На чем «спотыкались» выпускники при анализе оригинальных текстов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На чем «спотыкались» выпускники при анализе оригинальных текстов.



Экзамены нескольких лет показали типичные недостатки при выполнении заданий на анализ текстовых фрагментов. Вот наиболее существенные из них:
1. Нечеткость, расплывчатость формулировок, недостаточная ясность заявленных в ответе идей и выводов.
2. Присутствие в ответе взаимоисключающих положений без каких-либо комментариев.
3. Наличие наряду с верными ошибочных положений в рассуждениях и доказательствах.
4. Несоответствие содержания ответа (в целом или его отдельных частях) предъявленному вопросу из-за непонимания сути задания или неудачной формулировки ответа.
5. Игнорирование при ответе важных деталей текста, что делает ответ неполным, а порой и неправильным.
6. Раскрытие в ответе лишь части предложенного вопроса – причиной этого может быть как неполное знание, так и невнимательность отвечающего.
7. Отсутствие в ответах необходимых обобщений и выводов.
Чтобы избежать всех этих ошибок, советуем придерживаться следующих правил: прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки содержатся в тексте. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом и определите, с какой содержательной линией связан данный текст («Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право»). Это поможет опереться на изученный материал при выполнении заданий к тексту. Дайте ответ на вопрос: «О чем данный текст?» – и определите его основную идею. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания. Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задание полностью. Отвечайте точно на поставленный вопрос. Обратите внимание, на что именно предлагается опереться при выполнении задания (это часто оговаривается в условии): текст, личный опыт, материал, изученный в курсе.
Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.
Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.

6. В каком случае эссе не засчитывается экспертами как выполненное задание?

Рассмотрим эссе, за которое эксперты выставили оценку 0 баллов.
Задание Экономика. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей).
Ответ ученика. «Люди по своей натуре стремятся продавать и покупать. Купля-продажа свойственна не всем, и не всем она легко дается. Некоторые легко покупают, но продают с трудом, а другие – наоборот.
Мне кажется, что искусство расходовать во мне преобладает над искусством покупать. Нередко что-нибудь купив, я задумываюсь: а не обманули ли меня, не подсунули ли мне дешевую подделку? И меня всю дорогу мучает этот вопрос. Но в той мере, как я начинаю наслаждаться качеством товара, мне становится спокойнее.
Как известно, продается и покупается не все на свете. Но некоторые люди так не думают. Такое мнение бытует среди тех, у кого много денег, и они ошибаются. В мире есть вещи, которые не продаются и не покупаются: здоровье, жизнь. Последнюю в наше время уже, наверное, можно продать».
Комментарий. Эксперты сочли (и справедливо), что в данном эссе проблема не раскрыта, а приведенная информация (факты из личного опыта) находится не в контексте задания. Что это значит? О каком эссе говорят, что оно не соответствует контексту, «выпадает» из него?
Проанализируем приведенный текст. Начнем с темы. Ей предшествует указание на то, что она относится к экономике. Между тем даже внимательное чтение не убедило экспертов, что перед ними эссе по экономике. Автор рассказывает о людях, которые предпочитают продавать или покупать; о собственных душевных терзаниях («не подсунули ли мне дешевую подделку?»); о нравственных нормах, ограничивающих сферу купли-продажи. Благополучно избежав осознанного употребления хотя бы одного обществоведческого термина, выпускник тем самым подтвердил предположение, что тему он не понял. Приведенные им факты – из личного опыта («Что-нибудь купив, я задумываюсь: а не обманули ли меня, не подсунули ли мне дешевую подделку? И меня всю дорогу мучает этот вопрос. Но в той мере, как я начинаю наслаждаться качеством товара, мне становится спокойнее») и общественной жизни (не все люди считают, что есть вещи, которые не продаются и не покупаются) – не имеют прямого отношения к обществоведческому курсу, не поднимаются выше бытового уровня, не аргументируют позицию автора. Кстати, и свое личное мнение выпускник от экспертов все-таки утаил (не считать же таковым довольно невразумительное признание в том, что «искусство расходовать во мне преобладает над искусством покупать» – оказывается, можно покупать, не расходуя!).
Основная причина неудачи состоит в том, что он не сумел осмыслить тему в верном контексте, он не увидел смысла проблемы, а потому не раскрыл ее, не смог сформулировать своего мнения о ней.
Между тем широкий контекст темы определяется в задании – в нем четко указывается базовая наука, в рамках которой следует рассматривать проблему. Более точный (узкий) контекст должен увидеть выпускник. В рассматриваемом примере речь идет о вопросах, связанных с экономикой потребителя. Соответственно обществоведческие термины и понятия, способные помочь автору в работе, относятся к экономике потребителя (ограниченные ресурсы, доходы и расходы, семейный бюджет, потребительское поведение, структура потребления, рациональный потребитель и др.).
Итак, эссе по обществознанию находится в контексте задания, если:
1) оно соответствует базовой науке, к которой отнесена конкретная проблема;
2) автор грамотно, с опорой на знания, полученные при изучении обществоведческого курса, определяет относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов;
3) ясно выражено и аргументировано собственное понимание проблемы и отношение к ней;
4) использованные термины, понятия, обобщения, факты, примеры корректны и относятся к конкретной, ставшей предметом анализа проблеме.
К достоинствам эссе, своего рода дополнительным аргументам в пользу того, что выпускник хорошо знает проблему и уверенно чувствует себя в ее контексте, нужно отнести включение в текст:
1) краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «крупный философ-экзистенциалист» и др.);
2) имен предшественников, последователей или научных противников автора высказывания;
3) описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;
4) указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;
5) указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Сноски

Примечания

1
По этим учебникам в течение двух лет могут осваивать обществоведческий курс выпускники 2011 года.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.007 с.)