Каковы основные типы заданий в зависимости от предполагаемого вида познавательной деятельности?



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каковы основные типы заданий в зависимости от предполагаемого вида познавательной деятельности?



В зависимости от предполагаемого вида познавательной деятельности можно выделить несколько разновидностей заданий.
В число разновидностей заданий с выбором ответа входят задания, требующие:
? определить признак указанного понятия;
? установить понятие по приведенному признаку;
? сравнить близкие понятия и социальные объекты, выделить их общие и особенные черты, признаки;
? различить смыслы (значения) одного понятия;
? установить связи между родовыми и видовыми понятиями;
? запросить недостающую для ответа информацию;
? проанализировать социальные факты и реальные или смоделированные жизненные ситуации;
? идентифицировать примеры социальных явлений и фактов реальной жизни;
? преобразовать условно-графическую или статистическую информацию в словесно-описательную;
? определить истинность или ложность различных суждений об определенном социальном объекте или процессе.
Задания с кратким ответом представлены в семи разновидностях. Среди них задания, предлагающие:
? заполнить пробелы в предлагаемой схеме или таблице;
? установить соответствие позиций, представленных в двух перечнях;
? выбрать несколько правильных ответов из предложенного списка;
? применить в контексте обществоведческие термины (понятия);
? различить в социальной информации факты и мнения;
? соотнести видовые понятия с родовым и исключить лишнее.
Во всех вариантах работы имеется по одному из таких заданий.
Задания с развернутым ответом включают следущие разновидности: задания на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса; задания, требующие приведения примеров или раскрытия какого-либо теоретического положения (понятия) на конкретном примере; задания-задачи, содержащие условие в виде ситуации или высказывания и вопросы (предписания) к ним; составное задание, включающее фрагмент источника и четыре задания по его анализу и интерпретации; задание на раскрытие смысла и использование обществоведческих терминов (понятий) в заданном контексте; задания на составление плана развернутого ответа; альтернативное задание, предлагающее выбрать одно высказывание из шести предложенных для написания сочинения-размышления (эссе).
Во всех вариантах работы имеется по одному заданию с развернутым ответом каждой из указанных разновидностей.

3. Как различаются задания по уровню сложности?

Экзаменационная работа включает задания трех уровней сложности: базового, повышенного, высокого.
Задания базового уровня требуют умений распознавать и указывать признаки понятий, явлений, характерные черты объектов одного класса, элементы их описания, сравнивать однородные социальные объекты, классифицировать понятия, явления, социальные объекты (устанавливать соответствие терминов и их определений, понятий и из признаков); различать в тексте положения фактического и оценочного характера, находить в тексте информацию предоставленную в явном виде. Задания базового уровня входят в каждую из трех частей работы.
Задания повышенного уровня сложности предъявляются в первой и второй частях работы. Они проверяют умения оценивать истинность суждений о социальных явлениях с точки зрения научных знаний; называть термины, понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту; применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса (осуществлять выбор необходимых позиций из предложенного списка), интерпритировать информацию.
Задания высокого уровня сложности (семь заданий в третьей части работы) ориентированы на проверку комплекса умений: раскрывать данное теоретическое положение (понятие) на конкретном примере и приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций; решать проблемные задачи, применяя социально-гуманитарные знания; осуществлять анализ, интерпретацию и оценку оригинальных текстов различного характера; раскрывать смысл обществоведческого термина (понятия); составлять сложный план; излагать собственные рассуждения (суждения и аргументы) по определенной социальной проблеме с опорой на знания курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт. Этот блок включает задания на применение знаний при решении задач с развернутым условием; выполнении заданий к оригинальному тексту, написании эссе по теме, выбранной из нескольких альтернатив.

4. Как выполнять задания на сравнение?

Среди заданий единого экзамена немало таких, которые построены на логической операции сравнения, предполагающей выявление сходства и различий предметов, процессов, явлений.
Вот пример одного из таких заданий.

Задание. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного?
1) действие механизмов наследственности
2) работа органов чувств
3) обменные процессы
4) творческая активность
Ответ: 4.
Комментарий. В этом задании сопоставляются человек и животное. В других случаях сравниваются труд и общение, игра и труд, познавательная деятельность и трудовая, абсолютная и относительная истина, рациональное и чувственное познание, государство и партия, тоталитарный режим и демократический, элитарная культура и массовая, правовые и моральные нормы, проступок и преступление и др.
С точки зрения характера предъявляемого требования задания данного типа можно разделить на две группы. В первой (таких заданий большинство) требуется выделить отличительный (присущий только одному из сравниваемых объектов) признак, во второй – указать общую черту.
При выполнении заданий на сравнение важно прежде всего установить, к какому общему целому относятся сопоставляемые предметы или явления. В приведенном примере эту общность можно определить как «живые существа»: к ним относятся и человек, и представители животного мира. В тех заданиях, где требуется выявить общий признак сравниваемых объектов, установление исходного общего понятия вплотную приближает нас к искомому ответу.
В заданиях, нацеленных на выявление различий, также уместно начать с определения того, что объединяет сравниваемые объекты. Это позволит обнаружить и отбросить сразу несколько неверных вариантов ответа.
Рассмотрим два задания.

