Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Сколько смыслов у одного понятия?
Определение понятий, как уже отмечалось, – это важнейшее направление познавательной деятельности, в первую очередь научной. При этом и ученые стремятся к ясности таких определений, их однозначности, исходя из того, что каждое понятие должно иметь свое значение, отличающее его от других. Однако есть немало обществоведческих понятий, которые наделены различными смыслами. К примеру, государство – это и система органов власти, и страна как политико-географическое образование. Экономика – и само общественное производство, и наука, его изучающая. Демократия – и форма государственного устройства, и разновидность общественного движения, и принцип организации деятельности отдельного коллектива. Закон – и объективно существующая связь предметов и явлений, и постановление высших органов государственной власти. Установить, какой именно смысл подразумевается в каждом конкретном случае, можно, если, во-первых, известны все основные значения данного понятия, во-вторых, правильно осмыслен контекст, в котором оно используется. Поясним последнюю мысль. Обратимся к понятию «наука». В курсе обществознания раскрываются три значения этого понятия: 1) особая система знаний, 2) система специфических организаций и учреждений, 3) особый вид деятельности. Попробуем определить, о каком значении этого понятия идет речь в приведенных высказываниях. 1. В последнее десятилетие наука в нашей стране переживала сложные времена. Ее государственное финансирование резко сократилось. В результате многие научно-исследовательские учреждения закрылись, немало ученых продолжили свои исследования в зарубежных лабораториях. 2. Наука, в отличие от других видов познания, постоянно подвергает добытые ею сведения проверке – теорией, практикой, экспериментом – и не держится за те истины, которые не подтверждаются в ходе этих проверок. 3. Социология как наука зародилась в середине XIX века, тогда же ею были сделаны первые важные открытия. В первом случае речь идет о состоянии научных учреждений, кадровом потенциале науки, ее роли в обществе и государстве. Иными словами, о науке как социальном институте (первое значение рассматриваемого понятия). Обратим внимание на контекст следующего высказывания. Здесь указываются некоторые процедуры и способы получения и проверки знания, присущие науке как одной из разновидностей познания. Следовательно, подразумевается последнее из трех приведенных значений понятия «наука». Третье утверждение прямо относит нас к пониманию науки как упорядоченной системы знаний. Нередко различные значения понятия образуют определенный ряд, среди которых есть одно значение, охватывающее все остальные как частные случаи. Такое значение отражает наиболее общий смысл данного понятия. Вот задание, включенное в один из вариантов единого государственного экзамена. Задание 1. В наиболее общем виде под культурой понимают 1) сложные формы поведения людей и животных 2) все виды преобразовательной деятельности человека 3) нормы поведения в обществе 4) уровень образованности людей Комментарий. Правильным ответом служит второе утверждение. Проанализируем другие варианты ответа. Уровень образованности людей часто служит мерилом культурного развития данного общества. Однако это лишь один из показателей, не охватывающий всех проявлений и форм культуры. А мы помним, что задание предусматривает выявление наиболее общего значения данного понятия. То же самое можно сказать о нормах поведения в обществе, являющихся очень важным, но далеко не единственным продуктом культуры. Нормы формируются в процессе духовно-преобразующей деятельности людей, играя затем роль регуляторов общественной жизни. Но культура, как вы знаете, имеет наряду с духовной и материальную составляющую. Да и сама духовная культура многогранна. Что касается первого варианта ответа – сложные формы поведения людей и животных, – отбросим его сразу хотя бы на том основании, что культура как «вторая природа» создается только человеком. Задание 2. Наиболее полное значение понятия «гуманизация образования» – это 1) демократическое самоуправление в школе 2) обязательное среднее образование 3) учет потребностей и интересов учащихся 4) бесплатное обучение в любых образовательных учреждениях. Комментарий. В учебниках приводятся положения, раскрывающие понятие «гуманизация образования». Однако, если вспомнить их не удается, оттолкнитесь от общего смысла понятия «гуманизм», к которому вы наверняка не раз обращались на уроках истории и литературы. Гуманизм (от лат. «homo» – человек, «humanus» – человеческий, человечный) – мировоззрение, в центре которого человек с присущими его природе способностями и влечениями. Отсюда гуманизацию образования можно трактовать как стремление придать ему подлинно «человеческое измерение». Вы скажете, что образование, направленное на передачу подрастающим поколениям необходимой суммы знаний, умений, на приобщение молодежи к сложившимся в обществе нормам, гуманно по самой своей сути. Поэтому рассуждать о гуманизации образования бессмысленно. Однако нередки ситуации, когда ученик рассматривается лишь в качестве объекта педагогического воздействия, которому следует придать нужные качества. Вряд ли такое образование можно считать гуманистическим. С учетом сказанного рассмотрим предложенные варианты ответа. Очевидно, что и демократическое самоуправление в школе, и бесплатность обучения в любых образовательных учреждениях вполне гуманны по своей направленности: самоуправление позволяет именно ученикам влиять на решение многих школьных вопросов, затрагивающих их напрямую, бесплатность образования – это прежде всего его доступность. Несколько выбивается из ряда обязательность среднего образования как мера, имеющая оттенок принуждения. Но из истории, прежде всего нашей страны, известно, что в свое время введение всеобщего обязательного десятилетнего образования справедливо расценивалось как шаг прогрессивный и гуманистический, поскольку это обязывало прежде всего государство создать необходимые условия для получения образования каждым ребенком независимо от доходов его семьи. На первый взгляд все ответы являются верными и отражают то или иное проявление гуманизма. Но вспомним: в задании требуется указать наиболее полное значение понятия «гуманизация образования». Напомним, что более полное значение включает другие смыслы понятия как частный случай. Существует ли связь «общее – частное» между такими значениями, как демократическое самоуправление и бесплатность образования? Очевидно, нет. А вот вариант ответа «учет потребностей и интересов учащихся» вполне «поглощает» все другие смыслы, поскольку и самоуправление, и доступность образования несомненно отвечают интересам учащихся.
