Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
По каким критериям оценивается выполнение заданий по работе с текстом.
Каждому заданию соответствуют специально разработанные критерии проверки и оценки ответа, сопровождающиеся шкалой баллов, выставляемых за полный правильный или частично правильный ответ. Именно они делают возможной объективную оценку работы проверяющими ее экспертами. В адресованных экспертам материалах предлагаются возможные формулировки ответов по каждому из предъявленных заданий или даются общие подходы, «ключи» к построению ответа и его оценке. Вместе с этим указывается, что допускаются иные, отличные от предлагаемых формулировки, соответствующие правильному ответу. Первое и второе задания оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа, до двух баллов каждое. Третье и четвертое задания оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа, до трех баллов каждое. Приведем пример критериев оценки одного из составных заданий ЕГЭ. Данное задание содержит два текстовых фрагмента одного автора, которые в содержательном отношении дополняют друг друга. Задание. «Человек – не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе его развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может стать и чем он, возможно, еще и станет. Человеку нельзя дать такое определение, как столу или часам, и все же определение этой сущности нельзя считать полностью невозможным. Для определения человека можно выбрать другие критерии, например два рода страстей и влечений. Первый род влечений, биологического происхождения, распространяется в равной мере на всех людей. Сюда относится потребность выживания, потребность в безопасности, в какой-то форме социальной защищенности. Но человек – это такое существо, у которого инстинктивное поведение играет минимальную роль. Страсти другого рода имеют не биологические корни, и поэтому они у всех людей разные. К ним относятся любовь, радость, солидарность, зависть, ненависть, ревность, соперничество, стяжательство и т. д. Самой ужасной из всех человеческих страстей я считаю стремление более сильного использовать другого человека как средство достижения своих эгоистических целей. Это не что иное, как утонченная форма каннибализма».
«Задаваясь вопросом, можно ли говорить о сущности человека, сразу сталкиваешься с двумя противоположными точками зрения. Одна гласит, что никакой сущности человека вообще нет, человек есть не что иное, как продукт формирующих его культурных условий. С другой стороны, существует мнение, представленное Фрейдом и многими другими учеными, согласно которому природа человека существует. Человек впервые является жизнью, которая осознает самое себя. Человек – пленник природы, но, несмотря на это, свободен в своем мышлении, он часть природы и все же, так сказать, ее причуда, он не находится ни здесь, ни там. Человек является одновременно телом и душой, ангелом и зверем, он принадлежит к двум конфликтующим между собой мирам».
(Э. Фромм)
Вопросы и задания. 1. Опираясь на тексты, приведите две цитаты, в которых даны определения понятия «человек». Комментарий. Критерии оценки ответа. В ответе могут быть приведены любые две цитаты из следующих: 1) человек – живое существо, которое можно понять только в длительном процессе его развития; 2) человек – существо, у которого инстинктивное поведение играет минимальную роль; 3) человек есть не что иное, как продукт формирующих его культурных условий; 4) человек является жизнью, которая осознает самое себя. Если правильно приведены две цитаты, выставляется 2 балла. Если правильно приведена одна цитата – 1 балл. Если ответ неправильный – 0 баллов. Максимальный балл за полный ответ – 2. 2. Назовите потребности человека, которые, по мнению автора, имеют биологическое происхождение. Комментарий. Критерии оценки ответа. Автором отнесены к потребностям биологического происхождения 1) потребность выживания, 2) потребность в безопасности, 3) потребность в социальной защищенности. Если правильно указаны две или три потребности, выставляется 2 балла. Если правильно указана одна потребность – 1 балл. Если ответ неправильный – 0 баллов. Максимальный балл за полный ответ – 2. 3. Самостоятельно сформулируйте общую мысль о сущности человека, присутствующую в приведенных фрагментах текстов. Свой вывод подкрепите двумя цитатами. Комментарий. Критерии оценки ответа. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) сформулирована общая мысль о двойственной природе человека (смысл ее заключается в том, что человек только отчасти зависит от природы, но в основном является свободным, и поэтому сущность человека двойственна; понять эту сущность можно только в процессе развития человека); 2) приведены две цитаты из текста, соответствующие каждому из проявлений двойственной природы человека: «Человек – пленник природы». Но: «Человек – это такое существо, у которого инстинктивное поведение играет минимальную роль». Если в ответе правильно представлены указанные элементы, выставляется 3 балла. Если правильно дан первый элемент ответа и приведена одна цитата – 2 балла. Если правильно дан первый элемент ответа, а цитаты не приведены – 1 балл. Если первый элемент ответа не дан (общая мысль не сформулирована) или ответ неправильный – 0 баллов. Максимальный балл за полный ответ – 3. 4. С опорой на тексты и обществоведческие знания назовите три важнейшие способности, присущие человеку. Комментарий. Критерии оценки ответа. Если правильно указаны три способности, например, 1) способность человека к осмысливанию, осознанию своего поведения и окружающей действительности; 2) способность к саморазвитию; 3) способность контролировать свое поведение, выставляется 3 балла. Если правильно указаны две способности – 2 балла. Если правильно указана одна способность, выставляется 1 балл. Если ответ неправильный – 0 баллов. Максимальный балл за полный ответ – 3.
|