Задание 1. Труд в отличие от общения
1) является видом деятельности человека
2) может доставлять человеку удовлетворение
3) направлен на преобразование окружающей среды
4) предполагает наличие цели

Задание 2. В познавательной деятельности в отличие от трудовой
1) средства должны соответствовать цели
2) субъектом выступает отдельная личность
3) цель состоит в получении достоверного знания
4) результатом является создание нового продукта
Комментарий. В каждом из этих случаев сравниваются различные виды деятельности человека. Следовательно, исходно общим является понятие «деятельность». Вспомним из курса, что всякая деятельность целенаправленна, ее субъектом выступает человек, который для достижения поставленной цели отбирает и использует нужные средства. Уже с учетом этих самых общих положений мы можем с уверенностью исключить следующие варианты ответов: из первого задания – 1-й (и труд, и общение, и познание, и игра – виды деятельности, так что различительным признаком данное положение служить не может) и 4-й (целеполагание – важнейший признак человеческой деятельности), из второго – 1-й (соответствие цели и средств – условие успеха любой деятельности) и 2-й (личность – индивидуально или в коллективе – является субъектом любой деятельности).
Но останавливаться лишь на этой логической операции при выполнении данной разновидности заданий мы не можем. Следующий шаг – выявление черт, свойственных обоим указанным в условии видам деятельности (или той, с которой требуется провести сравнение). Они также не могут служить различительным признаком. Оставшиеся альтернативы анализируем уже с позиций установления специфической для данного объекта черты. Задача к этому моменту уже существенно упрощена: на выбор остается, как правило, не более двух вариантов (а нередко выбор уже исчерпан). Получив ответ, проверяем его правильность. Для этого еще раз внимательно перечитаем условие, четко зафиксируем в сознании, о каком именно из двух сравниваемых объектов нас спрашивают (заметим, что недостаточная внимательность в этой части нередко становится причиной ошибки). А затем удостоверимся, что установленное свойство (черта, признак) действительно присуще только данному предмету из общего ряда.
Вернемся к нашим примерам. В первом задании объектом рассмотрения является трудовая деятельность. Мы уже отбросили две альтернативы ответа. Проанализируем две оставшиеся для выявления специфики труда. Доставлять удовлетворение может и игровая деятельность, и познание. Остается положение: труд направлен на преобразование окружающей среды. Оно является верным, отражая существо этого вида деятельности.
Во втором задании два сохранившихся варианта – «цель состоит в получении достоверного знания» и «результатом является создание нового продукта» – отражают черты познавательной деятельности. Однако последняя характеристика в не меньшей степени свойственна и трудовой деятельности. Тогда как получение нового знания является непосредственной целью именно познавательной деятельности. Верный ответ установлен.
Проследим всю последовательность действий на конкретном примере.

Задание. Нравственные нормы в отличие от правовых
1) возникли позднее
2) отражают сложившиеся в обществе представления о добре и зле
3) поддерживаются государством
4) являются способом регулирования общественных отношений.
Комментарий. 1. Определяем исходное общее понятие. В данном случае – это «социальные нормы». Вспомним известное из курса обществознания положение о том, что их главное предназначение – регулировать общественные отношения. Поэтому сразу отбрасываем последний вариант ответа как присущий любой социальной норме и, следовательно, не являющийся разделительным признаком.
2. Анализируем оставшиеся альтернативы, выявляем те, которые либо свойственны и морали, и праву, либо только праву. Для последнего случая мы отбираем утверждение – «поддерживаются государством»: действительно, именно нормы права неразрывно связаны с этим институтом власти. Государство, конечно, заинтересовано в том, чтобы граждане придерживались норм морали, но требовать может соблюдения только правовых норм, так как для их поддержания имеет необходимые средства.
3. Рассматриваем две последние альтернативы. Утверждение о том, что нравственные нормы появились позднее правовых, опровергается историческим опытом человечества. Мораль как регулятор общественных отношений существовала еще в догосударственный период, тогда как право, как отмечалось выше, появилось вместе с возникновением государства.
4. Проверяем оставшийся вариант ответа – «отражают сложившиеся в обществе представления о добре и зле». Для этого еще раз перечитываем условие: нас спрашивают о нравственных нормах. Выделенная характеристика отражает их сущность. Ответ верен.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.216 (0.01 с.)