного ответа путем соотнесения оставшихся вариантов с текстом условия и вопросом. Часто выпускники стремятся сэкономить время для решения более сложных заданий и опускают этот этап работы. Результатом этого нередко являются ошибки, а значит, потеря драгоценных баллов при выполнении относительно несложных заданий.
17. В каком случае за задание-задачу с открытым ответом можно получить высший балл?
Решение задачи с развернутым ответом оценивается по многим критериям. Рассмотрим их подробнее. Наличие теоретических знаний. Решение задач предполагает использование определенного круга теоретических знаний: терминов, понятий, отдельных положений, принципов, различных подходов к рассмотрению того или иного вопроса. Особое место занимают правовые положения и нормы. Пробелы в таких знаниях становятся, как правило, непреодолимым барьером в выполнении задания. Умение применить теоретические знания к анализу конкретной ситуации. Правильное (или неверное) решение задачи свидетельствует не только о том, что выпускник знаком с теми или иными понятиями, нормами, но и умеет их применить к конкретной ситуации, смоделированной в условии задачи. Это сложное умение, в свою очередь, складывается из целого набора интеллектуальных операций, упомянутых выше: умение «сворачивать» условие задачи и определять ту область общественной жизни, к которой она относится; умение извлечь из имеющихся знаний о данной области те аспекты, которые необходимо учесть при решении задачи, и т. д. Четкие ответы на все поставленные вопросы. Бывает, что экзаменуемый торопится или недостаточно внимательно вчитывается в условие и требование задачи, вырывает из контекста отдельный элемент требования и в результате отвечает не на вопрос задачи, а на свой собственный вопрос. Такой ответ не может быть засчитан как верный. Нередко требование носит составной характер: привести несколько объяснений, указать ряд признаков, раскрыть на трех примерах и т. д. Эксперт, проверяющий работу, будет искать в ответе именно эти составляющие, причем в заданном требованием (вопросом) задачи количестве. Следовательно, отсутствие какой-либо части ответа или иное количество составляющих может снизить оценку, даже если задача формально решена. Нужно иметь в виду, что большее, чем требовалось, количество аргументов или комментариев не может повысить оценку (по сути, это своеобразная подстраховка на случай, если некоторые из элементов ответа окажутся не вполне корректными и не будут засчитаны), но отнимает драгоценное время. Учитывая сказанное, имеет смысл фиксировать элементы ответа максимально четко, можно даже нумеровать их – это облегчит самоконтроль, освободит ответ от ненужных длиннот, облегчит восприятие работы экспертом. Логика построения ответа. Вопросы (требования) задачи представлены в определенной последовательности. При ответе желательно не нарушать заданную логику, зачастую вполне обоснованную, и не предлагать свою. Нарушение логики ответа может снизить впечатление эксперта от работы, затруднить для него поиск и оценку необходимых компонентов ответа. Но это не главное: перестраивая последовательность ответа, можно допустить подмену вопросов или забыть какой-либо компонент составного задания. Особенно важна логическая обоснованность в тех случаях, когда требуется аргументировать свою позицию. При этом совсем не обязательно всегда соглашаться с приведенными высказываниями, оценками. Главное – убедительно обосновать свое отношение. Правильное оформление ответа. Здесь, среди прочего, важна и орфографическая грамотность. Понятно, что сейчас при оценке ответов экзаменуемых эксперты не могут уменьшить баллы («оштрафовать») за систематическое неправильное написание обществоведческих терминов, но это обстоятельство снижает общее впечатление эксперта от работы и опосредованно влияет на экспертную оценку.
|