11. Почему задания на конкретизацию отнесены к заданиям высокого уровня сложности?
Задания, требующие конкретизировать какое-либо общее явление, теоретическое положение комплексом примеров справедливо отнесены к одним из наиболее сложных в рамках единого экзамена по обществознанию. Попробуем разобраться в причинах этих трудностей и определить возможные пути их преодоления. «Содержательное пространство», из которого могут черпаться примеры, очень большое и разнородное. Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из собственного опыта или получившие общественную известность; реальные события и смоделированные ситуации. Последние уже содержат определенный элемент обобщения. Обратим внимание на это обстоятельство. Здесь кроется еще одна причина затруднений в выполнении данных заданий. Положения или понятия, требующие конкретизации, как правило, носят очень общий, иногда предельно абстрактный характер (такова специфика обществоведческого знания). И содержательное расстояние между таким понятием и отдельным фактом очень велико; его не преодолеешь, что называется, в одно касание. Приходится идти по пути все большего уточнения самого исходного положения, выделяя его стороны, аспекты, формы проявления и т. д. Одновременно все более четко очерчивается та область, из которой уместно почерпнуть нужные примеры. Поясним сказанное, обратившись к примеру. Задание 1. Раскройте на примерах методы, присущие научному познанию. Комментарий. Его выполнение начинается с припоминания этих методов: эксперимент, научное наблюдение, моделирование, математические расчеты, выдвижение гипотез и др. Затем уместно обратиться к фактам научной жизни и конкретизировать отдельные методы (например, астрономические наблюдения, гипотеза строения атома, эксперименты в области ядерной физики и т. п.). В тех случаях, когда условие развернуть не удается, ответ получается неубедительным, а то и просто неверным. Обратимся к отрывкам из ответов учеников, выполнявших такое задание: «Приведите примеры, показывающие роль практики как критерия истины». «Ученик предполагает, что верно решил задачу. Но для получения истины надо сделать проверку». «Истиной является то, что доказано практикой. Например, хороший ответ ученика на экзамене». «Методом наблюдений установлено, что в сутках 24 часа». Два первых ответа показывают, что их авторы слабо владеют философским понятием «практика». Последний ответ отражает ошибочное толкование метода наблюдений. Мало кто из выполнявших данное задание попытался развернуть его условие. А вместе с тем было бы очень полезно выделить и обозначить следующие положения, отражающие роль практики в познавательной деятельности человека. Во-первых, многие свойства предметов устанавливаются при непосредственном взаимодействии с ними, т. е. на практике. Вот как эта мысль была выражена в ответе одной ученицы: «Сколько ребенку ни говори, что горячая сковорода больно жжет, он не убедится, пока не попробует сам». Во-вторых, истинность знаний и представлений, полученных доопытным путем (правильность расчетов, разработок, гипотез), проверяется на практике – в эксперименте, в ходе производства продукта, на историческом опыте (отсюда, кстати, видно, сколь широко понятие практики). Так, создание в конце 40-х годов атомного оружия, а затем строительство атомных электростанций стало практическим подтверждением верности идей, выдвинутых в области ядерной физики в 30-е годы. Наряду с реальными фактами в целях конкретизации, как уже говорилось, могут использоваться смоделированные ситуации. Обратимся к еще одному заданию единого экзамена. Задание 2. Раскройте на примере теоретическое положение о том, что на социальное познание оказывает влияние совпадение объекта и субъекта познания. Вот как может выглядеть конкретизирующая часть. Допустим, социолог изучает особенности современной семьи. Сам он имеет опыт семейной жизни, знает, как складываются семейные отношения у близких и знакомых людей. Писателю этого знания, возможно, было бы достаточно. Однако ученый должен привлечь данные, отражающие ситуацию в этой области в целом. Как объективный исследователь, он будет принимать во внимание всю совокупность фактов. Однако вряд ли он может остаться полностью беспристрастным. Его собственные взгляды на изучаемую проблему будут влиять и на отбор материала, и на интерпретацию имеющихся у него данных. Предположим, что наш исследователь – убежденный сторонник строгого распределения семейных обязанностей на основе традиционных представлений о ролях мужчины и женщины в семье. Выявленные им, к примеру, факты все более частого подключения мужчин к выполнению обычно женских обязанностей (уход за детьми, уборка квартиры, покупка продуктов и т. п.) он как исследователь не будет скрывать, но скорее всего истолкует как проявление кризиса в семейных отношениях.
|